Заседание № 227
О проекте федерального закона № 383312-4 "О внесении изменения в статью 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности граждан за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 29. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности граждан за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам). Доклад представителя Ивановской областной Думы Александра Владимировича Ахлюстина. Пожалуйста. АХЛЮСТИН А. В., представитель Ивановской областной Думы. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мы с вами совсем недавно стали свидетелями того, как волна некачественных спиртосодержащих жидкостей захлестнула Россию от Камчатки до Калининграда. В результате мы имели тысячи пострадавших людей, которые безнадёжно больны сейчас, сотни людей от этой продукции умерли. Поэтому проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вносится в целях установления административной ответственности граждан за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормам. Вы знаете, что граждане, закупая этиловый спирт в аптеках, в магазинах в виде различных средств гигиены, разводят его обычной водопроводной водой и поставляют в продажу своим же соседям. Фактически в данном случае можно говорить о производстве либо обороте этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, которыми занимаются граждане, следовательно, необходимо вести речь об ответственности этих лиц. Привлечение этих лиц к ответственности по аналогии с привлечением к ответственности за самогоноварение по закону Ивановской области не получается, поскольку это разные процессы. Действующая же норма 6.14 КоАП устанавливает ответственность исключительно должностных и юридических лиц, то есть опять эти лица не подпадают под ответственность. Предлагаемое изменение в статью позволит привлекать и граждан, занимающихся изготовлением и распространением, то есть продажей, спиртосодержащих суррогатов. Наличие данной нормы будет являться также сдерживающим фактором для любителей поживиться за счёт людской беды. Мы, к сожалению, не нашли поддержки у наших коллег в комитете Государственной Думы и в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ не наделяет граждан правом заниматься производством и оборотом спиртосодержащей продукции, то есть граждане не вправе этим заниматься, но они занимаются и распространяют эту продукцию, значит, они должны нести наказание. Ведь по аналогии: кому разрешено заниматься изъятием собственности, кроме суда? Никому. Но люди воруют, и закон их наказывает. То есть аналогия фактическая есть. Применение норм статьи 14.2 КоАП "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена" на практике, к сожалению, затруднено и зачастую оспаривается в суде. Таким образом, под действие статьи 14.2 не подпадают случаи незаконной продажи товаров, предусмотренные другими статьями КоАП, в том числе и статьёй 14.16 "Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Статья 14.16 устанавливает ответственность исключительно за продажу, хранение, изготовление, то есть оборот не подпадает под действие данной статьи. Более того, субъектами правонарушений по данной статье также являются исключительно должностные и юридические лица. Таким образом, кольцо замыкается: фальсифицированную водку граждане изготавливают, продают, люди гибнут, а никого наказать мы не можем. И в то же время мы говорим о заботе о здоровье нации, о плохой демографической ситуации в стране. Данный законопроект поддержали наши коллеги из Московской областной Думы, поддержала Брянщина, поддержала Чечня, поддержал Воронеж и ряд других субъектов Российской Федерации, поэтому обращаемся к вам, чтобы вы рассмотрели внимательно данный законопроект. Да, он требует доработки, да, он требует внесения изменений, но он необходим сегодня как воздух, как жизнь, для того чтобы сохранить последних мужчин на территории нашей Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да какой я Олег Викторович? (Смех в зале.) МОСКАЛЕЦ А. П. Прошу извинения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, очень много сегодня выступал он, очень много выступал, на автомате всё у него. МОСКАЛЕЦ А. П. Артур Николаевич, прошу извинения. Уважаемые коллеги, прошу извинения. Теперь по тексту. ИЗ ЗАЛА. Так написано в бумаге! МОСКАЛЕЦ А. П. В бумаге написано: Борис Николаевич. (Смех в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Александр Петрович, устал, наверное, ну, ничего. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Сейчас, успокоится зал. Уважаемые коллеги, действующая в настоящее время статья 6.14 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность - прошу обратить внимание - должностных и юридических лиц за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Прошу отметить, уважаемые коллеги, что ответственность наступает не за само производство или оборот, ибо они разрешены, а за производство или оборот с нарушением требований. Авторы же законопроекта предлагают в круг субъектов ответственности по данной статье включить ещё и граждан. Однако поддержать это предложение ну никак невозможно, так как Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что производство такой продукции, а также поставки и розничная продажа осуществляются только организациями, а граждане такой деятельностью заниматься не могут. Таким образом, по смыслу предложения авторов граждане могли бы заниматься производством спирта, но мы не можем здесь их