Заседание № 178

12.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 379427-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о реконструкции за счёт средств материнского (семейного) капитала дома блокированной застройки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3599 по 3684 из 6658
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10       
Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей,    
имеющих детей". Докладывает Нина Александровна Останина.                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи,     
вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ.                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, в этом законопроекте речь идёт о праве направления средств   
материнского капитала на реконструкцию домов блокированной застройки. Камнем    
преткновения при обсуждении законопроекта ко второму чтению стала               
формулировка, которую нам рекомендовало правительство: "иные объекты            
капитального строительства". Нам удалось поправками изъять это из общей         
формулировки, поэтому сейчас законопроект гарантирует всем, кто имеет право     
на маткапитал, право использовать средства на индивидуальное жилищное           
строительство и на реконструкцию домов блокированной застройки.                 
                                                                                
К законопроекту поступило 11 поправок, все они вошли в таблицу № 1 и            
рекомендованы к принятию. Поправки внесли все без исключения депутаты нашего    
комитета, а также депутаты Алексеенко, Пахомов и Спиридонов. Невзирая на        
разницу в формулировках, касаются они одного предмета - всё-таки иных           
объектов капитального строительства, поэтому мы предлагаем принять все          
внесённые поправки, невзирая, повторю, на разницу в формулировках.              
                                                                                
Прошу поставить на голосование таблицу № 1.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Нина Александровна, вам слово.                                      
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, все необходимые экспертизы, согласования      
пройдены. Прошу поставить законопроект на голосование в третьем чтении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы в третьем      
чтении рассмотреть? Возражений нет.                                             
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 153

10.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 379427-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о реконструкции за счёт средств материнского (семейного) капитала дома блокированной застройки, а также иного объекта капитального строительства, в котором расположено жилое помещение, имеющее отдельный выход на земельный участок).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2671 по 3111 из 5426
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10        
Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей,    
имеющих детей". Доклад официального представителя Правительства Российской      
Федерации статс-секретаря - заместителя министра труда и социальной защиты      
Российской Федерации Андрея Николаевича Пудова.                                 
                                                                                
ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Проект закона разработан в целях исполнения постановления Конституционного      
Суда Российской Федерации. Данным законопроектом предлагается распространить    
положения статьи 10 федерального закона № 256-ФЗ на реконструкцию дома          
блокированной застройки или иного объекта капитального строительства, в         
котором расположено имеющее отдельный выход на земельный участок жилое          
помещение, общая площадь которого может быть увеличена в целях улучшения        
жилищных условий за счёт указанной реконструкции, проводимой разрешённым        
способом. В настоящее же время средства материнского капитала можно направить   
на реконструкцию только объекта индивидуального жилищного строительства, при    
этом не предусмотрена возможность направить средства материнского капитала на   
реконструкцию других видов жилых помещений, даже если соблюдены все             
требования к реконструкции.                                                     
                                                                                
Выделения дополнительных средств на данное решение не потребуется. Реализация   
данного проекта будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в      
бюджете Социального фонда России.                                               
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Нины Александровны Останиной.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, это уже   
не первая попытка внести изменения в действующий закон о материнском            
капитале, который работает 16 лет. Только в этом, восьмом, созыве коллеги       
внесли 11 поправок в закон о маткапитале, но надо ли вам говорить, что ни       
одна из наших депутатских поправок, к великому сожалению, правительством не     
принята, хотя они заметно улучшили бы использование средств материнского        
капитала.                                                                       
                                                                                
Поэтому, Андрей Николаевич, вам не в упрёк, не всё определяется позицией        
вашего министерства, но нам хотелось бы всё-таки более конструктивного          
взаимодействия, поскольку далеко не все инициативы надо так вот, сходу          
отвергать. В частности, и данная инициатива по реализации постановления         
Конституционного Суда ведь изначально не правительством была разработана, а     
депутатами - вон депутат Алексеенко в зале сидит. В декабре появилось           
определение Конституционного Суда, а уже в феврале он вносит эту поправку,      
причём в более удачной формулировке, чем поправка, которую сейчас вносит        
правительство и которая вызвала вопросы и у нашего профильного комитета         
(термин "иные объекты"), и у комитета по строительству (вопросы есть у этого    
комитета). Мы благодарны вам за конструктивную позицию, и ко второму чтению     
мы, конечно, внесём изменения, для того чтобы исключить неопределённость        
этого толкования, о чём говорит в том числе и Правовое управление Аппарата      
Государственной Думы, чтобы всё-таки это не вызывало вопросов у                 
правоприменителей.                                                              
                                                                                
