Заседание № 284

15.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 377599-6 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся принятия решений о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, государственными корпорациями и государственными компаниями; принят в первом чтении 20 ноября 2015 года с наименованием "О признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О некоммерческих организациях" и Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1955 по 2009 из 6957
8-й вопрос, проект федерального закона "О признании утратившими силу            
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает    
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Названный законопроект подготовлен комитетом ко второму чтению, на руках        
имеются две таблицы: в одной таблице - поправки, рекомендованные к принятию,    
в другой - к отклонению. Просим поддержать решение комитета, проголосовать за   
законопроект во втором чтении. В случае поддержки законопроекта во втором       
чтении просьба проголосовать за него и в третьем.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              362 чел.80,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5522 по 5557 из 6957
8-й вопрос, проект федерального закона "О признании утратившими силу            
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", второе         
чтение.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Выступления по мотивам? Нет.                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 264

20.11.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 377599-6 "О признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О некоммерческих организациях" и Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4313 по 4611 из 6370
35-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О признании              
утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О некоммерческих      
организациях" и Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской     
Федерации". Докладывает Сергей Анатольевич Сторчак, заместитель министра        
финансов.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, я не буду зачитывать название законопроекта, вы сами,       
наверное, услышали, оно достаточно длинное. Смысл законопроекта состоит в       
том, чтобы устранить из закона, точнее, из поправок к закону "О                 
некоммерческих организациях" принятую в 2010 году норму, которая носит          
обязательный характер и который предусматривалось создание специального         
механизма контроля со стороны исполнительной власти за зарубежными              
заимствованиями предприятий корпоративного сектора, прежде всего предприятий    
с государственным участием и государственных корпораций. В результате           
глубокой проработки этого вопроса, после того как норма была принята - а она    
была принята на фоне разруливания ситуации, возникшей после глобального         
финансового кризиса, - выяснилось, что соответствующий порядок разработан,      
действует и эффективно используется для мониторинга долговой устойчивости       
Российской Федерации Центральным банком Российской Федерации. Мы опираемся на   
эту информацию, на результаты анализов долговой устойчивости, которые нам       
необходимы для принятия решений в сфере государственных внутренних и внешних    
заимствований. В целом норма, о которой идёт речь, оказалась избыточной, и      
избыточной хотя бы потому, что для целей регулирования долговой устойчивости    
госкорпораций используются наблюдательные советы этих институтов, с помощью     
которых соответствующие решения могут приниматься в том русле, в каком          
считает нужным исполнительная власть.                                           
                                                                                
В связи с этим правительство разработало и поддержало ранее внесённое           
предложение Министерства финансов убрать императивную норму, ориентированную    
на работу на финансовых рынках, но оказавшуюся в законе "О некоммерческих       
организациях", что само по себе достаточно странно. Принятие обсуждаемого       
законопроекта не уменьшит возможности Правительства Российской Федерации        
мониторить, контролировать заимствования государственных корпораций или         
предприятий с государственным участием, а в случае необходимости не допускать   
ухудшения их финансового состояния и возникновения угрозы государственным       
финансовым ресурсам.                                                            
                                                                                
