Заседание № 178

12.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 380212-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части уточнения основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2350 по 2389 из 6658
Вернёмся к 11-му вопросу. Ещё раз зачитаю название: о проекте федерального      
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской   
Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Сергей               
Владимирович Кабышев.                                                           
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что          
законопроект уточняет принципы государственной политики и правового             
регулирования в сфере образования. Так, уточняется принцип гуманистического     
характера образования, который должен раскрываться и иметь руководящее          
значение на практике - в соответствии с традиционными российскими               
духовно-нравственными ценностями. При этом педагогические работники должны      
воспитывать обучающихся в духе патриотизма, уважения к памяти защитников        
Отечества и подвигам Героев Отечества, формировать у них гражданскую позицию,   
способность к труду и трудолюбию, ответственное отношение к профессиональной,   
добровольческой деятельности.                                                   
                                                                                
Законопроект был принят во втором чтении 7 декабря текущего года, прошёл все    
необходимые экспертизы. Комитет Государственной Думы по науке и высшему         
образованию предлагает принять законопроект в третьем чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 152

28.09.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 380212-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части уточнения основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2389 по 2889 из 4105
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3         
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает        
Сергей Владимирович Кабышев.                                                    
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему    
образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ключ к успеху в решении стоящих     
перед нами исторических задач - создание условий для максимальной реализации    
потенциала каждого человека во благо Отечества. Очевидно, что сила              
государства, цивилизационная идентичность народа, патриотизм граждан зависят    
во многом от качества системы образования, которая должна соответствовать       
нашим идеалам и приоритетам, самому духу времени, развиваться последовательно   
и обоснованно на основе чёткого прогнозирования общественно-исторической        
перспективы.                                                                    
                                                                                
Конституция России обязывает государство формировать единую систему             
воспитания и обучения, которая должна обеспечивать преемственность              
исторического развития России. Нужно прямо сказать, образование является        
основой суверенной российской государственности. В Указе Президента             
Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 "Об утверждении Основ          
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских     
духовно-нравственных ценностей" определён идейный вектор развития системы       
образования в соответствии с целями сохранения и укрепления традиционных        
ценностей, что рассматривается как необходимое условие обеспечения              
национальной идентичности. Напротив, насаждение чуждых идеалов и ценностей и    
развитие системы образования без учёта исторических традиций разрушают          
фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической               
стабильности. Сегодня, в условиях новой исторической эпохи, когда Россия        
решительно отстаивает национальное достоинство, суверенитет, традиции и         
ценности многополярного мира, мы должны переосмыслить нашу систему              
образования с позиции безусловного уважения нашего культурного и научного       
достояния и приоритета наших стратегических интересов.                          
                                                                                
Основная цель рассматриваемого законопроекта в том, чтобы заложить прочный      
фундамент для прогнозируемого, обоснованного, выверенного развития              
национальной системы образования, обеспечить высокий уровень доверия к ней со   
стороны общества, исключить ситуативные, до конца не просчитанные решения и     
тем более решения, способные создать угрозы национальным интересам.             
Соответственно, предлагается наполнить новым смыслом ряд принципов              
государственной политики и правового регулирования отношений в сфере            
образования.                                                                    
                                                                                
Во-первых, предлагается уточнить принцип гуманистического характера             
образования. Наша принципиальная позиция, что в качестве элемента основ         
государственной политики и правового регулирования в сфере образования          
гуманизм не должен приобретать космополитические трактовки, а должен            
раскрываться, иметь руководящее значение на практике в соответствии с           
традиционными российскими духовно-нравственными ценностями. Не секрет, что в    
современной западной культуре великая гуманистическая идея приобретает, по      
сути, деструктивное антисоциальное звучание, используется для оправдания        
бездушной толерантности и ценностного релятивизма, пропаганды свободы           
гендерного и сексуального самоопределения. Под прикрытием гуманизма             
продвигаются идеи отсутствия авторитетов, низвергается ценность научного        
знания, проповедуется равноценность любых субъективных суждений. Преобладает    
педагогическая модель, когда отношения ученика и учителя, преподавателя и       
студента рассматриваются не с позиции особого социального статуса педагога,     
наставничества, дисциплины, воспитания, а с точки зрения обслуживания.          
Естественно, мы должны исключить спекуляции на тему гуманизма, использование    
этой идеи в целях размывания и дискредитации наших традиционных                 
духовно-нравственных идеалов и ценностей.                                       
                                                                                
