Заседание № 195
13.03.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 376788-7 "О внесении изменения в пункт 1 статьи 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3480 по 4549 из 4827
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги"; 15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 1 статьи 123-24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги"; 16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части исключения понятия "образовательные услуги". Доклад по всем трём законопроектам делает Олег Николаевич Смолин. Олег Николаевич, мы ставим обычное время, но, если надо будет немного добавить, мы добавим. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Законопроекты внесены группой депутатов фракции КПРФ во главе с Геннадием Андреевичем Зюгановым, среди соавторов - Жорес Иванович Алфёров, которого мы недавно провожали в последний путь, и я думаю, что это часть идеологического завещания Жореса Ивановича. Законопроекты идеологические, но не в смысле партийной идеологии, а в смысле общегуманитарной идеологии. Суть законопроектов предельно простая: мы исключаем из законодательства понятие "образовательные услуги". Забегая вперёд, я хочу сказать, что вам предстоит сделать выбор между удобством работы чиновников и престижем учителя в широком смысле этого слова - от воспитателя детского сада до профессора, - или, если хотите, уважением к учителю в широком смысле этого слова. Я начну аргументацию в защиту законопроектов с цитаты - вы, может быть, удивитесь - министра просвещения, а в то время министра образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой. Когда она пришла на должность министра, первое, что она сказала: "Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образования". Я двумя руками поддерживаю то, что сказала министр просвещения, и хочу добавить, коллеги, что именно с этим высказыванием были связаны большие надежды, которые образовательное сообщество возлагало тогда на нового министра. Придите в любую педагогическую аудиторию и задайте этот вопрос: "За услуги или против услуг?" - и подавляющее большинство педагогов вам скажет, что они против. Печально, коллеги, что министр говорит одно (кстати, недавно вы вновь слушали Ольгу Юрьевну здесь на "правительственном часе", и она повторила тот же самый тезис), говорит совершенно правильно, но правительство в своём отзыве пишет нам нечто другое. Правительство несогласно с министром. Приведу три основных аргумента в пользу законопроектов, которые мы обсуждаем, два содержательных аргумента и один идеологический. Первый содержательный аргумент связан с тем, что образование, конечно, не является частью сферы обслуживания. С этим практически все согласны, есть некоторая дискуссия по поводу того, как правильно характеризовать образование, и я вам хочу напомнить одну интересную историю. Когда люди моего поколения учились в вузах, на курсе политической экономии нам говорили, что главное для развития общества - это производство средств производства для производства средств производства, машиностроения, и были во многом правы; сейчас лучшие экономисты утверждают нечто другое, они говорят, что главное для развития производства - это человек, человеческий фактор, человеческий потенциал; рыночники говорят, что человеческий капитал, смысла это не меняет, и что сейчас образование занимает то место, которое когда-то занимало производство средств производства для производства средств производства. Кроме того, как показали выдающиеся экономисты, отечественные и зарубежные, - Станислав Струмилин у нас в Союзе, Василий Леонтьев, нобелевский лауреат, которого любят цитировать, между прочим, и Владимир Владимирович, и Дмитрий Анатольевич, Эдвард Денисон, американский экономист, - образование стало областью наиболее выгодных инвестиций - инвестиций в человека. Когда я встречаюсь с моими коллегами, с педагогическими работниками, я говорю: если вам скажут, что вы работники сферы обслуживания (прошу прощения за непарламентское выражение), пошлите говорящих куда-нибудь подальше, вы работники сферы производства, причём самого важного - воспроизводства самого человека. Второй содержательный аргумент, коллеги, состоит в том, что образовательные отношения качественно отличаются от отношений в сфере услуг. Если вы откроете статью 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, вы там прочитаете, что оказание услуг предполагает осуществление определённых действий со стороны того, кто оказывает услуги, а заказчик, со своей стороны, оплачивает эти услуги, либо услуги оплачиваются из бюджетных средств, если оказываются потребителю бесплатно. В любом случае услуга представляет собой деятельность исключительно исполнителя услуги. Напротив, если вы говорите об образовании, это совместная деятельность образовательной организации, педагога в широком смысле этого слова и ученика в широком смысле этого слова. Образование ни с какого бока не является услугой - ни коммерческой, ни социальной, как это определяет законодательство России. Вы