Заседание № 4

25.01.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 377578-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения института саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов; внесён В. С. Плескачевским, В. Г. Драгановым, А. С. Стародубцем в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3636 по 3960 из 6141
Слушается в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и         
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей        
Анатольевич Гаврилов.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Анатольевич.                                                 
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Иван Иванович,            
уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на   
решение вопросов ключевой отрасли в области замены госрегулирования в форме     
лицензирования деятельности по проведению соответствующих работ в сфере         
экспертизы промышленной безопасности опасных объектов на режим                  
саморегулирования занятых в этом сегменте рынка субъектов хозяйственной         
деятельности.                                                                   
                                                                                
Хотел бы отметить сразу, особенно с учётом ранее высказанных замечаний наших    
коллег, что комитет принципиально занимает позицию по поддержке курса на        
модернизацию экономики, связанного с введением института саморегулирования,     
основанного на соответствующем положении Конституционного Суда 2005 года и      
административной реформе. При этом мы понимаем очевидные плюсы, которые несёт   
введение режима саморегулирования, - это повышение конкуренции, повышение       
качества, ответственности, снижение цен для потребителей услуг                  
саморегулируемых организаций. Однако должен заметить, что практика              
правоприменения, особенно в строительной отрасли, в последнее время выявила и   
ряд негативных факторов. И мы должны, безусловно, разворачивая сферу            
саморегулирования в других сегментах рынка, учитывать в том числе и             
негативный опыт, который уже имеется на сегодняшний день.                       
                                                                                
Итак, в рассматриваемом законопроекте, на наш взгляд, предпринята очень         
своевременная, но не совсем удачная попытка по введению института               
саморегулирования в сегменте экспертизы промбезопасности опасных объектов.      
Какие принципиальные недоработки, на наш взгляд? Прежде всего это отсутствие    
проработанного, стандартизированного, единого порядка приёма в члены            
саморегулируемой организации, отсутствие достаточного перечня оснований для     
прекращения членства или подтверждения членства членов саморегулируемой         
организации, а также серьёзнейшая вещь - отсутствие механизма по установлению   
существенных квалификационных требований к экспертам и специалистам, занятым    
в этом сегменте рынка. В совокупности неучёт данных обстоятельств, на наш       
взгляд, может привести к тому, что экспертизу в области промбезопасности        
будут проводить организации, по уровню квалификации специалистов и вследствие   
отсутствия сертифицированного оборудования не имеющие достаточного потенциала   
для обеспечения безопасности в столь чувствительных как в промышленном, так и   
в социальном аспекте вопросах.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, к сожалению, данный законопроект не содержит ограничений,    
касающихся участия аффилированных лиц в деятельности саморегулируемых           
организаций в сфере промбезопасности, также отсутствуют ограничения на          
участие лиц, которые входят в одну группу с организациями, занимающимися        
эксплуатацией объектов, относящихся к предмету ведения данного закона. Кроме    
того, к сожалению, авторами законопроекта, многие из которых были депутатами    
пятого созыва, не учтены и полномочия, детальное описание полномочий            
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять         
контроль в этой сфере деятельности.                                             
                                                                                
Все эти важные и существенные, на наш взгляд, недоработки не позволяют          
принять однозначное решение о рекомендации к принятию данного законопроекта.    
И это не только позиция комитета, это позиция и авторов законопроекта, с        
которыми нам удалось поработать уже в этом созыве, это позиция и экспертного    
сообщества - мы встретились с основными участниками, профучастниками рынка,     
которые разделяют наши опасения, - это позиция и правительства, как я уже       
сказал, которое подготовило отрицательное заключение на этот законопроект.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы считаем, что тема достаточно важна, поэтому необходимо    
дать возможность депутатам Государственной Думы с участием экспертов провести   
концептуальную доработку данного законопроекта, и для того, чтобы дать          
возможность для реализации этой инициативы, мы предлагаем отклонить данный      
законопроект. Поскольку эта тема волнует, как выяснилось, очень многих          
присутствующих депутатов, мы приглашаем вас к нашей совместной работе как в     
рамках заседаний комитета, так и в рамках экспертного совета Комитета по        
вопросам собственности.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, есть ли вопросы по докладу? Есть вопросы. Давайте запишемся.        
                                                                                
Прошу включить запись на вопросы.                                               
                                                                                
Пожалуйста, список покажите.                                                    
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов, прошу вас.                                            
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. У меня вопрос к докладчику.                                         
                                                                                
