Заседание № 126

21.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 381792-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3076 по 3112 из 5792
13-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в    
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения          
имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".       
Доклад Владимира Николаевича Блоцкого.                                          
                                                                                
БЛОЦКИЙ В. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По данному законопроекту      
проведены все необходимые процедуры согласования. Правовая и                    
лингвостилистическая экспертизы проведены в полном объёме. В рамках             
редакционной правки к третьему чтению законопроект дополнен положением о        
порядке его вступления в силу, согласно которому это происходит со дня его      
официального опубликования. Комитет рекомендует законопроект к принятию в       
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить от фракций по мотивам    
голосования? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения          
имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства",       
13-й вопрос повестки дня.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон прият единогласно.                                            
                                                                                

Заседание № 124

19.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 381792-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (принят в первом чтении 10 апреля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4995 по 5073 из 8436
Коллеги, 15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в        
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения          
имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".       
Докладывает Владимир Николаевич Блоцкий.                                        
                                                                                
Я прошу всех докладчиков иметь в виду, что это второе чтение, и не увлекаться   
длинными докладами.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЛОЦКИЙ В. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект мы приняли в    
первом чтении 10 апреля этого года. Комитет рассмотрел законопроект,            
подготовил ко второму чтению. Есть две таблицы поправок: первая таблица -       
поправки, рекомендованные к принятию, вторая таблица - к отклонению. Прошу      
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
БЛОЦКИЙ В. Н. Уважаемый Иван Иванович, комитет считает, что законопроект        
готов к рассмотрению в третьем чтении, поэтому просим поставить его на          
четверг, 21 июня.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 109

10.04.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 381792-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5582 по 5876 из 8224
Пункт 63, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной     
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)". Доклад             
официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря   
- заместителя министра экономического развития Российской Федерации Олега       
Владиславовича Фомичёва.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На рассмотрение              
представлен законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные      
акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки           
субъектов малого и среднего предпринимательства)".                              
                                                                                
Преимущественное право выкупа недвижимого имущества реализуется уже около       
десяти лет. За это время собственниками региональных и муниципальных объектов   
стало более 50 тысяч предпринимателей и арендаторов. Уже три раза переносился   
законодателем срок, в течение которого можно приобретать соответствующее        
имущество в собственность. Законопроектом предлагается сделать право выкупа     
помещений бессрочным. Сейчас, на сегодняшний день, срок продлён до 1 июля       
2018 года, если сегодняшний законопроект не будет принят, 1 июля 2018 года      
действие соответствующего права прекращается.                                   
                                                                                
Также законопроектом предлагается распространить это право на федеральное       
имущество. Условия выкупа предложено сделать максимально простыми за счёт       
отмены привязки к дате, по состоянию на которую имущество должно находиться в   
аренде у субъекта малого и среднего предпринимательства (в действующем законе   
есть норма, что имущество должно находиться в аренде по состоянию на 1 июля     
2015 года).                                                                     
                                                                                
Дополнительно проектом будут охвачены объекты, закреплённые на праве            
хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и        
муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, которые можно будет     
включать в перечень предназначенных для сдачи в аренду малым и средним          
предприятиям по инициативе самих предприятий и с согласия собственника и        
учредителя.                                                                     
                                                                                
Законопроект также регламентирует порядок аренды земельных участков             
субъектами малого и среднего бизнеса, в частности проведение                    
специализированных аукционов только среди субъектов малого и среднего           
бизнеса, ограничение перехода права на арендуемые предпринимателями участки     
третьим лицам, введение минимального срока аренды пять лет.                     
                                                                                
Принятие закона усилит, улучшит имущественную поддержку малого бизнеса.         
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Юрия Александровича Петрова, сегодня именинник с содокладом            
выступает.                                                                      
                                                                                
ПЕТРОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел           
законопроект и поддерживает его принятие в первом чтении. Концепция             
законопроекта представляется актуальной, соответствующей поставленной           
Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской    
Федерации задаче поддержания развития малого и среднего бизнеса как одного из   
источников роста экономики. Вместе с тем комитет считает необходимым обратить   
внимание на ряд проектируемых положений, требующих дополнительного обсуждения   
при подготовке законопроекта ко второму чтению.                                 
                                                                                
В частности, представленный Правительством Российской Федерации законопроект    
помимо того что направлен на оказание имущественной поддержки субъектам         
малого и среднего предпринимательства, позиционируется как инструмент           
уменьшения количества унитарных предприятий и избыточного публичного            
имущества, прежде всего федерального. Однако за десять лет применения           
федерального закона № 159 в отношении имущества субъектов Российской            
Федерации и муниципального имущества количество унитарных предприятий,          
создаваемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями,     
возросло в разы, и 159-й закон не стал для этого серьёзной помехой.             
                                                                                
