Заседание № 165
21.05.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 377504-5 "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 738 по 752 из 5854
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы приняли решение, что за три дня должны быть в базе документы, но 6-го и 7-го вопросов на 19 часов вчера не было. То есть вопросы нужные, но мы таким образом дискредитируем... И второе. Я всё-таки вас прошу, Борис Вячеславович, поручить, чтобы к протокольным поручениям относились не по общаковскому принципу. На прошлом заседании поднимался очень важный вопрос о том, что у нас "Трансмашхолдинг" принял решение и назначил пять заместителей директора - французов! Мы что, железную дорогу уже отдали французам? У нас будет закрыто пять градообразующих предприятий, в том числе остатки проектно-конструкторских, но первично принятое протокольное поручение потом по чьему-то желанию возвращается и отменяется. Это неправильно!
Фрагмент стенограммы:
Строки с 866 по 898 из 5854
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, 6-й и 7-й. Значит, 6-й и 7-й вопросы, это две ратификации. Островский Алексей Владимирович у нас будет содоклад делать, и мы договорились это всё провести одним вопросом - 6-й и 7-й вопросы. Вы считаете, что у нас недостаточно было времени, для того чтобы ознакомиться с этими материалами? Пожалуйста, Алексей Владимирович, прокомментируйте по 6-му и 7-му вопросу. Депутат Коломейцев считает, что мы недостаточно времени имели, чтобы ознакомиться с этими документами. Пожалуйста, включите микрофон. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, документы, внесённые президентом, прошли все процедуры по регламентным нормам Государственной Думы: комитет внимательно рассмотрел оба законопроекта, принял решение о необходимости ратификации, Совет Думы поддержал наше решение. На Совете Думы присутствовал представитель вашей фракции Сергей Николаевич Решульский, который не высказал возражений против рассмотрения данных вопросов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну что, давайте тогда поставим на голосование предложение Коломейцева. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не настаиваете, хорошо. Ваше замечание понятно. Значит, оставляем оба этих вопроса в повестке дня.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 916 по 938 из 5854
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Видит бог, не хотел вмешиваться, но поскольку Алексей Владимирович сослался на меня... Я не знаю, чем он слушает, я только на вчерашнем Совете потратил уйму времени, объясняя, что не надо менять методы, которые уже укоренились у нас, надо дать возможность депутатам работать с документами, чтобы они хоть осознанно голосовали. По тому, что Алексей Владимирович сказал, могу официально заявить, что документы о ратификации появились вчера в 21 час 09 минут на сайте Государственной Думы. Если за ночь четыреста или четыреста двадцать депутатов успели это прочитать, давайте будем голосовать. Наверное, их ратифицировать нужно, но ратифицируем кота в мешке, понимаете вы или нет? Так же нельзя работать, вообще-то, надо думать, что мы творим и чем это закончится в целом для страны, не для нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но тем не менее мы этот вопрос на голосование не ставим, мы оставили в повестке дня 6-й и 7-й вопросы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1782 по 2379 из 5854
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 6. О проекте федерального закона "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Константина Леонтьевича Чайки. Уважаемые коллеги, мы приняли решение рассматривать 6-й и 7-й вопросы одновременно, с одним докладом и с одним содокладом. Я зачитаю название 7-го: о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года". Пожалуйста, Константин Леонтьевич. ЧАЙКА К. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Представляю два законопроекта - "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза" и "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года". На основании Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 принят Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, неотъемлемой частью которого является сам Таможенный кодекс. Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года подписан 16 апреля 2010 года. Указанный протокол является неотъемлемой частью договора и вступает в силу одновременно с ним. В соответствии с решением Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 17 стороны до 1 июня 2010 года должны провести внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу указанных документов, а также до 1 июля 2010 года обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом. Этим же решением стороны определили, что Договор о Таможенном кодексе таможенного союза вступает в силу с 1 июля 2010 года при наличии информации депозитария о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу указанного договора. Кроме того, указанным решением утверждён план мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса, включающий разработку шестнадцати