Заседание № 126
О проекте федерального закона № 381746-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части осуществления закупок за счёт бюджетных средств, предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доклад Бориса Романовича Пайкина. Пожалуйста, Борис Романович. ПАЙКИН Б. Р. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении, проведены все необходимые согласования. Замечаний правового и юридико-технического характера у Правового управления не имеется. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить от фракций по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 17-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 26 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 124
О проекте федерального закона № 381746-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части осуществления закупок за счёт бюджетных средств, предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации; принят в первом чтении 3 апреля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает Борис Романович Пайкин. ПАЙКИН Б. Р. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении. При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило 16 поправок, все они рекомендованы комитетом к принятию. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении с учётом поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 06 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 28 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ПАЙКИН Б. Р. Прошу включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку заседания на 21 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 381746-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части осуществления закупок за счёт бюджетных средств, предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Алексея Михайловича Лаврова. Пожалуйста. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на приведение в соответствие положений законодательства о закупках требованиям Бюджетного кодекса, поправки в который были приняты в прошлом году. Предлагается три поправки. Во-первых, предлагается распространить на госкорпорации, публично-правовые компании и акционерные общества со стопроцентным участием, в случае если они осуществляют капитальные вложения за счёт бюджетных средств, положения 44-го федерального закона. Во-вторых, предлагается отразить в закупочном законодательстве возможность делегирования таким юридическим лицам полномочий государственного заказчика, что также предусмотрено Бюджетным кодексом, но на данный момент такой нормы нет в закупочном законодательстве. И в-третьих, предлагается устранить сложившуюся коллизию, из-за которой возникает расхождение между закупочным законодательством и бюджетным, поскольку во всех случаях, когда государственные унитарные предприятия получают бюджетные инвестиции, они, без всяких исключений, должны руководствоваться требованиями 44-го федерального закона. Таким образом, предлагаемые поправки, по сути, распространяют режим 44-го федерального закона на те случаи, когда различные типы юридических лиц получают бюджетные инвестиции и в рамках освоения этих инвестиций заключают договора с подрядчиками. Просим поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад первого заместителя председателя комитета по экономической политике Бориса Романовича Пайкина. Пожалуйста. ПАЙКИН Б. Р. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона о внесении изменений в статью 1 федерального закона № 223-ФЗ и статьи 1 и 15 федерального закона № 44-ФЗ, отмечает следующее. Изменения, предлагаемые в законопроекте, преследуют своей целью устранение коллизии между федеральным законом и бюджетным законодательством Российской Федерации в части предоставления субсидий государственным и муниципальным предприятиям на осуществление капитальных вложений при условии соблюдения ими при осуществлении закупок за счёт полученных из федерального бюджета средств положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Поддерживая концепцию законопроекта, в то же время комитет считает необходимым в дальнейшем скорректировать положения законопроекта с учётом положений проекта федерального закона № 371836-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым также вносятся изменения в части регулирования закупок, осуществляемых унитарными предприятиями за счёт средств, получаемых ими из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Концепцию законопроекта единодушно поддержали все законодательные и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отрицательных отзывов не поступило. Комитет Государственной Думы по культуре, который является соисполнителем по данному законопроекту, также поддерживает его принятие. Отдельные замечания Правового управления не носят критичного характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список.
