Заседание № 184

06.10.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 381781-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (приведение в соответствие с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; внесён членом Совета Федерации В. Л. Евтуховым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1057 по 1073 из 6041
Блок законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Уважаемые коллеги, 5-й    
вопрос - два альтернативных проекта федеральных законов, пункт 5.1 и пункт      
5.2. Докладчики разные, а содокладчик будет один.                               
                                                                                
Пункт 5.1. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные      
законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "Об     
основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской       
Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской          
Федерации статс-секретаря - заместителя министра промышленности и торговли      
Российской Федерации Станислава Александровича Наумова.                         
                                                                                
Логинов Андрей Викторович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, поскольку вопрос в повестке стоит на 11.05,    
статс-секретарь ещё не подъехал. Если можно, я доложу следующий вопрос, под     
номером 6.                                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1221 по 1274 из 6041
По 5-му вопросу ещё нет докладчика? Есть уже докладчик. Пункт 5.1. О проекте    
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в связи с Федеральным законом "Об основах                  
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".   
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
статс-секретаря - заместителя министра промышленности и торговли Российской     
Федерации Станислава Александровича Наумова.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НАУМОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, 1 февраля текущего года вступил в силу 381-й Федеральный    
закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в        
Российской Федерации". Основной задачей при разработке и принятии закона о      
торговле являлось упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с     
организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в        
целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой      
деятельности.                                                                   
                                                                                
К числу задач закона о торговле, которые необходимо решить, относится           
создание условий, позволяющих определить роль федеральных органов               
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской     
Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования             
отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой         
деятельности, а также условий для развития торговой деятельности путём          
обеспечения равномерного и цивилизованного развития различных видов, форм и     
форматов торговой деятельности, в том числе ярмарочной деятельности.            
                                                                                
В целях реализации указанных задач законопроект предусматривает закрепление     
исчерпывающего перечня методов государственного регулирования в области         
торговой деятельности, определение и разграничение полномочий федеральных       
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов        
Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также определение     
требований к организации ярмарок и продаже товаров на них.                      
                                                                                
Для достижения корреспондирования норм федерального закона № 381-ФЗ и 184-го    
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" в части регламентации полномочий органов власти           
субъектов Федерации, а также 271-го Федерального закона "О розничных рынках и   
о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в части            
уточнения регулирования порядка организации ярмарок предлагается внести         
соответствующие поправки.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
А Евтухов есть? Я не вижу докладчика по пункту 5.2. Уважаемые коллеги, мы       
пока пункт 5.2 не можем рассматривать.                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1505 по 2155 из 6041
Возвращаемся к вопросу 5.2, подошёл докладчик. О проекте федерального закона    
"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О розничных рынках и о    
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Доклад члена        
Совета Федерации Виктора Леонидовича Евтухова.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л., член Совета Федерации.                                           
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! У нас сегодня существует два закона, я          
позволю себе кратко их назвать, - это закон "О розничных рынках..." и закон о   
торговой деятельности, которые регулируют схожие правоотношения -               
правоотношения, связанные с организацией и проведением ярмарок. В субъектах     
Российской Федерации органы госвласти, органы местного самоуправления и члены   
Совета Федерации, я думаю, что и вы, коллеги, отметили, что существуют          
противоречия в этом регулировании, так как два закона регулируют одни и те же   
правоотношения по-разному, и поэтому, в общем, сегодня субъекты Российской      
Федерации не очень понимают, как их применять.                                  
                                                                                
В связи с этим предлагается внести изменения в Федеральный закон "О розничных   
рынках..." и установить, что его положения не распространяются на               
деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг на           
ярмарках, которые организуются в порядке, определяемом законами субъектов       
Российской Федерации и с учётом особенностей, установленных Федеральным         
законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в      
Российской Федерации". Таким образом, с одной стороны, мы устраним эти          
противоречия, а с другой стороны, мы устраним необходимость для органов         
власти субъектов Российской Федерации изменять те законы, которые были          
приняты в развитие как первого, так и второго федеральных законов.              
                                                                                
Существует проект закона, который внесло Правительство Российской Федерации,    
такой же тематики, также направленный на устранение противоречий, но, на мой    
взгляд, в той редакции, в которой он внесён, он не достигает той цели,          
которую преследует. Поэтому, коллеги, если случится такое, что                  
Государственная Дума поддержит правительственный законопроект, а не проект      
Совета Федерации, то просьба вот эти нормы, которые предложены в нашем          
проекте, поправками во втором чтении перенести в этот законопроект.             
                                                                                
Если есть вопросы, я готов ответить.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Леонидович, присаживайтесь. Если будут    
вопросы, вы ответите из ложи.                                                   
                                                                                
Содоклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству         
Виктора Фридриховича Звагельского.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом    
по экономической политике и предпринимательству рассмотрено два                 
альтернативных законопроекта: проект федерального закона "О внесении            
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с       
Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой         
деятельности в Российской Федерации", внесённый Правительством Российской       
Федерации, и проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1        
Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой       
кодекс Российской Федерации", внесённый членом Совета Федерации Виктором        
Леонидовичем Евтуховым. Хотелось бы отметить, что оба законопроекта             
концептуально абсолютно верны. Их внесение связано с острой необходимостью      
приведения действующих федеральных законов в соответствие с принятым в          
декабре прошлого года Федеральным законом "Об основах государственного          
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Так, федеральным   
законом о торговле помимо иных новаций были разграничены полномочия в области   
государственного регулирования торговой деятельности по уровням власти и        
уточнена правовая основа организации ярмарок и продажи товаров на них, однако   
реализация данных норм, как показала практика, привела к правовой               
неопределённости. В частности, реализацию установленных законом о торговле      
полномочий субъектов Российской Федерации можно осуществить только лишь при     
условии их закрепления в Федеральном законе "Об общих принципах организации     
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти...". Неоднозначная ситуация также сложилась в правовом регулировании     
порядка организации деятельности ярмарок, в связи с тем что подобная норма      
ранее была уже определена и применялась в соответствии с Федеральным законом    
"О розничных рынках...".                                                        
                                                                                
Для исправления правовых неточностей были внесены указанные законопроекты.      
Так, Правительством Российской Федерации вносятся два предложения. Первое: в    
Федеральном законе "Об общих принципах и организации законодательных            
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" закрепляются полномочия за органами государственной       
власти субъектов Российской Федерации, установленные законом о торговле.        
Второе: положения Федерального закона "О розничных рынках и о внесении          
изменений в Трудовой кодекс..." по организации ярмарок приводятся в             
соответствие с нормами закона о торговле.                                       
                                                                                
Законопроект, инициированный членом Совета Федерации Виктором Леонидовичем      
Евтуховым, вносит уточнения в положения Федерального закона "О розничных        
рынках..." в части организации ярмарок с учётом особенностей, установленных     
федеральным законом о торговле.                                                 
                                                                                
Я хочу заметить, что данные законопроекты носят преимущественно технический     
характер, они в первую очередь призваны согласовать положения законов и         
максимально способствовать реализации закона о торговле. Поэтому, определяясь   
в поддержке того или иного законопроекта, целесообразно говорить о степени      
проработанности и полноте предлагаемых в каждом из законопроектов изменений.    
                                                                                
С точки зрения комитета, наиболее проработан и готов к последующей доработке    
проект федерального закона, внесённый Правительством Российской Федерации.      
Имеются редакционные замечания и предложения, они отражены в заключении         
комитета и могут быть учтены ко второму чтению. Хочу добавить, что на данный    
законопроект откликнулись практически все регионы, поступило восемьдесят        
четыре положительных отзыва от исполнительных и законодательных органов         
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Безусловно, принятие закона позволит устранить противоречия, содержащиеся в     
настоящее время в законодательных актах, а также будет способствовать           
формированию системного и эффективного подхода к государственному               
регулированию торговой деятельности. Хочу также подчеркнуть, что на             
сегодняшний день главной задачей является завершение формирования правового     
поля, призванного урегулировать общественные отношения в сфере торговой         
деятельности.                                                                   
                                                                                
Учитывая изложенное, комитет рекомендует принять в первом чтении проект         
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в связи с Федеральным законом "Об основах                  
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",   
внесённый Правительством Российской Федерации. И, как говорил Виктор            
Леонидович, альтернативный законопроект может быть оформлен в качестве          
поправок при доработке ко второму чтению поддержанного в первом чтении          
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопросы к обоим докладчикам и к содокладчику.                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Сразу говорите, к кому вопрос.          
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Ну, у меня по первому, по пункту 5.1. Мне кажется, здесь чисто техническая      
ошибка: в названии законопроекта должны быть слова "в связи с принятием         
Федерального закона...", а так - "в связи с Федеральным законом...". Что это    
значит? По-русски не читается.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Станислав Александрович Наумов, по поводу     
названия.                                                                       
                                                                                
НАУМОВ С. А. Ну, мы согласны, что можно уточнить название: в связи с            
принятием.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы согласны с тем, что ко второму чтению можно    
уточнить название, да?                                                          
                                                                                
НАУМОВ С. А. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос, Станислав Александрович, к вам.                   
                                                                                
Конечно, в любой проблеме есть первостепенные вопросы, а есть второстепенные.   
И вот как мы прошлый закон об информационной тайне, не поняв, не поставив       
диагноз, как говорится, приняли, так же и здесь. Десять месяцев действует       
закон о торговле, а главная проблема не решена: цены растут, и растут очень     
быстро, буквально фантастически. Вот вы говорите: технический закон. Всё-таки   
это Государственная Дума будет принимать, он как-то повлияет на ограничение     
роста цен, возврат их прежнего уровня, или он так и останется техническим,      
эта проблема никак не будет затронута? Всё-таки, наверное, в этом законе        
проблема цен должна быть основной. Ярмарки, магазины - без разницы, люди        
покупают.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
НАУМОВ С. А. Большое спасибо. Вы абсолютно правы, одной из первоочередных       
задач является стабилизация ситуации на потребительском рынке. Для того чтобы   
можно было проводить активную политику, у органов власти субъектов Федерации    
должны быть соответствующие полномочия. В настоящий момент этих полномочий у    
них просто нет.                                                                 
                                                                                
