Заседание № 30

28.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 3831-4 "О внесении изменений и дополнения в статью 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" (в части разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления государственным фондом недр).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3797 по 3965 из 4229
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в       
статью 10-1 Закона Российской Федерации "О недрах". Государственное Собрание    
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) доверило представлять законопроект          
депутату Государственной Думы Виталию Николаевичу Басыгысову. Пожалуйста.       
                                                                                
БАСЫГЫСОВ В. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемая Любовь Константиновна! Сегодня мы рассмотрели     
много законопроектов, представленных субъектами Российской Федерации. Я         
представляю законопроект, который вносит на рассмотрение Государственной Думы   
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), он касается       
проблем недропользования. Рассматриваемый законопроект - это очередной из       
законопроектов, которые мы рассматривали в Государственной Думе третьего        
созыва и продолжаем рассматривать в Государственной Думе четвертого созыва.     
Эта проблема касается не только недропользования, эта проблема касается и       
рыболовства, и лесопользования. Речь идет об упрощении порядка предоставления   
в пользование участков недр для нужд местного значения. Законодатели            
субъектов Российской Федерации понимают, что есть значимые объекты              
недропользования, право пользования которыми должно определяться с участием     
Федерации, а есть объекты, есть дела, которые нет необходимости решать на       
федеральном уровне. Авторы считают, что это тормозит всё развитие, тормозит     
решение многих проблем. Можно также считать, что этот законопроект носит и      
антибюрократический характер.                                                   
                                                                                
Для каких целей, по мнению авторов, должна быть дана возможность решать эту     
проблему на местном уровне? Это разведка и добыча подземных вод. Они считают,   
что это не федеральный уровень - решение в отношении добычи подземных вод для   
местных нужд, для питьевого водопользования, для технологических нужд. Это      
строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей       
полезных ископаемых. Ну, я не думаю, что это такое великое государственное      
дело, чтобы получать разрешение у федеральных органов власти для                
строительства, например, подземных хранилищ, подземных сооружений - всего,      
что касается нужд народного хозяйства, строительства и эксплуатации             
газохранилищ в пластах горных пород, размещения промышленных и бытовых          
отходов, сбора палеонтологических, минералогических и других геологических      
коллекционных образцов.                                                         
                                                                                
Вот вы видите, что это действительно дела регионального характера, это          
действительно дела муниципального даже характера, поэтому авторы считают, что   
решение этих небольших проблем на федеральном уровне сегодня тормозит           
принятие решений на местном уровне, на муниципальном уровне, на уровне          
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Я хочу добавить, что это касается не только использования недр. Вот мы          
недавно были в Калининградской области... это касается и рыболовства. Всё,      
что касается вот этих дел, которые могли бы быть решены на местном уровне,      
выносится на уровень Федерации, и сегодня это является тормозом. Вот поэтому    
авторы в очередной раз вносят этот законопроект в Государственную Думу, они     
считают, что капля камень точит, и надеются, что решение этих вопросов          
государство всё равно вынуждено будет отдать субъектам Российской Федерации,    
на муниципальный уровень. К сожалению, сегодня они не находят понимания, но     
без решения этих проблем нормальное функционирование народного хозяйства в      
таком большом государстве, с такими размерами, как Российская Федерация,        
теоретически и практически невозможно.                                          
                                                                                
Вот поэтому мы выносим в очередной раз на суд Государственной Думы              
законопроект, который позволял бы некоторые проблемы субъектов Российской       
Федерации без больших сложностей и за короткие сроки решать на местах.          
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Рэм Андреевич Храмов - член Комитета по природным ресурсам и   
природопользованию. Пожалуйста.                                                 
                                                                                
ХРАМОВ Р. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет по природным       
ресурсам рассмотрел представленный законопроект "О внесении изменений и         
дополнения в статью 10-1 Закона Российской Федерации "О недрах" в части         
разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти    
и органами государственной власти субъектов Федерации. Комитет отмечает, что    
предлагаемые поправки частично изменяют установленный действующим Законом       
Российской Федерации "О недрах" порядок предоставления участков недр, о чем     
говорил мой коллега, представлявший законопроект, что не соответствует          
действующему законодательству. То, что этот закон имеет право на                
существование, - вопросов нет. Но в том, что он затрагивает, требует            
изменения некоторых статей Конституции и действующего законодательства, тоже    
нет сомнения.                                                                   
                                                                                
