Заседание № 306
14.07.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 378747-7 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (принят в первом чтении 27 марта 2018 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1711 по 1794 из 4488
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований", и 19-й вопрос, о проекте федерального закона "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". По этим двум вопросам выступит председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Владимирович Бурматов. Пожалуйста, Владимир Владимирович. БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Оба законопроекта были внесены Правительством Российской Федерации. В настоящий момент в Государственную Думу поступило письмо Правительства Российской Федерации с предложением отклонить указанные законопроекты. В связи с тем, что предмет регулирования одного из законопроектов - того, который касается экологического надзора, - сейчас подпадает под реформу контрольно-надзорной деятельности, и в связи с переходом на риск-ориентированный подход, который является более эффективным и сделает надзор более гибким, позволит чаще, чем один раз в три года, проверять потенциально опасные объекты или недобросовестных природопользователей, его актуальность утрачивается. Что касается законопроекта о плате за негативное воздействие на окружающую среду в ряде регионов Российской Федерации, то в настоящее время та проблема, которая поднималась в законопроекте, а именно отсутствие аккредитованных лабораторий на территории двух субъектов Российской Федерации, исчерпана, на территориях субъектов уже работают соответствующие лаборатории. И кроме того, законопроект предлагалось распространить на 2020 год, ну, 2020 год у нас также истекает. Учитывая изложенное, Комитет по экологии и охране окружающей среды рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемые законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие от фракций выступить по мотивам? Нет. Тогда мы с вами можем перейти к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Комитет просит поддержать данное решение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 30 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 15 чел.3,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2 % Результат: принято Принимается решение: законопроект под пунктом 18 отклоняется. Переходим к голосованию по проекту федерального закона "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", 19-й вопрос. Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 16 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел.35,6 % Результат: принято Законопроект под пунктом 19 отклоняется.
Заседание № 105
27.03.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 378747-7 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6735 по 7016 из 8244
18-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Докладывает Мурад Керимович Керимов. Пожалуйста. КЕРИМОВ М. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Предлагаемый к рассмотрению законопроект, подготовленный по поручению Правительства Российской Федерации, направлен на решение проблем, возникших в условиях переходного периода и связанных с обеспечением соблюдения российского природоохранного законодательства субъектами хозяйственной деятельности на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В переходный период из-за отсутствия в Крыму и городе Севастополе аккредитованных лабораторий и соответственно исходных данных для разработки проектов нормативов выбросов и сбросов природопользователи не имели возможности получить разрешения на выбросы и сбросы. В настоящее время необходимые лаборатории в Крыму созданы, однако за негативное воздействие на окружающую среду сверх установленных нормативов (временно согласованных объёмов выбросов и сбросов) природопользователи, даже при наличии разрешения, несут повышенные финансовые расходы по плате за негативное воздействие на окружающую среду: плата увеличивалась в 5 раз, а сейчас - в 25 раз. В целях исправления сложившейся ситуации предлагается установить, что до 2020 года при наличии разрешений повышающие коэффициенты при расчёте платы за выбросы и сбросы применяться не будут. Однако действие данной нормы не будет распространяться на объекты, введённые в эксплуатацию после принятия данного закона, поскольку эти объекты должны уже в полной мере соответствовать требованиям российского природоохранного законодательства. Принятие закона снимет финансовую нагрузку в виде повышенной платы за негативное воздействие на окружающую среду при реализации на территории Крымского полуострова мероприятий по достижению установленных нормативов выбросов и сбросов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Александр Борисович Клыканов. КЛЫКАНОВ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект внесён правительством, но по просьбе и предложению наших коллег из органов законодательной и исполнительной власти Республики Крым и Севастополя. В законопроекте, как уже было сказано, предлагается взимать плату за негативное воздействие на окружающую среду с хозяйствующих субъектов на территории полуострова, если лимиты или временные нормативы будут нарушены, но