Заседание № 174

07.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 383197-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об их исполнении".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2269 по 2291 из 11071
Вопрос 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный      
кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления,               
рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об их исполнении".       
Докладчик тот же.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Сергеевна.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по     
бюджету и налогам подготовил к третьему чтению законопроект № 383197-5 "О       
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения    
сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об   
их исполнении". Замечаний по законопроекту нет. Он прошёл юридико-техническую   
экспертизу и лингвостилистическую, и Комитет по бюджету и налогам предлагает    
принять законопроект в третьем чтении.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Замечаний нет. Выносим проект... Дмитриева Оксана Генриховна записалась на      
выступление по мотивам. Выносим проект федерального закона на "час              
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5224 по 5256 из 11071
Переходим к пункту 12. По мотивам голосования - Дмитриева.                      
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, казалось бы, закон имеет технический характер - он           
сокращает сроки рассмотрения бюджета в Государственной Думе, но сокращение      
сроков рассмотрения - это, так или иначе, сужение возможностей                  
Государственной Думы по влиянию на бюджет. А это основная функция               
представительной власти - контроль за средствами налогоплательщиков.            
Когда-то, когда начинался демократический процесс в России, наши                
предшественники говорили, что демократия - это процедура. Так вот, процедура    
ограничивает демократию, и это на самом деле существенно. И во-вторых,          
сокращается публичность и прозрачность в обсуждении бюджета, а это всегда       
ведёт к коррупции. Поэтому по этим двум основаниям фракция будет голосовать     
против и предлагает всем остальным голосовать против.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под номером 12       
повестки дня, третье чтение.                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4%                                     
Проголосовало против           90 чел.20,0%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 173

02.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 383197-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об их исполнении".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7437 по 7512 из 10642
Переходим к пункту 48. О проекте федерального закона "О внесении изменений в    
Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления,     
рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об их исполнении".       
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Олег Викторович.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект федерального закона № 383197-5 "О внесении            
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков      
составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об их       
исполнении" также нами в первом чтении рассмотрен 18 июня.                      
                                                                                
Ко второму чтению поступило три поправки, две из них, технического характера,   
приняты Комитетом по бюджету и налогам и одна отклонена. Комитет рекомендует    
Государственной Думе принять таблицы поправок 1 и 2 и принять проект            
законопроекта во втором чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прежде чем поставить на голосование таблицу, я хочу для стенограммы сказать,    
что предыдущий закон был федеральным конституционным и будем считать, что мы    
его голосовали в редакции: кто за то, чтобы одобрить федеральный                
конституционный закон? Это я для стенограммы.                                   
                                                                                
А теперь таблица 1 - две поправки, предлагаемые комитетом к принятию. Есть      
замечания?                                                                      
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу 1.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           28 чел.6,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Переходим к таблице 2 - одна поправка отклонённая. Есть замечания?              
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2. Голосуйте.                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят... Нет, это таблица принята, таблица принята.               
                                                                                
И ставлю на голосование проект закона под пунктом 48 во втором чтении.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           79 чел.17,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 169

11.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 383197-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об их исполнении".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 809 по 834 из 6493
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, правомерно ли внесение в порядок работы              
законопроектов о переносе сроков рассмотрения федерального бюджета на один      
месяц без получения отзывов от субъектов Федерации? Ведь это затягивает         
рассмотрение региональных бюджетов до конца декабря. Нет ещё и Бюджетного       
послания президента. Такое впечатление, что Минфин пытается рулить регионами,   
правительством, парламентом, президентом - всем и всеми, кроме исполнения       
своих прямых обязанностей - исполнения закона о федеральном бюджете.            
                                                                                
Напомню, в 2009 году расходная часть бюджета была провалена на 300 миллиардов   
рублей, треть его исполнена в четвёртом квартале, вносилось шесть тысяч         
изменений. В этом году те же проблемы. Может, надо разобраться с работой        
Минфина, а потом вносить изменения в сроки рассмотрения бюджета?                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Андреевич, вы не внесли каких-то организационных   
предложений. Вы предлагаете снять с рассмотрения пункты 15 и 16, как я понял,   
да?                                                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Значит, никаких организационных предложений не   
внесено.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 904 по 913 из 6493
Депутат Коломейцев Виктор Андреевич говорил о пунктах 15 и 16, но не            
предложил снять их с рассмотрения.                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правомерность внесения комитет не оспаривает, поэтому     
он и внёс на Совет. Раз Совет рассмотрел данный вопрос и вынес его на           
пленарное заседание, это означает, что все правовые нормы, связанные с          
прохождением этого закона, соблюдены.                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1959 по 2829 из 6493
Коллеги, надо посоветоваться. Мы вчера на Совете Думы приняли решение о том,    
что следующие вопросы, которые у нас на фиксированное время поставлены,         
пункты 15 и 16, мы будем обсуждать по заранее установленному временному         
графику, то есть на эти законы мы выделили сорок пять минут, но семь минут мы   
уже изъяли, они были использованы Еленой Борисовной. Поэтому у меня такое       
предложение: давайте мы сейчас будем обсуждать до 12.00, если не уложимся,      
если у нас будет необходимость продлить обсуждение, то тогда на семь минут      
придётся продлить это обсуждение после двенадцати, с вашего согласия. Нет       
возражений? И второе. Мы делаем один доклад по обоим законам и один содоклад,   
обсуждаем вместе, голосуем раздельно.                                           
                                                                                
Татьяна Геннадьевна Нестеренко, пожалуйста, на трибуну. Проект федерального     
конституционного закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального          
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и проект         
федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения      
проектов бюджетов и отчётов об их исполнении".                                  
                                                                                
Я, кстати, думаю, все поняли, что если закончим раньше, то, значит, раньше.     
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации.                  
                                                                                