международных соглашений и семнадцати решений Комиссии таможенного союза. Целью договора и протокола является обеспечение таможенного регулирования на единой таможенной территории таможенного союза. Их положения содержат правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и подлежат ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". При подготовке данных международных актов стороны руководствовались принципами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) от 18 мая 1973 года. Поскольку договор и протокол неразрывно связаны между собой, они предлагаются к ратификации одновременно. В соответствии с договором положения Таможенного кодекса таможенного союза имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза. Кодексом определяется таможенное регулирование в рамках Евразийского экономического сообщества. Оно включает в себя правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Согласно кодексу таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, которое включает в себя настоящий кодекс, международные договора государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза, то есть в соответствии с национальными законодательствами. Товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между государствами - членами таможенного союза, не будут помещаться под таможенные процедуры импорта, что уменьшит финансовую нагрузку на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории таможенного союза. Положения Таможенного кодекса способствуют и созданию возможности широкого внедрения электронного декларирования товаров участниками внешнеэкономической деятельности. По сравнению с действующим Таможенным кодексом Российской Федерации изменён и понятийный аппарат. В соответствии с кодексом реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, ведут таможенные органы в порядке, установленном национальными законодательствами сторон. При этом Комиссия таможенного союза формирует общие реестры таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, а также обеспечивает их периодическую публикацию на своем официальном интернет-сайте. В дополнение к национальным вводится новый единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Условия включения объектов интеллектуальной собственности в данный реестр и порядок его введения определяются международным договором государств - членов таможенного союза. Хотелось бы особо отметить, что кодексом введён новый институт - уполномоченный экономический оператор, который является развитием имеющихся в действующем Таможенном кодексе Российской Федерации специальных упрощённых процедур. Лицо, получившее статус уполномоченного экономического оператора, может пользоваться следующими специальными упрощениями: временное хранение товаров и проведение таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров, в помещениях и на территориях уполномоченного экономического оператора; выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, то есть фактически предоставляется беспроцентная отсрочка платежа на срок от десяти до сорока дней; возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей. Предусмотрены широкие возможности для развития взаимодействия таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела посредством информационных технологий. Например, таможенный представитель может иметь доступ к информационным системам таможенных органов, используемым для автоматизированной обработки информации и электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей. Для включения в реестр снижены суммы предоставляемого обеспечения уплаты таможенных платежей для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела: для таможенных представителей - с 50 миллионов до 1 миллиона евро, то есть до 38 миллионов рублей, для таможенных перевозчиков - с 20 миллионов до 200 тысяч евро, то есть до 7,6 миллиона рублей, практически в три раза. Кодексом прямо не предусмотрено предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей для владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, однако закреплена возможность установления такого обеспечения в национальных законодательствах сторон. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров устанавливается равным сроку временного хранения, то есть до четырёх месяцев, в то время как в Таможенном кодексе Российской Федерации этот срок составляет всего лишь пятнадцать дней. Прямо не предусмотрена солидарная ответственность таможенного представителя и декларанта, как это установлено в Таможенном кодексе Российской Федерации, поскольку к этому не готовы другие стороны - Белоруссия и Казахстан. Тем не менее данная солидарная ответственность в Российской Федерации продолжит действовать. Белоруссия и Казахстан приняли на себя обязательство в течение одного года ввести такую же солидарную ответственность таможенного представителя и декларанта. Кодексом также расширен перечень форм таможенного контроля по сравнению с таможенным законодательством Российской Федерации, предусмотрены две дополнительные формы - это учёт товаров, находящихся под таможенным контролем, и проверка системы учёта