Заседание № 188
О проекте федерального закона № 379387-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования". Доклад Гаджимета Керимовича Сафаралиева, заместителя председателя Комитета по образованию. Пожалуйста. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования", который был принят во втором чтении 19 октября этого года. Проект федерального закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, подготовлен Комитетом Государственной Думы по образованию к третьему чтению. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не содержит. Прошу принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам записались депутат Шудегов, депутат Иванов. Два выступления по мотивам. Никого я не пропустил? Нет. Выносим на "час голосования". Присаживайтесь.
По пункту 8 по мотивам выступают Шудегов и Иванов. Пожалуйста, Шудегов Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я хочу довести до вас мнение нашей фракции по данному вопросу. Дело в том, что этот законопроект не решает главную задачу, которую он должен решать, - существенно улучшить качество подготовки специалистов. Кроме того, не решены многие другие вопросы, в частности, за счёт каких средств будет финансироваться аккредитация того или иного образовательного учреждения. Вы знаете, что сейчас финансовый кризис, экономический кризис и доходы наших вузов, техникумов и учреждений начального профессионального образования во внебюджетной их части существенно упали, поэтому, безусловно, за аккредитацию этих государственных или муниципальных учреждений должен платить учредитель. Но это не прописано в нашем законодательстве, не учтено в бюджетах - как в федеральном, так и в бюджетах соответствующих уровней. Поэтому я считаю, что это замечание, этот момент нам всё-таки не удалось учесть в данном законопроекте. Кроме того, есть определённые неточности. В частности, после принятия решения о выдаче лицензии данное учреждение должны проверять через год. В законопроекте это прописано так, что данное учреждение включается в ежегодный план проведения проверок, так называется ведомственный документ Рособрнадзора. На самом деле отсюда следует, что теперь ежегодно будут проверять данные учреждения. Об этом говорим не только мы, законодатели федерального уровня, но и законодатели регионального и муниципального уровней. Поэтому мы голосуем свободно по данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, вы знаете, фракция ЛДПР всегда с удовлетворением воспринимает любую либерализацию в какой бы то ни было сфере, но всё-таки сфера образования - это особая вещь, и всем нам нужны высококвалифицированные специалисты. Знаете, если даже то качество образования, которое мы сейчас имеем, приводит к тому, что при чтении пояснительной записки к данному законопроекту у внимательного человека просто, как говорится, волосы дыбом встают, то... Вот, например: "вносятся изменения в статью 33 333 Налогового кодекса". Даже здесь ошибки делают, что уж там говорить... У нас, коллеги, знаете, был один анекдотичный случай. Научное сообщество, знаете, для того чтобы... ну, вы знаете, набирают люди определённое количество публикаций, чтобы получить степень. Вот направили в одно научное издание, которое издаётся в одном вузе, статью с содержанием, ну, что-то типа о парадоксальных эмоциях с точки зрения банальной эрудиции. И, как ни странно, напечатали, понимаете? И подобный бардак происходит очень часто. Сфера образования - это такая сфера, на которую и мы, и президент, и вообще вся страна возлагает большие надежды. Но пока с помощью вот такой либерализации процесса образования мы будем готовить неучей, которые на специфические, сугубо специальные вопросы будут отвечать: не знаю, это не моя тема, я вроде как по другой учился. Мы категорически против этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 32 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 186
О проекте федерального закона № 379387-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования". Доклад заместителя председателя Комитета по образованию Гаджимета Керимовича Сафаралиева. Пожалуйста. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается во втором чтении внесённый Правительством Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования". Напомню, что в первом чтении он был принят 2 июля 2010 года. Законопроект направлен на совершенствование процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, процедуры подтверждения документов об образовании, об учёных степенях и учёных званиях. Ко второму чтению на законопроект в Комитет Государственной Думы по образованию поступило сто восемьдесят поправок. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются две таблицы поправок к законопроекту. Таблица 1 (приложение 1) содержит сто пятьдесят шесть поправок, рекомендованных Комитетом Государственной Думы по образованию к принятию, и таблица 2 содержит двадцать четыре поправки, рекомендованные комитетом к отклонению. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной Думы. В заключении Правового управления высказано мнение о том, что в предлагаемом законопроекте размеры штрафов за совершение административного правонарушения при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, не соотносятся с размерами штрафов, установленных за совершение административного правонарушения при осуществлении деятельности, связанной с извлечением прибыли. Следует отметить, что величина штрафов, предложенная Правительством Российской Федерации в тексте законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении, на наш взгляд, соответствует требованиям сегодняшнего дня, реально может способствовать пресечению нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, именно к такому виду деятельности относится образовательная деятельность. Мы согласны с тем, что симметричные изменения должны быть сделаны и в отношении правонарушений при осуществлении деятельности, связанной с извлечением прибыли. Но этот вопрос выходит за пределы