Спасибо большое, Олег Викторович.                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, проект поправок в федеральный конституционный закон         
касается только одной нормы: в части изменения сроков внесения в                
Государственную Думу отчёта об исполнении бюджета. Действующая норма закона     
предполагает внесение отчёта одновременно с внесением самого проекта закона о   
бюджете соответствующего года. Это неоднократно обсуждалось в Думе - что,       
вообще-то, отчёт нужно рассматривать раньше, и как раз поэтому в                
конституционный закон предлагается внести отсылочную норму: внесение отчёта     
об исполнении бюджета в сроки, установленные федеральным законом. А вот эти     
сроки, которые должны устанавливаться федеральным законом, как раз и            
регулируются вторым законом, уже не конституционным, а федеральным, - "О        
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения    
сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об   
их исполнении". Какие изменения предлагается внести?                            
                                                                                
Их можно разделить на несколько блоков. Первое - перенос срока внесения         
правительством бюджета, как бюджета федерального, так и бюджетов                
государственных внебюджетных фондов, в Государственную Думу. В 2009 году у      
нас перенесение срока уже один раз апробировалось, когда мы с 26 августа -      
это установленный в настоящее время срок - перенесли срок внесения проекта      
закона о бюджете на 1 октября. И в принципе эта практика показала свою          
эффективность, позволила правительству, министерствам, ведомствам более         
тщательно проработать проектировки и основные характеристики бюджетных          
ассигнований уже с учётом дополнительной информации о ходе исполнения бюджета   
в текущем году и уточнённых показателей, прогнозов социально-экономического     
развития.                                                                       
                                                                                
И вы видите нынешний результат рассмотрения отчёта: это привело к тому, что     
мы, наверное, первый раз за это полугодие приходим в парламент с уточнением     
бюджета. Раньше мы это делали намного чаще, уже в первом полугодии несколько    
раз его правили. Поэтому мы предлагаем с 26 августа на 1 октября перенести      
срок внесения в парламент отчёта, вернее, бюджета, проекта закона о бюджете.    
                                                                                
Второй блок - это уточнение установленных в настоящее время сроков              
рассмотрения законопроекта о бюджете в самой Государственной Думе. Из чего мы   
исходили? Из того, что перенесение срока с 26 августа на 1 октября не должно    
повлиять на важную отправную точку - на то, что закон должен вступить в силу    
до начала финансового года, это важнейшая позиция.                              
                                                                                
Исходя из этого мы предлагаем сократить время рассмотрения Государственной      
Думой законопроекта о бюджете на соответствующий финансовый год с тридцати      
дней до двадцати дней в первом чтении, с тридцати пяти дней до двадцати пяти    
дней (как сейчас, на десять дней меньше) во втором чтении и в третьем чтении    
также сократить на пять дней - с пятнадцати до десяти дней. Практика, ещё раз   
говорю, рассмотрения этих законопроектов в прошлом году показала, что мы с      
вами вполне укладываемся в эти временные ограничения.                           
                                                                                
Законопроектом о внесении изменений в Бюджетный кодекс предлагается изменить    
сроки составления, рассмотрения и утверждения парламентом отчётов об            
исполнении бюджета. Ещё раз подчёркиваю, что предложение о необходимости        
рассмотрения отчётов до рассмотрения бюджета выносилось парламентом, это было   
одно из предложений по эффективности бюджетного процесса. Перенос сроков        
внесения бюджета и его рассмотрения даёт нам возможность изменить срок          
внесения отчёта.                                                                
                                                                                
Предлагается изменить срок внесения отчёта об исполнении бюджетов,              
установленный сейчас в соответствии с Бюджетным кодексом и Федеральным          
конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", перенести его   
с 26 августа на 1 сентября, а также изменить срок направления правительством    
в Счётную палату соответствующих отчётов для внешней проверки с 15-го на 1      
июня. Вернее, на 1 августа предлагается перенести срок представления отчётов    
в Государственную Думу, не на 1 сентября - мы будем представлять 1 августа      
отчёт об исполнении бюджета. Соответственно с 15-го на 1 сентября переносится   
срок представления Счётной палатой заключения на соответствующие отчёты.        
                                                                                
Также законом предлагается установить, что Государственная Дума рассматривает   
отчёты об исполнении бюджета до 1 октября. Это позволит публично рассмотреть    
отчёт об исполнении бюджета до начала очередного бюджетного процесса,           
позволит получить заключение Счётной палаты на прошлый отчёт, позволит в        
целом с учётом сложившейся практики укрепить позицию относительно тех           
бюджетных проектировок, которые формируются на следующий бюджетный цикл.        
                                                                                
Просим принять в первом чтении.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад. Я приглашаю на трибуну для          
содоклада Надежду Сергеевну Максимову.                                          
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам            
рассмотрел внесённые Правительством Российской Федерации два законопроекта.     
Вначале я остановлюсь на законопроекте № 383197-5 "О внесении изменений в       
Бюджетный кодекс Российской Федерации...", потому что он является основанием    
для внесения изменений в другой, конституционный закон о правительстве.         
                                                                                
Комитет отмечает, что этот законопроект учитывает положительную практику        
составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 2010 год. В     
условиях финансового кризиса в 2009 году была существенно осложнена оценка      
прогноза макроэкономических показателей развития российской экономики на 2010   
год, и мы многократно меняли - правительство и мы за ними следом - эти          
показатели, для того чтобы составить бюджет 2010 года. И вы помните, мы тогда   
законодательно приняли норму о том, что федеральный бюджет на 2010 год и        
плановый период 2011-2012 годов вносится правительством не 26 августа, а 1      
октября. Законопроект, который сегодня внесён правительством, как раз           
предлагает эту норму закрепить на постоянной основе в Бюджетном кодексе.        
                                                                                
Этот же срок устанавливается и для внесения правительством в Государственную    
Думу проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных       
фондов и Центральным банком проекта основных направлений единой                 
государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и        
плановый период.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, поскольку бюджетная система основывается на принципах        
единства и сбалансированности, изменение сроков осуществления бюджетного        
процесса на федеральном уровне требует синхронизации со сроками осуществления   
бюджетного процесса в регионах и муниципальных образованиях. В связи с этим в   
законопроекте предусмотрена норма, которой меняются сроки, связанные с          
работой Министерства финансов и регионов по формированию межбюджетных           
трансфертов, и предлагается перенести сроки внесения в законодательные          
(представительные) органы субъектов Федерации проектов бюджетов субъектов с     
15 октября на 1 ноября.                                                         
                                                                                
