Заседание № 131

20.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 378326-8 "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2914 по 3028 из 7268
10-й пункт, проект федерального закона "Об особенностях уголовной               
ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".    
                                                                                
Ирина Александровна Панькина.                                                   
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Законопроект, который предусматривает правовые гарантии лицам, имеющим          
судимость и желающим заключить контракт с Министерством обороны, подготовлен    
комитетом ко второму чтению. Всего поступило семь поправок, все они             
рекомендованы комитетом к принятию.                                             
                                                                                
Отдельно, коллеги, хочу обратить ваше внимание, что в процессе работы над       
законопроектом мы получили предложение Верховного Суда, в котором как раз       
говорится о том, что, вероятно, стоит предусмотреть поправку в Уголовный        
кодекс, там, где речь идёт об особенностях применения уголовной                 
ответственности в отношении данной категории лиц, и это будет                   
регламентировано отдельным федеральным законом. Это как раз вот к той           
дискуссии, которую мы вели на прошлом пленарном заседании.                      
                                                                                
Коллеги, просьба рассмотреть таблицу поправок и поддержать законопроект во      
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок есть ли вопросы?             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   14 чел.3,1 %                                     
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении, пройдены    
все необходимые процедуры. Просьба поддержать.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений рассмотреть в третьем        
чтении? Нет.                                                                    
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам?                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, мы не можем поддержать этот законопроект   
прежде всего потому, что эти уголовно-правовые нормы должны быть                
сосредоточены в Уголовном кодексе, конечно же. Обещание Верховного Суда,        
конечно, для нас ценно, но это ещё не закон. Во-вторых, категории лиц,          
подпадающие под действие закона, сокращены, конечно, слава богу, но             
несущественно. В-третьих, основания для освобождения этих лиц от уголовной      
ответственности уже существуют в законе. В первом чтении мы перечисляли те      
нормы, которые могут использовать практики. В-четвёртых, приостановление в      
отношении лица - это неправильно, это недопустимая вещь, это такая совершенно   
неверная игра. И на сегодня эта норма даже ухудшена, а не усовершенствована.    
                                                                                
Далее обращаю внимание, коллеги, что следовало бы, наверное, при принятии       
таких законов учитывать мнение потерпевшего. Обращаю внимание, что в 2013       
году были приняты два закона, которые были направлены на учёт мнения            
потерпевшего при освобождении виновного осуждённого от отбывания наказания, и   
с 2013 года вот такая практика пошла. Я думаю, что здесь её следовало бы        
также внедрить.                                                                 
                                                                                
Ну и освобождение от уголовной ответственности. Что касается самого             
освобождения от уголовной ответственности - не установлен порядок.              
                                                                                
Не поддерживаем законопроект.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект           
федерального закона "Об особенностях уголовной ответственности лиц,             
привлекаемых к участию в специальной военной операции", пункт 10.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   14 чел.3,1 %                                     
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        

Заседание № 130

14.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 378326-8 "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3712 по 4321 из 6204
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей Валериевич       
Картаполов.                                                                     
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по обороне,        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня буду непривычно             
многословен. Достаточно объёмный законопроект, разносторонний - надо будет      
пояснить.                                                                       
                                                                                
Коллеги, Комитет Государственной Думы по обороне представляет вашему вниманию   
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации". В чём его суть? Сейчас, когда идёт активная         
работа по привлечению к заключению контрактов наших граждан, мы столкнулись с   
тем, что есть большое количество людей, которые хотят подписать контракт и      
пойти защищать нашу страну с оружием в руках, но действующее законодательство   
не позволяет это сделать. Сейчас к таким людям относятся граждане, признанные   
ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также граждане,   
имеющие судимость.                                                              
                                                                                
