Заседание № 137
О проекте федерального закона № 380323-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части установления порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Докладывает Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект во втором чтении. Мы достаточно подробно обсуждали суть этого проекта закона, когда рассматривали его в первом чтении. Поступило семнадцать поправок, все они рекомендуются к принятию, отклонённых поправок нет. В основном поправки носят юридико-технический и лингвистический характер, но есть и ряд существенных поправок, в частности это касается прежде всего срока введения закона в действие - не с 1 января, а с 1 февраля. Ну, это понятно, это даёт возможность более комфортно, так сказать, подготовиться к принятию закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, спасибо, не надо комментировать поправки, если нет вопросов. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 10 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Алексей Валентинович, пожалуйста. Микрофон включите. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, проведены и юридико-техническая, и лингвистическая экспертизы, всё готово к рассмотрению в третьем чтении. Просьба поставить законопроект на голосование также и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
И 41-й - второе и третье чтения. Выносим на "час голосования".
Пункт 41, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 19 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 28 чел.6,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Во втором чтении принят. Есть ли выступления по мотивам в третьем чтении? Есть. Илья Владимирович Пономарёв. Илья Владимирович, выступление от фракции у вас? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция? Нет. Извините, Илья Владимирович, по мотивам только выступления от фракций. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 55 сек.) Проголосовало за 268 чел.59,6 % Проголосовало против 23 чел.5,1 % Воздержалось 7 чел.1,6 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 135
О проекте федерального закона № 380323-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части установления порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Далее идут законопроекты первого чтения. 18-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Андрей Константинович Луговой, пожалуйста. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" разработан в целях совершенствования механизмов защиты общества от противоправной информации. Под такой информацией понимается информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, к осуществлению экстремистской деятельности, к разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, к участию в террористической деятельности, а также к участию в публичных мероприятиях, которые проводятся с нарушением установленного порядка. Законопроектом предлагается дополнить закон статьёй 15-3, которая определяет порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, распространяющим противоправную информацию. Предполагается, что генеральный прокурор или его заместители вправе обращаться в уполномоченный орган с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, который распространяет подобного рода информацию. После получения заявления от генпрокурора или его заместителей уполномоченный орган незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по немедленному ограничению доступа к информационному ресурсу или к размещённой на нём противоправной информации, определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-коммуникационной сети информационного ресурса, на котором содержится подобная информация, и направляет провайдеру хостинга уведомление о принятии мер по удалению такой информации. Оператор связи после получения по системе взаимодействия требования уполномоченного органа обязан незамедлительно ограничить доступ к такого рода информационному ресурсу, в том числе к сайту, или к незаконно размещённой на нём информации. На основании полученного от уполномоченного органа уведомления провайдер хостинга извещает владельца информационного ресурса об обязанности незамедлительно удалить незаконно размещённую информацию или принять меры по ограничению доступа к ней. В случае исполнения владельцем информационного ресурса данной обязанности он уведомляет об этом уполномоченный орган, который после получения такого уведомления незамедлительно принимает меры для возобновления доступа к информационному