без повышающих коэффициентов. Срок действия этой преференции, как уже было сказано, определяется до 2020 года, что связано с наличием федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года". По заверению представителей министерства и собственно регионов этот срок должен быть достаточным для того, чтобы выполнить в полном объёме все необходимые мероприятия и привести в соответствие с действующим природоохранным законодательством при всей его строгости все объекты и всю инфраструктуру полуострова. Мы на заседании комитета скрупулёзно и внимательно со всеми аргументами ознакомились, в том числе с позициями заинтересованных сторон, представителей Республики Крым и Севастополя. Комитет пришёл к выводу, что законопроект может быть предложен сегодня нашим коллегам для принятия в первом чтении. В ходе рассмотрения у нас возникали вопросы, в частности такой: законопроект разрабатывается уже более двух лет, поэтому необходима актуализация ряда его положений в связи с изменением действующего законодательства, как федерального, так и регионального. Нас заверили, что будут приняты все необходимые и достаточные меры, для того чтобы в указанный срок провести все необходимые мероприятия. В связи с изложенным комитет предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л. Уважаемый Мурад Керимович, было ли проведено вами исследование на предмет того, какой именно ущерб был причинён экологии Республики Крым? И кто именно виноват в том, что на протяжении такого большого периода организации осуществляли выбросы без специальных разрешений? КЕРИМОВ М. К. До настоящего времени, как я сказал в докладе, отсутствовали лаборатории. По данным Росприроднадзора, на сегодняшний день из более чем 2800 предприятий больше половины получили разрешения на выбросы в атмосферный воздух, а со сбросами до сих пор вопрос, как я и докладывал, не решён, потому что, по сути, нет коллекторов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бахарев Константин Михайлович. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мурад Керимович, хотел бы обратить ваше внимание на пункт 5 заключения комитета, где говорится о том, что регулирование платы за размещение отходов также требует уточнения в рамках рассматриваемого проекта федерального закона, иначе он просто не решит задачу, заявленную в пояснительной записке, а именно - снизить бремя для субъектов предпринимательской деятельности в Крыму, которые несут необоснованные финансовые расходы в этой части. Вот я вам приведу пример. Ко мне обратилось руководство нашего химического предприятия "Крымский титан", расположенного в Армянске. По результатам проведённой Росприроднадзором проверки, за 2016 год предприятию необходимо внести в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 736 миллионов рублей, из них только 7 миллионов составляют отчисления за выбросы, а остальные 729 миллионов - это плата за размещение отходов производства и потребления. Примерно такая же, аналогичная ситуация сложилась и на других крупных предприятиях химической промышленности, таких как Крымский содовый завод и АО "Бром". По поручению главы Республики Крым подготовлена поправка к рассматриваемому законопроекту в части неприменения повышающих коэффициентов также и при расчёте платежа за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления. Каково ваше отношение к предлагаемому изменению и готово ли министерство рассмотреть данную поправку при доработке проекта ко второму чтению? КЕРИМОВ М. К. Спасибо за вопрос, Константин Михайлович. Об этих двух предприятиях мы уже знаем, в комитет представитель субъекта обращался с таким же вопросом. Как совершенно справедливо замечено, и мы на заседании комитета это обсуждали, законопроект действительно разрабатывается уже больше года. Коллеги с этой поправкой обратились к нам буквально на прошлой неделе на заседании комитета, до этого мы о ней не знали. Мы готовы её рассмотреть, но также мы предложили субъекту самостоятельно - в данном законопроекте мы этот вопрос не ставили, мы говорили только о сбросах - выступить, может быть, с отдельной поправкой. В рамках второго чтения в комитете мы с коллегами готовы проработать предложенную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И. Спасибо, Иван Иванович. Вопросы докладчику. Уважаемый Мурад Керимович, скажите, пожалуйста, кроме двух основных предприятий, о которых сегодня шла речь, - "Крымского титана" и Крымского содового завода, - сколько ещё предприятий подпадут под действие данного закона? И примерно о какой сумме выпадающих доходов в этой части идёт речь? Это первое. И второе: почему до сих пор не представлен ни этими предприятиями, ни другими план создания очистных сооружений? Мы его не видели, нам его не показали ни на заседании комитета, ни предварительно вы нам его не показали. Можно хотя бы ко второму чтению подготовить план, чтобы понять, когда данные предприятия смогут полностью соответствовать экологическим стандартам и требованиям, которые сегодня предъявляются по действующему российскому законодательству? КЕРИМОВ М. К. Спасибо за вопрос. На самом деле есть федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя, предусматривающая мероприятия до 2020 года, ровно