Заседание № 127
О проекте федерального закона № 381549-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Прежде чем начнём рассматривать 2-й вопрос нашей повестки дня, давайте поприветствуем Сергея Борисовича Иванова, специального представителя президента по вопросам экологии, который присутствует в нашем зале. (Аплодисменты.) И, отдавая ему должное, хочется высказать слова благодарности в связи с тем, что сегодня мы завершаем рассматривать такой серьёзный и большой законопроект - законопроект о внесении изменений в Лесной кодекс. Коллеги, не будет возражений, если мы в ходе рассмотрения данного законопроекта предоставим Сергею Борисовичу возможность выступить? Нет возражений. Принимается такое решение. Итак, рассматривается 2-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", третье чтение. Доклад Николая Робертовича Будуева. Пожалуйста, Николай Робертович. БУДУЕВ Н. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Сергей Борисович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен законопроект, который, по сути, вводит новую систему лесовосстановления, то есть сколько леса в производственных целях вырубили, столько леса и должно быть восстановлено. Данный законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 19 июня, готов к третьему чтению. По представленному законопроекту замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Тимофеева Ольга Викторовна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Грешневикову. ТИМОФЕЕВА О. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, Вячеслав Викторович! Добрый день, уважаемые коллеги! Я начну с цифр, которые говорят сами за себя: каждую секунду в мире уничтожается лесной массив площадью в одно футбольное поле, 13 миллионов гектаров земли уничтожается в год, восстанавливается из них всего 6 миллионов. Много вопросов к тому, какого качества восстановление, а кроме того, вырастить лес - это достаточно долгосрочный проект. Каков процент вклада России в эти цифры? Мы восстанавливаем сегодня лишь 2 процента леса, который вырубаем. В этом зале последние два года фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" шаг за шагом принимает законы и законопроекты, которые ставят заслон и помогают сохранить наши леса. Мы с вами приняли закон о зелёных поясах - и сегодня 30 зелёных щитов в крупных городах страны с трудом, со скрипом, но реализуются. Мы в этом зале, убрав коррупционные риски, приняли закон о так называемой зелёной, лесной, амнистии - и действительно, закон начал ограждать леса. Мы сегодня говорим о том, что да, денег не хватает, но по крайней мере мы ставим на кадастровый учёт леса, которые находятся в границах особо охраняемых природных территорий. Донастроек лесного законодательства в последнее время было очень много, сегодняшний законопроект о лесовосстановлении - ещё один шаг в этом направлении. Что сегодня? Строится газопровод, строится водовод, прокладывается дорога, выдают землю под строительство лесоперерабатывающего предприятия, строится большое водохранилище - никаких лесовосстановительных работ не производится. О чём сегодняшний законопроект? Сколько вырубил - столько посадил, в этом же субъекте, и не когда-то там, а не позднее чем через год - в законопроекте есть чёткая норма. И не как захотел и не что захотел - в законопроекте есть чёткие нормы, предусмотрено два проекта: проект лесовосстановления и проект лесоразведения. Здесь присутствуют представители правительства - мы ждём от вас подзаконных актов, проработки вопросов, как восстанавливать, каким образом, то есть вы должны очень быстро донастроить закон. Более того, коллеги, в законопроекте мы определяем понятие, что же такое земли лесного фонда, относятся ли к ним гари, вырубки, болота, если лес расположен вокруг, - сегодня это принципиально важно, потому что мы будем восстанавливать леса, мы будем заниматься их восстановлением. Пакет законов в связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" принимает, и сегодняшний законопроект из этого же разряда, большая просьба - тотально проконтролировать это в своих территориях, включая парламентский и общественный контроль. Только вместе мы сможем исправить ситуацию. Ну а пока шли две минуты нашего разговора - вернусь к цифрам, с которых я начала, - в мире и в стране был уничтожен лесной массив площадью в несколько футбольных полей. Давайте вместе - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вас призывает к этому сегодня - восстанавливать наши леса! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна. Пожалуйста, Грешневиков Анатолий Николаевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Диденко. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Именно Лесной кодекс, принятый Государственной Думой, открыл дорогу хищническому истреблению наших лесов. Впервые в нашей государственной лесной политике лес - а он был основным источником пополнения бюджета, вернее, одним из источников пополнения бюджета - стал убыточен: если год-два назад ущерб в связи с лесами Генеральная прокуратура оценивала в 40 миллиардов, то в этом году он уже составляет 70 миллиардов. Какие главные проблемы возникли после принятия Лесного кодекса? Государственные функции по лесной охране, по управлению лесами, по лесовосстановлению (я назвал только три функции) перестали быть государственными, хозяином в лесу стал не лесник, а арендатор, и арендатору вменили в обязанность заниматься лесовосстановлением, при этом основные лесопитомники (это тоже, кстати, была государственная обязанность) были закрыты или уничтожены либо влачили жалкое существование. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно, поддержит данный законопроект, но есть сомнения. Да, каждый вырубленный гектар должен быть восстановлен, должны быть обязательства по восстановлению выжженных, съеденных короедом территорий, понятно, что хищнически истреблённые леса должны восстанавливаться теми, кто рубит, но одно дело - рубить леса, другое дело - восстанавливать. Я уже говорил, что лесовосстановление требует научного подхода. Если бы у нас действительно были питомники с нормальными лесными саженцами, если бы качество этих саженцев соответствовало требованиям, ещё можно было бы надеяться, что добросовестные арендаторы должным образом будут выполнять свои обязательства. Я проводил несколько мероприятий у себя в Ярославской области, смотрел, как арендаторы восстанавливают леса, как они сажают: в 90 процентах случаев арендатор этим не занимается, он либо просто бросает саженцы, купленные в лесопитомнике, либо сажает таким образом, что через год-два нет этих посадок, - даже не обязательно, что их лось съедает, просто качество посадочного материала не соответствует требованиям. Так что закон такой, конечно, нужен, но он должен предусматривать контроль над арендаторами, которые будут заниматься лесовосстановлением, контроль над лесопитомниками, чтобы качество лесного материала соответствовало и нормативам, и экологическим показателям, ну и естественно, ещё должен быть тот, кто будет выполнять контрольные функции, наблюдать, каким образом посадки прижились. Мне кажется, если бы в законопроекте учитывались все наши требования, может быть, он был бы более рабочим и действенным. Сейчас у лесника в обходе в десятки раз больше территории... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, 30 секунд. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. ...обойти и посмотреть всё это, конечно, невозможно. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно заявляла, что управление лесами и лесовосстановление нужно вернуть с уровня регионов на государственный уровень, тем более что это государственная задача, а не задача арендаторов. И, пользуясь тем, что Сергей Борисович здесь, обращусь: Сергей Борисович, я направлял вам два важных письма. Писал о проблемах реки Волги (обещанный Медведевым законопроект об оздоровлении бассейна реки Волги министерство экологии так и не подготовило) - вы мне так и не ответили на это письмо; о проблемах особо охраняемых природных территорий - тоже. У меня просьба к вам: у нас с вами общее дело - экология, прошу всё-таки найти пути к сотрудничеству и отвечать на письма депутатов. Фракция проголосует за данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич. Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич, фракция ЛДПР. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, конечно, поддержит данный законопроект, поскольку его концепция представляется своевременной и актуальной, - как было правильно сказано, сейчас восстанавливается менее 2 процентов лесов, с учётом того что Россия весьма богата этим ресурсом, - однако, на наш взгляд, это как раз тот случай, когда гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Нам по ним ходить, и в связи с этим фракция ЛДПР вносила в комитет несколько поправок, однако они не были учтены в конечной редакции. Я коротко о них скажу. Не совсем понятно, почему нас призывают следить за лесовосстановлением в регионах, хотя обязанность по надзору, контролю в этой сфере лежит на государственных органах, на губернаторах, на исполнительных органах государственной власти, которые представлены, как известно, единственной фракцией, по крайней мере в подавляющем большинстве случаев. Те, кто думает, что современная заготовка и рубка леса - это такой ностальгический сюжет, как в фильме "Девчата", где бензопила "Дружба" и всё весьма романтично, заблуждаются: сегодняшние лесозаготовительные комплексы, если кто их видел, - это мини-заводы, и очень часто рубка идёт варварским способом. На наш взгляд, по мнению фракции ЛДПР, эта сфера крайне непублична, в ней полностью отсутствует участие местного населения, общественных организаций, политических партий, депутатского корпуса, и вообще непонятно, как сейчас огромные территории сдаются в аренду под рубку. Я расскажу лишь про один эпизод. В Томской области, это мой избирательный округ, сдаётся 147 тысяч гектаров лесного фонда в аренду на 49 лет по цене 16 рублей за 1 гектар - по самым скромным оценкам, это составляет полпроцента от рыночной стоимости. Как шло обсуждение при заключении этого контракта, как участвовал депутатский корпус - мы до сих пор не можем добиться ответов на эти вопросы. Мы пытались встать на защиту лесов, проводить митинги, но все они, к сожалению, были запрещены. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, идёт лесовосстановление или нет: вы все летаете в свои регионы, перемещаетесь по территории своего одномандатного округа или закреплённого субъекта и видите, есть ли эти просёлочки, растёт ли молодняк, есть ли питомники. Государство просто ушло из надзора за лесами. Передавать функцию по восстановлению и составлению проекта по лесовосстановлению арендатору, на наш взгляд, по мнению фракции ЛДПР, не совсем логично, гораздо справедливее было бы возложить эту функцию на специализированные организации с широкими возможностями для общественного контроля, депутатского, парламентского контроля. Изначально в тексте законопроекта эта норма была, сейчас она, к сожалению, отсутствует. Ну и конечно, скажу ещё вот о чём: мы несколько лет в этом зале пытаемся принять закон о запрете вывоза леса-кругляка, однако предложения фракции ЛДПР до сих пор остаются неуслышанными и нереализованными. С учётом замечаний мы, конечно же, поддержим проект закона в третьем чтении, но будем дальше работать над усовершенствованием лесного законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Уважаемые коллеги, мы договорились, вы приняли решение, что по данному законопроекту выступит Сергей Борисович Иванов. Пожалуйста, Сергей Борисович. ИВАНОВ С. Б., специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Спасибо за приглашение, я с удовольствием на него откликнулся, в том числе потому, что вместе с Рослесхозом был одним из инициаторов разработки этого законопроекта. О сути законопроекта уже много было сказано, вот Ольга Викторовна популярно объяснила, к чему это должно привести: гектар вырубил - гектар посадил, причём, хочу внести уточнение, посадил саженцы тех же пород дерева, которые вырубил, то есть вместо сибирского кедра ольху теперь не посадишь, если были вырублены ценные породы, то ценные породы и будут высаживаться. Есть ещё один аспект, о нём сегодня косвенно говорили. Кумулятивный эффект от принятия этого закона может быть выражен в развитии новой отрасли промышленности, она у нас существует, но, как я это охарактеризовал бы, в зачаточном состоянии, - это отрасль промышленности, связанная с выращиванием саженцев. На Востоке и в Сибири, где у нас самые большие вырубки, крупных предприятий, которые этим занимаются, практически нет, и, я надеюсь, этот закон заставит, именно заставит, двигаться в этом направлении. Это и обеспечение занятости, это, в конце концов, высокотехнологичная промышленность, это, кстати, и утилизация мусора - о ней много говорят, но должен сказать, что современные мощности по утилизации, переработке мусора давным-давно хай-тек. Я благодарю вас, как я понял из выступлений, все фракции поддерживают принятие этого закона. Что касается инфраструктуры, хочу напомнить одну историю, наверное, многие её знают. Вы помните, сколько шума, извините, воплей было, когда мы строили платную дорогу через химкинский лес, тогда госкомпания "Автодор", чтобы успокоить так называемое общественное мнение, добровольно согласилась высадить в 4 раза больше деревьев, чем вырубила в просеке при строительстве этой дороги. Хотя химкинский лес назвать лесом, честно говоря, язык не поворачивается, это не лес - ну да ладно. Теперь каждый, кто строит автомобильные, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы, газопроводы, обязан будет высадить столько же саженцев, сколько он вырубил при строительстве объекта инфраструктуры, и это правильно. Я не хочу никоим образом помешать развитию инфраструктуры в России, в конце концов, я спецпредставитель в том числе и по транспорту, но компенсировать ущерб, конечно, нужно. Сами строители не должны заниматься высаживанием саженцев, они должны нанимать людей, которые занимаются этим профессионально. Вот