товаров и отчётности по ним. Кроме того, кодексом реализованы длительное время рассматриваемые в Российской Федерации законодательные предложения, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности: устанавливается право таможенных органов приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включённых в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности. При создании таможенного союза возникла необходимость более тесного взаимодействия таможенных органов сторон. В связи с этим в кодекс включена глава о взаимной административной помощи таможенных органов на территории таможенного союза. С учётом всё возрастающего интенсивного товаропотока и необходимости оперативного обмена информацией, в том числе в целях сокращения времени на совершение таможенных операций, в кодексе заложено право предоставления заинтересованными лицами таможенным органам предварительной информации о товарах, а также возможность определения на уровне международного договора обязательного предоставления такой информации. Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза направлен на доработку кодекса по вопросам, окончательно не урегулированным сторонами на момент подписания самого договора, а также по вопросам, возникшим при подготовке международных договоров государств - членов таможенного союза и решений Комиссии таможенного союза. Протоколом предусмотрено внесение изменений в сто пятьдесят две статьи кодекса, направленных как на уточнение правовых норм технического характера, так и на сокращение срока выпуска товаров до одного рабочего дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации; на улучшение условий работы участников внешнеэкономической деятельности, в частности на снижение суммы обеспечения, предоставляемого уполномоченным экономическим оператором, если такой оператор осуществляет деятельность по производству товаров и (или) экспортирует товары, а также соответствует критериям, определённым Комиссией таможенного союза, с 1 миллиона евро до 150 тысяч евро; на установление возможности определения Комиссией таможенного союза областей рисков, чувствительных для всех государств - членов таможенного союза; на защиту рынка от недобросовестной конкуренции путём расширения перечня условно выпущенных товаров; на упрощение экспорта товаров высокой степени переработки, в частности на сокращение срока выпуска товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза, до четырёх часов, а также на установление закрытого сокращённого перечня документов при таможенном декларировании товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, помещаемых под таможенную процедуру экспорта. Установлены закрытый перечень оснований для исключения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, из соответствующих реестров и возможность приостановления их деятельности. Кроме того, в целях реализации положения Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 10 января 2000 года стороны включили в задачи таможенных органов обеспечение мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенные границы валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг, валютных ценностей. В соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии таможенного союза Республикой Казахстан в отношении ряда товаров в переходный период применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленный единый таможенный тариф таможенного союза. В целях недопущения их перемещения на территории России и Белоруссии на льготных условиях таким товарам придан статус условно выпущенных товаров. Ратификация договора и ратификация протокола не повлекут за собой необходимость внесения изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты. Реализация договора и протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведёт к сокращению его доходной части. Законопроекты прошли установленные внутригосударственные процедуры. Прошу поддержать указанные законопроекты и ратифицировать договор и протокол. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Леонтьевич, присаживайтесь. Алексей Владимирович Островский, председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, сделает содоклад по пунктам 6 и 7. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Ратификация представленных законопроектов имеет исключительное значение с точки зрения развития интеграционных процессов не только для Евразийского экономического сообщества, но и для всего постсоветского пространства. Роль Договора о Таможенном кодексе таможенного союза и протокола к нему трудно переоценить с точки зрения геоэкономики, поскольку они отвечают интересам национальной безопасности и сохранению хозяйственной целостности России, Белоруссии и Казахстана. Фактически они восполняют в значительной степени сложившийся на сегодняшний день дефицит интеграционных стимулов для наших государств. Как известно, первые шаги на пути к интеграции мы сделали, образовав Евразийское экономическое сообщество, которое за сравнительно короткий срок стало динамично развиваться. Вместе с тем современные экономические реалии требуют новых, инновационных путей