Заседание № 131

11.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 3827-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения ограничений, связанных с занятием государственных и муниципальных должностей, государственной и муниципальной службой, в отношении лиц, совершивших правонарушение, связанное с подготовкой и проведением выборов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6481 по 7276 из 7607
Пункт 31 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в       
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения            
ограничений, связанных с занятием государственных и муниципальных должностей,   
государственной и муниципальной службой, в отношении лиц, совершивших           
правонарушение, связанное с подготовкой и проведением выборов". Доклад          
депутата Государственной Думы Валерия Фёдоровича Рашкина.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, в настоящее время многочисленные грубые нарушения            
законодательства о выборах совершаются лицами, в обязанности которых,           
напротив, как правило, входит обеспечение, соблюдение избирательного            
законодательства, причём делают они это для того, чтобы обеспечить себе         
сохранение или даже улучшение своего должностного служебного положения. По      
степени общественной опасности и содержанию подобные действия имеют             
значительное сходство с незаконным захватом, удержанием власти, которое         
относится к особо тяжким преступлениям. Соответственно, для борьбы с этим       
опасным явлением обсуждаемый законопроект предлагает введение ограничения на    
замещение должностей государственной и муниципальной службы, государственных    
должностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,                
муниципальных должностей для граждан, совершивших правонарушения, связанные с   
подготовкой и проведением выборов. Причём для совершивших преступления,         
предусмотренные Уголовным кодексом, это ограничение будет действовать до        
момента снятия или погашения в установленном законом порядке судимости, но не   
менее трёх лет с момента вступления в законную силу обвинительного приговора    
суда, а в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, - в       
течение двух лет со дня вступления в законную силу постановления о назначении   
административного наказания.                                                    
                                                                                
Принятие законопроекта позволит лишить многих организаторов фальсификации       
итогов голосования и результатов выборов основной мотивации, связанной с        
сохранением или улучшением своего должностного служебного положения,            
поскольку это поставит их под угрозу увольнения и длительного запрета на        
замещение должностей государственной и муниципальной службы, государственных    
и муниципальных должностей. В связи с этим мы призываем поддержать данный       
законопроект.                                                                   
                                                                                
Более того, профильный комитет Госдумы, который рассматривал данный             
законопроект, и Правовое управление отмечают, что ограничение права             
фальсификаторов выборов замещать государственные должности, должности           
государственной и муниципальной службы не относится якобы к предмету            
регулирования Федерального закона "О противодействии коррупции". Ещё раз        
говорю: когда определённые лица, дабы получить власть, нарушают закон,          
зачастую уже пользуясь преимуществами своего должностного положения, - это      
разве не коррупция? Это самая настоящая коррупция!                              
                                                                                
Приведу простой пример. На выборах 2011 года Анатолий Дроздов, ныне             
вице-спикер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, - либо лицо, имеющее    
поразительное сходство с ним, - пытался расчёской протолкнуть пачку             
бюллетеней в ящик для голосования, расположенный на участке № 333 в             
Санкт-Петербурге. Всё это запечатлено на видео, и миллионы граждан Российской   
Федерации видели это видео (можно было бы его показать и сегодня). Скажите,     
как это лицо в цивилизованном государстве может занимать государственную        
должность?! Он сегодня является вице-спикером, а вице-спикер именно             
госдолжность. Ещё 20 декабря 2016 года мною в адрес Генеральной прокуратуры     
Российской Федерации был направлен депутатский запрос о процессуальной          
проверке запечатлённого на видео нарушения. И что вы думаете,                   
правоохранительные органы выявили внутрикадровый монтаж или обнаружили, что     
это двойник Дроздова? Нет, они просто волокитят дело, пока не закончится срок   
привлечения к уголовной ответственности данного гражданина. Но даже если        
представить, что нарушителя ещё в 2011 году привлекли бы к ответственности,     
сегодня ничто не помешало бы ему занять столь высокую государственную           
должность. Предлагаемый законопроект призван исправить это упущение, поэтому    
ещё раз просим его поддержать.                                                  
                                                                                
А примеров тысячи и тысячи - они у нас есть, эти примеры, и на видеороликах,    
и в "YouTube", и в соцсетях, и неоднократно с этой трибуны наши                 
товарищи-депутаты на конкретных примерах, с конкретными видео, конкретными      
судебными исковыми заявлениями доказывали, что это очень важный вопрос.         
Пришло время пресечь преступления - буквально преступления! - на этой почве,    
в отношении выборов, которые происходят и на местном уровне, и в субъектах      
Федерации, и при выборах мэров и губернаторов. В преддверии сентябрьской        
выборной кампании многих бы охладило принятие этого законопроекта в первом,     
втором и третьем чтениях.                                                       
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный.                             
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как видите, законопроектом          
предлагается внести изменения в целый ряд федеральных законов - в законы "О     
противодействии коррупции", "О государственной гражданской службе Российской    
Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации". Речь идёт о       
том, чтобы установить запрет на замещение государственных, муниципальных        
должностей, должностей государственной и муниципальной службы для лиц,          
признанных виновными в совершении преступлений, административных                
правонарушений, связанных с подготовкой и проведением выборов.                  
                                                                                
