Заседание № 21
21.04.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 380021-3 "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (о предоставлении льгот несовершеннолетним детям, проживающим в семьях инвалидов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4515 по 4876 из 6017
12-й вопрос порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Государственная Дума Астраханской области доверила представлять законопроект депутату Олегу Васильевичу Шеину, ему и предоставляется слово для доклада. Пожалуйста. Включите, пожалуйста, микрофон Шеину Олегу Васильевичу. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, Госдума Астраханской области предложила внести изменения в закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Речь идет о следующем. В соответствии с нынешней редакцией федерального закона существует материальная поддержка инвалидов в части предоставления им льгот, и в соответствии со статьей 17 инвалидам, а также детям-инвалидам и членам семьи, совместно с ними проживающим, предоставляется скидка по оплате за жилье и коммунальные услуги в размере 50 процентов. Представляется разумным и логичным, когда члены семьи - инвалиды в связи с тем, что имеют меньшие доходы по сравнению с трудоспособными гражданами, уплачивают половину объема приходящихся на их долю платежей, однако непонятно, почему за несовершеннолетних детей, полностью находящихся на иждивении родителей или иных членов семьи - инвалидов, приходится платить деньги в полном размере, то есть если родители - инвалиды, то льгота в этом случае как бы не распространяется. Законом предусмотрено, что если в семье здоровых людей воспитывается ребенок-инвалид, льгота распространяется абсолютно на всех членов семьи, в том числе на здоровых и трудоспособных. Это логично, это правильно, потому что такая семья по определению испытывает большие материальные сложности. А вот ситуация, когда в семье оба родителя являются инвалидами, но льгота не предоставляется их ребенку, не имеющему инвалидности, наверное, все-таки неправильная. Поэтому Госдума Астраханской области предложила ввести соответствующие корректировки, они потребуют ассигнований из федерального бюджета в размере чуть более 300 миллионов рублей. После обсуждения данного вопроса в субъектах Федерации поступило тридцать пять отзывов, тридцать три субъекта Российской Федерации данную инициативу поддерживают. Поэтому, наверное, будет правильно, если мы присоединимся к нашим коллегам из субъектов Российской Федерации, с территории страны, которые считают необходимым распространение льготы на детей, родители которых являются инвалидами, в части жилищно-коммунального хозяйства, чтобы людям соответственно можно было бы как-то помочь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Для содоклада слово предоставляется первому заместителю председателя Комитета по труду и социальной политике Ивану Яковлевичу Мосякину. Пожалуйста, включите микрофон. МОСЯКИН И. Я., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вопрос обеспечения защиты прав и интересов детей, проживающих в семьях инвалидов, действительно актуален и требует решения. Комитет очень внимательно отнесся к рассмотрению проблемы. Вместе с тем по проекту возникли очень серьезные замечания. Правительство дважды отклоняло предложенный законопроект, поскольку не выполняется требование статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Разработчики не прислушались к этому требованию, время было - дважды рассматривало правительство и дважды возражало. И что кажется нам наиболее важным, с 2005 года предусмотрена передача ряда важных полномочий в социальной сфере органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В рамках новых межбюджетных отношений будут утверждаться минимальные социальные стандарты для обеспечения гарантированного объема базовых социальных услуг и социальных гарантий данной категории граждан через механизм адресной помощи в денежном выражении. Комитет отмечает, что к вопросам социальной защиты и улучшения материального положения семей инвалидов, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, следует вернуться в ходе рассмотрения предложений Правительства Российской Федерации по совершенствованию социального законодательства при разграничении предметов ведения и полномочий по уровням государственного и муниципального управления. В этой связи принятие данного законопроекта комитет считает преждевременным и рекомендует отклонить предлагаемый проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Яковлевич. Какие будут вопросы у депутатов? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Ивану Яковлевичу. Иван Яковлевич, вот представьте себе, получает инвалид, допустим, пенсию маленькую сегодня, 800 рублей, а у него, к примеру, трое детей. Они здоровы, слава богу, но вы видите: как он за них будет платить? Вот скажите: или им надо ждать, когда что-нибудь кто-нибудь потом придумает? Им же сейчас жить надо! Эту льготу надо обязательно ввести, неужели это так непонятно? Или мы привыкли только подчиняться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мосякину включите микрофон. МОСЯКИН И. Я. Уважаемая Тамара Васильевна, я разделяю вашу обеспокоенность, но вместе с тем закон "О социальной защите инвалидов..." позволяет эту норму применить и самой Астраханской областной Думе, а федеральный бюджет - правительство ответило - не может сегодня найти 363 миллиона. 22 миллиона астраханский бюджет должен, я уж не говорю об ответственности всех бюджетов субъектов Федерации. Закон сегодня, еще раз подчеркиваю, позволяет каждому областному законодательному собранию, исходя из остроты проблемы, принять соответствующее решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Так, трое от КПРФ, это нормально? Может, хотя бы двое? Пожалуйста, Апарина. Женщине дадим слово уж наверняка. Апарина Алевтина Викторовна, пожалуйста. АПАРИНА А. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Но я хочу коллегам сказать, что я как раз работаю в этом комитете и хочу выразить другую точку зрения. Иван Яковлевич высказал свои личные соображения и соображения большей части комитета, но есть немало депутатов, кто на заседании комитета высказался против этого. И я призываю депутатов проголосовать за данный законопроект. Смотрите, какое проявил комитет в данном случае формальное, негуманное отношение к данному законопроекту. Главный аргумент... Вы посмотрите, вот мы слушаем одного докладчика, второго содокладчика, и что, какой главный аргумент все выдвигают? Правительство против, следующее положение - нет денег. Ответьте мне, пожалуйста, тогда, а откуда же взялись деньги - указ президента только что вышел - в пять или в десять раз повысить заработную плату и всякие там льготные выплаты крупным чиновникам? Откуда же деньги? И где-то же они есть? А оказывается, для инвалидов, детей у нас нет денег. И если исходить из той логики, что в 2005 году будут приняты какие-то меры, то это нелогично. Мы давайте доживем до 2005 года... А детям и семьям малообеспеченным этот год надо прожить, детей кормить надо, надо учить их! Поэтому это неправильный подход. А если исходить из того, что правительство все время грозится, что будут предложены непопулярные меры и непопулярные законы... Непопулярные - значит, будут страдать малообеспеченные слои населения, чиновников это не коснется. Так вот, если из этого исходить, что будут отменены льготы, реформы какие-то будут в социальной политике дополнительные, то тогда давайте мы закроем Думу и не будем вообще ни одного социального закона рассматривать, потому что, если исходить из этой логики, всё будет напрасно - всё в 2005 году будет или решено, или отменено и так далее. Я считаю, уважаемые коллеги-депутаты, что не поднимется у вас рука, чтобы нажать кнопку против этого закона. Это дети, инвалиды! И я призываю вас проголосовать за данный закон. Иван Яковлевич, и когда вы говорите: астраханская Дума, Астраханская область, там есть у субъекта Федерации и свои деньги и так далее... Я напоминаю, что в данном случае астраханцы молодцы, они вышли с инициативой, которая касается всех субъектов Федерации, а не только астраханцев. Я призываю вас, уважаемые коллеги, проголосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я хотел бы несколько моментов подчеркнуть. Первое. Согласитесь, представители "Единой России": у нас на конвейер поставлено просто механическое отбивание инициативы региональных законодательных собраний. Я не знаю, с каким чувством они воспринимают наши действия, но думаю, что это нам резко "прибавляет" авторитета как органу, который свои инициативы готов выслушивать и продвигать, а инициативы снизу не хочет слышать. Второе. Нам говорят, что нет денег в федеральном бюджете. Хотел бы напомнить, что бегство капитала за рубеж еще два года назад имело масштабы, по оценке академии наук, 35 миллиардов долларов. Знаю, что в последнее время этот процесс немножко снизился, заговорили даже якобы об обратном притоке капитала в Россию. Реально капитал бежит! Это в руках государства, в наших руках. Другая грань - цены на нефть. Ну, фантастическое везение для руководства России, что сегодня 34 доллара за баррель. Мы помним о Стабилизационном фонде, о том, другом, но, слушайте, нельзя же не видеть ту бедственную картину, как живут одиннадцать миллионов инвалидов! А если у них дети, то эта картина еще более усугубляется. Два года назад Европейский детский фонд опубликовал доклад, в котором было сказано, что в России возникла зона застойной нищеты и бедности, из которой просто нет перспективы вырваться. И вот когда всё это, вместе взятое, суммируешь, то приходишь к выводу, что абсолютно неверна позиция комитета, который говорит: у нас для детей-инвалидов денег нет. Я согласен с моим товарищем Апариной, что надо бы нам ясность внести, какие же суммы пойдут по указу президента на гигантское повышение денежного содержания, поощрение высшего чиновничьего состава. Это требует честного взгляда на ситуацию, а то у нас одна мерка к народу, другая - к чиновникам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Родина" - Чаплинский, пожалуйста. Включите микрофон. ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина". Спасибо. Уважаемые коллеги, очень странный был аргумент, что правительству надо изыскать 360 миллионов рублей. Так давайте примем этот закон и пускай в проект федерального бюджета включаются эти средства - никаких проблем нет, на то мы и депутаты Государственной Думы, чтобы принимать такие законы, а не учитывать исключительно мнение правительства. Фракция "Родина" призывает поддержать данный законопроект. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли еще желающие выступить? Николай Игнатович, исключительно из большого уважения лично к вам - три минуты для выступления. Включите микрофон Кондратенко Николаю Игнатовичу. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Как много и тепло мы говорили об адресной помощи, а когда доходит до конкретных решений - вот здесь нас, друзья, не хватает. А ведь та власть, та политика хороша, которая адресов не порождает. Какое политическое заблуждение! Вот в Швеции, в Швейцарии, в Норвегии и так далее, там нет никаких адресов - там все живут, радуются жизни, рожают детей, имеют возможность, как говорится, и на день рождения стол накрыть. А мы с вами создали такой экономический механизм в России, который убивает основы жизни через политику цен на энергоносители. Мы обнажили массу адресов, а потом еще не хотим помочь там, где речь идет о святая святых - о детях. Вы знаете, я был в Астраханской области, поехал специально в ходе выборов. Это очень засушливая территория, и, как аграрий, я понимал, что там уже сельское хозяйство должно умереть. И я не ошибся. Но что я увидел в тех сельских населенных пунктах - стон стоит! Вы, как только выедете за Астрахань, вы услышите этот стон. Здесь его не слышно, мы его здесь не хотим слышать, стон. Старики, кто постарше возрастом, говорили: ну, мы умрем, мы видим, но детей спасите наших! Можете представить, что ощущают дети инвалидов, когда они поесть не могут! Мы-то себе как-то поднимаем зарплату, мы говорим... А где же ликвидация нищеты, где же ликвидация бедности, братцы?! Это же практический шаг! И правильно коллега из "Родины" говорит: мы примем сегодня закон, а с 1 января бюджет должен изыскать эти средства. Коллеги, я призываю вас проголосовать за этот закон. Мы святое дело сделаем, хотя бы часть детей да спасем. Уважать нас станут потом люди! Не надо будет законы изобретать, чтобы нашу честь защищать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Игнатович. Коллеги, все желающие выступили. Представители правительства и президента? Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Действительно, очень много справедливых и, к сожалению, горьких слов прозвучало при обсуждении данного законопроекта. Я хочу только подтвердить положения, содержащиеся в заключении правительства на данный законопроект. Мы готовы вносить изменения в социальное законодательство, в том числе в плане расширения льгот для определенных групп населения. Безусловно, семьи инвалидов, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети, полностью подпадают под это определение, под определение социальной группы, нуждающейся в дополнительных мерах защиты со стороны государства, но только это должно быть в тесной увязке с изменениями в федеральном бюджете. Для нас гораздо важнее сегодня сохранить жесткость и четкость в исполнении федерального бюджета, в его планировании, в его реализации, поскольку именно это позволит максимально рачительно, аккуратно и целенаправленно расходовать государственные деньги. Я полагаю, что мы можем поднять этот вопрос ближе к моменту обсуждения проекта бюджета на 2005 год, найдя эти возможности в рамках 336 миллионов. Но это предлагают авторы законопроекта, а надо еще раз посмотреть, как это будет в масштабах всей страны, потому что там произошла просто достаточно грубая, на мой взгляд, экстраполяция данных по Астраханской области. И я думаю, что можно будет еще раз вернуться к этому законопроекту, но в данной редакции на сегодняшний момент мы всё-таки просим отклонить этот законопроект, понимая, что такую задачу, конечно же, государство будет решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента не желает высказаться? Заключительное слово, Олег Васильевич Шеин. Пожалуйста, включите микрофон. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, несколько моментов. Первое. Я благодарен представителю правительства, который в принципе не отрицает возможности принятия данного законопроекта, единственное, как было здесь сказано, ближе к моменту обсуждения проекта федерального бюджета на 2005 год. Но, таким образом, что нам мешает это сделать сейчас - принять законопроект в первом чтении, а как раз второе и третье чтения законопроекта подойдут к моменту, когда мы приступим к обсуждению законопроекта о федеральном бюджете на 2005 год? Сумма небольшая, эта сумма вполне сопоставима с теми объемами, с тем, во что нам сейчас обходится повышение заработной платы чиновникам категории "А", или с теми объемами, которые правительство вопреки и в нарушение, кстати, Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" недодало регионам по коммунальным субсидиям. Вот товарищ Логинов сейчас понимает, что я имею в виду, поскольку месяц назад господин Фрадков подписал бумагу, в соответствии с которой в два раза в нарушение закона "О федеральном бюджете на 2004 год" сокращен объем ассигнований из федерального бюджета территориям на возмещение расходов по коммунальным субсидиям. И совершенно несерьезен довод, что, мол, регионы могут сами эти льготы вводить, если учесть, что благодаря нашей налоговой политике у нас на сегодняшний день налоги делятся уже не 50 на 50, а 60 на 40 в пользу федерального бюджета и регионам в принципе совершенно невыгодно эффективно работать, потому что заработанные ими деньги уходят сюда, в Москву, и, как сокровища, складываются в резервы Центрального банка России (вот XVIII век наступил у нас опять), из них выплачиваются во внеочередном порядке внешние долги и формируется некий накопительный фонд, понять назначение которого совершенно невозможно. Поэтому я предложил бы вам (кстати, большая просьба к коллегам из фракции ЛДПР не забыть проголосовать) сейчас законопроект принять в первом чтении, а дальше - второе и третье чтения, ближе к осени, когда пойдет обсуждение бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы еще не ставим на голосование, Оксана Генриховна. Еще, может быть, от комитета нам скажут несколько слов по заключению. Выскажетесь, да, Иван Яковлевич Мосякин? С места. Включите микрофон. МОСЯКИН И. Я. Уважаемые коллеги, мы в ходе работы уже в новом составе знаем, что принято очень много, так сказать, мандатов, которые не подкреплены реальным финансированием. Логика правительства и логика большинства членов комитета совпала, и каждый из нас разделяет эту обеспокоенность, но мы должны работать и в рамках Регламента, и в рамках здравомыслия. Как только появится возможность... И комитет в заключении своем отметил, и я говорил, что мы не отвергаем саму идею вернуться к рассмотрению в установленном законом порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо. Вы знаете, я хочу сказать, что категория, отмеченная в законопроекте Государственной Думы Астраханской области, среди всех социально незащищенных категорий - самая обездоленная. И я много лет работаю с органами социальной защиты и знаю: это единственная категория, по которой сами органы социальной защиты, когда получают средства на адресную материальную помощь за счет бюджетов субъектов, в первоочередном порядке оказывают помощь семьям инвалидов первой группы, неработающих, у кого на иждивении находятся дети. И эта категория у них постоянно на контроле, они всё равно вынуждены где-то на грани законодательства те средства, которые у них есть и которые относительно свободны для расходования, сразу выделять этой категории. Поэтому действительно незаслуженно мы не обращали на них внимание, законодательно давно нужно было по этой категории принять особое решение. Средства здесь минимальные. Так или иначе, но всё равно органы соцзащиты на это выделяют средства, другое дело, что под это не подведена законодательная база. Я бы поддержала законопроект в первом чтении и вместе с правительством отработала бы все детали ко второму чтению. Я думаю, это не случайно, что астраханская Дума ставит вопрос, представитель регионов, в общем-то, это наша недоработка, что мы до сих пор этот вопрос не ставили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Мы закончили обсуждение. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 00 сек.) Проголосовало за 139 чел.30,9% Проголосовало против 41 чел.9,1% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 183 чел. Не голосовало 267 чел.59,3% Результат: не принято Не принято.