А вообще, коллеги, я думаю, что вам будет небезынтересна информация о том,      
что за 16 лет действия закона о материнском капитале получено 13,3 миллиона     
жилищных сертификатов, из них 10 миллионов как раз реализованы на               
приобретение жилья. То есть направление это очень востребовано. Всего за этот   
период на финансирование сертификатов по маткапиталу было выделено из бюджета   
3,8 триллиона рублей, из них 3,6 триллиона ушли как раз на обеспечение          
приобретения жилья за счёт средств материнского капитала.                       
                                                                                
Ну, напомню ещё, что у нас пять направлений, по которым используется            
материнский капитал, - это улучшение жилищных условий, в том числе              
реконструкция жилья, это образование ребёнка, это накопительная пенсия,         
товары и услуги для детей-инвалидов и ежемесячная выплата, которая тоже резко   
так вот сдвинула у нас использование средств маткапитала. Поэтому, когда        
иногда в этом зале звучат вопросы, а велики ли остатки средств маткапитала в    
фонде, отвечу: нет, не велики, их практически не осталось, потому что вот эти   
пять направлений, повторяю, практически все востребованы. Но это не лишает      
нас возможности вносить свои поправки, в частности, вот последняя поправка      
наших коллег - направлять средства маткапитала на приобретение автомобиля       
отечественного производства.                                                    
                                                                                
Поэтому поддерживаем этот законопроект, что, собственно, и прозвучало в         
позиции наших регионов: 29 представительных органов власти поддержали           
законопроект, 52 отзыва глав исполнительной власти за законопроект. Четыре      
профильных комитета Совета Федерации и Государственной Думы поддерживают его.   
                                                                                
Прошу поддержать законопроект и дать нам возможность доработать его ко          
второму чтению вместе с правительством.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, как вы знаете, по проекту федерального закона      
имеется ряд замечаний, к примеру, о недопустимости использования таких          
формулировок, как "иные объекты капитального строительства" или "иная жилая     
застройка", так как это может привести к неправомерному использованию средств   
материнского (семейного) капитала, или замечания, которые касаются оформления   
реконструированного жилого помещения в общую собственность родителей и детей.   
Какова ваша позиция в связи с этими замечаниями? И как вы видите, каким         
образом они могут быть доработаны ко второму чтению в случае принятия проекта   
федерального закона в первом чтении при условии, конечно же, что вы их          
поддерживаете?                                                                  
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Анатолий Борисович. Мы, когда формулировали      
законопроект, исходили из тех предписаний, которые определены в постановлении   
Конституционного Суда, - ровно такая формулировка содержится в постановлении    
Конституционного Суда. Но исходя из действующей практики, исходя из             
правоприменения, мы, как Нина Александровна в своём докладе это уже отметила,   
готовы к тому, чтобы ещё больше доточить эти формулировки, с тем чтобы они      
совсем не вызывали никаких вопросов, связанных с двусмысленностью. Главная      
цель, которую мы преследуем данным законопроектом и при доработке ко второму    
чтению, - чтобы не было сужений по сравнению с тем, как это в действующем       
правиле есть, чтобы у наших граждан сохранилась возможность направлять          
средства материнского капитала на те объекты, которые действительно являются    
жилыми.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шилкин Григорий Владимирович.                             
                                                                                
ШИЛКИН Г. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Добрый день, Андрей Николаевич! Вопрос к вам. Мы в целом поддерживаем           
законопроект, вместе с тем есть случаи, когда средства материнского капитала    
брали на реконструкцию заведомо не подлежащего реконструкции здания или         
находящегося в аварийном состоянии, по сути, подлежащего сносу. Сама по себе    
реконструкция, как правило, всегда дороже, чем строительство объекта с нуля,    
а также есть случаи, когда эти средства были потрачены лишь частично. В связи   
с этим вопрос: каким образом осуществляется подтверждение возможностей          
ремонта указанной недвижимости и каким образом производится оценка его          
аварийности, поскольку в отношении индивидуальных жилых домов такой процедуры   
в настоящее время нет, собственник самостоятельно отвечает за своё имущество    
и его содержание?                                                               
                                                                                
И второй момент: не считаете ли вы целесообразным разработать механизм          
обратной связи, чтобы можно было подтвердить, что деньги были успешно           
потрачены?                                                                      
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Григорий Владимирович. Абсолютно правильная      
постановка вопроса. Как мы эту ситуацию решаем? Дело в том, что, когда          
гражданин обращается с целью использования средств материнского капитала на     
улучшение жилищных условий, обязательной частью проверки является запрос в      
Росреестр, который подтверждает, что данный объект не является аварийным, а     
это, соответственно, ещё и плюс взаимодействие с муниципальными органами.       
Соответственно, мы через такую модель минимизируем случаи, когда граждане       
пытаются злоупотребить, как вы сказали, приобрести или реконструировать то      
здание, которое является аварийным. То есть вот такой механизм практически      
исключает эти случаи. Ну, понятно, в жизни ничего исключить нельзя, но в        
данном случае практически сводим их к нулю.                                     
                                                                                
