Заседание № 102

27.05.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 376864-3 "Об увеличении размера базовой части трудовой пенсии лицам, достигшим возраста 75 лет".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6066 по 6272 из 6679
Пункт 26, о проекте федерального закона "Об увеличении размера базовой части    
трудовой пенсии лицам, достигшим возраста 75 лет". Депутат Государственной      
Думы Валентина Борисовна Савостьянова.                                          
                                                                                
Нам вот с Купцовым нету еще семидесяти пяти, но близко... (Оживление в зале.)   
                                                                                
Последний вопрос повестки дня. Пожалуйста.                                      
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Этим         
законопроектом предлагается увеличить размер базовой части трудовой пенсии по   
старости на сумму 300 рублей в месяц лицам, достигшим возраста 75 лет. Это      
всё лица, которые являются тружениками тыла, лица 1926-1930 годов рождения.     
                                                                                
В настоящее время труженики тыла, за исключением только имеющих первую группу   
инвалидности, при стаже работы сорок пять - пятьдесят лет находятся в худшем    
материальном положении по сравнению с участниками войны и восьмидесятилетними   
гражданами. Считаю, это несправедливо. Они выходили на пенсию пятнадцать -      
двадцать лет тому назад, в 1985-1990 годах. Средний размер пенсии у них - до    
1,5 тысячи рублей, что на 500-600 рублей ниже прожиточного минимума, и это      
при огромном, как я уже говорила, стаже. Тогда было не так, как сегодня:        
чтобы получить пенсию по старости, необходимо пять лет стажа. Размеры их        
пенсий были снижены в связи с недостаточной индексацией пенсий начиная с 1991   
года. У них отобрали нестраховые периоды: время учебы в профтехучилищах,        
вузах, техникумах, время работы в годы войны (в двойном размере). У них         
отобрали и так называемые гробовые деньги в Сбербанке. Покупательная            
способность пенсии до сих пор не достигает покупательной способности пенсии     
дореформенного времени, размер пенсии составляет 50-60 процентов от величины    
1989 года.                                                                      
                                                                                
Россия в 2002 году подписала Европейскую социальную хартию, которая             
предусматривает компенсацию не менее 65 процентов заработка при наличии         
сорокалетнего трудового стажа, причем минимальным коэффициентом замещения МОТ   
и ЕЭС для развивающихся стран считают 40 процентов после тридцати лет           
трудовой деятельности.                                                          
                                                                                
Этих людей обидели при принятии 122-го закона о монетизации льгот. У них        
базовая часть пенсии составляет 900 рублей, у восьмидесятилетних граждан - 1    
800 рублей. Количество граждан от семидесяти пяти до восьмидесяти лет на 1      
января 2004 года составляло, как у меня написано в финансовом обосновании,      
три миллиона сто девяносто шесть. Сейчас это значительно меньше, так как в      
России до семидесятипятилетнего возраста доживает лишь каждый четвертый         
мужчина, из них до восьмидесяти лет доживает каждый второй мужчина.             
                                                                                
В заключении Совета Федерации на законопроект говорится, что в законопроекте    
необоснованно выделяется одна категория лиц. А ведь и месяца не прошло, как     
мы этих лиц чествовали и обещали сделать всё возможное для улучшения их         
жизни! Это ведь год 60-летия Победы!                                            
                                                                                
В заключении Комитета по труду и социальной политике сделано замечание, что     
не определен источник и порядок финансирования. Но статья 2 законопроекта       
гласит: финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии в увеличенном      
размере осуществляется за счет источников, из которых финансируется выплата     
базовой части трудовой пенсии. По-моему, всё понятно. Это первое замечание.     
                                                                                
Второе замечание: неясно, будет ли сумма прибавки к базовой части подлежать     
индексации. Я думаю, что совершенно ясно, что новый увеличенный размер          
базовой пенсии будет индексироваться как вся базовая часть пенсии на            
основании действующего закона.                                                  
                                                                                
Замечания юридико-технического характера можно исправить ко второму чтению,     
тем более что отдельные из них - спорные.                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать этот законопроект. Это незначительное      
увеличение хотя бы немного обеспечит социальную справедливость. Эти люди        
недоедали во время войны и восстанавливали разрушенное хозяйство, отдавали      
последний кусок детям. Так, дорогие дети, поддержите родителей семидесяти       
пяти - восьмидесяти лет - своих и чужих, и не так уж много их осталось.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Борисовна. Содоклад Фариды             
Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста.                                            
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной    
политике в установленном Регламентом порядке рассмотрел данный законопроект и   
рекомендует вам его к отклонению по ряду причин.                                
                                                                                
Первое, по форме. Базовый закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"     
предполагает, что все изменения по пенсионному обеспечению должны вноситься в   
основной, базовый закон о трудовых пенсиях. Также совершенно непонятно из       
вносимого законопроекта, распространяется ли это на все категории               
пенсионеров: по старости, по потере кормильца, по инвалидности. Второе,         
непонятен механизм их индексации, ибо законопроект носит самостоятельный        
характер, то есть не вносит изменений в основной закон.                         
                                                                                