И что касается ярмарок. Они себя зарекомендовали как инструмент такого          
быстрого реагирования на ситуацию на конкретном товарном рынке, когда можно     
организовать прямое обеспечение населения по экономически доступным ценам       
теми продовольственными товарами, которые производят в том числе и в первую     
очередь местные производители, поэтому наряду с другими формами этот формат     
должен развиваться в каждом городе, в каждом муниципальном образовании. Ну, в   
настоящий момент мониторинг цен ведётся Министерством экономического развития   
по двадцати четырём продовольственным товарам первой необходимости. Есть в      
законе о торговле механизм, который уже работает, - это саморегулируемые        
организации. Производители и торговля между собой уже организовали              
соответствующий диалог, и по этим позициям, безусловно, в первую очередь        
осуществляется поставка в каждый магазин, в каждую торговую точку.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к представителю правительства. Разграничение       
полномочий, которые здесь указаны, это, конечно, хорошо, и то, что ярмарки      
организуются, - хорошо, и люди их ждут и посещают. Скажите, пожалуйста, есть    
ли разница в организации ярмарки федеральной структурой, региональной,          
местным самоуправлением или частным предпринимателем? Почему я это спрашиваю?   
Потому что неясно, кто должен оплачивать поставку товаров на ярмарки. Если      
это частные предприниматели делают, то, наверное, сами с себя не могут брать,   
если же это органы власти делают, то они, естественно, будут брать плату с      
предпринимателей, что повлияет на рост цен. Вот, скажите, пожалуйста, этот      
вопрос рассматривается или нет?                                                 
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Да, безусловно, в соответствии с 271-м федеральным законом о      
розничных рынках, для того чтобы в этой сфере был порядок. Существует           
институт управляющей компании, которая отвечает за предоставление торговых      
мест на территории розничного рынка. Если это специализированный                
сельскохозяйственный рынок, значит, это специализированная                      
сельскохозяйственная ярмарка, и там предприниматель платит только за торговое   
место, больше никаких других расходов, которые несёт любое другое торговое      
учреждение, он не несёт, и поэтому цены могут быть в ряде случаев даже ниже,    
чем в среднем по рынку. И мы считаем, что очень важно, чтобы муниципальные      
власти относились к таким инициативам со стороны сельхозкоопераций,             
сельхозпотребкоопераций, может быть, более энергично, потому что, для того      
чтобы организовать ярмарку выходного дня, надо только обеспечить общественный   
порядок, то есть чтобы были соответствующие структуры, другие задачи решать,    
собственно говоря, не требуется муниципалитету.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Был записан Волчек. У вас есть вопрос? Нет вопроса.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Так, две руки я вижу, три,       
значит...                                                                       
                                                                                
Так, включите режим записи на выступления.                                      
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста.                                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, мне понравился доклад представителя правительства.          
Наконец-то мы узнали, для чего мы принимали закон о торговле, и поняли, что     
декларировалось перед принятием этого законопроекта. Были репортажи, как        
ходили высокопоставленные представители государства по магазинам и ужасались    
торговым наценкам. Произошло ли это, когда у нас пятисотрублёвый китайский      
вентилятор вдруг стал стоить 6 тысяч рублей? После этого были какие-то опять    
заявления, что надо срочно кого-то посадить, кого-то привлечь к                 
ответственности, наказать наглых торговцев. Потом недавние события, когда       
опять декларируется, что у нас, извините, что-то странное происходит: хлеб      
дорожает, какие нехорошие у нас хлебозаводы, какие нехорошие у нас продавцы,    
молоко подорожало, другие продукты. Все говорят, что у нас как-то вот всё       
плохо, но закон-то у нас хороший, и, собственно говоря, принимали его мы не     
для этого, а для того, чтобы установить распределение полномочий, чтобы         
как-то вот регулировать торговлю.                                               
                                                                                
И сейчас, после того как у нас наступил вот такой переходный период - вроде     
уже и цены не сильно кусаются, и гречка появилась, и вентиляторы подешевели,    
и регулировать особо ничего не надо, все вроде успокоились, революции не        
произошло, - подождём, пока (сейчас холодная зима будет) у нас вырастут цены    
на обогреватели, ещё на что-нибудь, ещё на какие-нибудь продукты цены           
поднимутся... И мы с вами сейчас обсуждаем какие-то законопроекты, которые      
опять что-то решают, только понять нельзя, что решают и зачем решают. И у нас   
с вами "хороший" закон о торговле, собственно говоря, ничего не решает. И как   
была возможность у нас завышать цены, продавать за столько, за сколько          
хочется, использовать сложную ситуацию в стране - там, аномальная жара,         
пожары, неважно, что произошло, аномальный холод у нас сейчас будет... И        
"хороший" закон будет это всё регулировать, а беззубый, безголосый ФАС у нас    
будет всё пытаться что-то отрегулировать с ценами. У нас ФАС - это... надо      
его как-то переименовать, потому что ФАС совершенно не ФАС у нас. Он за цены    
на моторное топливо всё кого-то оштрафовать пытается года три, по-моему, или    
четыре, а цены как росли, поднимались, так и поднимаются. Как у нас наценки     
на социальные товары вдруг оказывались там 200-300 процентов, так они           
по-прежнему и оказываются. Как у нас существовали "входные билеты" в торговые   
сети, так они реально и существуют, называться они по-другому стали. Как у      
нас ярмарки выходного дня устраивались, ну, наверное, для того, кому надо:      
хороший урожай мёда, пчёлы переехали у нас в Калугу, мёд хороший получился -    
в Москве ярмарка мёда прошла...                                                 
                                                                                
