Заседание № 13
14.03.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 378628-4 "О внесении изменений в статью 392 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения срока обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора; внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва В. А. Тюлькиным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3740 по 3845 из 4281
Пункт 27. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 392 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Анатолия Семёновича Иванова. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается увеличить срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора с работодателем с трёх месяцев до одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - с одного месяца до трёх месяцев со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Кроме того, предлагается дополнить статью 392 Трудового кодекса новой частью, согласно которой течение срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора приостанавливается в случае обращения работника в органы федеральной инспекции труда или прокуратуры, применения иных досудебных способов разрешения спора. Комитет по труду и социальной политике внимательно рассмотрел данный законопроект и отмечает следующее. Вопрос об увеличении сроков обращения работника в суд в случае его спора с работодателем неоднократно был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации, который не признал установленные Трудовым кодексом правовые нормы о сроках обращения в суд нарушающими конституционные права работника. При этом Конституционный Суд отметил, что установленные сроки обращения в суд, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не могут быть признаны неразумными и несоразмерными, поскольку направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и являются достаточными для обращения в суд. Комитет по труду и социальной политике согласен с выводами Конституционного Суда, с ними согласны и стороны социального партнёрства, представители которых при обсуждении законопроекта не подтвердили массовый характер проблемы. Отдельные случаи пропуска работниками сроков обращения в суд имеются, но они носят субъективный характер и не требуют дополнительного правового регулирования, особенно с учётом того, что сроки, пропущенные по уважительной причине, судом восстанавливаются. Что же касается предложения автора законопроекта о приостановлении срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в случае обращения работника в органы федеральной инспекции труда или прокуратуры, применения иных досудебных способов разрешения спора, то следует прежде всего отметить, что действующий Трудовой кодекс не предусматривает понятие "досудебные способы разрешения спора". Органы федеральной инспекции труда и прокуратуры являются государственными органами контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а не органами досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суды, в связи с чем работник, который считает, что его право нарушено, должен обращаться только в эти органы. Таким образом, как я уже отмечал, случаи пропуска сроков обращения в суд носят единичный характер, а это означает, что проблемы со сроками обращения в суд не существует, проблема появляется только тогда, когда какое-то явление носит массовый характер. Что касается процедуры рассмотрения трудовых споров, то здесь есть проблема, но она связана не со сроками обращения в суд, а с рассмотрением трудовых споров в суде, для чего необходимо либо принять трудовой процессуальный кодекс, либо выделить отдельную главу в Гражданском процессуальном кодексе по рассмотрению трудовых споров, а также создать отдельные трудовые суды. Насколько мне известно, такие предложения разрабатываются, и с их принятием сроки рассмотрения трудовых споров должны будут сократиться. Таким образом, Комитет по труду и социальной политике считает, что предлагаемые автором законопроекта изменения не приведут к повышению эффективности восстановления нарушенных прав работника, даже наоборот, они приведут к снижению этой эффективности. Комитет Совета Федерации по социальной политике, Верховный Суд и правительство законопроект не поддерживают. С учётом изложенного Комитет по труду и социальной политике данный законопроект не поддерживает и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Доклад окончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Нет. Полномочные представители президента и правительства также не настаивают на выступлении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 392 Трудового кодекса Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 13 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Отклоняется данный законопроект.