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции        
предлагает данный проект федерального закона отклонить, и главным образом       
потому, что предлагаемые в законопроекте новеллы не являются предметом          
Федерального закона "О противодействии коррупции" и действующее                 
законодательство уже содержит ограничения на этот счёт, а административное      
наказание может устанавливаться только Кодексом об административных             
правонарушениях. В связи с этим напомню, что Федеральный закон "О               
противодействии коррупции" не устанавливает порядок замещения государственных   
или муниципальных должностей - данный закон устанавливает основные принципы     
противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения     
коррупции, борьбы с ней, а также вопросы минимизации и ликвидации последствий   
коррупционных правонарушений.                                                   
                                                                                
Более того, в законопроекте не учитывается новая редакция статьи 12-1           
Федерального закона "О противодействии коррупции", куда предлагается внести     
изменения, и это важно. Как вы знаете, ранее федеральным законом от 3 апреля    
2017 года № 64-ФЗ статья 12-1 Федерального закона "О противодействии            
коррупции" уже была дополнена частью 4-2, принятые тогда новеллы установили     
механизм контроля высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации за     
доходами и расходами муниципальных служащих, поэтому предложение дополнить      
данную статью ещё одной частью за тем же номером - 4-2 некорректно.             
                                                                                
Кроме того, как я уже отметил, законодательство уже содержит ряд ограничений    
на этот счёт. Например, специальными законами уже установлены запреты           
замещать должности, в частности, в органах прокуратуры, следствия или суда      
для лиц, которые имеют или имели судимость, а законодательством о гражданской   
службе Российской Федерации, так же как законодательством о муниципальной       
службе в Российской Федерации, - то, что не может занимать должность лицо,      
которое имеет непогашенную или неснятую судимость, независимо, уважаемые        
коллеги, от того, какие правонарушения им были совершены.                       
                                                                                
И последнее - это важно - что касается запрета замещать определённые            
должности лицам, признанным виновными в совершении административных             
правонарушений. Как вы сами видите, здесь речь идёт о совершении                
правонарушений, которые предусмотрены статьёй 5.1 и другими статьями Кодекса    
об административных правонарушениях. Так вот предлагаемый в данном контексте    
запрет является таким видом наказания, как дисквалификация, а согласно          
Кодексу об административных правонарушениях, части 3 статьи 3.2,                
административное наказание может устанавливаться только Кодексом об             
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
Таким образом, учитывая, что предлагаемые новеллы не являются предметом         
Федерального закона "О противодействии коррупции", что действующее              
законодательство уже содержит ограничения на этот счёт, а административное      
наказание может устанавливаться только Кодексом об административных             
правонарушениях, Комитет Государственной Думы по безопасности и                 
противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона          
отклонить.                                                                      
                                                                                
Правительство Российской Федерации данную законодательную инициативу также не   
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня к Анатолию Борисовичу вопрос.                             
                                                                                
Анатолий Борисович, вот вы сослались на всякие технические детали, мол, в       
административном кодексе с одной стороны, с другой стороны, туда-сюда, а вот    
с точки зрения сути законопроекта... Вы поддерживаете суть законопроекта, что   
надо наказывать лиц, замещающих государственные, муниципальные должности,       
соответствующие должности государственной гражданской службы и муниципальной    
службы, за такого рода преступления и правонарушения?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопрос. Конечно же, если человек, любой человек     
совершил правонарушение, это влечёт административную ответственность,           
дисциплинарную или даже уголовную, он должен понести соответствующее            
наказание. Но в данном случае речь идёт о том, чтобы внести изменения в         
законы, например в Федеральный закон "О противодействии коррупции", предметом   
ведения которых являются совершенно другие общественные отношения. При таких    
обстоятельствах ни в коем случае нельзя вносить изменения, это всё равно что    
норму Уголовного кодекса предлагать внести в Гражданский кодекс - примерно то   
же самое. А что касается ответственности, я в принципе согласен с тем, что      
если любой человек и любое должностное лицо, а должностное лицо тем более,      
совершили какое-либо правонарушение, то они должны нести соответствующую        
ответственность.                                                                
                                                                                
И ещё раз подчеркну: что касается уголовного законодательства, то данные        
отношения уже регламентированы, предусмотрены, независимо от того, какое        
нарушение совершил человек, главное, что это нарушение повлекло                 
уголовно-правовые последствия.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Анатолий Борисович, я повторю вопрос, который только что был      
задан. Всё-таки вы за то, чтобы дисквалифицировать людей, которые понесли       
уголовное наказание за фальсификацию результатов голосования, просто скажите:   
за или против? А нюансы, о которых вы сейчас говорили, давайте опустим.         
Какова принципиальная позиция, потому что это первое чтение?                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопрос. Я просто пытаюсь до вас донести. Вопрос     
очень правильный, но, посмотрите, если мы хотим ввести, установить такой вид    
ответственности, как дисквалификация, то мы должны вносить изменения в Кодекс   
об административных правонарушениях. На мой взгляд, если человек совершил       
правонарушение, влекущее уголовно-правовую или административную                 
ответственность, в той деятельности, к которой он был допущен, то, конечно, в   
этой части нужно десять раз подумать, как говорят, семь раз отмерить, прежде    
чем один раз отрезать, и, возможно, следует ввести ограничение для такой        
категории лиц.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Анатолий Борисович, я понимаю, что вы юрист, но всё же вы      
можете однозначно ответить: вы за или против? Это первое.                       
                                                                                