В условиях проведения специальной военной операции мы полагаем                  
целесообразным, а самое главное, справедливым расширить базу комплектования     
наших Вооружённых Сил в период проведения мобилизации, военного положения, в    
военное время за счёт поступления на контракт в том числе вот этих категорий    
граждан, то есть граждан, имеющих судимость, за исключением граждан,            
совершивших преступления против половой неприкосновенности                      
несовершеннолетних, а также преступления, связанные с террористической,         
международной экстремистской и диверсионной деятельностью, организацией         
незаконного вооружённого формирования, захватом заложника, угоном воздушного    
судна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава,          
незаконным приобретением, хранением, использованием, передачей или              
разрушением ядерных материалов или радиоактивных веществ, хищением либо         
вымогательством ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также           
преступления, совершённые против основ конституционного строя и безопасности    
государства. Я, коллеги, напомню, аналогичный подход был реализован нами в      
отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации. Также   
это касается граждан, совершивших преступления небольшой или средней тяжести,   
в отношении которых предварительное расследование приостановлено, и граждан,    
отбывших наказание в виде лишения свободы, судимость которых снята или          
погашена.                                                                       
                                                                                
Особенности контрактов о прохождении военной службы, заключаемых с указанными   
категориями граждан, будут разработаны и определены Правительством Российской   
Федерации, в частности Министерством обороны. При этом для таких граждан        
будет установлен порядок их освобождения от уголовной ответственности либо со   
дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения       
военной службы, ну, то есть при выполнении боевых задач, либо со дня их         
увольнения с военной службы по окончании контракта.                             
                                                                                
Одновременно рассматриваемым законопроектом предоставляется возможность         
поступления на военную службу по контракту гражданам, которые были признаны     
ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и не имеют           
заболеваний, которые утверждены перечнем Министерства обороны. Это тоже         
вполне логично, потому что, ну, есть заболевания, которые позволяют выполнять   
задачи, - если люди хотят, почему мы не можем им предоставить такую             
возможность?                                                                    
                                                                                
То же самое касается вопроса увеличения предельного возраста пребывания на      
военной службе в период мобилизации, военного положения и в военное время. По   
нашему мнению, он не может быть аналогичен предельному возрасту пребывания на   
военной службе в мирное время, и именно поэтому предельный возраст пребывания   
граждан отличается сегодня. Я приведу простой пример: вот смотрите,             
военнослужащий, проходящий службу по контракту, достигший установленного на     
сегодняшний день предельного возраста пребывания на военной службе, подлежит    
увольнению, кстати, увольнению в запас, и с этого момента он подлежит призыву   
по мобилизации, то есть он своё отслужил, его уволили, и тут же, получается,    
его надо призывать, а вот военнослужащий, призванный на военную службу по       
мобилизации и достигший такого же возраста, будет уволен с военной службы       
лишь тогда, когда он достигнет предельного возраста пребывания в запасе, что,   
кстати, уже подтверждено судебными решениями, то есть есть практика. Конечно,   
по нашему мнению, вряд ли такое положение дел следует считать справедливым,     
но это действующие нормы законодательства, которые мы с вами хотим              
скорректировать, установив для всех наших военнослужащих, и контрактников, и    
мобилизованных, равные условия не только в части прохождения службы,            
выполнения боевых и служебных задач, но и в части увольнения с неё. При         
необходимости эта норма будет нами доработана и уточнена ко второму чтению.     
                                                                                
По законопроекту есть отдельные замечания, которые не влияют на его             
концепцию. Мы по ним уже работаем, и также ко второму чтению, безусловно, они   
будут учтены. По мнению Комитета Государственной Думы по обороне, вопрос        
комплектования наших Вооружённых Сил военнослужащими по контракту сегодня       
является приоритетным, и вчера об этом говорил наш президент, верховный         
главнокомандующий Владимир Владимирович Путин.                                  
                                                                                
Законопроект заслуживает безусловной вашей поддержки. Коллеги, я прошу вас      
поддержать законопроект. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе    
принять законопроект в первом чтении.                                           
                                                                                
