Заседание № 117

27.09.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 38074-3 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу гражданам, работающим на педагогических должностях в городских образовательных учреждениях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4935 по 5381 из 6254
Приступаем к рассмотрению вопроса под номером 28: о проекте федерального        
закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской        
обязанности и военной службе". Докладчиком по данному законопроекту является    
депутат Шишлов Александр Владимирович.                                          
                                                                                
Пожалуйста, ему микрофон включите. Да, на трибуне.                              
                                                                                
ШИШЛОВ А. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Петрович! Закон, который     
предлагается вашему вниманию, очень короткий и простой по содержанию. Редко     
встречаются такие законопроекты. В нем предлагается исключить одно лишь слово   
из действующего закона, из статьи 24 закона "О воинской обязанности...". Но,    
несмотря на то, что он очень короткий и простой, суть его весьма острая, и      
мнения, скажем, профильных комитетов - Комитета по образованию и науке и        
Комитета по обороне - по этому закону расходятся. Поэтому, несмотря на то,      
что в зале нас мало, я прошу вас внимательно послушать аргументы, связанные с   
этим законопроектом.                                                            
                                                                                
Дело в том, что в соответствии с действующим Федеральным законом "О воинской    
обязанности и военной службе", статья 24, пункт 2, правом на получение          
отсрочки от призыва на военную службу обладают граждане, имеющие высшее         
педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических             
должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную         
аккредитацию негосударственных сельских образовательных учреждениях, на время   
этой работы. То есть, если говорить немножко более простым языком, учителя      
сельских школ имеют право на отсрочку от призыва в армию. Суть предложения,     
которое вносится на рассмотрение, в том, чтобы распространить это право на      
отсрочку на всех учителей-мужчин, в том числе на тех, кто работает в            
городских школах.                                                               
                                                                                
Я думаю, все вы отлично знаете, что в школах существует нехватка педагогов, в   
первую очередь педагогов-мужчин. Я могу вам привести некоторые статистические   
данные. По сведениям Министерства образования, по состоянию на 1 октября 1999   
года, то есть два года назад, количество педагогов-мужчин в школах России       
составляло менее 15 процентов от общего числа педагогов. И со временем эта      
тенденция, эта ситуация ухудшилась. По данным министерства на май 2001 года,    
педагогов-мужчин стало еще меньше - всего лишь 12,7 процента. А если взять      
абсолютные числа, то они еще более, на мой взгляд, тревожны. По сведениям       
Министерства образования, из общего числа педагогических работников (чуть       
больше 1 миллиона человек работает в школах и в школах-интернатах на            
педагогических должностях - 1 010 196 человек) количество мужчин (вот те        
самые 12,7 процента) составляет 128 тысяч. По молодым мужчинам призывного       
возраста (до 28 лет), к сожалению, у нас нет статистики, но есть статистика в   
Министерстве образования по молодым мужчинам до 30 лет. Так вот, молодых        
мужчин в школах работает всего лишь 19 200 человек. 19 тысяч мужчин молодого    
возраста работают в школах учителями во всей России.                            
                                                                                
Я думаю, все мы понимаем, что это создает проблемы в школе, создает проблемы    
с воспитанием, в том числе и с военно-патриотическим воспитанием, и вообще      
школа без учителей-мужчин - это как неполная семья. Учителей-мужчин в школах    
мало, а вот реальные педагогические достижения учителей-мужчин очень высоки.    
Например, среди участников и победителей конкурса "Учитель года", других        
профессиональных конкурсов доля педагогов-мужчин значительно выше указанных     
12 процентов. Это значит, что педагоги-мужчины могут вносить гораздо более      
серьезный вклад в качество обучения в нашей школе.                              
                                                                                
