Заседание № 114
О проекте федерального закона № 381629-7 "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 2, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов". Доклад Мергена Дадар-ооловича Ооржака. Пожалуйста. ООРЖАК М. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 10 мая текущего года, готов к принятию в третьем чтении. Замечаний правового, юридико-технического и лингвостилистического характера не имеется. Прошу поддержать и принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ не поддержит данный законопроект. Наша фракция ни в коем случае и ни в коей мере не против того, чтобы пополнялись в регионах дорожные фонды, мы прекрасно знаем, в каком состоянии находятся наши дороги, но мы категорически против тех способов формирования дорожных фондов, которые предлагает нам правительство. В частности, вот этим законопроектом предлагается один из таких способов. Дело в том, что те средства, которые поступали от штрафных санкций за нарушения правил дорожного движения, ранее распределялись в бюджеты регионов на исполнение их полномочий, после принятия данного закона эти средства целенаправленно будут поступать только в дорожный фонд. Там за прошлый год примерно 67 миллиардов рублей, и вот эти 67 миллиардов рублей вполне могут стать выпадающими доходами для регионов. На сегодняшний день получается так, вот представьте: кто-то пришёл и сказал, что вы ваши деньги впредь направляете в дорожный фонд, но не направляете на какие-то другие цели, на какое-то другое финансирование. То есть постоянно мы вмешиваемся в работу регионов! Мы, конечно, увеличили дотации регионам, но за счёт чего дотации увеличились? Вспомните, пожалуйста, тот самый 1 процент налога на прибыль, который мы забрали у регионов, и за счёт этих средств добавили дотации! На сегодняшний день долг регионов - 2 триллиона 260 миллиардов рублей, это данные Счётной палаты на 1 апреля, и мы видим, что 28 регионов сегодня увеличивают, наращивают свой долг. Если мы принятием вот этого закона будем способствовать тому, чтобы на исполнение других полномочий регионы опять брали деньги в долг, то, я считаю, это не выход из ситуации. Мы должны чётко понимать, что дорожные фонды нужно формировать за счёт федерального бюджета, в первую очередь именно за счёт средств федерального бюджета, а не перекладывать из кармана в карман деньги в том же самом регионе. Фракция КПРФ не может поддержать данный законопроект, и мы говорим, что сегодня есть возможность увеличить сам по себе федеральный бюджет: у нас есть программа "20 шагов...", и эта программа позволит нам увеличить федеральный бюджет и, естественно, пополнить дорожные фонды регионов за счёт средств федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Анатольевна. Пожалуйста, Максимова Надежда Сергеевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, проблема дорог, дорожного строительства, ремонта постоянно находится в поле зрения и президента, и правительства, и депутатов, и региональных властей. Мы с вами неоднократно и принимали поправки в законы, и предусматривали средства в бюджетах на эти цели, и, надо сказать, недавно, отчитываясь перед нами, министр транспорта подтвердил, что федеральные трассы, федеральные магистрали приведены в порядок и в основном соответствуют требованиям сегодняшнего времени. Теперь стоит задача по строительству, ремонту, реконструкции региональных и местных дорог, и об этом в своём Послании Федеральному Собранию говорил Президент Российской Федерации. Мы с вами приняли соответствующие нормы Бюджетного кодекса, которые предусматривают целевое направление средств на строительство и ремонт дорог, мы с вами определили, что на федеральном, на региональном, на муниципальном уровнях образуются дорожные фонды, определили, что размер этих фондов не может быть меньше, чем суммы доходов, поступающих в регионы от акцизов на нефтепродукты, от транспортного налога. И сейчас, что на самом деле логично, правительство предлагает штрафы, которые взимаются за нарушение Правил дорожного движения, тоже считать источником формирования этих дорожных фондов, это примерно 70 миллиардов рублей, которые будут дополнительно поступать в дорожные фонды регионов после принятия этого законопроекта. Коллеги, конечно, возникает вопрос о перераспределении средств, что называется, из одного кармана в другой. Мы обязательно должны иметь в виду этот фактор, и, когда мы с вами будем рассматривать поправки в закон о