всё, что я хотел сказать по поводу этого законопроекта. Ещё раз хотел бы вас поблагодарить, в том числе и за совсем недавно принятый закон об отмене налога на доход от сдачи макулатуры, - я очень за это благодарен. Знаю, что депутаты Госдумы были инициаторами этого законопроекта, я, к сожалению, не смог присутствовать. Когда я сам узнал о том, что у нас взимается налог при сдаче макулатуры, то был поражён и сначала в это не поверил. Я вам могу привести несколько цифр: у нас на мусорные полигоны, на свалки в год отправляется 4,5 миллиона тонн макулатуры, эта макулатура стоит 60 миллиардов рублей, другими словами, в год мы закапываем в землю 60 миллиардов рублей - вот что получается! А чтобы заместить необрабатываемую макулатуру, мы рубим 58 тысяч деревьев в год - только на этот объём! Вот такая статистика. Вообще, в последние два-три года Государственная Дума приняла очень много законов по экологии, и за это я тоже вам благодарен. Раньше такого не было, призываю эту работу продолжить. Но есть и долги: мы до сих пор не приняли закон, касающийся жестокого обращения с животными, хотел бы об этом напомнить. Большое вам спасибо! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Борисович. Спасибо за то, что вы много делаете для того, чтобы эти решения принимались. Уважаемые коллеги, действительно, если бы не позиция Сергея Борисовича, мы вряд ли смогли бы так серьёзно продвинуться в вопросах и защиты животных, и экологии, и наверняка мы ещё долго обсуждали бы изменения в Лесной кодекс. И конечно, Сергей Борисович, вы правильно сказали о законе об отмене налога на доход от сбора макулатуры. Этот законопроект несколько лет находился у нас в Государственной Думе, и именно благодаря вашей поддержке мы смогли найти это решение. Коллеги, призываю ещё раз к конструктивной работе, а что касается бумаготворчества - это вещь хорошая, Анатолий Николаевич, но иногда нам лучше встречаться и обсуждать существующую проблему, а не ждать ответа на посланную депешу, поэтому давайте искать новые формы взаимодействия, тем более это всегда можно сделать. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", 2-й вопрос нашей повестки дня, третье чтение. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 40 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно: за - 416, против - нет, воздержалось - нет. Сергей Борисович, уважаемые коллеги, поздравляю! Вот Александр Дмитриевич Жуков уже использует возможность общения - хочет обсудить законопроект о защите животных, так что всё в наших руках. Ну и Анатолий Николаевич Грешневиков познакомился с Сергеем Борисовичем.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 381549-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
По ведению - Николаев Николай Петрович. Пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, просим рассмотрение 12-го вопроса перенести на 3-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет предлагает перенести рассмотрение 12-го вопроса на 3 июля. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается решение о переносе.
Заседание № 124
О проекте федерального закона № 381549-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (принят в первом чтении 3 апреля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, возвращаемся к 14-му пункту повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", второе чтение. Доклад заместителя председателя комитета по природным ресурсам Николая Робертовича Будуева. Пожалуйста. БУДУЕВ Н. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, данный законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере лесовосстановления и лесоразведения и во исполнение пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 января 2017 года. Хочу отметить, что в первом чтении законопроект единогласно поддержали депутаты всех фракций. Суть законопроекта: если лица и организации при строительстве линейных объектов, при строительстве искусственных водных объектов (таких как водохранилища) или при разработке месторождений, при геологоразведке или при переработке дерева вырубили лес на определённой площади, то они в случае принятия данного закона должны будут восстановить лес на этой территории, на такой же площади, в этом же субъекте Российской Федерации. К данному законопроекту поступило 26 поправок, 6 из них профильный комитет рекомендует к принятию, 20 поправок - к отклонению. Поступило положительное заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации законопроекту в данной редакции. С учётом изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предлагает поддержать поправки, включённые в таблицу № 1, и принять проект федерального закона во втором чтении. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 34 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается. По таблице № 2, где 17 поправок, есть вопросы, коллеги? Нет. Ставится таблица на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 01 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 24 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Николай Робертович, вы хотели бы что-то добавить? БУДУЕВ Н. Р. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении - прошу включить его в порядок работы пленарного заседания на 21 июня 2018 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 381549-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов". Доклад официального представителя правительства заместителя министра природных ресурсов и экологии Ивана Владимировича Валентика. Пожалуйста. ВАЛЕНТИК И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, коллеги! Представляю вашему вниманию законопроект, который подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31 января 2017 года. Этот законопроект направлен на обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов путём введения базового принципа, который, наверное, уже давным-давно должен был работать в нашей стране, и, надеюсь, с принятием этого законопроекта он зарабатывает и у нас. Принцип такой, что один гектар вырубки леса, независимо от вида использования лесов, равен одному гектару лесовосстановления. Мы считаем, что принятие этого законопроекта позволит существенно повысить уровень воспроизводства лесов в Российской Федерации и качество выполнения этих работ. Ежегодно заготовка древесины осуществляется в среднем на площади около 950 тысяч гектаров, и эта площадь сегодня по законодательству восстанавливается только теми лицами, которые обеспечивают заготовку древесины как вида использования лесов. При этом порядка 150 тысяч гектаров леса в год сводится под цели, не связанные с ведением лесного хозяйства, а именно: для нужд недропользования, энергетики - согласитесь, это достаточно значительные площади, которые сегодня никак не восстанавливаются. Фактически выбытие этих площадей констатируется термином "безвозвратное выбытие лесов в России". Для этого законопроектом предлагаются следующие решения. Предлагается возложить на лиц, осуществляющих такие рубки, обязанность по созданию в течение года равных по площади компенсационных