Заседание № 14
24.03.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 377328-3 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (о предоставлении возможности отклонения от средней нормы представительства избирателей на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 497 по 499 из 5990
11-й вопрос. Член Совета Федерации Владимир Николаевич Бавлов просит зафиксировать время для его доклада: 13 часов 30 минут.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 734 по 736 из 5990
просьба вопрос 11 рассмотреть в фиксированное время, в 13.30. Нет возражений? Нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3869 по 4055 из 5990
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Иванович, мы зафиксировали на 13.30 пункт 11, поэтому мы тогда должны будем отменить свое решение. Мы сейчас будем рассматривать законопроект, о котором доложит член Совета Федерации, - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Народный Хурал Республики Бурятия доверил представлять законопроект члену Совета Федерации Владимиру Николаевичу Бавлову. Пожалуйста. БАВЛОВ В. Н., член Совета Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в статье 18, пункте 4, предусматривается возможность при образовании одномандатных округов изменить среднюю норму представительства по числу избирателей на один депутатский мандат на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов России, но только не выше 40 процентов. В реальной жизни часто невозможно соблюсти эту норму закона. Может быть, крайним примером здесь служит Республика Бурятия, в составе которой есть два национальных района, где компактно проживают эвенки и сойоты. Их численность примерно по 2 тысячи человек, а средняя норма представительства в одномандатных округах составляет примерно 20 тысяч избирателей на один мандат. Аналогичные примеры есть и в других субъектах России. Все вы прекрасно понимаете, что увеличивать количество избирательных округов в десять раз нецелесообразно, и никто не будет этого делать, поэтому налицо ущемление конституционных прав коренных малочисленных народов России. Законодательная инициатива Народного Хурала Республики Бурятия очень проста, предлагается дать право субъекту Российской Федерации самостоятельно устанавливать предел допустимого отклонения от средней нормы представительства избирателей на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов России. Субъект Федерации имеет право определять своим законом административные территории компактного проживания коренных малочисленных народов, и было бы логично дать субъекту право устанавливать и нормы представительства. Это позволило бы избежать противоречий с федеральным законодательством и защитить права национальных меньшинств. К сожалению, данная инициатива не нашла поддержки ни в профильном комитете, ни в правительстве, поэтому я ожидаю, конечно, отрицательный результат вашего голосования, но прошу при голосовании все-таки учесть, что проблема эта есть, она существует, и хотя бы каким-то количеством голосов покажите, что эта проблема существует и ее надо как-то решать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Владимир Николаевич. Если будут вопросы, вы тогда из ложи правительства ответите. А содоклад по данному законопроекту сделает председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Плигин Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Согласно данным переписи, - я просто хочу уточнить своего коллегу - в Окинском районе компактно проживает 1 870 сойотов и в Баунтовском эвенкийском районе - 678 эвенков. Теперь по существу законопроекта. На рассмотрение Государственной Думы в первом чтении предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Проект указанного закона был рассмотрен комитетом 4 марта 2004 года. Данный законопроект, как было уже сказано, предлагает предоставить субъекту Российской Федерации право самостоятельно устанавливать предел допустимого отклонения от средней нормы представительства избирателей на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов. В действующей редакции пункта 4 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится требование при образовании одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов соблюдать равенство округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы их представительства. На определенных законом, подчеркиваю, субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допускается возможность отклонения от данной нормы до 40 процентов (подпункт "б" пункта 4). Комитет отмечает несоответствие предлагаемого законопроектом изменения пункту "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой регулирование прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных, отнесено к ведению Российской Федерации. В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав..." в надлежащем объеме, с нашей точки зрения, реализовано положение статьи 69 Конституции Российской Федерации, гарантирующей права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Таким образом, комитет предлагает, рекомендует Государственной Думе указанный законопроект отклонить. Для сведения: права народов, мы