Коллеги, возвращаемся к обсуждению 23-го вопроса. Напомню: проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 1 и 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Мы остановились на вопросах. Вопрос задаёт Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю правительства. Насколько я понимаю, цель этого законопроекта - всё-таки более жёстко подходить к организации закупок, если закупки происходят за счёт средств федерального бюджета. 44-й закон более жёсткий, чем 223-й, здесь логика понятна. Скажите, пожалуйста: а когда вы из-под действия 223-го закона выводили закупки, сделки между взаимозависимыми лицами, вы какой логикой руководствовались? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! Данный законопроект действительно расширяет сферу применения 44-го федерального закона на те случаи, когда закупки осуществляются за счёт средств, предоставленных не только из федерального бюджета, но и из бюджетов всех уровней, на капитальные вложения. Мы считаем, что это существенный шаг к повышению прозрачности закупок, созданию конкурентных условий для их осуществления. Что касается ранее внесённых поправок об исключении взаимозависимых лиц, мы достаточно подробно всё это обсуждали, позиция правительства остаётся прежней: мы считаем, что в случаях, когда созданы такие взаимозависимые лица, речь идёт об управленческих решениях, и каким образом внутри такой группы в рамках технологического цикла организовывать закупки, каждый хозяйствующий субъект должен решать самостоятельно. По факту закупки у этих лиц в настоящее время всё равно осуществляются, но по особому режиму, вне рамок конкурентных процедур, установленных субъектами отношений, регулируемых 223-м законом. То есть это два разных вопроса, которые, мы считаем, нужно обсуждать отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Алексей Михайлович, мы с вами этот вопрос обсуждали летом. Я очень хорошо помню нашу дискуссию, тогда мы выражали сомнения по поводу эффективности передачи функций ГРБС нашим компаниям на примере конкретных объектов, которые они не могли сдать годами. Но у меня вопрос другой. Вот смотрите, прошёл год, мы год назад эти полномочия им передали, а теперь, через год, мы хотим определить правила, как они будут дальше разыгрывать торги, - а как они этот год-то жили по новому закону, каким образом? Они вне правового поля были, что ли? Что хотели, то и делали? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые депутаты! В данном случае речь идёт исключительно о приведении закупочного законодательства в соответствие с бюджетным законодательством. В Бюджетный кодекс в прошлом году были внесены изменения, в том числе добавлена новая форма осуществления инвестиций в акционерное общество - через субсидии, предусмотрен режим делегирования полномочий госзаказчиков, и это всё вступило в силу с этого года. Но в 44-м законе аналогичных сопровождающих норм не было, и это создавало правовую неопределённость. Ответ на ваш вопрос может состоять в том, что в данном случае речь идёт исключительно о том, чтобы сделать удобным и взаимоувязанным применение двух различных сфер законодательства, чтобы ни у кого не возникало соблазна каким-то образом избежать применения 44-го закона при осуществлении закупок в рамках бюджетных инвестиций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь. Будут ли желающие выступить, коллеги? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. От фракции поставьте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, наша фракция поддерживает этот законопроект. Мы считаем, что все действия, направленные на то, чтобы всё, что закупается за счёт государственных средств, средств из федерального, регионального или местного бюджета, проходило через конкурентные процедуры. Удивляет только одно: почему так непоследовательно действует наше правительство? С одной стороны, оно прикручивает законодательство, для того чтобы закрыть те ручейки и лазейки, через которые уходят государственные средства при проведении закупочных процедур неконкурентными способами, а с другой - оставляет целые реки, когда отдаёт на усмотрение компаний закупки у взаимозависимых лиц. Уважаемый Алексей Михайлович, напоминаю вам, что взаимозависимыми лицами по Налоговому кодексу признаются компании, которые участвуют в долях друг друга, либо у одного из них 25 процентов плюс один голос, а в группу они не входят, как вы говорите, в масштабах группы, в масштабах технологической цепочки они эти решения принимают, - они не входят, в группу входят компании, которые являются дочерними, у них 50 плюс, а не 25 плюс. Мало того, на компании, которые принадлежат государственным компаниям и в капитале которых государство участвует в формате 50 плюс, распространяется 223-й закон. Именно поэтому прописана эта норма - что положения 223-го закона распространяются не только на компании с