И второе. В большей части стран Западной Европы выборы проводит МВД, и у них,   
в отличие от нас, фальсификация на выборах приравнивается к захвату власти и    
является тягчайшим преступлением. У нас 142-я статья Уголовного кодекса - вы    
всё время об административном, а я вас к уголовному хочу подвести - тоже        
предусматривает за это наказание. С учётом того что голоса, полученные на       
выборах депутатов Государственной Думы и президента, оплачиваются из бюджета    
Российской Федерации, приписанные голоса - это и есть в чистом виде             
коррупция, а вы всё время уходите от прямого ответа. Вопрос: считаете ли вы     
коррупцией получение денег за приписанные голоса?                               
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопросы. Уважаемый Николай Васильевич, конечно      
же, если общество или власть, или бизнес, не важно, доверили лицу               
определённые полномочия, он реально обладает какими-либо дискреционными         
полномочиями, и он допускает нарушение этих полномочий, то не важно, в          
бизнесе или в органах власти это нарушение - оно так или иначе имеет прямую     
связь с коррупционными правонарушениями. Но если мы хотим внести какие-либо     
изменения на этот счёт в действующее законодательство - вы правильно задаёте    
вопрос - то нам необходимо вносить изменения в профильное законодательство,     
которое регулирует данные отношения.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.                                   
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Анатолий Борисович, вопрос вам. Всё меньше людей сегодня приходит   
на выборы, всё труднее становится и нам в том числе убедить людей прийти на     
избирательные участки, потому что люди просто разуверились, они не верят в      
честные выборы, а мы прекрасно понимаем, что от результатов выборов зависит     
легитимность любой власти. Как вы считаете, достаточно ли в нашем               
законодательстве механизмов защиты результатов выборов от подтасовок? Это       
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
Второй вопрос: почему вы отклоняете законопроекты, систематически отклоняете    
законопроекты, которые нацелены на защиту результатов выборов? И как вы         
считаете, легитимна ли наша власть после этого?                                 
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопросы, очень важные вопросы. И благодарю за то,   
что вы задаёте такие вопросы, потому что это интересует всех: и органы          
власти, и нас, парламентариев, независимо от партийной принадлежности. Но       
важно понимать, что какие бы законы, уважаемые коллеги, мы ни принимали,        
вопрос не в том, насколько они будут совершенны, хотя это крайне важно, а в     
том, кто их будет исполнять, ключевую роль в этом вопросе играют                
правоприменители. У нас, законодателей, как и у других органов власти, как и    
у представителей общественности, не должно быть сомнений в законности и         
бескорыстности действий тех или иных лиц, тем более сомнений в                  
морально-нравственных качествах, поэтому действующее законодательство, а тем    
более уголовное законодательство устанавливает, что лицо, допущенное к          
власти, - это только лицо, которое не имеет судимости, и те лица, у которых     
даже погашена или снята судимость, в принципе не могут принимать юридически     
значимые решения, быть следователями, прокурорами, судьями, занимать другие     
должности. Ещё раз подчеркну, что согласно нашему законодательству - законам    
"О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной   
службе в Российской Федерации" - не может находиться на службе лицо, которое    
имеет непогашенную или неснятую судимость. А если судимость погашена или        
снята - уважаемые коллеги, это просто вам прямой ответ, - то этот человек       
является таким же полноправным членом общества, как и тот, который никогда не   
имел судимости и не подвергался уголовному преследованию, он является таким     
же полноправным членом общества, как и любой другой гражданин. Таково           
законодательство, которое нами было принято.                                    
                                                                                
Подчеркну также, что ключевым фактором в отношении именно данной                
законодательной инициативы было то, что предлагаются изменения в те законы,     
которые регулируют совершенно иные отношения.                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Желающие выступить есть?                                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, несмотря на множество однотипных вопросов,    
мы так и не дождались от Анатолия Борисовича конкретного ответа. Так всё-таки   
поддерживает он и в его лице комитет предложенные новации законодательства      
или не поддерживает в принципе? Дело не в каких-то там технических деталях,     
не в запятых, а именно в принципе.                                              
                                                                                
Я думаю, ни для кого не секрет, что сегодня выборное законодательство           
нуждается в совершенствовании точно так же, как и законодательство,             
направленное на борьбу с разного рода фальсификациями. То, что предлагает в     
данном случае депутат Рашкин, в общем-то, не полная мера, на мой взгляд,        
сегодня надо вводить более жёсткую ответственность, поскольку именно с          
выборов начинается та самая коррупция, с которой мы все героически боремся.     
Политическая коррупция, нарушения на этапе выборной кампании, на предвыборном   
этапе, на этапе голосования приводят к власти людей, которых у власти быть не   
должно. Применяя подобные методы, сознательно применяя подобные методы, они     
идут на нарушение самых главных принципов, и фактически захват власти,          
узурпация власти - это прямое следствие нечестных выборов. Естественно,         
бороться с этим надо самым жестоким и жёстким образом, в том числе с            
фальсификациями, которые, безусловно, присутствуют.                             
                                                                                
