Заседание № 78
О проекте федерального закона № 37918-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов". Владимир Александрович Поневежский, пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемые коллеги, законопроект принят во втором чтении 12 февраля 2013 года. При подготовке законопроекта к третьему чтению учтены юридико-технические замечания Правового управления, заключение которого получено и представлено в материалах к законопроекту. Комитет рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли от фракций выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 56 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 37918-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов" (принят в первом чтении 20 ноября 2012 года с наименованием "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий, 8-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов". Доложит Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект также был принят ещё в конце осенней сессии прошлого года, 20 ноября. К данному законопроекту имеется две таблицы поправок. В таблице поправок № 1, рекомендуемых к принятию, содержится семь поправок, в таблице поправок № 2, рекомендуемых к отклонению, содержится три поправки. Комитет просит утвердить таблицы поправок и принять данный законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы и замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 12 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 40 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Выносим на "час голосования".
8-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 31 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 61
О проекте федерального закона № 37918-6 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности работодателей за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос мы рассмотрим после большого перерыва, а сейчас - 18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Елена Леонидовна Николаева. Елена Леонидовна, пожалуйста, на трибуну выйдите. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект № 37918-6 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов). Данный законопроект внесён Законодательным Собранием Оренбургской области. Занятость людей с инвалидностью трудоспособного возраста с 1991 года по 2007 год сократилась более чем в два с половиной раза - с 22 до 8 процентов. Помощь инвалидам в трудоустройстве является важной социальной обязанностью государства. Данный законопроект разработан в целях установления административной ответственности работодателей за отказ в создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в нашей стране. Её целью является обеспечение для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 24 данного федерального закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства этой категории граждан. На практике большинство работодателей не выполняют свои обязанности по отношению к инвалидам и отказываются создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства. При этом необходимо отметить, что для инвалидов трудоустройство служит не только средством самообеспечения, но и средством утверждения личности, социальной адаптации, интеграции в общество. Добиться этого только путём социальных выплат невозможно, необходимо содействие в обеспечении занятости инвалидов, предоставление им возможности реализовать свой трудовой потенциал. Работодатели должны нести ответственность не только за отказ в приёме на работу инвалидов в пределах установленной квоты, но и за неисполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. В этих целях предлагается абзац первый части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложить в следующей редакции: "1. Неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приёме на работу инвалидов в пределах установленной квоты". Субъектами административного правонарушения являются должностные лица. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами государственной инспекции труда. Напоминаю, что действующая редакция указанной статьи не охватывает случаи, в которых работодатель не создаёт рабочие места для трудоустройства инвалидов. Правительство Российской Федерации поддерживает данный проект федерального закона. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству также поддерживает законопроект и рекомендует его к принятию в первом чтении. Уважаемые коллеги, мне кажется, это достаточно важный, социально значимый закон, прошу поддержать эту законодательную инициативу Законодательного Собрания Оренбургской области. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Хотел бы обратить внимание на то, что в этом случае Законодательным Собранием одного из субъектов Российской Федерации, Оренбургской области, действительно поднимается очень важная и принципиальная проблема и эта постановка вопроса поддерживается нашим комитетом. Мы полагаем, что предлагаемое законопроектом дополнение будет корреспондироваться со статьями 21 и 24 закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и действительно будет способствовать тому, чтобы предотвратить уклонение работодателя от исполнения законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Поддерживая законодательную инициативу, мы в то же время призываем авторов законопроекта поработать с нами над уточнением положений, определяющих условия, при которых обязанность работодателя по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты будет считаться исполненной. Такая конкретизация необходима для точного установления ответственности. Ещё раз хотел бы отметить, что, несомненно, законодательная инициатива должна быть поддержана, принята в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к докладчику. Одно время как-то все настаивали, особенно женщины, на квотах для женщин, особенно в политических партиях и так далее. Так вот скажите, пожалуйста: существующая сегодня квота для инвалидов - разве это равные возможности? Вы утверждаете, что по закону должны быть равные возможности. Это первый вопрос. И второй вопрос. Вы ничего не сказали о наказании за отказ в трудоустройстве и о другом наказании - за несоздание рабочих мест, которое должно быть жёстче. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На карточку Резника микрофон включите. Елена Леонидовна, пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л. Спасибо большое за вопрос, Тамара Васильевна. Ну, что касается вопроса равных прав женщин и мужчин - мне кажется, они гарантированы Конституцией Российской Федерации, а что касается социальной адаптации инвалидов, здесь ситуация совершенно другая. У нас есть закон "О социальной защите инвалидов..." и принято решение по вопросу, связанному с реализацией трудовых прав инвалидов. Это действительно дискриминация, если для инвалидов не созданы специальные условия труда, мы это прекрасно понимаем. И то, что квоты сейчас введены законодательно, но не реализуются работодателями, - это тоже факт, данный нам в реальности. Данным законопроектом мы всего лишь предлагаем введение наказания за нереализацию данного требования законодательства. Размеры штрафов будут определяться уже Правительством Российской Федерации в процессе реализации данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Я в дополнение к своему вопросу, потому что не получила полного ответа на него. Действительно, очень важный сегодня вопрос поднимается, жалко, что не мы это делаем, а представители субъекта Федерации. Много раз в этом зале в прошлых созывах Думы наша фракция, особенно Олег Николаевич Смолин, поднимала этот вопрос - об инвалидах и о равных возможностях, много раз мы законопроекты вносили, но как-то правительство... Может быть, средств не было, может быть, не было времени, а может, интереса к этой теме не было. У нас ведь было много предприятий, где работали инвалиды, очень много. Мы поднимали эту тему, и просто шквал возмущения был в зале, когда мы говорили, что практически во всех субъектах Федерации были предприятия с рабочими местами для инвалидов. Конечно, инвалиды не могут любую работу делать, как здоровые люди, но для них специально создавались места, допустим, в электрических цехах, где они делали электровыключатели, лампочки. Много было разных предприятий, однако их постепенно захватывали дельцы, так же как и все другие предприятия. Каким образом? По закону нужно было - много раз вносили поправки в этот закон, об инвалидах, - чтобы было 50 процентов инвалидов на таком предприятии, а остальные работники могли быть и здоровыми людьми, но ведь налоговые льготы, которые были для этих предприятий, привлекали наших дельцов, и постепенно-постепенно предприятия перепрофилировались, закрывались, и люди, о которых мы сегодня говорим, выбрасывались на улицу. Очень хорошая тема, очень хорошая, но этот законопроект не решит проблем. Я и вопрос свой задавала об этом: как мы можем принимать закон, когда не знаем, какое же будет наказание? Может, это будут штрафы? Для предприятия, для руководителя этот штраф заплатить - это просто раз плюнуть, должно быть наказание особое. Если это требование государства, то мы должны в законе прописать и меры наказания, а то получится опять одна говорильня на красивую тему, мы очень часто так принимаем законы. И я не могу не сказать сегодня опять о равных возможностях в средствах массовой информации - мы видим, какие они равные, только слова хорошие. Так и здесь: получится, что мы опять для этих людей ничего не сделаем, просто тема сегодня модная, актуальная, она звучит, об этом говорит президент, и давайте мы сегодня будем тоже вот так... Я считаю, что при подготовке этого законопроекта ко второму чтению нам необходимо провести переговоры с правительством. Почему мы всё время отсылку делаем, что вот правительство определит? Тогда зачем мы принимаем такой закон - мы просто даём тему?! Оно, правительство, само тему нам даёт. Нормы в законе должны чётко звучать, а не уточняться потом различными постановлениями и так далее. Наша фракция законопроект поддержит, потому что нельзя не поддержать, но тем не менее, я ещё раз говорю, этот законопроект требует доработки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович не выступает, Андрей Викторович тоже. Елена Леонидовна, вы будете выступать? Владимир Николаевич Плигин. Микрофон, пожалуйста, включите. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В связи с выступлением Тамары Васильевны я хотел бы сказать, что наши коллеги из Законодательного Собрания Оренбургской области предлагают новую редакцию части 1 статьи 5.42 Кодекса об административных правонарушениях, которая в настоящее время звучит так: "Отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты..." - и далее установлена санкция - "...влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей". Таким образом, меняется, собственно говоря, состав правонарушения, новая редакция включает выделение рабочих мест. Что касается санкции по этой статье, по крайней мере на стадии первого чтения наши коллеги предлагают санкцию не менять. Я полагаю, что при подготовке законопроекта ко второму чтению в том числе может обсуждаться и вопрос санкции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
18-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 05 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Законопроект принят.