Заседание № 35
11.06.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 377068-3 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в части увеличения предельных размеров отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной зарплате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, при оценке пенсионных прав).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1162 по 1173 из 7330
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! У нас пунктом 23 стоит законопроект, по которому докладчик - представитель Сахалинской областной Думы Павел Матвеевич Алборов. Чтобы не рисковать и успеть сегодня его рассмотреть (потому как его дополнительный прилет с Сахалина будет достаточно сложным), может быть, мы пункт 23 поставим на фиксированное время, на 17.00? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 17.00. Нет возражений? Пункт 23 - фиксированное время, в 17.00. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6076 по 6408 из 7330
Коллеги, я хочу вам вот что предложить. У нас есть законопроект Сахалинской областной Думы, который мы с вами поставили на 17.00, пункт 23. Может быть, не будем держать наших коллег из законодательного собрания и начнем рассматривать? И еще у нас есть представители региона, мы сможем их отпустить пораньше, чтобы они уехали в аэропорт? Не будет возражений? Не будет. Пункт 23, законопроект о внесении изменений в закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Докладывает Павел Матвеевич Алборов, представитель Сахалинской областной Думы. И следующим пункт 24 рассмотрим, представитель Мурманской областной Думы тоже здесь. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Львович, ну вы-то здесь, а им улетать - может, снисходительны будем к нашим коллегам? Следующий законопроект - ваш. АЛБОРОВ П. М., представитель Сахалинской областной Думы. Добрый день всем! Совсем недавно вы рассматривали пакет законопроектов, касающихся трудовых пенсий. Сегодня я докладываю новый проект - "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и уверяю вас, что это не навязчивая идея, а просто жизненная необходимость. Сегодня пенсионерам, особенно северных территорий, невозможно выжить. Ну вот несколько цифр я приведу: если в среднем по Российской Федерации пенсия составляет где-то около 120 процентов по отношению к прожиточному минимуму, то у нас - 60 процентов, по отношению к средней заработной плате - 35 процентов по России, у нас - 18 процентов. Я думаю, вы читали мою пояснительную записку, поэтому останавливаться на ней не буду. Вот с 1 июня к этому добавилась еще одна очень важная деталь. 6 мая прошлого года, как вы помните, был принят закон номер 52 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты...". Так вот там, в статье 15-2 по-моему, вводится поправочный коэффициент. И уже буквально - я прилетел вчера - в последние семь дней пенсионерам принесли квитанции на оплату услуг ЖКХ, и оказалось, что субсидии они получили в три раза меньше. Если раньше, допустим, - вот в среднем у нас 2,5 тысячи получают пенсию - пенсионерка платила 75 рублей, теперь ей придется платить 465 рублей. К этому добавим, что растет цена на электричество - сегодня у нас один киловатт стоит 1 рубль 87 копеек. Надо учесть и существенный момент, что тем же законом, который я только что назвал, устанавливается социальная норма и 22 процента семейного дохода как верхняя граница доли расходов на оплату услуг ЖКХ касается только социальной нормы. Допустим, у нашей пенсионерки, которую я привел в пример, 44 квадратных метра. Значит, у нее лишних 11 квадратных метров и она должна заплатить, по нашим расчетам, 670 рублей. Вот 670 рублей плюс 465 - у нас получается 1 300 с лишним рублей. Из 2,5 тысячи рублей вычитаем 1 300 рублей - получаем 1 200, вот это остается ей на жизнь. О ценах вам можно не говорить: хлеб стоит 18 рублей, я не говорю уже о мясе, которое 200 рублей стоит. У нас сегодня прожиточный минимум составляет 3 090 рублей, а мы вот нашу пенсионерку, которую я в пример привел, оставляем с суммой 1 200 рублей. Но напомню, что прожиточный минимум - это физиологический минимум потребления, если он ниже - человек уже должен умереть. И если вот такая ситуация создастся, то наши пенсионеры должны умирать, и мы ничего не сможем сделать. Я вас уверяю, вот если вы поедете сейчас на каникулы в свои регионы, вас просто