Одной из важных новаций внесённого законопроекта является установление          
сокращённых сроков рассмотрения федерального бюджета в стенах Государственной   
Думы, о чём уже Татьяна Геннадьевна в своём докладе сказала. Мы принципиально   
с этим согласны, но при обсуждении в комитете возникли вопросы, которые         
связаны, Олег Викторович, с предполагаемыми изменениями в Регламенте            
Государственной Думы. Если они будут приняты, то при подготовке законопроекта   
ко второму чтению нам будет необходимо увязать сроки прохождения этапов         
рассмотрения законопроекта с графиками пленарных заседаний Государственной      
Думы, чтобы регламентные нормы не вступали в противоречие с нормами             
Бюджетного кодекса.                                                             
                                                                                
Законопроектом, как уже было сказано, уточняются сроки составления,             
рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении федерального бюджета и         
бюджетов государственных внебюджетных фондов - их рассмотрение, напротив,       
приближается по срокам, то есть до начала рассмотрения проектов федеральных     
законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных фондов мы уже будем    
иметь решение, принятое Государственной Думой, об отчёте об исполнении этих     
бюджетов. Таким образом, реализуются многократно высказанные нами,              
депутатами, и Государственной Думой в целом пожелания развести сроки            
рассмотрения отчётов об исполнении бюджета за предыдущий год со сроками         
составления проекта бюджета на последующий год. Это даст возможность            
действительно учесть те замечания и предложения, которые депутаты вносят в      
процессе рассмотрения отчёта об исполнении бюджета за предыдущий год при        
составлении бюджета на последующий.                                             
                                                                                
Учитывая вот эти все аргументы, комитет считает, что законопроект заслуживает   
одобрения, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.      
                                                                                
И, уважаемые коллеги, как уже было сказано, этот законопроект внесён в пакете   
с законопроектом № 383196-5 о внесении изменения в Федеральный                  
конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Действительно,    
действующей редакцией части десятой статьи 36 федерального конституционного     
закона предполагается одновременное внесение закона о бюджете и отчёта об       
исполнении бюджета за предыдущий год, и это противоречит тому законопроекту,    
который сегодня мы с вами принимаем. Мы считаем, что это действительно          
правильное предложение, что в конституционном законе должна присутствовать      
только отсылочная норма на федеральный закон, в котором установлены             
конкретные сроки и даты как представления проектов бюджетов, так и              
представления отчётов об их исполнении.                                         
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект о внесении        
изменения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской       
Федерации" в первом чтении.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы? Есть. Тогда давайте запишемся.              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Что это у нас такое случилось? Лебедев с Коломейцевым не могут договориться.    
Вы соединитесь как-то, вы далеко сидите друг от друга.                          
                                                                                
Покажите список записавшихся. Двенадцать вопросов.                              
                                                                                
Коллеги, я дам возможность вопросы задать всем, просто у нас отведено           
ограниченное время на обсуждение. Как только это время закончится, я объявлю    
режим голосования.                                                              
                                                                                
Депутат Плетнёва.                                                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Надежде Сергеевне...                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, как договорились на Совете.                           
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. ...потому что задавать вопросы представителю министерства        
бессмысленно.                                                                   
                                                                                
Надежда Сергеевна, конечно, я понимаю, что наш бедный Минфин всё лето будет     
работать, а ведь и в отпуск надо пойти, поэтому ему нужно внести к нам          
попозже этот огромный том, который мы должны тут изучить за короткий срок. Вы   
сами хоть понимаете, что нам невозможно здесь уже работать, мы ничего не        
будем успевать?! А наверное, для правительства это будет очень хорошо, чтобы    
мы сидели и кнопки нажимали все "за", и всё. Зачем вы это делаете?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нестеренко.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думал, что это больше к правительству вопрос, чем к     
комитету.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Сергеевна.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, уважаемая Тамара Васильевна! Мы на самом     
деле считаем, что этот срок нас больше устраивает. Почему? Потому что у нас с   
вами сейчас есть позиция нулевого чтения, и мы практически в течение июля,      
августа, сентября работаем в этом режиме - оговариваем с правительством все     
вопросы. У нас создана рабочая комиссия по бюджетным вопросам, и она работает   
практически весь этот период.                                                   
                                                                                
Я должна сказать, что мы обычно собираем трёхстороннюю рабочую группу по        
совершенствованию межбюджетных отношений и каждый раз, когда мы её начинаем     
собирать в начале августа, это целая проблема - собрать депутатов, чтобы        
рассмотреть вносимые правительством вопросы, включаемые в закон, на этой        
трёхсторонней рабочей группе. Вот эта возможность у нас с вами появится в       
сентябре, когда мы уже начнём в плановом режиме работать.                       
                                                                                
Я думаю, что проблемы, о которых вы говорите, если мы действительно             
поработаем с законопроектом, возникать дополнительно в этом плане не будут и    
мы получим законопроект, уже основательно проработанный. Потому что, ещё раз    
повторяю, когда мы формировали бюджеты, - и не только на 2010 год, когда        
2009-й был кризисным, но это было и в 2007-м, и в 2008 году, когда у нас были   
проектировки плановые, - мы с вами, помните, всё время спорили, что             
неправильная цена на нефть, неправильно в связи с этим ВВП определён и так      
далее, и многократно, когда вносило правительство бюджет, вынуждены были        
возвращаться к поправкам уже во внесённый бюджет именно потому, что менялись    
прогнозные проектировки макроэкономических показателей.                         
                                                                                
Я думаю, что в теперешней ситуации, когда тоже, в общем-то, ещё достаточно      
непонятно, как экономика будет себя вести, вот эти устанавливаемые сроки,       
позволят нам по крайней мере к этим вопросам не возвращаться так многократно,   
и я думаю, что правительство нам представит достаточно взвешенные и             
согласованные решения по основным показателям.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Штогрин, пожалуйста.                              
                                                                                
