Заседание № 157
О проекте федерального закона № 378667-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников". Валерий Владимирович Трапезников, пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемые депутаты, напомню, что это законопроект о "золотых парашютах". Он прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект. Прошу принять, обращаюсь ко всем депутатам с просьбой проголосовать за такой социально значимый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить от фракций по мотивам? Включите режим записи. Покажите список. Выносится законопроект на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий...". По мотивам голосования выступает Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, на днях у нас во фракции побывал директор одного федерального государственного предприятия, мы говорили о проблемах в отрасли, и где-то в середине разговора ему один из наших коллег задал вопрос о том, сколько он получает, и он жёстко ответил, что ему стыдно называть свою зарплату. Ну, мы заинтересовались и продолжали спрашивать, и вот в конце концов директор федерального госпредприятия сказал, что должен получать в десять раз больше, чем получает сейчас, а затем уточнил, что получает приблизительно столько же (назвал цифру), сколько получают депутаты Государственной Думы. Я хочу подчеркнуть: наши госменеджеры считают, что должны получать в десять раз больше, чем депутаты Государственной Думы, - вот такие настроения у нас в госсекторе! Мы говорим о реформе оплаты труда в госсекторе и ждём инициативы от правительства - боюсь, что мы будем очень долго ждать. Несмотря на то что сегодня у нас в повестке, по-моему, четыре законопроекта на эту тему, не берусь предсказывать результаты голосования, но Николай Васильевич, наверное, может предсказать - он будет докладчиком по одному из них. Я больше в данной ситуации надеюсь на законопроект Александра Сидякина, члена фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Как было написано 5 марта в газете "Известия", данный законопроект внесён и смысл его в том, чтобы ограничить зарплаты работников госкорпораций, чтобы они были не больше зарплаты президента страны. Ну, будем ждать, тем более что сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Александр Бречалов публично поддержал эту идею. Вот такая ситуация, это по поводу ближайших перспектив. Что касается данного законопроекта, сделан очень небольшой, робкий шажок, можно сказать, крайне робкий шажок, тем более что мы знаем, какие зарплаты в госсекторе, - в итоге выходные пособия по-прежнему будут составлять у наших менеджеров десятки, иногда даже сотни миллионов рублей. Мы считаем, что это несправедливо, но за этот законопроект голосовать будем, потому что мы всё-таки надеемся, - да, 44-й вопрос Николай Васильевич готов доложить, - надеемся, что благодаря фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", благодаря ОНФ законопроект о реформе оплаты труда в госсекторе будет поставлен на голосование в ближайшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 21 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 153
О проекте федерального закона № 378667-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников" (принят в первом чтении 24 января 2014 года с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников", второе чтение. Валерий Владимирович Трапезников, пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Ко второму чтению данного законопроекта поступило двадцать поправок: девять поправок рекомендуется к принятию, это таблица № 1, и таблица № 2 - одиннадцать поправок, рекомендованных к отклонению. В принципе готов ответить на вопросы и предлагаю, если нет возражений, принять законопроект в "час голосования". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 11 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Таблица принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите запись на вопросы. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Прошу поставить на отдельное голосование поправку 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 7. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Сергей Евгеньевич, прошу вынести на отдельное голосование поправки 10 и 11. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 10 и 11. Ставлю на голосование таблицу № 2 без поправок 7, 10 и 11. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 20 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается. Александр Георгиевич Тарнавский. Поправка 7. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, прежде всего хочу поблагодарить руководство и членов Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов - и Андрея Константиновича Исаева, Валерия Трапезникова и других - за то, что все заинтересованные авторы поправок были приглашены на заседание комитета, а также за чёткую организацию самого обсуждения: все без исключения депутаты, желавшие высказаться по такому достаточно деликатному вопросу, смогли это сделать. В защиту своей поправки я повторю лишь то, что говорил при обсуждении на заседании комитета. Моя поправка также за три ежемесячных оклада, но вводит ещё один весьма существенный ограничитель, суть его в следующем: фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" категорически против того, чтобы в России среди её граждан было такое ужасное социальное неравенство, такое большое расслоение в доходах, как это есть сейчас. Мы не против богатых, мы за богатых, но только чтобы ими были все - все россияне, то, что мы имеем сейчас, - это несправедливо! Сейчас я депутат от Москвы, но до прихода в Думу около семи лет работал в регионах, в той же Кировской области, и могу вам доложить, что в 2013 году средняя заработная плата в Кировской области составляла всего лишь 18 тысяч рублей, - как на такие деньги можно прожить, очень трудно ответить. Все вы представители тех или иных регионов и сами прекрасно знаете и можете рассказать в этом зале, какие небольшие доходы у подавляющего большинства россиян. Или возьмём даже людей, находящихся в этом здании: работники Аппарата, наши помощники, наконец, журналисты, пишущие о нас, - это в основном прекрасные и высокопрофессиональные люди, но те скромные зарплаты, которые они сейчас получают, мне даже стыдно назвать вслух, а между тем большинство из этих людей, будучи назначенными топ-менеджерами тех или иных госкомпаний, справились бы с этой работой не хуже тех, кто в настоящее время там работает. Или возьмём зарплату президента или председателя правительства - она очень невысока, и это при той огромной ответственности, которая на них лежит! К чему я это всё веду? Наши руководители госкомпаний получают непомерные доходы, и Соловьёв Вадим, коллега из фракции КПРФ, уже приводил пример: десятки миллионов долларов в год! В этой связи не случайно, что члены ОНФ, в том числе Александр Сидякин, сейчас внесли, как и раньше Олег Нилов из нашей фракции, законопроекты об ограничении доходов работников госкорпораций. Моя поправка заключается в следующем: поставить верхний ограничитель в абсолютном размере. На заседании комитета я упомянул Галину Николаевну Карелову, она работала зампредом правительства и справлялась с этой работой блестяще, была блестящим зампредом. Моя поправка заключается в следующем: да, три оклада, но не более месячного вознаграждения заместителя председателя правительства. В общем, это небольшие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Владимирович Трапезников. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемый Александр Георгиевич, ваша поправка частично удовлетворена, вы с этим согласились, но данный законопроект говорит не о заработной плате, а о выплате компенсаций при расторжении трудового договора. То есть другой законопроект, который вы напишете, мы, конечно, рассмотрим на заседании комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 7 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 22 сек.) Проголосовало за 190 чел.42,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 190 чел. Не голосовало 260 чел.57,8 % Результат: не принято Поправка отклонена. Сергей Михайлович Катасонов. Поправка 10. КАТАСОНОВ С. М. Сергей Евгеньевич, по двум поправкам будет одно выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. В отличие от Александра Георгиевича я не считаю, что эта тема деликатная. Дело в том, что, я напомню, данным законопроектом мы регулируем вопрос вознаграждения только для служащих госкорпораций. И я считаю, что эти служащие всё-таки выполняют другую задачу и мы вправе определять условия, на которых они работают. Я хочу напомнить Валерию Владимировичу, откуда появилась эта тема: появилась она в связи с поручением президента после вашего совещания о социальной справедливости. Суть поправок моих заключается в следующем. К сожалению, ограничивая сегодня вознаграждение кратностью, мы