развития, модернизации и диверсификации наших экономик. Создание таможенного союза не только позволит получить более ощутимые результаты производственной кооперации, но и будет стимулировать внутриотраслевую торговлю, и прежде всего благодаря свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в странах таможенного союза. В том числе снижаются издержки, связанные с потерей времени, средств и сил на преодоление торговых и таможенных процедур при пересечении границ. Создание общего рынка автоматически повышает конкурентоспособность всей нашей продукции на внутреннем рынке. За счёт расширения экономического пространства появляется возможность увеличить масштабы производства. В основном этот эффект, как известно, достигается за счёт роста обрабатывающей промышленности, поскольку именно она наиболее чувствительна к таможенным барьерам. Хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, что не только Россия, но и все государства таможенного союза от участия в этом интеграционном объединении получат достаточно весомый прирост экономической активности в ближайшие пять лет. Согласно расчётам по интегрированной модели межотраслевого баланса её прирост оценивается примерно в 15 процентов валового продукта. Ратификация Договора о Таможенном кодексе таможенного союза и протокола к нему входит в пакет решений о запуске работы таможенного союза. Таможенный кодекс вступит в силу с 1 июля текущего года, и это будет означать, что с этого дня Россия, Белоруссия и Казахстан будут представлять собой единую таможенную территорию со всеми вытекающими последствиями. Представленные на ратификацию документы прошли соответствующую экспертную оценку, и по ним была проведена необходимая работа не только в комитете Государственной Думы по делам СНГ, но и в комитетах Государственной Думы по бюджету и налогам и по экономической политике и предпринимательству. Все вышеперечисленные структуры полностью поддержали эти законопроекты и рекомендуют их ратифицировать. Просим поддержать наше решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Депутаты Селезнёв, Москалькова, Драганов - три руки, подводим черту. А, ещё депутат Тумусов - четыре. Депутат Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Константин Леонтьевич, Таможенный кодекс таможенного союза призван отменить пункты таможенного контроля на границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном. У Белоруссии и Казахстана, как известно, с Грузией установлен режим беспошлинной торговли. Как будет исключаться возможность проникновения в Россию через границы таможенного союза товаров, в отношении которых Россия ввела запрет на импорт в связи с массовой фальсификацией санитарных свидетельств и сертификатов качества? В первую очередь я говорю, конечно, о товарах из Грузии. И второе. В соответствии с кодексом сохраняется возможность применения национального таможенного законодательства в части, не урегулированной законодательством таможенного союза. Мы уже сейчас видим, как Белоруссия при каждом удобном случае пытается нам, так сказать, фигу из кармана показать. Насколько наш автопром будет защищён от белорусского... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. ЧАЙКА К. Л. Уважаемые коллеги, что касается вопросов беспошлинной торговли, которая существует между отдельными государствами СНГ, ЕврАзЭС, и двухсторонних соглашений, то они предусмотрены международным правом. Вместе с тем стороны - Российская Федерация, Казахстан и Белоруссия - договорились, что мы урегулируем не только единые требования по таможенным вопросам, но и единые требования к продукции, которая поступает из третьих стран, в том числе стран СНГ и ЕврАзЭС. И у нас сейчас уже разработана часть международных соглашений в рамках таможенного союза по ввозу продукции, контролю её ветеринарными службами, фитосанитарными службами и признанию единства сертификатов, лицензий, и они тоже вступят в силу с 1 июля 2010 года. Мы считаем, что эти единые требования позволят нам контролировать прохождение товаров из третьих стран. Что касается вопроса рисков, которые могут возникнуть после вступления в силу Таможенного кодекса, а также возможности применения национального законодательства, то здесь никаких больших проблем мы не видим, так как все нормы правоотношений по вопросам ввоза и вывоза товаров нам известны, мы их анализировали, и с принятием Таможенного кодекса, ратификацией его, а также протокола к нему мы многие вопросы будем в дальнейшем регулировать международными соглашениями. Что касается ввоза автомашин и нежелания, как вы сказали, белорусской стороны пойти на уступки Российской Федерации в части таможенных платежей, то мы можем сегодня проинформировать, что готовится трёхстороннее соглашение, которое называется: о ввозе физическими лицами товаров для личного пользования. В этом соглашении и будет определён размер той пошлины, которая будет установлена для физических лиц при ввозе транспортных средств. Кроме того, ряд вопросов будет урегулирован наднациональным таможенным органом - Комиссией таможенного союза. И мы считаем, что в любом случае в течение 2010 года многие вопросы мы с вами сможем урегулировать в рамках международных соглашений и в рамках Комиссии таможенного союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Москалькова Татьяна Николаевна, ваш вопрос. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Владимирович, к сожалению, приходится задавать вам вопрос на пленарном заседании, потому что в очередной раз у нас не состоялась дискуссия по этому очень важному вопросу в комитете и мы решали путём подписных листов. Мои вопросы, два вопроса. Первый: ратифицировали ли Казахстан и Белоруссия, если да, то имеются ли оговорки и заявления? И второй вопрос связан с механизмом разрешения споров, которые будут возникать между государствами, - где и как они будут разрешаться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо большое, Татьяна Николаевна. Официальный представитель президента хочет ответить на этот вопрос. ЧАЙКА К. Л. Уважаемая Татьяна Николаевна, информирую вас, что в самом договоре и в протоколе к договору указано, что никакие оговорки к этим договорам не допускаются, поэтому при ратификации этих соглашений мы ограничены рамками, которые определены этими соглашениями. Это первое. Второе. Ратифицированы ли эти договоры и протокол Казахстаном и Белоруссией? На сегодняшний день нас проинформировали, что ни Белоруссия, ни Казахстан ещё не ратифицировали, они находятся у них в парламентах, и по достигнутой договорённости мы с вами первыми ратифицируем эти документы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Константин Леонтьевич, у меня очень простой и короткий вопрос: в каком состоянии находится проект закона, который должен быть принят в развитие Таможенного кодекса, то, что относится к внутренним национальным процедурам? По-моему, он называется так: о таможенном регулировании. ЧАЙКА К. Л. Спасибо. Действительно, в договоре указано, что стороны должны привести в соответствие своё национальное законодательство до 1 июля 2010 года. Федеральная таможенная служба вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами разработала законопроект, который в рабочем порядке мы называем так: о таможенном регулировании в Российской Федерации. Данный законопроект разработан с целью реализации Таможенного кодекса таможенного союза, так как в нём предусмотрено около двухсот отсылочных норм к национальному законодательству, и все эти нормы прописаны в этом законопроекте. Это первое. Второе. Где находится этот проект закона? В настоящее время, точнее, 27 апреля текущего года данный законопроект был направлен в Аппарат Правительства Российской Федерации для его внесения в Государственную Думу. С учётом того, что в аппарате правительства решили его доработать, в настоящее время документ направлен в Минэкономразвития, поставлена задача в срочном порядке его доработать с учётом предложений других министерств, а также бизнес-сообщества и внести в правительство для дальнейшего прохождения в Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Тумусов, последний вопрос. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Константин Леонтьевич, президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая за модернизацию, прежде всего настаивает на повсеместном внедрении информационных технологий. Мы с вами понимаем, что эффективная реализация данного договора и протокола, да и деятельность в целом таможенного союза невозможны без внедрения передовых информационных технологий. Вы знаете, что я больше года слежу за вашим сотрудничеством с АО "Таможенная карта". Фирма разработала и внедрила всероссийскую банковскую систему уплаты бюджетных платежей с применением банковских карт. Система объединяет около ста банков, и около десяти лет она нормально и эффективно работала, но в последнее время начались сбои, причём в одной таможне работает, в другой не работает. Уважаемый Константин Леонтьевич, вы не могли бы назвать коренную, основную причину, почему идут сбои в этой системе? ЧАЙКА К. Л. Спасибо большое за вопросы, Федот Семёнович. Первый вопрос. Действительно, вопрос информатизации и использования современных технологий в таможенном деле для нас является приоритетом. Федеральная таможенная служба разработала и внедряет активно, мы считаем, данные технологии. На сегодняшний день более 60 процентов таможенных постов в Российской Федерации, которые вправе заниматься оформлением и декларированием товаров, могут осуществлять эту деятельность в электронном виде, и не просто в электронном виде, а с использованием системы Интернет, что упрощает деятельность не только таможенной службы, но прежде всего, конечно, и предпринимателей. Это первое. Второе. Что касается взаимоотношений и создания информационных баз в таможенном союзе, вопрос очень сложный, непростой в связи с тем, что каждая страна наработала свои технологии, наработала свои процедуры, и, к сожалению, многие вопросы на сегодняшний день нами пока ещё не расшиты. Особенно это касается взаимоотношений России и Казахстана, так как с Белоруссией у нас многие решения уже прописаны с учётом того, что мы формировали длительное время Союзное государство и в рамках союзной коллегии