Доклад окончен. Спасибо за внимание.                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Я прошу прощения, можно уточнить: действие закона будет распространяться на     
тех, кто сейчас имеет судимость и отбывает, находится в местах лишения          
свободы? Это первое.                                                            
                                                                                
И второй момент. Есть ли целесообразность, предположим, рассмотреть это более   
широко, с тем чтобы подумать над распространением таких норм на тех, кто        
сейчас находится под следствием, но ещё нет решения суда?                       
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопросы. Мы предполагаем, что   
действие закона будет распространяться на тех, кто уже отбывает наказание, то   
есть уже осуждён судом, и в том числе на тех, кто находится под следствием,     
но судебное решение ещё не принято, если у него незначительная тяжесть          
совершённого преступления, то есть средняя либо небольшая.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Валериевич, диалог с вашим комитетом            
переходит в конструктивное русло. Конечно, это разумная идея, разумная идея     
по трём причинам. Во-первых, действительно есть мобилизационные задачи, и с     
учётом болезненной реакции по отдельным группам - многодетные отцы, отцы        
детей-инвалидов, единственные дети одиноких родителей - речь идёт о том, что    
эти категории, условно говоря, будут заменены другими категориями. Во-вторых,   
это выполнение боевых задач в зоне спецоперации. В-третьих, сроки заключения    
у этих людей не пожизненные, когда-то им придётся возвращаться в общество. В    
данном случае это ускоряет процесс социализации - чем быстрее они вернутся,     
тем больше у них возможностей всё-таки встать на путь исправления.              
                                                                                
В связи с этим вопрос: будет ли действие этого закона распространяться на       
военнослужащих, которые осуждены военными судами, трибуналами, которые          
совершили преступления, находясь уже на военной службе? Будет это работать?     
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Вы правы,               
действительно, привлекая эту категорию граждан на военную службу по             
контракту, мы решаем вот ту проблему, о которой вы говорили, - конечно, не      
полностью, но, по крайней мере, частично, и это очень хорошо. Это первое.       
                                                                                
Второе. Ну, даже люди, совершившие преступления, оступившиеся, не перестают     
быть гражданами Российской Федерации, значит, у них остаётся конституционное    
право защищать страну, в которой они родились и выросли, их нельзя сразу вот    
вписывать в преступники, в отработанный материал. И штрафные подразделения,     
батальоны, роты, которые в годы Великой Отечественной войны показали высокую    
эффективность, этому подтверждение, люди, которые попадали туда за различные    
преступления, в том числе и воинские, получали право в случае ранения либо      
награждения возвращаться и становиться нормальными людьми.                      
                                                                                
Действие этого закона, мы полагаем, будет распространяться в том числе на       
тех, кто совершил воинские преступления, и на тех самых "пятисотых", о          
которых здесь много раз говорили, это как раз в том числе и их коснётся.        
Человеку будет предложено: ну, парень, или ты продолжаешь бегать и идёшь в      
тюрьму, грубо говоря, или давай-ка вернись в строй и покажи своей семье,        
своим друзьям, своей стране и самому себе, что ты человек, что ты мужчина,      
что ты гражданин.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович.                               
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Андрей Валериевич, законопроект важен, законопроект необходим         
сегодня, в это тяжелое время, но я хочу два предложения внести ко второму       
чтению. В моих подразделениях - бригада "Дон", бригада "Терек", в других есть   
казаки в возрасте под 70 лет, и они сражаются лучше, чем молодые, в десятки     
раз, и это доказано месяцами нахождения на ЛБС на территории от Кинбурнской     
косы до Купянска. Может, мы не будем устанавливать предельный срок в этом       
законопроекте до завершения СВО? Пусть служба остаётся бессрочной для тех,      
кто может сегодня взять оружие, независимо от возраста, и защищать свою         
Родину от укрофашистов.                                                         
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Виктор Петрович, спасибо за вопрос. Безусловно, вы во многом   
правы. Мы готовы к этой работе, поправками подкорректируем эти нормы.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Андрей Валериевич, скажите, пожалуйста, а есть ли статистика? Вы же   
знаете наверняка, что есть случаи, в том числе у нас в Ростовской области       
были, когда взятые из мест не столь отдалённых - они, кстати, не граждане, а    
ущемлённые в правах люди на момент отсидки... Так у меня вопрос следующий. Вы   
знаете, что бандеровская сторона организовывает так называемый русский          
корпус, который в том числе вторгался на территорию Брянской области,           
Белгородской. Есть ли у вас статистика, сколько освобождённых из мест           
заключения перебежали в первую неделю? Это очень важно.                         
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Они, конечно,           
ущемлённые в правах, но гражданства их никто не лишал и не лишит. Это первое.   
                                                                                