Во-вторых, предполагается предусмотреть принципиальное требование научной       
обоснованности развития системы образования Российской Федерации. Это           
предполагает учёт как её исторического наследия, так и перспективных задач      
развития государства и общества. Необходимо последовательно идти к развитию     
научного стратегического планирования в сфере образования, формировать          
программу развития образования на долгосрочный период. Кроме того, решения,     
принимаемые в сфере образования, в особенности те, что затрагивают его          
содержание в виде образовательных программ, организации обучения и              
воспитания, должны быть предметом тщательной научно-экспертной оценки.          
                                                                                
Ещё одно уточнение касается изъятия из состава принципов в сфере образования    
упоминания об интеграции нашей образовательной системы с зарубежными            
системами образования. Интеграция представляет собой объединение частей в       
единое целое, и в этом смысле она никак не может быть нашей целью. Мы открыты   
миру, открыты к конструктивному диалогу, сотрудничеству, то есть к              
равноправному взаимодействию, но не готовы поступаться своими идеалами,         
ценностями и принципами.                                                        
                                                                                
Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по просвещению,           
Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Правительством     
Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы,        
Государственно-правовое управление, Управление по научно-образовательной        
политике, Экспертное управление Президента Российской Федерации замечаний по    
законопроекту не имеют. На представленный законопроект поступили отзывы от 30   
законодательных органов субъектов Российской Федерации и 52 высших              
должностных лиц субъектов Федерации - положительные.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет поддерживает данный законопроект и предлагает        
Государственной Думе принять его в первом чтении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Сергей Владимирович, всё-таки основная цель данного законопроекта - это в       
качестве приоритета - мы переходим и сохраняем нашу национальную систему        
образования со специалитетом, с традиционными экзаменами после окончания        
средней школы либо вот какие-то общие слова по поводу нравственных ценностей?   
Всё-таки что здесь - восстановление нашей структуры образования и принципов     
образования либо некие гуманистические идеалы?                                  
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо, Оксана Генриховна, за вопрос. Ну я прежде всего хочу     
сказать, что предметом законопроекта является уточнение ряда принципов, я об    
этом сказал, поэтому мы не рассматриваем структурные изменения образования,     
это во-первых. Во-вторых, я не согласился бы с вами, что принципы являются      
какими-то политическими декларациями, не обязывающими нас ни к чему. Дело в     
том, что правовые принципы... у нас система права состоит из различных норм,    
правил, определений, принципов, целей, и в этом ряду нормы и принципы           
занимают ведущие позиции. Руководящие принципы - они потому и руководящие,      
что определяют смысл, значение деятельности и законодателя, и органа            
государственной исполнительной власти. И принципиальное закрепление             
гуманистического характера, о чём я уже сказал... Что такое гуманизм?           
Гуманизм - это человечность, но когда мы размываем это понятие, то получаем     
то, что уже получали.                                                           
                                                                                
Что касается научно обоснованного характера, то здесь мы предлагаем вместе с    
вами ко второму чтению уточнить порядок проведения экспертизы. Я пытаюсь как    
раз вам показать, что мы возвращаемся в этом плане к советскому опыту, когда    
Академия педагогических наук СССР была ведущей, головной организацией по        
принятию решений в сфере образования. И здесь мы с вами можем подумать о том,   
чтобы и в Регламент Государственной Думы включить положение, чтобы ни одно      
принципиальное решение в области законодательства по вопросам развития          
системы образования не принималось без учёта позиции и Российской академии      
образования, и Российской академии наук.                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Занко Ольга Николаевна.                                   
                                                                                
