Заседание № 182
О проекте федерального закона № 382589-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
И переходим к пункту 6 повестки дня. Это законопроекты третьего чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов". Пожалуйста, Александр Петрович Москалец. К вопросу, прозвучавшему в выступлении Сергея Владимировича Иванова: вот, видите, избирательное законодательство совершенствуется. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект, как вы понимаете, носит сводный характер, но при этом он объединён одной важной темой - темой уточнения порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов, а также устанавливает ответственность за нарушение этого порядка. Проведённые правовая и лингвистическая экспертизы недостатков по тексту законопроекта не выявили. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы к материалам приобщено. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству также уверен в доброкачественности законопроекта и рекомендует принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, если есть желающие выступить, тогда мы записываем депутата... Вы по мотивам, да? По мотивам. Записываем депутата Останину и депутата Драпеко. Но будем, как всегда, по нашей уже сложившейся традиции, делать это, когда будет объявлен "час голосования".
По 6-му вопросу по мотивам выступает Останина Нина Александровна. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Когда в июле текущего года мы обсуждали в первом чтении данный законопроект, то, представляя его, Гарри Владимирович сказал, что это завершающий законопроект, который корректирует избирательное законодательство. Мне представляется, что вывод этот был излишне оптимистичным, потому что даже после принятия этого законопроекта в первом чтении, к сожалению, нашлись другие лазейки, для того чтобы фальсифицировать результаты голосования и даже ещё на этапе предвыборной кампании каким-то образом обходить закон. У этого законопроекта весьма узкая цель - предотвратить незаконные действия с открепительными удостоверениями, но механизм реализации этой цели - единые требования к изготовлению открепительных удостоверений, процедура получения, которая предполагает только личное присутствие, и порядок использования, который в любом случае исключает повторную выдачу открепительных удостоверений, предполагает отказ в выдаче дубликата, - к сожалению, не является полноценным. Знаете, как в стихотворении: "Но кони - всё скачут и скачут, а избы - горят и горят", так и здесь: автобусы с людьми без определённого места жительства, студентами, курсантами так и продолжают ездить, а бюллетени так и продолжают бросать пачками, как и открепительные удостоверения. Я в самом начале сказала об излишней оптимистичности утверждения Гарри Владимировича о том, что этот закон поставит точку в процессе корректировки избирательного законодательства и закроет все пробелы. При этом я имела в виду следующее: ну вот нашли новую лазейку (сегодня об этом говорил мой коллега депутат Обухов) - уже на этапе регистрации наших кандидатов по надуманным основаниям просто снимают с выборов. Я приведу пример по Кузбассу. Есть такой город Новокузнецк, где объявлены выборы на должность главы города. Так вот, нашего кандидата суд снял с выборов только по той причине, что при выдвижении его кандидатуры на собрании в первичной организации на городской конференции урны были опечатаны скотчем, а, по мнению суда, этот материал не является достаточно надёжным для сохранения тайны голосования. Ну скажите, разве это может быть аргументом для того, чтобы усомниться в правомочности и законности выдвижения кандидата? Или, например, Краснодар, где сняли четверых наших кандидатов и где мы объявили о бойкоте выборов, потому что это действительно не выборы. Зарегистрированных кандидатов сняли только по тем основаниям, что каждый из них не представил выписку из управления юстиции о том, что в городе Краснодаре есть городское отделение КПРФ, хотя общий такой документ был представлен в городскую избирательную комиссию. В этой связи, уважаемые коллеги, хотелось бы поставить на ваше обсуждение вопрос: а может, вообще эту норму - открепительные удостоверения - убрать из закона? И это не будет дискриминацией... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам выступает Драпеко Елена Григорьевна. Пожалуйста, включите микрофон. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я хочу согласиться с предыдущим оратором, с Ниной Останиной, потому что действительно этот законопроект не решает всех проблем, связанных даже с досрочным голосованием. Наша фракция будет голосовать за этот законопроект, потому что мы поддерживаем саму идею упорядочения этого вопроса. Однако остались за пределами законодательства вопросы, связанные с тем, что сегодня объявляются рабочими нерабочие дни на многих производствах, которые не являются непрерывными производствами, и это используется руководством этих производств, администрацией, для того чтобы рабочих автобусами под надзором начальников везти к урнам для голосования. Остался нерешённым вопрос урегулирования голосования экипажей морских судов. Морские суда, которые находятся на промыслах, сегодня голосуют на всех выборах, в том числе даже на муниципальных выборах, но мы не можем на этих судах контролировать ход избирательной кампании. Единственным документом о результатах проведённых выборов является радиограмма, посылаемая капитаном этого судна. Зачастую даже протоколы после возвращения судна в порт не предоставляются в избирательную комиссию соответствующего уровня. И поэтому мы считаем, что нужно продолжать работу над избирательным законодательством и закрывать все эти лазейки, которые используют недобросовестные люди для фальсификации результатов выборов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Неверов Сергей Иванович, пожалуйста. НЕВЕРОВ С. И. Спасибо, Борис Вячеславович. Я по мотивам, буквально два слова. В целом считаю, что законопроект нужно поддерживать. Я хотел просто внести одну корректировку. Нина Александровна сказала о снятии кандидата в Новокузнецке по решению суда. На самом деле регистрация кандидата отменена по его личному заявлению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шудегов Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! По отчёту правительства Шудегов, Четвериков и Мизулина голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Минх Гарри Владимирович просил слова. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я попросил слова по ведению, потому что Нина Александровна Останина меня дважды процитировала, но так как первоисточник ещё, слава богу, жив, то я бы хотел уточнить, что я говорил о том, что это последний законопроект, касающийся корректировки законодательства избирательного, вытекающий из Послания Президента Российской Федерации Государственной Думе и Совету Федерации, то есть Федеральному Собранию. А говоря о том, что это не последний гвоздь в этой тематике, хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, что продолжает работу та рабочая группа, которая состоит из представителей всех политических партий, представленных в Государственной Думе и не представленных в Государственной Думе, которая будет совершенствовать эту проблематику. И говоря о том, что кони всё скачут, хочу вам напомнить, что кони всё скачут в рамках действующего законодательства, а то, что мы сейчас предлагаем, - это пока ещё законопроект. Поэтому анализировать, как законопроект влияет на практику, как минимум не очень корректно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Борис Вячеславович, в ответ на реплику коллеги Неверова я вношу ясность. Наш кандидат Смирнов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 08 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 382589-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Сейчас можно рассмотреть из блока законопроектов второго чтения вопрос 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на реализацию положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года, касающегося принятия необходимых мер для предотвращения незаконных действий с открепительными удостоверениями при проведении выборов и референдумов. Данный вопрос возникал сегодня в начале пленарного заседания. Я должен сказать о самой постановке этого вопроса: говорилось не о том, что выданы данные открепительные удостоверения, а о том, что имеются бланки открепительных удостоверений, - это две принципиально различные позиции. Законопроектом вносятся изменения в пять законов: Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Законопроект был принят в первом чтении 7 июля 2010 года, в соответствии с Регламентом Государственной Думы прошёл необходимую процедуру. В результате проведённой работы представлены поправки к законопроекту, которые содержатся в двух таблицах. Таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию, состоит из восьми поправок. Таблица поправок 2, рекомендованных к отклонению, содержит семь поправок. Мы полагаем, что законопроект готов к принятию во втором чтении, будем рады обсудить предлагаемые поправки. Просим проголосовать за таблицу 1 и таблицу 2. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Беляков Антон Владимирович. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Большое спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, если можно, поясните, я просто хотел бы понять: почему мы так по повестке двигаемся? У нас 13-й вопрос не поставлен на фиксированное время, поэтому после 9-го логично было бы 10-й рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я попросил бы вас не просто посчитать пункты, а посмотреть, что это за пункты. У нас дальше идёт блок ратификации, где докладчиком является представитель Президента Российской Федерации. Естественно, его сейчас в зале нет. Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит восемь поправок. Есть ли необходимость какую-либо из них рассматривать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 00 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит семь поправок. Нужно ли какую-либо из них рассматривать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 43 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принято. Мы обсудили пункт 13, выносим проект закона на "час голосования".
Пункт 13. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 29 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 174
О проекте федерального закона № 382589-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы приступаем к рассмотрению законопроектов первого чтения. Фиксированное время, 33-й вопрос повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, уважаемый Валерий Афонасьевич. Уважаемые депутаты, сегодня вашему вниманию предлагается, по сути дела, можно сказать, завершающий законопроект, корректирующий избирательное законодательство, а если более широко, совершенствующий нормативные основы функционирования политической системы в России, затронутые в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Данный законопроект, как уже было сказано Валерием Афонасьевичем, посвящён вопросу уточнения порядка использования открепительных удостоверений. Эта проблема, которая заключается в том, что при использовании такого механизма, как открепительные удостоверения, существуют определённые недостатки, неоднократно поднималась как в стенах Государственной Думы, так и в различных других форматах. Считается общепризнанным, что, безусловно, есть определённые пробелы в законодательстве, в связи с чем нет должных гарантий для создания препятствий для манипулирования при проведении голосования подобным образом. Вместе с тем сам институт открепительных удостоверений, безусловно, должен сохраняться. Это наше общее убеждение, которое было сформировано в рамках рабочей группы, составленной из представителей всех политических партий, которые зарегистрированы в Российской Федерации. Это важнейший способ, для того чтобы обеспечить легальную возможность для голосования тех граждан, тех избирателей, которые по уважительным причинам не могут в день голосования находиться в том месте, где располагается избирательный участок по их месту проживания. И если, например, проанализировать статистику по последним федеральным выборам - это и выборы депутатов Государственной Думы, и выборы Президента Российской Федерации, соответственно 2007 и 2008 годы, - то более миллиона избирателей Российской Федерации использовали этот инструмент. Поэтому, как вы понимаете, создание таких условий для практически миллиона избирателей - это существенная цифра, существенный момент. При этом, повторюсь, я даю данные по федеральным выборам. Как вы понимаете, это территория всей страны, и, естественно, граждане должны иметь возможность для того, чтобы высказать своё мнение по тем или иным кандидатурам, по тем или иным партиям. Сама концепция предлагаемых изменений направлена именно на уточнение порядка, для того чтобы процедура голосования по открепительным удостоверениям проходила более чётко, была более контролируема. Одновременно с этим предлагается не только откорректировать три федеральных закона, посвящённых избирательной проблематике, - это Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", - но и усилить ответственность за нарушение правил работы с открепительными удостоверениями. Соответствующие изменения предлагается внести и в Уголовный кодекс Российской Федерации, и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Прежде всего хочу обратить внимание на те изменения, которые предлагаются в базовый избирательный закон - "Об основных гарантиях избирательных прав...". В настоящее время на федеральном уровне нет закреплённых единых требований к изготовлению, выдаче и использованию открепительных удостоверений на выборах и референдумах различных уровней, кроме того, не определена единая форма подобных открепительных удостоверений. В настоящее время предусмотрен такой порядок, что та избирательная комиссия, которая организует проведение выборов или референдума, она самостоятельно определяет и форму открепительного удостоверения, и порядок изготовления и использования, и требования к порядку работы с этими открепительными удостоверениями в системе избирательных комиссий. В связи с этим предлагается на федеральном уровне закрепить единые требования в отношении изготовления, выдачи, использования открепительных удостоверений на выборах и референдумах всех уровней. Первое. Предъявляются дополнительные особые требования к изготовлению открепительных удостоверений. Устанавливается, что открепительные удостоверения являются документами строгой отчётности. Для этого предлагается зафиксировать единую нумерацию на всей территории, на которой проводятся соответствующие выборы или референдумы. Предусмотрено, что в целях защиты этих открепительных удостоверений от подделок при их изготовлении должна использоваться бумага с водяными знаками или с иными специальными элементами защиты. Кроме того, предусмотрено, что размещение заказа на изготовление этих открепительных удостоверений осуществляется централизованно той избирательной комиссией, которая организует выборы. И комиссия должна на своём заседании принять соответствующее решение. Кроме того, в законопроекте предлагается установить формы открепительных удостоверений. Предлагается два варианта: это форма без отрывного талона и форма с отрывным талоном в том случае, если на выборах предусматривается возможность проведения так называемого второго тура, или, говоря языком закона, предусматривается повторное голосование. Второе. Что касается процедуры получения открепительного удостоверения. Предусмотрено, что для этого избирателю или участнику референдума необходимо совершить следующие действия: во-первых, следует написать заявление в избирательную комиссию с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение; во-вторых, получить это открепительное удостоверение, расписавшись либо лично, либо это может сделать представитель избирателя, но на основании нотариально удостоверенной доверенности. Далее. Законопроектом подробно регламентируется порядок использования открепительных удостоверений. Комиссия, которая выдаёт открепительные удостоверения, за двадцать дней до дня голосования вместе с первым экземпляром списка избирателей направляет в участковые комиссии заверенные выписки из реестра, содержащие сведения о получении открепительных удостоверений. Участковая комиссия на основании такой выписки в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку о том, что получено открепительное удостоверение в вышестоящей комиссии, с указанием номера. В том случае, когда открепительное удостоверение выдаётся в участковой комиссии, в названной графе делается отметка о том, что было получено открепительное удостоверение в участковой комиссии. И избиратель или участник референдума, который получает такое открепительное удостоверение, исключается участковой комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке. Избиратель, который получил открепительное удостоверение, в день голосования в случае его прихода на избирательный участок или участок референдума на этом участке включается в список избирателей и принимает участие в голосовании на этом избирательном участке. А избирательная комиссия уже там, где проводится это голосование, в графе "Особые отметки" делает отметку о голосовании по открепительному удостоверению с указанием номера. И открепительное удостоверение в этом случае изымается у избирателя. Если удостоверение содержит открепительный талон, то, если это так называемый первый тур, изымается открепительный талон, а при проведении повторного голосования, изымается само открепительное удостоверение. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдаётся. В том случае, если утрачено не удостоверение, а незаполненный бланк открепительного удостоверения, то соответствующая комиссия, которая установила факт утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт, принимается решение, в котором указывается номер бланка, факт утраты бланка и причина утраты. И это решение доводится до вышестоящей комиссии и комиссии, которая непосредственно организует выборы или референдум. И та комиссия, которая организует выборы или референдум, централизованно принимает решение о признании таких открепительных удостоверений недействительными. И если с таким недействительным открепительным удостоверением появляется избиратель, который приходит на соответствующий избирательный участок, то его не включают, естественно, в список избирателей на этом участке и это удостоверение подлежит изъятию. В связи с изложенным и с этой процедурой уточнённой соответствующим образом корректируются нормы, которые регулируют вопросы, связанные с содержанием протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, порядок подсчёта голосов избирателей или участников референдума, порядок обработки результатов голосования в вышестоящих комиссиях, а также сроки хранения открепительных удостоверений. Аналогичные изменения вносятся в два других избирательных закона: "О выборах Президента Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Как я уже сказал, дополнительные изменения вносятся в карательные наши кодексы - в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Предусматривается уголовная ответственность за незаконное изготовление, хранение либо перевозку незаконно изготовленных открепительных удостоверений, соответствующие дополнения вносятся в часть третью статьи 142 Уголовного кодекса Российской Федерации, и административная ответственность за нарушение порядка выдачи открепительного удостоверения, за незаконное получение избирательного бюллетеня по открепительному удостоверению, а также за использование заведомо поддельного открепительного удостоверения, соответствующие дополнения вносятся в статью 5.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, кроме того, КоАП дополняется новой статьёй - 5.58. Предполагается, что те изменения, о которых я вам докладываю, вступят в законную силу по истечении тридцати дней после официального опубликования закона. Что касается так называемых карательных мер, то они будут применяться, естественно, в отношении участников тех избирательных кампаний, которые ещё будут назначены после вступления данного закона в силу. Уважаемые депутаты, вот основные положения тех изменений, которые предложены президентом. Прошу вас поддержать эти инициативы и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые депутаты! Прежде чем довести до вашего сведения информацию о позиции комитета по рассматриваемому законопроекту, я хочу только предъявить вам две книги. Ну, вот одна - это "Российское избирательное законодательство", а вторая - это "Международные избирательные стандарты". Как вы видите, даже вот по объёму, около тысячи листов каждая, они равны. И уверяю вас, уважаемые коллеги, и по своему содержанию наше российское избирательное законодательство ни в чём не уступает требованиям свода международных рекомендуемых норм при проведении выборов и руководящих принципов. Всё избирательное наследие сегодняшних европейских государств содержит на данный момент пять таких принципов - это всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое избирательное право. При этом как международное сообщество, так и мы, в частности, имеем как одинаковые правила, так и одинаковые исключения. При этом особо важно то, что режим и темпы развития нашего национального избирательного законодательства отвечают задачам времени, и рассматриваемый сегодня законопроект является доказательством именно этого тезиса. Очевидно, что если бы мы с вами поддержали - и я думаю, мы поддержим - обсуждаемую сегодня инициативу, то избирательная система стала бы ещё более прозрачной, и это гарантированно повысит уровень доверия к ней граждан. Важно, что сразу же в проекте закона - и об этом говорил докладчик - предлагаются корреспондированные изменения в три федеральных закона и два кодекса. Докладчик, полномочный представитель Президента Российской Федерации, подробно изложил мотивы, цели, содержательную часть нововведений, и я могу только посоветовать для наглядности наложить предлагаемые нормы на действующие - и вы все с очевидностью увидите преимущества новых предложений. Да и как их, уважаемые коллеги, не увидеть, если в открепительном удостоверении мы видим не только бланк, а и документ строгой отчётности с единой нумерацией на всей территории проведения выборов. При этом это не просто бумага, а бумага с водяными знаками, размещение заказа на которую осуществляется централизованно, и получить такой документ можно будет в чётко и ясно установленном порядке, который довольно легко контролируется, проверяется. Мы убеждены, что предлагаемый набор уголовно- и административно-правовых мер в совокупности с новыми базовыми нормами будет серьёзно предотвращать незаконные действия и другие манипуляции с открепительными удостоверениями. Конечно, нужно нам сегодня признать и то, что последовательное и востребованное совершенствование избирательного законодательства - это путь к условиям формирования доверительных отношений и реальная возможность решения вопросов гражданского общества, в котором влияние общества на власть переходит на другие принципы, формирует иные категории. И это создаёт как раз гарантии устойчивого состояния и защищённости каждого конкретного гражданина. И поддерживая рассматриваемый законопроект, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует вам, уважаемые коллеги, принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Есть ли вопросы? Очень много. Давайте проведём запись желающих задать вопросы. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы уже запись провели. Депутат Апарина, пожалуйста. АПАРИНА А. В., фракция КПРФ. Спасибо. Александр Петрович, во-первых, позвольте не согласиться с вами, с тем, что вы заявили, что доверие избирателей повышается. Это как же так? 60 - 70 процентов не ходят на выборы, а вы говорите, что доверие повышается. К вам вопрос, Гарри Владимирович. Всё вы хорошо здесь доложили, рассказали, но мы знаем прекрасно, что законы живут сами по себе, а практика - сама по себе. И возглавляют избирательные комиссии, председателями являются члены одной партии, одной и той же партии, и они же являются главными организаторами этих нарушений. Хороший закон, но скажите всё-таки, а контроль будет какой? Более чётко скажите, потому что там подделку можно увидеть и так далее, и так далее, а вот какой будет контроль за тем, как отдают эти открепительные удостоверения? Целым заводам отдают открепительные талоны! Какой будет контроль? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемая Алевтина Викторовна, во-первых, я не знаю, откуда у вас данные, что порядка 70 процентов избирателей не ходят на выборы. Видимо, у вас какая-то своя система статистики. Во-вторых, если мы так будем относиться к той деятельности, которой мы с вами занимаемся, то как минимум это неуважительное отношение к тем, кто находится в зале, потому что, если мы полагаем, что принятие законов - это само по себе, а жизнь - сама по себе, тогда, видимо, надо подумать, как нам поменять формы нашей деятельности на более эффективные. Но это ваша точка зрения, я с ней не согласен. Теперь уже непосредственно о тексте законопроекта. Я постарался достаточно подробно, но схематично доложить, учитывая, что в законопроекте очень детально описываются процедура, порядок не только изготовления и всего остального, но и порядок выдачи открепительных удостоверений. При этом повторюсь: это сквозная нумерация, единая в рамках той территории, на которой проводятся соответствующие выборы (если это выборы на уровне субъекта, то по всей территории субъекта единая нумерация), документы строгой отчётности, документы, которые изготавливаются на специальной бумаге со специальными формами соответствующей защиты, в том числе и типографским способом нанесённые. Далее - всё это распределяется, раздаётся в фиксированном виде с указанием этих номеров в каждую конкретную комиссию, до самой приближённой к населению участковой избирательной комиссии. Далее - при получении этих открепительных удостоверений та же процедура, о которой я говорил, то есть личная роспись избирателя либо нотариально удостоверенная доверенность. Как вы видите, это всё достаточно серьёзные механизмы, которые очень подробно прописаны, то есть процедура прохождения открепительных удостоверений со стадии принятия решения об изготовлении, само изготовление, сама передача этих открепительных удостоверений в избирательные комиссии на соответствующие территории, выдача, последующий контроль за тем, как эти открепительные удостоверения появились на соответствующем участке, и всё остальное очень подробно прописаны. Это одна сторона дела. Вторая сторона дела - это меры уголовной и административной ответственности за соответствующие нарушения. Несмотря на ваш пессимизм, я думаю, что в случае принятия этого закона оптимистов станет чуть-чуть побольше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гостев Руслан Георгиевич, пожалуйста. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Я хотел бы быть оптимистом, но, к сожалению, далеко не всегда оптимизм подкрепляется конкретной практикой. К примеру: на выборах в областную Думу в одном из округов более пятисот человек привезли из Воронежа, для того чтобы в сельских районах проголосовать по открепительным удостоверениям. Это одно. Второй момент. Очень строго по голосованию: у тебя должна быть регистрация, и тогда ты можешь голосовать. В Воронеже по одному округу от восьмисот до тысячи курсантов проголосовали, не имея регистрации. Это конкретная практика, то, как у нас идёт работа. Но в то же время, если уж мы говорим об этих вещах, получается так: обратились в суд, а там так, как, помните, у Высоцкого: тридцать три мужика не хотят признать сынка. Судья заявляет: "Нет, нет, никаких нарушений нет, мы ничего не видим, ничего не знаем". Но вместе с тем, Гарри Владимирович, скажите... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович, вам вопрос. МИНХ Г. В. Вы знаете, если опять же вспомнить Высоцкого: при чём тут суд, народный суд, - народа я не видел... Я здесь вопроса не услышал, Руслан Георгиевич. Я извиняюсь, я просто не услышал вопроса, но... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо, у вас времени достаточно было для вопроса. МИНХ Г. В. ...но комментировать то, что я уже комментировал, я думаю, нет никакого смысла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Салихов Хафиз Миргазямович. Пожалуйста, вопрос успевайте сформулировать в отведённое время. САЛИХОВ Х. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я снимаю вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста, вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, вот с чем связано понижение ответственности за изготовление и умышленное использование заведомо ложных фактически документов? У нас предусмотрена уголовная ответственность за использование фальшивых документов, а здесь мы предлагаем только административную ответственность. И второе. Насколько будут доступны документы и будет ли вводиться мера ответственности, желательно уголовная, за непредоставление документов, подтверждающих правильность всей процедуры, представителям избирательных объединений, принимающих участие в выборах? Потому что на сегодняшний день мы имеем много механизмов, но, когда мы не получаем информацию, к сожалению, механизмы судов задействовать невозможно. И будут ли вводиться какие-то ограничительные меры в части изготовления открепительных удостоверений? Потому что по Тульской области 20 процентов от проголосовавших проголосовало по открепительным удостоверениям. Ну, это уровень... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Прежде всего, уважаемый Максим Станиславович, никакого смягчения уголовной ответственности нет. Если вы обратили внимание, то статья 142 в той части, которая связана с фальсификацией, то, о чём вы говорите, - это части первая и вторая - осталась абсолютно той же самой, и в этом плане никакого уменьшения, или смягчения, ответственности нет. Мы предлагаем добавить только в часть третью статьи 142 Уголовного кодекса специальное упоминание о том, что незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных открепительных удостоверений... И далее по тексту - те санкции, которые в настоящее время в этой редакции есть. Кроме того, предусматривается также возможность за подобного рода правонарушения, преступления применять такую санкцию, как лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет. Теперь что касается того, насколько эта, скажем так, процедура может быть защищена в судебном порядке. На мой взгляд, может быть. Единственная проблема - чтобы те, кто пытается использовать эти предусмотренные законом в случае его вступления в силу алгоритмы и фиксацию тех или иных шагов, действовали тоже достаточно чётко, аккуратно и не ограничивались только какими-то лозунговыми и пиаровскими мероприятиями. Главный вопрос - фиксация факта и предъявление доказательств в суде, потому что всё остальное... В том числе мы с вами помним, как обсуждались итоги тех или иных выборов на уровне субъектов или на федеральном уровне, и очень часто, кроме попытки привлечь внимание к тем или иным политическим фигурам или политическим партиям, реальных шагов очень часто не предпринималось либо они делались не очень грамотно. Я думаю, что дополнительные возможности для грамотного использования законопроект, безусловно, даёт, поэтому дело за вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, хочу вас поправить. Не пробелы данный закон восполняет в законодательстве, в пояснительной записке написано точнее: предотвращение незаконных действий с открепительными удостоверениями, то есть подтасовок. Вот на это направлен законопроект и те законопроекты, которые шли раньше с теми инициативами, которые вы озвучивали. Честно говоря, в данном случае - горькое разочарование, потому что вместо эффективного воздействия мы видим, что здесь некие декоративные действия. Скажите, пожалуйста, предусматривает ли этот законопроект предотвращение организации избирательных участков в общественных местах, таких как вокзалы, другие общественные места, куда стаскивают бомжей для голосования, курсантов, всех проезжающих и проходящих? Здесь об этом что-то есть, о предотвращении, или же это всё сводится к простым водяным знакам, ну, или к сложным водяным?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, прежде всего спасибо за то, что вы пытаетесь за меня что-то сказать, это, безусловно, возможно, но я бы не хотел, чтобы вы цель и средства путали местами. То, на что вы ссылаетесь, - это цель, это то, на что направлен законопроект. Я, когда говорил о том, что мы устраняем пробелы, рассказывал о средствах, которые используются в данном законопроекте. Поэтому поправку выслушали, но с учётом вот этих комментариев. Теперь что касается каких-то задач, которые, на ваш взгляд, требуют дополнительных корректировок или дополнительного регулирования. Я ещё раз хочу обратить внимание на то, что данный законопроект посвящён проблеме уточнения порядка использования открепительных удостоверений. И можно, конечно, говорить, что там сложные, простые, водяные или ещё какие-то знаки, но, мне кажется, до тех пор, пока мы сами, и вы прежде всего, как участники различных избирательных кампаний, не прочитаете внимательно как действующие нормы, так и предлагаемые в данном законопроекте нормы, конечно, мы с вами так и будем рассуждать о том, что хорошо, чтобы мост был отсюда и до Парижа. Поэтому я всё-таки предлагаю вернуться на землю, проанализировать те документы, которые мы с вами рассматриваем, и понять, что открепительное удостоверение - это реальный механизм, позволяющий гражданам участвовать в выборах. А то, о чём вы спрашиваете - будут ли нарушения закона, - как вы знаете, нет ни одного закона, который бы не был нарушен в ходе правоприменительной практики, поэтому наша задача - создать механизмы защиты от дурака. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, запретом на занятие определённым видом деятельности наших руководителей избиркомов не удивишь. У нас они регулярно меняют свою деятельность, назначаются послами в Молдавию, ещё куда-нибудь, сами знаете. Гарри Владимирович, вот есть такое злоупотребление, когда, например, ректор института или другого вуза говорит студентам: "Быстренько все смотались по своим местам, где вы живёте, взяли открепительные удостоверения, приехали и проголосовали на территории, где ваше общежитие расположено". Это злоупотребление, разумеется, это понуждение к голосованию. Никто не должен заставлять человека это делать. Вот скажите: данный законопроект как-то позволяет бороться с этим злоупотреблением? И Александр Петрович (чтобы он не скучал), вот вы хвалили европейскую систему. В европейской системе можно по почте проголосовать. У нас это предвидится вообще, нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, ну, вы поставили передо мной вопрос и сами на него ответили. Тот пример, который вы приводили, - это уже нарушение действующего законодательства, и за эти нарушения предусматриваются меры, как я уже сказал, в так называемых карательных наших кодексах - и в Уголовном, и в Кодексе об административных правонарушениях. Поэтому это вопрос не корректировки действующего закона, а фиксации этих нарушений, и не более того. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Я думаю, что не только Сергей Владимирович, но и вы уже отметили, что наши коллеги, задававшие вопросы, в общем-то, идут по пути искусственного конструирования некой ситуации, а затем формируют по этой ситуации вопрос. Но жизнь, уважаемые коллеги, так не идёт, и правила поведения исходя из таких подходов не устанавливаются. Мы сегодня говорим о конкретном законопроекте, а не просто спрессовали воздух руками и пытаемся отсюда вывести правила поведения. Давайте всё-таки вернёмся к нормальной, конкретной работе и к конкретным вопросам по теме законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Гарри Владимирович, я в отличие от своих коллег разделяю ваш оптимизм. Действительно, с принятием этого закона оптимистов, наверное, прибавится, в том смысле, что, отвечая на предположение пессимиста, что, наверное, хуже уже не будет, оптимист скажет: будет, будет. Гарри Владимирович, мы твёрдо стоим на земле, и ваше обвинение в адрес Анатолия Евгеньевича, что надо бы к реалиям обратиться... Поверьте, мы действительно хорошо знаем эти реалии. Менее всего хотелось бы вас уличить в причастности к изобретению чёрных технологий, но зловещее слово "протокол", которое есть и в этом законе, поскольку закон предполагает внесение изменений в итоговый протокол... Вы, наверное, тоже знаете, как заполняется этот протокол: как правило, в здании администрации, как правило, без согласования с мэром, главой района, губернатором ни одна цифра в протоколе не появляется. И здесь вот едва ли не главенствующую роль играет статистика результатов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос прозвучал, нет? Есть кому отвечать? МИНХ Г. В. Вопрос не прозвучал, поэтому я... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо. А у меня очень актуальный вопрос к вам, Александр Петрович. Вот вы демонстрировали две толстые книги, в том числе одну об иностранной практике, которая, по вашему мнению, свидетельствует о демократичности наших избирательных институтов. А знаете ли вы о том, что в резолюции сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая состоялась вот только в июне этого года, как раз вновь предписано России демократизировать и сделать прозрачным избирательное законодательство, привести его в соответствие с международными нормами? Как раз ПАСЕ не считает, что наше избирательное законодательство так совершенно, как вы тут пытались нас убедить. Поэтому вот, пожалуйста, ответьте: так это или не так? И конечно, спасибо Гарри Владимировичу за доложенный законопроект - он очень нужен России сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Светлана Петровна, как считает ПАСЕ, оно так и считает. Мы отвечаем за Российскую Федерацию, а не за ПАСЕ, и нам важны всё-таки дела в нашей стране. Вы знаете, есть простенькая такая ситуация, что, видя бой со стороны, каждый считает себя полководцем, поэтому не будем мы рассчитывать только на те оценки. Мы вот, комитет, который ведёт наше избирательное законодательство, законодательство о референдуме, - да, мы вполне ответственно считаем, что наше избирательное законодательство является одним из самых продвинутых среди всех стран, в том числе если взять западные страны. А если взять ближние страны, то я вам сразу голову на заклание даю, что наше законодательство является одним из самых лучших и решающих все возникающие перед ним проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон Рябову Николаю Фёдоровичу. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Спасибо. Гарри Владимирович хочет добавить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, на этот же вопрос? Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемая Светлана Петровна, во-первых, я бы хотел всё-таки спасибо не себе адресовать, а субъекту права законодательной инициативы. Но это так. А, во-вторых, говоря о наших оценках в различных рейтингах, в различных форматах, я бы чётко пытался отделять зёрна от плевел. Могу вам привести в качестве примера одну ситуацию, которая сложилась на последних президентских выборах. Когда группа наблюдателей от ПАСЕ встречалась с избирательным штабом одного из кандидатов, то было замечание: а вот нам не очень нравится, что мы сидим в здании, которое хоть и взято в аренду на легальных основаниях, но находится в госсобственности. А когда был задан вопрос: а вы с представителями другого кандидата где встречались, в здании Государственной Думы? И у вас не возник вопрос, что это здание, которое не должно использоваться в рамках избирательных процедур? - ответа не последовало. И кроме того, человек, который возглавлял эту группу, прилетев на территорию Российской Федерации - прилетев, подчёркиваю, - и сойдя с трапа самолёта, дал интервью средствам массовой информации о том, что выборы несправедливые, неравные и есть нарушения международных стандартов. При этом международным наблюдателям запрещается давать комментарии в СМИ до завершения избирательной кампании, до подведения итогов голосования. Люди везде люди. У людей есть разные пристрастия, поэтому не надо воспринимать всё так однозначно, хотя, безусловно, недостатки есть в любом законодательстве, в любом государстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Гарри Владимирович, я вас уважаю, но всё-таки напомню вам, что действительно 60 процентов примерно на выборы не ходят. 27 июня в городе Бор в Нижегородской области только 30 процентов пришло голосовать. А теперь по существу законопроекта. Ну, надо признать, что он действительно улучшает работу с открепительными удостоверениями. Но есть ещё один пробел в избирательном праве - это когда наши граждане голосуют по заявлениям, то есть те люди, для которых невозможно прийти на участок, пишут заявления. Эти заявления, как правило, пишут социальные работники, а когда, как и где они голосуют - это вообще непонятно. Нельзя ли применить открепительные удостоверения и для этой категории граждан тоже, если не в этом законопроекте прописать, то?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Николай Фёдорович, прежде всего надо иметь в виду, что явка на выборах гораздо более высокая, чем показывают те цифры, которые вы приводите по голосованиям на уровне отдельных муниципальных образований, об этом говорит статистика по федеральным выборам. Ну, я её не буду приводить, вы её и так знаете: там показатели в разы выше тех цифр, которые вы называли. Это первое. Второе. Что касается механизма голосования вне избирательных участков, попросту говоря на дому, тех избирателей, которые в силу каких-то своих физических особенностей не могут самостоятельно прийти на избирательный участок и получить избирательный бюллетень, то это разные, по сути, механизмы. Когда мы ведём речь об открепительных удостоверениях, то имеем в виду, наоборот, человека мобильного, который в день голосования в силу либо служебной командировки, либо какой-то иной причины находится в другом месте, а не на территории, на которой проводятся выборы, и он получает лично либо через нотариальную доверенность... А чтобы получить эту нотариальную доверенность, вы понимаете, надо прийти к нотариусу, заплатить деньги за это. Наличие таких шагов, действий говорит о том, что это категория людей социально подвижных, активных. Что же касается людей, которые не могут в силу субъективных причин прийти на избирательный участок, конечно, там совсем иной механизм. И поэтому данную проблему через открепительные удостоверения, на мой взгляд, решать не следует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые докладчики, я - чтобы вы на земле были, так сказать, - как раз тот, кто пострадал от открепительных удостоверений, проиграл якобы 0,5 процента в 2003 году. Я имел у себя в округе - как вы думаете, за кого голосовали? - 60 процентов открепительных удостоверений по всей области. Обнаружил в зале суда бюллетени с водяными знаками, которые печатались в топографическом отделе Северо-Кавказского военного округа. Поэтому я хотел бы вам другой вопрос задать. У нас кроме президентских выборов вообще нет ограничения по явке. Скажите, пожалуйста, зачем нам вообще голосование вне помещения и по открепительным удостоверениям? Может, нам проще ввести голландскую, скажем, систему? Там если вы не пришли на выборы, то в течение всего времени работы органов, которые будут избраны, не имеете права в них обращаться. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, хочу вас огорчить: у нас порога явки нет и на президентских выборах. Это во-первых. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИНХ Г. В. Меня-то что огорчать? Во-вторых, порог явки - это инструмент, который направлен на то, чтобы активизировать избирателей. И хочу вам напомнить, что порог явки на выборах депутатов Государственной Думы составляет 25 процентов. Как вы знаете, активность избирателей в разы больше этой цифры. Поэтому наличие или отсутствие этой цифры никоим образом не влияет на реальную активность избирателей. В-третьих, я не сторонник, например, тех идей, которые, в частности, коллеги от ЛДПР предлагают: мол, давайте мы просто сравним, у кого какое количество членов партии - ну, я утрирую немножко - и пропорционально этому количеству и будем распределять депутатские мандаты. Нет, мы с вами всё-таки не должны забывать, что выборы - это одна из важнейших форм прямой демократии, это один из базовых конституционных принципов, это одна из основ конституционного строя Российской Федерации. И обязанность государства - создать возможности для того, чтобы граждане Российской Федерации, у которых есть проблемы со здоровьем или какие-то другие проблемы, могли реализовать своё право избирать и быть избранными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У нас одним из самых продвинутых в мире является не только избирательное законодательство, но и способ фальсификации выборов. Поэтому, я думаю, когда мы оцениваем, так сказать, открепительное голосование, надо исходить из реальной практики, которая существует. Она такова: автобус, в нём находится группа, у этой группы на руках пачка открепительных удостоверений, эта группа рассекает от одного избирательного участка к другому. И пытаться эти вещи игнорировать и говорить, что потом можно судиться, мне кажется, Гарри Владимирович, не совсем верно. Вот мы в Астрахани судились, а суд отказался слушать наших свидетелей, смотреть видео, когда бандиты, прикрывающиеся флагом партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", захватили избирательные комиссии и наших товарищей просто не допустили к подсчёту голосов. Поэтому вопрос: не находите ли вы, что всё-таки ко второму чтению, чтобы практически любые попытки фальсификации выборов через открепительные удостоверения прикрыть, надо прописать условие, что человек показывает командировочное удостоверение, билет или иной документ, подтверждающий факт его отсутствия? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Васильевич, я думаю, что вот тот пример, который вы приводили, относительно фиксации, доказывания и всего остального, - это, безусловно, должно повлечь за собой соответствующую либо уголовную, либо административно-правовую ответственность. Поэтому здесь... Я понимаю, что сейчас в процессе задавания вопросов каждая из политических партий, представленных в Думе, в особенности не составляющая большинство, рассказывает о своих проблемах. Понятно, это возможный формат и допустимый, но при этом я надеюсь, что мы с вами все чётко понимаем, что одно дело - то, что мы пытаемся продемонстрировать избирателям, и другое дело - реально обсуждать текст законопроекта и те проблемы, которые этим законопроектом мы пытаемся решить. Что касается конкретного вопроса, о командировке или иных уважительных причинах, здесь в любом случае предусмотрено, что при подаче заявления в соответствующую избирательную комиссию избиратель обязан указать причины, по которым он не может проголосовать в тот или иной день на соответствующем, на своём избирательном участке. И конечно, я не стал бы сейчас - тоже подумайте об этом - отдавать на откуп представителям избирательной комиссии решение вопроса, является ли эта причина уважительной или нет. Как мы понимаем, это может послужить ещё одним дополнительным моментом, с которым мы потом будем вынуждены опять бороться. Поэтому давайте всё-таки здесь исходить из той логики, что если избиратель, который понимает, что он не сможет в день выборов, в день голосования быть на своём избирательном участке, но хочет проголосовать и пришёл получить это открепительное удостоверение, либо его представитель имеет нотариально заверенную доверенность, то это уже показывает, что человек серьёзным образом мотивирован. Давайте мы не будем лишать его возможности реализовать своё конституционное право. А с нарушениями давайте вместе бороться, но только давайте бороться грамотно, не пытаясь менять юридические и политические аргументы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Герасименко Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У нас в повестке пятьдесят четыре вопроса, мы ещё третье чтение до конца не прошли, а есть важнейшие законы, например, о продаже лекарств в ФАПах, который все ждут, он должен вступить в действие уже с 1 сентября вместе с законом "Об обращении лекарственных средств", а он стоит 46-м вопросом. Его нужно и в третьем чтении принять, поэтому есть просьба принять решение и зафиксировать: по одному вопросу от фракции и по одному выступлению от фракции, и регламент - до трёх минут выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно, я скорректирую ваше предложение? Мы могли бы, как мы иногда делаем, когда действительно у нас очень много вопросов, сейчас завершить этот вопрос пока в прежнем режиме. Поскольку он уже начат, то и должен быть завершён в прежнем режиме, неправильно, я считаю, ограничивать. А начиная со следующего вопроса установить порядок такой: по одному вопросу от фракции, по одному выступлению от фракции, регламент - до пяти минут. Согласны? Ставлю на голосование моё предложение. (Шум в зале.) До пяти, давайте до пяти. Ставлю на голосование предложение Герасименко, которое я отредактировал. Пожалуйста, включите режим голосования. Ну, и докладчики тоже, кто докладывает, ориентируйтесь по времени, особенно если мы сегодня дойдём до второго чтения, доклад - одна минута. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 18 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3% Проголосовало против 46 чел.10,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4% Результат: принято Принято. Будут ли выступления от фракции КПРФ? Есть. Депутат Коломейцев Николай Васильевич. Фракция ЛДПР - Иванов. Емельянов - от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Три выступления, подводим черту. А, Яровая... Четыре, хорошо. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле, если не будет правильной избирательной системы, то никакие лекарства никому не помогут - их просто не будет. По сути закона. Безусловно, необходимо упорядочение движения избирательной документации, Гарри Владимирович. Но, с моей точки зрения, вы правильно сказали, что ни один закон сам по себе не исполняется, если нет исполнителей, заинтересованных в этом вопросе. И я хотел бы отметить тот факт, что сегодня на самом деле открепительное удостоверение и голосование вне помещения являются одними из важнейших инструментов так называемого административного ресурса. В данной ситуации, что бы вы мне ни говорили, я лично могу вам два кино показать, где десять автобусов с людьми с открепительными удостоверениями... С сундуком денег подъезжают к вокзалу, подъезжают к базару, набирают и возят по десяти участкам двести человек. Понимаете? Это всё факты, и они происходят не просто так, а потому, что люди, которые грубейшим образом нарушают закон, потом не привлекаются. Я не знаю, как бы вы мне объяснили, я лично вам отдавал, Гарри Владимирович... Вот ситуация по Азову. Год назад на одном из избирательных участков города Азова при выборах мэра лично я нашёл шестьсот бюллетеней. Они все, конечно же, были отмечены за "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Но уже год идёт судебное разбирательство по вопросу, который выеденного яйца не стоит. Понимаете? В этом же городе на этих же выборах был избран человек, который получил взятку во время выборов. Вы думаете, какое наказание он понёс? Он понёс наказание: штраф за взятку - и продолжает быть депутатом, с моей точки зрения, незаконно. С нашей точки зрения, для того чтобы на самом деле выборы сделать прозрачными и достоверными... А я могу вас с Александром Петровичем огорчить: мы провели опрос двухсот тридцати тысяч избирателей Ростовской области, задавая им один вопрос: доверяете ли вы результатам выборов? Так вот, 96 процентов опрошенных заявили о том, что они не доверяют результатам выборов. С моей точки зрения, такого опроса не делало ни одного агентство, занимающееся социологическими опросами. Поэтому, с нашей точки зрения, да, наверное, надо упорядочить вопрос с