Второе. Перебежал куда - на сторону врага или просто убежал?                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. На сторону врага. Значит, я сейчас не готов вам привести       
конкретные цифры, но я их узнаю, и мы с вами этот вопрос обсудим.               
Действительно, никто ни от чего не застрахован, но, коллеги, если один из ста   
убежит, это не значит, что все остальные 99 конченые негодяи. Понятно, что,     
извините, в семье не без урода, но, в общем-то, наличие того, кто делает всё    
не так, как нужно, только подтверждает правильность того пути, по которому мы   
идём.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна.                                 
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Андрей Валериевич, вопрос вам, потому что, когда вы объясняли позицию, кто      
может быть туда призван, упустили вот что. Вот человек осуждён за убийство,     
за покушение на убийство: он тоже имеет право получить ружьё, и неизвестно,     
на кого оно будет направлено. Всё-таки нравственный облик человека, даже        
того, кто идёт защищать Родину... Никто же не знает, что у него там внутри и    
почему он совершал такие преступления, вернее, знают, потому что он уже         
осуждён. Как будут обстоять дела вот с этими статьями?                          
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Ну, безусловно, отбор     
людей, которые изъявят желание подписать контракт, но совершили тяжкие и        
особо тяжкие преступления, - ведь там не только убийство или покушение на       
убийство, есть ещё ряд таких тяжёлых статей, - отбор будет идти в особом        
порядке, и далеко не все, кто по этим статьям осуждён, получат возможность      
реабилитировать себя. Но это техническая сторона вопроса, пока, я думаю, об     
этом говорить рано. Конечно, здесь нужен фильтр, нужна система контроля, и      
она будет создана.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Валериевич, всё же скажите, с чем связана вот такая            
инициатива? И ещё вопрос: есть ли у вас статистика, показывающая динамику       
преступлений среди военнослужащих-контрактников из числа имеющих судимость?     
Есть ли общая статистика по количеству уголовных преступлений в Вооружённых     
Силах России и какая прослеживается тенденция?                                  
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Спасибо за вопросы, Вячеслав Михайлович. Значит, что           
касается статистики по военнослужащим, имеющим судимость, совершившим           
преступления, её практически нет, потому что их ещё единицы, тех, кто служит.   
Дальше посмотрим, вот в рамках этого закона, сколько их появится и как они      
себя проявят.                                                                   
                                                                                
Что касается общего состояния правопорядка и воинской дисциплины в              
Вооружённых Силах Российской Федерации, по итогам 2022 года это состояние в     
целом находится на том же уровне, что и в 2021 году. Единственно, количество    
случаев самовольного оставления частей превышает предыдущие показатели, но мы   
полагаем, что вот этот закон как раз позволит данную проблему решить.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Валериевич, ну, понятно, что те, кто уже        
отбыл наказание, имеет судимость, сегодня вот чисто технически, по закону, не   
могут пойти служить по контракту, понятно, что с теми, кто ограниченно годен,   
тоже там были... А вот как быть с теми, кто совершил преступление небольшой     
или средней тяжести и в отношении кого предварительное расследование            
приостановлено? То есть вина этих людей ещё не доказана, виноват или не         
виноват, неизвестно. Получается, подписывай контракт и можешь идти искупать     
вину, хотя ещё неизвестно, виноват ты или нет.                                  
                                                                                