И вот мы с вами здесь занимаемся непонятно чем, а Министерство экономического   
развития у нас каким-то другим развитием занимается, у меня такое ощущение. И   
вообще, проблема, которая декларируется, у нас не решается, как в песне:        
говорим одно, думаем другое, а делаем третье. Поэтому принятие сегодня вот      
таких важных законопроектов, которые, оказывается, ничего, собственно говоря,   
не регулируют, наверное, неправильно. Я понимаю, если бы Министерство           
экономического развития пришло и честно сказало, что на сегодняшний день наш    
закон о торговле, который декларировался как отмена приоритетов в развитии      
торговых предприятий, будет изменён внесёнными нами законопроектами и создаст   
преференции для реального сектора экономики, будет регулировать нормативы       
прибыли торговых организаций. К сожалению, этого не происходит. А то, что       
сегодня происходит, наверное, говорит только об одном - что кому-то очень не    
хочется, чтобы те приоритеты, которые у нас сегодня существуют для торговых     
организаций, каким-то образом ущемлялись.                                       
                                                                                
Уже и от "ЕДИНОЙ РОССИИ" мы слышали о дублировании законопроекта ЛДПР об        
ограничении торговой наценки. Но даже если это будет принято, это опять же не   
решит вопроса, потому что не будет решён вопрос перепродажи через               
посреднические организации. Декларируемая борьба с фирмами-однодневками,        
которые используют различные схемы, тоже у нас как-то выпадает из поля          
зрения, и в итоге мы получаем то, что получаем: у нас торговые организации      
имеют беспрецедентные преференции в части получения прибыли. И в первую         
очередь это всё будет сказываться на социально значимых товарах, потому что     
они являются предметом постоянного спроса, постоянно пользуются спросом. И      
постоянное игнорирование со стороны Государственной Думы и правительства        
вопроса регулирования тех цен, которые у нас в магазине, приведёт если не к     
социальному взрыву, то, наверное, к какой-то нестабильности в обществе. Вот     
поэтому рассматриваемые законопроекты - это в большей степени декларация        
того, что нужно сделать. Это технические вопросы, которые не решают тех         
задач, которые мы с вами ставили перед собой, принимая в целом закон о          
торговле. И все наши заявления о том, что мы предпримем всё необходимое,        
чтобы решить эти задачи, пока, извините, только пустой звук. Эти                
законопроекты, к сожалению, тех целей и задач, которые мы ставили перед собой   
и которые перед нами ставили избиратели, не достигают.                          
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР не может поддержать настоящие законопроекты. К             
сожалению, слова и обещания пока не выражаются в реальных законопроектах.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.                                  
                                                                                
КАШИН В. И., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Действительно, все мы,         
наверное, после летних событий, да и других событий прошедшего года, ожидали    
от правительства и от профильных комитетов несколько иной реакции в решении     
тех задач, которые реальной жизнью высвечены. Эти события показали, что         
принятый нами закон о государственном регулировании торговли в Российской       
Федерации требует, конечно, более совершенных поправок. И эти поправки должны   
быть системными, чтобы убрать тот дисбаланс, который сложился между             
производителями, допустим, продовольственного сырья (в данном случае речь       
идёт об этом), переработчиками, работниками торговли и потребителями.           
                                                                                
И президент, по большому счёту, и председатель правительства летом этого года   
часто говорили о том, что надо срочно менять законодательство в этой сфере.     
Причём практически на один уровень были поставлены проблемы Лесного кодекса -   
пожары - и роста цен, то есть это параллельно должно решаться. Не случайно на   
заседаниях созданной межфракционной комиссии, по большому счёту, эти два        
больших вопроса выстраиваются параллельно. Исходя из этого, конечно, это        
просто потеря времени - принятие вот этих технических законов, не решающих      
тех больших задач, которые мы обязаны с вами решать в экстренном порядке. Вот   
почему фракция КПРФ предложила оперативно законопроект, который как раз и       
вносит базовые, системные поправки, которые могут снять сложившееся сегодня     
напряжение.                                                                     
                                                                                
Мы с вами уже отмечали, что если сравнить цены на товары первой                 
необходимости, именно товары первой необходимости, продовольственные товары,    
в 2008, 2009 и 2010 годах, то можно увидеть, что они увеличились в несколько    
раз, что свидетельствует о том, что принятый закон не работает. Он не решает    
главной проблемы - доступности товаров первой необходимости для наших           
граждан, и мы с вами должны в этом направлении работать, работать активно.      
                                                                                