Для вашего сведения сообщаю, что за последние три года внешний долг             
негосударственного сектора Российской Федерации уменьшился с 732 миллиардов     
до 521 миллиарда долларов; к концу текущего года, по оценке Банка России, эта   
сумма ещё уменьшится до 500 миллиардов долларов. И это означает, что,           
несмотря на опасения, корпоративный сектор справляется с долговой нагрузкой и   
в целом является финансово устойчивым.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов.                                
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет оказался в     
очень непростой ситуации, мы больше года занимались этим законопроектом.        
Попал он к нам только потому, что предлагаются изменения в закон "О             
некоммерческих организациях", а госкорпорация является одной из форм            
некоммерческих организаций, но благодаря этому законопроекту многие члены       
нашего комитета стали большими специалистами в области межбанковских            
операций, финансовых рынков, заимствований и прочего. В результате мы решили    
предложить палате определиться голосованием, потому что, больше года            
занимаясь этим вопросом, мы увидели разные позиции: Счётная палата считает,     
что не надо исключать эту норму, что сегодня она не нужна, а потом она может    
быть нужна; с правительством можно согласиться, учитывая, что есть всего,       
по-моему, пять или шесть госкорпораций и они не нуждаются в этой норме,         
сегодня это действительно не нужно, а что будет завтра - не знаем; Комитет по   
финансовому рынку, соисполнитель, ранее дал отрицательное заключение; комитет   
по бюджету тоже дал отрицательное заключение. Поэтому мы, как специалисты в     
большей степени в области религиозных вопросов, в сфере вопросов деятельности   
некоммерческих организаций, не приняли решение ни о поддержке, ни об            
отклонении, предлагаем палате определиться.                                     
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, исходя из всего, что было сказано, просим    
голосованием определить судьбу этого законопроекта.                             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Сергей Анатольевич, всё-таки из вашего выступления до конца    
не ясно, поясните, пожалуйста. Сейчас правительство должно создавать            
специальные механизмы контроля за заимствованиями наших госкорпораций,          
госкомпаний в иностранной валюте, но правительство хочет, чтобы у них не было   
такого права, при этом оно говорит, что оно и так может контролировать эту      
ситуацию. То есть, получается, обязанности такой не будет, но правительство     
делать это сможет, таким образом, правительство де-факто устраняется от         
контроля: захочет - будет контролировать, не захочет - не будет. Правильно ли   
мы эту ситуацию понимаем? Позиция правительства очень противоречивая, тем       
более что вы предлагаете внести дополнительные нормы в другие законы, но не     
вносите соответствующие законопроекты. Поясните, пожалуйста.                    
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Спасибо за вопрос. Изначально было принято не совсем              
корректное, неудачное решение, норма оказалась избыточной. Мы в Министерстве    
финансов соответствующий порядок разработали и начали его согласовывать,        
вышли на высокий уровень согласования, однако в конечном итоге увидели, что     
есть более эффективный и более надёжный способ обеспечить решение той задачи,   
о которой вы говорите, - задачи контроля за внешними заимствованиями            
государственных корпораций - не в смысле принятия решения за них или вместо     
них привлекать иностранную ссуду или не привлекать, а в смысле того,            
насколько эти заимствования влияют на долговую устойчивость экономики           
Российской Федерации в целом. Наиболее эффективный механизм - это механизм,     
который находится в руках Банка России, это прежде всего механизм, связанный    
с системой отчётности, которая обеспечивается законом, связанным с              
представлением отчётности по линии главных заёмщиков, это коммерческие банки.   
Плюс в ходе взаимодействия Министерства финансов и Банка России между банком    
и небанковскими организациями - активными участниками международных             
финансовых рынков была создана сеть соглашений, в соответствии с которыми       
происходит обмен информацией с учётом того, что эта информация носит            
конфиденциальный характер.                                                      
                                                                                
Таким образом, механизм, в центре которого стоит Центральный банк,              
существует, по нашему мнению, он надёжен, мы полностью на него опираемся, а     
через Министерство финансов на этот механизм опирается и в любой момент может   
использовать Правительство Российской Федерации.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Других вопросов нет? Есть вопрос.                                               
                                                                                