федеральном бюджете, будем рассматривать законопроект о федеральном бюджете уже на следующую трёхлетку, мы, конечно, должны будем это учитывать и смотреть, чтобы с точки зрения источников формирования и направления средств на другие расходы субъектов Российской Федерации не было выпадающих доходов. Мы обязательно будем это иметь в виду. Вообще, коллеги, я хочу сказать, что целевое эффективное расходование средств этих дорожных фондов позволит на региональном уровне, на местном уровне расширять сеть дорог, улучшать качество дорог. И мне очень хочется верить, что на нашем веку мы с вами избавимся от одной беды, о которой ещё двести лет тому назад сказал классик, и станем свидетелями того, что в стране хорошие дороги, они не будут больше бедой России. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов", вопрос 2 нашей повестки. Включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 32 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 113
О проекте федерального закона № 381629-7 "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов" (принят в первом чтении 3 апреля 2018 года с наименованием "О внесении изменения в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к 9-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов". Докладывает Мерген Дадар-оолович Ооржак. ООРЖАК М. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект касается учёта доходов в виде штрафов за нарушения правил дорожного движения при формировании дорожных фондов субъектов Российской Федерации. Законопроект был внесён правительством, принят в первом чтении 3 апреля текущего года. Ко второму чтению поступило четыре поправки: две из них в таблице поправок № 1, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, и две поправки в таблице поправок № 2, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. Комитет по бюджету и налогам предлагает принять законопроект во втором чтении с учётом поправок, рекомендованных к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 14 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 39 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 03 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении законопроект.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 381629-7 "О внесении изменения в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта Сергей Алексеевич Аристов. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вам законопроект подготовлен на основании поручения, которое было дано президентом по результатам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося в марте 2016 года и посвящённого безопасности дорожного движения. Напрямую было поручено внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие учёт доходов в виде штрафов за нарушение Правил дорожного движения при формировании дорожных фондов субъектов Российской Федерации. Основная цель понятна - найти дополнительные источники пополнения именно дорожных фондов. Данный вопрос - чтобы штрафы приходили именно в дорожные фонды - неоднократно обсуждался на разных площадках, в том числе и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. В действующей статье 179-4 Бюджетного кодекса рассматриваются вопросы дорожных фондов, в том числе источники их формирования. В данном законопроекте как раз предлагается учесть в пункте 4 указанной статьи в целях формирования дорожных фондов денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения - подчёркиваю, о безопасности дорожного движения. Фактически этот законопроект идёт пакетом с другими законопроектами, также разработанными и внесёнными и связанными с безопасностью дорожного движения (два уже приняты в первом чтении), - о фото- и видеофиксации, работающей в автоматическом режиме, о режиме труда и отдыха водителей и другими, направленными на обеспечение безопасности на дорогах. В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий именно по обеспечению безопасности на автомобильных дорогах регионального, муниципального значения, а соответственно, утверждение аварийных участков, где должны быть повышенные требования к осуществлению подобной деятельности. Увеличение объёмов дорожных фондов субъектов будет способствовать повышению безопасности дорожного движения за счёт реализации соответствующих мероприятий, финансирование которых будет осуществляться за счёт средств, полученных от наложения названных мною штрафных санкций. На этом заседании президиума Государственного совета