Коллеги, чтобы осталось время на выступления, прошу лаконичные вопросы          
задавать.                                                                       
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к Максимовой Надежде Сергеевне. Надежда Сергеевна, поскольку мы   
затрагиваем и бюджетный процесс субъектов Федерации, скажите, сколько           
поступило отзывов от субъектов Федерации на законопроект и какой характер они   
носят?                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет, Надежда Сергеевна Максимова.         
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Практически возражений против перенесения сроков на             
пятнадцать дней, как я уже говорила, у субъектов Российской Федерации нет,      
тем более что мы им устанавливаем норму - не позднее. То есть они могут сами    
принимать решения вносить такие законопроекты и ранее установленного срока 1    
ноября.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Виктор Андреевич, пожалуйста.                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, я уточняю вопрос. Сколько       
конкретно поступило отзывов законодательных органов субъектов Федерации на      
эти законопроекты? Совершенно очевидно, что рассмотрение региональных           
бюджетов затянется до конца декабря, соответственно, с задержкой на             
полтора-два месяца будет составлена бюджетная роспись, доведение её до          
бюджетополучателей, а реальное исполнение бюджета начнётся с апреля. Сейчас в   
четвёртом квартале исполняется до трети расходной части бюджета. С принятием    
этих законов, по вашему мнению, 50 процентов расходной части бюджета будет      
исполняться в четвёртом квартале?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Законопроект исходит из того, что срок утверждения закона о    
федеральном бюджете и вступления его в силу не меняется, меняется срок          
внесения и уточняются на пятнадцать дней сроки рассмотрения в Государственной   
Думе между первым, вторым и третьим чтениями. Бюджеты субъектов Российской      
Федерации, сроки их утверждения, рассмотрения отчётности полностью совпадают    
с бюджетным процессом и обеспечивают принятие и вступление в силу законов о     
бюджете субъектов и муниципалитетов тоже до 1-го числа.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров, пожалуйста, ваш вопрос.               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Позиция правительства по всем этим вопросам понятна и          
отношение Государственной Думы и правительства тоже понятно. Вопросы к          
Надежде Сергеевне.                                                              
                                                                                
Надежда Сергеевна, вот несколько вопросов возникло исходя из вашего             
выступления. Ответьте, пожалуйста: собственно говоря, у кого есть процедура     
нулевого чтения, потому что у нашей фракции её как-то нет? Трёхсторонняя        
встреча, вернее, рабочая группа по бюджету, о которой вы говорили, - это        
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", правительство и администрация президента?                      
                                                                                
И третье. Как вы можете поддерживать такое изнасилование Регламента             
Государственной Думы, как сокращение сроков рассмотрения во втором и в          
третьем чтениях? У нас есть Регламентом установленные нормы, которые дают       
депутатам возможность представлять поправки в определённые сроки, и мы обычно   
в эти сроки не укладываемся.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Надежда Сергеевна.                            
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Максим Станиславович, у нас трёхсторонняя рабочая     
группа состоит по постановлению Государственной Думы из представителей          
абсолютно всех фракций и абсолютно всех комитетов - пятьдесят два человека      
входят в её состав. Высказывать своё мнение по вопросам, которые на ней         
рассматриваются, имеют возможность все, кто желает это делать. К сожалению,     
могу сказать, что, как правило, когда мы организуем эту работу, принимают в     
ней участие не более двадцати двух человек, о чём я и сказала. Тем более        
собрать в начале августа рабочую группу, для того чтобы по межбюджетным         
трансфертам провести соответствующие согласительные процедуры, бывает очень     
сложно. Если мы будем это делать в сентябре, то в том числе и вы, если          
являетесь членом этой группы, сможете принять участие.                          
                                                                                
С точки зрения сокращения. Вы посмотрите, у нас сокращается на пять дней        
работа между первым и вторым чтениями. Я считаю, что это непринципиально, не    
то, о чём стоило бы говорить. Потому что если мы будем работать в нормальном    
режиме... А у нас есть - я уже об этом говорила, и Олег Викторович может        
сказать - комиссия по бюджетно-плановым вопросам, которая с правительством      
работает на постоянной основе и согласовывает эти вопросы.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть.                                           
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Надежда Сергеевна, действительно депутатов уже не        
интересует мнение Минфина, потому что всем понятно, что для Минфина чем         
меньше депутатов будет, тем лучше, я имею в виду их присутствие, их влияние     
на бюджет. Но вы, как опытный депутат, не можете не заметить, что в последнее   
время, за последние четыре года, роль депутатского корпуса в бюджетном          
процессе последовательно снижается внесёнными поправками именно в Бюджетный     
кодекс. Скажите, вот в связи с этим сжатием сроков, временных рамок             
возможности депутата повлиять на бюджет, на ход его рассмотрения                
увеличиваются или нет? В связи с этим сжатием времени возможности рассмотреть   
поправки субъектов Российской Федерации увеличиваются или нет? Я думаю, что     
вы, как опытный депутат, должны видеть это и дать свою оценку.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот обращаю ваше внимание: когда от одной и той же        
фракции задаётся много вопросов, мы получаем такую ситуацию, что Надежда        
Сергеевна сейчас будет в четвёртый раз отвечать на один и тот же вопрос.        
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Сергеевна.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Анатолий Евгеньевич, я только что сказала, что практически      
срок сокращается на пять дней. Я хочу обратить ваше внимание вот на что. Мы     
об этом всё время пишем в своих постановлениях, и, я думаю, Олег Викторович,    
мы должны в этом плане придерживаться сегодня более жёсткой позиции,            
поскольку действительно сроки сокращаются, а для правительства увеличиваются    
сроки внесения законопроекта. Необходимо всё-таки, чтобы нормативные акты,      
которые должны быть приняты во исполнение этого закона, который мы будем        
принимать, по возможности готовились и рассматривались до принятия закона.      
Почему не работают у нас часто какие-то позиции конкретного закона о            
федеральном бюджете? Потому что принятие нормативных актов, разработка          
механизмов исполнения этих норм относятся на последующий год и часто они        
принимаются в течение, ну, даже первого полугодия следующего года (мы с вами    
знаем, что по 2009 году семь нормативных актов так и не были приняты).          
                                                                                