Когда я слушал ответы, у меня сложилось впечатление, что докладчик живёт на     
какой-то другой планете, где в избирательных комиссиях только честные,          
справедливые люди, которые на всех этапах избирательного процесса делают всё    
правильно, делают всё по закону, делают всё абсолютно чисто. Но мы с вами       
живём в реальном мире. Особенно коллеги из оппозиционных фракций                
представляют, как на самом деле проходят выборы с самого начала: откуда         
берутся кандидаты, откуда берутся деньги на выборную кампанию, как происходит   
обработка соответствующих граждан, как идёт прямой подкуп, в том числе          
средствами бюджета, как идёт обман, как уже на последнем этапе идёт             
фальсификация, о чём, собственно, Валерий Фёдорович и говорит. Есть две         
статьи УК - 141-я, о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав, и     
142-я, о фальсификации избирательных документов. Очень небольшие изменения,     
которые предлагается сегодня внести в законодательство о муниципальной          
службе, в законодательство о государственной службе, не позволят тем, кто был   
каким-либо образом замешан в разного рода махинациях, манипуляциях,             
правонарушениях, связанных с выборным процессом, в последующем занимать свои    
должности. Это действительно очень важно, потому что только это сегодня может   
остановить коррупционеров от власти как таковых. Только угроза того, что они    
будут отстранены от своего места, что они не смогут заниматься дальше           
чиновничьей работой...                                                          
                                                                                
Я прошу добавить время для выступления от фракции.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. ...и получать соответствующие доходы и привилегии, - только      
это сегодня способно ограничить это влияние. А с ним мы сталкиваемся            
регулярно в каждой выборной кампании, это ни для кого не секрет. Однажды я      
захожу в школу, а там сидит начальник городского управления образования и       
вкрадчиво рассказывает учителям о том, как надо голосовать, что голосовать      
нужно исключительно за одного кандидата, кандидата от одной известной партии,   
и ни за кого другого, потому что это якобы государственная партия, а            
остальные партии антигосударственные, - не стесняясь особенно, чуть ли не под   
видеокамерами. Чуть-чуть мы его не засняли.                                     
                                                                                
В других учреждениях мы видим приблизительно такую же картину. Губернатор,      
который, судя по ответам докладчика, точнее, содокладчика, должен быть          
гарантом соблюдения прав, - сам губернатор открыто на своих совещаниях          
рассказывает о том, за кого надо голосовать, где надо ставить галочку, кого     
надо поддерживать, а это люди исключительно одной команды, одной партии и       
никто другой, - тоже не сильно стесняясь. А между тем именно он должен          
наказывать, он должен следить за честностью, справедливостью, за соблюдением    
закона нижестоящими руководителями - и государственной службы, ну и,            
соответственно, муниципальной службы это касается.                              
                                                                                
Законопроект нужный, законопроект даже, может быть, излишне мягкий, потому      
что сегодня надо все административные нормы, связанные с нарушениями на         
выборах, с применением административного ресурса, в первую очередь переводить   
в уголовную сферу. Не надо особенно много сажать кого-то, достаточно штрафа и   
лишения права занимать определённые должности. Я вас уверяю, это будет          
значительным подспорьем для того, чтобы наши выборы стали честнее и             
прозрачнее, потому что лишь немногие, наиболее отмороженные позволят себе       
после этого нарушать выборное законодательство, а подавляющее большинство       
тех, кто сегодня является государственным служащим, муниципальным служащим,     
предпочтут сохранить своё место и не рисковать, ведь доказать нарушения         
достаточно просто. Но вот нести за это административную ответственность и       
получать штраф 2 тысячи рублей... А именно так было на последних выборах, где   
глава одного из районов открыто призвал нас голосовать за одного из             
кандидатов, мы сняли это на камеру и передали в правоохранительные органы.      
Что он получил в итоге? Получил штраф 2 тысячи рублей, остался при этом         
главой района, дал взбучку всем своим замам за то, что они пропустили           
человека с камерой, - в общем, со всеми вытекающими последствиями.              
                                                                                
Законопроект несовершенный, может быть, с точки зрения юридической техники, с   
точки зрения вносимых изменений, но на этапе второго чтения мы вполне сможем    
все эти чисто юридико-технические недостатки устранить. Мы сделаем опять же     
самое главное: наше выборное законодательство, которое не позволяет сегодня     
провести по-настоящему честные и справедливые выборы, сделаем более             
совершенным, с одной стороны, а с другой стороны, начнём наконец борьбу с       
политической коррупцией, которая ведёт ко всем остальным видам коррупции,       
экономической в том числе, потому что с нечестных выборов, неправильного        
выбора начинается и воровство государственного бюджета, и злоупотребления на    
местах, когда всё позволено. Как у нас говорит один товарищ, получается, один   
месяц врём - пять лет воруем. Это совершенно неправильно! И законопроект,       
который есть на сегодня, должен быть принят, чтобы, повторяю, наше выборное     
законодательство, наша правовая система стали более совершенными.               
                                                                                