Следующий момент. Как можно приостановить расследование, если, например, вот    
классический случай, три человека совершили преступление? То есть будет         
приостановлено всё дело? Его можно прекратить опять же по юридической           
технологии ведения уголовного дела, но не приостановить.                        
                                                                                
И с чем связан именно такой вариант: до вынесения, собственно, решения суда,    
до признания человека виновным или невиновным предлагать ему возможность        
пойти, скажем так, заключить контракт? Это новый институт совершенно, он до     
этого не работал - с чем это связано?                                           
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопросы. Ну, смотрите,       
какая здесь ситуация. У нас даже в мирное время, когда военнослужащему          
предъявлялись какие-то обвинения, длительное время, там, несколько месяцев,     
шло предварительное следствие, он фактически не исполнял обязанности по         
военной службе. Примерно та же самая ситуация с теми, кто на гражданке. И       
зачастую следствие приостанавливается при необходимости добыть какие-то         
дополнительные доказательства или улики, то есть следователи уверены, что       
человек в чём-то виноват, но не очень уверены, в чём именно. На данный момент   
по нашему действующему законодательству этот человек не может заключить         
контракт - мы считаем, что, ну, слушайте, даже если он и оступился в чём-то,    
но в отношении него эти следственные действия приостановлены, тогда чего        
ждать? Пусть он идёт, если хочет, защищает Родину, и если он там себя           
проявит, то с него эти обвинения будут сняты, как и с тех, кто уже судим.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас на самом деле по данному вопросу два       
связанных законопроекта, и вопрос уже относится, скорее, ко второму.            
                                                                                
Я предложил бы заслушать сейчас доклад по пункту 15 - о проекте федерального    
закона "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию   
в специальной военной операции", - а потом уже выступления сразу по двум        
вопросам, если вы не возражаете, поскольку они связаны напрямую.                
                                                                                
Тогда, Андрей Валериевич, спасибо.                                              
                                                                                
Пункт 15, проект федерального закона "Об особенностях уголовной                 
ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".    
Доклад Ирины Александровны Панькиной.                                           
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Только что    
мы заслушали подробную концепцию законопроекта, которым предлагается            
установить возможность и правовые основания для заключения контракта о          
прохождении военной службы в период мобилизации или военного положения в том    
числе с лицами, имеющими судимость. Нашей законодательной инициативой           
предлагается предусмотреть конкретный уголовно-правовой механизм, а также       
правовые гарантии лицам, имеющим судимость.                                     
                                                                                
Что конкретно предлагается? Предлагается предусмотреть механизм                 
приостановления уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести,      
совершённых до дня вступления в силу настоящего федерального закона, - это      
принципиальное отличие - в отношении лиц, призванных на военную службу по       
мобилизации или в военное время или заключивших в период мобилизации,           
военного положения контракт о прохождении военной службы. Также                 
устанавливается механизм последующего освобождения указанных лиц от             
ответственности в связи с получением государственной награды либо в связи с     
увольнением с военной службы по отдельным основаниям, которые                   
предусматриваются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной         
службе". Такой же подход предлагается распространить в отношении лиц, которые   
проходят военную службу и в это время совершается преступление. И аналогичный   
подход к освобождению от наказания предлагается распространить в отношении      
отдельных категорий осуждённых, в отношении которых вступил в законную силу     
приговор.                                                                       
                                                                                
Отдельно хотела бы отметить, что законопроект содержит положение, которое       
распространяет действие закона на правоотношения, связанные с прохождением      
военной службы, в отношении лиц, по которым уголовное преследование             
осуществлялось на новых территориях, в новых регионах до 30 сентября 2022       
года.                                                                           
                                                                                