Поэтому, Анатолий Евгеньевич, мне понятна ваша обеспокоенность, но, мне         
кажется, нужно идти именно по этому пути, и правительство, кабинет министров    
должен чётко себе давать отчёт: чтобы заработал закон с начала года, нужно,     
чтобы все нормативные акты были подготовлены и механизмы доведены.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков, пожалуйста.                                       
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к комитету. В третьей Думе мы пришли к процедуре нулевого         
чтения, и мы расценивали её как достижение всех парламентских фракций.          
Насколько мне известно, во всех странах мира, приличных по крайней мере,        
бюджет обсуждается от шести до восьми-девяти месяцев. Означает ли то, что мы    
за месяц делаем бюджет, что наш парламент самый умный и работоспособный, или    
у нас гениальное правительство и лучшие в мире министры, которые не делают      
ошибок и бюджет не требует правок после их работы, или действительно у нас      
парламент правительству уже как орган не нужен и даже, может быть, мешает? По   
большому счёту, он у нас уже давно перестал быть местом даже для политических   
баталий, что уж там говорить о бюджетных. Не предусматривают ли в ближайшее     
время "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и правительство ещё большее сокращение или, может быть,   
даже отмену обсуждения бюджета, как несущественной процедуры, не влияющей ни    
на параметры бюджета, ни на статьи? Ну, лишняя трата времени, могли бы          
перейти к обсуждению других, более важных вопросов.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, это надо зачесть как выступление и перейти к     
следующему вопросу.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая...                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желание ответить на этот вопрос? Ну, я не знаю,      
как вы будете на него отвечать.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Я отвечу вполне однозначно: нет, не предусматривают.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо.                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Селезнёв.                                                   
                                                                                
А, нет Коломейцев Николай Васильевич, извините.                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, объясните, пожалуйста: вот по итогам прошлого    
года вы внесли шесть тысяч поправок и семь документов, связанных с              
исполнением бюджета, обязательных, так и не выпустили, чем сократили,           
вообще-то, возможности бюджетополучателей в части совершения благих дел для     
России.                                                                         
                                                                                
Вот в оперативном отчёте Счётной палаты, опубликованном во вторник, сказано,    
что у вас и в этом году - а уже почти полгода прошло - нет ещё порядка десяти   
документов, ну, по-моему, восьми или девяти. И сегодня у вас 4,6 триллиона на   
казначейских счетах, а девяносто один бюджетополучатель ноль получил, и         
шестнадцать федеральных целевых программ ноль получили. Это вы делаете для      
того, чтобы выполнить задание Кудрина по тридцатипроцентному сокращению         
бюджетных расходов?                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Геннадьевна, пожалуйста.                          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Нет, это мы делаем в рамках реализации тех направлений         
бюджетной политики, которые были приняты, в том числе в части накопления в      
предыдущие годы средств на счетах Резервного фонда и Фонда национального        
благосостояния, которые вы как раз и посчитали как остатки на счетах. Все       
бюджетополучатели до начала финансового года получили объёмы финансирования и   
при необходимости проведения кассовых расходов могли провести любую операцию,   
любую.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв, пожалуйста.                                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, нам часто, когда пытаются         
доказать необходимость и целесообразность принятия того или иного закона, в     
обоснование приводят международную практику. Вот я хотел бы задать вопрос.      
Понятно, что абсолютно все развитые страны мира переживают кризисные или        
посткризисные явления. Какова практика парламентов наиболее развитых стран по   
срокам принятия бюджета страны?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Я хочу сказать, что везде разная практика и во многом она      
зависит от того, что является предметом обсуждения в парламенте. В              
большинстве стран более широкие дебаты идут как раз по законопроектам, или      
программам, или проектам, которые порождают бюджетные обязательства, - то,      
что связано с бюджетом, налоговое законодательство например, то, что является   
источником формирования доходов, и, соответственно, государственные             
программы, потому что бюджет - это всего лишь прогноз тех доходов и расходов    
и объёмов дефицита, которые формируются в процессе исполнения тех               
обязательств, которые приняты в других законах. Это общая норма, и она в        
принципе - я ещё раз говорю - зависит от того, каким образом устроен вопрос     
формирования бюджета, и от того, какие существуют полномочия у парламента в     
части обсуждения государственных программ. Такая практика в Российской          
Федерации тоже есть, ну, в рамках, например, обсуждения программы развития      
сельского хозяйства.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич - последний вопрос.          
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос, на который я не получил ответа в комитете. В прошлом году мы     
переносили сроки в виде исключения, потому что был кризис. Что случилось в      
этом году такого, что мы исключение возводим в правило? Только не говорите,     
что кризис, - и Путин, и Медведев говорят: пик кризиса пройден, рецессия        
прошла и положение улучшается. Только не говорите, что бюджет будет более       
основательно проработан, - каждый год при внесении бюджета мы слышим от         
коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ", что бюджет основательно проработан. Что такого       
случилось в России, что вы просите дополнительное время? Может быть, Медведев   
с Путиным не правы, когда говорят, что ситуация в России улучшается, и она      
ухудшается, и поэтому вы просите дополнительное время себе, а депутатам         
урезаете? Кто же из вас прав - они или вы?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну пятый раз кто будет отвечать? Татьяна Геннадьевна.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Внесение изменений в порядок внесения и рассмотрения отчётов   
и бюджета никак, конечно, не связано ни с кризисной ситуацией, ни с выходом     
из неё. Вопрос этот связан в первую очередь с необходимостью создания           
постоянно действующих механизмов, обеспечивающих более качественную             
проработку документов, и учёта фактического состояния дел и уточнённых          
прогнозов, которые складываются в течение года. Вот я хотела бы сказать, что    
законопроект не даёт возможности вносить изменения или участвовать в рамках     
парламентских процедур при подготовке поправок.                                 
                                                                                