открепительными удостоверениями, хотя правильнее их отменить, как и голосование вне помещения. Мы считаем, что необъективность на выборах исходит от неправильного формирования комиссий: комиссии должны формироваться по паритетному принципу и только от партий. Это первое. Второе. Человек, фальсифицирующий на выборах, должен нести ответственность, совместимую с ответственностью в отношении захвата власти, то есть это должно быть пятнадцать - двадцать лет, чтобы ни у одного человека не было искушения заниматься рисованием на выборах. И третье. Мы считаем, что нам необходимо, как во многих странах, запретить вообще участие властных структур в организации и проведении выборов, кроме предоставления помещений, контроля за соблюдением норм пожарной и другой безопасности. Зачастую у нас органы внутренних дел в нарушение всех существующих законов занимаются реализацией так называемого административного ресурса, а председатели комиссий внаглую просто не выполняют закон, который предполагает показывать каждый бюллетень. Я вам кино могу показать, где председатель комиссии прямо в камеру говорит: да иди ты со своим законом, мы как считали, так и будем. Я лично был свидетелем в Сочи, в Хостинском районе, как в здании, где на третьем этаже находится избирательная комиссия, а на втором - администрация, на втором этаже девять членов участковых избирательных комиссий внаглую рисовали протоколы. Они меня не знают, я подхожу и говорю: "Ребята, а вы что делаете?" - "Да то, что и всегда". Вот именно поэтому в Сочи всегда вновь привезённый никому не известный человек, как и зачастую у нас кандидаты в президенты, получает 80 процентов, но работает не более полугода. Мы считаем, что, наверное, этот закон надо поддержать в данной редакции, но убеждены, что он не решит главной проблемы - прозрачности выборов и доверия к выборам как к институту в силу того, что у нас все председатели комиссий - от одной партии, у нас председатели региональных избирательных комиссий - члены одной партии. И их задача - не правильно, по закону, организовать выборы, а так, чтобы было хорошо всем от правящей элиты, иначе их снимут с работы. Мы поддержим закон, но считаем, что он не повлияет на прозрачность выборов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Тогда лучше не поддерживать. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Гарри Владимирович! Вы напрасно думаете, что мы, оппозиционные партии, и ЛДПР в том числе, настроены плохо по отношению к этому законопроекту. Ничего подобного! Да, кстати, и вы сильно-то не расхолаживайтесь, а то, знаете, цвёл юноша вечор, а нынче помер, - может, и вы будете в меньшинстве. Ведь мы руками и ногами за то, чтобы такой замечательный и продвинутый избиратель, который хочет проголосовать, но по какой-то причине не может этого сделать, имел такую возможность. Мы готовы на руках его носить, сделать всё возможное для того, чтобы он своим конституционным правом избирать воспользовался. Но к сожалению, обсуждая данный законопроект, мы, как оппозиция, обязаны - нам за это зарплату платят, Гарри Владимирович, - указать вам на недостатки, которые могут быть, если мы этот законопроект примем в том виде, в котором мы его сейчас рассматриваем. Две основные системы манипуляции с использованием открепительных удостоверений. Первая, я уже сказал: для того чтобы повысить голосование за какую-то одну из партий, лицо, обладающее властными полномочиями, заставляет своих рабочих, студентов, кого угодно ехать и получать эти открепительные удостоверения в тех местах, где они живут, потом приехать и проголосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. В органы местного самоуправления - это уже, конечно, вряд ли прокатит, потому что они там не прописаны, но для партий вполне пойдёт. Это первый нюанс. Это хорошо? Нет, это плохо. Это нарушение законодательства, но доказать это, Гарри Владимирович, практически невозможно. Ни один нормальный студент, если он собирается получить диплом, не скажет, что мне куратор, декан или ректор мягко и ненавязчиво порекомендовал съездить и получить это удостоверение. Ни один! Это первое. Второй момент - как используются эти открепительные удостоверения. Вот тут к бабке ходить не надо... Были выборы в Туле. Я тоже этим занимался, смотрю: во всех районах во всех избирательных комиссиях (это на сайте избирательной комиссии имеется, смотрите, всё подтверждено именно протоколами) - заметьте: во всех районах во всех избирательных комиссиях! - все открепительные удостоверения до единого были выбраны. Вот выдано на комиссию двадцать удостоверений - двадцать и получено, выдано девятнадцать - девятнадцать и получено, выдано десять - десять и получено, выдано тринадцать - тринадцать и получено. Все выданы! Ну ладно, думаю, поехали из деревень в районный центр. Посмотрел: нет, не соответствует количество проголосовавших по этим удостоверениям в районном центре. Куда они делись, куда делись?! Всё элементарно. Смотрим: город Тула, три избирательных участка, и там все эти открепительные удостоверения, полученные по всей области, и были отоварены. А как это произошло? Элементарно: эти товарищи, как и по этому закону, они вносятся в отдельный список для голосования, а отдельным списком для голосования занимаются либо председатель комиссии, либо секретарь. Сами понимаете, люди проверенные, посторонних на такую должность не назначат. И все эти протоколы там и всплыли. К чести "ЕДИНОЙ РОССИИ" могу сказать, что вспыли они в пользу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", и там по этим избирательным участкам она вас перекрыла наполовину, представляете? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Учтите обязательно! Нет, эта система есть, и мы можем ей противостоять как-то... Смотрите, уважаемые коллеги, вот бумага, у неё много водяных знаков, у неё много степеней защиты, но сколько бы ни вводили степеней защиты на открепительное удостоверение, вот это всё равно пересилит, всё равно пересилит, понимаете?! Именно поэтому мы должны предусмотреть: если ты собираешься взять открепительное удостоверение, то сделай это по уважительной причине, а не как сейчас по этому законопроекту, когда пришёл и говоришь: "Не будет меня в это время, мне захотелось съездить куда-то" - и всё, на, получи, а на самом деле он продал это открепительное удостоверение. Мы этого хотим? Ваше право, на здоровье, продавайте своё открепительное удостоверение, но нам нужно формировать нормальную и ответственную власть. Если вы покупаете голоса избирателей, вы таким макаром, Фарида Исмагиловна, не сформируете ответственную власть, поэтому вы поаккуратнее с такими заявлениями. Ещё раз говорю: уважаемые коллеги, мы поддержим данный законопроект, фракция ЛДПР, но ко второму чтению мы внесём обязательно поправки - надеюсь, вы их поддержите - именно с целью, чтобы открепительными удостоверениями не торговали и не брали их потому, что кто-то попросил за бумагу, у которой больше степеней защиты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Потрясающее у вас чувство времени, Сергей Владимирович. Депутат Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, к сожалению, не первый раз, когда мы, обсуждая какой-то законопроект, скатываемся в плоскость огульных, ничем не подтверждённых манипуляций цифрами, не фактами, замечу. Когда мы говорим об озабоченности нашей по поводу явки избирателей, по поводу доверия избирателей к нашей избирательной системе, нужно понимать, что во многом это зависит от культуры, которую демонстрируют политические партии, от их политической активности в регионах. Наверное, ни для кого не секрет (причём это факты, которые юридически подтверждены), когда, например, в городе Орле по ночам от кандидата от КПРФ звонили избирателям. Это что, должно было побудить и повысить явку избирателей? Или когда привозили наблюдателей демонстративно в тот же город Орёл из соседних городов - это что, было направлено на повышение доверия к избирательной кампании? Поэтому, уважаемые коллеги, вы задайте вопросы себе: почему ваши партии, называя себя оппозицией, заявляют идеологию острого конфликта? Не пора ли вам по-настоящему задуматься над тем, что избирателя нужно уважать и, призывая прийти на избирательный участок, самим демонстрировать высокую культуру и политическую ответственность? Если же говорить по существу предложенного законопроекта, несомненно, он в логике дальнейшего улучшения и совершенствования избирательной системы. Замечу тем, кто не является юристом и говорит о том, что закон не носит превентивного характера: любой закон, устанавливая правовые процедуры, носит превентивный характер по отношению к возможным правонарушениям. Поэтому, несомненно, данная законодательная инициатива президента прежде всего абсолютно