полагаем, достаточно детально защищены статьями 68 и 69 Конституции Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Пока не уходите. Может быть, есть вопросы у наших депутатов по данному законопроекту? Есть вопрос у Кузнецова Виктора Егоровича. Пожалуйста, Виктор Егорович, говорите сразу, к кому вопрос. КУЗНЕЦОВ В. Е. К Плигину. Подскажите, пожалуйста: вообще говоря, избирательное право - это по статье 72 Конституции предмет совместного ведения, и мы в этой части имеем или не имеем возможность доверить субъекту Российской Федерации устанавливать вот эти границы? Потому что если вы ссылаетесь на статью 69 Конституции, то вроде всё мы учли, а на самом деле это наше совместное право. Вправе субъект эти вопросы решать или не вправе? Почему мы всё себе забрали? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. В данной ситуации речь идет о регулировании прав и свобод граждан, поэтому позволю себе с вами не согласиться: регулирование прав и свобод граждан устанавливается статьей 71 Конституции Российской Федерации, в пункте "в" которой говорится о том, что "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств" относятся к исключительному ведению Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы, коллеги? Решульский Сергей Николаевич, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. Все-таки как же решать проблему выдвижения представителей коренных малочисленных народов в законодательные (представительные) органы власти, если не принимать такую норму, которую предлагают авторы законодательной инициативы? Ведь ссылаясь и на статью 69, и на статью 71, вы правильно делаете, но там четко и ясно сказано, в той же статье 71: регулирование и защита прав коренных малочисленных народов. Как решать, каким образом, если не принимать такую норму? ПЛИГИН В. Н. Сергей Николаевич, спасибо за вопрос. Видимо, для решения этого вопроса необходимо будет рассуждать о различных уровнях организации органов законодательной власти. В данной ситуации мы говорим о федеральном уровне законодательной власти, поэтому я допускаю, что установление излишних... скажем так, излишнее снижение нормы для, допустим, выборов в Государственную Думу нецелесообразно. Следующий момент. Теперь другое решение вопроса, если мы говорим об уровне законодательной власти субъекта Российской Федерации: в том числе в тех материалах, которые были розданы депутатам, указывается, что субъект Российской Федерации сам имеет право установить порядок организации власти в субъекте Российской Федерации. И в этом плане, в частности, содержится предложение о возможном создании двухпалатных органов законодательной власти субъекта Российской Федерации и об особом порядке организации одной из палат данного органа государственной власти. В то же время, если мы будем двигаться в направлении бесконечного уменьшения нормы в случае выборов в федеральные органы законодательной власти, я думаю, что мы можем дойти до некого... Извините, постоянно просится слово "абсурд", но я хочу исключить это слово все-таки. То есть, значит, не до абсурда, но мы можем дойти до невозможности формирования, я бы так сказал. Поэтому вот на уровне субъекта проблема организации законодательной власти в субъекте Российской Федерации, я думаю, может быть решена. При решении вопроса о формировании законодательных органов власти в Российской Федерации существуют достаточные гарантии, которые определены действующим законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас еще есть вопрос депутата Кондаурова, но я хотела бы с вами посоветоваться. Есть ли у нас желающие выступить по данному законопроекту? Будут, да? Тогда задает вопрос депутат Кондауров, и мы потом решаем, продлеваем ли мы рассмотрение до окончания этого вопроса либо объявляем перерыв. Пожалуйста, депутат Кондауров, ваш вопрос. КОНДАУРОВ А. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Собственно, Сергей Николаевич уже как бы упредил мой вопрос, но тем не менее. Владимир Николаевич, а вот все-таки проблема-то остается или не остается, если мы сейчас снесем этот закон? ПЛИГИН В. Н. Алексей Петрович, я считаю, что в этих рамках, в рамках избирательного законодательства проблемы не существует. Проблема гарантий прав малочисленных народов действительно крайне болезненная, крайне важная проблема, но эта проблема должна решаться в области гуманитарной - в части сохранения родного языка, создания условий для сохранения национальной культуры малочисленных народов. Поэтому избирательное законодательство для решения данной проблемы имеет факультативный характер по сравнению с тем законодательством, которое должно приниматься в области сохранения культуры и создания возможностей для развития народов, для развития малочисленных народов, сохранения своего, если хотите, исторического наследия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Вопросы закончились. Я просила бы вас тогда записаться на выступления, и потом мы с вами примем решение. Запишитесь, пожалуйста, на выступления. Садитесь, Владимир Николаевич. Покажите, пожалуйста, список. Три человека. Коллеги, будем ли продлевать время для рассмотрения закона?
