Заседание № 94
О проекте федерального закона № 377761-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся перемещения отдельных категорий товаров без подтверждения их статуса как товаров Таможенного союза; принят в первом чтении 17 декабря 2013 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя комитета по экономической политике Бориса Романовича Пайкина. Пожалуйста. ПАЙКИН Б. Р. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложен проект федерального закона № 377761-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Напомню, что рассматриваемый проект федерального закона внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и принят в первом чтении в 2013 году. Законопроект направлен на создание благоприятных условий для развития янтарной отрасли на территории Калининградской области, однако положения, содержащиеся в данном законопроекте, уже реализованы в принятом и официально опубликованном 5 декабря 2017 года Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области", инициатором которого также выступило Правительство Российской Федерации. С учётом изложенных обстоятельств подготовка указанного законопроекта для рассмотрения Государственной Думой во втором чтении нецелесообразна, в связи с чем Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе его отклонить в соответствии со статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы. Правительство Российской Федерации также предлагает отклонить рассматриваемый законопроект. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование предложение комитета отклонить ранее принятый в первом чтении законопроект, пункт 16. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 24 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 135
О проекте федерального закона № 377761-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся перемещения отдельных категорий товаров без подтверждения их статуса как товаров Таможенного союза).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
3-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Татьяна Николаевна Голендеева, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России. Пожалуйста. ГОЛЕНДЕЕВА Т. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Данный законопроект подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 3 апреля в рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 года. Целью законопроекта является устранение административных барьеров при вывозе с территории Калининградской области отдельных категорий товаров Таможенного союза, в том числе товаров с содержанием янтаря, произведённых на территории Калининградской области, на остальную часть таможенной территории Таможенного союза. На территории Калининградской области в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" создана и функционирует особая экономическая зона и применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Вывоз товаров Таможенного союза с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Таможенного союза может осуществляться в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также без применения таможенной процедуры таможенного транзита при перевозке воздушным транспортом без совершения промежуточных посадок или физическими лицами в качестве товаров для личного пользования. При этом вывоз таких товаров во всех случаях допускается при обязательном условии подтверждения статуса вывозимых товаров как товаров Таможенного союза. Законопроектом определена норма, в соответствии с которой вывоз с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории Таможенного союза отдельных категорий товаров может осуществляться без подтверждения статуса таких товаров как товаров Таможенного союза независимо от категории лиц и способа перемещения таких товаров. Принятие законопроекта позволит создать благоприятные условия для развития янтарной отрасли на территории Калининградской области и значительно сократить финансовые и временные затраты предприятий, занимающихся производством изделий с использованием янтаря-сырца. Дело в том, что для подтверждения статуса этих товаров сейчас, до вступления в силу данного закона, необходимо получать сертификат Торгово-промышленной палаты, а это требует определённых денежных средств и времени. Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, его принятие не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Николаевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Владимирович Кривоносов. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации об упрощении порядка проведения таможенного контроля в части перемещения отдельных товаров с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории Таможенного союза, в частности янтаря-сырца, изделий, полностью изготовленных из него, а также изделий из драгоценных металлов, без подтверждения статуса таких товаров как товаров Таможенного союза. Производители и Калининградская торгово-промышленная палата затрачивают достаточно много времени на оформление документов. Принятие законопроекта позволит снизить административные барьеры и будет способствовать созданию благоприятных условий для развития янтарной отрасли в Калининградской области. В связи с этим комитет рекомендует поддержать данный проект федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Татьяне Николаевне. Что касается янтаря, то Калининград - это вообще уникальное место, там находится 90 процентов мировых запасов янтаря. Наверное, мы очень тщательно должны смотреть, что выгодно для нас - продавать его или оставлять здесь. По имеющимся у меня данным, в этом году экспорт янтаря-сырца уменьшился в 20 раз, точнее, в 17 раз. Вот вы сейчас предлагаете меры, которые откроют границы для вывоза янтаря в страны Таможенного союза, в связи с этим вопрос: мы уникальны как хозяева 90 процентов мировых запасов янтаря, а что получит от этого наш бюджет? Насколько я знаю, добывают, перерабатывают и вывозят янтарь частные предприятия, в том числе и иностранные. Мы закон примем, а в бюджет после этого добавится какая-то сумма - миллиард, триллион, сто миллионов? Вот это кто-то просчитывал? ГОЛЕНДЕЕВА Т. Н. Спасибо за вопрос. Тема янтарной отрасли, вы знаете, в последнее время достаточно остро дискутируется. Есть много мер, для того чтобы предотвратить незаконный вывоз янтаря, - это в первую очередь запрещение и конфискация оборудования, с применением которого производится незаконная добыча, и так далее. Но вот данный законопроект, о котором мы сегодня говорим, способствует в первую очередь именно тому, чтобы янтарь и изделия из янтаря не вывозились за пределы таможенной территории Российской Федерации, чтобы они оставались и применялись именно на территории Российской Федерации, Таможенного союза. На сегодняшний день как раз эта мера будет способствовать тому, что особенно мелкие, маленькие организации, которые занимаются обработкой янтаря... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГОЛЕНДЕЕВА Т. Н. Данный законопроект направлен не на регулирование поступления каких-то таможенных платежей, он позволяет увеличить товарооборот янтаря в целом на территории России. Здесь вопрос не регулирования бюджетных отношений, а только упрощения ввоза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемая Татьяна Николаевна, поручение президента было дано в 2012 году, сегодня заканчивается 2013 год, в связи с этим вопрос: почему так долго не была подготовлена законодательная инициатива? А как депутат, курирующий Калининградскую область, я могу сказать, в чём там проблема, я был на янтарном предприятии. Так вот проблема в том, что вся эта бюрократия, которая сейчас существует, не позволяет вывозить с территории Калининградской области на территорию большой России как готовые изделия, так и сырец, и поэтому всё идёт в Польшу, в Гданьск, там происходит обработка, и готовые изделия потом возвращаются обратно, на территорию Калининградской области. Таким образом, мы уничтожаем производство, мы лишаем возможности жителей Калининградской области зарабатывать и сами понуждаем их добывать янтарь нелегально, в то время как самые большие фракции, да и мелкие, идут в основном на экспорт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Николаевна. ГОЛЕНДЕЕВА Т. Н. На мой взгляд, вот эта мера как раз и будет способствовать упрощению процедур перемещения товаров с территории Калининградской области на остальную часть территории Российской Федерации. И хотелось бы ответить на вопрос о том, почему так долго мы не вносили проект закона. Понимаете, на сегодняшний день вот то, что предусмотрено данным законопроектом, по сути дела, уже действует в рамках соглашения между Федеральной таможенной службой и администрацией Калининградской области, мы уже, по сути дела, разработали некий механизм, как обходиться без этих дорогостоящих сертификатов, которые подтверждают, что страна происхождения этих изделий - Россия. Что касается того, почему так долго разрабатывался законопроект. Дело в том, что нам было необходимо понять, о каких товарах идёт речь и действительно ли та мера, которая сегодня предложена вашему вниманию в виде законопроекта, стимулирует то, что она должна стимулировать. Вы понимаете, к сожалению, "умельцев" у нас хватает, и если не будет чётких формулировок, однозначной трактовки, то мы можем столкнуться