точно защищает избирательные права граждан. Не нужно делать заявления о том, что если вам что-то не нравится, то нужно лишить гражданина права вообще идти на избирательный участок и голосовать. Это абсолютно невозможная позиция и, конечно же, недопустимая, поскольку связана с прямым нарушением конституционных прав граждан. Конечно, эта система, эта детализация, эта подробно прописанная процедура голосования по открепительным удостоверениям является действительно надёжной гарантией того, чтобы, с одной стороны, обеспечить реализацию законных прав граждан на участие в голосовании, а с другой стороны, обеспечить прозрачность, законность самой процедуры голосования. И конечно же, мы понимаем, что сегодня, учитывая комплекс тех мер, которые уже приняты, и тех поправок, которые принимались здесь на пленарных заседаниях Государственной Думы, мы с полной уверенностью можем говорить, что российская избирательная система демократична, и странными видятся ссылки на какие-то международные рейтинги, когда это удобно. Никто здесь не ссылался на ситуацию, когда по делу Кононова было принято, мягко говоря, странное неправовое решение, но приводятся с лёгкостью какие-то ссылки на какие-то рейтинги. Давайте будем уважительно относиться к самим себе и к нашей избирательной системе. Несомненно, мы с вами, как парламентарии, имеем прямое отношение к тому, что современная российская избирательная система совершенствуется. И нами предпринимаются все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить конституционные права граждан. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данную законодательную инициативу. И считаем, что она в целом в логике совершенствования избирательного законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Голосование по открепительным удостоверениям, наверное, самый уязвимый механизм нашего избирательного законодательства, может быть, наряду с досрочным голосованием. И для нас инициатива президента важна прежде всего тем, что она показывает: президент это осознаёт и стремится улучшить голосование по открепительным удостоверениям именно таким образом, чтобы оно вызывало больше доверия. Если говорить о самом законе, то надо сказать, что, безусловно, он не вызывает никаких возражений. Он содержит очевидные плюсы: ужесточается ответственность за злоупотребления, связанные с изготовлением открепительных удостоверений, использованием их, ужесточается сама процедура изготовления и выдачи открепительных удостоверений. Безусловно, это позитивные моменты, но для того чтобы решить все проблемы, которые связаны с открепительным удостоверением, видимо, надо выходить за рамки только того, что написано в этом законе, и решать и другие проблемы. А ключевой вопрос - это, конечно, основания выдачи открепительных удостоверений. Сейчас практически любой человек может заявить, что не может проголосовать на своём избирательном участке, получить открепительное удостоверение и голосовать там, где это удобно. Естественно, такие расплывчатые основания создают почву для массовых злоупотреблений, о которых говорили коллеги. Это и пресловутая так называемая карусель, это и подконтрольное голосование на предприятиях. Конечно же, не дело, когда в выходные дни в массовом порядке объявляются рабочие дни на крупных предприятиях, в школах, больницах. Персонал вынужден выходить на работу и далее голосовать под контролем своего начальника, устраивая так называемую карусель, когда приносится сначала пустой бюллетень, потом он заполняется, следующий должен его опустить в ящик, опять принести пустой бюллетень, и таким образом достигается результат. Безусловно, необходимо указывать, что по крайней мере на федеральных выборах открепительное удостоверение может получить только тот гражданин, который выезжает за пределы своего населённого пункта. Безусловно, необходимо принимать нормы, которые лежат где-то на грани избирательного и трудового законодательства, и запретить устанавливать рабочие дни тогда, когда проводятся выборы. Они и проводятся в выходной день для того, чтобы люди могли свободно и беспрепятственно голосовать. Поэтому ко второму чтению мы постараемся подготовить поправки, связанные именно с уточнением оснований для выдачи открепительных удостоверений. Вот здесь, по-моему, лежат главные проблемы, и их необходимо решать. В целом, безусловно, мы законопроект поддерживаем. И чтобы не брать ещё слово по ведению. Олег Викторович, мы уже неоднократно просили сделать в зале более низкую температуру, ну душно, работать невозможно, какая-то газовая камера, Бухенвальд, 28 градусов в зале! Пожалуйста... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич, я уже сегодня говорил, вы выходили, наверное, по какой-нибудь очень важной причине, как раз я говорил о том, что я уже дважды давал поручение сделать максимально возможную прохладу в зале, но пока наша система выдерживает только такой режим, который сейчас установлен. Это максимальный режим, максимальный. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Много лишнего народа, говорит Иванов. Вы имеете в виду в России в целом, видимо, да? Понятно. Уважаемые друзья, мы выслушали все выступления от фракций. Докладчик настаивает ли на заключительном слове? Настаивает. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемые депутаты, я хочу всех поблагодарить за активное участие в дискуссии и поблагодарить президиум за то, что дали возможность всем высказать своё отношение к законопроекту, точнее, не к законопроекту, а к проблематике избирательного законодательства. Это первое. Во-вторых, я бы хотел всё-таки обратить внимание на следующее. Уважаемые депутаты Государственной Думы, когда мы с вами говорим о том, доверяют ли люди выборам, и когда в наших выступлениях, в ваших выступлениях звучат фразы, что мы можем вам показать кино, и мы начинаем убеждать нашего избирателя в том, что выборы фальсифицируются тотально, неизбежно, в колоссальных количествах, то хочу обратить ваше внимание на то, что тем самым мы с вами, а точнее, вы сами рубите тот сук, на котором сидите. Вы все во власти, и когда вы на эмоциональном хорошем накале демонстрируете своё недоверие к выборам и потом это экстраполируете на наших избирателей, то, повторюсь, это мы сами себе... делаем абсолютно неправильно. Не надо таким образом, не на аргументах и фактах, которые получили подтверждение, формировать отношение избирателей к власти, к законодательной власти, к Федеральному Собранию и государству в целом. Не надо бить себя ушами по щекам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалец тоже настаивает на заключительном слове. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, выступая по данному законопроекту, депутат Коломейцев Николай Васильевич привёл пример якобы нарушений, которые произошли на выборах в Хостинском районе города Сочи. Но я скажу так: тут уже депутат, к сожалению, говорит под копирку, он, видимо, забыл, что то же самое, слово в слово, заявлял нам на заседании Думы 9 июня прошлого года. Мы не оставили это заявление без внимания, мы провели проверку и получили ответы из Центральной избирательной комиссии, из избирательной комиссии Краснодарского края, где написано, что информация о нарушениях, отмечаемых депутатом Коломейцевым, не имела места, не находит своего подтверждения, а все заявления о якобы прошедших там нарушениях были от депутата Обухова, а не от депутата Коломейцева. И поэтому ещё раз, уважаемые коллеги: давайте не придумывать примеры из жизни, которых не было. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, стоп, товарищи! Знаете, меня очень удивляет эта ситуация. Выступает депутат Коломейцев, в ходе обсуждения вопроса говорит о чём-то с полной убеждённостью в своей правоте. Дальше в рамках Регламента ему отвечает господин Москалец. Нет, депутату Коломейцеву это не нравится, и он теперь требует ответного слова. Но так можно бесконечно... Нравится? Отлично, я рад за вас. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов". Голосуйте, коллеги. А по ведению я вам дам слово, Николай Васильевич, не волнуйтесь. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 38 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято. По ведению - Слиска Любовь Константиновна. СЛИСКА Л. К., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, я хотела бы обратиться к Гарри Владимировичу. Он всегда очень красиво и интеллигентно выражается, красивым русским языком, очень грамотно, юридическими терминами прекрасно владеет, но последняя фраза была на каком-то бульварном жаргоне. Я просила бы его придерживаться той традиции, в которой он себя уже здесь навсегда зарекомендовал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это, наверное, мы его своим осуждением возбудили.