ресурсу. Таким образом, создаётся реально работающий механизм защиты общества от противоправной информации, распространяемой в Интернете, призывающей к массовым беспорядкам, к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, сеющей религиозную и национальную рознь. Безусловным элементом защиты прав и свобод граждан выступает субъект реагирования на распространение противоправной информации - только генеральный прокурор или его заместители, что исключает возможность злоупотребления при исполнении нормы. Прошу поддержать проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валентинович Митрофанов, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Андрей Константинович подробно изложил концепцию законопроекта. За последние полтора года это уже третий серьёзный законопроект, который касается ограничений в Интернете, но ограничений абсолютно оправданных. Во-первых, мы приняли, вы помните, закон, касающийся вредной информации в отношении детей, во-вторых, этим летом был принят антипиратский закон, 187-й, который тоже позволил блокировать ресурсы в порядке обеспечительных мер. И вот сейчас мы рассматриваем очень важный законопроект, представленный депутатом Луговым, который, не будучи членом нашего комитета, провёл большую работу, в том числе активно работал с Роскомнадзором. Механизм принятия решений подробно изложен Андреем Константиновичем. Речь идёт о том, что оперативно при возникновении опасности и подозрений сайты соответствующего содержания, в том числе экстремистского плана, где содержатся экстремистские призывы, могут блокироваться. То есть схема следующая: генеральный прокурор или его заместители обращаются в Роскомнадзор, который по системе взаимодействия передаёт соответствующие инструкции операторам связи, и те обязаны немедленно блокировать соответствующий информационный ресурс. Действительно, это нужно делать оперативно, потому что в современном мире всё больше и больше людей имеют доступ к быстрому Интернету, это всё будет расширяться и, я думаю, в ближайшие три - пять лет люди в самых отдалённых местах будут иметь доступ к быстрому Интернету. Следовательно, скорость принятия таких решений со стороны государственной власти тоже должна возрастать. Последние события в Бирюлёве показали, как быстро группы, которые действовали в экстремистском ключе, осуществили координацию своих действий, кстати говоря, используя один из очень популярных ресурсов, в названии которого есть слово "пробки", не буду называть этот ресурс. То есть они использовали не социальные сети, а даже вот такой ресурс, который совершенно для другого предназначен, причём координация происходила очень быстро. Поэтому необходимо немедленное реагирование и последующие твёрдые действия. Комитет поддерживает в первом чтении этот законопроект. Предполагается, что комитет рассмотрит и поправки к законопроекту, если, конечно, депутаты поддержат его в первом чтении. Нами подготовлены поправки, касающиеся технических вопросов, потому что тут есть нюансы. Допустим, необходимо уточнить, в течение какого срока оператор работает с хостингом: по проекту закона - в течение одного рабочего дня, мы предлагаем поточнее написать, что в течение суток, но это вопрос дискуссии на самом деле. То есть определённые поправки будут, безусловно, внесены в законопроект, если депутаты его поддержат. И я надеюсь, что достаточно быстро мы сможем принять этот закон, в течение этой сессии, оставшегося времени, с тем чтобы с 1 февраля он заработал. Сейчас пока в законопроекте речь идёт о 1 марта, но я думаю, что чем раньше появится этот закон, тем лучше. События, которые разворачиваются в различных странах, и у нас тоже, конечно, но особенно в различных странах, показывают, что закон надо принимать как можно быстрее. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Андрею Константиновичу вопрос. Скажите, пожалуйста, оценивали ли вы примерное количество таких уже размещённых призывов, комментариев и особенно статей? И ещё. Вы в своём законопроекте указываете, что это не потребует каких-то дополнительных средств, но нет ли здесь какого-то противоречия, ведь по факту мы видим, что уже сегодня огромное количество вот такого вредного мусора, можно сказать, - как же тогда реагировать? Не получится ли, что мы закон примем, но действия будут очень редкими, выборочными и всё останется как есть? Вот в этом смысле тогда, может быть, надо как следует проработать эти?