Исходя из этого мы предложили соответствующий механизм. Олег Викторович, мы     
его предлагали и раньше, когда готовили тот, базовый закон. И мы благодарны     
министерству в лице министра Голиковой за то, что они всё-таки применили        
механизм, который сегодня хоть в какой-то степени действует. Бесспорно, нужно   
время, для того чтобы этот механизм более системно заработал и не было такого   
удорожания хотя бы лекарственных препаратов. Обозначен перечень и так далее,    
и тому подобное. Но здесь этот механизм не использовали.                        
                                                                                
Мы буквально недавно встречались на прекрасном хлебокомбинате в Серпухове с     
переработчиками, руководителями, акционерами. Вот если ввести такой механизм,   
который мы предложили: самая высокая надбавка, 45 процентов от себестоимости,   
- производителю сырья... Допустим, сегодня зерно идёт на уровне 7-8 рублей.     
Спрашиваем: "Если мукомолу - 15 процентов, вам - 15 и рознице - 15, вас это     
устраивает?" "Устраивает", - они говорят. Но нужна политическая воля, для       
того чтобы все депутаты Государственной Думы и правительство в конце концов     
побеспокоились о том, чтобы товары первой необходимости каждый гражданин мог    
приобрести в магазине. Я имею в виду хлеб, хлебобулочные и макаронные           
изделия, плодоовощную продукцию, картофель, естественно, молоко, мясо, яйцо,    
масло и сахар. Сегодня, если исходить из того, какие цены сложились и какая     
пенсия базовая, или зарплата тех же представителей лёгкой промышленности, или   
пособие для безработных наших людей, мы насчитаем с вами, что пятьдесят         
процентов населения сегодня не может иметь в достаточном количестве продукты    
питания, необходимые для обеспечения того норматива, который поддерживал бы     
их здоровье.                                                                    
                                                                                
И мы ещё и ещё раз сегодня говорим о необходимости принятия экстренных мер в    
этом направлении по внесению базовых поправок. Мы дали такой законопроект -     
не затягивайте с его принятием, товарищи и господа из правительства! Ну         
хватит тем держателям элеваторов, торговых площадей... Ну вы же насосались за   
эти годы! Давайте о народе подумаем в конце концов, и не на словах, а на        
деле, давайте примем этот механизм! И тогда у нас всё с вами получится, мы      
снимем огромное напряжение, которое сложилось сегодня.                          
                                                                                
Вчера мы говорили о пенсиях, говорили о том, как их рассчитывать, - или через   
стаж, или через уровень зарплаты, беспокоились о различных группах. Но          
решение этого вопроса нормальным образом, решение вот этой проблемы сразу       
снимает напряжение и по пенсиям, и по уровню зарплаты. Что же мы добавляем с    
таким боем к этим небольшим пенсиям или зарплатам, ведь в итоге все эти гроши   
добавленные остаются в карманах владельцев, и мы снова выращиваем               
миллиардеров. Чем труднее год, чем тяжелее населению, тем легче сегодня этим    
воротилам, этим магнатам, тем больше у нас миллиардеров становится.             
                                                                                
Что касается этих законов, то нет проблем, они абсолютно беззубые, ничего не    
решающие, поэтому тут и рассуждать-то о них, по большому счёту, незачем. Но     
надо сказать о том, что правительство должно шевелиться, что профильный         
комитет должен, по большому счёту, решить главную проблему - проблему           
возрождения истинных начал, которые стимулировали бы действительно и            
товаропроизводителя, и переработчика, а главное - стимулировали бы нашего       
главного инвестора - наше население, которое могло бы приобретать эти товары    
в достаточном количестве. И тогда, безусловно, мы потащили бы эту большую       
цепь, которая за собой потянула бы экономику нашей страны из той ямы, в         
которую мы попали. Давайте с этого начинать, давайте поддержим нашего           
отечественного товаропроизводителя! Мы туда из бюджета денег не даём, из        
федерального и в том числе из регионального? Не даём. Мы и здесь                
просто-напросто производителей продовольствия ставим на колени, потому что в    
рознице снова 8-10 процентов. В прошлом году это была вообще беда, если         
говорить о хлебобулочных и макаронных изделиях, когда по 2 тысячи, по 2         
тысячи 500 рублей за тонну закупали зерно, пшеницу третьего класса у            
населения.                                                                      
                                                                                
В этом направлении мы должны с вами работать, депутаты Государственной Думы,    
и особенно члены правящей партии, потому что вы ещё восемь лет назад сказали,   
что село для вас главное, но получилось так, что берегиню-деревню забросили,    
она сегодня вымирает, с лица земли уходят тысячи ежегодно. Пройдёт ещё десять   
лет, и нам с вами спасать некого будет. И мы будем также всё, что               
зарабатываем на нефти и газе, отдавать фермеру тому, крестьянину тому,          
который работает за рубежом, и брать эту некачественную продукцию.              
                                                                                