никак не ограничиваем размер самой заработной платы, то есть фактически сегодня, вводя коэффициент и не ограничивая сумму заработной платы, мы де-факто не можем определить истинный размер вознаграждения. И если уж и говорить о социальной справедливости, во имя которой было дано поручение, нужно иметь в виду, что сегодня разница между средней заработной платой и заработной платой руководителей вообще никак не контролируется. Сегодня во время десятиминутки говорил о ЗАТО, так вот одной из причин конфликтной ситуации, которая складывается там, являются различия между заработными платами, которые сегодня по новым законам идут военным и тем, кто там работает. Есть мировые исследования, которые чётко говорят, что если разница между минимальной и максимальной заработной платой больше, чем в десять раз, это может быть основой для возникновения критических ситуаций, поэтому я предлагаю всё-таки привязать размер заработной платы руководителя госкорпорации и главного бухгалтера к средней заработной плате. Если мы это сделаем, то мы решим сразу несколько вопросов, я имею в виду социальную справедливость: мы, во-первых, ограничим вот эти выплаты, которые, на мой взгляд, в принципе не нужны, во-вторых, мы снимем социальную напряжённость. И наверное, нужно иметь в виду, что в таких развитых странах, как Швейцария, вообще отменены эти "золотые парашюты", которые были введены, напомню вам, в Америке в период поглощения, когда пытались заинтересовать менеджеров в том, чтобы они не противодействовали поглощению других корпораций, а какие поглощения госкорпораций нам угрожают?! Я предлагаю проголосовать за мою поправку, и тем самым, я думаю, поручение президента о социальной справедливости будет полностью исполнено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Владимирович Трапезников. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемый Сергей Михайлович, ну, аргументация такая же, как и по поправке Тарнавского: мы говорили, что вопрос регулирования размеров оплаты труда выходит за рамки концепции данного законопроекта, то есть вы всё говорите правильно, но наш законопроект совершенно о другом, так что извините, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 10 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 08 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 30 сек.) Проголосовало за 144 чел.32,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 144 чел. Не голосовало 306 чел.68,0 % Результат: не принято Поправка отклонена. Законопроект выносим на "час голосования".
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 08 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 144
О проекте федерального закона № 378667-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности". Докладывает Любовь Юрьевна Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты России. Пожалуйста. ЕЛЬЦОВА Л. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект, который предусматривает введение ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров, членов коллегиальных исполнительных органов госкорпораций, государственных компаний и иных организаций, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций находится в государственной собственности. Законопроектом предлагается внести поправки в Трудовой кодекс, по которым указанным категориям работников в случае прекращения трудового договора по решению собственника или по инициативе работодателя при смене собственника имущества организации выходные пособия выплачиваются на уровне не менее трёхкратного, но не более шестикратного среднего месячного заработка. Одновременно законопроектом предлагается следующее: совокупный размер выплачиваемых указанным работникам компенсаций, выходных пособий с учётом иных выплат в любой форме, связанных с прекращением трудового договора, не может превышать шестикратный средний месячный заработок. Денежная компенсация при этом за неиспользованный отпуск выплачивается без учёта указанного ограничения. Также предлагается в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон (статья 78 Трудового кодекса) выплату каких-либо компенсаций работникам не производить. Предусматривается, что все трудовые договора с указанными лицами будут приведены в соответствие с предлагаемыми законопроектом нормами в течение трёх месяцев со дня вступления закона в силу. Законопроект активно обсуждался сторонами социального партнёрства и был поддержан Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 2 июля 2013 года. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Валерий Владимирович Трапезников. ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроект очень важный, социально значимый. К сожалению, долго мы к нему шли. За это время в Европе уже были приняты аналогичные законы. Мне больше всех нравится, конечно, что в Швейцарии "золотые парашюты" запрещены полностью - вот это истинная демократия! В Австрии "золотые парашюты" запрещены в банках, акциями которых владеет государство. В Нидерландах с 1 июля начинает действовать такой закон, и ограничение - 75 тысяч евро, то есть, если перевести в рубли, суммы намного меньше тех, которые будут получать наши топ-менеджеры в госкорпорациях. Я говорю об этом, чтобы была понятна суть нашего законопроекта. На заседании комитета мы очень тщательно рассмотрели этот законопроект. Это касается большого количества организаций - семи госкорпораций, одной государственной компании и шестидесяти акционерных обществ, где более 51 процента акций принадлежит государству. В комитете остро стоял вопрос о заработной плате, хотя теоретически к этому законопроекту он не имеет отношения, но тем не менее было предложено следующее: выходное пособие в размере не менее трёхкратного, но не более шестикратного месячного заработка. Конечно, лучше предусмотреть, что не более трёхкратного, тем более когда заработная плата составляет 30-40 миллионов в месяц, то даже если выплачивать и одну месячную заработную плату в случае прекращения трудовых отношений, думаю, человек не сильно пострадает. То есть об этом нужно подумать. Комитет проведёт большую работу по подготовке этого законопроекта ко второму чтению, я думаю, депутаты из разных фракций подключатся к ней. На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 14 законодательных (представительных) и от 26 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все отзывы, конечно, положительные. Профильный комитет Совета Федерации также поддерживает. Стороны трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений, куда входят представители и профсоюзов, и работодателей, проект федерального закона поддерживают, повторяю, даже работодатели. И с учётом изложенного, конечно, наш комитет по труду рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении и очень просит депутатов проявить активность при подготовке ко второму чтению. Мы сегодня встречались с представителями министерства труда, и я думаю, что мы этот законопроект максимально расширим. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать единогласно, думаю, мы вообще покажем максимальный результат: 450 - за. Я, во всяком случае, надеюсь на это очень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Продолжаем обсуждение 39-го вопроса. Какие-то вопросы имеются у депутатов по докладу и содокладу? Пожалуйста, запишитесь. Включите режим записи. Покажите список. Коллеги, я обращаю ваше внимание: нам до окончания заседания нужно как минимум рассмотреть ещё три законопроекта. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вопросов пять у нас, немного. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Любовь Юрьевна, вы знаете, вот, учитывая материальное вознаграждение работников этих отдельных категорий, не кажется ли вам, что мы даже в данном законопроекте им переплачиваем? Может быть, нам всё-таки вернуться к старой испытанной схеме вознаграждения: двадцать баранов, холодильник "Розенлев", хороший, финский, почётная грамота, ну и, разумеется, бесплатная путёвка в Сибирь?.. ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо за вопрос. Нужно отвечать, Сергей Евгеньевич, или как? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я так понимаю, Сергей Владимирович задал этот вопрос больше не для того, чтобы вы отвечали, а для того, чтобы его услышали. Сергей Владимирович, так? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо. Мы вас услышали, Сергей Владимирович. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Любовь Юрьевна, вот эти выплаты - они куда относятся: на издержки предприятий или на прибыль? ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Выплата компенсации делается из фонда оплаты труда, а он относится, естественно, на издержки предприятия, на затраты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Любовь Юрьевна, вот у вас перечислено в статье 1, кого будет касаться этот закон, а дайте, пожалуйста, справку, сколько у нас, ну, не знаю, там, в штуках, в головах таких топ-менеджеров, а самое главное, какую заработную плату они получают в среднем, на круг, в процентах, в миллиардах. Действительно, если вы разрабатывали законопроект, то должны представлять, что это за категория лиц, сколько их. Вот такие характеристики, данные о них дайте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Любовь Юрьевна. ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Олег Анатольевич, за вопрос. Как вы знаете, в пояснительной записке говорится и из текста законопроекта следует, что он нацелен на госкорпорации, госкомпании, которые созданы не только Российской Федерацией, но и хозяйствующими субъектами, в уставном капитале которых доля свыше 50 процентов не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации. Это постоянно меняющаяся, динамичная категория предприятий. Я хотела бы сказать, что государством созданы все условия, для того чтобы была доступна вся информация о руководителях, в соответствии с законом "О противодействии коррупции" всё это прозрачно. Справка такая направлена, были вопросы, когда мы обсуждали этот законопроект на заседании комитета. Есть вся нормативная база и ссылки на сайты, всё публично, всё опубликовано. Я могу сказать только, что у нас порядка семидесяти предприятий, в уставном капитале которых доля Российской Федерации свыше 50 процентов, ещё есть субъектовые. В целом цифру назвать сложно, так как происходит их постоянное движение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Уважаемая Любовь Юрьевна, ну, на самом деле у нас есть госкомпании, руководители которых ежемесячно получают и 2 миллиона долларов, и 3 миллиона долларов, соответственно размер выходного пособия, если мы умножим заработную плату на шесть, будет составлять порядка 18 миллионов долларов, или 600 миллионов рублей, - это раза в три больше, чем дали руководителю "Ростелекома" при увольнении. Таким образом, мы просто увеличиваем, получается, размер выходного пособия, но вопрос, собственно, не в этом. Как вы относитесь к идее приравнять заработную плату руководителей госкомпаний и госкорпораций к заработной плате министров Российской Федерации, а заработную плату министров - к заработной плате депутатов? ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо за вопрос. Я хочу проинформировать вас о следующем: в настоящее время для государственных учреждений нормативным актом правительства утверждена дифференциация заработных плат - один к восьми, сейчас это жёстко мониторится по всей России, данные собираются два раза в год. Следующее, помимо законопроекта, который мы сегодня рассматриваем, Правительством Российской Федерации разработан нормативный акт, который будет регулировать заработную плату в зависимости от специфики организации, от хозяйствующего субъекта и от того, к какому сектору он относится - финансовому или нефинансовому. Планируется установить контрольные показатели по эффективности предприятий, по доходности и так далее, учитывать их финансово-экономические показатели. Таким образом, будет жёсткий контроль за госкомпаниями, госорганизациями, причём не только федерального уровня, но и субъектового, в части определения оплаты труда сотрудников, занимающих ключевые должности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Игнатьевич Никитчук, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемая Любовь Юрьевна, я вам выражаю своё сочувствие, у вас тяжелейшая работа, особенно в нынешних условиях. Конечно, законопроект имеет положительный характер, и всё же: 6 миллионов - это сколько минимальных заработных плат, примерно тысяча, наверное? Не считаете ли вы, что многовато всё-таки 6 миллионов, да и 3 миллиона тоже, платить людям, у которых зарплата перед этим была очень высокая и которые наверняка хорошо материально обеспечены? Может быть, им достаточно заплатить минимальную заработную плату и пусть почувствуют, каково это на такие деньги жить? ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Иван Игнатьевич. Я хотела бы сказать, что в Трудовой кодекс ранее была внесена поправка во исполнение решения Конституционного Суда о том, чтобы для этой категории лиц был установлен минимум выходного пособия в размере не менее трёх окладов, это действующая норма, которая существовала до каких-либо наших поправок. Это просто для справки. Также хочу сказать, что вопросы дифференциации стоят очень остро, обсуждаются на всех площадках, в ответ именно на такие вопросы и были приняты нормативные акты о прозрачности, о декларировании доходов, об увязке заработной платы руководителей с их конкретными показателями работы. Мы думаем, надеемся, уверены - и жёсткий мониторинг будет за исполнением этих решений, - что все эти меры должны отвечать требованиям в этой части, относительно дифференциации уровня оплаты труда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов от фракции, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Лёд тронулся! Хочется начать с позитива, сказать, что наконец, как в известной басне про кота и повара, мы не только пальцем погрозили и сказали: "Как не ай-ай-ай!" - но и нанесли вот первый такой, совсем неощутимый, совсем незаметный удар. Ну, хочется сказать про такого, как в басне, персонажа, только ему даже не хвост предлагается сейчас подрезать добрым таким Валерием Трапезниковым, а всего лишь отрезать кусочек шерсти, - вот мы взяли и кусочек шерсти демонстративно сейчас с участием четырёхсот пятидесяти депутатов отрезали. А год гудели Дума, съезды партии: мы сейчас им покажем! Ну, получилось тоже как в известном афоризме про гору и мышь. Тем не менее начинать нужно, и, естественно, наша фракция даже такое первое движение, первый шаг поддержит. Теперь я хочу перейти к другой, тоже позитивной, новости. Сегодня, можно сказать впервые, в нашей "Парламентской газете", в том числе благодаря, Сергей Евгеньевич, вашей такой мудрой политике, почти полностью статья посвящена этому, как и мой законопроект, и заголовок такой: "Не больше, чем президент". А мой законопроект, который пока комитетом Исаева не замечен, лежит с апреля - с апреля, заметьте, не с декабря, как вот этот законопроект, который сейчас обсуждаем, а с апреля лежит! И пока боязно за него браться, даже обсуждать боязно, потому что там именно по лбу предлагается нанести удар вот этой всей компании честной. Вот говорят: никаких проблем, никаких претензий, да, государевы люди, да, на ответственных постах... Вопрос первый. Почему топ-менеджеры госкорпораций получают в десятки, в сотни, в тысячи раз больше, чем президент, чем депутаты, чем министры? Дайте ответ, господа политики или исполнительная власть! Невозможно дать ответ, на этот вопрос дать ответ невозможно, поэтому будут держать, будут тушить мой законопроект. Коллеги, ну всему есть конец, придётся рано или поздно на этот вопрос отвечать. Ответ, который я слышу, лукавый: мол, что вы, что вы, если мы им дадим такую же зарплату, как президенту, они же убегут, и мы тут якобы останемся на бобах, и наши госкорпорации рухнут. Извиняйте, тогда ещё один вопрос: почему вы не боитесь, что убегут наши профессора, наши врачи, хирурги, учителя, ведь им платят зарплату в разы меньшую, чем их коллегам на Западе, притом что цены в магазинах на товары и услуги у нас даже выше, чем в Европе? Опять нелогично, коллеги! Отвечать на эти вопросы нужно. И мне кажется, если говорить положив руку на сердце, что нужно действительно наводить порядок, а не закрывать глаза на вот эту растущую пропасть, пропасть между доходами, зарплатами, ведь из казны (не частному бизнесу, там - пожалуйста, пусть зарабатывают и получают) мы платим одним десятки миллионов в месяц, а другим 5-6 тысяч рублей. Вот эту пропасть нужно сужать. Если мы этого не будем делать, социальная напряжённость нам не позволит нормально жить и развиваться. Невозможно вот с такой лукавой позицией выходить к избирателям и невозможно будет ответить прежде всего вам на эти вопросы. А я вас предупреждаю, что уже невозможно будет под партийным стягом - как бы это ни называлось: "фронт", "единство" - пройти в Государственную Думу, нужно будет идти лично и отвечать на этот вопрос: почему вы не проголосовали, даже не внесли в повестку дня законопроект об ограничении заработных плат топ-менеджеров? Да, можно лишить "золотого парашюта" обладателя золотого вертолёта - вот много смелости ли надо для этого поступка? - а золотые унитазы, золотые щётки, пароходы, яхты мы ему оставляем. Нет никакой логики, коллеги! Поэтому я призываю сделать сегодня вот этот первый шаг. В обязательном порядке надо вынести на рассмотрение мой законопроект, о котором я сейчас сказал, - и за это уже спасибо! - и продумать, обсудить это всё во фракциях и либо найти какие-то ответы на те вопросы, которые я сейчас озвучил, либо всё-таки принимать вот это действительно