Вы в своём выступлении рекомендуете Государственной Думе отклонить указанный    
проект федерального закона, однако если мы посмотрим подборку документов к      
этому закону, то увидим, что ваши предшественники в комитете, наоборот,         
рекомендовали ранее его принять. Скажите, пожалуйста, с чем это связано -       
просто с течением времени ситуация поменялась или всё-таки с тем, что           
изменился состав комитета и у "ЕДИНОЙ РОССИИ" уже нет большинства в данном      
комитете?                                                                       
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемые коллеги, я думаю, это связано с тремя факторами.       
                                                                                
Вообще, конечно, практика - критерий истины, и есть практика правоприменения,   
в том числе в связи с деятельностью саморегулируемых организаций, которая, к    
сожалению, привела к появлению огромного числа фиктивных организаций - это      
было отмечено в выступлениях и президента, и первого вице-премьера Игоря        
Ивановича Шувалова, - и мы вынуждены с этим считаться. Это первое.              
                                                                                
Второе. Я должен сказать, что у нас на заседании комитета уже в новом созыве    
был принципиальный разговор с авторами законопроекта, и прежде всего с          
Виктором Семёновичем Плескачевским, который разделил наши опасения по этому     
вопросу.                                                                        
                                                                                
Ну и плюс ко всему мы считаем, что в таких чувствительных, крайне               
чувствительных для безопасности сферах, как промышленная безопасность особо     
опасных объектов, всё-таки следует ещё раз замерить, прежде чем окончательно    
резать. Есть вопросы, которые нужно дорабатывать, но с учётом того что авторы   
законопроекта не являются в настоящий момент депутатами, концептуальная         
доработка может проходить только в режиме перевнесения.                         
                                                                                
Мы согласовали нашу позицию с основными участниками - экспертными               
организациями, которые занимаются этими вопросами и в этой сфере существуют     
уже десятки лет, мы согласовали с ними нашу позицию. Позицию комитета           
поддерживают, как я сказал, и Правительство России, и фракции в основном, но    
в любом случае вам определяться голосованием. Я думаю, что в рамках             
обсуждения вы сможете высказать свою позицию.                                   
                                                                                
Мы считаем, что этот вопрос требует серьёзной, концептуальной доработки, хотя   
принципиально, в отличие, скажем, от позиции по иным законопроектам, мы         
являемся сторонниками расширения саморегулируемости, в том числе в этой         
достаточно чувствительной и такой социально значимой сфере.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич, присаживайтесь. Вопросов к   
вам больше нет пока.                                                            
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Давайте запишемся.                            
                                                                                
Прошу включить режим записи на выступления.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Афонский Владимир Игорьевич.                                                    
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Депутаты фракции "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" считают, что область экспертизы промышленной безопасности является      
очень социально чувствительной и чрезвычайно значимой с точки зрения            
обеспечения охраны здоровья и жизни граждан, и отказ от лицензирования в        
настоящий момент в указанной сфере деятельности требует крайне взвешенного      
подхода. Уверен, что все мы не хотим, чтобы в области экспертизы промышленной   
безопасности после поспешного и необдуманного перехода на саморегулирование     
сложилась ситуация, аналогичная той, которую мы сегодня получаем в              
строительстве. Иногда у нас действительно возникают здесь проблемы, хотя мы     
целиком и полностью разделяем мнение председателя комитета, что, вне всякого    
сомнения, саморегулирование нужно.                                              
                                                                                
Из доклада председателя комитета и официального отзыва правительства следует,   
что такие опасения небеспочвенны, концепция законопроекта требует серьёзной     
доработки. Эти аргументы не позволяют нам поддержать законопроект в первом      
чтении. Наша фракция выступает за ответственное саморегулирование, в этой       
связи, по мнению фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", законопроект целесообразно в          
представленной редакции отклонить, поддержав решение комитета, тем самым        
предоставив депутатам Государственной Думы нового созыва возможность для его    
доработки и подготовки новой редакции законопроекта, учитывающей замечания      
всех заинтересованных сторон.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Николаевич Свинцов, пожалуйста.                                          
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я, как член Комитета по вопросам собственности,              
внимательно изучил этот законопроект. И первое, что приходит в голову, что      
это диверсия. И достаточно широкая форма применения этого, потому что то, что   
предлагалось прежним составом комитета и теми депутатами, кто это вносил...     
видимо, работают на спецслужбы, вот как мы вчера видели, ряд депутатов от       
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" бегают по посольствам и продают информацию, неизвестно    
чем ещё там занимаются. Этот законопроект фактически уничтожает вообще любой    
контроль за промышленной безопасностью. Сегодня этим законопроектом - "О        
внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных     
производственных объектов..." - предлагается упразднить систему контроля        
Ростехнадзора и доверить эту систему независимым коммерческим организациям. А   
мы сегодня часто видим, как коммерческие организации, объединяясь в союзы, а    
также в рамках СРО, саморегулируемых организаций, преследуют не интересы        
народа или государства, а интересы сугубо конкретных физических или             
юридических лиц.                                                                
                                                                                