И что касается обратной связи, то она у нас есть. Она у нас есть как в          
отношении взаимодействия с гражданами, так и в отношении того, что материалы,   
связанные с использованием средств материнского капитала, регулярно являются    
предметом проверок как контрольно-ревизионной комиссии самого фонда, которая    
там создана и в новом фонде функционирует полноценно, так и                     
правоохранительных органов. И по каждому такому выявленному случаю,             
безусловно, проводится стопроцентное служебное разбирательство с доведением     
до всех сведений об ошибках допущенных, если такие были.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гладких Борис Михайлович.                                 
                                                                                
ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Андрей Николаевич, прошу выразить мнение министерства. Считаете ли вы           
возможным снижение срока трёхлетнего периода по вопросам предоставления         
средств материнского капитала на приобретение готового жилья, ну и другие       
вопросы, которые на сегодняшний день имеются в данном аспекте?                  
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Должен ответить здесь, что мы изучали этот вопрос, понятен          
предмет: оптимизировать срок. Мы всё-таки исходили из того, что вот это         
пресекательный срок, ребёнок должен достичь возраста трёх лет, с тем чтобы      
родители всё-таки свою функцию выполнили по воспитанию ребёнка, и только        
тогда уже появляется правовая возможность использования средств. Подробно       
смотрели, изучали - знаете, это всё-таки одна из идеологем данного подхода.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, безусловно, законопроект поддерживаю. И в          
продолжение слов Нины Александровны: в мой адрес также поступает большое        
количество обращений граждан с предложениями позволить тратить средства         
маткапитала как на покупку отечественного автомобиля, так и на осуществление    
ремонта жилых помещений. Ремонт квартиры или дома позволит семьям с детьми      
создать не только более комфортные, но и безопасные условия для проживания.     
Это может включать в себя, например, обновление системы отопления,              
электрической проводки, системы кондиционирования воздуха, создание игровых     
комнат для досуга и обучения детей - всё это улучшение жилищных условий. Вот    
как вы относитесь к данному предложению? Можно ли рассчитывать на поддержку?    
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. Значит, у нас программа          
маткапа в настоящее время рассчитана до 2026 года, и она сейчас находится в     
стадии своего комплексного развития. Я предлагаю вот всё то, что сегодня в      
том числе на заседании Государственной Думы прозвучало, обобщить и уточнить     
как с точки зрения финансовой, так и с точки зрения тех последствий, о          
которых вы говорите. Потому что, когда мы начинаем изучать, какие последствия   
будут - финансовые, социальные, в конце уже смотрим социальные, - понимаем,     
что не все те предложения, которые вносятся, ведут к достижению той самой       
главной цели. Вы же знаете, главная цель материнского (семейного) капитала -    
чтобы для семьи создались комфортные условия, в которых можно осуществлять      
воспитание детей и повышать их образование. Готовы к обсуждению.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, хороший законопроект, мы его, безусловно,          
поддержим, но он требует доработки ко второму чтению.                           
                                                                                
Хочу ответ услышать на следующий вопрос: если домовладение ещё не достроено     
или не признано жилым домом, например находится в стадии строительства, и       
собственники решили существенно улучшить, расширить его, можно ли будет         
использовать для этого материнский капитал?                                     
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Михаил Сергеевич, направить средства материнского (семейного)       
капитала на строительство жилого дома можно и сейчас. Поэтому, если             
строительство ведётся и есть документы, подтверждающие данный факт, направить   
средства маткапа можно.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Андрей Николаевич, скажите, пожалуйста, вот воспитанию, оздоровлению,           
всестороннему развитию отдых в летнее время, в весеннее, в осеннее время на     
природе способствует? Это входит в основную идею создания маткапитала или это   
другое? Я, например, считаю, что именно летний отдых на природе, на небольшом   
участке, где пока, может быть, нет садового домика у семьи, но, например,       
есть такие прицепы, дачи на колёсах, есть трейлер - дача на колёсах... Вот по   
этому направлению почему вы возражаете, не принимаете наши поправки об          
использовании материнского капитала? Вот прицеп, домик на колёсах - это разве   
не жилое помещение? Ну пусть не на все времена года, но на... (Микрофон         
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Вы знаете, что сейчас по       
действующему правилу можно использовать, если на садовом участке строится       
жилой дом, именно жилой дом, который соответствующими правоопределяющими        
признаками обладает. Такое расходование средств маткапа мы предусмотрели, это   
возможно.                                                                       
                                                                                