назывались страшные цифры по дорожно-транспортным происшествиям, я их повторять не буду, но хотел бы добавить, что у нас на дорогах, кроме самих водитилей, которые находятся за рулём, и пассажиров, только за последние десять лет на улицах и дорогах пострадали, казалось бы, не участвующие... то есть по Правилам дорожного движения они участники, но не едут по дороге - это пешеходы. Называю цифры: 86 тысяч 498 пешеходов погибли, свыше 629 тысяч получили разного рода травмы - это страшные цифры, которые говорят о том, что безопасность на дорогах нужно повышать. И самое страшное, что очень большое количество случаев связано с гибелью или травмированием детей. По большей части этих аварий могло бы и не быть, если бы были освещены участки дорог, были соответствующие ограждения, правильно работали мигающие светофоры на пешеходных переходах, обозначались светом пешеходные переходы и делалось многое другое, что тоже должно делаться в рамках работы на дорогах по обеспечению безопасности дорожного движения. Одним из направлений Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы как раз является разработка и реализация мероприятий по повышению безопасности - это и обустройство участков дорог, особенно находящихся вблизи детских образовательных учреждений, необходимыми техническими средствами, и установка владельцами дорог технических средств фото- и видеофиксации, устройств наружного освещения, ну и многое другое, что требуется для того, чтобы снизить уровень травматизма на дорогах. Естественно, все эти мероприятия должны быть профинансированы. Понятно, что это стоит денег, но, чтобы обеспечить безопасность, конечно же, требуется обратить на это внимание и деньги найти. Вот я всего один пример приведу. Наряду с расходами по другим социально важным обязательствам финансового характера региональных и муниципальных бюджетов, хотел бы отметить, что экономические потери в стране вследствие дорожно-транспортных происшествий составляют ежегодно около 2 процентов валового внутреннего продукта, это совместимо с валовыми региональными продуктами таких субъектов, как Краснодарский край и Республика Татарстан. Вы только вдумайтесь, каковы потери из-за дорожно-транспортных происшествий! По данным Казначейства, в дорожные фонды может поступить сумма... В 2016 году получено свыше 61 миллиарда рублей доходов от уплаты штрафов, и по итогам завершившегося 2017 года - 67 миллиардов рублей. Соответственно, требование о направлении бюджетных ассигнований будет решаться уже соответствующими нормативными актами на уровне субъектов, как это и предусмотрено сегодня действующим законодательством. Проект федерального закона полностью отвечает основным задачам Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, не противоречит каким-либо положениям иных международных договоров. Прошу вас поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. С содокладом выступает Мерген Дадар-оолович Ооржак. ООРЖАК М. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам детально рассмотрел проект федерального закона № 381629-7 "О внесении изменения в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов" и отмечает следующее. Законопроект подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 12 ноября 2014 года и от 11 апреля 2016 года в части подготовки предложений о дополнительных источниках доходов дорожных фондов, внесения в федеральное законодательство изменений, предусматривающих учёт доходов в виде штрафов за нарушение Правил дорожного движения при формировании дорожных фондов субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года. Как было сказано, по данным Федерального казначейства, объём доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в 2016 году составил до 60 миллиардов рублей, а в 2017 году указанный объём доходов, по оперативным данным Федерального казначейства, составил 69 миллиардов рублей. Комитет и Счётная палата отмечают, что передача указанных доходов в региональные дорожные фонды может привести к рискам неисполнения в полном объёме иных расходных обязательства субъектов Российской Федерации, в то же время Счётная палата концептуальных замечаний и предложений по данному законопроекту не имеет. По информации Минтранса, 17 субъектов Российской Федерации уже предусматривают направление доходов в виде штрафов за нарушение Правил дорожного движения на формирование своих дорожных фондов. На законопроект поступило 63 отзыва от органов власти субъектов Российской Федерации: 45 - поддерживают, 18 - не поддерживают. На основании изложенного Комитет по бюджету и налогам предлагает принять проект федерального закона № 381629-7 "О внесении изменения в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов", внесённый Правительством Российской Федерации, в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, ну, я только могу напомнить то, что уже говорил. Пятикоп Александр Иванович. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Алексеевич, конечно, денежные средства не будут лишними в любом субъекте Федерации. Скажите, пожалуйста, по какому принципу будут делегироваться, распределяться эти денежные средства по регионам - по протяжённости дорог, по численности населения, по сумме штрафов, собранных в регионе, либо по другому принципу? АРИСТОВ С. А. Александр Иванович, ни по какому, потому что эти средства в федеральный бюджет поступать не будут, эти средства и сегодня поступают в региональные бюджеты в соответствии с КоАП. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Мерген Дадар-оолович, вопрос к вам, как к представителю Комитета по бюджету и налогам. Изыскивать средства на содержание, реконструкцию дорог, конечно же, необходимо, но в связи с предлагаемым законопроектом возникает вопрос. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации не пострадают, но средства, полученные от штрафов за нарушение Правил дорожного движения, переместятся в сторону дорожных фондов, вы сами об этом сказали, а это более 60 миллиардов рублей, и такое перемещение может привести к потерям в финансировании других задач на уровне муниципалитетов и регионов. Поясните, пожалуйста, где выход из сложившейся ситуации? Не случайно же часть субъектов дала отрицательные отзывы на законопроект. ООРЖАК М. Д. Да, но в то же время я отмечал, что 17 субъектов уже направляют доходы в виде штрафов за нарушение Правил дорожного движения на формирование своих дорожных фондов. Конечно, мы этот вопрос поднимали на заседании комитета, и Минтранс со своей стороны обещал дать более подробное разъяснение в ходе дальнейшего обсуждения. Хотел бы отметить, что, действительно, и я отмечал это в докладе, перемещение, передача этих доходов региональным дорожным фондам может привести к рискам неисполнения иных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, - мы это отмечали и обсуждали, а концептуально замечаний к законопроекту не было. Конечно, мы понимаем, что это очень непросто, здесь вопросы межбюджетных отношений и так далее, но это можно поправить в процессе работы, во время подготовки законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к Сергею Алексеевичу вопрос, может быть, приблизительно похожий. Сергей Алексеевич, о какой сумме выпадающих доходов в бюджетах субъектов Российской Федерации будет идти речь? Эти деньги всё равно придётся перемещать, соответственно, их придётся откуда-то отрывать. Не рассматривали ли вы возможность поэтапного вступления в силу этого закона, например в течение двух-трёх лет, для того чтобы не ставить сейчас субъекты в крайне неудобное, мягко говоря, положение? И второй момент. Многие субъекты заключили концессионные соглашения в отношении средств технической фиксации нарушений, часть средств, получаемых от штрафов, идёт на оплату такого концессионного соглашения. Как быть в этих случаях? АРИСТОВ С. А. По первому вопросу. Потерь бюджета не будет - мы об этом говорили, - поскольку эти средства так и так поступают в бюджет субъекта. Внутренние перемещения. Ну вот давайте посмотрим, как формируются дорожные фонды. Если мы говорим о транспортном налоге, куда идут деньги? В дорожный фонд. Акцизы от бензина, от горюче-смазочных материалов куда идут? В дорожный фонд. Здесь я говорил о правилах дорожного движения и называл цифры - это безопасность наша и наших детей, и говорить сейчас о том, как делить, где безопасней в этой части... Каждый губернатор, каждый глава в соответствии с теми полномочиями, которые передаются на его уровень, несёт ответственность за состояние дорог и, соответственно, за обеспечение дорожной безопасности в своём регионе. Это один из критериев соответствия губернатора своей должности, ну, здесь надо будет смотреть. Что касается тех соглашений, которые заключены, я не думаю, что они как-то повлияют на распределение бюджета в данном случае, это совершенно разные вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Алексеевич, не могу не задать