таможенных служб эти вопросы у нас как бы урегулированы, то есть будут существовать соответствующие проблемы во взаимоотношениях с Республикой Казахстан. Что касается вопроса введения информационных систем и платежей через банковские карты, мы поддерживаем эту систему. Вы знаете, она развивается давно уже в Федеральной таможенной службе. В прошлом году мы перешли на иную систему платежей. Это было связано с тем, что изменилось законодательство и мы теперь должны все средства перечислять сразу в казначейство. Эта программа была разработана, но так получилось, что её внедрение вызывает соответствующие проблемы. Мы считаем, что к концу первого полугодия все проблемы перечисления средств по банковским картам будут у нас решены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Есть две руки, у нас Драганов и Емельянов записались. Единственное, у нас осталось ровно десять минут. Я прошу тогда, Валерий Гаврилович и Михаил Васильевич, уложитесь каждый в четыре минуты. Получится, Валерий Гаврилович? Не получится. Тогда нам придётся переносить на послеобеденное время. Пожалуйста, Драганов. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, Константин Леонтьевич, представители правительства, президента! Чрезвычайно важные ратификации в последние месяцы мы обсуждаем, и, конечно же, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Более того, я не стану скрывать, скажу с этой трибуны, что фракция занимается этим вопросом не только в зале пленарных заседаний, но и в повседневной деятельности, поскольку мы уже в течение полутора лет следим, анализируем, как эта интеграция, которая подходит к своему пику, продвигается, а пиком является запуск реально действующего таможенного союза 1 июля. Я паузу делаю, вы мне добавьте потом время, пожалуйста, потому что я обращаюсь к представителю президента, а... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Тумусов, я прошу вас, не отвлекайте представителя президента, который должен слушать выступление. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - я в данном случае главным образом к представителям правительства обращаюсь - ждёт с 1 июля как минимум улучшения положения бизнеса в результате того, что по смыслу, концепции таможенного союза товары и капитал должны обращаться быстрее и менее обременительно. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также ожидает, что с 1 июля перемещения не только через внутренние границы, но и через внешние границы таможенного союза для людей - граждан наших стран будут менее обременительными и более приятными. Наконец, мы надеемся, что вопросы нетарифного регулирования, которое является неотъемлемой частью таможенной политики, внешнеторгового регулирования, которое тоже её неотъемлемая часть, вопросы, связанные с таможенной статистикой и специальной статистикой, вопросы, связанные с распределением платежей, будут решены таким образом, что ни бизнес, ни граждане не почувствуют это на своём кошельке, на своём настроении и на своём времени. Но мы в то же время понимаем, что требовать не только от таможенных служб, но и от любых администраций, участвующих в таможенном союзе, а таможенный союз - это не только и не столько таможенные службы, это все правовые отношения в экономике в основном, а также в гуманитарной и других сферах... Администрации наших стран по-разному совершенствовались и по-разному продвигались в сторону модернизации администрирования, и особенно в сторону создания надлежащей инфраструктуры. Поэтому, уважаемый Константин Леонтьевич, наша фракция ожидает, что на внешних границах таможенного союза будет создана инфраструктура, позволяющая осуществлять оформление, опираясь скорее на институт управления рисками, а не заниматься сплошным досмотром, как это в некоторых администрациях взаимодействующих таможенных служб происходит (не буду называть эти страны). Мы надеемся, что наконец электронное декларирование будет реально воплощено в жизнь. Осенью, когда премьер-министр Владимир Путин (кстати, лидер нашей партии) посетил одну из таможен, ему было доложено о том, как гладко идёт электронное декларирование, но я позволю себе с этой трибуны сказать, что уровень электронного декларирования едва ли достигает 13-15 процентов, если не прав, вы тут же меня остановите. Мы очень надеемся, что администрации служб с 1 июля откажутся от порочной практики подмены законов прямого действия подзаконными актами, я цитирую руководителя Контрольного управления президента страны. В своём докладе Дмитрий Анатольевич отметил накопившиеся свыше семи тысяч (если я цифру называю неправильно, вы меня поправьте, Константин Леонтьевич) инструкций, которые практически напрямую дезавуировали ряд норм прямого действия и сделали Таможенный кодекс трудновыполнимым. Наконец, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" очень надеется, что договаривающиеся страны и их администрации позаботятся о том, чтобы кадровый состав, персонал, офицеры таможенной службы действовали по единым правилам, по единым процедурам и по единым инструкциям, особенно при взаимоотношениях с теми, кого в обиходе называют подконтрольными