сферы образования, к тому же, насколько нам известно, соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях уже готовятся Правительством Российской Федерации. В результате доработки законопроекта ко второму чтению уточнены отдельные его нормы, так что он стал более стройным, конкретным. Большинство поправок, которые комитет предлагает принять, носят юридико-технический или редакционный характер. Кроме того, поддержаны поправки относительно приведения предлагаемых норм в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации в части наименования источника финансового обеспечения полномочий Российской Федерации в области образования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Поддержаны поправки относительно приведения законопроекта в соответствие с частью 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части размеров административных штрафов, налагаемых на должностных лиц при осуществлении деятельности без соответствующей лицензии, а также относительно уточнения понятия грубого нарушения, которое устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Также следует отметить поправки, направленные на согласование рассматриваемого законопроекта с федеральным законом от 27 июля 2010 года о внесении изменений в федеральный закон... ну, с законом о ВАКе, который мы приняли в период весенней сессии, относительно полномочий Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в части признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об учёных степенях и званиях. Внесён ряд поправок, которые раскрывают содержание используемых понятий, в частности, уточнено понятие образовательной программы, уточнены вопросы, связанные с установлением типа и вида образовательного учреждения. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по образованию просит одобрить таблицы поправок и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит сто пятьдесят шесть поправок. Нужно ли какую-либо из них обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 07 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6% Результат: принято Принято. Таблица отклонённых поправок содержит двадцать четыре поправки. Вижу руку Смолина и руку Шудегова. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Я прошу вынести на отдельное голосование из этой таблицы поправки 4, 7, 8, 15, 17 и 19, но для экономии времени сгруппировать их по три: поправки 4, 7, 8 и соответственно поправки 15, 17 и 19 - две аргументации и два голосования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шудегов Виктор Евграфович, пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хочу вынести на отдельное голосование поправку 16 и поправки 23 и 24, объединив их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, без поправок 4, 7, 8, 15, 16, 17, 19, 23 и 24. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 47 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2% Результат: принято Принято. Смолин Олег Николаевич, поправки 4, 7 и 8. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! В поправках 4, 7 и 8 речь идёт об одном сюжете, который с виду кажется формально юридическим, а на самом деле имеет большое смысловое значение. Дело в том, что в настоящее время лицензирование работы образовательных организаций регулируется Законом "Об образовании". Нам предлагают регулировать лицензирование образовательной деятельности законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Другими словами, теперь профильным министерством, которое будет определять законодательство в этой области, будет уже не Минобрнауки, а Министерство экономического развития. Соответственно, профильным комитетом в парламенте будет уже не Комитет по образованию или комитет по науке, а комитет по экономической политике или какой-то другой комитет. Коллеги, из почти двадцатилетнего опыта работы в российских парламентах знаю, что это достаточно опасно. Именно Министерство экономического развития в своё время неоднократно предлагало отменить, например, лицензирование дополнительного образования детей. Здесь, в этом зале, находился Герман Оскарович Греф, в тот период министр, и я, депутат Государственной Думы, пытался объяснить Герману Оскаровичу, к чему это приведёт: например, к тому, что любая организация сможет создавать школы типа "Русская гейша" для обучения соответствующим навыкам молодых девчонок. Тогда с огромным трудом нам удалось защитить систему образования от подобных непродуманных экспериментов, теперь этот законопроект открывает для них широкую дорогу. Я прошу вас поддержать поправки и тем самым сохранить регулирование вопросов лицензирования образования именно образовательным законодательством, а не каким-то другим, то есть законодательством профильным. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гаджимет Керимович, ваша позиция. САФАРАЛИЕВ Г. К. Поправки обсуждались в комитете, эти поправки противоречат концепции законопроекта. Целесообразность лицензирования образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" обусловлена тем, что лицензирование представляет собой государственную функцию, направленную не на оценку или контроль качества деятельности, а на выдачу разрешения на осуществление деятельности. В этой связи задачей лицензирования является установление наличия минимального объёма условий, которые необходимы для начала деятельности. Процедуры лицензирования не могут принципиально различаться в отношении конкретных видов деятельности, с этим и связано лицензирование образовательной деятельности по общим правилам, которые установлены Федеральным законом № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Но это касается только общих, рамочных условий осуществления таких процедур. Если говорить об особенностях лицензирования образовательной деятельности, то они, безусловно, есть. Регламентации таких особенностей посвящена статья 33-1 в этом законопроекте, и там описываются эти особенности очень подробно. Достаточно сказать, что статья содержит двадцать восемь пунктов, регулирующих практически все аспекты лицензирования образовательной деятельности. В этом отношении, на наш взгляд, мы, скорее, могли бы услышать возражения по поводу слишком значительной регламентации особенностей лицензирования, а не по поводу того, что регламентированы они недостаточно. Комитет предложил к отклонению этот блок, первый блок поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставятся на голосование поправки 4, 7, 8 из таблицы 2. Кто за то, чтобы их принять? Предложение комитета - отклонить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вместе, да. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 06 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Не принято. Пожалуйста, Олег Николаевич, поправки 15, 17 и 19. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! А вот этот сюжет, пожалуй, будет поинтереснее предыдущего. Дело в том, что в новом законопроекте предлагается, если можно так сказать, инновация на тему коллективной ответственности, я бы даже рискнул сказать, некоторого коллективного отцовства в образовательном законодательстве. Рассказываю вам, как теперь будет проходить аккредитация образовательных организаций. Согласно новому положению, если образовательная организация заявляет какую-то специальность к аккредитации, она должна заявить к аккредитации все специальности, входящие в так называемую укрупнённую группу. Например, если вы заявляете философию, то вы должны заявлять к аккредитации гносеологию, теорию познания, социальную философию, этику, эстетику, философию науки и так далее. Такая же ситуация по экономическим специальностям, по математическим специальностям и так далее. Смотрите, что происходит дальше: а дальше вас проверяют, и, если в процессе проверки оказывается, что вы не тяните на аккредитацию по одной из этой укрупнённой группы специальностей, вас лишают аккредитации по всей этой группе. Представьте себе крестьян, которые в общине заплатили налоги, потом выясняется, что один крестьянин налоги не заплатил, и считается, что не заплатили налоги все крестьяне. Представьте себе студенческую группу, которая сдала экзамен, но при этом один студент экзамен провалил, а объявили, что экзамен провалили все студенты. Вот такая система коллективной ответственности теперь вводится у нас в образовании, и это на фоне рассуждений о рыночных реформах, о свободах и обо всём остальном прочем. Понятно, что, коллеги, если вы не примете эти поправки, к вам потом неоднократно будут обращаться российские вузы, которые не прошли аккредитацию по одной специальности, и их лишили аккредитации ещё по доброму десятку таких специальностей. Зачем вводится такая система? Я думаю, ответ только один: чиновникам будет меньше работы - не надо проверять все, проверил одну выборочно и по всем отменил аккредитацию. Это противоречит всякому здравому смыслу и нанесён вред российскому образованию. Я предлагаю поддержать эти поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ваша позиция. САФАРАЛИЕВ Г. К. Комитет рассматривал подробно именно эту позицию, и здесь я не совсем согласен с Олегом Николаевичем в трактовке этого положения. Государственная аккредитация по укрупнённым группам направлений специальностей обеспечивает снятие административных барьеров в части открытия новых образовательных программ. Если у нас есть большая группа уже аккредитованных специальностей, то нам легче, мы можем туда ввести ещё другие специальности по этому же профилю, не аккредитуя специально. Это, с одной стороны, упрощает расширение круга специальностей для вуза, а с другой стороны, даёт возможность студентам, в том числе если они учатся по неаккредитованной... Вот раньше они учились на неаккредитованной и должны были ждать аккредитации специальности, а в данном случае она сразу аккредитуется. И ещё положительный момент - это отсутствие призыва в армию. Вот тот подход, о котором вы говорите, что он имеет и другую сторону... Здесь дело в том, что, как показывает практика... Дело в том, что последующая экспертиза этого учреждения, конечно, будет влиять, но здесь вуз должен нести ответственность. В конце концов, если есть группа основных специальностей для этого вуза и если мы туда для улучшения качества образования и так далее вводим новые, то при проверке, естественно, надо отвечать за весь круг этих специальностей. С другой стороны, министерство предлагает здесь упростить аккредитацию большого круга этих специальностей тем, что вопросы, по которым будет проводиться аккредитация, будут носить общий характер для всех специальностей. Но в любом случае государственная аккредитация по укрупнённым группам будет способствовать развитию в вузах профильной подготовки именно по тому профилю, который характерен для вуза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставятся на голосование поправки 15, 17 и 19 из таблицы 2. Кто за то, чтобы их принять? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 54 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7% Результат: не принято Не принято. Шудегов Виктор Евграфович, 16-я поправка. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данной поправкой предлагается увеличить сроки действия аккредитации до двух нормативных сроков освоения основных образовательных программ. То есть для бакалавриата срок действия аккредитации предлагается не четыре года, а восемь лет, для специалитета - вместо пяти десять лет, для бакалавриата с магистратурой - вместо шести двенадцать лет. Уважаемые коллеги, как вы помните, в советские времена не было ни лицензирования, ни аттестации, ни аккредитации, и система образования прекрасно работала. И я думаю, что вряд ли вы сейчас приведёте много примеров, когда по результатам плохой аккредитации... По крайней мере, ни один вуз пока не был закрыт, и вряд ли даже теоретически можно представить, что, в случае если у вас будет плохая аккредитация или вы не получите её, будет закрыт какой-то вуз областного значения, или московский, или