Заседание № 211
14.02.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 377734-4 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1161 по 1450 из 6579
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 6. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации первого заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Ивановича Денисова. Пожалуйста. ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Президента Российской Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый господин председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза было подписано 25 мая 2006 года в Сочи на основании соответствующего распоряжения Президента Российской Федерации. С нашей стороны документ подписал министр иностранных дел России, со стороны Евросоюза - заместитель председателя комиссии Евросоюза, ответственный за вопросы внутренних дел, юстиции и безопасности, Франко Фраттини и член комиссии Бенита Ферреро-Вальднер, ответственный за внешние связи и европейскую политику добрососедства. Соглашение имеет своей целью либерализацию режима взаимных поездок граждан. В него заложены нормы, которые направлены на развитие и расширение контактов граждан и официальных представителей государств обеих сторон - России и стран Европейского союза. В соглашении предусматривается упрощение процедуры и порядка выдачи однократных виз сроком действия до трёх месяцев, а также многократных виз для определённых категорий граждан. Закрепляется, в частности, упрощённый порядок оформления виз. Упрощение заключается в том, что вводится оформление виз прямым обращением принимающих организаций без предъявления предусмотренных законодательством сторон приглашений. Такой упрощённый порядок оформления виз предусмотрен для следующих категорий: для членов официальных делегаций сторон; предпринимателей и представителей коммерческих организаций; водителей и членов поездных бригад, осуществляющих международные пассажирские и грузовые перевозки; журналистов; деятелей науки, культуры и образования; студентов и школьников, участвующих в программах обмена; участников международных спортивных мероприятий; участников программ обмена между породнёнными городами; лиц, посещающих воинские и гражданские захоронения; близких родственников лиц, находящихся на законных основаниях на территории государств сторон. То есть, как видим, перечень категорий граждан достаточно широкий и охватывает практически все виды, скажем так, упорядоченного обмена между гражданами государств обеих сторон. Кроме того, для некоторых из указанных категорий граждан соглашение предусматривает возможность оформления многократных виз сроком действия от одного года до пяти лет (до пяти лет - это новый пункт). Для обладателей же дипломатических паспортов предусматривается введение безвизового режима поездок общей продолжительностью до девяноста дней в течение ста восьмидесяти дней, то есть в течение полугода до трёх месяцев можно находиться при наличии дипломатического паспорта на территории государств сторон без визы. Соглашение чётко регламентирует сроки оформления виз. Общее правило - десять календарных дней. Унифицируются также визовые сборы, они закрепляются на нынешнем уровне: 35 евро. Это очень важно, особенно в свете предстоящего, уже объявленного повышения стоимости шенгенской визы до 60 евро. Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку оно устанавливает нормы и правила иные, чем предусмотрено российским законодательством. В частности, по федеральным законам "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрена многократная виза до одного года, а по соглашению срок увеличивается до пяти лет. В этой связи закон подлежит ратификации. Уважаемые господа депутаты, просил бы поддержать принятие соответствующего федерального закона. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Иванович, спасибо. Я уточняю для протокола, что доклад был по вопросу 7, то есть по проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза". Теперь вопрос 6, по которому вы тоже докладчик. "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии". Может быть, вы сразу скажете несколько слов, а потом будет содоклад сразу по двум вопросам? ДЕНИСОВ А. И. Хорошо. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Второе соглашение, представляемое на ратификацию сегодня, - это Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии. Оно подписано в тот же день, что и первое соглашение, 25 мая прошлого года, в Сочи на основании соответствующего распоряжения Президента Российской Федерации. И его подписали те же официальные представители: с нашей стороны - министр иностранных дел, со стороны Евросоюза - два члена Комиссии Европейских сообществ. Соглашение призвано обеспечить условия и основания для возвращения в государство происхождения лиц, находящихся на территории государств-сторон с нарушением действующего законодательства о въезде, выезде и пребывании иностранцев. Оно станет серьёзным подтверждением ключевой роли Российской Федерации в международных усилиях по борьбе с нелегальной миграцией, станет также, как мы считаем, весомым аргументом в пользу заключения аналогичных соглашений с миграционно опасными государствами, а также обеспечит дополнительные предпосылки для результативности диалога с Евросоюзом о переходе к безвизовому режиму взаимных поездок граждан. Этот диалог уже начат, и оба законопроекта, выносимые сегодня на ратификацию, очень важные вехи в этом процесс - в процессе обсуждения перехода к безвизовому режиму взаимных поездок, повторяю. Данное соглашение - соглашение о реадмиссии - устанавливает нормы и правила иные, чем предусмотрены российским законодательством, в частности теми же двумя федеральными законами, на которые я ссылался ранее: "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Кроме того, предметом соглашения являются основные права и свободы человека и гражданина. Таким образом, в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах..." соглашение подлежит ратификации. Просил бы вас, уважаемые депутаты, принять позитивное решение по данному предложению. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович. Присаживайтесь. Содоклад по вопросам 6 и 7 члена Комитета по международным делам Андрея Аркадьевича Климова. Пожалуйста. КЛИМОВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Позвольте также сказать несколько слов по поручению Комитета по международным делам о двух рассматриваемых нами сегодня соглашениях. Должен сказать, что этот день в некотором смысле можно считать историческим, потому что эти оба соглашения - а рассматривать их можно только вместе, они неразрывны, и даже в самом тексте соглашений указано на это - это реальный серьёзный шаг в развитие тех документов, которые принято называть четырьмя дорожными картами. Это те документы, которые определяют общее пространство внутренней и внешней безопасности экономического и гуманитарного сотрудничества на всём европейском континенте. И все те договорённости и все те заявления, которые были сделаны ранее, в том числе относительно перехода в последующем на безвизовые отношения между нашими государствами, - вот основа этих процессов как раз и заложена в документах, представленных вашему вниманию. Серьёзность данных шагов подтверждает и тот факт, что сегодня в Брюсселе Европейский парламент также будет рассматривать эти документы, и, насколько нам известно, рассмотрение в комитетах и комиссиях там уже прошло, то есть мы движемся здесь параллельно. Мы прекрасно понимаем, что далеко не всем в Европейском союзе нравится то, что предлагается нашими государствами. Те люди, которых мне очень трудно причислить к друзьям России, они как раз и выступают в Европе против того, чтобы эти документы были приняты. Им это не нравится, потому что они чувствуют, что принятие такого рода соглашений как раз нормализует обстановку, отношения между нашими странами и даёт объективную возможность для улучшения сотрудничества в самых разных направлениях. Ведь посмотрите, кто получает возможность сегодня оформлять в упрощённом порядке визы? Это не только дипломаты и парламентарии, это студенты, врачи, деятели культуры, это спортсмены, едущие для участия в разного рода состязаниях, это представители тех муниципальных образований, которые имеют друг с другом побратимские связи. То есть это свидетельствует о действительно серьёзном и реальном процессе европейской интеграции, цивилизованном процессе развития отношений между людьми в самых разнообразных сферах. Что же касается соглашения, связанного с реадмиссией, это тоже очень важный документ, который действительно наносит удар незаконной миграции, который действительно закрывает двери всякого рода лицам, пытающимся с непонятными, неясными целями находиться на территории наших государств, и который, кстати сказать, побуждает нас как государство более серьёзно отнестись к защите своих собственных национальных границ. В заключении нашего Комитета по безопасности, которое представлено к данному соглашению, также подчёркивается важность и необходимость этого шага. У нас есть два позитивных заключения - Правительства Российской Федерации и нашего Правового управления. Исходя из изложенного, Комитет по международным делам рекомендует вам, уважаемые депутаты, ратифицировать оба представленных соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, какие будут вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу две руки, три. Запись завершили. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к докладчику и, наверное, к содокладчику. В заключении правительства сказано, что финансовые средства для реализации соглашений будут предусматриваться в соответствующих федеральных бюджетах. Если там момент введения в действие не обозначен, это означает, что с момента публикации, то есть уже в текущем году. А на текущий год эти средства предусмотрены или не предусмотрены? И как вы полагаете это дело развязывать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Климову. Пожалуйста, Андрей Аркадьевич. КЛИМОВ А. А. Уважаемый Виктор Егорович, возможные расходы там действительно могут появиться теоретически, но через три года, потому что соглашение по реадмиссии составлено таким образом, что оно действует первые три года только в отношении граждан Российской Федерации и граждан тех стран, которые имеют уже соглашения с Российской Федерацией о реадмиссии. И вот за эти три года мы все необходимые меры должны принять, в том числе предусмотреть необходимые объёмы затрат из государственного бюджета. Но ни на текущий год, когда могут быть введены в действие эти соглашения, ни на последующие два года никаких крупных расходов из федерального бюджета, по нашему мнению, быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста, вопрос. МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос к Андрею Ивановичу. Андрей Иванович, чем вы объясните, что десятки стран имеют безвизовый въезд в Европейский союз, причём среди них есть и не очень, так сказать, серьёзные и цивилизованные страны, есть даже страны, где ведётся фактически гражданская война, например Колумбия, если я не ошибаюсь, а Россия не имеет безвизового въезда и это ещё только рассматривается как далёкая перспектива? Спасибо. ДЕНИСОВ А. И. Честно говоря, мы это ничем не объясняем. Это та реальность, с которой мы сталкиваемся, и мы пытаемся это преодолеть в том числе через те шаги, с помощью тех документов, которые предлагаются на ратификацию сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста, вопрос. НИКИТИН В. П., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо, Борис Вячеславович. Поскольку два соглашения, я позволю себе и два вопроса сформулировать для Андрея Ивановича. Андрей Иванович, по соглашению о реадмиссии возникает такой вопрос, вот по статье 5, где речь идёт о гражданах третьих государств и лицах без гражданства: куда всё-таки, в какое государство их направлять (имеется в виду пункт 3)? Например, в Калининградскую область попали лица из Польши или Литвы, а документы выданы какой-то другой страной Шенгенской группы. Это первый вопрос. И второй вопрос, по статье 14 уже соглашения об упрощении визового режима. Здесь сказано, что после подписания этого соглашения и его ратификации прежние двусторонние договорённости прекращают своё действие. А если у нас, опять возвращаюсь к Калининграду, есть соглашения с Литвой и Польшей, которые не вступили ещё в Шенгенское соглашение, не возникнет ли здесь правового зазора на какой-то период? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Иванович. ДЕНИСОВ А. И. Благодарю вас за ваши вопросы. Что касается первого вопроса, то это, скорее, вопрос правоприменительной практики. Законом предусмотрены соответствующие возможности, которые позволяют, что называется, защитить интересы граждан, попавших в такую ситуацию, предусмотрены соответствующие формы содержания этих граждан, выяснения их гражданской принадлежности и оформления их выдворения в тех случаях, когда доказано противоправные деяние и нахождение на нашей территории, допустим, если речь идёт о нас. Что касается второго вопроса, о Калининградской области. Действительно, вопрос об упрощённом порядке выдачи виз - одна из принципиально важных для нас позиций. У нас продолжаются контакты как по двустороннему каналу с Литвой, так и с Брюсселем, с Комиссией Европейских сообществ. Что касается Литвы, то не далее как вчера на соответствующих консультациях нам была изложена позиция литовского правительства по этому вопросу. Литва заинтересована в сохранении существующего порядка так же, как и мы, и, со своей стороны, ведёт соответствующую работу с Евросоюзом. Евросоюз недавно подготовил доклад о том, как действует нынешняя система об упрощённых документах как по автомобильному сообщению, так и по железнодорожному, и сделан вывод о том, что практика подтвердила её эффективность. Действительно, возможен переход Литвы на новый порядок, когда она станет участником Шенгенского соглашения. Вступление Литвы в это соглашение откладывается как минимум до 2008 года, возможно, будет отложено и дальше. До этого сохраняется ныне действующий порядок. Сторонами предусматривается, что будет сохранён ныне действующий порядок на весь период до перехода к безвизовому сообщению, безвизовым обменам граждан. Таким образом, мы исходим из того, что интересы жителей Калининградской области при принятии этого закона и ратификации соглашения будут учтены. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список записавшихся. Восемь человек. Когда у нас много записавшихся, мы обычно предлагаем выступить по одному от фракции и одному от независимых. Нет возражений у записавшихся? Нет возражений: по одному от фракции, и это мы начнём после "правительственного часа".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2980 по 3040 из 6579