поэтому мы и предлагаем срок до 2020 года в рамках программы. В рамках программы предполагается строительство объектов водоотведения. По выпадающим из бюджета доходам скажу следующее. По последним данным Росприроднадзора, которые у меня есть, организаций, повторю, более 2800, и доходы на сегодняшний день с учётом применяемых двадцатипятикратного и пятикратного размеров увеличения платы - 288 миллионов рублей. Мы будем взимать, если сократить коэффициент, порядка 30 миллионов, выпадающих доходов получается около 250 миллионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, докладчик сейчас сказал о существующей программе, также мы с вами знаем, что сегодня строится крупнейший инфраструктурный объект - Крымский мост. Изначально мы говорили о том, что всё это делается для увеличения потока отдыхающих, а сегодня, когда мы принимаем законы и анализируем цифры, которые вы приводите, видим здесь прямо противоположную ситуацию, видим диспропорцию: с одной стороны, мы тратим миллиарды рублей на обеспечение комфортного потока для граждан России, чтобы они могли посещать эту здравницу, эту прекрасную землю с её климатом, пользоваться природными ресурсами, которые там есть, а с другой стороны, мы даём возможность частным предприятиям продолжать осуществлять несанкционированные сбросы и загрязнять воздух на этой же территории, причём цифры, о которых сегодня идёт речь, явно занижены. Очень большой вопрос, позволят ли технологии, которые должны быть использованы в этом месте, полностью очистить сбросы и действительно ли очистные сооружения будут в достаточной мере экологически безопасными, чтобы и местные жители, проживающие рядом с предприятиями, и приезжающие не ощущали на себе вредного воздействия. Очень странно, что мы видим здесь только Минприроды, на мой взгляд, здесь должны быть и представители Минпромторга, которые точно так же должны участвовать в обсуждении таких вопросов. И конечно, местные власти должны внимательно отнестись к решению этого вопроса: да, это градообразующие предприятия, рабочие места, налогооблагаемая база, но насколько рядом находящиеся санатории или строящиеся объекты будут привлекательны для туристов, для людей, которые хотели бы посетить данный регион? О комплексе мер как раз хотелось бы услышать от представителей правительства. Те цифры, которые они называют, конечно, требуют серьёзного осмысления, ведь, с одной стороны, мы тратим миллиарды на одно, а с другой стороны, экономя на миллионах и давая возможность продолжать работать этим предприятиям, мы теряем в другом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василенко Александр Борисович. ВАСИЛЕНКО А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Действительно, вот по вопросам и выступлениям видно, что мы понемногу становимся заложниками той экономической ситуации, которая сегодня сложилась в Крыму. С одной стороны - довольно жёсткие справедливые требования российского законодательства, с другой стороны - сложившаяся на предприятиях Крыма ситуация. Данный законопроект является компромиссным, этот закон позволит предприятиям работать, позволит им осуществлять экономическую деятельность, в то же время - и во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" мы особо это подчёркиваем - создаст рубеж, который никому не будет позволено перейти. И если отдельные руководители надеются, что они будут присылать нам письма и дальше продлевать эти сроки, обосновывая, что можно и дальше, и дальше, то подчёркиваем: вот дальше не будет! Действительно, здесь звучало требование о том, что мы должны получить чёткие планы развития этих предприятий, того, как будут строиться очистные сооружения, как они будут функционировать на деле, и вот с учётом выполнения этого условия фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать законопроект в первом чтении, но он, его выполнение, я так сказал бы, подлежит очень чёткому контролю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мурад Керимович, заключительное слово, если желаете. Пожалуйста. КЕРИМОВ М. К. Единственное, что хотел бы сказать: действительно, законопроект нужен, мы тем самым не даём возможности кому-то уйти, мы даём предприятиям возможность, наоборот, войти в систему в рамках правового поля российской действительности, потому что, понятно, это уникальный субъект, который вошёл в состав Российской Федерации, - и на переход на законодательство Российской Федерации надо дать время. У нас к тому времени будет объект, будет возможность их включить, чтобы они были полноценными водопользователями, платили в рамках нашего законодательства и штрафы, и платежи, чтобы это было объективно. Те замечания, которые были высказаны, в рамках работы комитета мы ко второму чтению, безусловно, учтём, с коллегами, наверное, можем их отдельно обсудить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Борисович, будете выступать с заключительным словом? Депутату Клыканову включите микрофон. КЛЫКАНОВ А. Б. Я хочу только поблагодарить за обсуждение и заверить, что при подготовке законопроекта ко второму чтению мы очень внимательно все вопросы ещё раз обсудим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 51 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.