этот вопрос. Я внимательно слушал ваше выступление, вы всё правильно сказали, уделили много внимания тому, какие у нас проблемы с инфраструктурой - действительно, проблемы с инфраструктурой у нас большие, - как это влияет на экономику, и даже целый отдельный блок данных привели, говоря о смертности на дорогах, о том, что люди гибнут. Но простите, мы обсуждаем вопрос учёта доходов в виде штрафов за нарушение правил дорожного движения - вы действительно считаете, что те глобальные проблемы, о которых вы сказали, будут решены этим локальным законом? Считаете ли вы уместным так долго рассказывать депутатам о проблемах на дорогах, о гибели на дорогах в связи со столь локальным вопросом? АРИСТОВ С. А. Я бы не назвал его локальным - если глобальные вопросы задаются, значит, уже не локальный. Именно этому был посвящён целый раздел заседания президиума Государственного совета, с этого начинал выступление президент, говоря о тех потерях, которые несёт страна, и именно это легло в основу тех поручений, которые я перечислял, в основу тех законопроектов, которые вносились, чтобы снизить смертность и травматизм на дорогах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Сергей Алексеевич, ну, бесспорно, государство должно быстро и оперативно принимать решения, связанные с безопасностью дорожного движения. В связи с этим у меня несколько вопросов. Первый. Почему так долго, а если быть точнее, несколько лет понадобилось, чтобы разработать короткий, маленький проект федерального закона в рамках реализации поручений президента? Второй. Согласно пояснительной записке, только за 2016 год собрано 60 миллиардов рублей, не получится ли так, что у Правительства Российской Федерации появится соблазн сократить финансирование данной отрасли, так как появятся дополнительные источники на данное направление? Ну и третий. Мы не так давно давали согласие на то, что собственники дорог могут вести переговоры и с коммерческими структурами договариваться на установку средств фото- и видеофиксации, но мы, к сожалению, не прописали механизмы, в частности, не прописали проценты, которые они должны перечислять в бюджеты, и теперь в разных регионах по-разному, ну, от десяти там, кто-то больше, кто-то меньше, в зависимости от договорённости. Как вы считаете, есть ли возможность прописать процентное соотношение, сколько они?.. (Микрофон отключён.) АРИСТОВ С. А. В порядке поступления. По поводу нескольких лет - ну, такова процедура прохождения согласования с различными ведомствами, в том числе в связи с такими же сомнениями, как те, которые высказывались здесь в зале. Есть ли желание у правительства что-то сокращать? Нет, правительство, наоборот, в своих программах пытается найти возможности софинансирования для решения этих вопросов, и нигде никогда не ставился вопрос о снижении за счёт каких-то возможных перемещений внутри субъекта. И вопрос по процентному соотношению. В первом чтении в Государственной Думе принят законопроект, который как раз определяет процедуры и возможности установки собственниками - как самими, так и сторонними организациями - средств фото- и видеофиксации на дорогах, этот законопроект готовится ко второму чтению. Я думаю, что это предложение надо вносить ко второму чтению того законопроекта, он уже на площадке Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Сергей Алексеевич, всё-таки если мы посмотрим в общем суммы, это практически 1 миллиард в среднем на субъект получается, то есть сумма достаточно большая. Я напомню вам, что год назад в этом зале обсуждалась тема - окраска средств дорожных фондов. У нас дорожные фонды использовались не по назначению. А знаете почему? А потому, что невозможно выполнить публичное обязательство - невозможно! Сегодня мы окрасили эти средства, на первом этапе мы отобрали у фондов возможность маневрировать, в том числе с выплатами зарплат (это выполнение указов президента), и сегодня практически миллиард ещё добавляем в окрашенные деньги. Скажите, когда этот вопрос в Минфине согласовывался, не обсуждался ли вопрос всё-таки компенсации тех выпадающих вот по социальной части расходов, которые у нас получаются в консолидированном бюджете? АРИСТОВ С. А. Что касается окраски средств дорожных фондов. Эти фонды потому в своё время и были ликвидированы, что не были чётко определены порядок поступления средств в них и, что самое главное, порядок распределения средств внутри этого фонда. Сейчас мы, слава богу, вернулись к этим фондам, потому что, все знают, это одна из возможностей власти на местах использовать конкретные средства на конкретные цели и задачи. Что касается вопросов дополнительного финансирования социальных обязательств - при рассмотрении данного законопроекта и согласовании такой вопрос не обсуждался. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Веллер Алексей Борисович. ВЕЛЛЕР А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Алексеевич, вопрос вам. То, что появляются новые источники формирования региональных дорфондов, - это прекрасно, и это не вызывает никаких сомнений, да и логика в том, что средства от штрафов поступают на эти цели, безусловно, присутствует. Но мы с вами прекрасно понимаем - и коллеги сейчас об этом уже много сказали, - что это деньги по сути своей региональные, мы их, по сути дела, перераспределяем данным законом, совершенно чётко направляя на очень важную цель, но лишь на одну из целей. При этом мы понимаем, что региональные дорфонды начали активно проседать с июля 2016 года, после того как стали перераспределять акцизы. На примере Мурманской области хочу привести цифры. Вот по сравнению с 2016 годом региональным дорфондом из-за перераспределения акцизов сегодня недополучено 560 миллионов, даже если все штрафы будут зачислены, это плюс 300 миллионов; вот в прошлом году был трансферт Минтранса на эти цели - 180 миллионов. Как мы понимаем, всё равно региональный бюджет сильно недосчитывается - хотелось бы узнать позицию Минтранса на несколько ближайших лет вперёд, куда... (Микрофон отключён.) АРИСТОВ С. А. Позиция Минтранса однозначна, и её в конечном итоге при формировании бюджета на следующий год рассматривают на заседании соответствующей правительственной комиссии. Мы получаем заявки от всех субъектов Российской Федерации на все нужды транспортной инфраструктуры, и это касается не только дорожных фондов, но и вообще тех многочисленных заявок, которые у нас есть, начиная от мостов, аэродромов и заканчивая прочими нашими объектами, мы их формируем, представляем общую заявку, консолидированную. Последующее определение, сколько будет выделено средств, - это общая политика исходя из возможностей бюджета. Позиция Минтранса простая: мы за то, чтобы максимально увеличить - любым способом - объёмы средств, выделяемых из федерального бюджета, для бюджетов субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть, я вижу только Нилова Олега Анатольевича. Ещё есть желающие? Есть. Тогда давайте запись проведём. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Сергей Алексеевич, я хочу сказать огромное спасибо за ваше выступление, выступление было очень полным и понятным. И это очень даже хорошо, что будут именно дополнительные источники доходов, но очень хотелось бы, чтобы кто-то обратил внимание и на развитие сельских дорог, ведь если на федеральных трассах много проблем, то по сельским дорогам иногда невозможно доехать даже до населённого пункта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. От фракции. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. Напоминаю нам всем, что на каждой встрече в регионах люди много говорят о проблемах ЖКХ, здравоохранения и о дорогах. Дороги федеральные сейчас более или менее приведены в порядок, но дороги местного значения, региональные, муниципальные, порой не выдерживают никакой критики, особенно с учётом того, что есть населённые пункты на карте России, где вообще дорог нет, только направления. Сегодняшний закон - это плюс к тому, что делает Правительство Российской Федерации, что делают министерства, потому что мы вместе с вами в этом зале, формируя бюджет, заложили средства на дороги, на ремонт и реконструкцию, на строительство объездных дорог, дублёров, мы закладывали деньги на мостовые переходы. Этого недостаточно - для того чтобы поэтапно решать проблему, необходимо принимать этот законопроект, потому что он даст возможность оставлять штрафы в региональном дорожном фонде. Сумма в 67,3 миллиарда рублей действительно большая, но никаких, наверное, денег не нужно, если в дорожно-транспортном происшествии погибают люди. Ведь погибают не только те, кто за рулём, но и те, кто идёт по дороге, - люди идут по дорогам, где нет пешеходных, тротуарных дорожек, по неосвещённым дорогам, и это как раз те вопросы, которые решает дорожный фонд, региональный дорожный фонд. И когда мы интересуемся, а не захочет ли правительство эти деньги уполовинить, отдать, заменить