К сожалению, в пояснительной записке не приведены сведения о том, сколько по    
состоянию на 1 января 2018 года недвижимого имущества федеральных               
государственных унитарных предприятий находится в аренде у частных лиц, в том   
числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, и какой объём из       
этого имущества находится в аренде более двух лет. Это важно, поскольку         
законопроектом предусмотрено возникновение права выкупа в отношении             
федерального имущества, находящегося в аренде на день подачи заявления более    
двух лет. То есть, по сути, придаётся обратная сила положениям федерального     
закона № 159-ФЗ. Непонятно, каким образом возникшее право отчуждения            
имущества унитарных предприятий, решение о передаче которого в аренду           
принималось в период действия запрета на его приватизацию, может сказаться на   
производственной деятельности таких предприятий.                                
                                                                                
Действие федерального закона № 159-ФЗ не распространяется на имущество,         
принадлежащее государственным и муниципальным учреждениям на праве              
оперативного управления. Указанное ограничение согласно законопроекту в целом   
сохраняет свою силу. Вместе с тем законопроектом допускается возможность        
включения такого имущества в перечни имущества для имущественной поддержки      
субъектов малого и среднего предпринимательства с возможностью последующего     
отчуждения на основании предложений государственных и муниципальных             
учреждений, сдавших такое имущество в аренду, и согласия соответствующего       
уполномоченного органа власти публично-правового образования. В связи с этим    
комитет считает, что такой подход нуждается в согласовании с целевым            
характером публичного имущества, передаваемого в оперативное управление         
государственным и муниципальным учреждениям в объёмах, необходимых для          
полноценного исполнения ими возложенных на них административных, социальных и   
общественных полномочий. А поскольку в данном случае не преследуется цель       
получения прибыли от использования имущества, оно в силу профильного,           
узкофункционального назначения не может признаваться избыточным. В последнем    
случае такое имущество не может продаваться и подлежит изъятию и передаче в     
казну публично-правового образования. Важно учитывать, что имущественный фонд   
публично-правовых образований, особенно муниципальных, является ресурсом        
ограниченным и медленно возобновляемым, в связи с чем такая ползучая            
приватизация может привести к возникновению серьёзных затруднений у органов     
власти в исполнении возложенных на них общественно значимых обязанностей и      
полномочий.                                                                     
                                                                                
В контексте соблюдения принципа единства судьбы земельного участка и            
расположенных на нём объектов недвижимости также нуждаются в уточнении          
положения законопроекта, предусматривающие возможность отчуждения таких         
объектов в частную собственность. Законопроект не позволяет однозначно          
предположить, должен ли в подобных случаях земельный участок быть включён в     
перечень имущества для имущественной поддержки субъектов малого и среднего      
предпринимательства, а также каков порядок расчёта арендной платы за            
пользование земельным участком в случае заключения договора аренды в            
отношении стоящих на участке объектов недвижимости.                             
                                                                                
В заключение следует отметить, что все перечисленные замечания не носят         
концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко   
второму чтению. Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Олег Владиславович, мы, наверное, каждую неделю рассматриваем   
вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. И кстати, на эту тему - о том,     
чтобы сделать бессрочно, - мы и говорили уже, и вносили года три назад...       
Хотелось бы, чтобы вы оценили меры, которые мы в поддержку малого и среднего    
бизнеса принимаем, как всё-таки сейчас с малым и средним бизнесом: как он       
изменился за последние три-пять лет в динамике, каков его вклад в               
консолидированный бюджет Российской Федерации? И в отношении количества         
предприятий: какова сейчас динамика по банкротству, закрытию и созданию новых   
предприятий?                                                                    
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Уважаемый Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Начну с конца.    
На сегодняшний день у нас 6 104 467 малых и средних предприятий. Наверное, в    
данный конкретный момент их стало уже больше, потому что реестр субъектов в     
Интернете ведётся в режиме реального времени. За истекший год количество        
субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 3 процента, причём   
это не статистическая погрешность - в этом реестре учтены все 100 процентов     
субъектов малого и среднего предпринимательства. И рост произошёл несмотря на   
то, что Федеральная налоговая служба одномоментно исключила из этого реестра    
все предприятия, не сдающие налоговую отчётность, то есть это чистые данные.    
                                                                                
Что касается доли в консолидированном бюджете, здесь со статистикой сложнее,    
потому что информация есть только по малому и среднему бизнесу, использующему   
спецрежимы налогообложения (УСН, ЕНВД и так далее). Эта доля небольшая: на      
налоговые доходы от субъектов малого и среднего предпринимательства, боюсь      
сейчас ошибиться, ежегодно приходится порядка 60-70 миллиардов рублей.          
Остальной малый и средний бизнес применяет общую систему налогообложения, и     
здесь учёт идёт по видам налогов, сколько налогов вносится в казну Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Что касается вклада в ВВП, здесь тоже положительная динамика: за последний      
год почти на 1 процентный пункт увеличилась доля в ВВП малого и среднего        
предпринимательства, сейчас она составляет около 22 процентов.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Олег Владиславович, распространяются ли (и если да, то в какой        
степени) положения представляемого вами законопроекта на земельные участки,     
особенно на те земельные участки, на которых расположены здания, сооружения,    
помещения, находящиеся в аренде у субъектов малого и среднего                   
предпринимательства?                                                            
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Это на самом деле одно из замечаний комитета, по мнению комитета, судьба        
земельного участка прописана недостаточно чётко. Дело в том, что нормы,         
касающиеся земельных участков, в этом законопроекте относятся не к тем          
земельным участкам, которые находятся под объектами недвижимости, а к тем       
землям, которые предоставляются только в аренду, без права выкупа и без         
капитальных сооружений.                                                         
                                                                                