лесов. Работы по лесовосстановлению при этом будут однократно осуществляться на участках, на которых ранее леса произрастали, но были вырублены, погибли или повреждены. Работы по лесоразведению будут осуществляться на тех участках, на которых леса не произрастали, но на которых требуется создание лесов для предотвращения водной, ветровой или иной эрозии почв, прежде всего защитных лесов. При этом законопроектом предлагается лицам, на которых возложены такие обязанности, предоставить возможность самостоятельно выбирать участки для лесовосстановления, для этого будет обеспечена открытость информации о таких участках на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Справочно следует отметить, что Лесной кодекс 1997 года предусматривал взимание платы за безвозвратные потери лесного хозяйства, но с принятием Лесного кодекса 2007 года эта обязанность была устранена. Для обеспечения полноценного баланса воспроизводства лесов в Российской Федерации прошу вас поддержать данный законопроект. Все необходимые согласования проведены, заключения на законопроект получены, представлены замечания юридико-технического характера, которые мы полагаем возможным учесть ко второму чтению. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад - Николай Петрович Николаев, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Иван Владимирович подробно рассказал о законопроекте. Мы посмотрели его в комитете, провели несколько совещаний с экспертами, включая экспертов в области экологии, и поддержали данный законопроект. Подробно о самой сути законопроекта не буду говорить, скажу, какие у нас есть замечания и опасения. Дело в том, что на сегодняшний день в Государственной Думе находится несколько законопроектов, в которых предлагается принципиально изменить порядок пользования участками земли, в том числе и лесными участками, в частности, в Комитете по транспорту и строительству сейчас рассматриваются два законопроекта, связанных с особыми зонами и с самостроем так называемым, и у нас в комитете ещё дополнительно рассматривается правительственный законопроект, которым предлагается ввести институт публичного сервитута - это когда для прокладки различных линейных объектов не требуется выделение отдельных земельных участков, а, получается, накладываются так называемые публичные сервитуты, - в том числе этот порядок касается и лесных участков. В связи с этим мы, несомненно, поддерживаем законопроект и рекомендуем Государственной Думе принять его в первом чтении, а ко второму чтению надо очень серьёзно поработать над дополнительными нормами, которые согласовывались бы с теми законопроектами, которые находятся на сегодняшний день на рассмотрении у нас в Государственной Думе. Мы получили заключения на данный законопроект - все положительные. Комитет Государственной Думы по энергетике, как соисполнитель, также поддерживает его, с учётом ряда замечаний. В целом я предлагаю проголосовать за решение о принятии законопроекта в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Иван Владимирович, в законодательстве и правоприменительной практике под лесовосстановлением понимается только начало процесса, от посадок до отнесения участка к землям лесной растительности, - это семь-девять лет. А если, предположим, компания вырубила лес, а затем в том же объёме посадила - и что дальше? Лесовосстановление во многом зависит от ухода за молодняком, в отсутствие ухода большая часть насаждений погибает. Обязаны ли будут компании осуществлять такой уход? По оценке экспертов, сегодня более 90 процентов посадок не приводит к желаемым результатам, даже если деревья не гибнут полностью. Как же сделать этот процесс эффективным, учитывая тот факт, что в основном леса вырубаются компаниями, которые не являются специалистами по лесовосстановлению? Может быть, стоит привлечь к этому процессу также мелкий бизнес и, собственно говоря, спецпрограмму под это создать? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, уважаемый Дмитрий Иванович. Действительно, очень правильная постановка вопроса. Подготовка почвы, и даже правильная подготовка почвы, и даже качественные семена, и даже качественные саженцы и качественное соблюдение всех технологий посадки леса не гарантирует качественное воспроизводство лесов, безусловно, требуется уход. Основная проблема лесовосстановления сегодня в Российской Федерации - это отмечают многие эксперты - связана с тем, что сегодня уровень ухода за лесными культурами является недостаточным, поэтому далеко не все саженцы, не все посадки обеспечивают лесопокрытую площадь, особенно хозяйственно ценные породы, преимущественно хвойные. Поэтому, безусловно, законопроектом предлагается ввести норму об обязанности обеспечить лесовосстановление, а лесовосстановление считается завершённым технологически после перевода лесных культур в лесопокрытую площадь, это происходит как раз-таки по истечении семи-девяти лет. Собственно говоря, запуская механизм гарантированного воспроизводства лесов, мы одновременно в этом законопроекте предусмотрели как раз-таки установление обязательных требований к организациям, которые обеспечивают лесовосстановление. Тем самым мы хотим, во-первых, обеспечить, чтобы всё-таки лесовосстановление доверялось только тем организациям, которые имеют специалистов, соответствующую базу, соответствующие возможности, для того чтобы делать это качественно. И во-вторых, мы, безусловно, планируем, что это запустит рынок лесовосстановления. Сегодня в мире выращивание посадочного материала и выполнение работ по воспроизводству и лесовосстановлению - это действительно очень высокодоходный бизнес. Мы рассчитываем, что нормы этого закона станут драйвером, для того чтобы действительно всё это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Иван Владимирович, очень нужный законопроект. Безусловно, вырубленный лес нужно восстанавливать, но, наверное, это и сегодня как-то регулируется. Я вот общаюсь с теми, кто арендует участки леса по вырубке, - они уже сегодня восстанавливают этот лес. В чём конкретно особенность, чем мы усилим сегодня восстановление этих лесов? И второй вопрос. А вот если сгорел лес, его кто-то восстанавливает после пожара? Если на участке арендатора лес сгорел или если это лес государственный, как-то государство это регулирует? Выделяем мы вообще на это деньги или нет? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, Сергей Алексеевич. Я в докладе останавливался на этом. Сегодня обязанность обеспечить лесовосстановление возложена только на тех лиц, которые осуществляют заготовку древесины и проводят сплошные рубки, то есть это около 950 тысяч гектаров в год. Сегодня лесовосстановление на этих площадях осуществляется преимущественно арендаторами, это 80 процентов всех работ, 20 процентов работ выполняют государственные учреждения - лесничества субъектов Российской Федерации. Принципиальное нововведение в данном законопроекте - это возложение обязанности по лесовосстановлению и на тех, кто использует лесные земли, которые были покрыты лесом, то есть лес вырубают и строят там дороги, занимаются недропользованием, осуществляют деятельность иных видов, не связанную с заготовкой древесины. Тем самым будет обеспечиваться баланс выбытия и воспроизводства лесов в полном объёме на площади сплошных рубок. Что касается восстановления лесов после пожаров. Безусловно, сгоревшие леса повреждаются, примерно 20-25 процентов деревьев гибнет, особенно если эти лесные площади были пройдены верховым пожаром. Потом на таких участках, как правило, проводятся мероприятия по очистке территории от горелой древесины - это санитарно-оздоровительные мероприятия - и они попадают в так называемый фонд лесовосстановления. В каждом субъекте Российской Федерации существуют площади, на которых осуществляются определённые объёмы лесовосстановительных работ. И в зависимости, безусловно, от возможностей субъектов Российской Федерации, от того, как арендаторы это делают, эти площади ежегодно попадают в число тех территорий, где осуществляется лесовосстановление. В этом году - кстати говоря, впервые за последние десять лет с момента принятия Лесного кодекса - был обеспечен полный баланс выбытия и воспроизводства лесов на площади сплошных рубок древесины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Спасибо, Александр Дмитриевич. Иван Владимирович, скажите, каково процентное соотношение в целом естественного и искусственного лесовосстановления? И сохраняется ли динамика увеличения объёмов выращивания качественного посадочного материала в селекционных центрах и в обычных, традиционных питомниках? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо, Владимир Иванович, за очень важный вопрос. Российская Федерация - это бореальная страна, и в основном леса, 80 процентов лесов - это северные, таёжные леса, соответственно, на этих территориях лесовосстановление главным образом осуществляется естественным или комбинированным способом, только незначительная часть лесовосстановления осуществляется путём посадки саженцев, искусственно выращенного посадочного материала, в цифрах это около 180 тысяч гектаров на 700 тысяч гектаров, где идёт естественное лесовосстановление. Безусловно, баланс сегодня не в пользу саженцев, а в пользу содействия тем естественным, природным процессам, которые происходят непосредственно на лесных территориях. Это практика и Канады, и США, и Швеции, и Норвегии, то есть мы здесь, в общем-то, не выбиваемся из колеи. Что касается тенденции увеличения объёмов выращивания соответствующего всем требованиям посадочного материала, к сожалению, после программы целевых субсидий, которые были направлены из федерального бюджета на строительство современных лесных селекционно-семеноводческих центров, вот такого системного ввода в эксплуатацию новых селекционно-семеноводческих центров в последние несколько лет не происходило. Безусловно, для этого требуются соответствующие федеральные субсидии, и в рамках подготовки проекта федерального бюджета на будущий год мы планируем заявить о такой потребности, и субъекты нас поддерживают, согласны, что это необходимо. Помимо того что государство этим должно заниматься на неарендованной территории, этим может заниматься и бизнес, и в принципе наша идеология заключается в том, что требования по лесовосстановлению, особенно с учётом тех климатических изменений, которые происходят в последние несколько лет, - это засухи, жаркие периоды, - будут ужесточаться, но по мере того, как соответствующие объекты по производству саженцев будут вводиться в эксплуатацию, иначе получится, что мы будем предъявлять к лицам, использующим леса, невыполнимые требования, то есть это нужно делать одновременно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Иван Владимирович, вот у вас написано в законопроекте, что лица, ходатайствующие о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны не позднее чем через один год после такого перевода выполнить работы по лесовосстановлению. Скажите, пожалуйста, почему не сделать это до перевода или одновременно? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, Сергей Владимирович. На самом деле процесс перевода земель лесного фонда из одной категории в другую сейчас сам по себе занимает шесть-восемь месяцев, то есть это довольно длительный процесс, требуется получение многочисленных согласований по линии различных ведомств, и это, безусловно, оправданно, потому что есть земли историко-культурного назначения, есть территории ООПТ, проверяется наложение границ соответствующих земель, проводятся экспертизы на предмет недропользования и так далее. Устанавливать более сжатый срок для выполнения этих мероприятий просто нецелесообразно, потому что, собственно говоря, правительством в этот период может быть принято решение об отказе в переводе соответствующих земель в другую категорию, и в этом случае обязанность по лесовосстановлению не нужно будет выполнять. Мы считаем, что год - это вполне достаточный срок, чтобы решение состоялось, собственно говоря, этого достаточно для того, чтобы технологически организовать этот процесс с учётом природно-климатических особенностей соответствующих субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Владимирович, Лесной кодекс разрешает проведение выборочных и сплошных рубок в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, а также объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов. В проектируемой статье 63-1 предлагается освободить от обязанности по лесовосстановлению лиц, осуществляющих сплошные или выборочные рубки в границах созданных охранных зон указанных объектов. Насколько целесообразно такое законодательное решение с учётом того, что при малой площади охранных зон строительством таких объектов наносится непоправимый экологический ущерб? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, Игорь Андреевич. На самом деле я подчёркивал в своём выступлении, что обязанность обеспечить лесовосстановление устанавливается для лиц однократно. Охранные зоны соответствующих линейных объектов, которые создаются, как правило, на очень длительный срок, имеют свойство регулярно зарастать, то есть через определённое время, через пять или десять лет в зависимости от того, как быстро там растут насаждения, эти просеки, или эти охранные зоны линейных объектов, нужно расчищать. Вот для того, чтобы каждый раз при такой расчистке не возникало новой обязанности по лесовосстановлению, и введена эта норма. При вырубке лицо, размещающее линейный объект или объект недропользования, однократно обязано выполнить лесовосстановление. Так что никто не освобождается от ответственности, освобождение даётся лишь при необходимости повторного выполнения этих работ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Иван Владимирович, всё-таки в пояснительной записке написано буквально следующее: освобождаются от обязанности по лесовосстановлению лица, которые занимаются недропользованием в границах вот этой охранной зоны. Фактически и сегодня имеют место случаи, когда десятки гектаров лесов, порой защитных лесов, вырубаются под добычу полезных ископаемых, там формируются карьеры, которые десятки лет потом существуют без рекультивации, потому что лицензия выдаётся на 50 лет, на 60 лет и владелец лицензии ждёт 50 лет, когда закончится её действие, чтобы потом заняться рекультивацией, а если он обанкротится на этом этапе, то этим вообще никто не будет заниматься. В результате огромные лесные участки выбывают из оборота и уже никогда лесом нормально не зарастают. Вот ваш закон поможет с такими ситуациями бороться либо, наоборот, развяжет руки недобросовестным недропользователям? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Безусловно, эта обязанность устанавливается для всех, и исключается обязанность делать это повторно в охранных зонах. Я, отвечая на предыдущий вопрос, об этом сказал. Мы обсуждали данную норму на заседании комитета перед рассмотрением и договорились: если вдруг станет понятно, что эта норма допускает какое-то неоднозначное толкование, мы ко второму чтению сможем это поправить. Насколько я понимаю, речь идёт о пояснительной записке к законопроекту, где об этом сказано. Если необходимо, мы с Николаем Петровичем поправим пояснительную записку, чтобы исключить толкование, которое допускало бы освобождение кого-то от обязанности обеспечить лесовосстановление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Владимирович, в сибирских лесах есть большая проблема, которая называется шелкопряд, это природные вредители. Скажите, пожалуйста, кто должен восстанавливать леса после этого природного нашествия? Арендаторы или пользователи этого леса? Или всё-таки власти субъекта должны это делать? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо, Вера Анатольевна. Действительно, пандемия сибирского шелкопряда в последние годы на территории Сибирского федерального округа является достаточно острой проблемой. В прошлом году, вы знаете, были консолидированы значительные усилия Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - Красноярского края, Кемеровской, Томской и Иркутской областей. В четырёх субъектах проводились работы. Территории были спасены на площади 1,4 миллиона гектаров, почти 1,4 миллиарда рублей бюджетного финансирования было направлено дополнительно на эти цели. В этом году работа уже поставлена на системную основу по данному вопросу. Ликвидация очагов сегодня по законодательству - это обязанность государства, то есть субъекты Российской Федерации должны заниматься этой темой. С учётом того что мы наблюдаем изменение климата, очаги шелкопряда развиваются стремительно, в течение года, хотя раньше это происходило в течение двух и более лет, поэтому, безусловно, необходимо наращивать наши усилия по внедрению качественной системы мониторинга и работать профилактически, так же как и в ситуации с природными пожарами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лавров Олег Леонидович. ЛАВРОВ О. Л., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Владимирович, в 2016 году в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса на землях лесного фонда заготовлено 12 миллионов кубометров древесины на площади примерно 116 тысяч гектаров. В том же году за счёт субвенций федерального бюджета произведено лесовосстановление на площади 118 тысяч гектаров, при этом объём средств из федерального бюджета, затраченных на данное мероприятие, составил 786 миллионов рублей. Вопрос: учитывались ли в составе лесопользователей по статьям 43-46 Лесного кодекса арендаторы, которые обязаны выполнять работы по лесовосстановлению, и проводилось ли восстановление лесов за счёт бюджета именно на тех землях, где вели деятельность данные арендаторы, или на других? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо, Олег Леонидович. На самом деле, я вот приводил статистику в своём выступлении, в 2017 году порядка 145 тысяч гектаров безвозвратно выбыло из земель лесного фонда, в 2016 году площадь приближалась к 140 тысячам гектаров - примерно такие объёмы изъятия в год. И при 140 тысячах гектаров выбытия этими лицами, которые вырубали леса для целей недропользования и строительства линейных объектов, было восстановлено всего 2 тысячи гектаров в год, и то это происходило в субъектах, где органы власти субъектов включали в соответствующие договоры аренды условия о необходимости проведения работ по лесовосстановлению. При этом по искам органов прокуратуры эти условия из договоров в настоящее время исключаются, потому что законом такая обязанность не предусмотрена. Этот закон как раз таки установит обязанность восстанавливать лес для тех организаций, которые сегодня этого по закону делать не должны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Иван Владимирович, что касается законных компаний, которые пилят лес, понятно, а вот что касается тех, кто делает это незаконно, допустим, как в Солотчинском заказнике города Рязани, где выпиливали вековые сосны, выкорчёвывали пни, после этого оставшиеся, чтобы скрыть следы преступления, - вот в отношении них какие будут действовать нормы? И не считаете ли вы справедливым за одно такое спиленное дерево на особо охраняемой территории предложить для засаждений гектар? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо, Александр Николаевич. На самом деле для лиц, которые занимаются незаконной заготовкой древесины, установлена прежде всего уголовная ответственность, она предусмотрена статьёй 260 Уголовного кодекса. В рамках реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам Президиума Государственного Совета 2013 года в городе Улан-Удэ эта норма ужесточалась, ужесточались санкции. Безусловно, в рамках взыскания ущерба, в рамках уже гражданского иска по уголовному делу, соответствующие суммы взыскиваются с виновных лиц. Я считаю неправильным возлагать на виновных лиц обязанности по лесовосстановлению, этим должны заниматься профессионалы, которые действительно качественно выполнят работы по воспроизводству лесов. А те лица, которые нанесли ущерб экосистемам, должны обеспечивать полноценное возмещение средств. Средства потом должны поступать организациям, которые будут качественно восстанавливать леса. Вот такой подход мы считаем правильным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Яхнюк Сергей Васильевич. ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, у меня кнопка не сработала. Хотел бы задать вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задавайте вопрос. ЯХНЮК С. В. Спасибо. Иван Владимирович, вопрос касается незаконных рубок. Есть ли у вас информация на основе мониторинга, всё же какие площади незаконных рубок в Российской Федерации? И насколько ситуация с незаконными рубками меняется? Или она остаётся такой же проблемной, как и была? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо, Сергей Васильевич. Безусловно, незаконные рубки ещё остаются одной из острых проблем лесного хозяйства. В каждом субъекте эта проблема имеет различную динамику, но в основном мы отмечаем, что в последнее время динамика в субъектах, где незаконные рубки достаточно острая проблема, является положительной. Даже в Иркутской области, в которой традиционно осуществлялось более половины всех незаконных рубок в нашей стране (по отчётным данным субъектов Российской Федерации, это около 1,25 миллиона - 1,4 миллиона гектаров в год), ситуация в последнее время значительно улучшилась. Вы совершенно правильно поставили акцент в своём вопросе. Мы, безусловно, сличаем отчётные данные субъектов Российской Федерации с данными нашего мониторинга. Почему я могу сегодня утверждать, опираясь на достоверные данные, что ситуация меняется? Это показывает сравнение данных нашего дистанционного мониторинга и тех данных, которые субъекты Российской Федерации представляют в своих отчётах. Так вот если наши данные дистанционного мониторинга за 2016 год показывали, что в Иркутской области при заявленных отчётных данных в 1 миллион кубометров объём незаконных рубок составлял 3,5 миллиона гектаров, то в результате тех действий, которые были предприняты по развитию и реализации нашей информационной системы ЕГАИС Лес, пилотного проекта по маркировке всей древесины, принятия регионального закона о пунктах приёма и отгрузки древесины в Иркутской области, впервые за последнее время площадь и объёмы незаконных рубок приблизились к отчётным данным субъектов Российской Федерации, то есть разница между ними составляет 300-400 тысяч кубов, а раньше это было несколько миллионов. Поэтому динамика здесь, как мне представляется, положительная, но мы не успокаиваемся, продолжаем работать по различным направлениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. От фракции? От фракции. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, лес - это природное богатство нашей страны. Фракция ЛДПР поддерживает принятие данного законопроекта, он крайне важен для страны, для сохранения лесов для будущих поколений. Понятно, что законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в сфере лесовосстановления и лесоразведения и является, безусловно, крайне актуальным и важным на данном этапе. Россия является крупнейшей лесной державой, располагает почти одной четвёртой всех лесных ресурсов планеты - нужно взглянуть с глобальной точки зрения всё-таки на этот вопрос. Конечно, сегодня можно даже дойти до того, что запретить вывоз из России деловой древесины в виде кругляка, ведь то, что сегодня происходит в ряде регионов, а этот вопрос поднимался, даже телеканал "Россия 1" посвятил большой репортаж ситуации в Забайкалье, где лес вырубается, вывозится, остаются голые поля... К сожалению, никакого лесовосстановления не происходит, поэтому, конечно, надо рассматривать более глобально и широко. Мы с вами понимаем, что сегодня в лесной отрасли действительно преобладает потребительское отношение к лесам: в Российской Федерации ежегодно исчезает в полтора раза лесов больше, чем восстанавливается, при этом процесс лесовосстановления - после принятия в 2006 году новой редакции Лесного кодекса - фактически пущен на самотёк. Действующая редакция Лесного кодекса, статья 62, ещё раз подчеркну, устанавливает: "Лесовосстановление осуществляется путём естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов". Однако в России свыше 75 процентов лесовосстановления осуществляется именно естественным путём - понятно, что естественное лесовосстановление в нашей суровой лесной действительности чаще всего состоит в том, что просто забрасывают вырубленный участок, оставляют на произвол судьбы. Мы сами понимаем, что обычно дальше происходит в результате естественного лесовосстановления: всё зарастает березняком, всё зарастает осинником, вместо былых хвойных пород деревьев, той хвойной древесины, которая является деловой древесиной, мы с вами видим действительно низкокачественную древесину, и в результате в ближайшие десятки лет вести там дальнейшую осмысленную лесозаготовку будет просто бессмысленно, поэтому, конечно, мы должны понимать, что в законопроекте упущен пункт, касающийся так называемого улучшения качества лесов, его сегодня нет в том законопроекте, который нам с вами предлагается. Фракция ЛДПР против таких подходов, это нужно менять, ко второму чтению в законопроект нужно возвращать понятие "улучшение качества лесов", чтобы всё-таки в России были не одни берёзы и осины, но было и как можно больше ценных пород деревьев, хвойных пород деревьев. Одновременно возникает вопрос: а чем на протяжении десяти лет занимаются уполномоченные органы, в том числе и Министерство природных ресурсов и экологии? Даже сегодня основные полномочия по организации воспроизводства лесов переданы субъектам Российской Федерации. Но такая важнейшая часть воспроизводства лесов, как лесное семеноводство, осталась в ведении Рослесхоза, он же осуществляет и государственный мониторинг воспроизводства лесов, при этом для обеспечения эффективной деятельности в структуре Рослесхоза есть и территориальные органы, и подведомственные организации. С этой трибуны один из премьеров уже поднимал вопрос о том, как работает, например, так называемый уполномоченный орган в Уральском федеральном округе, когда просто месяцами согласовываются планы тушения пожаров. Иван Владимирович, я не знаю, видели ли вы ответ, который я получил на свой вопрос о том, почему так долго это происходит, - ну, видно, два дня вы отсутствовали, и ваш заместитель дал ответ, что всё в порядке, всё замечательно. Но проблема с бюрократией, в том числе в сфере тушения пожаров, как была, так и осталась, такая же ситуация, видно, и с лесовосстановлением, поэтому здесь надо что-то менять. Мы понимаем, что сегодня все эти территориальные органы, подведомственные организации, которые должны заниматься воспроизводством лесов, больше всего занимаются анализом, содействием и развитием, проще говоря, бюрократией, а реальной работы как таковой нет, и один из вопросов, который сегодня задавали: а где деньги, которые мы отправили, сотни миллионов рублей, на воспроизводство лесов? Потому что реального их восстановления так и не произошло, а это качество нашего лесного семеноводства. Понятно, что территориальным органам всё-таки нужно перестать хватать региональные власти за руку, пытаясь найти какие-то изъяны, а нужно больше заниматься тем функционалом на местах, в штабах, в федеральных округах, который напрямую является полномочием Министерства природных ресурсов и экологии, - нужно всё-таки отладить системную работу и по консультированию, и по предотвращению тех нарушений, которые сегодня имеются. Ещё несколько слов о лесном семеноводстве. По данным государственной инвентаризации лесов, сегодня от 20 процентов до 40 процентов работ по лесовосстановлению признаются некачественными, поскольку используется низкокачественный посадочный материал. Это крайне важный вопрос, которым нужно заниматься, - действительно нужно больше питомников для выращивания хвойных пород деревьев, ценных пород деревьев. Ещё раз подчеркну, что фракция ЛДПР поддерживает принятие данного законопроекта. Мы считаем, что концепция, предложенная правительством, содержит немало положительных моментов: во-первых, действительно обоснованным является введение в Лесном кодексе