замучат, потому что пенсионеры почувствовали вот этот поправочный коэффициент, из-за которого резко уменьшились субсидии. Это еще касается вопроса... Если взять закон "О ветеранах", то в части того же 52-го закона, который я назвал, финансирование фактически переброшено на плечи регионов. Правда, в самом законе "О ветеранах" говорится, что это финансируется из федерального бюджета, но я вам скажу, что за 2003 год Сахалинская область получила на ветеранов 60 процентов положенного и с запаздыванием на пять-шесть месяцев. Плюс к этому, вы же знаете, в сельской местности тем же законом все льготы полностью возложены на плечи регионов, поэтому мы ничего не сможем сделать для наших пенсионеров. И, вы знаете, рано или поздно, хотим мы или не хотим, всё равно нам придется принимать решение о повышении пенсий - просто люди физиологически не выживут. А поскольку мы себя считаем цивилизованными людьми, мы этого допустить не можем. Еще Макиавелли говорил, что хорошие законы пишутся бунтами, но я думаю, что у нас сегодня есть возможность написать хороший закон без бунта. В принципе, если бы какие-то варианты другие предложили, я бы мог согласиться, только с одним условием, чтобы пенсионерам компенсировать хотя бы то, что они потеряли с введением 52-го закона, о котором я говорил. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. В связи с рассмотрением данного законопроекта у нас присутствует Галина Васильевна Паршенцева. Фариде Исмагиловне Гайнуллиной я прошу включить микрофон. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике рассмотрел данный законопроект и отмечает следующее. Проектом федерального закона предлагаются изменения в статью 30 "Оценка пенсионных прав застрахованных лиц". Эта норма, я уже неоднократно в этой аудитории повторяла, носит единовременный, даже однодневный, характер и предполагает оценку пенсионных прав и расчетного пенсионного капитала по нормам ранее действовавшего законодательства. Для этой категории граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ранее, до 31 декабря 2001 года, существовала норма соотношения среднего заработка застрахованного гражданина и средней зарплаты по стране - от 1,4 до 1,9. Суть предлагаемых изменений состоит в следующем: вместо соотношения 1,4 наши коллеги с Сахалина предлагают кратность 2, вместо соотношения 1,7 предлагается кратность 2,5 и вместо соотношения 1,9 предлагается кратность 3. Комитет отмечает, что это новые нормы, которые не действовали на 1 января 2002 года, и это потребует около 44 миллиардов рублей в год, которые наши коллеги с Сахалина ни в бюджете Пенсионного фонда не усмотрели и не предусмотрели, ни в федеральном бюджете на текущий год. Мы имеем отрицательное заключение наших коллег из Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока... вернее, положительное заключение Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, наших коллег из аналогичного комитета Совета Федерации, но также имеем отрицательное заключение Комитета Совета Федерации по социальной политике и Правового управления Аппарата Правительства Российской Федерации. На законопроект поступило тридцать четыре отзыва от законодательных (представительных) органов государственной власти, в двадцати семи из них поддерживается данный законопроект. От высших исполнительных органов поступило сорок отзывов, в двадцати трех из них не поддерживается данный законопроект. Рассмотрев данный законопроект, Комитет по труду и социальной политике предлагает его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по данному законопроекту? Вопросов нет. Есть. Депутат Басыгысов. БАСЫГЫСОВ В. Н., фракция "Единая Россия". У меня вопрос представителю правительства. С этой трибуны за эти прошедшие три недели выступает четвертый представитель северных регионов, и мы слышим одни и те же аргументы: со стороны правительства идет перечисление десятков миллиардов рублей. Но дела у пенсионеров такие, как сейчас представитель Сахалина сказал, он говорит правду. Ну скажите: какие-то меры, вообще-то, собирается правительство предпринимать по многим позициям, касающимся положения дел пенсионеров? Есть поручение после встречи Президента Российской Федерации с представителями северных территорий, где говорится тоже... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От правительства кто-то ответит? Пожалуйста. КУРТИН А. В., первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Спасибо за предоставленную возможность. Первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда России Куртин Александр Владимирович. Да, действительно этот закон потребует дополнительно около 44 миллиардов рублей. И это цифра не только наша, а в первую очередь она представлена Сахалинской областной Думой, поэтому здесь цифры совпадают. Что касается мер, то вы знаете, что последовательно эти проблемы решались. После принятия закона у нас был коэффициент увеличен - 1,4; 1,7; 1,9 - для территорий, находящихся в районах Севера. Затем мы совсем недавно приняли закон о повышении базовой части трудовой пенсии для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. И сейчас в правительстве обсуждается вопрос о дальнейшем повышении среднего размера пенсии и компенсационных выплат для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решульский Сергей Николаевич, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я прошу прощения, кто-то переставил карточку. У меня вопрос к представителю Сахалинской областной Думы. Павел Матвеевич, вы очень убедительно выступили, привели сегодня реальные цифры. Скажите, пожалуйста, рассматривала ли Сахалинская областная Дума законопроекты по жилищной реформе, те, что вчера Госдума приняла, и тот пакет, который 2 июля мы будем рассматривать, о социальных реформах? Ведь то, что вы сказали, претерпит еще более значительные изменения. И даже те поправки, что предлагаете принять, они никого не удовлетворят и не спасут. Рассматривала ли Сахалинская областная Дума и в курсе ли, что это будет рассматриваться в Госдуме? АЛБОРОВ П. М. Да, я прекрасно понимаю, что это вступает в противоречие. Первое, о жилищных субсидиях. Для сельской интеллигенции мы этот законопроект уже подготовили, и мы должны в первом чтении принять. Мы вынуждены это делать, потому что там... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АЛБОРОВ П. М. Нет, нет. К сожалению, их у нас нет. Я сегодня здесь походил посмотрел и хочу сказать: если это действительно случится, то очень большие будут волнения в стране. Я просто знаю это, поэтому... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте не будем в дискуссию превращать обсуждение конкретного законопроекта. Пожалуйста, Гостев Руслан Георгиевич. Только по теме, которую обсуждаем. ГОСТЕВ Р. Г. Конечно, по теме, Любовь Константиновна. Спасибо. Я исправляю те... две желтые карточки, ладно? Вы знаете, я хочу вам задать вопрос: вы не знаете, поступили к вам документы, о которых сейчас речь шла, по ЖКХ, по всем социальным... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите микрофон. Красная карточка, Руслан Георгиевич. Это не относится к предмету обсуждения. Коллеги, кто еще хотел бы задать вопросы? Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, если можно, я хотела бы сказать, что комитет наш поддержал данную законодательную инициативу с учетом, что последние полгода практически мы завалены письмами, совершенно справедливыми обращениями в адрес руководства Госдумы и в наш адрес по поводу низкого уровня пенсионного обеспечения северян. Есть у нас регионы, где и 30 процентов составляет пенсия от величины прожиточного уровня. Поэтому эта проблема очень серьезная. Эту проблему надо решать, и в рамках работы рабочей группы по социально-экономическому развитию Севера, которая сейчас создана у нас при комитете, мы готовим предложения и хотели бы, чтобы в этой работе участвовали представители Сахалина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли еще вопросы и желание что-то сказать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у нас не было выступлений, заключительного слова не требуется в таком случае. У Резника Бориса Львовича вопрос еще есть, остался один. РЕЗНИК Б. Л., фракция "Единая Россия". Уважаемый Павел Матвеевич, очень правильный и актуальный вопрос вы здесь поставили, он для Севера действительно очень важен. Что касается Сахалинской области, у вас такие колоссальные богатства, сахалинский шельф, страна ничего от этого шельфа не получает. Четыре проекта, которые сегодня имеются, - это "Сахалин-1, -2, -3 и -4", - всё это продано на корню иностранцам. 