ЗАНКО О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Сергей Владимирович, правительство поддерживает законопроект при условии его    
доработки в части уточнения понятия "взаимодействие системы образования         
Российской Федерации с системами образования других государств". В чём          
всё-таки заключается преимущество, отличия вводимого в законопроекте понятия    
от понятия "интеграция системы образования Российской Федерации с системами     
образования других государств"?                                                 
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос, Ольга Николаевна. Само понятие "интеграция"    
- обратимся, например, к толковому словарю Ушакова - означает объединение в     
единое целое каких-нибудь частей или элементов в процессе своего развития. В    
праве термин "интеграция" используется в таком же, общеупотребительном смысле   
и означает создание единой управленческой системы, процесс вхождения одной      
части системы в другую. В условиях необходимости развития системы образования   
Российской Федерации прежде всего в интересах нашей страны нацеленность на      
интеграцию, то есть на некое слияние, взаимопроникновение, может                
восприниматься как в общественной, так и в профессиональной среде крайне        
двусмысленно, создавать ложное ощущение того, что мы допускаем подчинение       
неким господствующим зарубежным ценностям, нормам в сфере образования. Между    
тем нам нужно очень чётко определить наши приоритеты развития, и никак общее    
стремление к интеграции, то есть к слиянию, не может считаться нашим            
приоритетом.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Владимирович, вы, безусловно, профессионал,   
поэтому ответьте, пожалуйста. Предыдущая интеграция нашей системы с другими     
системами привела к тому, что бакалавры и магистры, вот учёные наши             
посчитали, получают знаний на 40 процентов меньше, чем специалисты получали.    
Правильно ли я понимаю, что теперь отклонённый прежде наш закон о               
добровольности ЕГЭ и упразднении болонской системы мы примем, ну и, кроме       
того, академики переголосуют по системе, потому что закон в принципе            
исковеркал академию и отделил исследовательскую базу от учёного?                
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Я ещё раз хочу сказать     
(и Оксане Генриховне говорил), что предмет данного законопроекта - это          
уточнение смысла принципов, поэтому я не могу ответить. Но что касается         
системы единого государственного экзамена, я как раз и предлагаю, чтобы,        
естественно, все решения, в том числе порядок проведения, наполнения единого    
государственного экзамена, принимались на основе взвешенной, обоснованной       
научно-экспертной оценки.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Сергей Владимирович, вы простите нашу настойчивость, но          
всё-таки любые принципы и смыслы ложатся на конкретную жизнь. Мы приветствуем   
принятие этого закона, конечно, мы его будем поддерживать, но скажите,          
пожалуйста, принцип исторического наследия, о котором говорится в               
предлагаемом вами законопроекте, он же предполагает учёт всего хорошего, в      
том числе того, что было в советской системе образования? Об этом говорил       
президент в своём послании. Советская система образования базировалась на       
таких основных принципах: бесплатность, доступность, всеобщность. Сейчас уже    
детский сад перестал быть бесплатным, а если говорить о доступности, то         
высшее образование доступно далеко не всем, мы понимаем, что у нас сегодня      
взлетели цены на обучение в высших учебных заведениях, там, где речь идёт о     
платной основе, особенно в медицинских вузах. Но можно ли рассматривать этот    
законопроект?.. Мы уже вот ногу, что называется, занесли, и она у нас так и     
осталась: в прошлом году проводили парламентские слушания об отказе от          
болонской системы - ничего не изменилось!                                       
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Я разделяю вашу тревогу и боль и предлагаю сделать этот первый    
шаг.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович.                                
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И. Сергей Владимирович, ну, хороший законопроект. Наконец-таки      
идеологию пытаются внести в образование, но как можно вносить идеологию в       
образование, если у нас по Конституции Российской Федерации, статья 13, у       
государства нет идеологии? То есть у нас запрещена государственная идеология    
Конституцией, у нас политическое и идеологическое многообразие. Вот вы здесь    
говорите: с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями. Эти     
российские ценности не определены. Порка холопов является нравственной          
ценностью Российской Федерации? Или, например, сейчас эксплуатация населения,   
выжимание пота олигархией являются нашими национальными ценностями? Где вот     
эти ценности, где они прописаны? Или всеобщий отдых детей при советской         
власти - это, может быть, ценность? То есть где документ, где прописаны         
ценности духовно-нравственные?                                                  
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Евгений Иванович, спасибо за вопрос. Я в своём выступлении        
отметил, что указ президента от 2022 года закрепляет перечень                   
духовно-нравственных ценностей.                                                 
                                                                                
Если говорить про идеологию, то Конституция Российской Федерации, запрещая      
придавать общеобязательный, то есть государственно-принудительный характер      
какой-либо идеологии какой-либо отдельной части общества, ни в коей мере не     
снимает с государства решающую ответственность за обеспечение исторически       
сложившихся духовно-нравственных идеалов многонационального народа Российской   
Федерации. Сама Конституция выражает мировоззрение российского народа,          
который является источником власти. Обратившись к преамбуле Конституции, что    
там прочитаем? "Мы, многонациональный народ..." и так далее.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Буцкая Татьяна Викторовна.                                
                                                                                