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4090 по 4393 из 5990
Продолжаем рассмотрение 11-го вопроса. У нас записались на выступление три депутата. Пожалуйста, включите микрофон Сергею Николаевичу Решульскому. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, при рассмотрении данного вопроса в первой его части у меня сложилось впечатление, что мы неправильно расставили акценты при рассмотрении законодательной инициативы. Это прозвучало, скажем так, и в докладе председателя комитета, и в ответах на вопросы. Мы больше уделили внимания формированию федерального органа госвласти, законодательного (представительного) органа, Государственной Думы, тем самым подменили суть концепции законопроекта, предлагаемого уважаемым нами Владимиром Николаевичем и, правильнее говоря, Народным Хуралом Республики Бурятия. Ведь речь в самом законопроекте, в самом предложении идет о формировании законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Скажу вам прямо, что это очень актуальный вопрос для многонациональных наших субъектов, особенно национальных республик, да и краев, и областей, где проживают коренные малочисленные народы и народности. Сошлюсь на конкретный пример. Ровно год назад в этом же зале мы вынуждены были принимать поправку к этому закону, к этой статье, именно в такой редакции, почти в такой редакции, как предлагает Народный Хурал Республики Бурятия. Мы это делали, вы помните, в преддверии выборов в Народное Собрание Республики Дагестан, республики очень многонациональной, там более тридцати только коренных народов и народностей проживает. Для того чтобы сохранить представительство каждого коренного малочисленного народа в законодательном органе республики, мы были вынуждены принимать именно такую поправку. Это действительно прецедент, наверное, в нашей депутатской деятельности. Мне приходилось тогда активно работать по данному закону. Хочу напомнить, что с активным и конструктивным участием представителя Президента Российской Федерации Котенкова Александра Алексеевича мы подготовили эту поправку в течение недели и здесь большинством, почти в четыреста голосов (мои коллеги, наверное, это подтвердят, поскольку вся Дума прошлого состава участвовала в принятии этого закона), такую поправку приняли, однако ограничили ее действие временными рамками. Эта поправка действовала в течение двух месяцев, только на время проведения выборов в Республике Дагестан в Народное Собрание - законодательный орган Республики Дагестан. Если поднять стенограмму и посмотреть ее внимательно, то уже в то время наши товарищи задавали вопросы: а что же будет дальше, как будут развиваться события в других субъектах Федерации, которые столкнутся именно с этой проблемой? Вот как раз и первый, как говорится, ответ на эти вопросы: Республика Бурятия, насколько я понимаю, сталкивается именно с этой проблемой. Идет ли здесь речь о каких-то исключительных, скажем так, привилегиях и льготах для коренных малочисленных народов? Я считаю, что ни в коем случае это здесь не наблюдается, просто мы, проводя национальную политику в рамках Российской Федерации, ни в коей степени, тем более в нынешнее время, не можем отбросить, так скажем, пожелания представителей этих народов и народностей делегировать своих представителей в состав законодательных (представительных) органов субъектов Федерации (еще раз подчеркиваю: законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, речь не идет о федеральном уровне), не можем лишить их этого права. Иначе получится таким образом, что в депутатском составе этих органов у нас будут представлены в основном люди двух-трех, ну максимум четырех национальностей, в то время как те народности, представители которых веками компактно проживают в той или другой местности, никогда своего представителя в законодательном органе иметь не будут. Поэтому, ссылаясь на тот пример годичной давности, который не привел ни к каким, я скажу, потрясениям или возражениям со стороны других народов, проживающих в этой республике (я имею в виду Республику Дагестан), а только приветствовалась такая поправка, решение Государственной Думы, а дальше Совета Федерации и президента, я бы предложил все-таки принять в первом чтении предлагаемый законопроект. Если там будут какие-то шероховатости, можно доработать ко второму чтению. Еще раз подчеркиваю: ГПУ администрации президента, сам представитель