лицами - очень неудачное, такое атавистическое, будем говорить, название, речь идёт, конечно, о гражданах, - и особенно с представителями бизнеса, которые должны пройти границу мгновенно, а не задерживаться там. И конечно же, мы надеемся, что всякого рода меры по дебюрократизации таможенной сферы будут применены всеми странами одинаково и на стадии постконтроля претензии будут предъявляться и вопросы будут задаваться в отношении конкретных субъектов, юридических или физических лиц, правомерно, только в том случае, если есть основания полагать, что готовится преступление или уже совершено такое преступление. И наконец, мы просим вас ещё раз пристально обратить внимание на киотское генеральное соглашение, которое является основой всех процедур, и привести в полное соответствие с этими процедурами внутринациональные процедуры. Это очень важно для того, чтобы теперь уже иностранные инвесторы, иностранные перевозчики, импортёры и экспортёры, и особенно те, кто связывает свою деятельность в бизнесе с нашими экономиками, были спокойны относительно предсказуемости законодательства. Непредсказуемое законодательство сегодня становится ахиллесовой пятой стран - участниц таможенного союза. Мы в нашей фракции уверены, что вы об этом тоже думаете, ибо без инвестиций, в том числе иностранных инвестиций, модернизировать наши экономики невозможно. И последнее. Мы уверены и хотели бы почувствовать с 1 июля, что очень важные таможенные и иные экономические режимы, являющиеся одной из важнейших частей стимулирования экономики, будут не только внедрены, но и активно реализованы как экономические стимуляторы, поскольку в последние годы ни в одной из стран эти режимы не сработали против ожидания. Они должны стимулировать экономику, они должны создавать новые мотивы для экономики, и они должны поднимать уровень мотивации активного населения наших стран. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в качестве просьбы перечисляет эти вопросы, но в то же время вы должны понимать, что эти вопросы останутся в поле нашего внимания, и мы надеемся, что вы к этому прислушаетесь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас осталась одна минута, и я к вам обращаюсь: мы можем сейчас заслушать выступление депутата Емельянова, он две минуты просит, и проголосовать этот вопрос, а потом объявить перерыв. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, у нас там... Мы тогда просто завершим рассмотрение этого вопроса, а "час голосования" объявим потом, после перерыва. Давайте дадим возможность выступить Емельянову, две минуты человек просит. Ещё у нас, кстати, время не вышло. Пожалуйста, депутат Емельянов. С места. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ну совсем немного, может быть одну минуту. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает ратификацию этого договора, мы понимаем его значение, его экономическую важность, поскольку чем больше рынок, тем эффективнее работают наши предприятия, и политическую важность, мы приветствуем любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Только одну озабоченность хотели бы мы высказать нашим коллегам. К сожалению, при создании таможенного союза наблюдаются факты снижения уровня защиты наших предприятий. Например, в декабре были снижены, обнулены таможенные пошлины на бытовую технику, причём на ту бытовую технику, которую вполне возможно было производить и у нас. А ежегодный импорт бытовой техники - это миллиарды долларов, которые уходят из страны. Сейчас ведётся активная дискуссия по поводу снижения таможенных пошлин, их обнуления, на наши самолёты. Но какой смысл тогда был создавать всю эту громоздкую ОАК, если у нас не будет сбыта для наших самолётов? Ратифицируемый договор о Таможенном кодексе содержит определённые механизмы по защите наших предприятий в том случае, если у наших соседей пошлины ниже, но в то же время там есть все те лазейки, которые были в российском законодательстве, для обхода таможенных пошлин - и операционный лизинг, и внесение в уставный капитал и так далее, и так далее. Ведь если посмотреть авиатехнику, то мы увидим, что большинство самолётов у нас не куплено, а ввезено на территорию России по каким-то вот таким временным схемам. В результате вроде бы у нас таможенно-тарифная защита авиапрома высокая, а на деле мы уже давно летаем на импортных самолётах, причём не самого лучшего качества... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте для завершения время. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Единственное наше пожелание вам: более внимательно отслеживать эти процессы и более жёстко стоять на позициях защиты интересов наших производителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выносим данные законопроекты на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2487 по 2521 из 5854
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 52 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Результат: принято Принято. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 28 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7% Результат: принято Принято.