БУЦКАЯ Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Сергей Владимирович, ещё раз добрый день! Понимаю, что речь идёт об уточнении   
смысла принципов, тем не менее хочу спросить про такие традиционные духовные    
принципы, как поддержка крепкой семьи, поддержка многодетных семей, законного   
брака, старшего поколения. Скажите, пожалуйста, в рамках данного                
законопроекта как это будет реализовано? Это будет встроено в программу         
обучения или, может быть, у нас наконец появится группа присмотра и ухода при   
высших учебных заведениях, семейные общежития?                                  
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Безусловно, данный законопроект предполагает, что содержание      
образовательных программ должно пересматриваться с учётом традиционных          
духовно-нравственных ценностей. И мы все сообща должны в этой работе            
участвовать, и депутаты, и родители, и экспертное сообщество, и                 
педагогическое сообщество.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна.                                 
                                                                                
АЛИМОВА О. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, вы в своём выступлении, в          
докладе и в ответах на вопросы действительно отметили, что законопроект - это   
прежде всего пересмотр ценностных мировоззренческих принципов. Особый акцент    
вы сделали на переосмыслении понятий гуманизма, ссылаясь на такие, ну, не       
очень хорошие примеры, которые Европа пропагандирует, и перспективе             
реализации общеобразовательных программ на основе традиционных                  
духовно-нравственных ценностей. И вот говорили здесь, отвечая на вопрос, об     
идеологии. Может быть, пришло время пойти дальше и прямо заявить, что система   
образования должна обеспечивать реализацию идеологии нашей тысячелетней         
российской государственности?                                                   
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Я полагаю, что государство   
действительно вправе и обязано обеспечивать формирование, развитие и защиту     
нашей национальной идентичности. Нужно ли фиксировать это прямо в законе?       
Давайте вместе подумаем ко второму чтению.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панин Геннадий Олегович.                                  
                                                                                
ПАНИН Г. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Сергей Владимирович, спасибо вам и соавторам за важный и своевременный          
законопроект. Закрепление реализации принципа гуманистического характера        
образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными    
ценностями необходимо и важно. В своём заключении ваш комитет со ссылкой на     
Стратегию национальной безопасности перечисляет традиционные российские         
духовно-нравственные ценности. Не следует ли их перечень раскрыть прямо в       
федеральном законопроекте, чтобы не было неопределённостей и различных          
трактовок, ведь речь о жизни, достоинстве, правах и свободах человека, о        
патриотизме, о гражданственности, о служении Отечеству и о других               
фундаментальных категориях?                                                     
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо, Геннадий Олегович. Я думаю, что мы ко второму чтению     
можем эту тему обсудить, но нужно учитывать, что принцип системности            
законодательства предполагает, чтобы не было противоречий, и, может быть, и     
здесь, и не только в этом законе предстоит уточнить эти принципы, дополнить     
их.                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Мажуга Александр Георгиевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги! Наверное, мы   
все сегодня понимаем, что наша страна выдерживает давление западных санкций,    
переживает попытки её изолировать, и такие важные сферы нашей жизни, как        
образование, наука, культура, являются основой развития нашего общества, это    
наш фундамент, и эти сферы сегодня, как никогда, нуждаются в поддержке.         
                                                                                
Наше образование сегодня переживает очень важный момент - стартовал пилотный    
проект, который направлен на реформирование высшего образования в нашей         
стране. На смену бакалавриату и специалитету приходит базовое высшее            
образование, появляется специализированный уровень высшего образования -        
магистратура. Всё это направлено на то, чтобы подготовить                       
высококвалифицированного, высокообразованного и грамотного специалиста.         
Сегодня, например, в близкой мне инженерно-технической специальности мы         
видим, что там нужен не просто инженер, а нужен инженер, который будет          
разрабатывать что-то новое. Нам нужен конструктор, который будет создавать      
новую технику, а, например, не эксплуатировать её импортный аналог. Сегодня     
обучающиеся в университетах студенты должны понимать, что то, чем они           
занимаются, должно приносить пользу государству и обществу, и чувствовать       
ответственность за это перед обществом. Они должны быть готовы работать в       
интересах страны, соблюдать законы и правила профессиональной этики. Так вот    
наш законопроект именно об этом.                                                
                                                                                