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Константинович Луговой. ЛУГОВОЙ А. К. Спасибо. Ну, безусловно, прежде чем подготовить этот законопроект, мы неоднократно, много раз встречались с представителями Роскомнадзора, который на сегодняшний момент уже мониторит ситуацию, прежде всего в связи с ранее принятым законом о запрете детской порнографии, отслеживает информацию о суицидах, о распространении наркотиков и так далее. В Роскомнадзоре создана очень серьёзная закрытая информационная система, позволяющая достаточно оперативно взаимодействовать с органами исполнительной власти, которые тоже мониторят систему в этих областях и мгновенно реагируют. Дополнительных средств на то, чтобы этот закон работал, никаких не нужно, потому что система уже существует. Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ - у них есть такие обязанности - мониторят ситуацию, связанную с деятельностью экстремистской, террористической и так далее, и тому подобное. Вопрос будет касаться только технических деталей, когда рабочие кабинеты, связанные с Роскомнадзором, будут находиться в Генпрокуратуре, в МВД и в ФСБ, для того чтобы была оперативная реакция. Я здесь не вижу никаких противоречий, так как есть уполномоченные органы, которые обязаны за этим следить и мониторить ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Алексею Валентиновичу. Я думаю, вы согласитесь, что потери от информационных угроз, я бы даже сказал, от диверсий поистине огромны в нашей стране, хотя их, наверное, никто никогда не считал. Не кажется ли вам, что нужны какие-то специальные органы, которые смотрели бы, какая информация вкладывается в головы, особенно молодых людей, и к чему это приведёт с точки зрения безопасности России? Можно учесть опыт ряда стран: такие органы есть в Америке, в Швеции, в Японии, в Китае, во Франции. Не пора ли нам уже от отдельных законов переходить к какой-то комплексной программе и, кстати, не жалеть на неё денег, ибо потом можем потерять больше? Каково ваше мнение? МИТРОФАНОВ А. В. Ну, прежде всего скажу, что орган, который мониторит ситуацию оперативно, у нас есть - это Роскомнадзор, и вы знаете, что мы за последнее время дали ему немало функций, функции Роскомнадзора всё время расширяются, и вообще масштаб этого ведомства увеличивается, в том числе и в связи с принятием этого закона появятся новые функции. Но я понимаю, о чём вы говорите: речь идёт о несколько других вещах - о совете по этике (вспомним о том законе, который в 99-м году был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и ветирован Борисом Николаевичем Ельциным), о высшем совете по этике, так условно его назовём, то есть об органе, состоящем из общественно признанных экспертов, не из чиновников, который бы в целом оценивал ситуацию в средствах массовой информации, а сейчас уже и в Интернете. Действительно, соответствующие структуры создаются, не так давно в Англии была создана такая структура, которая имеет право штрафовать средства массовой информации в случае определённых отступлений от этических норм, в том числе разбирать конфликты внутри средств массовой информации. Я считаю, что нам тоже надо к этому идти, надо создавать такой орган. Поскольку количество конфликтов в информационной сфере всё время растёт, надо создать, наверное, специальный суд по информационным спорам или, если кто-то не хочет называть этот орган судом, высший совет. Можно вернуться к этому закону, который уже был принят, и изменить его с учётом новых интернет-реалий, потому что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос председателю комитета. Алексей Валентинович, то, что государство включает защитные механизмы, когда речь идёт об угрозе терроризма или о пропаганде наркотиков, сомнений не вызывает. У меня по-прежнему остаётся сомнение, кстати, относительно толкования экстремизма в связи с событиями в Бирюлёве: некоторые вот так однозначно заявляют, что там экстремистская деятельность и так далее, а на самом деле там огромное количество социально-экономических и иных проблем. Скажите, согласно этому закону кто будет определять, имеет ли место экстремизм, от кого пойдут первичные сигналы? МИТРОФАНОВ А. В. Речь идёт о генеральном прокуроре и его заместителях, они будут трактовать на самом высшем уровне ситуации, связанные с экстремизмом. Понимаете, в современном мире, пока мы будем рассуждать, что такое экстремизм, будут распространяться погромы, а они быстро распространяются! Мы понимаем, какие сейчас средства связи, это вам не советское время - тогда, правда, как мы помним, тоже