Ещё раз, коллеги, отдельно отмечу, что реализация положений законопроекта       
будет распространяться в отношении лиц, совершивших преступления до момента     
вступления в силу данного закона. Это сделано в том числе и для того, чтобы     
исключить, минимизировать возможность заключить контракт, находясь в            
исправительном учреждении, чтобы это не стало некой мотивацией преступного      
поведения граждан.                                                              
                                                                                
Также, коллеги, подчеркну, что пакетом законопроектов подразумевается, что в    
отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы, будет предусмотрен         
отдельный воинский учёт, после принятия законов будет проводиться               
соответствующая работа, где будут учитываться воинские специальности таких      
лиц.                                                                            
                                                                                
Учитывая, что данный законопроект не противоречит принципам уголовного          
наказания, а правовой механизм освобождения будет способствовать достижению     
целей наказания, а также то, что законопроект направлен в том числе на          
обеспечение дополнительных возможностей по комплектованию Вооружённых Сил,      
Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает         
поддержать концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять   
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ирина Александровна, тогда вопрос вам, как юристу      
(предыдущий докладчик на него не смог ответить, председатель Комитета по        
обороне): что такое приостановление, как оно будет выглядеть, в какой форме?    
                                                                                
Второй момент. Почему все эти изменения вносятся помимо Уголовного кодекса,     
хотя основным уголовным законом у нас является Уголовный кодекс? Без него       
какие-либо изменения, ну, нерациональны, неправильны и, наверное,               
противозаконны.                                                                 
                                                                                
Ну и третий момент. По преступлениям небольшой или средней тяжести может        
приостанавливаться уголовное дело, а вот что касается военнослужащих и          
осуждённых, там нет никаких ограничений по статьям. Соответственно, те лица,    
которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, тоже могут претендовать   
на заключение такого рода контрактов, а потом уже уходить... То есть это тот    
механизм, который, видимо, наконец придумали, разработали, чтобы оправдать      
призыв в том числе лиц, которые у нас находятся в местах лишения свободы,       
непонятно было, по какому механизму они попадали в частные военные компании и   
тому подобное. Если это так, то подтвердите, если нет, опровергните.            
                                                                                
И последнее - расчёт. Приблизительно о каком количестве людей идёт речь?        
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопросы. Ну, давайте начнём по порядку.               
                                                                                
Действительно, предусматривается механизм приостановления уголовных дел о       
преступлениях небольшой и средней тяжести, это принципиальное отличие.          
Почему? Потому, что, как правило, именно эти категории несложные,               
одноэпизодные, и если говорить о преступлениях тяжких и особо тяжких...         
Понимаем, что именно в этих целях сделано такое разграничение, то есть по       
более простым, одноэпизодным делам возможен просчёт механизма, который будет    
установлен межведомственными приказами, совместно с Министерством обороны, со   
Следственным комитетом и с Генеральной прокуратурой. Мы, по сути,               
устанавливаем сейчас такой большой алгоритм, а более конкретные, пошаговые      
инструкции, конечно, будут дорабатываться. Это принципиально важно, и в         
законопроекте о внесении изменений в закон о военной службе и здесь делается    
специальная оговорка об этом.                                                   
                                                                                
Что касается, вы говорите, количества лиц. Ну, здесь сложно сделать какой-то    
прогноз. Мы понимаем, что, например, если брать официальную статистику, то,     
по официальной статистике ФСИН, по состоянию на 1 февраля 2023 года в местах    
лишения свободы находились 433 тысячи человек (это полгода назад),              
соответственно, исходя из этого, мы можем примерно прикинуть количество. Это    
без лиц, которые находились в СИЗО, там уже, конечно, речь идёт о других        
цифрах. Вот примерно так. (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста.                               
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Что касается технологии, формата принятия. Ну, это, конечно,     
сделано для того, чтобы оптимизировать процесс. По сути, это инструментарий,    
который облегчит и применение тоже. Интегрировать в Уголовный кодекс нормы,     
которые рассчитаны на определённый период, носят временный характер, нам        
представляется не совсем целесообразным.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антропенко Игорь Александрович.                           
                                                                                