президента Котенков Александр Алексеевич в курсе этих вопросов, и они хорошо, я считаю, и очень плодотворно в тот период помогли юридически доработать ту поправку. Она не очень сильно отличается от предложенной. Я имею в виду, что ко второму чтению совместно с авторами законодательной инициативы ее можно было бы доработать и расширить рамки для того, чтобы кандидаты от коренных малочисленных народов имели возможность действительно не декларативную, а реальную представлять интересы этих народов и народностей в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации. Я предлагаю поддержать в первом чтении данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Попову Сергею Алексеевичу. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, вот моя точка зрения прямо противоположная точке зрения Сергея Николаевича Решульского. Я считаю, что этот законопроект ни в коем случае нельзя принимать, и вот почему. Ну, прежде всего я скажу, почему мы по поводу Дагестана приняли в том созыве закон. А потому, что ситуация была доведена до критической крайности и нужно было хоть что-то делать. Вот именно потому мы приняли закон на два месяца - надо было сделать хоть что-то, потому что иначе там были бы разного сорта неприятности. На самом деле то, что называется электоральной географией, а именно распределение округов, определение размеров округов, - это вещь чрезвычайно тонкая, и этим часто пользуются, для того чтобы исказить выбор граждан. Примерно так же, как, скажем, в соседних государствах - Эстонии, особенно Латвии... в Латвии, где русских было больше, чем латышей, почему-то в парламенте оказалось латышей намного больше. Почему? А сделали очень просто: были сельские округа, в сельской местности, где жило больше эстонцев или латышей, - там сделали маленькие округа и округов стало много, а были городские округа, где жило русское население, - там сделали округа большие и, соответственно, депутатов избирали немного. Вот это то самое отклонение от нормы! И я абсолютно уверен, что если мы в данный момент примем представленный законопроект, то это приведет в дальнейшем к нарушению прав граждан именно в том плане, что волеизъявление будет искажаться. Здесь нельзя ни в коем случае никакой трещины даже создавать. А заслуживает ли внимания та проблема, которую ставит Народный Хурал Бурятии? Да, безусловно, заслуживает. Эту проблему нужно решать, точно так же, как ее нужно было решать и в Дагестане. Только одна беда-то - что решать нужно не таким образом, а именно тем методом, о котором говорил Владимир Николаевич Плигин. Никто не мешает структуру власти организовать таким образом, чтобы учитывать мнение коренных народов, ровно так же, как никто не мешал и в Дагестане установить структуру власти, учитывая все национальные особенности, которые там есть. Другое дело, что, может быть, юридического опыта нет или политической воли в данных республиках, а если и пытаются что-то сделать, то только путем изменения избирательного законодательства. И если мы на федеральном уровне хотим каким-то образом этот вопрос отрегулировать, то это тоже вероятно. Можно установить какие-то ограничения, касающиеся формирования структуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом вот этих национальных особенностей, только опять же не в законе о выборах, а в совершенно другом законе. Намерения Народного Хурала, безусловно, благие, и они решают не надуманную проблему, а ту, которая в действительности есть, но только вот такими методами ее решать нельзя, категорически нельзя. Поэтому я призываю всех голосовать против этого закона, а решить эту проблему впоследствии можно другими средствами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Точно с такой же категоричностью могу заявить, что предыдущий выступающий, видимо, часто решает государственные задачи на белом листе карандашом. Вот когда вы это положите на карту, да еще с учетом того населения, то вы увидите, что там не только национальная проблема - там проблема отдаленных территорий с малочисленным населением. Вы возьмите любую русскую область, нашу вот, Новосибирскую. Мне приходилось делить вот эти вот самые округа. Ну хорошо, что это еще областной уровень власти, а что делать на районном уровне власти? Ведь проявляется тенденция, когда чем меньше населенный пункт, чем дальше этот населенный пункт, чем тяжелее условия жизни людей, тем меньше шансов