Вместе с тем можно прямо сказать, что при подготовке этого законопроекта не     
были учтены последние изменения, происходящие в руководстве страны, в           
правительстве. Предлагаемая авторами законопроекта процедура согласования с     
органами гостехнадзора не может быть закреплена в законе, потому что орган      
гостехнадзора не может выдавать никакие рекомендации в связи с теми             
вопросами, о которых говорится в законопроекте.                                 
                                                                                
В этой связи Комитет по природным ресурсам и природопользованию рекомендует     
Государственной Думе не принимать данный законопроект в первом чтении. Довожу   
до вашего сведения, что официальный отзыв правительства отрицателен, но         
правительство говорит о том, что при разработке проекта федерального закона о   
недрах, который сейчас находится в плане работы правительства и будет в         
ближайшем будущем нам представлен, предлагаемые Республикой Саха (Якутия)       
новшества будут рассмотрены.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рэм Андреевич.                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить?                          
                                                                                
Николай Игнатович Кондратенко, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы всё    
больше и больше отворачиваемся и не вникаем в проблему гармонии развития        
производительных сил нашей страны. То, что снизу кричат, - значит, не всё там   
в порядке. Мы не хотим вникнуть: в чем там непорядок? Я лишь скажу,             
представьте себе, если бы в любом государстве вот так было: на Кубани           
добывается нефть, а налоги все идут через Москву, потому что в Москве           
зарегистрировано ОАО "Газпром". На Кубани добывается газ - "Газпром"            
присваивает, нефть - "Роснефть" присваивает. А интересы территории где? Это     
же конфликт, это противоречие! Разве можно до этого доводить? Я понимаю,        
центр молчит, потому что надо, чтобы по Кремлю не стреляли, надо, чтобы у       
Лужкова Юрия Михайловича была хорошая налоговая база и было всё в порядке.      
                                                                                
Или возьмите недра, такие, будем говорить, наши богатства, которые              
действительно в центре и недостойны рассмотрения, ибо разве можно от Якутии     
до Сочи и от Мурманска до Сочи всё увидеть, всё понять и правильное принять     
решение?.. Надо отдавать территориям. Правильно в советское время было, когда   
эти органы подчинялись краевым избранным депутатам. Они прежде всего им         
подчинялись и ими утверждались, но они были подчинены и министерству. Это       
было двойное управление, этим достигалась гармония сочетания интересов. А       
тем, что мы выстроили, разделив жестко: это федеральная собственность, это      
региональная - посмотрите, мы похоронили всякую гармонию. А если еще вникнуть   
в то, что мы коррумпированы до беспредела, наши структуры управления?..         
Возьмите тот же комитет по природным ресурсам, который мой земляк возглавлял.   
Там же чихнуть без взятки не могли, там же всё через взятки - и те же квоты     
на рыбу, которые никогда не разбирались и разбираться не будут. Полезные        
ископаемые никакого отношения к ним не имеют, но они считают, что это их        
функции: лишь бы я управлял, лишь бы я вот здесь мзду выдавливал, ту, которая   
мне положена.                                                                   
                                                                                
Вот где кроются истоки коррупции, вот где беда скрывается. Но мы                
отворачиваемся, ссылаясь якобы на Конституцию. Но она тоже не догма, она        
руководство к действию, Конституция, и если она мешает развитию                 
производительных сил, ее немедленно надо менять, потому что она вредит моему    
народу. А мы в шаблоны вошли: из правительства сказали - думать не надо,        
точно все законы... Мы вот разговаривали с другими фракциями. Братцы, так       
дальше жить нельзя, в том числе и парламенту! Мы виновны во всём том, что       
происходит. И "Единая Россия" сегодня культивирует беды в России. Она не        
позволяет России развиваться, она мешает России развиваться. А выход один       
тогда: не получается изменить - надо взорвать, ибо так дальше жить нельзя!      
                                                                                
Я считаю, что, если снизу подняли проблему, надо комитету ее изучать,           
сопоставлять, в другие места выезжать, задавать вопросы, а не огульно, сидя в   
Москве, принимать решения и всё напрочь отвергать. Спасибо.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства не желают высказаться? Не желают.       
Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О внесении        
изменений и дополнения в статью 10-1 Закона Российской Федерации "О недрах" в   
первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить данный          
законопроект.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за               14 чел.3,1%                                      
Проголосовало против           29 чел.6,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     43 чел.                                          
Не голосовало                 407 чел.90,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.