теми целевыми средствами, которые мы недавно дополнительно - шесть с копейками миллиардов - выделили на дороги, плюс в 2018 году?.. И в послании президент акцентировал внимание органов власти всех уровней на необходимости решения этой проблемы - такой закоренелой, старой, но такой актуальной. И с каждым годом она всё актуальнее и актуальнее, потому что количество транспорта увеличивается, количество людей, которые садятся за руль, тоже достаточно большое, возраст разный, уровень подготовки разный. Я вам хочу сказать, что этим законопроектом мы дополнительно, в плюс региональным властям даём возможность работать над дорогами местного значения. Вопросы, которые вы, коллеги, здесь задавали, актуальны, но они актуальны ко второму чтению, а главное - концепция, которую сегодня фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать, с тем чтобы двигаться в направлении решения проблем, а не просто указывать с трибуны, что это плохо. Проблема есть, она сама по себе не решится - либо мы её шаг за шагом решаем - и вновь через дорожные фонды, через программы, через законодательные инициативы в 2018 году, в 2019 году и так далее, - либо не только на каждой встрече нам об этом будут говорить избиратели, но и мы сами скоро до работы не доедем. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Михайловна. Уважаемые коллеги, вы, наверное, заметили, что начиная с какого-то момента Игорь Владимирович Лебедев отсутствовал. Ну вот я только что получил сообщение, что у него буквально несколько минут назад родился сын, - давайте поздравим его и его супругу! (Аплодисменты.) Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимира Вольфовича тоже поздравляем, ну и всех, кто к этому событию так или иначе причастен! (Оживление в зале. Аплодисменты.) НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович, уважаемый Сергей Алексеевич! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, будет голосовать за этот законопроект. Я не стал задавать вопрос, но, если сможете, в заключительном слове ответьте, Сергей Алексеевич: а почему потребовалось столько времени, чтобы реализовать этот важнейший для сбережения прежде всего жизней наших водителей законопроект, который разрабатывался вами, заметьте, после указов, можно сказать, распоряжений президента - первое прозвучало 8 октября 2014 года, вы сами отметили, второй раз президенту нужно было об этом сказать в апреле 2016 года, - и только в марте, вернее, феврале этого года появился? Это что за работа такая по исполнению указов президента?! Кому было выгодно, чтобы разработка этого законопроекта, который, посмотрите, всего несколько строчек, дольше, чем блокада Ленинграда, осуществлялась? Кто осуществляет такую блокаду решений президента? Вот у нас совсем недавно появился комитет по контролю - можно сказать, это тоже наша недоработка, что вы так долго разрабатывали этот законопроект. Тем более что закон вступит в силу только с 1 января 2019 года. Такими темпами, уважаемые коллеги, мы очень долго будем добиваться безопасности на дорогах России! Это, если хотите, ну, такое предупреждение вам. И надо обязательно проверить: может, ещё есть распоряжения президента, которые годами ждут своей реализации в виде законопроектов? Теперь по сути. Коллеги, тут говорили, что 67 миллиардов - это деньги региональные, но давайте посмотрим повнимательнее: это деньги из карманов автовладельцев, да, тех самых, которые в том числе гибнут тысячами на дорогах России. Это их деньги, поэтому то, что мы эти деньги направляем не в региональный бюджет на какие-то другие цели, а именно на дорожную инфраструктуру, очень верно. И нужно все деньги, которые из карманов автовладельцев добываются разными путями, в том числе и вновь придуманными налогами, оброками, "Платонами"... вот все эти деньги в полном объёме должны идти в дорожные фонды, во всяком случае до тех пор, пока все дороги не будут приведены в безопасное состояние. В том числе это касается платы за парковку, въездов, проездов и так далее. Вот таким образом хотелось бы предложить продолжить работу нашему министерству. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ не будет в первом чтении поддерживать данный законопроект, и я поясню почему. Дело в том, что позиция Минтранса напоминает позицию зашоренной лошади: у них с двух сторон всё закрыто, а впереди они видят только свою проблему - дороги, безопасность, ну и всё, что с этим связано, а это, безусловно, и необходимость сохранения жизней, и плохая инфраструктура. Но мы не говорим о другом: эти 67 миллиардов сегодня действительно являются региональными деньгами, да, 17 регионов, которые уже включили поступления от штрафов в свои региональные дорожные фонды, не пострадают, это понятно, у них эти деньги и так поступают в дорожные фонды, но остальные 68 субъектов эти деньги распределили на другие цели, в том числе на те, о которых вспоминала Ирина Михайловна, - на здравоохранение, на образование, на ЖКХ. Эти миллиарды рублей или, там, миллиард для среднего субъекта сегодня распределены именно вот по этим важным статьям, и изъять их оттуда просто так невозможно в течение одного года, до 1 января 2019 года, да и даже в течение двух или трёх лет это будет сделать очень сложно. Если завтра из-за этого закона программа государственных гарантий, например, в моей родной Ульяновской области станет дефицитной не на 2 миллиарда рублей, а на 3 миллиарда рублей, я очень сильно сомневаюсь, что это благоприятно повлияет и на уровень смертности, и на уровень здоровья населения со всеми вытекающими, не менее страшными последствиями, чем те последствия, которые связаны с плохими дорогами. Мы призываем сегодня очень внимательно подойти к этому вопросу, может быть, перенести срок вступления в силу закона для тех регионов, которые не имеют фактически возможности высвободить, перераспределить эти средства с других, не менее важных социальных статей на дорожный фонд и на дороги. Может быть, для самых бедных субъектов предусмотреть компенсацию из федерального бюджета на закрытие дыр, которые появятся при перераспределении денег, потому что их больше не станет - как поступали эти шестьдесят с небольшим миллиардов на уровне бюджетов субъектов, так и поступают, другое дело, как они будут перераспределяться. Это первое. И второй вопрос, про концессионные соглашения. Многие субъекты уже заключили договоры: частный инвестор приходит, закупает техническую систему для фиксации этих самых нарушений и получает в качестве платы часть от суммы штрафов - половину, 40 процентов, 30 процентов, где как. Сегодня мы говорим: нет, вся сумма должна поступать в региональный дорожный фонд, - а значит, субъекту придётся изыскивать в своём бюджете ещё дополнительные средства на то, чтобы закрыть по концессионному соглашению эту выплату, которой положено идти по этому соглашению из бюджета региона. Это тоже важный вопрос, и мне кажется, что ко второму чтению его надо решить, чтобы там, где заключены такие соглашения, они выполнялись и не считалось нарушением, что часть средств от уплаты штрафов, которые должны поступать в дорожный фонд, будут поступать на оплату концессионных соглашений. Эти технические средства играют не менее важную роль в спасении жизней, в ограничении скоростного режима и фиксации иных нарушений Правил дорожного движения, они дисциплинируют водителей в не меньшей степени. В связи с этим фракция КПРФ не поддерживает принятие в первом чтении этого законопроекта. Мы рекомендуем правительству, просим его всё-таки рассмотреть... Я прошу добавить буквально одну минуту, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. ...рассмотреть возможность продления срока вступления в силу данного закона, особенно для нуждающихся регионов, возможно, предусмотреть компенсации из федерального бюджета части выпадающих доходов для самых бедных регионов. И третий момент - это то, что касается соглашений, которые уже заключены, по оборудованию как раз дорожной инфраструктуры, средств, которые в рамках концессионных соглашений и иных договорённостей сегодня идут за счёт суммы штрафов на оплату этих технических средств. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Шаманов Владимир Анатольевич. ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, коллеги! Вот посмотрите: мы уже час просидели - 25 вопросов. Так мы с вами будем пятилетку ещё работать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич, за поддержку. Заключительное слово, пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Всего лишь одна короткая ремарка. Я поддерживаю озабоченность Натальи Дмитриевны Боевой состоянием сельских дорог. Есть программа "Сельские дороги", правда, ведёт её не Минтранс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, Мерген Дадар-оолович, будете выступать? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 07 мин. 02 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.