Давайте себе представим, что создана некая СРО, - её создают люди, и они        
могут быть аффилированы с рядом крупных собственников. Сегодня я вам приведу    
в пример такую компанию, как "СУ-155". Я сам живу в таком доме, в               
Красногорске, в Павшинской пойме. Этой компании на откуп была отдана огромная   
территория, и она занимается строительством полностью всего микрорайона. Она    
строит жильё, она строит детские сады, она строит дороги, она строит объекты    
инфраструктуры, в том числе и тепловые пункты, и другие объекты, которые тоже   
относятся к категории особо опасных, и там есть горнолыжный комплекс            
огромного размера. Если будут допущены и при строительстве, и при               
эксплуатации этого объекта существенные нарушения, то этот объект может         
просто упасть, потому что он стоит на огромных металлических ногах, и те        
люди, которые будут внутри, они погибнут. Этот объект стоит практически         
вплотную к жилым домам, значит, ещё будет уничтожено несколько жилых домов,     
многоквартирных, этажностью до тридцати этажей.                                 
                                                                                
Сегодня, когда предлагается такой законопроект на рассмотрение, депутаты        
Государственной Думы - основная масса из них уже бывшие, слава богу, -          
совершенно не понимают, что такие компании, как "СУ-155", в состоянии создать   
сотни организаций. Мы знаем, что сегодня для вступления в СРО, например по      
строительному вопросу, необходимо порядка пятидесяти или ста организаций,       
любая из которых должна внести порядка 300 тысяч рублей, если я не ошибаюсь.    
Соответственно, вся цена вопроса - это несколько миллионов рублей. И мы         
понимаем, что такая компания, как "СУ-155", имея огромные деньги, миллиарды,    
имея огромные заказы, в том числе и государственные, может себе позволить       
оформить десятки таких СРО, сотни таких организаций, которые якобы будут        
заниматься промышленной безопасностью.                                          
                                                                                
Я вам могу сказать по личному опыту, я приобретал свою квартиру в 2007 году,    
смог въехать только в прошлом году. Почему? Четыре года я за свой счёт          
ремонтировал весь подъезд, потому что те нарушения, те недостатки, которые      
были допущены в процессе строительства, я был вынужден ликвидировать за         
собственный счёт. Крыша текла до десятого этажа, постоянно ломались лифты. У    
меня дом стоит под углом, и это жилой дом. Мы понимаем, что те люди, которые    
принимали этот дом в эксплуатацию, были, по всей видимости, кем-то              
мотивированы, потому что никакой здравомыслящий человек не примет жилой дом в   
таком состоянии, где ничего не работает до сегодняшнего дня - год там живут     
люди, в том числе и я, депутат Государственной Думы, - где лифты ломаются       
каждый день. И ломаются лифты не потому, что их вандалы ломают, а потому, что   
они едут под углом почти в 45 градусов по своему туннелю, потому что дом        
стоит вот так - перепад в комнате 15 сантиметров по полу, то есть мы            
практически ходим по канату...                                                  
                                                                                
Те люди, которые вносят такие законопроекты, видимо, хотят полностью            
уничтожить страну. Когда речь идёт об особо опасных производственных            
объектах, мы понимаем, что это объекты химической промышленности, это крупные   
мосты, это крупные сооружения, такие как Останкинская телебашня. Те люди,       
которые будут заниматься потом надзором, контролем за эксплуатацией или         
строительством таких объектов, должны быть как минимум на службе государства,   
они должны как минимум иметь определённые навыки, иметь определённые базовые    
знания и иметь колоссальный опыт, они должны проходить суперсистему             
аккредитации, они должны иметь наилучшее образование. А сегодня мы знаем на     
примере и строительных СРО, и других, когда просто за деньги люди или           
организации туда вступают, и там фактически врач, или учитель, или любой        
сантехник может заниматься вопросами промышленной безопасности, а в настоящий   
момент строительными вопросами. А если будет принят такой закон, то будут       
заниматься этим у нас учителя, как в 17-м году кухарка могла управлять          
государством. Но если для того, чтобы управлять государством, можно,            
предположим, потратить какое-то время и чему-то научиться, то здесь, в сфере    
промышленной безопасности, один недосмотр - и будут огромные и человеческие,    
и финансовые потери.                                                            
                                                                                