Мы предлагаем распространить отсрочку от призыва на учителей. Я надеюсь, что    
в случае принятия этого предложения это будет способствовать привлечению        
абитуриентов-мужчин в педагогические вузы. Это будет способствовать и           
привлечению мужчин, имеющих педагогическое образование и находящихся в          
молодом возрасте, в школы для того, чтобы учить наших детей. Я думаю, что       
особенно актуальной будет эта поправка до принятия мер по переводу армии на     
контрактную основу, по полному переводу армии на контрактную основу.            
                                                                                
Я хочу также сказать, что эта поправка обсуждалась в Российском общественном    
совете "Развитие образования" и была поддержана там. За нее выступают           
представители разных политических сил. И в августе, вы знаете, было заседание   
Госсовета, на котором обсуждались вопросы реформирования образования. Так       
вот, в докладе рабочей группы, который там обсуждался и был одобрен,            
предложение о введении отсрочки от призыва для учителей также было              
поддержано. И поэтому я очень надеюсь, что сегодня Дума сможет принять этот     
очень маленький по форме, но очень значимый по содержанию закон.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович, присаживайтесь.          
                                                                                
Содокладчик - член Комитета Государственной Думы по обороне Евгений             
Алексеевич Зеленов.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Алексеевич.                                                 
                                                                                
ЗЕЛЕНОВ Е. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Как уже было   
сказано докладчиком, проектом федерального закона "О внесении изменений в       
статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"         
предлагается предоставить отсрочку от призыва на военную службу гражданам,      
имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на             
педагогических должностях в городских образовательных учреждениях. Что          
касается работников сельских учреждений, то в соответствии с действующей        
редакцией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" им      
такое право предоставлено.                                                      
                                                                                
Необходимо обратить внимание на то, что норма, предоставляющая право на         
отсрочку от призыва на военную службу педагогическим работникам сельских        
образовательных учреждений (причем так же как, и постоянно работающим врачам    
в сельской местности), обусловлена крайне сложной ситуацией в обеспечении       
села учителями и медицинскими работниками. По этой же причине цель              
предоставления права на отсрочку от призыва на военную службу этим категориям   
граждан определяется не необходимостью поддержания системы образования          
вообще, а необходимостью поддержания системы образования именно на селе. И      
поэтому неясно, почему военная служба по призыву рассматривается субъектом      
права законодательной инициативы в качестве препятствия увеличению              
педагогических кадров вообще и увеличению в них доли педагогов-мужчин в         
частности. Ведь гражданину, получившему соответствующее профессиональное        
образование, ничто не мешает работать по специальности и после прохождения      
военной службы по призыву, если у него есть на то желание и, главное,           
призвание. Служить после высшего учебного заведения ему предстоит всего один    
год.                                                                            
                                                                                
Комитет по обороне, да, я думаю, и большинство депутатов Государственной        
Думы, поддержат любую инициативу, направленную на улучшение системы             
образования, и в первую очередь на увеличение ее финансирования, с тем чтобы    
молодые учителя получали достойную зарплату. И не пойдут тогда молодые          
педагоги после окончания вузов в коммерческие структуры. Но пытаться решать     
проблемы образования за счет национальной обороны, я считаю, крайне неверно.    
Нерешенных вопросов в национальной обороне и так очень много.                   
                                                                                
Кроме того, комплектование образовательных учреждений педагогическими кадрами   
из числа мужчин, не прошедших военную службу, не может не сказаться негативно   
на качестве обязательной подготовки в школе, включая и военно-патриотическое    
воспитание. Чему может научить преподаватель, не прошедший службу, молодых      
ребят? Я думаю, что после прохождения службы он будет на голову выше. И очень   
важно помнить, что принятие закона приведет к оттоку мужчин-учителей из села.   
Ведь отсидеться от призыва в Вооруженные Силы лучше в городе, чем в селе. И     
мы не решим проблемы в сфере образования, но окончательно загубим образование   
на селе. Также, мы считаем, целесообразно рассмотреть вопрос прохождения        
выпускниками вузов альтернативной гражданской службы по полученной              
специальности при принятии федерального закона об альтернативной гражданской    
службе.                                                                         
                                                                                
На законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской            
Федерации. С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по обороне     
рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич, не уходите с трибуны.        
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли у вас вопросы к докладчикам? Нет вопросов, да?     
Нет вопросов.                                                                   
                                                                                
Присаживайтесь, Евгений Алексеевич.                                             
                                                                                
Запишитесь, пожалуйста, на выступления. Несколько человек изъявляют желание     
выступить. Пожалуйста, запишитесь.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, восемь человек.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Абраменков Дмитрий Николаевич.                              
                                                                                
АБРАМЕНКОВ Д. Н. Я выступаю от имени комитета. Наш Комитет по образованию и     
науке поддерживает данный законопроект. Мы считаем, что учитель-мужчина в       
школе тоже будет способствовать воспитанию будущих защитников Родины. А вы      
прекрасно знаете, какие трудности испытывает сегодня городская школа, так же    
как и сельская.                                                                 
                                                                                
Поэтому наш комитет поддерживает и просит принять данный законопроект.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Крутова.                              
                                                                                
КРУТОВА В. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Считаю, что отклонить данный законопроект ни в коем случае нельзя, это          
непозволительная роскошь для нашей страны. После хлеба для человека на втором   
месте школа. И на сегодняшний день далеко не каждый может работать в школе,     
работать качественно, так, как надо. Мужчин там нет. Кадров нет вообще,         
мужчин - в частности. Поэтому если мы поддержим данный закон, если наши         
славные мужички задержатся в школе (они же должны и семьи свои кормить, а       
зарплата там мизерная) и если мы будем способствовать тому, чтобы молодые       
люди шли в педагогические институты, а те, кто закончил, не уходили из школы,   
мы сделаем доброе дело для нашей страны.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Леонтьев.                                                               
                                                                                
ОВЧИННИКОВ Н. А., депутатская группа "Народный депутат".                        
                                                                                
Овчинников по карточке Леонтьева.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, позиция Комитета по обороне по этому вопросу понятна. В то   
же время каждый из нас, я думаю, убедился, что реальная угроза нашей            
безопасности - это безнадзорность, это правонарушения среди                     
несовершеннолетних, это формирование поколения детей, теряющих интерес к        
жизни. Сегодня мы говорим о необходимости чрезвычайных государственных мер по   
борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи. И эти меры   
должны осуществляться в школе. А для школы проблема проблем - это               
учитель-мужчина. Кстати говоря, в дореволюционной России освобождение от        
воинской повинности было в числе льгот, к слову, и другие льготы из этого       
списка - богатый материал для сравнения.                                        
                                                                                
Сегодня в школе рады любому существу мужского пола. В Свердловской области на   
протяжении последних лет количество педагогов-мужчин не превышает 11            
процентов. Дело доходит до того, что дети слово "завуч" пишут с мягким          
знаком, потому что для них это существительное женского рода. Но даже и эти     
11 процентов - это преподаватели ОБЖ, как правило, трудовик и в лучшем случае   
учитель физкультуры. В моем родном городе Екатеринбурге, городе с миллионным    
населением, в школу за последние три года на педагогические должности принято   
всего лишь двенадцать ребят - выпускников педвуза. Мы воспитываем поколение     
инфантильных мужчин, которые не способны не только страну - и себя-то           
защитить. И в этом смысле с точки зрения национальной безопасности нам очень    
важно вернуть мужчину-учителя школе.                                            
                                                                                
Кстати говоря, мы все внимательно следили за работой Государственного совета,   
занимавшегося проблемами образования. И там ведь тоже говорилось о              
необходимости отсрочки от призыва в ряды Вооруженных Сил для выпускников        
учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших         
педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с        
полной учебной нагрузкой. Кое-кто боится, что в школу хлынет поток молодых      
людей, желающих отмазаться от армии. Пусть хлынет, школе будет из кого          
выбирать. А абсолютно непригодных к педагогической деятельности, я убежден,     
школа отторгнет сама. Спорить же с позицией представителей Комитета по          
обороне, что человек, не прошедший срочную службу в армии, не сможет            
нормально преподавать и обучать детей химии или физике, здесь, я считаю, не     
нужно.                                                                          
                                                                                