непростое, очень серьёзное, но смелое решение. Коллеги, у нас нет времени для оттяжки - времена тяжёлые, времена непростые. Давайте начнём наводить порядок в нашем государственном доме, и те люди, которые получают вот эти несметные заработные платы... Я могу привести статистику, могу вам напомнить, что президент Барак Обама получает (в пересчёте на рубли) 1 миллион рублей в месяц, Ангела Меркель - 643 тысячи рублей в месяц, Дэвид Кэмерон - 600 тысяч рублей в месяц, Франсуа Олланд - 599 тысяч рублей, наш президент получает ещё меньшее вознаграждение - в размере примерно четырёхсот с лишним тысяч рублей. Вот документ, здесь представлены заработные платы отдельных топ-менеджеров России, я не буду их все перечислять, - они получают заработную плату до 50 миллионов рублей в месяц! Это никуда не годится! Я задал вопрос госпоже заместителю министра, но не получил ответа на него - она не знает, видите ли, сколько тысяч у нас таких менеджеров и сколько сотен миллиардов они получают в виде зарплат. Надо наводить порядок! Да, начали с Госдумы - действительно, летаем теперь экономклассом, я думаю, скоро будем ездить на такси, - но и правительство, и госкорпорации не должны оставаться в стороне при наведении порядка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. Сергей Михайлович просит три минуты. КАТАСОНОВ С. М. Коллеги, если говорить серьёзно на эту тему, то хочу сказать, что, вообще-то, я в том, что говорил президент, не услышал, что нужно установить какую-то вилку, скажем так, для наших работников госкорпораций, по-моему, чётко было заявлено: решить этот вопрос! Вместо этого мы увидели законопроект, в котором предлагается ввести ограничение: от трёх до шести. Скажите, а есть ограничения на заработные платы? Мы всё время кружимся вокруг одного и того же, мы фиксируем один параметр, а ведь он привязан как коэффициент к незафиксированному параметру! У нас есть ограничения по заработной плате? Нет. Но если у нас нет ограничений по заработной плате, то фактически мы этим законом ничего не ограничиваем! Я же вам не случайно задал вопрос: вы куда относите эти выплаты? Ведь до 2012 года они же не облагались подоходным налогом. Я так понимаю, тогда хоть это брали из прибыли предприятий. А что такое сегодня - отнести на расходы предприятия? Значит, на эту сумму уменьшить прибыль, значит, недополучат налога на прибыль бюджеты субъектов. Ну вы эти-то все вопросы считайте! Вы историю-то вспомните. Откуда взялись эти "золотые парашюты"? Это в Америке почти семьдесят лет назад, когда были дикие поглощения компаний, для того чтобы одни менеджеры не препятствовали поглощению других, им говорили: "Вы не мешайте, когда мы вашу компанию съедим, у вас будут такие "парашюты", что, даже если вы окажетесь на улице, у вас всё равно всё будет нормально". У нас кто-то собирается провести дикое поглощение госкорпораций? Да нет вообще такого в природе! Давайте мы не будем наводить тень на плетень. Вот фракция ЛДПР внесла законопроект о минимальной заработной плате, даже два: первый - о том, что надо приравнять к прожиточному минимуму, 2 тысячи добавить, но мы на это 2 миллиарда не смогли найти в бюджете, второй - о том, чтобы приравнять по тарифной сетке минимальную заработную плату к минимальному окладу, но на это мы тоже денег найти не можем. А здесь мы свободно гуляем, говорим: "Вот мы их, таких несчастных, бедных, ограничим: от трёх до шести". Вот поэтому у нас предложение радикальное: слушать, что говорит президент. Раз он сказал, что нужно навести здесь порядок, значит, надо решить этот вопрос: ноль! Вы же Конституцию нарушаете! Чем у нас любой руководитель, бухгалтер, зам, член отличается от всех других работников? Если его сокращают или предприятие ликвидируется - пожалуйста, двухмесячное выходное пособие. Повторяю, вы не нарушайте Конституцию Российской Федерации! Фракция ЛДПР вносит предложение: ноль, никаких "золотых парашютов" быть не должно! Я считаю, что мы должны чётко выполнять указания президента и, самое главное, не нагружать бюджет. Принимая такое решение сегодня, мы из бюджета выводим средства. Исходя из экономических и моральных аспектов, услышав верховную власть, мы должны сказать: ноль! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Любовь Юрьевна, будете выступать ещё раз? Нет. Валерий Владимирович? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 14 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.