у этой части населения быть представленной в каком-нибудь законодательном (представительном) органе и решать свои проблемы. И это только благодаря вот этой глупой, совершенно глупой арифметике, которую, кстати, не смогли соблюсти и на федеральном уровне. Ведь у нас в Государственной Думе представлены не равные округа с населением от тридцати до пятисот тысяч. Не решена эта проблема в государстве. Тогда зачем мы об этом говорим?! И я не согласен здесь с Плигиным Владимиром Николаевичем: вот, дескать, это федеральный уровень. Не решили мы ее здесь, мы и здесь разделили по национальным округам. Но в территориях эта проблема значительно сложнее, ведь приходится для того, чтобы в районном звене, где местное самоуправление, сформировать вот эти самые округа, по полдеревне относить к районному избирательному округу: полдеревни голосует за одного депутата и полдеревни за другого и так далее. А что делать? У нас сегодня в законодательном собрании представляет два-три района и плюс еще несколько населенных пунктов из четвертого района один депутат. А там ведь, между прочим, в нашем законе, заложен и территориальный принцип, и он почему-то подложен вниз, этот самый принцип. И когда мы не доверяем, говорим, что там, в областях, в краях, в республиках, не умеют или не знают, как сформировать органы государственной власти, органы местного самоуправления, - ну вы извините... Мы считаем, что мы здесь, наверное, самые умные, самые заботливые, но на самом деле всё происходит с точностью до наоборот. Надо передавать это право субъектам Российской Федерации по полной, дать возможность в своих законах это устанавливать, но, может быть, ввести ограничения. Мы вносили свои поправки еще к предыдущему закону, но, как правило, Государственная Дума ничего не принимает. Но механизм есть, и я бы предложил сегодня принять этот законопроект в первом чтении, с тем чтобы начать работать по-настоящему над этой проблемой. А принцип заложен правильный: надо передать полномочия по решению этих проблем субъектам Российской Федерации, даже на уровень местного самоуправления. Не глупее там люди, они сумеют решить эту проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить представителю правительства и представителю президента? Пожалуйста, Котенков Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Ну всё современное российское избирательное законодательство исходит прежде всего из конституционного положения о равноправии граждан независимо от национальности, вероисповедания и иных признаков. Именно поэтому законодатель стремится максимально приблизить численность избирательных округов... сделать всё справедливо. Допускаются в силу некоторых территориальных различий субъектов Российской Федерации определенные отклонения, но допускать беспредельное увеличение этого отклонения и есть как раз нарушение конституционного равноправия граждан независимо от национальной принадлежности. В Конституции гарантируются гражданам равные права, в том числе равные избирательные права. Вот Сергей Николаевич, на мой взгляд, не совсем удачно или не совсем точно воспроизвел ситуацию с принятием в этом зале год назад соответствующих поправок в избирательное законодательство, относящихся именно к выборам в Дагестане. Действительно, это была разовая поправка, которая действовала в прошлом году только два месяца. Мы рассчитали, что в этот период выборы будут проводиться только в Дагестане, следовательно, через два месяца, с 1 июля, она прекратит свое действие и не будет распространена на другие субъекты Федерации. Я не буду сейчас возвращаться к политической ситуации в Дагестане, которая вынудила нас пойти на это отступление, но вот почему она прекратила свое действие с 1 июля? Потому что была достигнута договоренность и понимание того, что эта проблема политическая и решаться она должна через представительство, через избрание, как вы помните, теперь половины состава законодательных органов по пропорциональной системе по партийным спискам. И в этом случае каждая политическая партия, выдвигая свой список кандидатов в законодательный орган субъекта Федерации, будет учитывать интересы и национальный состав субъекта Федерации, будет включать представителей малочисленных народов в список своей партии, если эта партия считает, что там необходимо их присутствие. И тогда Сергей Николаевич согласился с этим и сказал, что, конечно, тогда