Я призываю вас проголосовать за этот закон.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кокошин Андрей Афанасьевич.                   
                                                                                
КОКОШИН А. А., фракция "Отечество - Вся Россия".                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я имел в свое время           
возможность взглянуть на эту проблему и с позиции Министерства обороны, и с     
других позиций, с позиции образовательного сообщества. Я могу сказать, что,     
например, призыв в армию выпускника педагогического вуза, выступающего потом,   
скажем, в роли мотострелка, - это непозволительная роскошь для нашего           
общества, и в том числе, я считаю, для Вооруженных Сил. А использование         
выпускников педагогических вузов, например, в технических войсках совершенно    
бессмысленно, потому что они не обучены в большинстве своем соответствующим     
техническим навыкам. Так что КПД использования такого рода призывников в        
Вооруженных Силах - на уровне паровоза Ползунова.                               
                                                                                
Что касается положения школ, то об этом уже коллеги достаточно красноречиво     
говорили. А зарплаты даже после повышения, намеченного нами на 2002 год и уже   
заложенного в бюджет и одобренного Президентом, Госсоветом, все равно не        
решат проблему привлечения на работу в школы мужчин-преподавателей. Это для     
нас единственный реальный шанс предотвратить ту ситуацию, когда у нас в школе   
практически не останется учителей-мужчин.                                       
                                                                                
Я считаю, что для нас даже с точки зрения интересов обороноспособности,         
безопасности страны важно иметь как можно больше мужчин в школе. Мы должны      
помнить, как в свое время в Германии говорили, что победу над Францией,         
например, обеспечил прусский учитель. Так и нам в конечном итоге, чтобы         
одержать победу над теми противниками, с которыми нам еще предстоит иметь       
дело, надо обеспечить прежде всего высокий уровень образования и                
предотвратить, я прошу прощения, все-таки феминизацию нашей школы. Я            
предлагаю проголосовать за эту поправку.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Николаевич Родионов.                     
                                                                                
РОДИОНОВ Ю. Н., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, нам надо думать о привлечении мужчин в педагогику,           
используя в первую очередь экономические рычаги. Чему действительно может       
научить детей мужчина, не служивший в армии? О каком патриотическом             
воспитании детей может идти речь? Ведь учитель у нас в первую очередь - это     
воспитатель, а не предметник. Ну почему мы должны продолжать делать нашу        
армию рабоче-крестьянской? Почему нам нельзя сделать так, чтобы в казарме был   
интеллигентный парень с высшим образованием, который своих товарищей по         
службе воспитал бы? И, Андрей Афанасьевич, у нас редко мотострелками            
назначают. Я не знаю, кто его мотострелком назначит. Как правило, там не        
хватает этого интеллекта, и чтобы его водителем или мотострелком назначить -    
это нонсенс.                                                                    
                                                                                
Действующее законодательство не спасает от службы в армии сельских учителей.    
А привлечение в село учителей, как мужчин, так и женщин, нам необходимо.        
Поэтому надо действовать через экономические рычаги. Я думаю, что необходимо    
голосовать против этого законопроекта.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дорогин Валерий Фёдорович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ДОРОГИН В. Ф., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, я хочу обратить очень серьезное внимание на эту проблему.   
Первое. Я хотел бы сказать, что армия не пугало и пугать ею не стоит. Второе.   
Мы должны понимать, что в 18 лет воспитательный процесс не прекращается. И в    
армии, и на флоте тоже нужны учителя. Приведу вам конкретный пример. Войска и   
силы северо-востока России всего на 50 процентов укомплектованы                 
офицерами-воспитателями. Сейчас нет училищ, которые выпускали бы                
офицеров-воспитателей, они полностью сокращены.                                 
                                                                                