санкт-петербургский. Это даже теоретически невозможно представить. Фактически эта статья во многих случаях превратилась, в общем-то, в коррупционноёмкую статью, поэтому я предлагаю увеличить сроки аккредитации, чтобы облегчить жизнь нашим образовательным учреждениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ваша позиция, Гаджимет Керимович. САФАРАЛИЕВ Г. К. Дело в том, что увеличение срока действия свидетельства о государственной аккредитации, как вы предлагаете, к примеру, на двенадцать лет, нецелесообразно с точки зрения того, что современное профессиональное образование характеризуется высокой динамикой изменения содержания. Очень быстро развивается наука в разных отраслях, и поэтому быстрые изменения в науке приводят также к изменению и образовательных программ, поэтому, естественно, увеличение срока аккредитации, скорее всего, будет влиять и на качество образования. Предлагаем отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование 16-я поправка из таблицы 2. Кто за то, чтобы её принять? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 25 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Не принято. Пожалуйста, Шудегов Виктор Евграфович, поправки 23 и 24 вместе. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как вы знаете, данный законопроект устанавливает определённые нормативы финансирования каждой укрупнённой группы специальностей. Так, для высшего профессионального образования каждая группа будет стоить 130 тысяч рублей, для среднего профессионального образования - 50 тысяч рублей, для начального профессионального образования - 40 тысяч рублей и так далее. Уважаемые коллеги, дело в том, что многие образовательные учреждения не имеют собственных внебюджетных средств. Раньше все эти расходы покрывались за счёт внебюджетных средств. И вот последняя дискуссия как раз по моей поправке на заседании комитета привела к тому, что представитель Министерства образования и науки согласилась с тем, что действительно эти деньги должен платить за образовательное учреждение учредитель, - это что касается государственных и муниципальных образовательных учреждений, - а за негосударственные, естественно, должен платить собственник. И конечно, эти деньги нужно закладывать в бюджет, потому что в бюджете этих денег нет. Поэтому я предлагаю прописать чётко в данном законопроекте, что эти деньги платит учредитель, с внесением соответствующих поправок также в Бюджетный и Налоговый кодексы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета, кратко. САФАРАЛИЕВ Г. К. Дело в том, что предлагается уменьшение принятого в первом чтении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации. Следует сказать, что в настоящее время для прохождения образовательным учреждением государственной аккредитации необходимо пройти экспертизу соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным образовательным стандартам, а также экспертизу показателей деятельности. Оплата такой экспертизы осуществляется на основании договора между образовательным учреждением и организацией, которая осуществляет экспертизу. Её размер не является фиксированным и по ряду субъектов Российской Федерации отличается в пять - десять раз. Законопроект же предусматривает, что экспертиза становится бесплатной для заявителя. Платность государственной функции по государственной аккредитации выражается в уплате фиксированной государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, а размер пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной аккредитацией, прежде всего за выдачу свидетельства о государственной аккредитации, рассчитан по результатам детального анализа размеров существующей в настоящее время платы за проведение экспертизы. Анализ проведён на основе репрезентативной выборки субъектов Российской Федерации, что позволило правительству предложить в законопроекте обоснованные размеры государственных пошлин, которые в среднем ниже существующих размеров платы за экспертизу. Кроме того, вводится норма, согласно которой для бюджетных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования все расходы по оплате государственных пошлин, связанных с лицензированием и аккредитацией, несёт учредитель, так что в законопроекте эта норма есть, поэтому поправка 24 здесь лишняя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставятся на голосование поправки 23 и 24 из таблицы отклонённых. Кто за то, чтобы их принять? Прошу голосовать. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 09 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Результат: не принято Не принято. Спасибо, Гаджимет Керимович. Мы рассмотрели поправки, выносим проект федерального закона на "час голосования".
По 9-му вопросу. Кто за то, чтобы принять во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 08 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 379387-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 38. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования". Докладывает представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации Иван Васильевич Лобанов, который ещё утром был депутатом Государственной Думы. (Аплодисменты.) ЛОБАНОВ И. В., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии с решением Правительства Российской Федерации об оптимизации ряда платных государственных услуг в сфере образования, а также планом мероприятий по реализации этого решения, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта, подготовлен и внесён в Государственную Думу Федерального Собрания соответствующий законопроект. Законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов, в том числе в Закон Российской Федерации "Об образовании", в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации. Если кратко, законопроект предусматривает три основные позиции. Первая, в части лицензирования образовательной деятельности. Проводить процедуру лицензирования образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", отдельные особенности лицензирования