Фракция КПРФ поддержит данный законопроект и призывает поддержать его всех      
остальных. (Аплодисменты.)                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Иванович Неверов - по ведению.                                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель      
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я, конечно, понимаю, обсуждение законопроектов               
эмоциональное, но заявления, которые прозвучали сейчас в завершение             
выступления, о том, что пять лет воруем... Ну, слушайте, давайте будем          
корректными, выступая с трибуны, ведь можно говорить и то, что один месяц       
бьём, люди получают сотрясение головного мозга, а потом сидим в                 
Государственной Думе и закрываемся своими депутатскими мандатами.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И. А не надо цитировать эти слова здесь!                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ганиев Фарит Глюсович, от фракции.                                              
                                                                                
ГАНИЕВ Ф. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я внимательно слушал выступления    
о борьбе с коррупцией в течение двух лет, очень большие специалисты             
выступали, теперь я хочу выступить - я с 90-х годов работал следователем        
именно по коррупционным преступлениям и в системе МВД, и в системе              
прокуратуры, и в системе Генеральной прокуратуры, и в системе Следственного     
комитета, расследовал уголовные дела именно против государственной власти и в   
сфере экономики.                                                                
                                                                                
Я думаю, главным авторам законопроекта, которые его вносят, наверное, надо      
немного более технично подходить к рассмотрению таких вопросов, именно к        
противодействию коррупции это не подходит. К этим вопросам надо подходить       
очень осторожно, здесь надо быть профессиональными юристами.                    
                                                                                
Наша фракция, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", этот законопроект не поддержит. Все здесь        
сидящие депутаты нашей фракции - люди проверенные, ранее никто из них не        
судим. Я не знаю, как в других партиях, без понятия, но я точно, на сто         
процентов, знаю, что в нашей партии ни одного судимого нет, и не только в       
Государственной Думе, но и в региональных, субъектовых парламентах, и в         
районных парламентах, и даже в сельских поселениях.                             
                                                                                
А если говорить о выборах, извините меня, если у кого-то есть факты, пусть      
представляют доказательства, и бывшие мои коллеги будут расследовать -          
достаточно понятно, ясно. Если факты есть, доказательства есть, мы всегда       
предъявляем обвинения. Вы можете посмотреть дела, которые я вёл: если           
преступление совершено, то будь он хоть миллиардер, хоть губернатор, хоть кто   
- нет у нас лиц неприкасаемых, и мы с этим принципом идём по жизни. То есть     
обвинения в чём-либо, в каких-то наших нарушениях голословны, я не вижу         
повода для обвинений. Борьба с коррупцией у нас идёт планово, планомерно. В     
90-х годах вы помните, что было. С 2000-х каждый год принимается национальный   
план, последний указ президента об этом - от 23 июня. В Национальном плане      
противодействия коррупции на 2018-2020 годы президент страны  рекомендовал      
нам принять до 1 декабря 2018 года закон о том, что... Например, мы должны      
принять закон в отношении себя о конфликте интересов - мы должны будем          
указывать в анкетах сведения не только о своих братьях и сёстрах, но и о        
братьях или сёстрах наших жён, а также, возможно, и наших бывших жен, бывших    
супругов.                                                                       
                                                                                
Наша фракция рассматриваемый законопроект не поддерживает. Надо хорошо          
подготавливаться, чтобы вносить законопроект.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович. От фракции.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я буду краток.                                                    
                                                                                
Предыдущий коллега попросил факты - давайте с фактов и начнём. Еманжелинский    
район Челябинской области, выборы 2015 года, участки № 1818, 1824, 1826, 1830   
- за фальсификацию результатов голосования по двум из них уже осуждены, по      
двум дела только что поступили в суд, и там именно та категория граждан, о      
которых идёт речь, - это муниципальные служащие, в том числе учителя.           
                                                                                
Теперь давайте вернёмся к законопроекту, который мы обсуждаем. О чём идёт       
речь? Речь идёт о том, чтобы, скажем так, обезопасить, уберечь от соблазна      
муниципальных служащих (на них давят их начальники и они попадаются на          
фальсификации результатов голосования), чтобы они ни под каким предлогом не     
попадались на эту удочку. Сейчас ведь что происходит? Попались, но никого не    
посадили, заплатили штраф 200 тысяч рублей - и всё, и на этом всё               
закончилось, а фальсификации как были, так и есть. Коллеги, ну зачем так? Об    
этом же идёт речь, о том, чтобы поставить заслон раз и навсегда.                
                                                                                
Анатолий Борисович Выборный, конечно, извините, что мы вас тут мучили,          
задавали вопросы, но вы мне ответили и меня ваш ответ удовлетворил. Да, вы      
считаете, что люди, которые, скажем так, были признаны виновными в уголовных    
преступлениях, не должны быть на муниципальной службе, тем более с детьми.      
Другое дело, что, может быть, вам не понравился юридический способ решения      
этой проблемы, но, раз вы принципиально согласны с тем, что эту проблему        
нужно решать, мы ждём от вас аналогичной инициативы, юридически грамотно        
проработанной, и готовы под ней подписаться, и готовы вместе с вами её          
обсуждать и принимать. Насколько я понял из обсуждения, все в этом зале за      
то, чтобы у нас не было сомнений в легитимности выборов, не было сомнений в     
легитимности власти, чтобы эти вопросы не задавались ни внутри, ни снаружи      
нашей страны, так ведь? Если мы все за это, давайте будем находить решения!     
                                                                                