Убедительная и настойчивая просьба и наше требование: в срочном порядке, как    
этого требовал президент от нас, рассмотреть базовые наши законопроекты,        
которые мы внесли, в том числе закон о торговле, в том числе и Лесной кодекс.   
Ну, сегодня Лесной кодекс мы рассматриваем, снимаем тем самым ряд назревших     
проблем, в срочном порядке должны там быть наши поправки базовые, снимающие     
проблемы по самой системе, которая всех нас здорово достала летом этого года.   
                                                                                
Ещё раз хочу сказать: мы можем поддержать законопроект, который обозначен в     
пункте 5.1, но он, ещё и ещё раз говорю, ничего не решает. Давайте в срочном    
порядке рассматривать те законы, которые решают проблемы.                       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яровая Ирина Анатольевна.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, несомненно, в решении любой проблемы необходим системный     
подход. Понимая это, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" участвовала непосредственно в      
разработке и принятии закона "Об основах государственного регулирования         
торговой деятельности...". Конечно, гораздо проще любить всё человечество и     
гораздо сложнее заботиться о своей семье и о своих гражданах, наверное,         
именно поэтому, следуя этой логике, фракция КПРФ и фракция ЛДПР, как вы         
помните, тогда не проголосовали за закон "Об основах государственного           
регулирования торговой деятельности...".                                        
                                                                                
Сегодня мы с полной уверенностью можем констатировать, что впервые благодаря    
именно этому закону у нас в России началось формирование новой                  
предпринимательской этики, начали появляться новые договорные отношения. Мы     
прекрасно понимаем, что крайне сложно уравнять в правах субъект, обладающий     
большой экономической силой, и малого или среднего предпринимателя, который     
только начинает своё производство, который заинтересован в том, чтобы выйти     
на продовольственный рынок, заинтересован в том, чтобы участвовать в реальной   
и честной конкуренции. Именно поэтому мы с вами приняли на себя обязанность,    
разработали и приняли закон, и именно закон "Об основах государственного        
регулирования торговой деятельности..." впервые позволил с правовой точки       
зрения, институционально создать равные возможности для того, чтобы и           
производитель, и продавец, и поставщик обладали равными правами и               
обязанностями.                                                                  
                                                                                
Я напомню, что в нашем законе существует целый ряд фактических преференций,     
мер государственной поддержки именно производителей. Конечно, сегодня фракции   
КПРФ стыдно признаться перед производителями, что фактически они предали их     
интересы, когда не проголосовали за закон. Никогда ранее производитель не мог   
и мечтать о том, что с ним рассчитаются в десятидневный срок за молоко,         
только благодаря нашему закону эта норма начала действовать. Мы фактически      
пресекли беспроцентное кредитование, которое было ранее со стороны              
производителей в отношении торговых сетей.                                      
                                                                                
Да, мы не питали иллюзий и понимали, что крупные торговые сети благодаря        
дорогостоящим юристам будут предпринимать массированную атаку, пытаться не      
исполнять закон, придумывать новые и новые формы дискриминационных практик.     
Но означает ли это, что не нужно было закладывать рамки? Означает ли это, что   
нужно было отказаться от поддержки наших производителей? Нет, не означает,      
это только подтверждает правильность наших действий.                            
                                                                                
Более того, сегодня партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" во всех субъектах Российской         
Федерации проводит проект "Народный контроль". Мы ведём свой собственный        
мониторинг исполнения закона о торговле, мы ведём мониторинг цен. Причём,       
обратите внимание, сегодня впервые именно наши региональные отделения           
фиксируют не просто цены на социальные товары, а фиксируют цены в пропорциях,   
в зависимости от того, идёт ли речь о региональном, федеральном производителе   
или об импортных товарах. Для чего мы это делаем? Для того, чтобы решать        
вопросы, поставленные президентом в доктрине продовольственной безопасности.    
Необходим неформальный подход. Сегодня те меры, которые предложены              
правительством и по таможенно-тарифному регулированию, и по исключительным      
тарифам на перевозки, и по дополнительным мерам поддержки                       
сельхозпроизводителей, должны вылиться в реальную поддержку агропромышленного   
сектора. Мы понимаем, что сегодня со стороны торговых сетей будут               
предприниматься попытки нарушения интересов производителей. Именно поэтому в    
рамках нашего партийного проекта "Народный контроль" на наших региональных      
площадках мы собираем бизнес-сообщество, мы приглашаем наших производителей,    
мы ведём честный и открытый диалог, предлагая новые формы соглашений,           
предлагая реальные формы защиты, влияя в том числе и на снижение торговой       
наценки. Это и есть реальная работа партии. Это и есть реальное влияние         
власти.                                                                         
                                                                                