госучастием, но и на их дочерние структуры и так далее. Это прописано в законе. И если вы, как представитель правительства, не можете проконтролировать выполнение 223-го закона и по факту у нас госкомпании не проводят конкурентных процедур и закупают вне конкурсов и аукционов у взаимозависимых лиц, то это нарушение 223-го закона. Вместо того чтобы закрывать на это глаза, вы должны принимать меры по устранению этих нарушений законодательства. Если вас не поддерживает, например, судебная власть, судебная практика по другому пути идёт - вносите поправки в закон № 223-ФЗ, чтобы закрыть эту лазейку. А вы что делаете? Вы, наоборот, узаконили этот поток. Вот данные Минфина: если в первой половине 2017 года 93 процента закупок были осуществлены неконкурентными способами по 223-му закону, то по итогам всего 2017 года уже 97 процентов. Но с 1 января 2018 года не будут учитываться - вы даже учитывать их не будете, не будете контролировать! - сделки между взаимозависимыми лицами, потому что они не подпадают под контроль. Это значит, что гораздо большие суммы, не те 30 триллионов, которые были, а ещё большие суммы вообще из-под госконтроля выводятся, и наценка может быть не 10, не 20, не 30 процентов, она в разы может быть больше. Понимаете, о чём речь? Вы такую дыру открываете! У нас не хватает денег на финансирование пенсий, образования, здравоохранения, ни на что не хватает денег, расходная часть федерального бюджета - 16 триллионов рублей, а мы дыру в несколько десятков триллионов рублей оставляем! Вот это возмущает, вот в чём дело. Вы вносите какие-то косметические поправки, которые мы здесь поддерживаем. Мы считаем, это правильно. Но поймите, надо же действовать разумно, ведь принцип Парето никто не отменял! Для тех, кто не знает, принцип Парето: 20 процентов причин приносят 80 процентов результата! По этому принципу и нужно делать, принимать прежде всего те меры, которые приносят больше эффекта, а не наоборот. А вы что делаете? Вы всё косметические, сто косметических процедур... Посмотрите, сколько поправок в 44-й, в 223-й законы, - мы на каждом заседании их принимаем, принимаем, принимаем, десятками, даже сотнями уже, а потом вы вносите одну поправку, которая перечёркивает всю нашу работу за несколько лет! Ну, коллеги, что же это такое?! И вы мне сейчас на голубом глазу объясняете, что они, оказывается, и так уходили от, скажем так, исполнения закона, и вы ничего с этим не можете сделать, поэтому решили возглавить это казнокрадство. Вот, собственно, и всё. Возвращаясь к законопроекту, скажу. Коллеги, мы, конечно, поддержим, но мы не таких законов от вас ждём, а таких, которые действительно перекроют реки, по которым деньги из федерального бюджета, из нашей экономики утекают в теневую экономику, коррупционные реки, - вот чего мы от вас ждём! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бахметьев Виталий Викторович, от фракции. БАХМЕТЬЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сложно, конечно, сегодня найти в этом зале того, кто не проголосовал бы за эти изменения. Я соглашусь с Валерием Карловичем в том, что закон самый критикуемый, но и самый изменяемый. Я заверяю вас, говорю с полной ответственностью, что закупки и в частных компаниях происходят очень сложно. Все частные компании регулируют свою деятельность в части закупок своими внутренними актами, и там вопросов много. Здесь у нас коррупция, там у нас коммерческий подкуп. У меня есть опыт работы в коммерческой компании, серьёзной компании, и сколько я этим ни занимался, так до конца и не нашёл всех решений, чтобы уйти от коммерческого подкупа. Конечно, сегодня можно критиковать правительство, говорить, что изменения точечные, но такими точечными изменениями мы с вами совместно приведём закон в такое состояние, что он будет на самом деле работать эффективно. Конечно же, на сегодняшний день Бюджетный кодекс расставил все точки над "и", и вот то решение, которое мы с вами сегодня примем, - это всё-таки ещё один шаг в развитии этих законов, 44-го и 223-го. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект в первом чтении и предлагает вам сделать то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Викторович. Алексей Михайлович, с заключительным словом будете выступать? Пожалуйста. ЛАВРОВ А. М. Уважаемые депутаты, хотелось бы подчеркнуть, что данный законопроект посвящён совершенно конкретной проблеме - распространению действия 44-го закона на те бюджетные средства, которые получают в том числе субъекты 223-го федерального закона. На наш взгляд, это решение очень важной и актуальной проблемы. Другие вопросы применения мы предлагаем рассматривать отдельно. Просим поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, Борис Романович, будете выступать? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 54 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.