АНТРОПЕНКО И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Будет ли влиять факт признания вины подозреваемым, обвиняемым на наступление    
обстоятельств для освобождения от уголовной ответственности?                    
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос. Вот в законопроекте, представленном в         
первом чтении, у нас два основания - это получение государственной награды и    
увольнение по тем основаниям, которые будут установлены в федеральном законе    
о военной службе.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по двум законопроектам сразу?               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Савицкая Светлана Евгеньевна. А, Синельщиков по карточке Савицкой.              
                                                                                
С трибуны будете? Пожалуйста.                                                   
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция не может поддержать законопроекты и уж          
особенно законопроект, который под пунктом 15 у нас идёт. Имеются               
существенные замечания.                                                         
                                                                                
Прежде всего, единственный федеральный закон, который является источником       
уголовно-правовой системы России, - это Уголовный кодекс Российской             
Федерации. Новый закон, устанавливающий преступность деяния, наказуемость и     
иные уголовно-правовые последствия, не может применяться без включения его в    
структуру Уголовного кодекса. Установить причины такого необычного,             
автономного от Уголовного кодекса законотворчества мне не представилось         
возможным. Вероятно, авторы законопроекта хотели обойти правила,                
предусмотренные в статье 105 Регламента Государственной Думы, согласно          
которым при внесении в Государственную Думу законопроекта, предусматривающего   
изменения УК РФ, субъектом права законодательной инициативы должны быть         
представлены официальные отзывы Правительства Российской Федерации и            
Верховного Суда. Представляется, что упомянутые отзывы на данный законопроект   
авторы также обязаны были представить, однако это исполнено не было.            
Уголовный кодекс имеет высшую юридическую силу - ни один нормативный акт не     
может противоречить УК, в противном случае всегда будет действовать             
последний.                                                                      
                                                                                
Далее. Судя по тексту законопроекта, под его действие подпадут все категории    
лиц, совершивших преступления, независимо от их тяжести. То есть                
предусмотрено освобождение от уголовной ответственности, от наказания в том     
числе лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (смотри статьи 4 и    
5 законопроекта), что является невиданным либерализмом. Лишь лица,              
призываемые на военную службу по мобилизации или по контракту, могут            
освобождаться от уголовной ответственности при условии совершения               
преступления лишь небольшой или средней тяжести.                                
                                                                                
Далее. В законодательстве уже имеются основания для отказа в возбуждении        
уголовного дела, а также прекращения дела и уголовного преследования лиц по     
нереабилитирующим основаниям - это статья 25 УПК "Прекращение уголовного дела   
в связи с примирением сторон", статья 25-1 УПК "Прекращение уголовного дела     
или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового      
характера в виде судебного штрафа", статья 28 УПК "Прекращение уголовного       
преследования в связи с деятельным раскаянием", статья 80-1 УК "Освобождение    
от наказания в связи с изменением обстановки", статья 85 УК "Помилование" и     
другие.                                                                         
                                                                                
Я от фракции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Эти основания могли быть использованы в ситуации, о которой   
говорится в законопроектах.                                                     
                                                                                
Ну и наконец, в законопроекте содержатся многочисленные неопределённости        
относительно порядка применения предусмотренных в нём правил. Так, в статьях    
4 и 5 законопроекта предусмотрено приостановление уголовного дела по            
ходатайству командования воинской части, при этом не определены основания,      
порядок и условия приостановления расследования. Неясно, распространяются ли    
на этот институт правила, предусмотренные в статьях 208, 209 и 211 УПК          
Российской Федерации, в которых говорится о приостановлении уголовных дел. Ну   
и совсем неясно, что же будет с групповыми преступлениями, с участием двух,     
трёх, четырёх, пяти преступников. На одного-то нельзя приостановить! Вот        
прекратить производство в отношении одного гражданина в групповом               
преступлении можно, а приостановить-то нельзя - надо в целом дело               
приостанавливать! И что же мы будем делать? Куда же следователям девать всех    
остальных?                                                                      
                                                                                
