Заседание № 13

19.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 381984-3 "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения состава системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4299 по 4475 из 6827
Мы с вами пункт 14 перенесли на другой день, да? Сейчас пункт 15 - проект       
федерального закона "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "Об   
общих принципах организации законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской              
Федерации". Доклад представителя Государственного Совета Республики Татарстан   
Курманова Мидхата Мазгутовича. Пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРМАНОВ М. М., представитель Государственного Совета Республики Татарстан.     
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законопроект, внесенный    
Государственным Советом, предусматривает внесение дополнения в статью 2         
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации", определяющую систему органов государственной власти      
субъекта. Предлагается дополнить ее положениями, касающимися конституционных    
(уставных) судов и мировых судей субъекта Российской Федерации, то есть         
предусматривается обязательность создания конституционных (уставных) судов и    
введение института мировых судей во всех субъектах Российской Федерации.        
Напомню, возможность создания конституционных (уставных) судов субъекта и       
введение института мировых судей субъекта предусмотрена Федеральным             
конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".              
                                                                                
Государственный Совет Республики Татарстан в порядке законодательной            
инициативы вносил законопроект о внесении изменений и дополнений в данный       
федеральный закон, где также предлагал закрепить норму об обязательности        
создания конституционных (уставных) судов и введения института мировых судей,   
однако данный законопроект в феврале Государственной Думой был отклонен. В      
связи с данным решением Государственной Думы мне, как юристу, было бы           
несерьезно и нелогично призывать вас в противоречие Федеральному                
конституционному закону "О судебной системе..." голосовать за данный закон и    
призывать, чтобы вы его приняли. Тем не менее в надежде на то, что со           
временем ваша позиция изменится и вы когда-либо вернетесь к данному             
законопроекту, или по нашей законодательной инициативе, или по собственной      
законодательной инициативе, доведу до вашего сведения, из чего исходил          
Государственный Совет Республики Татарстан. Кстати, в Республике Татарстан и    
создан Конституционный Суд, и введен институт мировых судей.                    
                                                                                
Статья 10 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы          
государственной власти функционируют на основе принципа разделения властей на   
законодательную, исполнительную и судебную. Этот же принцип положен в основу    
деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.      
Если Российская Федерация строит правовое государство, почему ее субъекты не    
должны следовать этому принципу в деятельности органов государственной власти   
субъектов Российской Федерации? А необходимость в этом есть. Для усиления       
своего тезиса напомню, какие полномочия имеет конституционный (уставный) суд    
субъекта Российской Федерации. Он рассматривает вопросы соответствия законов    
субъекта Российской Федерации конституции субъекта, рассматривает               
соответствие нормативно-правовых актов органов государственной власти           
субъекта, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта, а      
также дает толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации. В     
соответствии с нашим обращением Конституционный Суд Российской Федерации        
вынес решение, где указал на то, что этот перечень не является исчерпывающим    
и субъект имеет право расширить полномочия конституционных (уставных) судов в   
пределах своих полномочий. Вы, наверное, убедились, что без обязательного       
создания конституционного суда обойтись невозможно. В противном случае какой    
орган государственной власти будет решать вопросы, перечисленные мною выше? В   
одних субъектах, где созданы конституционные суды, это будут решать они, а в    
других, где они не созданы, вопросы сохраняются. Мы хотим этот пробел           
восполнить и предложить вам такой вариант.                                      
                                                                                
Несколько слов о мировых судьях. Некоторые субъекты Российской Федерации        
ввели институт мировых судей, так же как (я уже говорил) Республика             
Татарстан. Вот результат работы мировых судей. Например, в Татарстане за 2003   
год мировые судьи рассмотрели 70 процентов гражданских дел, 40 процентов        
уголовных дел. Это говорит о том, что они приближены к населению, и о том,      
что, когда есть мировой судья, появляется лишняя инстанция, которая дает        
возможность более качественно рассматривать дела и, соответственно,             
гарантировать более качественную защиту в тех субъектах, где этот институт      
введен.                                                                         
                                                                                