Совсем недавно, обсуждая проблемы в том числе закона "Об основах                
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",   
я с удивлением от представителей КПРФ услышала бесконечные ссылки на США.       
Удивительно: семьдесят лет нам внушали, что мы строим счастливый                
социалистический лагерь, что капиталистический мир будет загнивать, а           
сегодня, после того как выяснилось, что в лагере жить неинтересно, невыгодно    
и неперспективно, нам приводят в пример США в отношении того, как нужно         
строить экономику. Но не говорят главного: главное преимущество США             
заключается в том, что у них не было и нет КПСС и КПРФ. Для них это просто      
экзотика, а для Российской Федерации это было и есть серьёзное испытание и      
постоянный нервный стресс. Не нужно с этой трибуны всё время говорить о         
разных проблемах, нагнетать обстановку, ведь даже ажиотажный спрос, который     
сформировался на ряд продовольственных товаров, - это следствие в том числе и   
такого рода политических заявлений, безответственных политических заявлений,    
которые, конечно, вызывают у населения испуг, формируют недоверие и             
непонимание того, что же завтра будет с ценами. Именно благодаря таким          
заявлениям сегодня целый ряд людей, которые имеют невысокий достаток,           
приобрели те товары, которые им в перспективе и не будут нужны.                 
                                                                                
Поэтому свою политическую задачу фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" видит принципиально    
в ином - в том, чтобы и дальше предлагать адекватные, реальные меры по          
поддержке агропромышленного сектора, развитию альтернативных форм торговли и    
поддержке наших граждан. Несомненно, проводя мониторинг реализации закона и     
работая в комиссии, которую возглавляет Виктор Алексеевич Зубков, мы будем      
предлагать дополнительные меры, которые позволят более серьёзно                 
воздействовать на торговые сети, с тем чтобы пресекать любые факты нарушения    
не только закона, а просто даже интересов наших граждан и наших                 
производителей. Мы уверены в том, что национальный приоритет России - это       
поддержка собственного агропрома, и мы, как фракция, берём на себя              
политическую ответственность и будем голосовать и дальше за эти законы. Вы,     
конечно, будете бесконечно оправдываться потом перед своими избирателями,       
почему вы системно голосуете против наших граждан, против нашей экономики и     
против интересов страны.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин, пожалуйста.                                 
                                                                                
ШЕИН О. В. Главное преимущество США заключается в том, что у них не было и      
нет ни КПСС, ни "ЕДИНОЙ РОССИИ", то есть монопольных партий, которые пытаются   
управлять обществом на протяжении пятнадцати, двадцати и более лет, там идёт    
пересменка постоянно. И я уверен, что прогресс в Российской Федерации будет,    
когда такая пересменка произойдёт и у нас в органах власти.                     
                                                                                
Теперь по сути. Наша фракция голосовала - и в этом смысле наши позиции          
совпадают с мнением, высказанным коллегой Яровой, - за закон о торговле,        
потому что действительно этот закон при всей критике, которая раздаётся в его   
адрес, позволяет в определённой степени сдержать рост цен, который в нашей      
стране происходит. Больше того, хочу отметить, нам очень приятно, что после     
долгих лет дискуссии, когда наконец наша позиция была поддержана                
администрацией президента, Дмитрием Анатольевичем, "ЕДИНАЯ РОССИЯ"              
согласилась с тем, что необходимо избавить малый бизнес от такой обузы, как     
контрольно-кассовые машины для людей, работающих на вменёнке. Пятнадцать лет    
шла дискуссия в этом зале, пятнадцать лет! И наконец решение было принято. О    
необходимости предоставить малому бизнесу право на преимущественный выкуп       
арендованных помещений, которые они обустроили, семь лет была дискуссия в       
этом зале. Семь лет вы саботировали это решение, пока наконец оно не было       
официально поддержано и продавлено, по сути дела, вопреки сопротивлению         
властей города Москвы и члена партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Юрия Михайловича           
Лужкова, пока наконец это решение не было продавлено президентом Медведевым.    
В этом зале дискуссия была очень драматичная, и коллега Плескачевский это       
очень хорошо помнит. Было принято решение о том, чтобы освободить малый         
бизнес от бесконечных проверок, и сегодня наконец проверки идут только раз в    
два года, плановые, а чаще лишь по заявлению потребителей или по решению        
прокуратуры.                                                                    
                                                                                
Вместе с тем абсолютно очевидно, что те препятствия, которые возводились в      
отношении малого бизнеса в этом зале партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на протяжении      
многих лет, далеко не до конца преодолены. И сегодня я благодарен               
Правительству Российской Федерации, которое внесло вместе с коллегами из        
сената очень важный, по сути, законопроект, позволяющий хотя бы частично, но    
раскрепостить работу ярмарок. О чём идёт речь? Речь идёт о том, что в 2005      
году в этом зале был принят закон о рынках. Суть этого закона заключалась в     
том, чтобы снести тот мелкий торговый бизнес, который работает в Российской     
Федерации, включая сельскохозяйственные рынки, и при этом заставить людей       
вынуть последние деньги из кармана и построить торговые центры. Люди были       
готовы построить торговые центры, только ваша власть, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ни в     
одном городе малому бизнесу - ни один пример вы не назовёте - не дала землю,    
чтобы люди создавали кооперативы и возводили сельхозрынки. Нет ни одного        
такого города! А примеры, когда вы уничтожали сельхозрынки, когда с помощью     
ОМОНа и бандитов избивали людей, - такие примеры многочисленны. Два             
последних. Город Орёл, где ваша мэрия не далее как пару месяцев назад сносила   
рынок и были массовые протесты предпринимателей. И город Астрахань, где в       
прошлом году на ваших плечах, причём откровенный криминалитет... Этот           
криминалитет не далее как 1 сентября в 5 утра с помощью ЧОПов и милиции,        
избив женщин - мелких предпринимательниц (сорок человек было задержано          
тогда), вопреки протесту прокуратуры, которая официально писала в вашу мэрию,   
что нельзя этого делать, внесла предостережения, уничтожил весь сельхозрынок    
- двести рабочих мест мелких предпринимателей, которые торговали картошкой,     
помидорами, огурцами, фруктами и всем остальным. Это ваши дела, и за них        
скоро придёт время нести ответственность.                                       
                                                                                