образовательной деятельности установить в Законе Российской Федерации "Об образовании". Законопроектом исключаются проведение экспертизы по лицензированию образовательной деятельности, а также возмещение заявителем затрат на проведение экспертизы, сохраняется только государственная пошлина за действия уполномоченных органов, связанных с лицензированием. За предоставление лицензии по законопроекту берётся пошлина в сумме 2 тысяч 600 рублей, кстати, в настоящее время стоимость лицензионной экспертизы для вуза может составлять до 1 миллиона рублей, при этом вводится бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности. Выдача разрешения на реализацию новых образовательных программ, программ профессиональной подготовки, на осуществление образовательной деятельности в новом филиале или по адресу места осуществления образовательной деятельности, не указанному в приложении к лицензии, будет осуществляться путём переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Законопроектом в два раза, с девяноста до сорока пяти дней, сокращены сроки проведения лицензирования. Одновременно сокращается перечень документов, предоставляемых заявителем для получения лицензии, и закрепляется возможность взаимодействия между соискателем лицензии и лицензирующим органом, включая представление соискателем лицензии заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств. В свою очередь в процессе рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии лицензирующий орган будет осуществлять электронное взаимодействие с другими органами исполнительной власти в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии. Вместе с тем представление бессрочной лицензии обусловливает необходимость усиления постлицензионного контроля, что и предусматривается законопроектом. В частности, предлагается проводить обязательную плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий через один год после предоставления лицензии. Законопроектом вводится обязательное приостановление действия лицензии за неисполнение предписания об устранении нарушения, аннулирование лицензии будет осуществляться только по решению суда. Также вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие привлечение должностных лиц образовательных учреждений к административной ответственности, чего не было в предыдущем законе, за нарушение лицензионных требований, а также увеличение размеров штрафов. Вторая позиция, в части государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Законопроектом чётко устанавливается предмет государственной аккредитации, а также определяется круг образовательных учреждений и научных организаций, подпадающих под государственную аккредитацию. При этом из сферы государственной аккредитации исключаются дошкольные образовательные учреждения, а также образовательные учреждения или научные организации, реализующие образовательные программы, по которым не установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования. Как и в лицензировании, сокращаются сроки проведения государственной аккредитации в два раза, до ста пяти дней, и предусматривается возможность также взаимодействия с заявителем в электронном виде. Важной новеллой законопроекта является введение государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ по укрупнённым группам направлений подготовки и специальностей, к которым отнесены такие образовательные программы. Законопроектом также увеличивается срок действия свидетельства о государственной аккредитации. Для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы профессионального образования, или научных организаций - до шести лет, для иного образовательного учреждения, например общеобразовательной школы, - до двенадцати лет. В настоящее время, как вы знаете, такой срок составляет всего пять лет. Кроме этого, законопроектом исключаются положения, устанавливающие возмещение заявителем затрат на проведение государственной аккредитации. Для информации: сейчас стоимость государственной аккредитации, допустим, для высшего учебного заведения может составлять до 2 миллионов рублей. Взамен этого вводится государственная пошлина за совершение соответствующих юридически значимых действий, дифференцированная по типам образовательных учреждений. Для информации: с учётом исключения платной лицензионной экспертизы и сохранения государственной пошлины за выдачу лицензий в размере 2 тысяч 600 рублей общий объём затрат образовательного учреждения на процедуру лицензирования и государственной аккредитации уменьшается в соответствии с этим законом не менее чем в полтора раза. Следует также отметить, что образовательным учреждениям, имеющим в настоящее время лицензии - что важно - и свидетельства о государственной аккредитации, не потребуется незамедлительное их переоформление после вступления в силу представленного проекта федерального закона. Переходными положениями законопроекта предусматривается, что лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, выданные до вступления в силу данного федерального закона, сохраняют своё действие до истечения указанного в них срока. При этом действующие лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные до вступления в силу федерального закона, будут переоформляться после вступления его в силу с установлением бессрочного действия лицензии. И последний, третий пункт. Это касается подтверждения документов об образовании, об учёных степенях и учёных званиях и проставление апостиля на таких документах. В целях повышения территориальной доступности оказания данной государственной услуги гражданам законопроектом предусмотрена передача её исполнения на уровень органов власти субъектов Российской Федерации. Для информации: сейчас подтверждение документов об образовании осуществляется централизованно Рособрнадзором в городе Москве. Также законопроектом исключается проведение экспертизы при подтверждении документов об образовании, об учёных степенях и учёных званиях. Гражданин будет только уплачивать государственную пошлину за проставление апостиля на документе в размере 1 тысячи 500 рублей. Законопроектом также предусматривается возможность поиска, проверки подлинности документа через единую федеральную базу данных документов об образовании, что позволит значительно сократить срок предоставления государственной услуги - до нескольких дней. Кроме того, будет вестись в соответствии с этим законопроектом федеральная база данных о проставленных апостилях. Прошу поддержать представленный проект федерального закона. Доклад окончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Гаджимет Керимович Сафаралиев сделает содоклад от комитета. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования", который внесён Правительством Российской Федерации, и одобряет его концепцию. Здесь уже доложили, что целью является совершенствование процедур контроля качества, связанных с контролем процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, подтверждение документов об образовании, об учёных степенях и учёных званиях. Для упрощения этих административных процедур и облегчения практического применения их для заявителя в законопроекте закрепляются такие нормы: об использовании электронных средств общения между заявителем и административными органами; о формировании федеральной и региональной информационных систем государственной аккредитации и федерального реестра документов государственного образца об образовании, об учёных степенях и званиях; об исключении возмещения заявителем затрат на проведение соответствующих экспертиз при сохранении госпошлины, что приведёт к снижению стоимости экспертизы для заявителя. Следует, несомненно, поддержать другие нововведения, о которых в своём выступлении говорил Иван Васильевич, я позволю себе их повторить. Это предоставление бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности (до шести лет) и продление срока действия свидетельства о государственной аккредитации (до двенадцати лет, сейчас - пять лет). Обязательность государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от типов, видов организационно-правовых форм, в которых реализуются федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением образовательных учреждений... ну, дошкольных учреждений. Далее - возможность общественной и общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, что является довольно важным, поскольку общество должно участвовать в этом наряду с государством. Передача полномочий о подтверждении документов об образовании, об учёных степенях и званиях на уровень субъектов Российской Федерации, что приведёт к повышению территориальной доступности. С другой стороны, законопроектом предусматривается усиление лицензионного контроля со стороны лицензирующего органа. Здесь говорилось, что вводится целый механизм реагирования в случае нарушения лицензионных требований: выдача предписаний о привлечении к административной ответственности и так далее. В законопроекте отражены также многие положения, которые закреплены в подзаконных актах. Вместе с тем в законопроекте, может быть, целесообразно, говоря о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, закрепить критерии государственной аккредитации. Говоря о лицензировании образовательной деятельности, целесообразно регламентировать вопросы плановых и внеплановых проверок для осуществления лицензионного контроля, поскольку о внеплановых проверках в законопроекте имеется лишь упоминание. Далее - уточнить отдельные термины, такие, как "самообследование образовательного учреждения", - непонятно, в каком смысле проводится это самообследование. Сегодня на пленарном заседании у нас в пункте 28 был законопроект, который тоже касался внесения поправок в два закона: "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и "О науке и государственной научно-технической политике". В законопроекте затрагивались аналогичные вопросы, в частности о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об учёных степенях и учёных званиях, что имеется и в данном законопроекте. Я думаю, что эти и многие другие вопросы будут решены при доработке законопроекта ко второму чтению, чтобы не было дублирования. В целом принятие рассматриваемого законопроекта позволит существенно снизить материальные, моральные и временные затраты образовательных учреждений и научных организаций при прохождении процедур лицензирования и государственной аккредитации. Имеются у нас ещё заключение комитета-соисполнителя - Комитета по бюджету и налогам и заключение Правового управления, в них содержатся замечания, которые вполне могут быть учтены при доработке ко второму чтению. Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует рассматриваемый законопроект принять в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, сейчас узнаем: раз, два, три, четыре, пять, шесть вопросов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение: по одному вопросу от фракции. Ставлю на голосование предложение депутата Гайнуллиной задавать по одному вопросу от фракции. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 35 сек.) Проголосовало за 305 чел.98,4% Проголосовало против 5 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 310 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Кто от фракции КПРФ? Депутат Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Иван Васильевич, у вас сегодня премьера, и я хочу задать один уточняющий вопрос. В законопроекте утверждается, что если несколько учреждений реорганизуются путём слияния, присоединения, то лицензии, которые они имели, сохраняются, однако уже следующий абзац звучит следующим образом (цитирую): "К заявлениям о предоставлении лицензии (временной лицензии) и о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, прилагаются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также иные документы, предусмотренные положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи". Не считаете ли вы, что фактически это аннулирует предыдущее утверждение и процедуру лицензирования этим учреждениям фактически придётся проходить повторно? Спасибо за ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иван Васильевич. ЛОБАНОВ И. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, я хочу сказать, что те положения законопроекта, которые сейчас в концепции представлены, естественно, во втором чтении будут корректироваться, и мы уже во втором чтении доработаем законопроект, чтобы он соответствовал всем нормам, которые существуют. Поэтому я думаю, что это предмет второго чтения, а сегодня представлена концепция, которую мы рассматриваем в данный момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от фракции ЛДПР? Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Васильевич, в пункте 19 есть такая фраза, что через один год после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий. Мы с вами все знаем уровень подготовленности региональных чиновников, которые осуществляют контроль за подобными организациями, и как эти проверки проводятся. И дальше идёт сноска - что они в течение года могут это делать любое количество раз. То есть как вы планируете оградить наши учебные заведения от постоянного вмешательства в их плановую деятельность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЛОБАНОВ И. В. Спасибо за вопрос. Да, действительно, в соответствии с представленным законопроектом после первого получения лицензии соответствующий уполномоченный орган в течение первого года вправе провести выездную проверку. Дальше мы обращаемся к закону № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц... при осуществлении государственного контроля (надзора)...". Этот закон регулирует порядок проведения проверок и защищает юридических лиц, в том числе и образовательные учреждения, от несанкционированных проверок и неправильно проведённых выездных проверок. Поэтому в соответствии с этим законом после первого года разрешается одна выездная проверка, а затем в течение трёх лет - следующая проверка. То есть здесь всё отрегулировано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" задаёт вопрос? Нет вопросов. Шудегов, пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Васильевич, я в продолжение к только что заданному вопросу. Вы говорите, что через год будет только одна проверка. Я читаю статью 19, там говорится: "...для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения проверок". Вот вы посмотрите, что написано в пояснительной записке и что написано в законе, - совершенно не по-русски. Второе. Вы сказали, что при этом, по крайней мере, существенно уменьшится сумма аккредитации, за которую нужно платить вузам. Хорошо, тогда во что обойдётся аккредитация одного вуза, если 130 тысяч рублей нужно заплатить за одну укрупнённую специальность? Помножьте на количество специальностей в среднем вузе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иван Васильевич. ЛОБАНОВ И. В. К сожалению, я думаю, что вы, наверное, не глубоко вчитались в законопроект. Я хочу вам сказать, что на самом деле за аккредитацию одной укрупнённой группы специальностей, которая характерна, допустим, для институтов и академий, где не более двух таких укрупнённых групп специальностей, размер государственной пошлины для образовательного учреждения составит не более 270 тысяч рублей. В настоящее время стоимость аккредитации по специальностям, если раздельно их аккредитовывать, будет превышать 2 миллиона рублей. Поэтому здесь очевидный выигрыш высших учебных заведений в оплате аккредитации укрупнённых групп специальностей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы заданы. Будут ли выступления? Два выступления: депутат Смолин и депутат Шудегов, и подводим черту. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Внимательно обсудив этот законопроект в двух экспертных советах Комитета Госдумы по образованию, мы приняли следующее компромиссное решение: мы рекомендуем вам условно поддержать этот законопроект, а что касается голосования во втором и третьем чтениях, то всё будет зависеть от того, насколько будут приняты наши предложения по его улучшению. Объясню, почему поддерживаем, собственно, об этом уже говорили. Многих наших экспертов привлекает бессрочная лицензия, хотя, как мы дальше скажем, она прописана не совсем так, как хотелось бы. Нас привлекает также увеличение срока аккредитации и некоторые другие позиции законопроекта, но, повторяю, наша поддержка является условной по нескольким причинам. Во-первых, я только что приводил неточности, касающиеся лицензирования, - оно не всегда оказывается на самом деле бессрочным. Во-вторых, на наш взгляд, недостаточно увеличение срока аккредитации - надо было бы, наверное, чтобы срок аккредитации соответствовал двум срокам основной образовательной программы. Ну, скажем, если бакалавриат - четыре года, то соответственно - восемь лет. Третье, и главное, заключается в том, что, на наш взгляд, значительное ужесточение процедур контроля может вместе с тем вызвать и ещё более значительное увеличение бюрократизации контроля над нашим образованием. Я хотел бы обратить внимание уважаемых коллег-депутатов и представителей министерства, что уже сейчас школа и вузы забюрократизированы дальше некуда. Мой друг, директор школы, сельской школы, который работал и двадцать лет назад, и сейчас, утверждает, что бумагооборот в школе вырос примерно в сто раз. Когда я спрашиваю в аудитории у ста директоров: "Наверное, он преувеличивает?" - мне говорят: "Нет, преуменьшает". Далее. Недавно проводилась проверка (в качестве примера привожу) в одном продвинутом электронном вузе России - проверка, правда, не по линии Рособрнадзора, но от этого вузу было не легче (Рособрнадзор в данном случае не виноват, но тем не менее), - ректор вуза говорил о том, что в начале 90-х годов они работали вообще без юриста, так прост был закон, а сейчас целое юридическое управление, и оно не справляется с задачами, которые перед ним стоят. Например, на последней проверке с этого электронного вуза требовали, чтобы он работал