Заседание № 3

23.01.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 382766-3 "О ратификации Договора об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Никарагуа".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3151 по 3338 из 4893
Сейчас приступаем к обсуждению 11-го вопроса, о проекте федерального закона     
"О ратификации Договора об основах отношений между Российской Федерацией и      
Республикой Никарагуа". Доклад официального представителя Президента            
Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Сергея Ивановича      
Кисляка. Пожалуйста.                                                            
                                                                                
КИСЛЯК С. И., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На       
ваше рассмотрение представлен международный договор - Договор об основах        
отношений между Российской Федерацией и Республикой Никарагуа, который был      
подписан министрами иностранных дел двух стран 18 сентября 2002 года. Этот      
договор первый такого рода в наших отношениях с этой небольшой, но важной       
страной, и он призван создать основу для взаимовыгодного развития и             
дальнейшей диверсификации наших отношений и связей с Никарагуа.                 
                                                                                
Мы исходим из того, что Никарагуа является одной из ведущих стран               
центральноамериканского региона, это наш давний партнер, в том числе и в        
экономической сфере. Политические контакты последних лет только                 
свидетельствуют о том, что мы разделяем многие подходы по большинству           
международных и региональных проблем. В первую очередь это касается создания    
нового, более справедливого демократического миропорядка, укрепления            
центральной роли ООН и Совета Безопасности в поддержании международного мира    
и безопасности, в области нераспространения оружия массового уничтожения,       
вызовов современности, включая борьбу с терроризмом, и перестройки мировых      
экономических отношений.                                                        
                                                                                
Статьи 1, 2, 5, 9 и 12 настоящего договора создают хорошие возможности для      
продолжения всестороннего диалога и сотрудничества с этой небольшой страной,    
в том числе и с многочисленными международными организациями, где мы работаем   
вместе. Если говорить об экономических интересах, то этот договор будет         
содействовать созданию более обеспеченных политических и правовых условий для   
развития сотрудничества в области экономики. Последние годы наше                
экономическое взаимодействие объективно падало, частично это было связано с     
тем, что кредиты, которые давались, скажем, десятилетие тому назад, больше мы   
давать не можем, и с бывшего пика в 230 миллионов долларов товарооборот         
сейчас снизился и достиг уровня 40 миллионов долларов в 2002 году. Еще нет      
окончательной статистики по этому году, но так или иначе мы видим постепенное   
нарастание этих связей.                                                         
                                                                                
Надо сказать, что рост хозяйственного потенциала нашей страны, ее экспортные    
возможности, как и наметившаяся стабилизация экономической ситуации в           
Никарагуа, создают условия для более устойчивых торгово-экономических           
отношений. Статьи 4 и 7 предназначены для того, чтобы создать более             
устойчивые, предсказуемые политические и юридические рамки для работы в этом    
направлении.                                                                    
                                                                                
Статьи 6 и 8 - о развитии технологических связей, и это может способствовать    
возможности продвижения интересов нашей промышленности, а интересы эти есть и   
в области энергетики, в области геотермальной энергетики, и вплоть до           
разрабатываемых планов создания нового канала в Центральной Америке, который    
может затронуть и эту страну. Такое соглашение, конечно, будет создавать для    
наших экономических операторов больше возможностей работать в этой стране,      
как мы это делаем в соседних странах.                                           
                                                                                
Важной составляющей наших отношений вновь должно стать гуманитарное и           
культурное сотрудничество, в том числе продвижение русского языка на            
континенте. В этой небольшой стране с населением в пять миллионов человек       
пять тысяч членов ассоциации выпускников наших вузов, больше двух тысяч наших   
сограждан. Статьи 9 и 11 договора создают правовые основы для расширения        
позиций России в указанных областях.                                            
                                                                                
Настоящий договор в целом вписывается в систему юридических документов новых    
поколений, которые в последнее время Россия подписывает с государствами         
Латинской Америки. Аналогичные документы уже подписаны и ратифицированы с       
Аргентиной, Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Гватемалой, Колумбией, Панамой,    
Парагваем, Уругваем, Эквадором, и практика и опыт показывают, что эти           
соглашения всегда отвечают интересам развития отношений с этими странами.       
                                                                                
Положения настоящего договора не направлены против какого-либо третьего         
государства. Его ратификация не повлечет дополнительных расходов из             
федерального бюджета. Договор уже ратифицирован никарагуанской стороной в       
марте 2003 года. Уважаемые депутаты Государственной Думы, мы просим             
ратифицировать данный документ и исходим из того, что этот акт будет            
содействовать продвижению интересов России в Центральной Америке.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Пожалуйста, присаживайтесь.     
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по международным      
делам Константину Иосифовичу Косачёву.                                          
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет          
рассмотрел данный законопроект "О ратификации Договора об основах отношений     
между Российской Федерацией и Республикой Никарагуа". При рассмотрении этого    
документа мы учитывали то обстоятельство, что данный базовый документ           
является первым в истории российско-никарагуанских отношений, но он венчает     
некий процесс создания договорно-правовой базы, по которому наши двусторонние   
отношения продвинулись вперед на фоне отношений России со многими другими       
государствами. В частности, за последние семь лет Россия подписала с            
Никарагуа такие важные для России документы, как соглашения об урегулировании   
задолженности Никарагуа перед Россией, о взаимных безвизовых поездках по        
дипломатическим и служебным паспортам и о военно-техническом сотрудничестве -   
это те три позиции, которые Россия активно отстаивает и в отношениях с          
другими государствами. Я думаю, что эта тенденция заслуживает того, чтобы       
быть закрепленной в базовом договоре об основах отношений. Комитет по           
международным делам считает, что эта ратификация отвечает национальным          
интересам России, и поддерживает данный законопроект.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Вопрос к депутатам: есть ли у вас вопросы к докладчику и содокладчику?          
Вопросы есть.                                                                   
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы. Пожалуйста, покажите результаты.        
                                                                                