Обращаю внимание, что в первом чтении... Первое чтение - это очень важно, это   
макроэкономические позиции, это политика, и очевидно, что именно до первого     
чтения важно рассмотреть отчёт об исполнении предыдущего года, и это увязано    
с этим законом. И вот на формирование общих основ политики, на рассмотрение     
этого вопроса - двадцать дней парламенту, на подготовку ко второму чтению       
после формирования основ, на поправки ко второму чтению - двадцать пять дней,   
третье чтение, когда формируется уже сам законопроект и вносятся текстовые      
поправки, - десять дней. Но мне кажется, что опыт рассмотрения даже в           
предыдущие периоды уже показывал, что мы с большим запасом успеваем             
рассмотреть эти отчёты не в ущерб парламентским процедурам, ни в коей мере.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по законопроекту? Раз, два, три, четыре - четыре     
выступления. Коллеги, мы с вами должны завершить работу в 12.07, скажем так,    
если сорок пять... ну, хорошо, в 12.10, поэтому есть предложение такое: дать    
возможность выступить по одному представителю от фракции до четырёх минут       
и...                                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иначе мы не уложимся. Мы вчера на Совете определили,      
что на обсуждение данного вопроса отводим сорок пять минут.                     
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то, чтобы соблюсти регламент, который предложил   
Совет Государственной Думы?                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Четыре минуты, по одному выступлению от фракции.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По четыре, я сказал, по четыре, соответственно, мы        
продлеваем время на эту процедуру.                                              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.80,2%                                     
Проголосовало против           77 чел.19,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По ведению - Плетнёва.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я уже сказал, что мы потом продлим перерыв.           
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы не можем        
сегодня по Регламенту этот вопрос рассматривать. У нас Надежда Сергеевна не     
сказала, не ответила на два вопроса, у нас нет...                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, я вынужден вас прервать, потому что    
мы с вами эту тему затрагивали при обсуждении порядка работы. Такая тема        
возникла, было внесено предложение, депутат Коломейцев Виктор Андреевич по      
этому поводу выступал, и было дано разъяснение, что все регламентные            
процедуры соблюдены.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, кто от фракции? Штогрин. Четыре минуты регламент.                   
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Конечно, за четыре минуты сложно высказаться по двум законопроектам, причём     
один конституционный. Я просто хочу всем ещё раз напомнить, что проект закона   
был внесён в Государственную Думу 31 мая, сегодня у нас 11 июня.                
Затрагиваются интересы субъектов Федерации в законопроекте, очень важные        
вопросы, связанные с формированием бюджетов, а они, конечно, высказаться не     
могли, и никаких, на мой взгляд, заключений субъектов Федерации, естественно,   
не поступало.                                                                   
                                                                                
Но по сути законопроектов хотел бы сказать следующее. Конечно, является         
бесспорным и будет поддерживаться всеми депутатами предложение о том, чтобы     
развести отчёт правительства об исполнении бюджета предыдущего года и проект    
бюджета на очередной финансовый год. И, Олег Викторович, как я обещал,          
выступая в прошлом году при отчёте правительства, я такой проект закона         
подготовил, он в Думе есть, и он тоже решает эту проблему, поэтому здесь        
вопросов никаких нет. И конечно, депутаты-трудоголики могут уже 2 или 3         
августа этого года сидеть в Думе, работать с отчётом правительства и            
готовиться к его обсуждению, но вопросы-то мы ставим по другой части, более     
важной, - связанные с рассмотрением бюджета нового финансового года.            
                                                                                
Первое, о чём я хотел бы сказать, - о нулевом чтении. Чем отличается            
парламент от всех других федеральных учреждений, организаций? В парламенте      
всё делается гласно. Какую гласную информацию вы, кто-нибудь из сидящих в       
зале, имели о нулевом чтении? Могли ли вы принять участие в этом нулевом        
чтении? Ничего этого нет. Поэтому никакого нулевого чтения бюджета у нас, в     
Российской Федерации, не существует. Один раз это было, по-моему в 2004 году,   
когда по распоряжению Председателя нашей Думы Грызлова была сформирована        
официально рабочая группа, в которой я участвовал, представители ЛДПР были,     
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", и тогда мы действительно у Жукова собирались дважды,     
рассматривали основные параметры бюджета и до чего-то там доходили. После       
этого никаких рабочих групп не было. Если вы настаиваете на нулевом чтении,     
тогда создавайте официально рабочие группы, будем не отдыхать летом, а          
работать и высказывать свои соображения.                                        
                                                                                
Что касается самого факта сокращения сроков. Понимаете, в чём дело?             
Действительно, всё больше и больше роль парламента нашего, в частности          
Государственной Думы, принижается, и рассмотрение бюджета превращается в        
определённую фикцию, потому что... Один раз, я помню, в истории нашей Думы мы   
изменили в первом чтении параметры бюджета, было это, так сказать, в старые     
добрые времена, после этого всё железобетонное, поправки принимаются только     
те, которые само правительство внесло в Государственную Думу, либо              
согласованные с ним в предварительном порядке, всё остальное просто идёт в      
корзину. Вот такое рассмотрение, тем более ещё с сокращением сроков, на наш     
взгляд, совершенно не годится.                                                  
                                                                                
Что касается прогнозов. Настолько неэффективная модель прогнозов выработана,    
что были они сделаны в мае, июне, июле, августе или в октябре - разницы нет.    
Пример - 2008 год, для всех было очевидно - я думаю, и для депутатов "ЕДИНОЙ    
РОССИИ", - что всё, кризис уже здесь, но в ноябре или в декабре, когда все      
видели, что нефть будет стоить не 147 долларов за баррель, а 30-35, ещё можно   
было исправить, однако железобетонная позиция правительства и нашей правящей,   
так сказать, самой большой фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" привела к тому, что мы в     
марте, в апреле начали его править. Поэтому вопрос просто, так сказать, в       
желании политическом и воле. Если эта воля... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто от фракции ЛДПР? Депутат Рохмистров, пожалуйста.                            
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. В начале выступления хотелось бы ответить депутату Гудкову.    
Вы получили наглядное... чтобы мы поняли, почему не нужно отменять сегодня      
процедуру рассмотрения в Думе бюджета. Потому что он будет принят так, как      
хочет правительство, в те сроки, какие хочет правительство, а если не           
понравятся выступления, сократим до тридцати секунд. Сегодня до четырёх         
минут, но всё-таки можно поговорить немножко.                                   
                                                                                