десятки конфликтов были: печально известный Новочеркасск, или Осетия в начале 80-х, или Темиртау в конце 50-х, о котором ещё меньше говорят, где Брежнев давал команды соответствующие и где и убитые, и раненые были, - много ситуаций было, однако тогда не было таких средств информации, а сейчас это всё быстро полетит, моментально! И что, мы с вами будем сидеть и рассуждать, что есть экстремизм и так далее? Экстремизм - это призыв к насильственным действиям, призыв громить, бить, уничтожать! Все такие призывы отслеживаются, мы чётко отделяем их от публичной политической работы, где есть критика и прочее. Я думаю, мы все научились это делать - отделять одно от другого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня тоже к Алексею Валентиновичу вопрос. Вы знаете, вот эту информацию вредную, о которой мы говорим, конечно, не будут ни телевидение, ни радио распространять: что они, ненормальные что ли, не понимают, что сразу же окажутся под прицелом? Такая информация обычно распространяется в виде всевозможных листовок, которые расклеиваются повсюду - на выборах мы это уже проходили - при полном бездействии властей, то есть правоохранительных органов, потому что им это невыгодно: пусть поливают грязью неугодного, неудобного депутата или кого-то там ещё! Вот предусмотрена ли в законе ответственность как раз за то, что не разыскиваются именно информаторы, которые это безобразие творят? МИТРОФАНОВ А. В. Вы знаете, вопрос, который вы затронули, решается правоохранительными органами, они должны решать. То, что мы предлагаем, касается информационных технологий и информационных сетей. Понимаете, сейчас не листовки, а современные гаджеты становятся основным средством передачи информации, и человек получает информацию со всего мира моментально. У него в руках телефон, в котором всё есть, скоро будет и пластиковая карта, кстати говоря, с помощью которой все платежи можно будет делать, - так вообще с одним телефоном везде можно будет ходить! Естественно, в таких условиях мы тоже должны учитывать в законодательстве применение высоких технологий. Мы хотим действовать на опережение и понимаем, что действовать надо в сети Интернет. Как действовать? Дать Роскомнадзору дополнительные полномочия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Алексей Валентинович, к сожалению, ваше определение экстремизма никак не соответствует тому, что написано в законе "О противодействии экстремистской деятельности". Вы правильно заметили, что в современном мире сигнал, то есть сигнал в кабельных, оптоволоконных сетях, распространяется со скоростью примерно 300 тысяч километров в секунду. Как вы знаете, многие боевики располагали свои сайты на серверах в государствах, которые нам недружественны, и делают так до сих пор. В этом случае генпрокурор куда будет отправлять представление: премьер-министру Литвы или Латвии? МИТРОФАНОВ А. В. Вы знаете, представление о том, что соответствующими органами и организациями зарубежных стран не ведётся такая работа, неправильное. Генеральный прокурор обращается в Роскомнадзор, который имеет серьёзные связи, в том числе с соответствующими регуляторами в разных странах. Я вам могу сказать, что там практически вице-президент корпорации "Google" на связи находится, - если надо будет, то в Нью-Йорке эти вопросы будут решены, даже в Нью-Йорке, понимаете? Сейчас не то время, чтобы соответствующие организации работали в изоляции, их задачи пересекаются, у них есть связи, так что вопрос может быть решён. Другое дело... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Константинович, вы хотите что-то добавить? ЛУГОВОЙ А. К. Да, я хочу добавить, ответить на вопрос. Не надо забывать, что для социальных сетей и для тех провайдеров хостинга, которые размещают те или иные сайты, это прежде всего бизнес, они зарабатывают на этом деньги и никто не заинтересован в том, чтобы создавать для своего бизнеса трудности. Я должен сказать, что Роскомнадзор активно работает со всеми социальными сетями. Как раз социальные сети - это наименьшая степень риска с точки зрения глобальной такой блокировки, потому что там достаточно всё серьёзно администрировано, там люди прекрасно разбираются в законах. При получении сигнала от Роскомнадзора они сами, даже без оператора связи, сразу блокируют те или иные страницы, потому что для них это весьма и весьма важно. То же самое касается и "Твиттера", и "Google", и всех остальных. Как правило, взаимодействие налажено и они действуют достаточно быстро