Остановлюсь на заключениях на наш проект. В заключении говорится о том, что     
этот вопрос не является предметом регулирования данного закона. Да, я с этим    
согласен. Однако путем внесения в ходе подготовки ко второму чтению поправки    
в название закона этот пробел можно устранить, и вопрос впишется в концепцию    
этого закона. В одном из заключений говорится, что не во всех субъектах такие   
суды нужны, говорится о том, что мало количество населения в этих субъектах.    
Однако, извините, пожалуйста, в соответствии с Конституцией Российской          
Федерации все субъекты равны и все граждане должны иметь защиту. Также в        
заключении говорится о том, что и конституционный (уставный) суд, и мировые     
судьи входят в единую судебную систему субъекта Российской Федерации.           
Внимательно посмотрите часть 4 статьи 4 закона "О судебной системе Российской   
Федерации", где написано, что к судам субъектов Российской Федерации            
относятся конституционные (уставные) суды субъектов, мировые судьи,             
являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.             
                                                                                
Принятие данного закона, устанавливающего обязательность создания               
конституционного суда субъекта и введение института мировых судей во всех       
субъектах Российской Федерации, - это дело будущего. Я убежден в том, что со    
временем к этому вопросу вы вернетесь, когда Россия станет истинно правовым     
государством и соответственно во всех субъектах будут соблюдаться принципы      
правового государства. А на сегодня мой доклад окончен. Спасибо за внимание.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мидхат Мазгутович. Присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Содоклад члена Комитета по делам Федерации и региональной политике Владимира    
Александровича Рыжкова.                                                         
                                                                                
РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Меня коллеги попросили покороче выступить, я выполню это пожелание.             
                                                                                
Мы очень уважаем Республику Татарстан и законодателей Республики Татарстан,     
относимся к ним с глубочайшим уважением, я это говорю совершенно искренне, но   
хочу подчеркнуть, что мы не можем принять этот законопроект по меньшей мере     
по двум причинам.                                                               
                                                                                
Первая причина. Если мы примем эту поправку и включим слова "уставные суды" и   
так далее, то тогда в самом законе будет противоречие, потому что название      
закона - "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и   
исполнительных органов государственной власти...", то есть никаких судебных     
органов там нет, соответственно, нет никаких принципов. Поэтому даже с точки    
зрения юридической техники мы это принять не можем.                             
                                                                                
Вторая причина, по которой мы не можем принять. По нашей Конституции судебная   
система России - исключительно в федеральном ведении, и поэтому мы не можем     
записать ни одному субъекту, в том числе и глубокоуважаемому Татарстану, в      
систему власти исполнительную, законодательную и судебную власть, потому что    
это будет нарушением Конституции, это будет нарушением закона "О судебной       
системе Российской Федерации".                                                  
                                                                                
И третий аргумент, тоже немаловажный. Сегодня конституционные (уставные) суды   
вводятся субъектами в рамках федеральной судебной системы по их усмотрению, а   
данный закон навязывает ее всем субъектам. Можем ли мы такое навязывание        
осуществлять в нашем законодательстве?                                          
                                                                                
По этим трем фундаментальным причинам комитет по делам Федерации, рассмотрев    
данный законопроект, просит Думу его отклонить.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и          
содокладчику? Есть вопрос у Попова Сергея Алексеевича. Кому вопрос?             
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня к Мидхату Мазгутовичу вопрос.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У нас, Мидхат Мазгутович, по нормативам один мировой       
судья приходится на 25 тысяч населения. Между тем в Российской Федерации        
имеется субъект Федерации, в котором всего 20 тысяч населения, и там есть суд   
субъекта Российской Федерации. Если мы принимаем ваш закон, то в этом           
субъекте кроме суда субъекта Федерации, который необходим, нужно учреждать и    
мирового судью. Вы на этом настаиваете?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте, Мидхат Мазгутович.                  
                                                                                
КУРМАНОВ М. М. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я в своем выступлении   
специально остановился на этой проблеме. Я вообще противник того, чтобы         
говорили о том, что вот в субъекте только 25 тысяч населения и в связи с этим   
нельзя вводить, поскольку это противоречит Конституции. Все субъекты равны      
независимо от того, сколько населения проживает в этом субъекте. Я считаю,      
что, несмотря на то, что там не 25 тысяч населения, субъект должен иметь и      
конституционный суд, и мировой суд, и мирового судью, чтобы можно было          
получить оперативно помощь, чтобы его проблемы решали и чтобы мировые судьи и   
конституционный суд были приближены максимально к населению.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет и желающих выступить тоже.   
Представитель правительства? Президента? Коллеги, на голосование ставится       
проект федерального закона за номером 15. Прошу вас определиться                
голосованием. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Мнение комитета -   
отклонить.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               45 чел.10,0%                                     
Проголосовало против           80 чел.17,8%                                     
Воздержалось                    6 чел.1,3%                                      
Голосовало                    131 чел.                                          
Не голосовало                 319 чел.70,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.