Наша фракция поддерживает этот законопроект даже с учётом замечаний, которые    
были высказаны. Мы считаем, что при соответствующей политической воле при       
подготовке к рассмотрению во втором чтении все недостатки можно устранить.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фарит Глюсович,    
наверное, специалист, но не в выборных вопросах, и, вероятно, он редко          
смотрит телевизор, ещё реже "YouTube" и другие каналы. Только ленивый не        
видел, не посмотрел видео - муниципальные выборы в Ново-Переделкине в Москве,   
как первый заместитель главы управы с ясными очами раздавал конверты            
председателям избирательных комиссий. Вы это не видели?                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Это вам так кажется. Все председатели комиссий в               
Ново-Переделкине были решением Московской городской избирательной комиссии      
отстранены, представьте себе, в субботу и назначены новые, как это "не было     
заявления"?!                                                                    
                                                                                
Дальше. Участок № 1958 в Ростове: осуждены, штраф 200 тысяч - и всё. А          
вопрос-то в другом, уважаемые, вот я и коллеге Выборному, он вчера              
представлял повторно законопроект... Вот я бы наблюдателям разрешил             
использовать дистанционные электрошокеры: как только жулик пошёл с              
бюллетенями - бумс его, и на месте прихватил, понимаете? А вы нам за рыбу       
гроши и рака за камень заводите... Давайте будем откровенны. Вы поймите, я      
много раз с этой трибуны говорил: только грубые фальсификации на выборах чаще   
всего используются нашими оппонентами с Запада для "цветных революций".         
Посмотрите: Сербия, Грузия, Украина, весь Магриб, это же всё очевидно! Я вам    
могу кино показать - и Ганиеву, и вам: у меня восемь фильмов, снятых на         
выборах, где председатели вот так мешают пачки бюллетеней, чтобы они не в       
куче были. Перед вами стоит человек, который на 184 участках на своих выборах   
поймал за руку... Представил, в зале суда вскрыли первый же мешок и             
обнаружили 300 бюллетеней другого цвета с другим заказом! Что после этого       
делает прокурор? Прокурор говорит: всё, отклонить ходатайство, все мешки с      
бюллетенями в зале заседаний... Я вам рекомендую ознакомиться с этой            
практикой. Я дошёл до Страсбургского суда, но в политических вопросах имеет     
значение цвет флага: если голубой флаг, то пожалуйста - поняли, да? - а если    
красный, то тут большой вопрос.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте не будем друг друга обманывать. Если мы не примем    
мер по оздоровлению ситуации на выборах, то это может стать колоссальным        
детонатором уже в ближайшее время, поэтому рекомендую принять законопроект, и   
давайте во втором чтении доработаем, уберём все штрихи. Ну это Уголовный        
кодекс и коррупция, уважаемый товарищ Выборный!                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, можно и от фракции выступить.                                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я прошу прощения, поскольку не записывался на   
выступление, но раз от всех фракций выступают, то фракция ЛДПР, конечно, тоже   
должна высказать свою точку зрения.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не буду вам рассказывать, как Николай Васильевич или       
другие коллеги, свой опыт: как, где, когда и сколько было фальсификаций на      
выборах. Честно говоря, я сегодня очень устал от этого заседания, потому что    
люди распинаются, что-то доказывают, Валерия Карловича чуть сердечный приступ   
не хватил, - а всё для чего? Ведь всё предрешено, у вас решение написано, и     
всё такое, пятое-десятое. Для чего мы вас сейчас убеждаем? Я прошу никого не    
обижаться, но это всё равно что говорить жулику: "Да ты неправильно             
жульничаешь!" - ёлки-палки, ну он же живёт этим!                                
                                                                                
И по большому счёту, коллеги, посмотрите на наш зал: огромного количества       
людей здесь нет - вам самим-то не обидно? Вот вы здесь сидите, на кнопки        
давите, вас заставляют отчитываться за то, что вы так надавили или эдак         
надавили, а другие - мы же все ровные здесь, но есть ровнее - своими делами     
занимаются, и у нас во фракции таких навалом, и у вас. А всё отчего             
происходит? Оттого что вот так выборы проводим. Вы все прекрасно знаете, как    
проходят выборы, - вы все прекрасно знаете! И о проблеме нашей давным-давно     
сказал Салтыков-Щедрин: "Строгость российских законов смягчается                
необязательностью их исполнения", - и ничего с тех пор не изменилось, потому    
что принцип остался один: "своим - всё, а врагам - закон".                      
                                                                                