Мы с вами остановились на выступлениях представителей депутатских объединений по пунктам 6 и 7. Записалось у нас восемь человек, было принято решение, что от каждой фракции выступит по одному человеку, и не более трёх минут. Фракция КПРФ, кто выступает? Нет желающих. Фракция ЛДПР? Жириновский Владимир Вольфович. С места. Включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Два закона. Теперь уже не промышленная политика, а внешняя политика. Сперва о русском языке. Реадмиссия - я вас уверяю, что девять из десяти не поймут, о чём идёт речь. Почему мы берём чужое, иностранное слово и не можем взять русские слова, например соглашение о высылке? Мы должны выслать всех незаконных мигрантов, или переселенцев, которые оказались в Западной Европе, прошли через территорию Российской Федерации. Мы берём на себя ответственность за всех тех, кто через нашу границу попал в Европу. А они там не нужны, в связи с этим мы должны будем заплатить за их отправку к постоянному месту жительства и нести ответственность за их действия, которые, возможно, не понравились в Европе. (Вы видите, как они относятся даже к нашим нормальным гражданам, им не нравится, как мы отдыхаем в Куршевеле и теперь уже в Австрии.) То есть это большая ответственность, потому что такое соглашение легко ратифицировать, если у страны нормальные границы. У нас их нет, они открыты с Азербайджаном, значит, все, кто попадёт на территорию Азербайджана из Ирана и вообще с Ближнего Востока, спокойненько попадают на территорию Российской Федерации, а оттуда в Европу, а нести ответственность будем мы, потому что они последней пересекли русскую границу. В этом плане мы должны иметь в виду, что нас будут обвинять в том, что какие-то нежелательные лица будут появляться в Европе, потом мы будем за всё это отвечать, думать: ох, а это же мы ратифицировали, теперь мы обязаны... То есть мы огромные деньги будем тратить, чтобы их отправлять самолётами, потому что с некоторыми странами нет железнодорожного сообщения. Вот об этом мы должны знать. Что касается облегчённого порядка выдачи виз. Здесь представитель министерства употреблял слово "либерализация", но иногда он вспоминал русское слово "упрощение". Я бы просил в Год русского языка всё-таки все документы составлять именно на базе хороших русских глаголов и имён существительных. Так вот, упрощение порядка - это продолжение дискриминации в отношении граждан Российской Федерации: соизволили, наконец, может быть, будут давать легко визы студентам, бизнесменам, депутатам. Но хотелось бы, чтобы МИД, который здесь уже отсутствует, видите, они ушли, знают на сто процентов, что ратифицировано всё будет... Даже зелёный паспорт дипломатический до сих пор не действует! Нарушаются венские конвенции. Наш дипломатический паспорт в руках депутатов или других лиц, да, наверное, и дипломатов, не всегда является таким паспортом, как дипломатический паспорт любой другой страны мира. С этим паспортом могут задержать на границе, даже если есть виза, их абсолютно не интересует то, что это дипломатический паспорт. В этом вопросе мы до сих пор не добились успеха. Депутата Алксниса до сих пор не пускают на его Родину, в Латвию, он и депутат, и дипломатический паспорт у него, а ведомства Латвии это абсолютно не интересует, они нарушают венскую конвенцию. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. У нас записывались... Кто ещё у нас будет выступать? Желающих больше не было? Рыжков. Но его, к сожалению, нет. Косачёв Константин Иосифович есть в зале? Тоже нет. Уважаемые коллеги, закончили мы выступления. Есть ли желание выступить с заключительным словом по двум этим законопроектам? Нет, да?
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3112 по 3144 из 6579
На голосование ставится пункт 6, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии". Кто за принятие данного законопроекта? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 27 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6% Результат: принято Принято. На голосование ставится пункт 7, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза". Кто за принятие данного законопроекта? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 08 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято Принято.