по инструкции 1932 года, согласно которой карточки на студентов должны писаться на картоне и карандашом, тогда как вуз давно перевёл всё это в электронную форму. Инструкция до сих пор не отменена. И таких примеров довольно много. Кроме того, мы сталкиваемся с бесконечными штрафами руководителей образовательных учреждений, которых учредитель не обеспечивает деньгами на соблюдение условий, предусмотренных лицензиями, а затем наказывает за то, чем их не обеспечил. Кстати, многие думали, что с введением ЕГЭ контроль за качеством нашего образования резко упростится. Совсем недавно, а именно, уважаемые коллеги, позавчера, в этом зале звучали довольно жёсткие выпады в адрес представителей оппозиции, выступающих против современной формы ЕГЭ. Я думаю, они звучали на грани фола. Так вот тем, кто подобные вещи себе позволяет, я позволю себе в порядке оппонирования несколько цитат не из кого-нибудь, а из Александра Хлопонина, как вы помните, представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе. Цитирую: "Высокобалльный результат единого госэкзамена сегодня возможно купить за 300 тысяч". Это одна цитата. Вторая цитата из того же самого Хлопонина: "То, что высокие баллы ЕГЭ являются сегодня критерием оценки деятельности школ, неправильно. Это подталкивает отстающие учебные заведения к искусственному завышению результатов. Есть случаи, когда экзаменационные листы за детей заполняют родители и преподаватели. В итоге крайними остаются всё-таки дети, которые получают незаслуженные баллы, поступают в вузы и сыпятся на первой же сессии, начинают взрослую жизнь с обмана и ложных жизненных ориентиров". И последняя короткая цитата из Александра Хлопонина: "Есть республики, где одни молодые гении учатся". Так вот тем, кто позволяет себе выпады в адрес оппозиции по поводу единого государственного экзамена, я рекомендую читать собственных руководителей. Вряд ли господин Хлопонин является тайным агентом оппозиции. Далее, уважаемые коллеги, я хотел бы заметить, что в данном законопроекте авторы почему-то отказались от того, что плановые проверки должны проводиться не чаще, чем раз в два года. Это положение из законопроекта исчезло. Не установлено никаких ограничений для внеплановых проверок, которые могут проводиться сколько угодно раз. Нет ограничений, которые установлены по проверкам для малого бизнеса. Мы думаем, что учебные заведения должны находиться в положении не худшем, чем предприятия малого бизнеса. Ну и наконец, уважаемые коллеги, стоило бы внимательно рассмотреть международные требования, согласно которым аккредитация должна проводиться независимыми аккредитационными агентствами, что значительно снизило бы бюрократизацию. Подводя итоги, я ещё раз хочу сказать, что мы готовы поддержать законопроект в первом чтении ради некоторых его достоинств, но дальнейшую позицию определим по тому, насколько будут приниматься наши предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е. Во-первых, я хотел сделать замечание статс-секретарю. Даже председательствующий на заседании Государственной Думы не может комментировать выступления депутатов. Вы, как бывший депутат, должны это знать. Работая первый день статс-секретарём, вы фактически оскорбили меня. Я два срока был председателем профильного комитета и всегда читаю законы досконально. Вот покажу только одну страницу, 16-ю, - посмотрите, сколько у меня замечаний здесь сделано. Теперь по тексту. Здесь уже было сделано правильное замечание, что есть очень большие неточности. Ведь можно чётко написать, чтобы не было двусмысленного чтения закона, а здесь постоянно мы видим такие противоречия. Хочу отметить: а вот бюджетные учреждения, техникумы, вузы педагогические, которые не имеют внебюджетных источников, из каких источников должны оплачивать аккредитацию, лицензирование? Ведь фактически это государственные учреждения, и государство им должно компенсировать все эти расходы. Почему эти пункты не прописаны? Я не случайно задал вопрос про 130 тысяч рублей. Сказано, что это одна укрупнённая специальность. Теперь начнём считать. Экономические специальности - один укрупнённый блок, юридические специальности - второй укрупнённый блок, в университетах это педагогические специальности, естественно, и так далее, то есть набирается пятнадцать - двадцать укрупнённых специальностей, и это забегает за два с лишним миллиона рублей. Где выигрыш? Почему нельзя чётко ограничить? Не все вузы способны оплачивать. Я думаю, что после первого чтения тут, безусловно, будет внесено много поправок, касающихся сроков аккредитации. Здесь уже Олег Николаевич абсолютно правильно сказал, из каких соображений вы все вузы одинаково, допустим, заставили проходить аккредитацию - через шесть лет. Вот сейчас в новом законодательстве будут колледжи, в которых будет только четырёхлетний бакалавриат. Почему они должны через шесть лет аккредитовываться? Может быть, им надо через четыре? Я, например, полностью за то, чтобы действительно был срок, равный двойному сроку обучения. Если колледж - значит, через восемь лет, вуз, если там есть, допустим, специалисты, - через десять лет, если есть магистратура - через четырнадцать лет, школа, безусловно, - через двенадцать, с этим мы согласны. Я думаю, что, конечно, многие цифры здесь взяты просто с потолка, безусловно, нам надо их дорабатывать. Наша фракция будет голосовать свободно по данному законопроекту, а после первого чтения мы посмотрим, как будут учтены наши поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не настаивают. Докладчик настаивает на заключительном слове? Пожалуйста. ЛОБАНОВ И. В. Уважаемые депутаты, разрешите поблагодарить за неформальное, заинтересованное обсуждение законопроекта, и приглашаю всех для работы во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик не настаивает. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования", первое чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 06 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принято.