Коллеги, ну, вы меня извините - я ещё раз говорю, - уже прошли те времена,      
когда кто-то пытался взять власть силой, народ вывести. Вот сейчас коллегу      
Куринного обвиняют, что он где-то там попытался горсовет захватить, - нет,      
слава богу, пока эти времена ушли в прошлое. Я вот сейчас "Тихий Дон"           
перечитываю - волосы дыбом встают от того, как там всё происходило. Коллеги,    
мы не покушаемся на то, чтобы отобрать у вас власть, но вы хотя бы сами         
станьте этой властью! Вот сейчас все говорят о пенсионной реформе. Я же знаю,   
вы все жалуетесь, что руки выкручивают, вы все прекрасно понимаете, что         
непродуманно, что масса нюансов, и тем не менее - "что мы можем сделать,        
выбора-то у нас нет..." А почему нет? Потому что вот такая система, человек     
на верёвочке, на кукане сидит, и так по всей стране. Если хоть в мелочах мы с   
вами что-то меняли бы, но мы же даже мелочь какую-то изменить не можем, пока    
бумажка из Кремля, из администрации президента или из Белого дома не придёт!    
А чуть что срочно надо - комитеты побоку, собрания побоку, опросным листом -    
и всё. Отчего всё это происходит, коллеги? Вот от этого же и происходит! Ну     
когда вы это поймёте?!                                                          
                                                                                
Ещё раз говорю, зачем я вам всё это рассказываю? По большому счёту время,       
можно сказать, тяну, чтобы следующий вопрос не рассматривать, потому что        
достало это всё уже, коллеги, - правда достало! Ну самим вам не обидно разве,   
а? Извините, пожалуйста.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, я отвлёкся немножко, видимо, что-то произошло: по ведению три          
человека записалось.                                                            
                                                                                
Сергей Иванович Неверов, пожалуйста.                                            
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И. Маленькая реплика.                                                
                                                                                
Сергей Владимирович, у вас мнение с Владимиром Вольфовичем тоже уже в течение   
нескольких созывов не расходится - оно иногда у вас бывает своё, но вы          
голосуете так, как говорит Владимир Вольфович.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузьмин Михаил Владимирович.                                                    
                                                                                
Коллеги, я прошу всё-таки по ведению выступать.                                 
                                                                                
КУЗЬМИН М. В. Иван Иванович, я по ведению.                                      
                                                                                
Вот Сергей... вот рядышком молодой человек стоит, от ЛДПР... Я никак не         
пойму, Иван Иванович: или мы обсуждаем тему, или этот молодой человек будет     
заниматься воспитанием сидящих здесь, тех, кто старше его, кто немножко в       
этой жизни... Почему, выступая с трибуны по законопроекту, человек обсуждает    
сидящих в зале? Почему он занимается воспитанием? Кто ему позволил?! (Шум в     
зале.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я прошу всех успокоиться всё-таки.               
                                                                                
Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Иван Иванович, я тоже просил бы сделать предыдущему             
докладчику замечание: я не знаю, кто у кого на кукане сидит, но я внимательно   
здесь всех слушаю и голосую самостоятельно, никто меня не заставляет, как и,    
я думаю, многих здесь, поэтому бросать тень на весь парламент считаю            
недопустимым. Да, обсуждаются на заседании фракции разные решения,              
рекомендации и так далее, но каждый принимает решение сам.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я призываю всех соблюдать корректность при       
выступлении.                                                                    
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович по ведению, пожалуйста.                              
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Извините, Иван Иванович, уважаемые коллеги, я не по ведению, я в   
качестве справки, в порядке статьи 46.                                          
                                                                                
Если вы про меня всё это говорили, то даю справку, Сергей Иванович: я с         
Владимиром Вольфовичем часто не соглашаюсь и голосую вразрез. А вот когда вы    
будете голосовать, когда мы будем пенсионную реформу обсуждать, мы и            
посмотрим, сами вы это делаете или нет.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. ...голосовать буду по совести!                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Да какое по совести!..                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представитель президента будет выступать по этому    
вопросу?                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Гарри Владимирович.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Вот у меня точно по ведению.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович - Иван Иванович, и к вам тоже обращаюсь, - я не   
стал бы утверждать, что по бумажке из Кремля, что кто-то ходит строем, - ну,    
видимо, это чей-то личный опыт, Сергей Владимирович. Мы, естественно,           
информируем о нашем отношении к тем или иным проектам, но в соответствии с      
Конституцией и принципом разделения властей каждая ветвь власти и каждый        
орган власти решение принимает самостоятельно. Вот на это я хотел бы обратить   
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель правительства? Докладчик?                                         
                                                                                
Валерий Фёдорович, пожалуйста, заключительное слово.                            
                                                                                
Я ещё раз ко всем обращаюсь: коллеги, наверное, в целом замечание правильное,   
давайте, когда выступаем, соблюдать, так сказать, максимальную корректность.    
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Фёдорович.                                                  
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Спасибо, Иван Иванович.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы видите, обсуждение законопроектов, касающихся выборов,    
конечно, очень острое, очень болезненное. Мы все не раз проходили через         
горнило, и у каждого свой опыт, мы изнутри, как участники, как кандидаты, как   
члены комиссий, видим и достоинства, и недостатки сегодняшнего выборного        
законодательства.                                                               
                                                                                
