Заседание № 155
О проекте федерального закона № 379430-8 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части обеспечения информационного взаимодействия кредитных организаций с органами опеки и попечительства в электронном формате для получения согласия на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Максим Андреевич Колесников. КОЛЕСНИКОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! По поручению правительства подготовили законопроект. Предлагаем упростить оформление продажи жилья для семей с несовершеннолетними детьми и людей с ограниченными возможностями здоровья, это позволит им быстрее улучшать свои жилищные условия. Сейчас для проведения сделок в таких случаях требуется согласие органов опеки. Получить это согласие можно только при личном обращении опекуна, то есть родителя или усыновителя, или попечителя. В течение месяца органы опеки принимают решение, и опекун или попечитель повторно приходит для получения разрешения, а если жильё в ипотеке, ещё и лично представляет этот документ в банк. Чтобы ускорить процесс, предлагаем две нормы. Во-первых, принимать заявление на получение согласия органов опеки дополнительно через МФЦ и портал госуслуг, в том числе через его региональные аналоги, например mos.ru. Опекун или попечитель сам сможет выбрать: получить готовый документ в электронном виде или забрать его лично в органах опеки либо в МФЦ. Во-вторых, разрешить органам опеки направлять согласие на сделку напрямую в банк, если об этом попросит заявитель, через систему межведомственного электронного взаимодействия. Сроки рассмотрения обращения при этом не меняются. Законопроект согласован со всеми заинтересованными сторонами. Просьба поддержать его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Всё-таки в этом законопроекте речь идёт не об упрощении оформления сделок с имуществом, а о дополнении уже действующих норм, которое действительно облегчит опекуну и органам опеки оформление такого рода сделок. Всего два заявления: первое - на получение согласия органов опеки, то есть предварительного разрешения, второе - на получение согласия на продажу или передачу в ипотеку имущества, то есть вот два вида заявлений. Сегодня они действительно подаются лично, надо явиться в органы опеки, но не ребёнку и не недееспособному, а, понятно, опекуну, который исполняет полномочия. Так вот в данном случае норма дополняется тремя новыми способами: через единый портал государственных и муниципальных услуг, через региональный портал и через МФЦ, что не исключает подачу заявления на бумажном носителе. Максим Андреевич, правильно я говорю? Это действительно так. В любом случае время и нервы, конечно, это сбережёт. Ну и ещё одна замечательная новелла этого законопроекта: опять-таки с согласия самого опекуна органы опеки смогут напрямую в банк подавать информацию о заключённой сделке. На сегодня ежегодно органы опеки оформляют примерно 300 тысяч согласий на распоряжение имуществом, в 10 тысячах случаев органы опеки отказывают, имея на то, очевидно, веские основания. Законопроект получил поддержку 54 исполнительных органов власти, 28 законодательных, и 25 положительных совместных отзывов на него органы власти передали в наш комитет. Правовое управление Аппарата Госдумы законопроект поддерживает, ГПУ поддерживает, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддерживает. Счётная палата замечаний не имеет. Просим поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Максим Андреевич, понятно, в законопроекте речь идёт прежде всего об информационном взаимодействии, но тем не менее скажите, пожалуйста, насколько действующий, предлагаемый порядок гарантирует соблюдение прав несовершеннолетних, защиту от злоупотреблений? Есть ли факты нарушения прав несовершеннолетних и нет ли необходимости сделать порядок более строгим? КОЛЕСНИКОВ М. А. Уважаемый Николай Иванович, считаем, что действующий порядок достаточно эффективен. Информации о наличии каких-то фактов злоупотребления или некачественного проведения нет, поэтому считаем, что дорабатывать порядок сейчас нет необходимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксёненко Александр Сергеевич, пожалуйста. АКСЁНЕНКО А. С. Буквально на днях обращался к министру Шадаеву примерно с таким же вопросом - о том, чтобы у школ была возможность получать в электронном виде через портал госуслуг согласие, например, на работу с психологом и многие другие разрешения. По Интернету огромное количество негатива пришло от родителей, говорили, что мы тем самым нарушаем права и подрываем безопасность детей. Нина Александровна, как вам, как эксперту, эти электронные нововведения? Нарушаем мы права, подрываем безопасность детей? И, Максим Андреевич, оценивалась ли при разработке законопроекта безопасность портала госуслуг? Кто несёт ответственность за утечку информации с портала? Проработан ли вопрос защиты детей от мошенничества в части имущественного права? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Останиной включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Александр Сергеевич, ну, опасения у меня, как и у вас... они есть всегда. Мы с вами тоже не застрахованы и в случае с нашими банковскими картами, и во всех остальных случаях. Цифровизация несёт в себе риски, об этом не единожды говорилось в зале. Я ещё раз подчёркиваю, что право подачи заявления на бумажном носителе в орган опеки сохраняется, это право либо опекуна, либо попечителя, либо родителя. В случае если ребёнок прописан в квартире, согласия органа опеки не требуется, а вот в случае, если ребёнок - собственник, родитель обязательно должен обратиться в органы опеки, требуется их согласие. В данном случае речь идёт скорее о злоупотреблениях, если они могут быть, со стороны органов опеки, если там имеются какие-то криминальные вещи. Но статистики, которая говорила бы о том, что эти факты имеют место, у нас на сегодняшний день нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич, если есть необходимость что-то добавить, пожалуйста. КОЛЕСНИКОВ М. А. Коротко добавлю, что мы будем реализовывать этот механизм в рамках эксперимента Минцифры по переводу услуг в цифровой вид, поэтому, мы считаем, эксперимент, который проводится, достаточно безопасен и будет страховать риски, в том числе и риски детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Максим Андреевич, здесь во многом ведь речь идёт о самих информационных системах. МФЦ и "Госуслуги" - это очень мощные инструменты, все принципы работы которых заданы на федеральном уровне, вполне понятно, как там хранится и обрабатывается информация, как устроена защита информации и персональных данных, как предотвращаются различные виды ошибок, в том числе махинации с такими документами. Вопрос такой: готовы ли у нас региональные системы, региональные порталы к тому, чтобы работать с данными документами? Ведь требования не формулируются федеральными органами власти. Не будет ли у нас проблем на региональном уровне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Андреевич. КОЛЕСНИКОВ М. А. Спасибо за вопрос. В законе указано, что можно использовать региональные системы при технической возможности. Соответственно, вот эту техническую возможность и стрессоустойчивость систем будут проверять Минцифры и уполномоченные коллеги. В случае верификации и подтверждения система будет добавлена к данному эксперименту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Максим Андреевич, у меня вопрос из этой же плоскости. Согласно проекту федерального закона заявление о предоставлении предварительного разрешения органа опеки и попечительства может быть подписано в том числе усиленной неквалифицированной электронной подписью. Такая формулировка, согласитесь, предусматривает и другие варианты. Возможно, вы эти вопросы прорабатывали, и если вы пришли к тому или иному умозаключению, то объясните: в целях исключения в принципе каких-либо нарушений на этот счёт с жильём, может быть, установить требование о подписании таких заявлений усиленной квалифицированной электронной подписью, чётко и ясно определить форму подписи таких заявлений, которые подаются через региональные порталы государственных и муниципальных услуг? КОЛЕСНИКОВ М. А. Анатолий Борисович, я предлагаю этот вопрос взять в проработку между первым и вторым чтениями, но отмечу сейчас, что именно усиленную неквалифицированную подпись и вообще сам этот механизм мы согласовали с коллегами из ФСБ и коллеги как раз согласовывали с точки зрения безопасности. Насколько мы сейчас понимаем, сама система усиленной неквалифицированной подписи тоже претерпела достаточно серьёзные изменения с точки зрения повышения безопасности, но давайте мы между первым и вторым чтениями ещё раз этот вопрос проработаем и вам доложим отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 25 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.