Что касается земельных участков, которые находятся под зданиями, сооружениями   
и которые выкупают представители малого и среднего бизнеса, здесь работает      
базовое правило: земельный участок следует судьбе соответствующего здания,      
строения, сооружения, поэтому, да, право выкупа распространяется на             
соответствующий земельный участок. Но в ходе подготовки законопроекта ко        
второму чтению, поскольку у комитета такой вопрос возник, мы доработаем,        
чтобы не было здесь иных толкований.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Владиславович, в продолжение вопроса Сергея Михайловича          
Катасонова хочу уточнить: а сколько у нас предприятий малого и среднего         
бизнеса было десять лет назад, почему за десять лет этим правом                 
воспользовалось менее 1 процента общего числа предприятий и есть ли             
экспертная оценка, сколько смогут воспользоваться в ближайшие пять лет в        
случае принятия данного закона?                                                 
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Реестр предприятий малого и среднего бизнеса ведётся фактически второй год,     
поэтому статистика, которая была десять лет назад, - это скорее                 
статистическая оценка. О количестве малых и средних предприятий я сейчас        
точно вам не скажу, потому что у меня таких данных нет, но, если мне не         
изменяет память, десять лет назад их было порядка 4 миллионов.                  
                                                                                
Что касается второй части вопроса, почему мало воспользовались. Дело в том,     
что сейчас даже с учётом того, что 50 тысяч субъектов малого и среднего         
предпринимательства уже воспользовались правом выкупа, в такие перечни входит   
порядка 44 тысяч объектов, и это право выкупа лимитировано чисто физически      
наличием объектов недвижимости в перечнях. Чем больше объектов будет            
включаться в перечень, тем больше предприятий малого и среднего бизнеса будет   
пользоваться соответствующим правом.                                            
                                                                                
А если мы говорим про следующие пять лет, про то, сколько, возможно,            
воспользуются таким правом, если мы примем соответствующий закон, то это 44     
тысячи действующих предприятий, к этому перечню также будут добавляться ещё     
объекты, которые находятся в управлении ГУПов и МУПов, и объекты федеральной    
собственности. По нашим оценкам, количество в соответствующих списках может     
как минимум - в первую очередь за счёт имущества ГУПов и МУПов - удвоиться,     
соответственно, порядка 80 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса сможет   
воспользоваться таким правом.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста.                
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Олег Владиславович, у меня вопрос о сроках. Вот мы говорим, что       
именно через два года, - мне интересно почему, какова экономическая модель,     
почему именно через два года мы позволяем малому и среднему бизнесу             
воспользоваться правом приоритетного выкупа? По статистике, известный факт,     
три года - некая точка отсечения, если мы говорим про подобные виды бизнеса,    
только 3,5 процента остаются на рынке по прошествии именно этого времени.       
Почему я спрашиваю про этот срок - два года? Очевидно же, что возможна          
коррупционная составляющая, когда бизнесмен, владелец малого бизнеса,           
воспользовался этим, а после этого либо перепродал актив, либо просто           
пользуется, если он закрывается, а большинство предприятий малого и среднего    
бизнеса у нас закрывается по прошествии трёх лет, как мы понимаем. Есть ли      
какие-то механизмы, скажите, как эта антикоррупционная вещь в закон встроена?   
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо за вопрос. На самом деле в отношении имущества, которое   
включено в перечни, по действующей норме закона срок три года, а два года -     
это срок, после которого можно выкупить имущество, взятое в аренду и не         
включённое в перечни. Исходили из такого принципа, что ровно три года - срок,   
за который должны посмотреть, насколько малое или среднее предприятие           
использует имущество, работает в рамках деятельности, которой планировало       
заниматься. Основной аргумент, почему мы считаем, что действующая схема         
работает нормально, заключается в следующем: дело в том, что, напомню,          
соответствующее регулирование вводилось десять лет назад сроком на три года,    
чтобы как раз оценить, насколько это будет работать, не появятся ли             
злоупотребления со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, с тех пор,    
повторю, действие этой нормы продлевалось уже три раза, и никаких серьёзных     
нареканий в том, как соответствующие нормы закона работают на региональном и    
муниципальном уровнях именно с точки зрения злоупотреблений, мы не видим.       
Действующие нормы в части сроков, в течение которых имущество должно            
находиться в аренде, мы не меняем, они остаются теми же, что предусмотрены      
действующим федеральным законом, это, повторю, два года и три года - для        
имущества, включённого в перечни.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Нет.                                               
                                                                                
Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик?     
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения         
имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)".      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.