Я тоже подтверждаю, то, что здесь говорил депутат Штогрин, - что процедура      
нулевого чтения была только один раз с момента её утверждения, я тоже           
принимал в этом участие. После этого процедура нулевого чтения была точно       
такой же фикцией, как и рассмотрение параметров бюджета в Государственной       
Думе: приходил на заседание фракции перед первым чтением Алексей Леонидович     
Кудрин, внимательно выслушивал и говорил, что предложения хорошие, но           
рассматриваться и включаться не будут. В соответствии с этим ни одна            
поправка, внесённая оппозиционными партиями, ни одна - ни текстовая, ни         
цифровая - принята не была, и бюджет был принят ровно в том виде, в котором     
он устраивал правительство.                                                     
                                                                                
Поэтому мы вынуждены констатировать факт, что изменение сроков либо             
сохранение старых сроков не приведёт ни к чему, потому что на сегодняшний       
день у нас существует партия при правительстве, которая, к сожалению, имеет     
большинство в Государственной Думе, и как правительство скажет, так эта         
партия и проголосует. Это констатация факта, это ни у кого не вызывает          
сомнения, хотя можно, конечно, обвинить в чём угодно меня и даже лишить на      
полгода слова - якобы я кого-то оскорбил. Поэтому сокращение сроков... Ну,      
было бы, наверное, оптимально, если бы мы вообще приняли как должное            
настоящую ситуацию и рассматривали бы проект бюджета в первом и окончательном   
чтении, один раз, тогда, когда это удобно правительству, это было бы,           
наверное, констатацией той ситуации, которая есть.                              
                                                                                
Если мы действительно хотим рассматривать бюджет и влиять на бюджетную          
политику, мы, наверное, должны сохранить старые параметры рассмотрения          
бюджета, восстановить процедуру нулевого чтения, и тогда можно будет            
констатировать, что парламент в нашей стране - именно в понятии "парламент" -   
реально существует, а не является одним из подразделений правительства,         
которое выполняет функциональную нагрузку - нажатие определённого количества    
кнопок.                                                                         
                                                                                
То, что здесь говорилось о рабочей группе... На заседания рабочей группы        
никто не собирается. Это не секрет, я всё лето на протяжении двух созывов       
сижу в своём кабинете - ни одного приглашения на заседание рабочей группы я     
не получал.                                                                     
                                                                                
К сожалению, сегодня один из главнейших законов, которые принимает              
Государственная Дума, у нас переходит в разряд технических - мы не можем ни в   
полной мере его обсуждать, ни влиять на его принятие. Наверное, позиция         
парламента должна быть более серьёзной, тем более когда настоящим               
законопроектом фактически вносятся изменения в наш Регламент. Я не понимаю,     
почему надо обязательно принимать сокращённые сроки, когда у нас в Регламенте   
прописана процедура второго чтения, указаны сроки рассмотрения этих             
законопроектов. Так ли это принципиально - те пять дней, на которые мы          
сокращаем? Я думаю, что нет, но тем не менее настоящий законопроект это         
делает. С чем это связано, сложно сказать, тем более что при необходимости      
будет принято "правильное" решение и бюджет будет принят хоть через             
пятнадцать дней: свернут поправки - у нас же Дума может принять любое           
решение, даже в противовес Регламенту. Поэтому можно поставить на голосование   
вопрос о сокращении, например, процедуры второго чтения по каждому              
конкретному случаю хоть до пяти дней, и это будет принято в Государственной     
Думе, если это нужно правительству.                                             
                                                                                
Вот Надежда Сергеевна здесь говорила о тех процедурах, которые есть. Если       
действительно мы увидим... (Микрофон отключён).                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время.                                        
                                                                                
Я прошу секретариат: дайте, пожалуйста, мне список трёхсторонней комиссии, я    
хочу узнать, является ли депутат Рохмистров членом этой комиссии. Это первое.   
                                                                                
Второе. Он обратился ко мне с предложением, чтобы я лишил его слова, - не за    
что, очень тёплое выступление, Максим Станиславович. Не за что.                 
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - депутат Макаров Андрей Михайлович. Пожалуйста.     
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, обсуждаемый законопроект совершенно ясно ставит вопрос:      
когда удобней рассматривать бюджет? У нас есть опыт прошлого года. И на самом   
деле не имеет смысла сейчас обсуждать вопрос, какую кнопку надо нажимать:       
левую, правую или любую другую, - уж право выбора кнопки у нас всегда           
остаётся. Но хотелось бы обратить внимание на следующее. Давайте посмотрим,     
правильно ли мы поступили в прошлом году, когда перенесли рассмотрение          
бюджета, и что это нам дало. Совершенно очевидно, что это дало нам реальную     
возможность более точно оценить доходы, более точно оценить развитие            
экономической ситуации и тем самым спрогнозировать реальную доходную и          
расходную части бюджета. В данном случае мы предлагаем использовать тот         
положительный опыт. Кстати, я хотел бы обратиться к нашим                       
коллегам-коммунистам: вспомните, ведь именно родоначальник ваших идей всегда    
утверждал, что критерием истинности знания является практика. Так вот           
практика показала, что это предложение наиболее оптимально в существующих       
условиях. Это первое.                                                           
                                                                                
Второе. Очень не хотелось бы слышать постоянные спекуляции на тему: есть        
нулевое чтение или нет нулевого чтения. Вы знаете, я, как человек, который      
летом не отдыхает, а работает над этим нулевым чтением проекта бюджета, могу    
сказать только одно: оно существует. А если вы предпочитаете этой работе        
отдых где-то на тёплом море, это вовсе не значит, что нулевое чтение не         
состоялось. Опять же хотел бы обратить ваше внимание на классиков. Владимир     
Ильич Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" писал: "Материя           
исчезла". Это берклианство называется, его марксизм-ленинизм гневно осудил.     
Если вы в чём-то не участвуете, это не значит, что этого не существует.         
Уважаемые коллеги, я советую вам обращаться к классике.                         
                                                                                
