Заседание № 212
16.02.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 381564-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1358 по 1571 из 4399
Переходим к пункту 8. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре". Доклад представителя Правительства Российской Федерации заместителя руководителя Федерального космического агентства Александра Ивановича Медведчикова. Ну и дальше я назову другого докладчика. МЕДВЕДЧИКОВ А. И., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федерального космического агентства. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемое сегодня соглашение является необходимым и самым важным звеном в создании организационно-правовой основы для реализации строительства в Гвианском космическом центре комплекса запуска российской ракеты-носителя "Союз-СТ" и также для сотрудничества в области разработки и использования перспективных ракет-носителей. Заключение этого соглашения является необходимым условием для реализации данного проекта, осуществляемого в рамках программы Европейского космического агентства "Союз" в Гвианском космическом центре. Согласно положениям соглашения французская сторона даёт разрешение на создание комплекса запуска ракеты-носителя "Союз-СТ" в составе Гвианского космического центра, являющегося территорией Французской Республики, и использование сооружений и средств французского Национального центра космических исследований и Европейского космического агентства для осуществления деятельности, связанной с запусками ракеты-носителя "Союз-СТ". С учётом действующего законодательства Российской Федерации в части, относящейся к экспортному контролю, в проект соглашения включены положения, обязывающие французскую сторону осуществлять должные меры по защите охраняемых российских товаров и гарантировать соответствие конечного использования ракеты-носителя. С другой стороны, российская сторона получает право и возможности для сопровождения таких товаров и проверки их использования. Проект соглашения предусматривает создание соответствующих механизмов защиты охраняемых российских товаров, которые сформулированы в соглашении между агентствами. Соглашение имеет сбалансированный характер и соответствует рамочному Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 26 ноября 1996 года, протоколу к этому соглашению и соглашению между правительствами России и Франции о защите секретной информации. Предусмотренные соглашением положения, касающиеся ответственности сторон за ущерб, причинённый космическими объектами, соответствуют нормам и правилам международного права. Реализация соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Более того, расходы по реализации этого проекта целиком ложатся на европейскую сторону. Необходимость ратификации соглашения вызвана тем фактом, что статьёй 9 устанавливается распространяющийся на сотрудничающие организации принцип взаимного отказа от требований об ответственности, то есть соглашение содержит правила иные, чем предусмотрены российским законодательством. Это если говорить о юридической части. Что касается практической стороны дела, то этот проект позволяет российской ракете среднего класса не только занять достойное место на рынке коммерческих запусков, но также получить полезные нагрузки в Европейском космическом агентстве, европейских странах, так как по соглашению внутри Европы до сих пор запуски могли осуществляться только с использованием европейских ракет-носителей. Почему французская Гвиана? К сожалению, Россия сегодня не имеет космодромов, расположенных в южных широтах, а запуск ракеты с экваториального космодрома повышает её грузоподъёмность на 30-70 процентов, то есть ракета среднего класса фактически становится ракетой тяжёлого класса. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я предоставляю слово второму представителю Правительства Российской Федерации - заместителю министра иностранных дел Владимиру Геннадьевичу Титову. ТИТОВ В. Г., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Александр Иванович уже очень подробно осветил суть рассматриваемого сегодня соглашения. Оно, безусловно, носит исключительно выгодный для Российской Федерации характер. Хотел бы лишь добавить, что ратификация этого соглашения обеспечит необходимую международно-правовую базу для сотрудничества с Францией в этой области, а также необходимые предпосылки для начала создания комплекса запуска и должного финансирования контрактных работ, что в свою очередь очень выгодно для соответствующих российских организаций и предприятий. Поэтому просил бы уважаемых депутатов Государственной Думы поддержать наше предложение о ратификации этого важного соглашения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам Леонида Эдуардовича Слуцкого. СЛУЦКИЙ Л. Э., фракция ЛДПР. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона о ратификации данного межправительственного соглашения. Подписанное 7 ноября 2003 года в Париже соглашение направлено на определение условий для расширения сотрудничества договаривающихся сторон в области разработки, создания и использования ракет-носителей, включая новые перспективы технического и технологического сотрудничества, и является важнейшим этапом реализации специального проекта Европейского космического агентства "Союз" в Гвианском космическом центре. Данный проект является наглядным примером эффективного взаимовыгодного сотрудничества России и Европейского союза в области высоких технологий. Проект предусматривает создание в Государственном космическом центре во французской Гвиане комплекса запуска ракеты-носителя "Союз-СТ" с разгонным блоком "Фрегат". Должен отметить, коллеги, поскольку много вопросов об экономической эффективности, что общая стоимость проекта - порядка 344 миллионов евро. Всё это финансируется Европейским космическим агентством, причём порядка 121 миллиона евро будет сразу же направлено российским предприятиям ракетно-космической промышленности, которые задействованы в реализации данного проекта. Кроме того, должен добавить к сказанному докладчиками, что порядка тридцати запусков предполагается осуществить в течение десяти лет начиная с 2008 года. И каждый из них будет обеспечивать существенными финансовыми ресурсами российские предприятия ракетно-космической промышленности. Это будет способствовать наиболее эффективной реализации федеральных целевых программ, направленных на использование космического пространства. Наверное, стоит сейчас при этой ратификации вспомнить Юрия Николаевича Коптева, который долгие годы возглавлял Федеральное космическое агентство, тогда ещё Росавиакосмос, Анатолия Николаевича Перминова, сегодняшнего главу Федерального космического агентства, поблагодарить их и их команды за то, что в течение многих лет они сумели продавить совет Европейского космического агентства на принятие решения о финансировании данного важнейшего проекта. В заключение скажу, что данный проект является инфраструктурно значимым для российской космонавтики и, безусловно, будет служить повышению международного авторитета России как космической державы. Комитет по международным делам поддерживает ратификацию данного соглашения. Уважаемые коллеги, просил бы поддержать позицию комитета и проголосовать за ратификацию данного важнейшего межправительственного соглашения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока не уходите. Есть ли вопросы в зале? Есть вопрос. Депутат Свиридов и депутат Локоть. Больше не вижу рук. Не ошибся я? Нет. Подводим черту. Пожалуйста, Свиридов, потом Локоть. СВИРИДОВ В. В. Спасибо. Уважаемый Александр Иванович, понятие "долгосрочное сотрудничество" весьма обтекаемо. Какой минимальный срок, вообще, вы определяете? Следующее, о чём хотелось бы узнать. Есть ли возможность у одной из сторон досрочно выйти из этого соглашения? И каков в этом проекте совместного сотрудничества научный потенциал России, в состоянии ли мы будем его защитить? Потому что речь идёт всё-таки о космической отрасли. МЕДВЕДЧИКОВ А. И. Что касается долгосрочности сотрудничества, соглашение нацелено не только на сотрудничество по проекту "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре, но и, о чём я коротко упомянул, на сотрудничество в области создания ракет-носителей будущего. Что касается первого. "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре после окончания строительства... Уже сегодня рассматриваются заказы коммерческих клиентов и клиентов Европейского космического агентства на ближайшие десять лет, то есть на ближайшие десять лет, мы практически уверены, заказы на запуски будут. В дальнейшем будем смотреть: если это себя оправдает и экономически, и политически, и с любой другой точки зрения, то это всё будет продлено. Что касается второго. Это даже более важная часть сотрудничества - область ракет-носителей будущего. Здесь может быть создан прецедент, когда Россия и Европа вместе будут делать космическую ракету, вместе её создавать, вместе эксплуатировать. Сегодня определён срок: в течение ближайших двадцати лет весь цикл - от исследований, разработки, создания и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Локоть, пожалуйста, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Безусловно, коммерческие возможности нашего носителя расширяются, и в этом смысле следует только порадоваться за наших представителей, за нашу отрасль. Это здорово, это хороший, я считаю, прорывной момент, вообще прорывной договор. Но, Александр Иванович, вопрос: как всё-таки обстоят дела с морским стартом, с подвижной платформой, потому что сейчас мы вынуждены договариваться с чужой территорией? Ясно, что это не альтернативный проект, там, видимо, более лёгкие носители используются, но это тоже позволяет нам уходить в низкие широты, в нулевые, и эффективно энергетически использовать наши носители. Спасибо. МЕДВЕДЧИКОВ А. И. Видите ли, морской старт - это не межгосударственный проект, это чисто коммерческий проект, где участвуют четыре фирмы: "Боинг", норвежский "Кварнер", украинская и российская. Российский вклад в этот проект составляет только разгонный блок, ну, и поставки для украинской теперь ракеты-носителя "Зенит". Это межгосударственный проект, который позволяет работать именно в такой серьёзной области - не только коммерческой, но и в области создания будущих совместных систем. То есть в моём понимании это уже стратегический проект, если он будет реализован. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемые докладчики. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента и правительства хотели бы принять участие в обсуждении? Также нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1670 по 1693 из 4399
И 8-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 41 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2% Результат: принято Редкий случай: палата голосует исключительно единодушно. Переходим к законопроектам второго чтения.