20 процентов была наша российская доля в проекте "Сахалин-1". Вы получаете колоссальный бонус, я имею в виду Сахалинскую область. Там идет счет на сотни миллионов долларов. Неужели вы маленькому количеству своих стариков не можете обеспечить достойную жизнь своими силами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте. АЛБОРОВ П. М. Я вам отвечаю. После того как в 2002 году губернатор объявил, что у нас 10 миллиардов инвестиций, поступления из федерального бюджета уменьшились почти на 3 миллиарда. На самом деле этих денег мы не получили, нет этих инвестиций. И вот сейчас область ведет переговоры с правительством, чтобы исправить это положение. Бюджет должен обеспечить на одного человека... Мы, например, в полтора раза меньше, чем Магадан, в два раза меньше, чем Камчатка. Понимаете, ничего не дали! Теперь о бонусе. Да, бонус в 20 миллионов мы получили. Но жилищно-коммунальное хозяйство... Мы аудит провели, я вам скажу, 60 процентов водопроводов и тепловодов имеют стопроцентный износ, еще 30 процентов имеют... Там ничего не работает, поэтому две зимы подряд мы мерзли. И мы полностью эти деньги отдаем туда, мы вынуждены это делать. Если нам руки развяжут и справедливость восторжествует и нам будут давать то, что положено, тогда мы, конечно, сами всем поможем. Кстати, мы тем, кто проработал сорок лет, ежемесячно по 300 рублей доплачиваем, мы из своего бюджета делаем это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Матвеевич. Я прошу вас присесть. Коллеги, есть желающие выступить по данному законопроекту? Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я думаю, зря вы строжитесь на депутатов. Легко, лихо с нами вы тут расправляетесь, с меньшинством, с фракцией КПРФ. Ну вот вам пример. Приехали из субъекта Федерации - что будете делать с ними со всеми, когда они все придут сюда или не придут, но будут присылать свои заключения с возмущениями? Я считаю, что вот это первая ласточка - то, что здесь прозвучало с трибуны, и есть вам над чем задуматься, всем нам. Я предлагаю законопроект поддержать, и наша фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Басыгысов. БАСЫГЫСОВ В. Н. Вот мы, депутаты Государственной Думы от северных территорий, уже много лет пытаемся обратить внимание депутатов Государственной Думы, но прежде всего Правительства Российской Федерации, руководства Российской Федерации на бедственное положение пенсионеров. И вот вы из уст людей, которые приехали с мест, слышите, каково действительное положение вещей, что там происходит с пенсионерами. В Государственной Думе третьего созыва, в Государственной Думе четвертого созыва мы слышим одни и те же аргументы - что северяне хотят получить слишком много. Еще сегодня добавляется к этому, что мы сняли единый социальный налог, значительно уменьшили доли территорий. И кроме того, у нас на руках проект закона о государственных гарантиях и компенсациях для северян, где слово "государственных" будет снято, всё отдадут на откуп субъектам Федерации, у которых нет денег. Вот поэтому я задавал вопрос представителю правительства: можно как угодно обосновывать, но все-таки какие реальные меры предполагает принять правительство для улучшения положения пенсионеров на Севере? Но представитель правительства рассказал о тех мерах, которые были приняты год, два, три года назад, а не о тех мерах, которые они собираются принимать. Если не будет поддержан сегодняшний проект, правительство должно все-таки довести до сведения жителей северных территорий информацию, какие все-таки конкретные меры они собираются принять в отношении пенсионеров-северян. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Чаплинский Сергей Игоревич. ЧАПЛИНСКИЙ С. И. Фракция "Родина" благодарит Сахалинскую областную Думу за подготовку данного законопроекта. Мы знаем, что те пенсионеры, которые сейчас проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имели в свое время гарантии государства получать несколько более высокую пенсию, чем другие пенсионеры, и это вполне справедливо, поэтому фракция "Родина" будет голосовать за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все желающие выступили. Представители правительства и президента хотели бы выступить? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект под пунктом 23? Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 11 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 14 чел.3,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7% Результат: не принято Не принято.