Что делает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" смогла провести - и     
здесь мы очень благодарны за взаимодействие и администрации президента, и       
Правительству Российской Федерации - те предложения, о которых я говорил. Это   
и отказ от ККМ для тех, кто работает на вменёнке, это и преимущественное        
право людей, являющихся арендаторами, на выкуп помещений, это в том числе и     
сеть социальных магазинов.                                                      
                                                                                
Тархов, Самара. Да, можно его критиковать. Мы не знаем, чем закончится          
голосование в воскресенье, но любой здравомыслящий человек там знает, что в     
городе Самаре открыты социальные магазины, что в городе Самаре можно в          
социальных магазинах купить хлеб, нормальный хлеб за 8-10 рублей, при мне       
выстраивались очереди, можно купить продукты питания на 20 процентов дешевле,   
чем в супермаркетах. Почему? Потому что формируются условия для малого          
бизнеса, потому что даётся преимущественное право на получение земельных        
участков, потому что даётся преимущественное право на получение                 
государственной поддержки, налоговой поддержки, чтобы люди могли заниматься     
этим делом. И в результате жители города Самары сегодня имеют возможность       
покупать продукты питания дешевле, чем в супермаркетах.                         
                                                                                
Мы считаем, что корень зла сегодня именно в монополизации торговой сети в       
Российской Федерации. Конечно, бессмысленно бороться против торговой наценки,   
в этом случае торговая наценка просто плавно переползёт в оптовые сети, и эти   
деньги будут делиться между монополиями, которые у нас осуществляют             
деятельность по формированию торговых центров, и оптовыми сетями, сетевиками.   
Необходимо в первую очередь развивать конкуренцию. Только путём развития        
конкуренции во всех сферах можно действительно обеспечить снижение реальных     
торговых наценок, снижение цен, которые мы видим в магазинах. Мы с вами         
понимаем: в Европе, во Франции, не случайно цены, по которым фермер,            
производитель сдаёт продукцию, отличаются от цен в магазинах не более чем на    
20-25 процентов. В России эти цены отличаются в четыре-пять раз, это всем       
очень хорошо известно.                                                          
                                                                                
Хочу в завершение ещё раз подчеркнуть: главное преимущество США заключается в   
том, что там нет монополий. Там нет монополий ни в бизнесе, ни в политике.      
Там нет ни КПСС, ни "ЕДИНОЙ РОССИИ", а есть две партии - Демократическая и      
Республиканская, которые сменяют друг друга и тем самым не позволяют власти     
игнорировать мнение людей. И наша ключевая задача - и мы добьёмся её            
выполнения! - в том, чтобы такая же система реальной конкуренции была у нас и   
в сфере торговли, и в сфере политики.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Коломейцев.                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, я прошу раздать первую страницу стенограммы          
рассмотрения закона о торговле, чтобы некоторым плагиаторам стало ясно, что     
Ирина Анатольевна Яровая первым своим заявлением сняла законопроект группы      
депутатов, а теперь присваивает правительственный законопроект. Ну, это как     
минимум некорректно.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, если у вас есть какие-то претензии к депутату,   
к его высказыванию, у нас есть механизм...                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну мало ли что вы присвоили за свою длинную историю,      
это известный факт. Я не вас лично имею в виду.                                 
                                                                                
Коллеги, мы рассмотрели вопрос. Я обращаюсь к представителю президента: есть    
ли у вас желание выступить? Нет. Представитель правительства? Также нет.        
Докладчик, есть необходимость выступить с заключительным словом? Нет.           
Содокладчик от комитета? Также нет. Выносим на "час голосования".               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4666 по 4702 из 6041
5-й вопрос. У нас два альтернативных проекта федеральных законов, я буду их     
последовательно ставить на рейтинговое голосование, и потом уже будем           
определяться по какому-то одному из них. Ставится на голосование в первом       
чтении проект федерального закона под пунктом 5.1. Кто за? Прошу голосовать.    
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона под          
пунктом 5.2. Кто за? Прошу голосовать.                                          
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 5.1.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              439 чел.97,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    439 чел.                                          
Не голосовало                  11 чел.2,4%                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 5.2.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2%                                      
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                     42 чел.                                          
Не голосовало                 408 чел.90,7%                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, за законопроект под пунктом 5.1 проголосовало четыреста      
тридцать девять депутатов. Это достаточное количество, таким образом, принят    
в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "Об     
основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской       
Федерации".