Валентин Сергеевич Шурчанов.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Анатольевич, вот попутно объясните: вы с таким большим         
оптимизмом высказались, что у нас внешний долг корпораций и государственных     
организаций уменьшается с более чем 700 с лишним миллиардов до 500              
миллиардов, но ведь в условиях падения курса рубля в 2 раза на все              
предприятия страны и на нашу финансовую систему, по сути дела, нагрузка         
растёт, так? Вот один генеральный директор, недавно встречались, мне говорит:   
я вроде уже расплатился по кредиту с Францией, а теперь, получается, опять      
нужно дополнительно искать деньги, чтобы окончательно додавить. Мне кажется,    
у нас положение не улучшается, а ухудшается.                                    
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Ситуация с точки зрения заимствований корпоративного сектора в    
момент её развития была такая, что главными заёмщиками выступили предприятия,   
имеющие устойчивую валютную выручку (я не буду их перечислять, но вы,           
конечно, представляете, о ком идёт речь), и в отношении этих предприятий        
никаких проблем не возникло, что и доказал период в два с половиной года,       
когда треть обязательств была выполнена без влияния на устойчивость самих       
этих предприятий, и это очень мощный показатель. Конечно, было бы лучше, если   
бы у предприятий имелась возможность рефинансировать этот долг и использовать   
ликвидность для развития предпринимательства в Российской Федерации, но в       
условиях закрытых рынков это не получилось, предприятия изыскали возможность    
просто погасить этот долг. Более того, в этот сложный период Центральный банк   
создал ряд механизмов поддержки предприятий, имеющих иностранный долг, с        
помощью своих особых инструментов предоставления валютной ликвидности. В        
материалах, которые банк представил нам, а мы представили в Государственную     
Думу, эти механизмы описываются, это технически достаточно сложные механизмы,   
я не буду на них останавливаться, но главное, что они есть, и Центральный       
банк говорит, что в любой момент в случае необходимости такую ликвидность он    
предоставит.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич.                              
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михаил Юрьевич Маркелов.                                                        
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! С учётом выступления Ярослава   
Евгеньевича Нилова, который говорил о том, что комитет не определился и нам     
надо здесь, естественно, принять решение, я хотел бы остановиться вот на чём.   
В своём докладе Сергей Анатольевич достаточно подробно остановился на           
законопроекте, но вот важные моменты, на мой взгляд, состоят в том, что         
государственные корпорации, государственные компании сегодня не являются        
всё-таки основными российскими участниками внешнего рынка заёмного капитала,    
в структуре внешнего долга российского корпоративного сектора на указанных      
заёмщиков приходится лишь незначительная доля обязательств, выраженных в        
иностранной валюте, и на текущем этапе из всех госкорпораций только             
Внешэкономбанк осуществляет такого рода внешние заимствования. Также            
государственные корпорации осуществляют свою деятельность на основании          
отдельных федеральных законов, в связи с чем регламентирование вопросов их      
деятельности в части, которая касается заимствований в иностранной валюте,      
потребует внесения существенных изменений в действующую нормативно-правовую     
базу.                                                                           
                                                                                
В связи с изложенным, с учётом того, о чём говорил уважаемый докладчик, надо    
признать утратившими силу отдельные положения федеральных законов, и, я         
думаю, нет никаких поводов или препятствий, чтобы этот закон не принимать.      
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Вообще, странный законопроект и странная, к сожалению, позиция Правительства    
Российской Федерации. Напомню: законопроект был внесён в Государственную Думу   
6 ноября 2013 года, пошёл третий год, как он лежит в Думе, наверное, этот       
законопроект - правительственный старожил. Я долгое время работал в Комитете    
по делам общественных объединений и религиозных организаций, и мы всё время     
откладывали обсуждение, поиск компромисса по данному законопроекту. Комитет     
не мог принять решение прежде всего потому, что есть не изменившаяся до         
настоящего времени позиция Счётной палаты: Счётная палата жёстко, весьма        
аргументированно (на пяти страницах) сказала, что она против этого.             
                                                                                
В настоящее время я работаю в Комитете по бюджету, который является             
комитетом-соисполнителем по данному законопроекту, и я, чтобы долго не          
говорить, сошлюсь на его заключение. Так вот, наш комитет по бюджету отметил,   
что доля Российской Федерации в уставных капиталах государственных компаний и   
корпораций составляет от 50 до 100 процентов и принятие этого закона может      
привести к неконтролируемому росту госдолга в связи с рисками возникновения     
субсидиарной ответственности Российской Федерации по долгам государственных     
корпораций и компаний, в связи с этим оценить последствия принятия закона в     
части дополнительных расходов федерального бюджета не представляется            
возможным. Также Комитет по бюджету и налогам поддерживает мнение Счётной       
палаты, что принятие этого закона без одновременного создания законодательно    
установленных механизмов регулирования и контроля за осуществлением             
госкорпорациями, госкомпаниями заимствований в иностранной валюте приведёт к    
потере контроля и возможности регулирования долговой политики в корпоративном   
секторе со стороны Правительства Российской Федерации.                          
                                                                                