Так вот, сегодня мы обсуждаем вопрос предельно ясный: каким образом выстроить   
бюджетный процесс, чтобы наиболее точно оценить, какие будут доходы, какая      
будет цена на нефть, а главное - каковы перспективы и тенденции развития        
рынка. Сложная экономическая ситуация. Мы видим, как во всём мире прыгает       
экономика. По существу, тенденции, которые начинают только проявляться,         
неожиданно рушатся, и, безусловно, в этой ситуации очень важно иметь            
максимально точный прогноз. И наконец, для этого совершенно необходимо иметь    
отчёт об исполнении бюджета.                                                    
                                                                                
Поэтому в данном случае возражения против этого закона, которые мы сегодня      
услышали, носят - это очевидно - абсолютно конъюнктурный и политический         
характер. Вы знаете, не случайно Конституция Российской Федерации, как и        
конституции многих других стран мира, запрещает выносить вопросы бюджета и      
налогов на всенародное голосование, референдум. Совершенно очевидно, что по     
этим вопросам ответственность на себя должно принимать государство. Здесь не    
место популизму, здесь не место обсуждению исходя из общих соображений. Более   
того, я хотел бы напомнить вам о нашей ответственности перед людьми, которые    
нас избрали. Давайте перестанем их дёргать своими предположениями или своей     
собственной неуверенностью, перестанем кошмарить людей, а займёмся своей        
нормальной работой. Проработаем в нулевом чтении, проработаем в первом,         
втором и третьем чтениях проект бюджета и дадим стране тот бюджет, который      
будет наполнен не пожеланиями о светлом будущем и построении коммунизма, а      
реальными расчётами. Только в этом случае можно говорить о нашей                
ответственности перед лицом тех, кто нас избрал.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Депутат Дмитриева, пожалуйста.                   
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Здесь уже упоминалась Конституция, давайте вернёмся к нашей Конституции. Дело   
в том, что степень полномочий парламента по обсуждению бюджета действительно    
зависит от конституционного устройства. В тех странах, где парламент влияет и   
непосредственно назначает правительство, у него более ограниченные функции по   
бюджету, а в тех странах, где парламент не формирует правительство, не          
назначает министров, это компенсируется большими полномочиями парламента по     
рассмотрению и утверждению бюджета.                                             
                                                                                
По нашей Конституции у парламента очень большие полномочия по рассмотрению и    
утверждению бюджета - при этом, как вы все знаете, мы не влияем на              
формирование кабинета министров, - но в последние годы эти большие полномочия   
наш парламент сознательно решил ограничить и ликвидировать. Это делалось        
постепенно. Сначала процедура рассмотрения бюджета была свёрнута, когда         
перешли от четырёх чтений бюджета к трём чтениям бюджета, теперь пытаются       
ограничить сроки рассмотрения бюджета. Сокращение сроков рассмотрения бюджета   
в Государственной Думе, безусловно, ведёт к его более формальному               
рассмотрению и к ограничению влияния парламента на бюджет.                      
                                                                                
Теперь - к чему это приведёт. Понятно, что единственным эффективным способом    
борьбы с коррупцией является гласное, публичное обсуждение всех расходов        
бюджета. Замена обсуждения бюджета гласно и публично в Государственной Думе,    
в соответствии с процедурой, неким нулевым чтением, которое происходит не в     
соответствии с процедурой, не гласно, не публично, а на подковёрном уровне, -   
это просто прямой способ увеличения коррупции в стране.                         
                                                                                
Следующий момент. Что значит эффективность бюджетных расходов? Оценка           
эффективности бюджетных расходов происходит путём открытого голосования и       
обсуждения в Государственной Думе - только так происходит социальное            
ранжирование расходов и деление их на более эффективные и менее эффективные.    
Эта процедура за счёт сокращения сроков, безусловно, отметается. Но в фикцию    
мы превращаем этим законом не только наш парламент, но и все региональные       
парламенты, поскольку они должны будут приступить к рассмотрению бюджета        
только 1 ноября. Таким образом, мы во всей цепочке фактически лишаем            
представительную власть её главной функции - контроля за бюджетом.              
                                                                                
Далее. Каким образом это повлияет собственно на бюджетный процесс. Мы все       
прекрасно знаем, что у нас инвестиции начинают финансироваться где-то со        
второго полугодия и мы начинаем класть асфальт, как правило, в декабре, под     
снег. Увеличивая сроки представления бюджета и сокращая его рассмотрение, мы    
ещё ухудшаем ситуацию с подготовкой инвестиционной программы и с                
осуществлением инвестиций, которые лихорадит из года в год.                     
                                                                                
И наконец, по поводу качества прогноза и качества бюджета. Тут было две         
оговорки - у представителя правительства и представителя "ЕДИНОЙ РОССИИ". Я     
так полагаю, что это оговорки по Фрейду. Оговорка представителя                 
правительства: бюджет - это всего лишь прогноз. Вы знаете, у нас                
действительно бюджет становится всего лишь прогнозом и протоколом о             
намерениях, причём прогнозом плохим, некачественным вне зависимости от того,    
когда он утверждается. 1 октября был представлен бюджет на 2010 год с плохим    
прогнозом... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время.                                        
                                                                                
Я для сведения депутатов хочу сказать, что депутат Рохмистров не является       
членом трёхсторонней комиссии. Мне принесли список, от вашей фракции в эту      
комиссию входят депутаты Воложинская, Тарасюк и Егиазарян. Это ваше решение.    
                                                                                
Уважаемые депутаты, я обращаюсь к докладчику: есть ли необходимость в           
заключительном слове? Нет. Содокладчик тоже не настаивает. Представитель        
президента также нет.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование - обращаю ваше внимание - в первом     
чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в      
статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской      
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           90 чел.20,0%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Одобрено.                                                                       
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления,     
рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об их исполнении".       
Голосуйте, коллеги.                                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           92 чел.20,4%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.