Этот законопроект - один из законопроектов, никто не говорит, что мы его        
сейчас примем, и всё - у нас будут честные, открытые выборы без                 
фальсификаций, и после каждой выборной кампании и оппозиция, и победители       
будут довольны, что всё было честно, чисто. Конечно нет, но это один из         
шагов, который мы предлагаем сделать, чтобы не было вопиющих - я считаю,        
вопиющих - нарушений, которые совершаются именно муниципальными служащими,      
госслужащими, именно они используют своё служебное положение, у них есть        
аппарат, у них есть право принимать на работу, у них есть право использовать    
бюджетные средства, у них есть право раздавать или не раздавать пшено, банки    
со сгущёнкой, с тушёнкой, которые, вы знаете, есть на каждых выборах, это и     
есть коррупция. И статьи кодексов, которые указаны в законопроекте, и статья    
141, и статья 5.1 и так далее, касаются как раз нарушений выборного             
законодательства, либо административных правонарушений, либо уголовных          
правонарушений, которые выявляются в ходе выборов. Законопроект чётко,          
однозначно, конституционно указывает на эти статьи, если кто не дочитал -       
дочитайте!                                                                      
                                                                                
По поводу выборов и того, что нет примеров. Последние выборы Президента         
Российской Федерации, Егоров потребовал только пересчёта в связи с тем, что     
не работал КОИБ, - в Москве был не один участок, где по два часа, по три часа   
не работали КОИБы, вышли из строя, - по нашему законодательству в этом случае   
избирательная комиссия вместе с проводившими выборную кампанию чиновниками      
обязаны были провести пересчёт, но нет! Более того, когда Егоров вышел на       
улицу, его избили, сломали ногу, человек сегодня калека, проходит               
реабилитацию. Ведётся уголовное расследование, да, но те, кто давал команду,    
кто избивал его, находятся на своих должностях и продолжают работать. Этого     
нельзя допускать, и граждане, госслужащие, муниципальные служащие должны        
знать о неотвратимости наказания в таких случаях, чего в нашем                  
законодательстве нет, неотвратимости наказания за фальсификацию,                
неотвратимости наказания за коррупцию. А здесь действительно коррупция,         
которая происходит в период выборов. Коломейцев Николай Васильевич говорил о    
ситуации в Ново-Переделкино. Ну, власть сама признала, что на всех участках     
чиновник в ранге муниципального служащего раздавал в конвертах деньги, это      
самая настоящая коррупция! И такое не на одном участке зафиксировано, всех      
председателей комиссий поснимали, а чиновники продолжают работать. Те, кто      
это организовывал, заставлял учителей этим заниматься, продолжают работать,     
получают деньги из бюджета и на следующих выборах будут делать то же самое.     
Вот это надо прекратить, нельзя этого допустить!                                
                                                                                
Данный законопроект и предполагает, что необходимо пресечь это глобальное,      
повсеместное использование служебного положения в ходе выборов, которое         
позволяют себе эти чиновники, позволяют и будут позволять. Если ты честный      
чиновник, тебе ни холодно, ни горячо от того, что есть эта норма в законе о     
коррупции. Ты не вор, ты не фальсифицируешь, и что, ты будешь против? Вот       
если ты вор и боишься, что на следующих выборах ты сфальсифицируешь и тебя      
снимут с занимаемой должности, не будет у тебя возможности использовать         
служебное положение, тогда ты будешь против этого закона. Предлагаю принять     
данный законопроект, чтобы эту беду на выборах предотвратить. Если ты,          
чиновник, своровал, сфальсифицировал на выборах - иди сажай морковку и          
капусту выращивай, но ты не будешь больше госслужащим.                          
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, мы можем до 18 часов чуть-чуть не уложиться. У нас помимо этого        
законопроекта ещё есть проект поручения.                                        
                                                                                
Нет возражений, если мы рассмотрим ещё проект поручения? Нет.                   
                                                                                
Заключительное слово Анатолия Борисовича Выборного.                             
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К сожалению, я так   
и не услышал замечаний по существу и предложений, как данные отношения можно    
было бы урегулировать или доработать данный законопроект ко второму чтению,     
как предлагают Алексей Владимирович Куринный и Николай Васильевич Коломейцев.   
                                                                                
Я не буду сейчас возвращаться к тезисам содоклада, они достаточно понятны,      
корректны и конкретны, я лишь подчеркну, что иногда складывается впечатление,   
что автор законопроекта, уважаемый Валерий Фёдорович, не преследовал цель       
совершенствования антикоррупционного законодательства, а преследовал какие-то   
иные цели, у него были другие намерения, не связанные с борьбой с коррупцией,   
иначе как объяснить то, что при желании внести изменения в административное     
законодательство, зачем-то предлагают внести соответствующую норму в            
Федеральный закон "О противодействии коррупции". Ещё раз скажу, это всё равно   
что норму уголовного права вставить в гражданское законодательство. Напомню,    
что целью государственной антикоррупционной политики является как защита        
закона, так и защита прав и свобод человека и гражданина, а не их попрание,     
как предлагается в данном проекте федерального закона.                          
                                                                                
И, уважаемые коллеги, я, конечно, понимаю, что во время чемпионата мира по      
футболу каждый из нас потерял, наверное, три тонны нервов, но нельзя же         
переходить на личности. Уважаемый Алексей Владимирович, я живу не на облаках,   
я живу в городе Москве и избран от города Москвы. И, Николай Васильевич, я      
никогда не вожу, как вы говорите, рака за камень, я стараюсь по существу        
ответить на те вопросы, которые вы мне задаёте и по крайней мере с точки        
зрения права объяснить, почему та или иная норма не может быть принята.         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, горячее обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.