Что касается вопроса, включается ли детский отдых. Дело в том, что, когда       
формировалась идеология данного направления, мы исходили из таких главных,      
верхнеуровневых конституционных прав, как право на жильё, право на              
образование, поэтому вот эти пять направлений и сформированы как раз в          
действующем законе. И их вот даже в сегодняшнем проекте закона, поскольку       
жизнь меняется, предлагается детализировать, в данном случае расширяя права     
граждан, чтобы они могли потратить свои средства в том числе в случае, когда    
действительно есть факт наличия дома.                                           
                                                                                
Вот пример конкретный, был запрос в Конституционный Суд: дом изначально был     
капитальной стеной разделён, с точки зрения права это квартира, квартиру        
реконструировать нельзя, но по факту это дом блокированной застройки или иное   
жилое помещение. Мы разобрались: если есть отдельный вход в это помещение...    
такой проект подготовили и согласовали со всеми. Так что двигаемся с точки      
зрения изменений вот теми методами и способами, которые мы с вами вместе и      
обсуждаем.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна.                                 
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Андрей Николаевич, уважаемый, мой вопрос был задан коллегой Шилкиным, тем не    
менее я попробую немножко его переформатировать, потому что... Действительно,   
материнский капитал стал серьёзным подспорьем нашему весьма небогатому          
народу. Однако с первых дней появления, внедрения этой системы появились        
организации, которые предлагают обналичить материнский капитал, причём за       
один день, и в итоге получается, что люди покупают какое-то аварийное жильё,    
негодное заведомо. Комитет по ЖКХ указал, что предлагаемая редакция может       
расширить палитру этих нарушений, в то же время в пояснительной записке об      
этом нет ни слова. Проводило ли правительство при подготовке законопроекта      
анализ существующих и возможных рисков мошенничества с обналичиванием           
маткапитала для организации подобных действий, я имею в виду ремонт,            
реконструкцию либо приобретение заведомо негодного жилья?                       
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо, Ольга Николаевна, за вопрос. Мы, могу сказать, проводим    
постоянный мониторинг всех тех ситуаций, которые называются в простонародье,    
как вы сказали, обналичиванием средств. Все факты, все объявления, которые      
появляются в соцсетях, в газетах, на столбах, - вся эта информация оперативно   
передаётся в правоохранительные органы. По каждому факту, который выявлен, мы   
проводим, как я уже сказал, разбирательство внутри системы, и все материалы     
проверок доводим до сведения всех регионов.                                     
                                                                                
С учётом того что у Социального фонда есть правовая возможность запрашивать     
данные в Росреестре, запрашивать данные из муниципалитетов, количество          
случаев, когда приобретается заведомо аварийное жильё, - ну, известны эти       
публикации, мы все их видели - минимизировано. Понятно, что в некоторых         
случаях, скорее всего, если ещё с кем-то договорились, это возможно, но такие   
случаи единичны, мы это стараемся пресекать на корню. Обращаем внимание         
региональных отделений, чтобы они, если даже, допустим, объект доступен, если   
его можно посмотреть в сегодняшних системах Росреестра, "Роскадастра", всё      
это делали, просматривали. Если такие факты выявляются, как я сейчас вам        
сказал, мы минимизируем, делаем это недоступным для реализации, максимально     
закрываем все эти возможности. Риски понимаем, конечно, такой анализ            
проводим, безусловно.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Представители президента, правительства?   
Докладчик? Содокладчик? Нет.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений...     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление?                                              
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предвидя,     
предвосхищая те вопросы, которые могут прозвучать, поскольку формулировка       
всё-таки небезупречная, наш комитет сделал запрос 19 сентября в                 
Конституционный Суд. Какую трактовку даёт сам Конституционный Суд, давая        
такое определение? Ответ мы получили следующий: постановление суда не           
определяет конкретный перечень объектов, формирование такого перечня лежит      
вне пределов компетенции Конституционного Суда, постановление                   
Конституционного Суда устанавливает временный порядок исполнения                
постановления, до внесения необходимых изменений в законодательство. Иными      
словами, требования гражданки, обратившейся в Конституционный Суд,              
удовлетворены, там один держатель сертификата, а всё остальное возложено на     
нас, законодателей. Конечно, это предмет регулирования второго чтения, и мы     
уже обговорили с Андреем Николаевичем, что формулировка, которая устроила бы    
всех нас, будет исключать слова "иные объекты", нужно использовать те           
термины, которые уже есть в нашем семейном законодательстве.                    
                                                                                