это будет регулироваться политическими методами и тем самым будет острота вопроса снята. Поэтому, я думаю, не совсем правильно сейчас говорить, что мы тогда допустили ошибку, сделав эту норму временной. Уважаемые депутаты, чтобы не отвлекать ваше время длительным выступлением, я хочу сказать следующее. Первое. Это будет нарушением конституционного равноправия граждан, если мы сделаем так, что у одного депутата будет 600 избирателей, а у другого 20 тысяч избирателей. Второе. Проблема эта решается политическим путем через пропорциональный принцип избрания депутатов в законодательные органы по партийным спискам. И третье. Совершенно правильно здесь отвечал депутат Плигин, что эта проблема решается уставами или конституциями субъектов Федерации через устройство двухпалатных законодательных органов, одна из палат которых может формироваться именно по административно-территориальному и национально-территориальному признаку. Ведь поймите, можно и таким образом ввести представительство от национального субъекта, то есть от административной единицы или национального муниципального образования, наше законодательство допускает и такие образования. Но если мы говорим, что необходимо представлять все народы, проживающие в том или ином субъекте Федерации, то это невозможно сделать. Ну, не будем же мы от каждых двух нубийцев или там представителей Зимбабве, проживающих в Тюменской области, организовывать представительство в законодательном собрании. Я понимаю, что возможны, так сказать, возражения, что там намибийцы или прочие жители Африки не являются коренным населением, но если в Ростовской области проживают два эвенка, это не значит, что они тоже имеют право на представительство. Уважаемые депутаты, в силу этих причин мы не можем поддержать данный законопроект и просим вас его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово, пожалуйста, Владимир Николаевич Бавлов. БАВЛОВ В. Н. Борис Вячеславович, я благодарен за очень содержательное обсуждение данного вопроса, чувствуется, что эта проблема существует и ее надо решать. И вот тот путь, который предлагает Народный Хурал Республики Бурятия, я считаю, наиболее правильный. И Сергей Николаевич Решульский, и Кузнецов Виктор Егорович хорошо об этом сказали, тем более что субъект Российской Федерации на сегодня имеет законодательное право определять административные территории компактного проживания коренных малочисленных народов России, а речь идет именно о коренных малочисленных народах России, а не Зимбабве, как здесь прозвучало. Поэтому вопрос имеет значение и его надо решать. Я благодарен за очень содержательное обсуждение и прошу все-таки в первом чтении законодательную инициативу Народного Хурала Республики Бурятия поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам, пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое, что предоставили слово по мотивам, но я не мог не попросить его, чтобы сказать: да, мы можем теоретически рассуждать о чем угодно и правильно, наверное, обосновывать. Но я хочу всем напомнить, что перечень коренных малочисленных народов у нас утвержден федеральным законом. А законами субъектов Федерации, согласованными с федеральными органами, утверждены территории компактного проживания коренных малочисленных народов. Поэтому этот перечень ограничен, в него никакие другие национальности никогда не попадут. И я еще раз, коллеги, обращаюсь к вам и говорю, что речь идет только о законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации. Ну не решим мы сегодня этот вопрос... Ну дождемся, что, не дай Бог, в другом многонациональном субъекте Российской Федерации возникнет очень сложная ситуация. Ну зачем мы будем потом в спешке всё это здесь поправлять и исправлять? Тем более, что изменение числа избирателей (или величины избирательного округа) определяется законом субъекта Российской Федерации. И я уверен, что принятие такого закона не только не повредит, а, наоборот, улучшит ситуацию в межнациональных отношениях в Российской Федерации. Прошу все-таки проголосовать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У комитета профильного нет желания выступить. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 20 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4% Проголосовало против 107 чел.23,8% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел.57,1% Результат: не принято Не принимается.