Конечно, объективно следует отметить, что Валентина Борисовна, внося этот       
законопроект в 2003 году, не могла учесть те изменения, которые произошли в     
последнее время. И для чистоты отношений я должна ответить на некоторые         
доводы докладчика. С точки зрения пенсионного обеспечения сейчас наименее       
обеспеченными, простите за тавтологию, оказались прежде всего простые           
пенсионеры, не труженики тыла, не ветераны труда и не тем более участники,      
ветераны войны. Это произошло в силу ряда обстоятельств, уважаемые коллеги:     
мы изменили размер базовой части - раз, приняли решение о единовременных        
денежных выплатах - два и в соответствии с указом президента пять категорий     
граждан еще получили ежемесячные денежные надбавки - три.                       
                                                                                
Кроме того, действительно, стоимость данного законопроекта к 2003 году          
составляла 10,8 миллиарда рублей, но данный законопроект не предусматривает     
источники финансирования, как сам докладчик отметил, и механизм                 
финансирования.                                                                 
                                                                                
Заключение Правового управления носит концептуальный характер, аналогичные      
замечания у комитета. Правительство Российской Федерации данный законопроект    
не поддерживает.                                                                
                                                                                
Исходя из изложенного, я прошу вас отклонить данный законопроект.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчикам? Нет. Желающие выступить?         
Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я опять же буду краток. Ну что тут говорить?    
Мы действительно обделили тружеников тыла. Это первое.                          
                                                                                
Второе. У нас действительно очень много людей, у которых пенсия не достигает    
не то что среднедушевого по стране прожиточного минимума, но даже так           
называемого прожиточного минимума пенсионера, который почему-то в полтора       
раза меньше, чем у других людей, хотя мне это трудно понять, я вообще не        
понимаю: неужели, как только человеку исполняется пятьдесят пять или            
шестьдесят лет, ему сразу в полтора раза меньше хочется есть, пить, одеваться   
или ему снижают сразу в полтора раза тарифы на коммунальные услуги? Но даже     
этого прожиточного минимума у нас очень многие люди этого возраста не           
достигают.                                                                      
                                                                                
Третье. Валентина Борисовна абсолютно права: новое пенсионное                   
законодательство повышает роль уровня заработной платы и понижает роль          
трудового стажа. И поэтому у нас огромное количество людей, которые             
обращаются: "Я отработала сорок пять лет, но у меня нет никаких льгот и у       
меня пенсия 1 500 рублей".                                                      
                                                                                
Коллеги, я призываю поддержать ваших, и не только ваших, матерей.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли еще желающие?                  
                                                                                
Я вам заключительное слово дам, Валентина Борисовна. Пожалуйста, Валентина      
Борисовна.                                                                      
                                                                                
Савостьяновой включите микрофон.                                                
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемые коллеги! Я считаю, что закон очень четко           
определяет контингент. Статья 1 говорит о том, что можно увеличить размер       
базовой части трудовой пенсии по старости лицам, достигшим возраста             
семидесяти пяти лет, а в расчетах конкретно говорится о количестве людей в      
возрасте от семидесяти пяти до восьмидесяти лет.                                
                                                                                
Дальше. Пункт 6 статьи 17 закона "О трудовых пенсиях..." предусматривает, что   
размер базовой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по            
инвалидности, по случаю потери кормильца наряду с индексацией может в целях     
поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера              
устанавливаться отдельными федеральными законами. С учетом данной нормы         
предлагается законопроект, предусматривающий увеличение размера базовой части   
трудовой пенсии лицам, достигшим семидесятипятилетнего возраста.                
                                                                                
Да, учитывая то, что если он сейчас будет принят, то, конечно, речь будет       
идти не о 2004 годе, а будет действовать с 1 января 2006 года, когда мы         
сможем при принятии и федерального бюджета, и бюджета Пенсионного фонда         
внести в них эти суммы. Иначе, когда будут рассматривать бюджет, скажут: нет    
закона, как это обычно делается, а если мы сейчас закон примем, тогда и в       
федеральный бюджет, и в пенсионный бюджет эти деньги будут внесены.             
                                                                                
Поэтому убедительно прошу поддержать этот закон.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Борисовна.                             
                                                                                
Прошу определиться голосованием. Нет, минуточку.                                
                                                                                
Пожалуйста, Фарида Исмагиловна.                                                 
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Артур Николаевич! Я не думаю,     
что Валентина Борисовна не знает пенсионное законодательство, она знает его в   
совершенстве. Более того, когда комитет впервые рассматривал в 2003 году        
данный законопроект, то он предложил ей его доработать, но это не было          
сделано. Я еще раз отстаиваю позицию комитета. Валентина Борисовна, все нормы   
по изменению пенсионного обеспечения вносятся в базовый закон.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Всё, обменялись любезностями. Уважаемые коллеги, прошу определиться             
голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?     
Пункт 26.                                                                       
                                                                                
Сейчас протокольные и "час заявлений". Вначале протокольные, а потом Николай    
Владимирович Курьянович хотел что-то сказать.                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              127 чел.28,2%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    129 чел.                                          
Не голосовало                 321 чел.71,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.