поддержать, и мы на это, я полагаю, никак не пойдём. А если говорить об ответственности граждан в таких случаях, о чём и ставился вопрос, то в Кодексе об административных правонарушениях имеются статьи 14.1 и 14.2, запрещающие осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без лицензии, а также продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Вопросы есть? Есть вопросы. Запишитесь тогда, пожалуйста. Два, три вопроса. Хорошо. Малышкин, можете задавать вопрос пока. Запись идёт, вы первый, наверное. Пожалуйста, Олег Александрович. Включите микрофон. МАЛЫШКИН О. А. Вот, Александр Петрович, это что же получается? Я эту бормоту пить не могу, гоню самогон у тёщи, пью только его, а я должностное лицо, что же, я отвечать за что-то буду или как? Непонятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет ответ, Александр Петрович? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что хочет, то пускай и пьёт. Султанов, пожалуйста, ваш вопрос. СУЛТАНОВ Ш. З. Я хотел вас спросить, вот вы сказали, что есть закон, который запрещает должностным и юридическим лицам... В то же время вы сказали, что законопроект Ивановской областной Думы, если он будет принят, де-факто как бы разрешит и обычным гражданам заниматься оборотом этилового спирта в той или иной форме. Но реальность такова, что они безо всяких постановлений Государственной Думы этим занимаются. Так вот мой вопрос заключается в следующем. Скажите, существует ли статистика, сколько человек в прошлом году или за два года погибло от действия этилового спирта, суррогатов, которые были произведены юридическими или должностными лицами и обычными гражданами? Вот по моим полевым исследованиям, порядка 80 процентов погибших людей - это те, кто погиб из-за того, что соседи произвели. Это... (Микрофон отключён.) МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вопрос переводится в несколько другую плоскость. Мы же говорим сейчас о формировании общего правила поведения, которое мы здесь приняли бы и которое было бы понятно обществу, чтобы это действительно могло оказать реальное воздействие на ту негативную ситуацию, которая, безусловно, сегодня сложилась. Мы же исходим из чего, существующий сегодня закон говорит о чём? О запрещении производства либо оборота этилового спирта, алкогольной продукции, не соответствующих требованиям. И здесь санкции, вы правильно говорите, - наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц, потому что базовым законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." разрешена такая деятельность, но она должна быть в рамках вот этого закона, а продукция должна соответствовать санитарным, гигиеническим и другим требованиям. Граждане не являются здесь субъектами, а в предложении наших коллег говорится о том, чтобы включить сюда ещё и граждан. Но тогда действительно получается так по смыслу этого законопроекта: граждане, пожалуйста, занимайтесь производством этилового спирта, только соблюдайте санитарные и гигиенические нормы. Но это невозможно по материальному базовому закону, поэтому поддержать никак нельзя. Понимаете, наши коллеги из Ивановской области исходили из чего? Из аналогии применения права, и об этом говорил докладчик. Уважаемые коллеги, хотя гражданское законодательство предусматривает аналогию применения права, но для этого и уголовного законодательства это неприменимо. Вы знаете, в Советском Союзе были такие случаи, когда... ну, крали невест в Средней Азии и в советское время, но не было такой статьи по политическим мотивам, так сказать. Да, осуждали таких людей, если смотреть с точки зрения закона, как за кражу лошади. Ну, не очень это верно, конечно. Поэтому нужно сегодня действовать в рамках существующего законодательства, и если уж что-то менять, то начинать нужно с базового материального закона, а не принимать законы, запрещающие неправильные действия, так сказать, действия, совершаемые вопреки требованиям основного закона. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопросы закончены. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Настаивает. Пожалуйста, Александр Петрович, присядьте. Если вы захотите выступить с заключительным словом, я вам дам возможность выступить с места. АХЛЮСТИН А. В. Уважаемые коллеги, содокладчик, конечно, красиво выступал, но ни о каком разрешении производить спиртосодержащие смеси мы не говорим. Мы говорим только о наказании, если кто-то вздумает вопреки закону заниматься этим делом. Если мы затянем решение этого вопроса, я вас уверяю, - правильно один из коллег поднял вопрос о том, сколько людей умерло, но такой информации нет, я занимался этим вопросом, пытался узнать в местных органах УВД, информация закрытая, к сожалению, - мы потеряем ещё десятки и десятки своих граждан, понимаете, в чём дело? По формальным признакам, да, возможно законопроект сырой, но давайте его вместе доработаем, примем в первом чтении и доработаем. Обратимся к другим законодателям и внесём поправки в законы, которые существуют, в основной закон, который здесь упоминался. Но этот закон необходим стране, как вы не поймёте?! Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович. Уважаемые депутаты, процедура обсуждения состоялась. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Комитет дал отрицательное заключение. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 05 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6% Результат: не принято Отклоняется законопроект.