Количество вопросов и характер этих вопросов говорят о том, что интерес         
депутатов вызвал не только сам законопроект, не только небезупречная            
формулировка, но и сама тема использования средств маткапитала. Андрей          
Николаевич, в предложенном варианте бюджета на последующие годы сокращение      
средств маткапитала на 130 миллиардов рублей вызывает много вопросов уже        
сегодня, будем их задавать вам и дальше. Вместе с единым пособием это, по       
сути дела, две меры, которые взял на себя федеральный бюджет, федеральная       
власть. Для того чтобы мы вместе с вами не просто говорили об этом, а наши      
семьи всё-таки ощущали поддержку со стороны власти, нам, конечно, хотелось бы   
не сокращать средства, которые выделяются из бюджета на обеспечение             
сертификатов по маткапиталу. В этой части, конечно, вопросы вам задавать        
будем и дальше.                                                                 
                                                                                
Я прошу поддержать законопроект, ибо он действительно носит очень конкретный    
характер и направлен на то, чтобы улучшить действие закона о маткапитале и      
поддержке семей.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР поддерживает данную инициативу. Она социально          
ориентированная, как нам представляется, тем более что это в рамках решения     
Конституционного Суда.                                                          
                                                                                
Что касается заявленной депутатом Останиной темы относительно тех средств,      
которые предусмотрены в проекте бюджета. Мы посмотрели проект бюджета: все      
социальные обязательства, которые в соответствии с действующим                  
законодательством есть, выполняются в полном объёме. Другое дело, объём         
средств действительно снижается, но это из-за того, что мы находимся в          
демографической яме и прогнозная рождаемость на очень низком уровне. В данном   
случае этот вопрос надо адресовать не заместителю министра Пудову, это вопрос   
ко всем нам, ко всей государственной политике. У нас уже несколько лет          
отрицательный прирост населения, это действительно проблема, поэтому и          
средств предусмотрено меньше.                                                   
                                                                                
Что касается средств материнского капитала, возможности их тратить. К           
сожалению, сегодня нам стало известно, что правительство не поддержало наше     
предложение дать право тратить средства на приобретение отечественного          
автомобиля хотя бы семьям с детьми-инвалидами и многодетным семьям. Это была    
бы серьёзная мера поддержки этих категорий семей.                               
                                                                                
Мы также считаем, что необходимо вводить маткапитал на третьего ребёнка и на    
последующих детей не везде, а только в тех регионах, где плохая                 
демографическая ситуация, но, как показывает статистика, в абсолютном           
большинстве регионов отрицательный прирост населения. Это последствия и         
ковида, и специальной военной операции, это и общий уровень, и                  
продолжительность жизни, и качество жизни, и снижение общей рождаемости.        
Также мы считаем, что надо увеличивать объём тех средств, которые в рамках      
материнского капитала выделяются, их сегодня явно недостаточно. Все эти         
предложения нами сформулированы, направлены в правительство или частично уже    
внесены в Государственную Думу - мы будем и дальше в этом направлении           
работать.                                                                       
                                                                                
Мы считаем, что программа материнского капитала себя оправдала, а то, что       
вначале критически относились к таким предложениям, до её реализации, в         
очередной раз показывает, что нельзя ориентироваться исключительно на           
критику. Надо делать смелые шаги, они приносят результаты. И не надо бояться    
совершать ошибки: лучше совершить ошибку, но что-либо сделать, чем              
консервативно-пессимистически ко всему относиться и всё время приводить         
какие-либо несостоятельные аргументы, лишь бы ничего не менять.                 
                                                                                
Поэтому мы настаиваем на расширении возможности тратить средства маткапитала    
хотя бы для отдельных категорий семей.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Буцкая Татьяна Викторовна.                                                      
                                                                                
БУЦКАЯ Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хочу вернуться к           
рассматриваемому законопроекту и тоже процитировать постановление               
Конституционного Суда, где сказано, что не должны вводиться не имеющие          
объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к      
одной и той же категории. Материнский капитал можно направить на покупку        
новой квартиры, можно вложиться в ипотеку, можно построить дом. Есть дома       
блокированной застройки с отдельным входом, соответственно, да, на улучшение    
жилищных условий семьям, которые живут в таких домах, мы точно должны дать      
возможность направить материнский капитал.                                      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и будет голосовать     
за.                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной           
поддержки семей, имеющих детей", пункт 7.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              420 чел.93,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.