Мы с вами можем вспомнить такие примеры, как Саяно-Шушенская ГЭС, все           
прекрасно помнят. Когда была проведена экспертиза, через некоторое время        
(изучали причины аварии) выяснилось, что на Саяно-Шушенской ГЭС, на этой        
турбине, был сначала небольшой шум в подшипниках этой турбины, впоследствии     
это был уже лёгкий стук. Тем не менее даже при условии, что сегодня все эти     
вопросы относятся к ведению Ростехнадзора, даже сейчас практически невозможно   
всё проконтролировать и навести порядок в этой отрасли. Мы прекрасно            
понимаем, что, когда будут десятки, может быть, сотни, а может быть, даже       
тысячи этих СРО, в которых будет десятки тысяч в том числе                      
организаций-однодневок или организаций, аффилированных с этими структурами, у   
нас вся страна превратится в сплошной катаклизм, в сплошную аварию.             
                                                                                
Мы видим сейчас такие проявления уже и в космической отрасли. Вот последний     
пример - наш спутник "Фобос-Грунт", который не долетел и, так сказать,          
фактически подтвердил предположения майя о конце света. Он практически попал    
в ту самую гору в Чили, но, слава богу, чуть-чуть отлетел. Если бы этого не     
произошло, как раз чилийцы с помощью нашего спутника, видимо, ощутили бы        
конец света.                                                                    
                                                                                
Как такие вещи могут происходить? Всё же очень просто, уже об этом много было   
сказано, и я просто лишь для тех, кто не знает, поясню. Была в своё время       
отменена система военного контроля за вот этими объектами, которые производят   
сейчас в том числе и независимые коммерческие организации. Ведь не секрет,      
что, для того чтобы иметь возможность работать на государство, предоставлять    
какие-то услуги... Раньше она называлась военно-космическая отрасль, и там      
была серьёзная система военного контроля, сейчас эта система отсутствует. В     
отрасли работают либо специалисты, которым уже далеко за шестьдесят, либо       
юные, которые только пришли после университета или, может быть, даже после      
техникума, не имеющие ни необходимых навыков, ни существенных, так сказать,     
перспектив развития, потому что вся образовательная, техническая сторона        
отрасли практически разрушена последними реформами.                             
                                                                                
Мы категорически против принятия такого закона. Этот закон полностью            
превратит нашу страну в постоянно клокочущий вулкан. И опять же последние       
события на верфях, где начали гореть подводные лодки, всё это подтверждают и    
об этом говорят.                                                                
                                                                                
Мы надеемся, что те законопроекты, которые вносит новая Госдума, будут          
направлены на созидание и приведут к большему порядку в нашей стране.           
Напоминаю, прошлый состав комитета поддержал эту инициативу. Поэтому хорошо,    
что сейчас благодаря жёсткой позиции ЛДПР, жёсткой позиции других               
оппозиционных партий мы предлагаем этот законопроект отклонить и вернуться к    
нему через достаточно длительное время, когда будут сформированы                
существенные, серьёзные, глубокие, внятные, понятные, проработанные и           
осмысленные регламенты, технические инструкции, когда всё это будет в такой     
стадии, когда действительно будут созданы СРО под надзором, серьёзным           
контролем. Мы в целом не против СРО - да, наверное, это международный опыт и    
это необходимо внедрять, но не огульно, не в наших, так скажем, условиях,       
срочно, когда это приводит к каждодневным серьёзным катастрофам на серьёзных,   
опасных промышленных объектах.                                                  
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Гарри Владимирович и Андрей Викторович отказались от выступления.               
                                                                                
Сергей Анатольевич Гаврилов, выступать будете?                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Не потому, что   
не могу молчать. Я хочу сказать, что я искренне благодарен за выступления.      
Более того, темы выступлений и Андрея Николаевича, и Владимира Игорьевича       
нашли своё отражение в нашем заключении, если вы его откроете, то увидите,      
что там всё это есть. Вопрос в другом. К вопросу промбезопасности мы            
обязательно вернёмся. Вопросы саморегулирования в области строительства - это   
смежная тема, и мы с Русских Алексеем Юрьевичем, может быть, проведём           
совместные слушания, и вы все сможете высказаться по этой проблематике.         
Фактов диверсионной деятельности в сфере экспертизы и промбезопасности в        
комитете нет, пока, может быть, но мы готовы учитывать, собирать всю вашу       
информацию, и в будущем, надеемся, всё-таки мы вернёмся к этой проблематике,    
может быть, в ходе осенней сессии.                                              
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, выносим законопроект на "час голосования".                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4872 по 4889 из 6141
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Голосуется в первом чтении.         
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0 %                                     
Проголосовало против          155 чел.34,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    155 чел.                                          
Не голосовало                 295 чел.65,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.