Уже много говорили о гуманистическом характере образования. С одной стороны,    
этот подход должен позволить готовить высококвалифицированного специалиста, а   
с другой стороны, он должен позволить воспитать гражданина нашей Родины,        
который будет уважать традиционные российские духовно-нравственные ценности.    
Какие это ценности? Любовь к своей Родине, к семье, уважение к старшим,         
патриотизм. Давайте посмотрим: мы раньше запустили первого человека в космос,   
открыли первую электростанцию (кстати, сегодня День работника атомной           
промышленности), и это всё сделали люди, которые выучились в институтах,        
университетах нашей страны, которые были патриотами, любили свою Родину.        
                                                                                
Второе положение законопроекта связано с первым, это вопрос взаимодействия      
нашей системы высшего образования с системами высшего образования других        
стран. Сегодня в законе "Об образовании..." формулировка звучит следующим       
образом: создание благоприятных условий для интеграции системы высшего          
образования нашей страны с другими системами высшего образования. Сегодня мы    
понимаем, что основной задачей должно стать не создание благоприятных условий   
для интеграции, поскольку, как было сказано, интеграция - это объединение       
частей в целое, а взаимодействие с другими системами высшего образования на     
равноправной и взаимовыгодной основе.                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, сегодня мы много говорим о научно-технологическом     
суверенитете, и, мне кажется, следующим логичным шагом было бы внесение         
подобных изменений в основные принципы закона "О науке и государственной        
научно-технической политике".                                                   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я очень уважаю всех авторов законопроекта,   
но, простите, этот законопроект вообще ни о чём, ну просто ни о чём!            
                                                                                
Много сказано о гуманистическом образовании, но это уже есть: гуманистический   
характер образования уже обозначен в пункте 3 части 1 статьи 3 действующего     
закона. А значит, весь смысл этого законопроекта в том, что в формулировке о    
создании благоприятных условий для интеграции нашей системы образования (не     
системы высшего образования, а в целом системы образования) с другими понятие   
"интеграция" заменяется на понятие "взаимодействие" - всё, замена одного        
слова на другое. Даёт ли это какой-то вектор развития, ну, я не знаю.           
Специалист-филолог может как-то интерпретировать, опять же, в таком общем,      
непонятном плане, чем взаимодействие отличается от интеграции и какое           
оказывается регулирующее воздействие. Вообще хватит общих слов!                 
                                                                                
Вот мы окончили все, ну, большая часть, советскую школу: учили патриотизму и    
национально-нравственным ценностям уроки литературы и истории, и литература     
не была оторвана от русского языка. Вся словесность была построена на том,      
что был русский письменный и русский устный. Наша, в общем, выдающаяся          
учительница литературы говорила: "Всему, чему вас нужно было научить, я         
научила на "Евгении Онегине". Теперь же мы рассуждаем о том, что где-то вот     
отдельно будет... мы будем учить нравственности, а у нас по-прежнему ЕГЭ,       
по-прежнему ЕГЭ только по русскому языку, не по литературе. Поэтому ни          
Толстого, ни Достоевского, ни Пушкина, "Евгения Онегина", в общем, можно не     
знать, ведь сдаём ЕГЭ по русскому языку. И вообще, общего образования у нас     
из-за ЕГЭ практически нет, потому что те, кто хочет поступать, выбирают         
профиль - и всё, то есть профильные дисциплины. Физики и математики уже не      
знают химии и биологии, потому что это другой профиль. Тот, кто выбирает        
химико-биологический, ну, тоже уже имеет смутное представление о физике во      
всяком случае. А математика? Сдают математику, общий экзамен,                   
неспециализированный - ну так это же вообще ниже церковно-приходской школы!     
Как бы мы все ни учились математике, но логарифмы мы должны были знать,         
дифференцировать должны были уметь, и даже было понятие об интеграле. Сейчас    
этого вообще ничего нет, и при этом мы говорим об общих принципах, говорим,     
что инженеров готовим. Да какие тут инженеры?!                                  
                                                                                
Ничего, что нужно вот сейчас вносить в срочном порядке, нет. И анализа даже     
нет.                                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ну, с интегралами вы немножко... с интегралами немножко загнули.                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я дал           
согласие подписать этот законопроект, и мы его поддержим, поскольку             
идеологически он точно безвредный, более того, идеологически он скорее          
правильный. Кроме того, о чём сказала уважаемая Оксана Генриховна, там есть     
ещё две идеологические позиции: одна касается научной обоснованности            
образовательной политики, другая касается, соответственно, традиционных         
ценностей. Но, с нашей точки зрения, законопроект нуждается в конкретизации и   
должен быть конкретизирован ко второму чтению - это наше соображение.           
                                                                                
