Заседание № 179
17.01.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 377983-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части увеличения периода ухода за ребёнком, засчитываемого в страховой стаж, а также установления иных мер, направленных на улучшение прав лиц, осуществляющих уход за ребёнком".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2598 по 2875 из 4910
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части увеличения периода ухода за ребёнком, засчитываемого в страховой стаж, а также установления иных мер, направленных на улучшение прав лиц, осуществляющих уход за ребёнком". Доклад Олега Анатольевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вернёмся от важных вопросов международной политики к нашим самым важным вопросам, а самые важные вопросы у нас - это вопросы сбережения и приумножения нашего народа. К сожалению, статистика Росстата за последние годы обязывает нас принимать кардинальные решения. Я её приведу, чтобы лишний раз напомнить и вам, и тем, кто нас сейчас смотрит и слушает, что в этом вопросе необходимо не просто принимать решения, стабилизирующие рождаемость в России, - нужно принимать действительно прорывные решения. В 2016 году, по данным Росстата, в России родилось 1 миллион 690 тысяч детей, в 2017 году - 1 миллион 418 тысяч детей (уважаемые коллеги, минус 10 процентов за год), в 2018 году - 1 миллион 352 тысячи детей (ещё минус 5 процентов). Итого: за три года минус 15 процентов. И это при том, что действует важнейшее, принципиальное решение о материнском капитале, но я напомню, что оно действует до 2021 года. Будет ли у правительства возможность (желания, понятно, у них никогда не будет) продлевать эту важнейшую меру поддержки материнства и детства - большой вопрос. В 2018 году зафиксировано, что очередь в ясельные группы составляет 272 тысячи. Уважаемые коллеги, давайте посчитаем: родилось 1 миллион 352 тысячи детей, а очередь, то есть это мамы, у которых отсутствует возможность привести детей в ясли, - 272 тысячи, то есть 20 процентов детей, родившихся в этом году, остаются на руках у матерей. И что получают эти мамочки? Эти мамочки получают вот такую поддержку: полтора года засчитывается в страховой стаж для установления пенсии и 50 рублей. Уважаемые коллеги, 50 рублей! Да, это тема отдельного законопроекта, он тоже нами разработан. В ближайшее время, если получится, буду здесь докладывать и убеждать вас, что таким позорнейшим образом нельзя поддерживать материнство - вот этой пятидесятирублёвой купюрой, скоро и купюры-то такой не будет, этими пятью монетками! Для чего, зачем?! Почему не меняется этот показатель? Ну, это вопрос из другой серии, но тоже очень важный. По поводу увеличения стажа. Если нет соответствующих возможностей во многих населённых пунктах, особенно сельских, просто физически нет возможностей и не будет в ближайшие годы, то давайте увеличим период ухода за ребёнком, засчитываемый в стаж. Вот в чём суть представленного законопроекта: увеличить соответствующий период с полутора до трёх лет. Ясельные группы действительно в большом дефиците. Для того чтобы решить проблему и построить сады для 272 тысяч детей, коллеги, нужно потратить, по данным Минстроя, 272 миллиарда рублей, то есть по миллиону на одно место, они так оценивают. Давайте взвешивать и смотреть, что нам лучше сделать: мотивировать мамочек тем, что мы поможем им немного, увеличив вот этот засчитываемый в стаж период с полутора до трёх лет, увеличив вот эти выплаты с 50 рублей до 3,5 тысячи - такую идею мы предлагаем в другом законопроекте, - или оставить всё как есть? Оставлять нельзя! Если рождаемость будет ещё снижаться на 5-10 процентов в ближайшие годы, то как же будет выполняться главная задача - по сбережению и приумножению народа? Совершенно понятно, не будет она выполняться! Уважаемые коллеги, прошу поддержать, тем более что решение этого вопроса практически ничего не стоит. Да, увеличение пенсионного страхового стажа когда-то обернётся последствиями, вот это обещание зачесть данный период в стаж, увеличить коэффициенты, которые мы в законопроекте также несколько меняем, - меняем соответствующий коэффициент в большую сторону. Но выплаты наше правительство будет осуществлять лет через десять-двадцать, когда эти мамочки будут выходить на пенсию, а мы же понимаем и верим, я-то точно верю, что через 10-20 лет мы осуществим прорыв и у правительства будут средства, чтобы выплатить эти дополнительные мотивирующие деньги и дать возможность матерям, может быть, несколько раньше, досрочно выйти на пенсию. Ведь это всё тоже взаимосвязано, уважаемые товарищи: да, хорошо, что сохранили возможность для многодетных мам, у которых пятеро и более детей, выйти на пенсию досрочно, в 50 лет, но там есть одно маленькое условие - стаж должен быть не меньше 15 лет, а как набрать стаж больше 15 лет, если у тебя пятеро и более детей? Вот для того чтобы поддержать хорошее обещание о досрочном выходе на пенсию для многодетных мам, мы и предлагаем увеличить материнский стаж в два раза. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по труду и социальной политике Светланы Викторовны Бессараб. Пожалуйста. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Олег Анатольевич достаточно подробно представил данный законопроект и сказал несколько слов о другом, подготовленном его же фракцией законопроекте. Что касается данного законопроекта, то здесь мы рассматриваем только пенсионные гарантии. Уважаемые коллеги, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов внимательно рассмотрел предложенный законопроект и отмечает следующее. Действующими нормами федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж, рассчитываемый для предоставления пенсионных прав гражданам, периода работы или иной деятельности при условии уплаты за этот период страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также включение нестраховых, но социально значимых и для государства, и для граждан периодов, в том числе периода ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им полутора лет, но не более шести лет в совокупности. Уважаемые коллеги, в целях усиления социальной поддержки и увеличения пенсионных прав родителей, прежде всего многодетных родителей, в пенсионное законодательство Российской Федерации в 2014 и 2015 годах уже были внесены соответствующие изменения и последовательно увеличен непрерывный период по уходу за ребёнком, включаемый в страховой стаж для получения права на пенсию одним из родителей: сначала с трёх лет до четырёх с половиной, а затем до шести лет. Вместе с тем увеличены и пенсионные коэффициенты: если в соответствии с ранее действовавшим законодательством расходы Пенсионного фонда по каждому из застрахованных лиц возмещались в размере примерно одного минимального размера оплаты труда, что соответствовало приблизительно одному пенсионному баллу, то на сегодняшний день родитель, один из родителей, за полный год ухода за первым ребёнком получает 1,8 балла, за полный год ухода за вторым ребёнком - 3,6 балла и, наконец, за год ухода за третьим и четвёртым детьми - по 5,4 балла. Уважаемые коллеги, необходимо отметить, что ограничение непрерывного периода, включаемого в страховой стаж, вызвано прежде всего очень невысокими требованиями к страховому стажу: если ранее в Российской Федерации для получения пенсионных прав необходимо было отработать 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, то при переходе на новую пенсионную систему - от 5 до 15 лет, и 2019 год попадает в переходный период, когда требования к стажу очень ограничены, это 10 лет, а требования к пенсионному коэффициенту составляют 16,2 балла. Для сравнения: по действующему законодательству сегодня 16,2 балла может получить один из родителей, ухаживающий за третьим ребёнком до достижения им возраста полутора лет включительно. Если рассматривать вариант, предложенный авторами законопроекта, то за третьего ребёнка можно будет получить уже 37,8 балла, что, собственно, на 7,8 балла больше, чем требуется к концу переходного периода для получения пенсионных прав отработавшему всю жизнь человеку. С учётом изложенного, коллеги, комитет, полностью разделяя заботу авторов о социальных гарантиях и пенсионных правах родителей, прежде всего многодетных родителей, считает, что формы и методы этой заботы необходимо развивать в другом направлении, а именно: помогать трудоустраиваться многодетным мамочкам, создавать рабочие места с гибким графиком работы, надомные рабочие места, развивать вариативное дошкольное образование, создавать семейные детские сады, когда многодетная мамочка, являясь воспитателем для своих деток и пары-тройки соседних ребятишек, может получать заработную плату от государства, зарабатывать страховой стаж для получения пенсионных прав и при этом быть полноценным членом общества, уважаемой мамочкой многодетной семьи. Кроме того, коллеги, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что поправками президента в 32-ю статью закона № 400-ФЗ многодетные мамы уже получили исключительное право на досрочную пенсию. Так, мама, родившая трёх детей и воспитавшая их до восьмилетнего возраста, имеет право выйти на пенсию на три года раньше общеустановленного для женщин возраста; мама, родившая четверых детей, - на четыре года раньше; наконец, мама, родившая пятерых и более детей и воспитавшая их до восьмилетнего возраста, может выйти на пенсию в возрасте 50 лет. Есть и другие льготы для мамочек, отработавших на Севере и в приравненных к ним местностях. Уважаемые коллеги, с учётом изложенного, а также отрицательных отзывов профильного комитета Совета Федерации, правительства, Правового управления Аппарата Государственной Думы Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить указанный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну уж сколько раз мы с этой трибуны говорили об этом пресловутом возрасте - от полутора до трёх лет: когда принимался бюджет, мы вносили поправку, это была моя поправка, и нам говорили, что нет закона, по которому можно было бы эти деньги направить на выплату детских пособий, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет; когда мы обсуждали законопроект, чтобы всё-таки продлить период получения пособия, нам говорили, что на это нет денег. И вот по этому замкнутому кругу мы с вами гоняем уже много лет! Сегодняшний законопроект хотя бы что-то даёт: чтобы для мамы период ухода за ребёнком в возрасте от полутора до трёх лет засчитывался в страховой стаж, хотя бы чем-то поощрялся и компенсировался, - нет, мы и этого не хотим сделать! Я вам хочу сказать, что у меня есть масса обращений даже по моим двум регионам - по Томской и Новосибирской областям, особенно по Новосибирской, - об устройстве ребёнка в детский сад, например, ребёнка, которому до достижения возраста трёх лет недостаёт четырёх месяцев, или нужно выходить на работу, а места в детском саду нет, и что делать? Содокладчик, Светлана Викторовна, сказала, что нужно поддерживать таких родителей в другом: организовывать рабочие места. Помилуйте, о чём мы говорим, какие рабочие места, когда сегодня на рынок труда в результате пенсионной реформы будет выброшено столько людей, что рабочие места не найдут высококвалифицированные молодые специалисты, а мы говорим о рабочих местах для таких женщин?! Нужно сегодня решать эту проблему кардинальным образом, потому что страна вымирает, что бы ни говорила о росте наша статистика - она сейчас рост видит везде, только мы одни видим падение, наше население видит падение по всем позициям! Так вот, если мы не примем законы, поощряющие рождение детей, поддерживающие семьи пособиями, например по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет (а не полутора лет), то, естественно, говорить о повышении рождаемости и об увеличении населения нашей страны, наверное, не придётся. Я прошу вас поддержать законопроект. Фракция КПРФ его поддержит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павлова Ольга Ивановна. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", разделяя мнение авторов законодательной инициативы, тоже считает приоритетной задачей государства усиление мер поддержки граждан, имеющих детей, повышение уровня социальной защищённости многодетных семей и стимулирование рождаемости в нашей стране. В то же время предлагаемый авторами способ достижения поставленных целей является далеко не самым актуальным для российских семей. Для семей с детьми, для молодых матерей являются важными и первостепенными, конечно, финансовая поддержка, увеличение пособий, обеспечение жильём, организация ухода и присмотра за детьми с раннего возраста, трудоустройство молодых матерей и, конечно, доступное медицинское обслуживание. Все эти направления в первоочередном порядке реализуются и развиваются в соответствии с утверждённой президентом нашей страны Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. С 1 января 2018 года в России введена ежемесячная денежная выплата при рождении первого ребёнка и до достижения им полутора лет. Продлено и расширено действие программы по предоставлению материнского капитала: теперь его можно использовать также для оплаты услуг детских садов и ясельных групп. Стартовала специальная программа ипотечного кредитования, о которой сегодня много говорится. Реконструируются детские поликлиники, ясельные группы, открываются ясельные группы в детских садах. Конечно, пенсионное обеспечение также очень важно, и в этом направлении тоже сделано немало, об этом говорил представитель комитета. Внесёнными в пенсионное законодательство в 2014-2015 годах изменениями, а также поправками президента к проекту федерального закона о параметрах пенсионной системы многодетным матерям, имеющим троих и более детей, дано право на выход на пенсию в льготном порядке, и в отношении их применяется дифференцированный пенсионный коэффициент. Увеличение страховых периодов не является прямым стимулом повышения рождаемости в нашей стране, здесь необходим другой, системный подход и системная работа, которая сегодня уже проводится государством. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает эффективными и актуальными меры по реализации концепции президента в демографической политике и не может поддержать концепцию данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части увеличения периода ухода за ребёнком, засчитываемого в страховой стаж, а также установления иных мер, направленных на улучшение прав лиц, осуществляющих уход за ребёнком". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 17 мин. 42 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % Результат: не принято Не принимается.