Заседание № 137
20.12.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 377578-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2594 по 2927 из 9432
20-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций". Докладывает Алексей Евгеньевич Лихачёв, заместитель министра экономического развития. ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение выносится законопроект "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций". Соглашение было подписано в этом году, 15 апреля, в ходе визита Ислама Абдуганиевича Каримова в Москву, подписали его два министра - тогдашний министр экономического развития Российской Федерации и министр экономики Узбекистана. Прежде всего хотелось бы отметить, что Узбекистан является одним из важнейших партнёров России и в регионе, и в СНГ в целом, занимает второе место по товарообороту в Средней Азии, четвёртое место среди стран Содружества Независимых Государств. Россия традиционно занимает первое место практически по всем показателям инвестиционной и внешнеторговой деятельности для Узбекистана, заметно обгоняя Китайскую Народную Республику, следующего партнёра. Можно сказать, что есть отличительная черта в нашем товарообороте с Узбекистаном: это одна из немногих стран, где экспорт Российской Федерации крайне диверсифицирован, содержит большое количество товаров высокой степени переработки, продукции машинотехнической, металлургической и химической промышленности. И надо отметить, что практически ежегодно поставки Российской Федерации в Узбекистан растут. Также заметное количество предприятий с российским капиталом работает на территории Узбекистана: на 1 октября 2013 года зарегистрировано девятьсот два предприятия с участием российских резидентов, это около 25 процентов всех совместных предприятий в Узбекистане. Кроме того, открыто и зарегистрировано, аккредитовано сто два представительства и филиала российских компаний. Наибольший интерес к инвестиционной деятельности имеют такие обладающие соответствующими вложенными ресурсами компании, как "ЛУКОЙЛ", "Газпром", подразделения "ЕВРОЦЕМЕНТгруп", и ряд предприятий машиностроительного комплекса. Вы неоднократно в течение прошлого и этого года рассматривали подобные соглашения. Соглашение основано на типовом российском варианте, утверждённом постановлением правительства от 2001 года, и содержит все необходимые компоненты, ориентировано соответственно на создание правовых гарантий защиты интересов российских и узбекских инвесторов в процессе осуществления деятельности и составлено по зеркальному принципу. Ключевые составляющие этого соглашения - это принципы недискриминации, обеспечения режима наибольшего благоприятствования, ненационального режима, право стран проводить изъятия в интересах собственной экономики, выплата справедливой компенсации в случае национализации инвестиций. Предусмотрены также беспрепятственный перевод платежей, связанных с инвестициями, с территории государства-реципиента на территорию государства-инвестора и механизм разрешения споров. В международной практике он традиционно подразумевает три возможных подхода на выбор инвестора: компетентные органы страны, где осуществлены инвестиции, соответствующие юнситралские группы или вашингтонский центр рассмотрения инвестиционных споров в соответствии с вашингтонской лицензией. Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведёт к негативным финансово-экономическим последствиям. Документ согласован в Российской Федерации со всеми заинтересованными ведомствами, в частности с Министерством иностранных дел и Минфином, замечаний нет. Имеются соответствующие заключения Минюста и Института законодательного и сравнительного правоведения. Просим депутатов Государственной Думы поддержать проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Евгеньевич. Леонид Эдуардович Слуцкий. СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данное соглашение было подписано Российской Федерацией и Узбекистаном исходя из того, что взаимные инвестиции будут реально способствовать притоку капитала, развитию всестороннего торгово-экономического, научно-технического и промышленного сотрудничества между нашими странами. Узбекистан - важная страна на постсоветском пространстве, с ней необходимо наращивать сотрудничество, и прежде всего в экономической плоскости. Данное соглашение является фундаментальным для развития сотрудничества между нашими странами именно в экономической, деловой плоскости, оно является типовым. Комитет Государственной Думы по делам СНГ вместе с комитетом по экономической политике провели всесторонний анализ данного соглашения и поддерживают его ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Леонид Эдуардович, мы все понимаем, что инвестиции нужно защищать, взаимно защищать, всё же согласно известному выражению, политика является концентрированным выражением экономики. Вот скажите, а как развиваются отношения Российской Федерации с Узбекистаном в контексте евразийского проекта? СЛУЦКИЙ Л. Э. Дмитрий Иванович, спасибо за вопрос и спасибо за то, что все ваши вопросы лежат в плоскости евразийского сотрудничества. По первоисточнику, действительно, "политика есть концентрированное выражение экономики", и конечно, мы должны говорить о том, что развитие сотрудничества в торгово-экономическом плане положительно повлияет на сотрудничество в политической плоскости, но евразийский проект, Евразийский экономический союз, предусматривающий свободное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в рамках единого экономического пространства, в рамках общего рынка, - это прежде всего экономический проект, поэтому он и называется Евразийским экономическим союзом. В