и оперативно. Если же какой-то провайдер хостинга будет отказываться это делать, тогда ему будет вообще заблокирован вход на территорию Российской Федерации, а это значит, что добропорядочные сайты, которые пользуются этим провайдером хостинга, наверняка найдут более приличные места, где им разместиться, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо. Алексей Валентинович, вы предлагаете расширить перечень оснований для внесудебной, подчёркиваю, досудебной блокировки сайтов, получается, что не суд будет определять, экстремистский ли материал, призывает ли он к чему-то, а прокурор. Вы прекрасно понимаете, что это значит. Вот, например, вчерашний случай: я призывал людей прийти на народный сход в поддержку широкой амнистии - закончилось это всё задержаниями. Вы же понимаете, что завтра прокурор может признать публикацию в моём блоге призывающей к каким-то массовым беспорядкам. Тем более у нас есть прецедент - ситуация 6 мая на Болотной: одни считают, что это беспорядки, а эксперты совета по правам человека при президенте считают, что никаких беспорядков не было. Вопрос такой: вы не считаете, что это просто противоречит Конституции - дать возможность именно прокурорам определять, является материал экстремистским или не является? МИТРОФАНОВ А. В. Я считаю, что это не противоречит Конституции. Да, действительно, это расширяет перечень оснований, по которым можно блокировать ресурсы, но все эти основания абсолютно понятные, внятные. Вы будете разбираться с генеральным прокурором потом, вот и всё. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИТРОФАНОВ А. В. Да, после того, как заблокируют ресурс. Это же не лишает вас возможности пойти в суд доказывать свою правоту. Но сегодня ситуация такая, что это через двадцать минут надо сделать. Если идут триста человек куда-то, в каком-то направлении, - вы что, будете рассуждать о Конституции? Ну вы понимаете, это особая ситуация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И. Вопрос председателю комитета. Алексей Валентинович, вы большой специалист во всех этих вопросах, хотелось бы обсудить вот такой конкретный момент. Есть такой информационный ресурс - YouTube, и вы знаете, какие информационные сюжеты там периодически проскальзывают. Это происходит на протяжении последних года-двух, а если посмотрите сюжеты, которые были два-три месяца назад, то увидите, что там есть просто ужасные кадры, которые наверняка травмируют психику не только детей, но и взрослых и которые определённо подпадают под статью об экстремизме. Сейчас мы говорим о том, что закон скоро вступит в силу. Скажите, он конкретно на этот ресурс повлияет, то есть нам удастся закрыть эту информацию, чтобы наши граждане не видели то, что там размещается? Спасибо. МИТРОФАНОВ А. В. Вы знаете, я не буду касаться отдельных ресурсов, выступая с этой высокой трибуны, тем более что, вы понимаете, это коммерческий ресурс, то есть любое произнесённое слово будет в ту или иную сторону влиять на то, что будет происходить с этим ресурсом, но в целом могу вам сказать, что Роскомнадзор работает и с этим ресурсом, и с другими ресурсами, и ситуация меняется по сравнению с тем, что было полтора года назад, я думаю, вы можете отметить серьёзные положительные изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Спасибо. У меня вопрос к Андрею Константиновичу. Скажите, как будет защищена информация, вполне законная, но неугодная действующей власти, от ограничения доступа? Как я понял из обсуждения, провайдеры и держатели сайтов будут сами ограничивать доступ к той или иной информации. Не получится ли так, что, как говорится, обжёгшись на молоке и дуя на воду, они придут к самым нелепым решениям? И как будет тогда информация защищена? Ну и что же всё-таки натолкнуло вас на эту идею, чего не хватает в действующем законодательстве, чтобы с помощью решений судов блокировать или ограничивать доступ к тем или иным информационным ресурсам? Приведите пример. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Константинович Луговой. ЛУГОВОЙ А. К. Спасибо за вопрос. Ещё раз обращаю внимание, что речь идёт об ограничении доступа по совершенно конкретным пяти пунктам, которые я перечислил, не буду повторять. Это первое. Второе. Заявления в Роскомнадзор отправляет очень ограниченный круг лиц: генеральный прокурор и его заместители, которые, таким образом, несут персональную ответственность за принятие того или иного решения, что и заставит их лишний раз задуматься. Говорить о том, что неугодно что-то власти, тем более смотря какой власти, - это вопрос субъективный и риторический. Мы чётко предлагаем ограничить доступ в случае получения противоправной информации и обозначаем пять пунктов и конкретных людей, которые принимают решение. Что касается того, что меня натолкнуло на идею, - натолкнула меня обеспокоенность безопасностью государства Российского. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, вот выступал уважаемый председатель комитета, и меня просто порадовало, что есть такая тесная связь с руководством ведущих коммуникационных информационных сетей. Пожалуйста, Алексей Валентинович, свяжитесь с руководством "Google", "Euronews", "BBC" и так далее, чтобы они не так тенденциозно освещали ситуацию на Украине, а то мы там во всех смертных грехах обвинены, а вот они получаются такими белыми и пушистыми. Это первое. Второе. Вы знаете, вот это закручивание гаек - вам-то зачем всё это надо? Вы же и так можете без суда и следствия грузовиком раздавить неугодного человека - что вы мучаетесь и закон сюда притягиваете? Если прокурор будет определять - это абсолютно незаконная вещь! Может, ему показалось, может, он с утра с женой поругался. Я завтра на вашей странице размещу какой-нибудь комментарий, и вашу страницу закроют, если ваш провайдер находится на территории России, а если он находится там же, где некоторые интересные сайты, связанные с южными регионами (я не буду называть), то никого мы не заставим ничего абсолютно сделать! И чхать они хотели на все предписания Роскомнадзора! И вы не найдёте в оптико-волоконном кабеле линию, по которой идёт именно эта информация. Что касается успехов в борьбе со всеми этими вещами, о которых вы говорили, наберите сейчас в любом поисковике слова "детское порно" и поглядите, сколько покажут вам адресов. Вот успех вашей борьбы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое. Когда Алексей Валентинович сказал, что именно генпрокурор будет заниматься мною, это прозвучало как-то даже как угроза, мы даже здесь поулыбались немножко. Вы знаете, меня, честно говоря, удивляет вот это постоянное желание запрещать, запрещать публиковать информацию. Неужели вы думаете, уважаемые коллеги, что с помощью законов вы сможете побороть вот эту армию креативных, умных пользователей Интернета? Вы думаете, не придумают каких-то других слов? Или не смогут публиковать слова с ошибками, которые не будут подпадать под понятие экстремизма? Вместо мата даже сейчас, обратите внимание, просто по-другому пишут слова, например, вместо известного слова из трёх букв пишут "пуй", для всех это понятно, но под действие закона это уже не подпадает. Слова просто будут писаться по-другому, и поэтому это не будет подпадать под действие закона. Поэтому любые призывы... Невозможно помешать самоорганизации граждан, просто невозможно! Но принятие этого закона приведёт к тому, что пострадают добропорядочные владельцы различных сайтов. Вы расширяете перечень оснований для внесудебной блокировки, но посмотрите, вот был принят антипиратский закон, и уже есть статистика, опубликованная на сайте проекта "РосКомСвобода": заблокировано уже тридцать пять тысяч добропорядочных сайтов, которые не имеют никакого отношения к пиратству. Дальше. Я уже говорил о том, что мы по-разному трактуем те или иные события. Например, кто-то считает, что на Болотной площади были массовые беспорядки, но есть множество заключений экспертов, которые считают, что никаких массовых беспорядков не было. Потом, у нас постоянно меняется содержание понятия "экстремизм", мы туда всё время пытаемся что-то включить, поэтому сегодня одно будет признаваться экстремизмом, завтра - другое. При этом мы даём возможность не судам определять, что является экстремизмом, а что является призывом к массовым беспорядкам, - мы даём такую возможность прокурорам. Действительно, как уже было правильно сказано, ну, проснётся генпрокурор завтра в другом настроении, или ему что-то покажется, или ему, может быть, кто-то позвонит по телефону - и что, будем блокировать любой призыв прогуляться по Болотной площади или по Красной площади? И если там будут происходить какие-то события, мы будем блокировать ресурсы добропорядочных владельцев? Я считаю, что это противоречит Конституции, во-первых, а во-вторых, это не решает те задачи, которые ставят авторы, потому что всё равно самоорганизации помешать невозможно, и в принципе, мне кажется, это создаёт не очень хорошую славу парламенту, который в последнее время