Заседание № 131
О проекте федерального закона № 378656-6 "О внесении изменений в статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и статьи 1 и 3 Федерального закона "Об экспорте газа" (в части расширения субъектного состава экспортёров сжиженного природного газа; принят в первом чтении 15 ноября 2013 года с наименованием "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и статьи 1 и 3 Федерального закона "Об экспорте газа". Докладывает Иван Дмитриевич Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, это законопроект о либерализации экспорта газа. Я начну с конца: ежели Дума поддержит решение комитета, то у меня просьба обязательно поставить его сегодня на голосование в третьем чтении, все материалы сданы, всё готово. Теперь о решениях комитета. Три поправки приняты, четыре отклонены. Принятые поправки, на мой взгляд, вообще обсуждения не заслуживают, они редакционные. Из отклонённых поправок первая - это поправка коллеги Василенко... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГРАЧЁВ И. Д. Ну, я просто скажу, какие поправки отклонены, - о неограниченном расширении числа потенциальных экспортёров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Дмитриевич, если будут вопросы, тогда вы прокомментируете, ладно? ГРАЧЁВ И. Д. Спасибо огромное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 59 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 25 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Зафиксировали предложение о третьем чтении. Спасибо, Иван Дмитриевич. Выносим законопроект на "час голосования".
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"...". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 48 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем. Желающих по мотивам выступить нет? Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 13 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 378656-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в части расширения субъектного состава экспортёров сжиженного природного газа).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
31-й... А, коллеги, простите, есть возможность рассмотреть 21-й вопрос. Давайте это сделаем. Нет возражений? Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Докладывает Кирилл Валентинович Молодцов, заместитель министра энергетики Российской Федерации. Пожалуйста. МОЛОДЦОВ К. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации внесён в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Законопроектом предлагается предоставить право на экспорт газа в сжиженном состоянии, помимо ОАО "Газпром" и его дочерних обществ, пользователям недр на участках недр федерального значения, лицензии на недропользование которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривают строительство завода по производству сжиженного природного газа или направление добытого газа для сжижения на завод по производству сжиженного природного газа, а также государственным компаниям с долей участия Российской Федерации в уставных капиталах более чем 50 процентов, являющимся пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Чёрное и Азовское моря, и производящим СПГ из газа, добытого на указанных участках недр, или из газа, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключённых до дня вступления в силу федерального закона, и их дочерним обществам, в уставных капиталах которых доля участия таких госкомпаний составляет более 50 процентов, производящим СПГ из газа, добытого из указанных участков недр. Необходимость расширения субъектного состава экспортёров газа обусловлена следующим. В настоящее время мировой рынок углеводородного сырья находится в стадии трансформации, обусловленной появлением новых технологий добычи сырья, снижающих его себестоимость и увеличивающих долю экономически рентабельных запасов, изменяющих структуру добычи трудноизвлекаемых запасов газа и нефти из сланцевых и прочих отложений, освоением шельфовых месторождений. Совокупное увеличение предложения за счёт добычи трудоизвлекаемых запасов газа будет оказывать существенное давление на мировой рынок газа, превращая его фактически в аналог нефтяного мирового рынка. С другой стороны, активный рост экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона будет способствовать увеличению спроса на углеводороды и открывать новые возможности для экспорта углеводородного сырья из России. Происходящие изменения на мировом энергетическом рынке особенно чувствительны для газового сегмента, который характеризуется специфичностью газа как товара и наличием транспортных особенностей. Развитие технологий сжижения газа фактически превращает газовый рынок в рынок, аналогичный нефтяному, и фактически превращает мировой рынок углеводородного сырья в единое целое. Активное развитие технологий производства СПГ с начала 2000-х годов ставит новые вызовы для стран - производителей газа, которые реализуют долгосрочные капиталоёмкие проекты в сфере добычи газа. Как показал проведённый Минэнерго анализ, с 2005 по 2012 год объём мировой торговли СПГ вырос в 1,8 раза, до 240 миллионов тонн; доля СПГ в объёме мирового спроса на газ также будет увеличиваться примерно с 10 процентов в настоящий момент до 13-16 процентов к 2030 году. Необходимо отметить, что в настоящий момент Россия также является страной, производящей сжиженный природный газ, и её доля России составляет 4,6 процента, то есть 10,9 миллиона тонн. Целевая задача на 2030 год - 12 процентов, или 64 миллиона тонн. При этом необходимо отметить, что в целом для рынков характерны постепенный уход от