Не предусмотрена процедура освобождения от уголовной ответственности            
упомянутых лиц. Кто принимает решение - следователь, суд? Соблюдаются ли при    
этом правила, установленные в статье 213, о порядке вынесения следователем      
соответствующего постановления? А там достаточно много премудростей.            
                                                                                
В части первой статьи 5 законопроекта предусмотрены неведомые российскому       
законодателю институты освобождения от наказания условного и освобождения от    
наказания. Следует заметить, что в статье 79 Уголовного кодекса предусмотрено   
лишь условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.                     
                                                                                
В законопроекте не определены орган, порядок и условия применения этих мер.     
Имеются замечания и юридико-технического характера.                             
                                                                                
Полагаем, что законопроект ни в коем случае принимать нельзя. Фракция его не    
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крашенинников Павел Владимирович.                         
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я с удовольствием           
послушал Андрея Валериевича, Ирину Александровну, они подробно доложили.        
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что это связанные законопроекты. Проекты, и один, и второй,   
особенно второй, решают две важные государственные задачи: во-первых, дают      
возможность оступившимся гражданам подписать контракт и исполнить свой долг -   
отслужить в Вооружённых Силах в рамках специальной военной операции,            
во-вторых, Вооружённые Силы пополняются контрактниками, готовыми участвовать    
в специальной военной операции.                                                 
                                                                                
Коллеги, вчера президент тоже об этом говорил. Я хочу сказать, что, конечно     
же, в данном случае использовался самый разный опыт по заключению контрактов    
с отбывающими наказание по приговору суда. Вы знаете, что был использован, (и   
вчера президент об этом говорил) институт помилования, и мы все плюсы и         
минусы его также изучали при подготовке данного законопроекта. Здесь всё-таки   
несколько иной механизм: здесь будет контракт с Вооружёнными Силами и круг      
лиц шире - это, конечно же, отбывающие наказание по приговору суда, это и       
подсудимые, и подследственные. Вот на это я тоже хочу обратить ваше внимание.   
                                                                                
Теперь по поводу единого источника уголовного права. Это не совсем так.         
Конечно же, источником у нас является Конституция, и у нас есть акты, которые   
связаны с амнистией, и мы с вами, коллеги, в первом чтении приняли              
специальный законопроект - в первом чтении приняли! - об особенностях           
применения Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса на             
освобождённых территориях. Там тоже есть соответствующие нормы - предлагаю об   
этом не забывать.                                                               
                                                                                
У нас были разные варианты: первый вариант - изложить в виде поправок в УК и    
в УПК, и такой вариант, вы знаете, даже в правительство отправлялся; второй     
вариант - ввести нормы в закон о введении в действие УК, в закон о введении в   
действие УПК либо сделать отдельный закон. С учётом того что у нас здесь        
нормы и УК, и УПК, и УИК, - не надо расшифровывать? - и нормы военного          
законодательства, и они все связаны, мы всё-таки решили, что нужно сделать      
единый целостный проект федерального закона, который, коллеги, представлен      
вашему вниманию.                                                                
                                                                                
Теперь что касается временной отсечки - я хотел бы на это тоже обратить         
внимание, - это будет день публикации, вот введение в действие данных           
законов. И это делается во избежание так называемых притворных преступлений,    
то есть преступных деяний, которые прикрывают другие, как правило, более        
тяжкие преступные деяния.                                                       
                                                                                
Коллеги, законопроекты отработаны. Законопроекты ко второму чтению будут,       
конечно же, ещё готовиться. Мы будем вместе с вами рассматривать поправки.      
                                                                                
Призываем поддержать оба законопроекта. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет           
голосовать за.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчики, заключительное слово?      
Нет? Хорошо.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 14.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                   11 чел.2,4 %                                     
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "Об особенностях уголовной   
ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции",    
пункт 15.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.