с такими фактами - поверьте, мы с ними сталкивались, - когда маленький кусочек янтаря вставляется в дорогостоящую мебель и эта мебель в качестве изделия с янтарём будет ввозиться на остальную территорию Российской Федерации как товар, происходящий из Калининграда, то есть как товар Таможенного союза, и так далее. Поэтому для нас важно было разработать такой порядок, который стимулировал бы именно производство и изготовление изделий из янтаря, стимулировал бы производство янтарной продукции, а не мебели или чего-то ещё, чтобы это не было каналом для поступления на остальную территорию России иностранных товаров без уплаты пошлин и налогов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемая Татьяна Николаевна, к вам вопрос, хотя отчасти его можно адресовать и Минэкономразвития. Вы знаете, когда мы говорим "Таможенный союз", вроде бы всё хорошо - три братских государства: Россия, Казахстан, Белоруссия. Но если взять, например, ситуацию с сельским хозяйством, то казахстанское законодательство будет приведено в соответствие с нашим только к 2020 году, и в результате по всей границе наши сельхозпроизводители остались неконкурентоспособными. То же самое сейчас: этим законопроектом вы открываете вывоз янтаря в страны Таможенного союза - а мы понимаем, что основная добавленная стоимость формируется при переработке, - и не произойдёт ли так, что польские умельцы откроют свои цеха в Белоруссии или в Казахстане? Ну и соответственно, мы все понимаем, куда дальше будет уходить основная прибыль от наших природных ресурсов и что терять опять же будет Калининградская область. ГОЛЕНДЕЕВА Т. Н. Я поняла ваши опасения. Это тема достаточно широкая, дело в том, что сегодня действительно прошёл ряд совещаний на самом высоком уровне - и у президента, и у председателя правительства, - на которых обсуждали некие издержки Таможенного союза, или, по сути дела, рассматривались те проблемы, которые ещё не урегулированы. Дело в том, что сегодня на такое не совсем экономически обоснованное перемещение товаров очень влияет, например, разница акцизов - с этим связано перемещение в приграничной зоне сигарет, алкоголя, - а также то, что у нас разные ставки НДС: в Казахстане 12 процентов, у нас 18 процентов, в Белоруссии 20 процентов. Естественно, бизнес ищет и будет искать какие-то лазейки для оптимизации своих расходов, и, пока мы не унифицируем все виды налогов, наверное, эта проблема будет существовать. Другое дело, что мы всё равно ищем какие-то механизмы преодоления этого. А что касается того законопроекта, о котором мы говорим, то, по сути дела, он как раз и стимулирует развитие янтарного производства не в Белоруссии, не в Казахстане, а именно в Калининграде, поскольку до этого то, что было произведено на территории Калининградской области, вывезти на остальную территорию России было очень сложно, так как процедура получения сертификата была длительной и достаточно дорогостоящей. В связи с этим предлагаемая мера будет стимулировать развитие переработки янтаря именно в Калининграде, а не в Белоруссии или в Казахстане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос, Татьяна Николаевна, он частично уже был задан коллегами, поэтому коротко, несколько небольших вопросов. Скажите, пожалуйста, из Калининграда будет вывозиться сырец или изделия? Это первое. Кто будет принимать решение о том, чтобы составлять договоры? Как я понимаю, их нужно заключить со странами Таможенного союза. И третье, не опасаетесь ли вы, что страны Таможенного союза, получив наши замечательные изделия или сырец, смогут потом сами экспортировать их в другие страны, о чём депутаты уже говорили? ГОЛЕНДЕЕВА Т. Н. Ну, общая философия, идеология Таможенного союза именно такова, что перемещение товаров, произведённых в России, Белоруссии и Казахстане, должно происходить совершенно свободно, поэтому даже необработанный янтарь, если он будет вывезен с территории Калининградской области, а теперь и в упрощённом порядке, о чём я сегодня и докладывала, может быть перемещён совершенно свободно в Белоруссию, Казахстан, и какова будет там его судьба, что с ним будут делать - то ли его будут перерабатывать, то ли его будут вывозить, - это уже будет зависеть от волеизъявления собственника данного товара. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, коллеги? Не вижу, нет желающих выступить. Выносим законопроект на "час голосования", который мы, как обычно, проведём в 17 часов.
3-й вопрос повестки. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 18 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принят в первом чтении. Далее голосуются законопроекты в третьем чтении.