Заседание № 145
О проекте федерального закона № 381225-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" (об установлении внесудебного порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования; принят в первом чтении 21 мая 2008 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов". Докладывает Фарида Исмагиловна Гайнуллина. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был инициирован Высшим Арбитражным Судом и предполагает расширение сферы применения внесудебного порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования. Принятие, как я уже говорила при докладе по предыдущему законопроекту, 212-го и 213-го федеральных законов свидетельствует о том, что данный законопроект так же потерял актуальность, ибо статьи 19 и 21 федерального закона № 212-ФЗ, о переходе на страховые принципы формирования пенсионного обеспечения, предполагают взыскание недоимки, пеней и штрафов как в судебном, так и во внесудебном порядке, то есть эти правоотношения уже урегулированы. Исходя из изложенного, комитет также предлагает отклонить данный законопроект как потерявший актуальность или даже, более того, вносящий изменения в уже несуществующие законы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мотивация комитета понятна. Есть ли возражения? Нет. Ставится на голосование предложение комитета отклонить указанный законопроект как утративший актуальность. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 14 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6% Результат: принято Принимается.
Заседание № 26
О проекте федерального закона № 381225-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" (об установлении внесудебного порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов". Доклад заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Татьяны Константиновны Андреевой. Пункт 25. АНДРЕЕВА Т. К., заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги! Высший Арбитражный Суд Российской Федерации внёс в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов". По существу, предлагается внести изменения в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" и в статью 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Эти изменения направлены на последовательную реализацию концепции развития досудебного урегулирования споров, и, по существу, они реализуют и развивают те положения, которые были приняты вами в ноябре 2005 года федеральным законом о внесении изменений в некоторые законодательные акты, связанные с совершенствованием процедур досудебного урегулирования спора. Надо сказать, что с момента принятия этого федерального закона № 137-ФЗ существенно изменилась процедура взыскания обязательных платежей и наложения санкций. За незначительный период, начиная с 2005 года по настоящий момент, практически в два раза сократилось число дел этой категории, которые рассматриваются арбитражными судами. И законопроект, который сегодня представляется вашему вниманию, не только связан с необходимостью уменьшения, или снижения, нагрузки на арбитражные суды, хотя это тоже имеет значение, поскольку от судебной нагрузки непосредственно зависит и качество осуществления правосудия, но в первую очередь направлен на разграничение компетенции между судебными органами и органами, которые наделены контрольными административными полномочиями. Фактически наша страна сегодня является единственной страной, где для реализации контрольных и административных полномочий органам, наделённым публичными функциями, необходимо обратиться в суд, чтобы фактически закрепить судебным актом принятое ими решение в области в данном случае взыскания обязательных платежей и наложения санкций. Для последовательной реализации этой концепции в 2006 году были внесены изменения в налоговое законодательство, в частности в Налоговый кодекс, которые предусмотрели возможность самим налоговым органам взыскивать недоимку по налогам и пени, применять штрафные санкции, которые связаны с неисполнением обязанностей по уплате налогов. Но аналогичные изменения в законодательство, регулирующие взыскание страховых взносов в пенсионные фонды, в тот момент внесены не были. Фактически и страховым взносам, и налоговым платежам с точки зрения бюджетного законодательства придаётся одинаковое значение, то есть они имеют одинаковый режим, но порядок взыскания этих платежей различный для органов пенсионного фонда и для органов налоговых. Вот учитывая эти обстоятельства, Высший Арбитражный Суд внёс данный законопроект на ваше рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Татьяна Константиновна. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ильдара Нурулловича Габдрахманова. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данный законопроект. Комитет поддерживает концепцию этого законопроекта, но считает необходимым при рассмотрении во втором чтении его доработать и решить ряд важных, на наш взгляд, вопросов. Первое. Мы, соглашаясь с концепцией законопроекта, тем не менее считаем, что порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов с физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, всё-таки должен быть сохранён в прежнем виде, то есть это должно осуществляться только через суд, как это делается сегодня. Такого же мнения придерживается и Правительство Российской Федерации. Они эту позицию отразили в своём заключении. Кроме того, мы считаем необходимым при доработке законопроекта во втором чтении более детально изучить ещё раз вопрос списания недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с бюджетных учреждений, потому что здесь есть определённые особенности, которые установлены бюджетным законодательством. И ещё один важный вопрос, третий, - это вопрос соразмерности тех санкций, которые предусматриваются за несвоевременное представление информации об уплаченных страховых взносах либо другой информации. Мы считаем, что сегодня единственно в пенсионном законодательстве сохранились такие сверхвысокие штрафные санкции за это. По нашему мнению, эти вопросы должны быть синхронизированы с налоговым законодательством. А так в целом комитет поддерживает и рекомендует принять этот законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, будут ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Коломейцев и депутат Рябов, и подводим черту. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос Татьяне Константиновне. Уважаемая Татьяна Константиновна, не считаете ли вы, что этот закон как раз будет способствовать не борьбе с коррупцией, а её углублению? Почему? Потому что любые несудебные договорённости по платежам как раз коррумпируют систему, это общеизвестно. АНДРЕЕВА Т. К. Мы так не считаем, потому что здесь речь идёт не о договорённостях, а о праве органа, в данном случае Пенсионного фонда, как и налоговых органов, вынести решение, выставить требования об уплате налога при установлении жёстких правил для обжалования. Законопроект предусматривает, что при подаче жалобы на такое решение на время обжалования этого решения приостанавливается его исполнение. И в данном случае судебный контроль будет осуществляться в полной мере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф. У меня вопрос к содокладчику. Я правильно понял, что вами предлагается оставить для организаций и предприятий прежний судебный иск, так сказать, а предпринимателей вывести под предлагаемый законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ильдар Нуруллович. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Мы поддерживаем идею синхронизации этих вопросов с налоговым законодательством, а именно если речь идёт о взыскании недоимки, пеней и штрафов с юридических лиц и с физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, то это будет происходить во внесудебном порядке. Что же касается физических лиц, которые являются не индивидуальными предпринимателями, а простыми гражданами, то с них взыскания будут осуществляться только в судебном порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Беднов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как? Поднимали руку, да? Тогда извините, может быть, это моя вина. Настаивайте тогда. Я же говорю всегда: такой-то, такой-то, и подводим черту. Громче кричите. Депутат Беднов, пожалуйста, ваш вопрос. БЕДНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Константиновна, вопрос такой. Юридические лица сдают два экземпляра отчёта о платежах: один идёт в налоговую инспекцию, другой - в Пенсионный фонд. Не будет ли при этом двойного взыскания с юридических лиц недоимки, если и налоговая посчитает, и Пенсионный фонд посчитает? Потом вернуть деньги будет очень тяжело. АНДРЕЕВА Т. К. Александр Викторович, это исключено, потому что и сегодня такой механизм предусмотрен. Поэтому и вносятся поправки, чтобы вот такого двойного учёта и двойной бухгалтерии не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы заданы - ответы даны. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Карелова. Больше нет рук. Никто больше не настаивает, коллеги? Нет. Подводим черту. Включите микрофон депутату Кареловой. КАРЕЛОВА Г. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, я просила бы, насколько это возможно, поддержать этот законопроект, потому что в выступлении содокладчика уже прозвучали предложения, которые надо учесть при доработке законопроекта ко второму чтению. На самом деле я хочу вам сказать (на примере Фонда социального страхования, которым я до недавнего времени руководила), что такая практика действует уже давно и это приводит к увеличению процента собираемости налогов и очень положительно сказывается на взаимодействии как раз страховых фондов, в частности Фонда социального страхования, и работодателей. То есть это демократичная процедура, она должна быть именно такой, и поэтому необходимо данный законопроект поддержать с учётом того, что мы ещё и приводим законодательные акты в соответствие с ранее принятыми законами, регулирующими данные нормы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Настаивает ли представитель президента на выступлении? Представитель правительства? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 12 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Принято.