Заседание № 129
О проекте федерального закона № 38222-5 "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (об установлении обязанности учитывать культурные аспекты в муниципальных программах социально-экономического развития).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Доклад заместителя председателя Комитета по культуре Зои Михайловны Степановой. Пожалуйста. СТЕПАНОВА З. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Подготовленный к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" вводит норму, обязывающую органы местного самоуправления учитывать культурные аспекты в программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Проект закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет по культуре просит принять проект федерального закона в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зоя Михайловна. Есть ли какие-то замечания? Рохмистров будет выступать по мотивам. Выносим законопроект на "час голосования".
Пожалуйста, депутат Рохмистров, по 9-му пункту. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Настоящий законопроект декларирует, конечно, важный момент - чтобы у нас в программах развития учитывалась и культурная составляющая. К сожалению, вопрос о культуре у нас на сегодняшний день повешен и висит в тёмном углу. Продолжают уничтожаться объекты культурного наследия, продолжают не финансироваться программы. И настоящий законопроект, конечно, не изменит ситуацию к лучшему. Я неоднократно выезжал в регионы и зачастую видел, что дом детского творчества - например, в Рязанской области, в одном из районов, 160 километров от Рязани, - стоит заколоченный, с проваливающимися полами, с заколоченными фанерой окнами, дети занимаются в холодных помещениях. Существует он на чистом энтузиазме местных жителей, родителей, которые скидываются, что-то покупают. Студия изобразительного искусства тоже существует исключительно на энтузиазме учителей. Но в то же время через дорогу стоит свеженькое, новое здание налоговой инспекции, по-дорогому отремонтированное здание местной администрации. Законопроект, который только декларирует то, что вот надо бы при социально-экономическом развитии района, муниципалитета учитывать и культурную составляющую, не имеет финансовой составляющей. За какой счёт это будем делать? Наша фракция поддержит настоящий законопроект, потому что это хотя и маленький шаг, но всё-таки шаг в сторону развития в части культуры. Хотелось бы обратить внимание вот на что. Уже много лет в Думе ходят разговоры о необходимости изменения и 73-го ФЗ, и правоприменительной практики действующего законодательства в части развития культуры, поддержания культурного наследия, но, к сожалению, в настоящий момент никаких положительных сдвигов в этом направлении нет. Неоднократно в этом зале, например, поднимался вопрос о том, что вот в центре Москвы уничтожен объект культурного наследия, находящийся в федеральной собственности. Наша фракция поднимала этот вопрос везде, вплоть до президента. Ну и что получилось? Человек, который заявлял, что он купит всех, который и уничтожил этот объект культурного наследия, в конечном итоге недавно получил не оправдательный, а обвинительный приговор - штраф 400 тысяч рублей. Но это же... Что это, как не... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время. Ставится на голосование законопроект под пунктом 9, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 15 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 38222-5 "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (об установлении обязанности учитывать культурные аспекты в муниципальных программах социально-экономического развития).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Зоя Михайловна Степановна, заместитель председателя Комитета по культуре, докладывает. СТЕПАНОВА З. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", представленный ко второму чтению. Напомню, что указанным законопроектом вводится очень важная для государства и общества норма, согласно которой на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по учёту культурных аспектов в программах и планах социально-экономического развития муниципальных образований. Указанная норма направлена на повышение роли культуры в решении задач социального и экономического развития страны и будет способствовать повышению ответственности за сохранение и развитие культуры как важнейшего фактора в формировании человеческого капитала и перехода к инновационному обществу. Существование культуры в рамках нового инновационного информационного общества должно быть обеспечено необходимой законодательной базой. В настоящее время обязательность учёта культурных аспектов закреплена законодательно только для государственных программ развития. В Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации поставлена задача создания необходимой для нормального культурного развития инфраструктурной среды, прежде всего в российской провинции, в малых городах, посёлках и сёлах. Как раз данный законопроект и направлен на решение этой задачи. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступила одна поправка - поправка Правительства Российской Федерации. Данная поправка рекомендуется комитетом к принятию. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не поступало. Комитет по культуре предлагает с учётом поправки принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, единственная поправка, которую комитет выносит для вашего обсуждения, она в таблице принятых. Есть замечания? Ставится на голосование таблица 1. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 48 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 17 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 110
О проекте федерального закона № 38222-5 "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (об установлении обязанности учитывать культурные аспекты в муниципальных программах социально-экономического развития).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Это законопроект первого чтения. Доклад представителя Законодательного Собрания Вологодской области Марины Васильевны Денисовой. Меня предупредили, что она в зале. Пожалуйста. ДЕНИСОВА М. В., представитель Законодательного Собрания Вологодской области. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законодательным Собранием Вологодской области внесён в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Рассматриваемым законопроектом предусматривается распространение действия статьи 7 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", устанавливающей обязательность учёта культурных аспектов в государственных программах развития, на программы и планы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, а также прилагается механизм реализации данного положения. Программы и планы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований должны подвергаться обязательной независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно представительными органами и местными администрациями соответствующих муниципальных образований. Предлагая данные изменения в законодательство, депутаты Законодательного Собрания Вологодской области полагают, что такое нормативное закрепление учёта культурных аспектов в программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований будет способствовать повышению ответственности за сохранение и развитие культуры в нашей стране, как важнейшего фактора формирования человеческого капитала и перехода к инновационному обществу. В настоящее время обязательность учёта культурных аспектов закреплена законодательно только в государственных программах развития. Между тем культура сегодня находится в центре общества. Это область, где создаются ценности, оказывающие огромное воздействие на современные процессы экономической и социальной модернизации. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сфере культуры отводится ведущее место в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний. Современная политика государства практически в любой сфере имеет в своём содержании культурную составляющую. Ни у кого уже не вызывает сомнения, что, собственно, само развитие невозможно без учёта и привнесения в него культурного фактора. Развитие человеческого потенциала, развитие общества вообще возможны только тогда, когда они сознательно основаны на национальных культурных традициях и образе жизни. Культурные традиции и быт конкретного социума становятся как частью, так и фактором развития человеческого потенциала. То есть культура не есть некая производная, она является детерминирующим основанием стратегии развития экономики, мира в целом, задаёт рамки, устанавливает горизонты этого развития. Законодательное закрепление обязательности учёта культурных аспектов в программах и планах комплексного социально-экономического развития будет способствовать усилению как инновационного потенциала самой культуры, так и динамики социально-экономических параметров в обществе. Культура всё же должна занять своё законное место в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития страны. Уважаемые коллеги, отмечая важность обсуждаемой законодательной инициативы, прошу поддержать принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", внесённого на ваше рассмотрение Законодательным Собранием Вологодской области. И ещё, уважаемые коллеги, я хотела бы поблагодарить депутатов, членов Комитета по культуре, за серьёзную, слаженную работу, за помощь и поддержку региональных депутатов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад делает Зоя Михайловна Степанова от Комитета по культуре. Пожалуйста. СТЕПАНОВА З. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", внесённый Законодательным Собранием Вологодской области, направлен на конкретизацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, определённых Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, на органы местного самоуправления возлагаются обязанности учёта культурных аспектов в программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Согласно статье 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются в соответствии с указанным федеральным законом и уставами муниципальных образований. Данная формулировка носит весьма неопределённый характер, не позволяет чётко определить, чётко ответить на вопрос: допускается ли включение соответствующих положений в иные федеральные законы? Вместе с тем на состоявшемся в Оренбурге в мае 2008 года семинаре-совещании Комитета Государственной Думы по культуре с представителями законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации было отмечено, что законодательство по разграничению полномочий должно развиваться, в частности по пути принятия федеральных законов, закрепляющих и конкретизирующих полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Законопроект повторно (он уже вносился Законодательным Собранием Вологодской области) внесён в Государственную Думу в соответствии со статьёй 112 Регламента Государственной Думы. В изменённом тексте законопроекта учтены рекомендации комитета по расширению государственных программ развития, в которых необходимо учитывать конкретные культурные аспекты, а также по необходимости их учёта не только в муниципальных программах, но и в планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Учтены замечания, изложенные в заключении комитета по информационной политике, являющегося соисполнителем по данному законопроекту. Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учётом того, что все замечания будут устранены ко второму чтению. Комитет по вопросам местного самоуправления, комитет-соисполнитель, также поддерживает законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Во всех отзывах, которые поступили от пятидесяти шести субъектов Российской Федерации, тоже выражается поддержка принятия законопроекта в первом чтении. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что замечаний правового характера не имеется. Учитывая изложенное, Комитет по культуре поддерживает принятие в первом чтении законопроекта, внесённого Законодательным Собранием Вологодской области, и просит депутатов поддержать наше предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Да, есть вопрос у депутата Федоткина. Больше рук нет, подвожу черту. Пожалуйста, Владимир Николаевич. Кому вы задаёте вопрос? ФЕДОТКИН В. Н. Зое Михайловне. Зоя Михайловна, конечно, вопрос интересный. Вообще, по идее, он должен автоматически решаться, потому что это основа, наверное, любого общества, но меня интересует другой момент. Вы знаете, главная проблема муниципальных образований - наверное, вы тоже хорошо этим вопросом владеете - не в том, что там нет закона о культурных аспектах, а в том, что на зиму свыше 35 процентов клубов закрывается: просто нет денег на то, чтобы их топить и освещать. Так вот какова позиция вашего комитета по поводу того, чтобы не просто законом разрешить им учитывать эти аспекты, а чтобы действительно помочь в том, чтобы эти клубы были, а тогда и аспекты появятся? Какие-то шаги в этом плане вы предлагаете вместе с этим законом или просто так: разрешим - и всё, а там хоть закрывай всё подряд? СТЕПАНОВА З. М. Ну, моя личная позиция такая: конечно, нужно заниматься культурой и все субъекты Федерации должны принимать законы о культуре на территории субъекта Федерации. Если вы говорите о данном законопроекте, то мы говорим о том, что 131-й закон был принят в 2003 году, а Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" был принят в 1992 году, это единственный базовый закон, который есть сегодня у культуры. Поэтому комитет вместе с Правительством Российской Федерации создали рабочую группу, и готовится к внесению новый закон о культуре в Российской Федерации, в котором это всё будет прописано. Но сегодня единственный базовый закон - это "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". В связи с этим, до того как будет принят закон о культуре, мы сегодня приводим в соответствие закон 92-го года со 131-м федеральным законом об органах местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросов больше нет. Настаивает ли кто-то на выступлении? Никто не настаивает на выступлении. Представитель президента и представитель правительства? Также нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Поддержка есть. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 18 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принимается.