Я провел эксперимент... Товарищи, я прошу внимания! Я провел в войсках          
эксперимент следующего содержания. Просто попросил педагогический институт      
Камчатки - и пришли служить семеро ребят. Один из них через год                 
демобилизовался, а из пятерых получились прекрасные офицеры-воспитатели, им     
было присвоено звание лейтенантов, еще один остался корреспондентом в           
"Тихоокеанской вахте". Да, это сложный и трудный процесс, но человека в 18      
лет надо воспитывать.                                                           
                                                                                
В 1999 году было призвано в войска и силы северо-востока 4,5 тысячи молодых     
ребят. 29 оказались полностью безграмотными, не умели читать и писать. Вот      
эти же учителя занимались с ними в течение полугода. А в отдаленных             
гарнизонах у нас отсутствуют учителя всех направлений. Конкретный пример:       
вечер, бригада подводной лодки; матрос ведет предмет иностранного языка,        
матрос ведет предмет биологии, матрос ведет предмет литературы и русского       
языка.                                                                          
                                                                                
Так вот, я еще раз обращаюсь к вам. Конечно, с точки зрения популистской        
можно проголосовать за эту поправочку, но с точки зрения продолжения            
воспитательного процесса... Я бы просил отнестись очень серьезно к этому и      
проголосовать против.                                                           
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яркин Лев Николаевич.                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не вместо Яркина... Все, кто записался, выступили. Если   
есть желание у кого-то выступить по мотивам голосования - два слова, но по      
мотивам.                                                                        
                                                                                
Депутат Пашуто. Пожалуйста, Владимир Ростиславович.                             
                                                                                
ПАШУТО В. Р., Агропромышленная депутатская группа.                              
                                                                                
Спасибо. Именно по мотивам.                                                     
                                                                                
Я просто обращаюсь ко всем как учитель, который проработал в школе более 20     
лет. Я знаю, что такое учитель и что сегодня надо для школы. А сегодня          
проблема кадров для школы - это очень серьезно. И я бы попросил сегодня,        
наоборот, проголосовать за данный законопроект, потому что он действительно     
укрепляет образовательную функцию школы. Это очень важно. Ну и мы этим самым    
сделаем подарок ко Дню учителя.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Депутат Чехоев. Только по мотивам, Анатолий Георгиевич.                         
                                                                                
ЧЕХОЕВ А. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Именно по мотивам.                                                              
                                                                                
Ну, я бы как раз в противовес Пашуто... Дело в том, что у нас сегодня из 10     
человек призывают только двух человек. "Московский комсомолец" советует, как    
косить от армии... Армия у нас должна быть не каким-то отстойником общества,    
там действительно должен быть нормальный психологический и моральный климат.    
И я не думаю, что спасение школы будет в том, что мы не будем призывать         
ребят. Туда призывать надо экономическими методами, а не такими методами, как   
мы сейчас собираемся решать вопрос. Как бывший офицер, я прошу, чтобы           
проголосовали против этого предложения, так как ничего хорошего это не          
принесет.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемые коллеги.                               
                                                                                
Представитель Правительства желает выступить? Пожалуйста, Логинов Андрей        
Викторович.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я просто       
хотел бы напомнить статью 59 Конституции Российской Федерации, в соответствии   
с которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Я думаю, что многие соображения, которыми будут руководствоваться депутаты      
при голосовании, будут вытекать как раз из понимания этой статьи Конституции,   
потому что она дает только единственное исключение в отношении граждан: если    
их убеждения или вероисповедание противоречат несению военной службы, им        
предлагается альтернативная служба, закон о которой, к сожалению, до сих пор    
еще не принят.                                                                  
                                                                                