Есть ещё ряд тезисов в заключении комитета по бюджету, который не так давно     
рассматривал этот законопроект, можно с ним ознакомиться, но я скажу о          
нескольких моментах.                                                            
                                                                                
Первое. Упоминается Внешэкономбанк, хороший банк, вроде всё как бы правильно,   
что он заимствует валюту на иностранных рынках, однако недавно прошла           
информация о том, что, к сожалению, Внешэкономбанку - это было опубликовано -   
понадобится дополнительная эмиссия или вложения в уставный капитал в сумме...   
                                                                                
Сергей Евгеньевич, выступление от фракции - позвольте ещё пару минут.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две минуты добавьте.                                      
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо.                                                       
                                                                                
...в сумме порядка полутора триллионов рублей, столько требуется на             
докапитализацию Внешэкономбанка, и нам эту сумму придётся, видимо, в бюджете    
на 2016 год искать. Это первое.                                                 
                                                                                
Второе. В пояснительной записке также говорится о том, что правительство        
уходит от механизма контроля за заимствованиями госкомпаний, госкорпораций на   
рынках в иностранной валюте, значит, должны быть внесены соответствующие        
изменения в другие законы, чтобы компенсировать этот уход, но правительство     
этого не делает.                                                                
                                                                                
Члены фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не могли не обратить внимания на            
странность этого законопроекта, на странность предлагаемых изменений и на       
странность поведения Правительства Российской Федерации в тех условиях, в       
которых мы сейчас находимся, я имею в виду не только политическую               
составляющую, но и финансово-экономическую - трудности с заимствованиями и      
так далее, и тому подобное. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ну никак не   
может поддержать этот законопроект.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. В завершение я хотел бы обратить внимание только на один момент,    
так как очень щепетильно отношусь к вопросам, связанным с деятельностью         
комитета, и к той информации, которая появляется: действительно, больше двух    
лет данный законопроект находился в комитете, но он не лежал под сукном, как    
это, мы знаем, иногда происходит в других комитетах, шла постоянная работа,     
только замминистра финансов Сергей Анатольевич Сторчак раз пять или шесть       
приходил на заседания комитета, и мы действительно пытались найти компромисс    
с учётом того, что позиции изначально были противоречивые. Сегодня дискуссия    
в этом зале ещё раз показала всю противоречивость законопроекта, поэтому        
каждая фракция своим голосованием определит судьбу этого законопроекта.         
                                                                                
Фракция ЛДПР воздержится от голосования.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Сергей Анатольевич, вы скажете ещё несколько слов?                              
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Уважаемые депутаты, в рамках работы над специальным документом,   
который называется "Долговая политика", мы ежегодно, а фактически               
ежеквартально занимаемся мониторингом состояния долговой устойчивости           
Российской Федерации, частью которой является долговая устойчивость             
корпоративного сектора, поэтому прозвучавшие здесь опасения, что                
правительство теряет контроль, или отлынивает от этой работы, или не желает     
заниматься ею, являются несколько преувеличенными. Это важно, очень нужно,      
без этого в конечном итоге самому суверену будет трудно выходить на внешние     
рынки, поэтому я прошу вас положительно отнестись к нашему обращению. Та        
норма, которая содержится, является избыточной, мониторинг за заимствованиями   
корпоративного сектора осуществляется и будет осуществляться на должном         
уровне.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5872 по 5891 из 6370
35-й вопрос, проект федерального закона "О признании утратившими силу           
отдельных положений Федерального закона "О некоммерческих организациях" и       
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О                
некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской        
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.