отношении Евразийской экономической комиссии, членства в Таможенном союзе можно отметить, что узбекские эксперты начиная с этого года участвуют в работе, они пока ещё, может быть, на дальних подступах, но думаю, что можно реально спрогнозировать, что этот интерес, пока скажем осторожно, будет усиливаться, и ратификация данного соглашения в высокой степени способствует этому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос Алексею Евгеньевичу. Алексей Евгеньевич, разрешены ли проблемы одного из крупнейших наших операторов связи, чьи активы как раз там, если верить СМИ, наглым образом были изъяты и чья деятельность была приостановлена? Кроме того, вы знаете, что в Узбекистане запрещена организация "Хизб ут-Тахрир", а у нас много мигрантов-узбеков, как раз её поддерживающих, и она даже, возможно, функционирует на нашей территории, и в то же время Узбекистан отказался от активного участия в ОДКБ. Каким образом это соглашение учитывает вот эти три аспекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вторая часть не относится к соглашению. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое, Николай Васильевич, за вопросы. Действительно, если позволите, начну со второй части. Нам всем известно решение Узбекистана, связанное с ОДКБ, но эти две темы не пересекаются никоим образом, и я в силу некоторых причин не могу дать комментарий по этому вопросу, хотя, конечно, определённое мнение на этот счёт имею. Теперь что касается вашего вопроса об "МТС", о той очень непростой для российского инвестора истории. Действительно был предъявлен иск к стопроцентной "дочке" "МТС" на сумму более миллиарда долларов США, предприятие объявило себя банкротом в январе текущего года, и сейчас происходит реализация имущества. Более того, параллельно с этим иском был возбуждён ряд уголовных дел, и руководители соответствующей структуры получили такие, в общем, заметные уголовные наказания. Пользуясь тем, что Узбекистан является членом Вашингтонской конвенции о защите прав инвесторов, головная компания "МТС" обратилась в соответствующую инстанцию - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров в Вашингтоне, и эти вопросы сейчас находятся на рассмотрении. Мы надеемся, что независимый международный арбитраж примет решение в соответствии с реальным положением дел. Надеемся на позитивный исход этой работы, хотя - это уже такая неофициальная информация - компания "МТС" весьма солидные цифры списала уже в убытки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Алексей Евгеньевич, вопрос у меня короткий и ещё два слова в качестве комментария. Вопрос: каков баланс взаимных инвестиций России и Узбекистана? Задаю этот вопрос ещё и потому, что приходится обдумывать два обстоятельства. Первое. В геополитическом смысле руководство Узбекистана ведёт себя расчётливо, как говорят, себе на уме, и порой это поведение противоречит общим интересам России и Узбекистана, оно далеко не такое, как у Белоруссии или Казахстана. И второе. Ну вот в самом худшем случае, если, скажем, их поведение по отношению к России приобретёт крайне негативный характер, что в этом соглашении можно будет скорректировать? Или мы на это вообще не оглядываемся? ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое. По первой части вашего вопроса. Нетрудно догадаться, что баланс инвестиций с точки зрения объёмов, конечно же, в пользу Российской Федерации. Вы, без сомнения, знаете, что наша официальная статистика не совсем точно показывает инвестиции. По данным официальной статистики, на сегодняшний день накоплено около 650 миллионов долларов российских инвестиций в экономику Узбекистана, из них около 550 миллионов - прямые инвестиции. По факту же только одни инвестиции "ЛУКОЙЛа" составляют где-то около 2 миллиардов 500 миллионов долларов, ну и "ЛУКОЙЛ" планирует как минимум их удвоение в среднесрочной перспективе, огромную инвестиционную активность демонстрируют "Газпром", предприятия связи, предприятия перерабатывающей промышленности. Что касается узбекских инвестиций в экономику России, то наша статистика показывает, что они на уровне 100 миллионов долларов, в основном это некрупные сельскохозяйственные предприятия, сфера обслуживания. Здесь баланс очевидно в нашу пользу, но это осознанная политика. И мы, естественно, будем активно участвовать в том числе и в таких крайне важных направлениях экономики Узбекистана, как геологоразведка, нефтепереработка, нефтехимическая промышленность. Вторая часть. Вот смотрите, этот вопрос немного с предыдущим вопросом коммутирует: будем ли мы как-то менять соглашение? Наверное, пока нет. Посмотрим, как мы в целом будем менять свои подходы к организации таких соглашений, - все необходимые для этого инструменты на сегодняшний день заложены. Но я всё-таки хотел бы позволить себе коснуться и предыдущего вопроса. Всё-таки в этом году, на мой взгляд, произошло некое серьёзное изменение в позиции Узбекистана в отношении и интеграционных объединений, и Российской Федерации. Вы знаете, что в 2011 году Узбекистан вышел из переговоров и не подписал Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ, - в этом году протокол о присоединении Узбекистана к этому договору подписан и будет вам представлен на ратификацию. В своё время Узбекистан вышел из переговоров стран - участниц ЕврАзЭС о многостороннем соглашении о защите капвложений - в этом году, вы знаете, мы быстро подписали и представили вам на ратификацию такой документ. И на мой взгляд, в последнее время в выступлениях руководителей Узбекистана содержатся объективные оценки, их даже можно назвать позитивными, евразийской интеграции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, фракция