Записались два депутата. Слово предоставляется депутату Никитину. Пожалуйста.   
                                                                                
НИКИТИН В. П., фракция "Родина".                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Иванович, в договоре много говорится о развитии отношений с    
целью решения различных глобальных проблем современности, миропорядка и так     
далее, но ни слова не говорится о проблеме задолженности Никарагуа. В связи с   
этим у меня вопросы: какая была сумма долга этой страны, на какую сумму         
списана задолженность после кёльнского соглашения, какая сумма долга осталась   
и как правительство Никарагуа думает погашать эту задолженность? Спасибо.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Петрович. Также заслушаем второй        
вопрос, а потом будут ответы. Пожалуйста, депутат Жириновский.                  
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Как раз близкий вопрос, тут финансовая сторона, а меня        
политическая сторона интересует. Вот, Сергей Иванович, в процессе обсуждения    
договора никарагуанская сторона изменила свое отношение. После нашей помощи     
Сандинистскому фронту, когда был президентом Даниэль Ортега, произошла          
переоценка или они до сих пор нам благодарны и мы считаем, что мы тоже всё      
делали правильно? Потому что из этого же вытекают и финансовые обязательства:   
если они нам были благодарны за политическую помощь, то они должны с нами       
рассчитаться. Если они оценку изменили, как это сделали другие, так сказать,    
в других регионах мира, тогда они, естественно, и не будут возвращать долги.    
                                                                                
Ну и попутно просто хочу просить Сергея Сергеевича Разова более нейтрально      
относиться к выступлениям. Депутат Алкснис абсолютно прав, это позиция          
депутата. К вам лично, как чиновнику, нет никаких, может быть, вопросов, но к   
МИДу вопросы у нас были, и мы не раз требовали отправить в отставку некоторых   
министров, и они ушли в отставку.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Иванович, пожалуйста, ответьте на эти два вопроса.                       
                                                                                
КИСЛЯК С. И. Спасибо.                                                           
                                                                                
Что касается долга Никарагуа. Долг Никарагуа составлял порядка... несколько     
больше трех миллиардов долларов. В 96-м еще году было подписано соглашение об   
урегулировании задолженностей перед Россией и Никарагуа получила скидку и       
пятнадцатилетнюю рассрочку платежей по оставшейся части долга - это 344         
миллиона долларов. К настоящему времени никарагуанцы выплатили уже 32           
миллиона долларов. С учетом рекомендаций Парижского клуба, особенно после       
того, как в Никарагуа пронесся огромный ураган, нанесший чрезвычайно большой    
урон только встававшей на ноги экономике, и в рамках договоренностей            
Парижского клуба в 1999 году в Москве подписано дополнение к соглашению от      
1996 года об отсрочке платежей до 2001 года. И в декабре 2002 года также в      
Париже, в Парижском клубе, было подписано соглашение, меморандум о              
многосторонней (я повторяю: многосторонней) реструктуризации задолженностей     
по займам и кредитам, которые были предоставлены стране до ноября 1998 года.    
В соответствии с этим многосторонним документом прошли дополнительные           
переговоры между Никарагуа и Россией и было подписано соглашение, где был       
консолидирован 181 миллион и определялось, что оставшиеся 8,4 миллиона          
погашаются Никарагуа в течение пятнадцати лет. Я не могу вам сказать, за счет   
каких конкретно доходных статей бюджета Никарагуа это будет погашаться, но      
экономика в Никарагуа начинает постепенно, хоть и в трудных условиях,           
вставать на ноги. В прошлом 32 миллиона уже выплачено, и мы надеемся, что эти   
долги также будут выплачиваться.                                                
                                                                                
Что касается политических оценок нашего прошлого сотрудничества с               
никарагуанской стороной. В стране действует демократическая система, в          
избранном парламенте действуют те же самые законы, что и здесь. И мы            
подписываем соглашение со страной, ратифицированное парламентом, в котором      
пятьдесят одно место из девяносто трех сейчас занимает                          
Либерально-конституционалистическая партия и тридцать шесть мест занимает       
главная оппозиционная партия сандинистов. И те и другие ратифицировали это      
соглашение, считая его отвечающим национальным интересам Никарагуа.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Есть    
ли необходимость выступить представителю президента, представителю              
правительства, докладчику с заключительным словом? Нет. Тогда обсуждение        
данного законопроекта состоялось, включаем его в "час голосования".             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3359 по 3378 из 4893
Ставлю на голосование в соответствии с пунктом 11 порядка работы проект         
федерального закона "О ратификации Договора об основах отношений между          
Российской Федерацией и Республикой Никарагуа".                                 
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки? Кто не успел проголосовать?                                   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят. Спасибо.