Что я имею в виду, уважаемые коллеги? В законопроекте говорится о том, что      
наша образовательная политика должна быть научно обоснованной. Смотрите, что    
на практике. Мы предлагаем принять закон "Об образовании для всех". Мы          
предлагали в течение пяти лет поднять расходы на образование до 7 процентов     
от валового внутреннего продукта. Вы думаете, мы из головы взяли эту цифру?     
Нет. И не из советского опыта. Мы её взяли из научных исследований. Ни одна     
страна не обеспечила экономического прорыва при меньших затратах на             
образование. У нас они вполовину меньше. Ну, хочется верить, что получится,     
но ни одной стране это не удавалось.                                            
                                                                                
Дальше. Мы подготовили законопроект о том, чтобы полностью изгнать услуги из    
системы образования. Это научно обоснованный подход, поскольку                  
образовательные отношения - точно не предоставление услуг. Сейчас услуги        
изгнаны наполовину. Вот теперь в периодике обсуждается такая история.           
Студентка приходит на лекцию, начинает, извиняюсь, лопать бургер, и, когда      
преподавательница делает ей замечание, она говорит: "Вы знаете, я вам           
заплатила - оказывайте мне услуги". Вот вам концепция. Всё, что платное, -      
всё услуги.                                                                     
                                                                                
Статус педагогического работника. Коллеги, а что, указ № 597 не научно          
обоснован? Научно обоснован. Мы его положили в основу законопроекта о           
повышении статуса педагогического работника, в повестке он гуляет уже -         
сколько там? - больше полутора лет, и нам каждый раз говорят: денег нет, но     
вы держитесь. Это про научную обоснованность.                                   
                                                                                
Теперь про традиционные ценности. Я вас, коллеги, должен разочаровать: у нас    
нет тысячелетних традиционных ценностей. В Киевской Руси ценности были одни,    
в Московской Руси - немножко другие (Москва - третий Рим), в петровской         
империи во многом третьи, а в советское время в значительной степени            
четвёртые.                                                                      
                                                                                
От фракции.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции.                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Кстати, коллеги, если вы внимательно почитаете указ президента №   
809, то увидите, что перечень ценностей там более всего соответствует тому,     
что было в советский период, - это просто-напросто факт. Но я согласен с        
Оксаной Генриховной: а что, ЕГЭ соответствует нашим традиционным ценностям?     
Разве соответствует? Мы предлагаем закон самый мягкий - о добровольности ЕГЭ,   
потому что ЕГЭ - это, помимо всего прочего, подрыв позиции учителя в угоду      
репетиторам, это продвижение тех самых услуг, против которых мы все здесь на    
словах выступаем. А что, злоупотребление компетентностным подходом,             
прагматическим, соответствует абсолютно нашим традиционным ценностям? Ничуть.   
Вы где, у Ушинского видели, у Сухомлинского, у кого, коллеги? Ни у кого не      
видели. Да, нужно вырабатывать умения и навыки, но не в ущерб общей культуре,   
а вместе с общей культурой.                                                     
                                                                                
Доступность образования. Здесь говорили про высшее, коллеги, но высшее          
образование у нас доступно на конкурсной основе, по Конституции, а вот          
среднее профессиональное у нас общедоступно и бесплатно. А теперь откройте      
статистику: 43 процента всех ребят в системе СПО учатся как? За деньги,         
причём платят не только за профессиональные предметы, но и за                   
общеобразовательные, то есть те, кто это организует, нарушают закон в части     
общедоступности и бесплатности среднего профессионального образования. По       
юриспруденции в СПО 90 с лишним процентов, фармацевты - 87 и так далее.         
                                                                                
Коллеги, наше предложение... я понимаю, что всего этого мы в законопроект не    
заложим, это нереально. Сергей Владимирович, но вот в чём бы я вас абсолютно    
поддержал, так это в том, что, с моей точки зрения, если вы написали            
"научность", давайте во втором чтении примем поправку о том, что законы,        
касающиеся образования, включая бюджет, должны приниматься при наличии          
заключений Российской академии наук и Российской академии образования. И        
пусть учёные скажут своё слово по поводу научной обоснованности нашей           
образовательной политики.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович... Ошибочно?                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик -       
заключительное слово? Нет.                                                      
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской           
Федерации", пункт 7.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.