Что еще хотелось бы сказать в этой связи? Действительно, речь идет не о         
количественном составе той категории, которая будет подлежать освобождению от   
призыва в армию. По подсчетам на весну этого года, их количество составляло     
600 человек. Мы не исключаем, что, конечно, это количество возрастет. Но не     
забывайте, что принятие подобного закона создаст очень нехороший прецедент.     
Для кого-то он, может быть, очень выигрышный с точки зрения популизма. Но это   
будет прецедент, потому что следующими будут врачи, далее будут идти            
работники социальных служб, артисты, пианисты, художники и так далее. В         
результате мы получим сплошное исключение из закона "О воинской обязанности и   
военной службе".                                                                
                                                                                
Поэтому Правительство выступает против данного законопроекта и выступает за     
то, чтобы действительно учитель, который придет учить, мужчина, который         
придет учить детей в школу, имел за плечами не только авторитет своих знаний,   
но и авторитет человека, который выполнил свой гражданский долг перед           
обществом, перед страной.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента желал бы высказаться? Нет.                             
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово, Александр Владимирович Шишлов. С места, да.   
                                                                                
ШИШЛОВ А. В. Уважаемые коллеги, как я и говорил, законопроект очень простой,    
но споры очень жесткие. Мне не понятно, честно говоря... очень странно          
слышать слова о популизме, когда мы говорим о школе и об учителе. Давайте       
все-таки взвешивать свои слова, когда мы произносим их в Государственной        
Думе.                                                                           
                                                                                
Я понимаю, когда звучат аргументы о том, что такая простая поправка, такая      
простая мера не решит проблем школы. Разумеется, не решит, разумеется, нужно    
повышать зарплату. Даже то повышение, которое предстоит, поднимает зарплату     
учителей до таких сумм, которые просто стыдно произносить вслух. Конечно,       
нужно повышать зарплату, конечно, нужно привлекать дополнительные финансовые    
ресурсы. Но преимущество предлагаемой меры как раз в том, что здесь не          
требуется никаких финансовых ресурсов, а требуется всего лишь политическая      
воля, требуется демонстрация того, что действительно государство,               
Государственная Дума считают приоритетом. Если мы считаем приоритетом           
развитие образования, поддержку школы, - мне кажется, сомнений быть не          
должно. Мы должны поддержать этот закон.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Алексеевич Зеленов, пожалуйста.                   
                                                                                
ЗЕЛЕНОВ Е. А. Я просто уверен, что этим законом сделали еще одну лазейку для    
"косящих" от армии. Это, безусловно, так, потому что отсидеться, тем более в    
городе, намного проще и легче. Поэтому эта поправка должна быть исключена.      
Сегодня высказывалось очень много депутатов. Конечно, конституционная           
обязанность - это долг каждого человека.                                        
                                                                                
Ну и последнее. Уважаемые коллеги, сейчас все-таки разработан законопроект об   
альтернативной гражданской службе. Я глубоко убежден, что выпускники вузов      
должны после окончания проходить, если они не хотят служить в армии,            
альтернативную службу по своей специальности. Вот и пожалуйста - мы             
предоставим фронт для использования способностей наших ребят в школах. Я        
думаю, что это будет очень верный ход.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, обмен мнениями состоялся. Ставлю на голосование. Кто за     
то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              184 чел.             40,9%                        
Проголосовало против           41 чел.              9,1%                        
Воздержалось                    8 чел.              1,8%                        
Голосовало                    233 чел.                                          
Не голосовало                 217 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 86

05.04.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу гражданам, работающим на педагогических должностях в городских образовательных учреждениях; внесен депутатом Государственной Думы А. В. Шишловым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 710 по 723 из 6652
ЗЕЛЕНОВ Е. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
По карточке Шубы - Зеленов.                                                     
                                                                                
Геннадий Николаевич, вместо законопроекта под пунктом 12 прошу рассмотреть      
законопроект под пунктом 16. Обоснование - при обсуждении.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поменять местами?                                         
                                                                                
ЗЕЛЕНОВ Е. А. Нет, я объясню.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, хорошо.