КПРФ. Я от фракции хотел бы выступить, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, мы считаем, что вопрос, который сейчас обсуждается, более чем важный, и прежде всего в том, что касается реализации ключевых задач, стоящих перед страной, а именно активной защиты наших внешнеэкономических интересов. Я хотел бы напомнить, что действительно, как сказал Валентин Степанович, Узбекистан - очень сложный партнёр: он выходил из ОДКБ и срывал евразийский интеграционный процесс, более десяти лет отказывался подписывать соответствующее соглашение о защите инвестиций, российских инвестиций. В этом году ситуация изменилась, но мы понимаем, что крайне важная задача на сегодняшний момент - это исключить увязку смены внутренних, внешнеполитических и военно-политических приоритетов Республики Узбекистан с нашими экономическими интересами. Я хотел бы напомнить, что наш комитет и фракция в целом посвятили несколько заседаний обсуждению этого вопроса, и вопрос, который поднимал Николай Васильевич, не должен остаться без ответа. Я хотел бы напомнить, что дочернее предприятие "МТС", стопроцентное, "Уздунробита" - это единственное российское предприятие, которое работало напрямую в Узбекистане, в отличие от других компаний, которые работали через более удобные юрисдикции, имеющие, кстати, двусторонние соглашения с Узбекистаном. Так вот, потери этой компании, её убытки составили более 2,5 миллиарда долларов: было конфисковано имущество, то есть это было вне правовых рамок, гендиректор - гражданин России был посажен в тюрьму, пошли массовые аресты, отключение сетей, как предполагает Федеральная антимонопольная служба России, в рейдерских интересах узбекских конкурентов. Соответственно, мы здесь ставим вопрос о том, чтобы подобного рода инциденты никогда впредь не происходили в наших отношениях, чтобы наши инвестиции были защищены. Мы считаем, что наиболее активно в этом вопросе сработал именно МИД, и необходимо в будущем - об этом справедливо вы сказали, Сергей Евгеньевич, в ходе рассмотрения известного постановления о защите наших внешнеэкономических интересов за рубежом, которое было принято в январе этого года, - чтобы все ветви власти, включая парламент России, в рамках межпарламентской дипломатии (здесь у нас серьёзная недоработка с Узбекистаном, кстати сказать) могли коллективно систематически работать во имя защиты наших экономических интересов, особенно государственных экономических интересов, прежде всего на пространстве СНГ. Мы считаем, что у наших экономических ведомств, прежде всего у Министерства экономического развития, имеющего разветвлённую сеть торгпредств, которые должны защищать наши торговые интересы, есть серьёзные резервы, как раньше говорили, в работе на этом векторе. Мы полагаем, что соглашение крайне важно и нужно хотя бы потому, что оно предусматривает гарантии защиты инвестиций, компенсации, необходимые в случае таких неправовых действий властей, и, наконец, возможность защиты наших экономических интересов не только в вашингтонском суде или в узбекском суде, но и в более справедливых судах, например в Басманном районном суде Москвы, которые могли бы принять не менее, а, может, более справедливые решения по подобного рода спорам... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ГАВРИЛОВ С. А. Позиция фракции КПРФ в этом вопросе последовательна, на наш взгляд, и вполне логична. Мы считаем, что партнёры, и как утверждает руководство Республики Узбекистан, стратегические партнёры, которыми мы являемся, должны иметь системные отношения, при этом должна быть гарантирована защита наших взаимных интересов, они не должны зависеть от внутриполитической конъюнктуры, от различного рода военно-политических изменений. Наши интересы должны быть свято защищены всеми ветвями власти - не только ФАС и Министерством экономического развития, но и всеми министерствами, всеми ветвями власти, включая Государственную Думу. И как пожелание. Наверное, нам следовало бы обратиться к вам, Сергей Евгеньевич, с тем чтобы наше межпарламентское сотрудничество с Республикой Узбекистан, которое, как вы знаете, находится в кризисном положении, начало развиваться, стало бы более активным. Как известно, депутаты в рамках общения с коллегами всегда ставят вопросы защиты наших национальных интересов в качестве приоритетных. Мы полагаем, что данное соглашение должно быть поддержано. Очень печально, что страна потратила на это десять лет, но я надеюсь, что в Республике Узбекистан - мы знаем, что сегодняшнее обсуждение внимательно отслеживается нашими соседями, - наши компании никогда впредь не будут подвергаться ни судебным, ни внесудебным преследованиям в угоду каким-либо заказным или рейдерским интересам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступает Олег Владимирович Лебедев. ЛЕБЕДЕВ О. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, во-первых, что касается предыдущего выступления, в целом я согласен, но хотел бы в первую очередь обратиться ко всем присутствующим в зале: мы обсуждаем конкретное соглашение, и поэтому призываю всех коллег выступать и делать свои заявления только в отношении непосредственно обсуждаемого вопроса. В данном случае обсуждается вопрос защиты взаимных инвестиций, и это соглашение - уже от фракции КПРФ задавали вопрос по поводу судьбы "МТС" - как раз и подразумевает, что после его ратификации интересы Российской Федерации - не только "МТС", а всех предприятий, которые работают на территории Узбекистана, - будут защищены. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7689 по 7706 из 9432
20-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 49 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.