постоянно что-то запрещает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Юрьевич Маркелов. МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы обсуждаем очень важный законопроект, и я хотел бы сейчас обратить ваше внимание на то, что наш уважаемый коллега-депутат Дмитрий Гудков, будучи законодателем, по сути, даёт сейчас справку, информацию о том, что надо делать, чтобы нарушать закон, говоря: мы делаем всё возможное для того, чтобы этот закон нарушить, придумываем различные способы и методы. Вот эта ситуация, когда сам, подчёркиваю это, законодатель провоцирует всю систему для того, чтобы потом говорить, что его преследует генеральный прокурор, является вопиющей! Это глупость полная! И когда Митрофанов об этом говорил, он говорил о законопроекте вообще, не имея в виду Гудкова. Я прошу вас обратить на это внимание, и не просто сделать замечание - я уверен, что в таких случаях должно выноситься общее порицание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Представитель правительства? Андрей Константинович? Андрей Константинович Луговой. Включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К. Спасибо. Спасибо, коллеги, за внимание к законопроекту. Я несколько слов скажу, отвечу оппонентам насчёт Конституции. Вот лично я глубоко убеждён, что ценность прав и свобод граждан не означает недопустимости вмешательства государства в права граждан. Я хочу напомнить, что в части 3 статьи 55 Конституции чётко сказано: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Поэтому не вижу никаких противоречий с Конституцией. И хочу сказать следующее: в приличном обществе и при приличной власти понятия "экстремизм", "терроризм", "массовые беспорядки", "разжигание национальной розни" всегда воспринимаются так, как должны восприниматься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валентинович Митрофанов. Включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Я хотел бы два слова сказать, ответить выступавшим. Ну, во-первых, Сергей Владимирович, дать команду различным информационным ресурсам, которые вы перечислили, "Google", "Euronews" и так далее, никто не может, потому что они проводят свою редакционную политику. Это разные вещи - экстремистские призывы и редакционная политика отдельных изданий, давайте это будем разграничивать. А взаимодействовать по тем или иным экстремистским ситуациям можно, и это уже происходит, про это речь и идёт. Второе, Сергей Владимирович. Вы говорите: генеральный прокурор может поссориться с женой, поэтому мы не можем на него полагаться. А на обычного милиционера вы можете полагаться? А он имеет право по ориентировке забрать гражданина, между прочим! А следователь имеет право фактически вынести решение об аресте, задержать на какое-то время, так сказать, препроводить, вы понимаете? Фактически это происходит, а вы говорите: генеральному прокурору мы не хотим давать... У нас десятки, сотни, тысячи людей имеют право сажать! Имеют право сажать, да! Имеют, да, хоть вы не говорите... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИТРОФАНОВ А. В. Ну реально имеют, имеют! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИТРОФАНОВ А. В. Это я вам говорю: имеют право! А вы говорите про генерального прокурора! Что вы читаете? Препроводить, так сказать, на несколько часов задержать вас можно? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИТРОФАНОВ А. В. На три часа? Да, на три часа, и всё. Ну вот на те же три часа и блокируют, ну что вы рассказываете? Понимаете... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Андреевич! МИТРОФАНОВ А. В. ...конституционные вещи! И поэтому не надо, не надо здесь устраивать какое-то там... И ваши слова про то, что... Ведь и так могут грузовиком раздавить! Так для того, чтобы не давили грузовиком, и нужен этот закон, понимаете?! Чтобы блокировать изначально, чтобы профилактировать, а не бегать, как было у нас после матча с Японией, здесь рядом, когда в Думу бросали... В Думу бросали! Это как... порох! Пошло дело, как порох: в две секунды... Через двадцать минут уже били стёкла в Думе! А вы сидите здесь такие красивые все, потому что опыта нету. До свидания! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич, я напоминаю, что у вас, так же как у всех, есть кнопочка, которая называется "выступление". Нажмите, запишитесь и выступайте, хорошо? Выносим законопроект на "час голосования".
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 21 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.