норм об обязательности таких документов, как проект лесовосстановления и проект лесоразведения; во-вторых, расширяется перечень лиц, обязанных заниматься лесовосстановлением, раньше этого не было. Мы считаем, что ко второму чтению, конечно, нужно учесть ряд моментов, о которых я сейчас также скажу. В законопроекте не учитывается несоизмеримый с площадями вырубок ущерб, наносимый при строительстве инфраструктуры ещё не освоенным человеком малонарушенным лесам: если площади вырубок при строительстве или дорог, или газопроводов, или энергообъектов могут быть очень малы, то негативные последствия для экосистемы в этом случае существенные. Есть большое количество охранных зон, которые также вырубаются, а о них сегодня в законопроекте ни слова не говорится - кто должен ими заниматься, эти площади лесовосстанавливать? Об этом тоже ни слова не сказано. Понятно, что зачастую прокладка инфраструктуры также кардинальным образом меняет динамику лесных пожаров на территории. Исследования фонда дикой природы в России, в Сибири, на Дальнем Востоке, свидетельствуют о том, что частота пожаров вблизи дорог, проложенных в ранее неосвоенных лесах, увеличится в два раза и более. Помимо этого меняются ветровой, температурный и гидрологический режимы в широкой полосе леса, привыкающего к вырубке, что ведёт к вывалу деревьев и вспышкам размножения насекомых. Об этих проблемах сегодня был каждый второй вопрос. Конечно, компенсировать нанесённый урон искусственным лесовыращиванием невозможно, поэтому необходимо доработать этот законопроект также в части норм о восполнении ущерба, наносимого экосистемам малонарушенных лесов, через выделение и сохранение их наиболее ценных частей. Тот план, который у нас есть сегодня, утверждённый правительством ещё в 2013 году, я говорю об Основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, должен работать, но сегодня он не работает, потому что до сих пор указанные меры не реализованы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Малов Николай Владимирович, от фракции. МАЛОВ Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не буду углубляться в концепцию данного законопроекта, так как о ней подробно рассказали докладчики. Я хотел бы сказать о том, что является основанием для поддержки данного законопроекта в первом чтении. Уважаемые коллеги, все мы ещё со школьной скамьи знаем, что леса являются лёгкими нашей планеты, но также все мы сегодня являемся очевидцами того, как катастрофически уменьшаются площади жизненно важных органов земли - сегодня леса вырубаются и уничтожаются. Статистика такова: до 2017 года в России площадь вырубленных и повреждённых лесных участков значительно превосходила объёмы лесовосстановления и лесоразведения. Сохранение темпов сокращения лесных массивов является не национальной, а международной проблемой. Вместе с тем, как уже было сказано, опыт некоторых зарубежных стран свидетельствует о наличии позитивной практики решения данной проблемы. Методами искусственного восстановления, такими как посев и посадка, в Скандинавских странах, Швеции, Финляндии, восстановлено порядка 80 процентов лесов, на долю естественного возобновления приходится всего 20 процентов, в Белоруссии принято паритетное соотношение, ну а в России, как уже было сказано, на долю искусственного восстановления приходится всего 22 процента. Но я хотел бы отметить, что последние годы отмечены планомерными действиями по выходу из этой ситуации. Коллеги, 2017 год указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии. В соответствии с планом проведения Года экологии предполагаются масштабные мероприятия по лесовосстановлению. Принято решение о ежегодном увеличении объёмов с целью достижения баланса выбытия и восстановления лесов. Слова о необходимости преемственности данной политики прозвучали также в рамках Послания Президента Российской Федерации Владимира Путина: "на всей территории... мы должны обеспечить высокие стандарты экологического благополучия". И работа в этом направлении уже ведётся. По вопросам совершенствования лесного законодательства в рамках лесной реформы депутатами седьмого созыва уже рассмотрено 15 законопроектов, ещё 13 в настоящее время находятся на рассмотрении. При этом, уважаемые депутаты, нам ещё многое предстоит сделать в этом направлении. Таким образом, актуальность законопроекта обуславливается тем, что реализация его положений будет способствовать сохранению лесистости территории Российской Федерации, повышению качества и публичности выполняемых работ по лесовосстановлению и лесоразведению. Коллеги, принятие законопроекта положительно скажется на экологическом состоянии территорий и, безусловно, будет способствовать реализации интересов граждан Российской Федерации. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Барышев Андрей Викторович. БАРЫШЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект, в общем-то, правильный, посыл верный, но не случайно было много вопросов, и ко второму чтению хотелось бы учесть все эти вопросы. Вот мой коллега задавал вопрос: нельзя ли сперва найти земли нужной категории, восстановить лес, а потом, после того, как лес восстановится, переводить земли лесфонда в иную категорию? Категория земель лесного фонда защищена достаточно серьёзно и искать потом в общественно-деловых зонах, в зонах для застройки промышленными, коммунально-складскими объектами... В некоторых регионах можно просто не найти такого количества земель, которые могут быть переведены. Возникает вопрос: нарушится баланс или нет? Конечно, нарушится баланс в части соотношения земель лесного фонда и других категорий. Это первое. Второе. В проекте закона не сказано, что аппликант обязан сперва перевести земли соответствующей категории в земли лесного фонда, а потом восстанавливать. Какую категорию будут переводить и восстанавливать? Вопросов очень много, и хотелось бы, чтобы мы ко второму чтению активно это всё проработали. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Докладчик? Нет. Содокладчик, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание вот на что. Иван Владимирович говорил о таком понятии, как безвозвратное выбытие лесов, так вот наша задача - чтобы этого процесса больше никогда не было. И я хотел ещё сказать, что этот законопроект находится в перечне законопроектов, над которым работает рабочая группа по исполнению Послания Президента Российской Федерации. При его рассмотрении необходимо учитывать вот что. Во-первых, у нас сейчас находится на рассмотрении принятый в первом чтении законопроект о защитных лесах, в котором есть ответы на многие вопросы, поставленные коллегами. Во-вторых, мы с вами уже приняли закон, он подписан Президентом Российской Федерации, в соответствии с которым вся информация о лесных участках должна публиковаться органами региональной власти. Это даст нам возможность контролировать в том числе и исполнение положений этого законопроекта после его принятия. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 06 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.