привязки цен на газ к цене на нефть, сближение между собой контрактных и спотовых цен на газ, что также определяет необходимость для России обеспечить диверсификацию структуры экспорта в целях сохранения возможности влиять на ценовую конъюнктуру на рынке углеводородного сырья. В целях недопущения ущерба интересам Российской Федерации при конкуренции между российскими экспортёрами на зарубежных рынках законопроектом предусмотрен механизм координации экспорта сжиженного природного газа. В частности, законопроектом предлагается предусмотреть обязанность экспортёров газа предоставлять Министерству энергетики информацию об экспорте газа по перечню и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации. Кроме того, предлагается передать Минэнерго полномочия Минпромторга по лицензированию экспорта и импорта сжиженного природного газа. Прошу поддержать законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по энергетике Ивана Дмитриевича Грачёва. Пожалуйста, Иван Дмитриевич. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я прежде всего зафиксирую, что комитет единогласно, то есть в лице представителей всех фракций, поддержал этот законопроект, хотя, безусловно, у нас разное отношение к тому, допустима ли конкуренция между нашими компаниями на внешних рынках. Но вот единогласная наша поддержка на самом деле показывает, что мы такой конкуренции не ожидаем, и я, может быть, две-три минуты потрачу на объяснение этого. В Японии мы, комитетская делегация, встречались с парламентариями, мы встречались с представителями органа исполнительной власти - аналога нашего Минэнерго, с представителями компаний. Есть абсолютная уверенность в том, что атомные станции они будут закрывать, - я, кстати, в этом всегда был уверен - и по факту им уже сегодня нужно порядка 50 миллиардов кубов газа, не когда-то, а вот сейчас, по хорошим ценам. Корея - им тоже уже сейчас нужно порядка 20 миллиардов кубов газа, не когда-нибудь, а вот сейчас. Китай - в ближайшей перспективе им нужно порядка 70 миллиардов кубов газа. Одному Пекину сейчас нужно для нормальной экологии 10-15 миллиардов кубометров газа. Понятно, что с такими объёмами один "Газпром" не справится. Естественно, и в нашем комитете, и другими депутатами поднимался вопрос о так называемом сланцевом газе: вот пойдёт поток из Америки в Японию и так далее, Китай начнёт сам добывать сланцевый газ, а у него запасы большие. Я считаю необходимым ещё раз зафиксировать, подчеркнуть, что никакого дешёвого сланцевого газа нигде не будет, я давал здесь с трибуны оценку себестоимости сланцевого газа - примерно 200 долларов за 1 тысячу кубов, она сейчас подтверждается, в том числе и в рекламных заявлениях Азарова. Более того, мы знаем, что концерн "Shell", во-первых, списал 2 миллиарда долларов убытков, связанных с добычей сланцевого газа в Северной Америке, во-вторых, вышел из всех проектов, потому что, как заявил глава "Shell" Питер Возер, они нерентабельные и неперспективные. Так что, на мой взгляд, никакого сланцевого газа в большом количестве в Китае не будет, и в Японии никакого дешёвого сланцевого газа не будет, и гидратного, кстати сказать, тоже. Соответственно, этот рынок должен быть занят, и занят в короткие сроки, потому что все три страны, о которых я говорил, настроены на долгосрочные контракты: в Японии это давали понять представители и исполнительной, и законодательной власти, президент Кореи прямо заявил, что они настроены на долгосрочные контракты, и в принципе Китай тоже настроен на долгосрочные контракты. А что это означает? Что если мы быстро не займём это поле, то, соответственно, тот, кто первым успеет это сделать, займёт его надолго. Мы считаем, что этот законопроект правильный, единогласно его поддерживаем, ещё раз подчёркиваю. Комитет предлагает поддержать его в первом чтении. И абсолютно правильно отметил коллега Молодцов: лицензирование там сохраняется, соответственно, сохраняется общегосударственный контроль над объёмами и направлением экспорта. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Кириллу Валентиновичу. Ну, законопроект не такой уж гладенький, как нам представляют сегодня. Это очень важная тема, это наши основные налогоплательщики, нефть и газ - наше основное богатство, ясно, что нам нужно расширять сферу торговли ими. Ну, добыча газа - это понятно, а вот скажите, пожалуйста, правильно ли я поняла, что этим законопроектом право на внешнеторговую деятельность предоставляется всем компаниям, которые будут созданы? И кто будет лицензировать эти компании и что особенно меня волнует, контролировать выплату налогов? МОЛОДЦОВ К. В. Законопроект определяет субъекты, которым будет представлено такое право, - это и компании, которые в настоящий момент обладают лицензиями, предусматривающими строительство завода по сжижению природного газа или направление газа на такого рода сжижение. Таких лицензий в настоящий момент выдано пять. Соответственно, государственные компании также могут наделяться правом на такого рода внешнеэкономическую деятельность... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МОЛОДЦОВ К. В. Кто? Это компания "Ямал СПГ" и компания "НОВАТЭК". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Я с большим уважением отношусь к тому, что сказал Иван Дмитриевич Грачёв, это понятно, тем не менее я обратил бы внимание министерства вот на такую ситуацию: что касается газификации нашей страны, нас фактически нет внутренней конкуренции, но при этом у нас есть целые регионы, в которых низкий уровень газификации. Вот в Новосибирской области, я знаю, меньше 10 процентов газифицировано. Может быть, лучше направить усилия сюда и создавать здесь конкуренцию монополисту "Газпрому", чем создавать конкурентную среду между нашими компаниями на международном рынке? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОЛОДЦОВ К. В. На рынке газа, на рынке газификации работает не только "Газпром", в настоящий момент независимые компании на внутреннем рынке обеспечивают порядка 27 процентов объёма реализации газа. Что касается газификации Новосибирской области, действительно её уровень достаточно низкий, но что касается трубной газификации, возможности газификации сжиженными углеводородными газами мы сейчас рассматриваем программу на будущий год и планируем расширение объёма. При этом нужно отметить, что уровень газификации зависит и от встречных обязательств регионов, от их готовности своевременно исполнять платёжную дисциплину при расчётах за газ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Алексеевич Кравец. КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю правительства. Вот совсем недавно произошёл взрыв бытового газа в Подмосковье, погибли люди, разрушено здание. Мы живём в мире, где угроза терактов постоянно нарастает. Взрыв газовоза в случае такого несчастья по мощности будет равен взрыву ядерной бомбе. Вот в случае принятия данного закона уровень системы безопасности не снизится, если появятся новые игроки на рынке сжиженного газа? Рассматривали ли вы вероятность возникновения таких проблем, которые могут стать, вообще-то, предметом шантажа целого государства? МОЛОДЦОВ К. В. Спасибо за вопрос, Александр Алексеевич. Вопрос нахождения бытового газа в ограниченном пространстве и его взрывоопасности - это элемент, связанный с мерами пожарной безопасности, Ростехнадзором. Сейчас правительством подготовлен законопроект по алгоритму увеличения ответственности в отношении использования газа в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Что касается теплотворности и взрывоопасности сжиженного природного газа, находящегося в охлаждённом состоянии на судах, которые в основном будут перевозить сжиженный природный газ, а мы сейчас говорим прежде всего о такого рода транспортировке... В моём понимании, это неоднообъёмные пространства. Чтобы газовозы взрывались - таких прецедентов не было, но, с другой стороны, газ в сжиженном состоянии в естественных условиях достаточно легко переходит в газообразное состояние. Что касается пожарной и технологической безопасности, я думаю, мы все необходимые меры предусмотрим, хотя это не наша прямая зона ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мой вопрос представителю правительства. Правительство предлагает ввести какую-никакую, но конкуренцию среди экспортёров газа, а мы знаем, что любая конкуренция влияет на снижение цен, снижение цен - это снижение выручки, в том числе "Газпрома", а это, соответственно, снижение поступлений в федеральный и в другие бюджеты. Не случайно вы не сказали - за вас это сказал Иван Дмитриевич Грачёв, - что конкуренции, в том числе ценовой, в итоге между нашими экспортёрами не будет. А может быть, надо было пойти по другому пути - как в сфере экспорта оружия? Вот есть Рособоронэкспорт, который в значительной мере, особенно раньше, монопольно занимался экспортом оружия и держал цены на него. Может быть, точно так же надо сделать и в газовой отрасли: определить единого экспортёра сжиженного газа - или "Газпром", или "НОВАТЭК", или какую-то другую компанию - для недопущения снижения цен? МОЛОДЦОВ К. В. Александр Георгиевич, я сказал в конце своего доклада, что механизм координации экспорта СПГ будет предусмотрен, он заложен в канву закона, то есть Минэнерго будет уполномочено рассматривать как вопросы лицензии, так и вопросы координации действий экспортёров газа. СПГ сейчас активно конкурирует с трубопроводным газом, в том числе и на традиционных для "Газпрома" рынках. Это говорит о том, что недостаточно поставок газа через трубопроводы в Северную и Центральную Европу нам необходимо осваивать новые рынки, а там мы будем конкурировать уже не с российским газом, а с газом Катара, с газом Австралии (Азиатско-Тихоокеанский регион). Вот на эти рынки нам необходимо выходить. Соответственно, СПГ нам необходим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. В ответ на предложение коллеги Тарнавского: знаете, вообще-то, опыт торговли оружием показал, что, когда взяли и отдали отдельным акционерным обществам такое право, это привело только к сверхкоррумпированности руководства, появлению зарубежных счетов. Кириллу Валентиновичу вопрос: может быть, было бы правильно прямо в законе отдельной статьёй оговорить, что экспортные цены на газ координируются не министерством в целом, а одним конкретным оператором? В противном случае кроме коррупции ничего не получим. МОЛОДЦОВ К. В. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. В теле закона заложено, что координация такого рода должна быть определена постановлением Правительства Российской Федерации. В таком постановлении, которое уже разработано министерством, мы предусматриваем, что они должны координироваться с учётом целевых рынков, необходимости и срочности контрактов, порядка ценообразования и взаимодействия с контрагентами. Мы исходим из того, что это будет достаточный перечень, чтобы координировать деятельность и по ценовым, и по конкурентным преимуществам наших производителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Выносим на "час голосования".
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 43 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.