знаете, лет двадцать назад я впервые посетил знаменитую школу Михаила Петровича Щетинина в Краснодарском крае. Я спросил у директора, основателя школы, академика: "Сколько у вас учеников?" - "350". - "Сколько у вас педагогов?" - "350" . Я сначала не понял, а потом понял: Михаил Петрович абсолютно прав, ведь образование - процесс, где не только мы, педагоги, учим детей и студентов, но и где дети и студенты учат нас. Мне довелось быть участником дискуссии на заседании экспертного совета по негосударственному образованию между директором одного из институтов Высшей школы экономики (фамилию не называю, неважно) и Татьяной Ивановной Козловой (фамилию называю), ректором частного вуза, а в своё время преподавателем права у Дмитрия Анатольевича Медведева. Что нам говорила представитель Высшей школы экономики? Она сказала: ну почему же образование не услуга, ведь у нас в Налоговом кодексе только работы, товары, услуги - не товар же это, значит, услуга. Что говорила учительница Дмитрия Анатольевича Медведева? Она говорила: "Почему же образование является услугой? Услуга - это отношения, где результат зависит от одной стороны, а в образовании результат точно зависит от обеих сторон". Это отношения, как говорят братья-философы, субъект-субъектные, и, на мой взгляд, ректор частного вуза была абсолютно права в отличие от директора института Высшей школы экономики. Кстати, коллеги, одно из отличий современного социального капитализма от примитивного, дикого капитализма - это внедрение теории так называемых человеческих отношений, когда даже отношениям в сфере обслуживания пытаются придать личностную окраску. Например, вы садитесь в самолет "Аэрофлота", к вам подходит стюардесса, говорит: "Здравствуйте, как к вам обращаться?" - представляется, желает приятного полёта и так далее. Здесь явно отношения обслуживания, но они очеловечиваются. Признак отсталого, примитивного капитализма - попытка обезличить отношения, которые по своей сути являются личностными, свести их к сфере обслуживания. Кстати, на этом держится ложная теория, что из образования нужно исключить человеческий фактор, но, если мы исключаем человеческий фактор из образования, оно перестаёт быть образованием. Образование - это процесс, где личность действует на личность, а там, где функция взаимодействует с функцией, может быть дрессировка, даже обучение, но только не образование, суть образования, - это повторю, влияние личности на личность. Знаете, есть такая старая шутка: не стремитесь воспитывать своих детей, они всё равно будут такими, как вы, даже если вы этого не хотите. Теория обезличенного образования приводит ко многим печальным последствиям, коллеги, в том числе к публичному насилию, которое мы сейчас наблюдаем в школе, и это результат именно обезличенности отношений между педагогами и учениками. А вот третий аргумент, идеологический, если хотите, нравственный. Он состоит в том, что подавляющее большинство педагогов, за исключением так называемых менеджеров, которых иногда называют манагерами от образования, воспринимают теорию образовательных услуг как оскорбительную для себя. Мои родители - учителя, крестьянские дети, советские учителя: если бы им сказали, что они оказывают кому-то услуги, они оскорбились бы. Мне много раз приходилось слышать от педагогов: "Мы не чистильщики сапог", и это совершенно справедливо! Знаете, однажды мне довелось участвовать в дискуссии в открытом эфире на одной радиостанции с молодым, продвинутым директором московской школы; под занавес дискуссии позвонил человек, представился руководителем крупной фирмы и сказал: "Послушайте, я не понимаю, это говорит директор школы? Да нет, это говорит мой коммерческий директор: деньги - услуги, услуги - деньги. А где дети?" Так вот теория услуг убивает нравственное содержание образования и его живую душу, и это понимают, коллеги, даже нормальные бизнесмены. Обращаю ваше внимание, ценя ваше время, что, хотя этот законопроект внесён представителями оппозиции, большинство и законодательных (представительных), и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, которые высказывались, поддержали этот законопроект, что бывает крайне редко (вы понимаете, какая реакция у нас на законопроекты, вносимые представителями политической оппозиции), и, я думаю, поддержали они именно потому, что идеология этого законопроекта не партийная, а общегуманитарная. Отзыв правительства на этот законопроект, увы, вызывает крайнее удивление, если не сказать печаль, демонстрирует пренебрежение к мнению подавляющего большинства образовательного сообщества. Причина, я думаю, предельно простая (коллеги, если принять закон, дополнительных денег не потребуется, это ситуация, когда вы можете сделать добро педагогам без денег!): финансово-экономическому блоку в правительстве пришлось бы переписывать свои подзаконные акты, а переписывать лень или не хочется, поэтому правительство предпочло интересы чиновника интересам образовательного сообщества. Нам говорят, что текст законопроекта неудачен, - я так не думаю, ну, бог с ними, это просто смешно. Концепция всех трёх законопроектов предельно проста, и вопрос в одном: образование - это услуга или не услуга? Если образование не услуга, давайте доработаем формулировки при подготовке к рассмотрению во втором чтении; если образование - это услуга, значит, вы расходитесь с большинством образовательного сообщества и навязываете образованию идеологию примитивного капитализма. Прошу поддержать законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. По законопроекту под пунктом 14 с содокладом выступает Любовь Николаевна Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке. ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по образованию и науке рассмотрел представленный проект закона и отмечает следующее. Авторы законопроекта обращают наше внимание на периодически возникающую в политическом пространстве дискуссию на тему, услуга образование или не услуга. Мы согласны с тезисом, что образование не является услугой, с этим тезисом согласны все граждане России, педагогическое сообщество и законодатели. В действующем законе "Об образовании в Российской Федерации", в статье 2, "Основные понятия...", образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Как видите, данное базовое определение никак не связано с понятием услуги, его центральным звеном является понятие общественного блага*. Перехожу к изложению мнения комитета о тексте представленного законопроекта. Система образования является сложной системой, и она в своей деятельности руководствуется положениями не только закона об образовании, но и закона о защите прав потребителей, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса, Трудового кодекса и многих других нормативных актов. При регулировании вопросов финансирования мы находимся в рамках гражданского и бюджетного законодательства. С точки зрения действующего гражданского законодательства обязательства в части объектов гражданских прав могут быть объединены в несколько групп: передача вещи, передача права, выполнение работы и оказание услуги. Услуга в отличие от работы имеет нематериальный характер и не имеет материального результата, что характерно для выполнения работы. Оказание услуги - вот здесь акцентирую внимание, не согласна с научной позицией Олега Николаевича, - любой услуги, не только образовательной, всегда представляет собой совместную деятельность поставщика услуги и благополучателя. Бюджетный же кодекс Российской Федерации предусматривает для системы образования формы предоставления услуг по государственному и муниципальному заданию. Финансирование образовательных услуг в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нацелено на обеспечение прав и гарантий бесплатного и общедоступного образования. В части регламентации финансового обеспечения деятельности образовательных организаций используется понятие "услуга". Авторы предлагают фактически три позиции: первая - исключить из законодательства понятие "образовательная услуга", вторая - заменить слова "оказание государственных услуг в сфере образования" словами "государственные гарантии в сфере образования" и третья - слова "оказание платных образовательных услуг" заменить словами "осуществление обучения на возмездной основе". Исключение термина "услуга" из законодательных актов Российской Федерации потребует полного изменения механизма финансирования государственных образовательных организаций на сегодня и согласования этого нового механизма с Бюджетным кодексом. Фактически такое решение может нести в себе угрозу срыва финансового обеспечения действующих сегодня образовательных учреждений. Термин "осуществление государственных гарантий" в законопроекте не поясняется, не детализируется в части его использования в сфере образования. Замена слов "государственные услуги" на слова "государственные гарантии" противоречит нормам закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Что касается замены слов "платные образовательные услуги" на слова "обучение на возмездной основе". Так как мы понимаем, что образование есть воспитание плюс обучение, то замена термина просто на обучение, исключительно на обучение, без воспитания, приводит к утере позиций воспитания, с чем нам трудно согласиться. С учётом всего изложенного Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Николаевна, присаживайтесь. С содокладом по 15-му и 16-му вопросам выступит заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел оба законопроекта, которыми предлагается внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Кодекс об административных правонарушениях в части исключения понятия "образовательные услуги". Все рассматриваемые законопроекты взаимосвязаны и направлены на исключение понятия "образовательные услуги". По мнению авторов законопроектов, образовательный процесс представляет собой совместную деятельность образовательной организации, педагога и обучающегося по реализации освоения образовательных программ, и поэтому образование не является услугой - ни коммерческой, ни социальной, и это понятие должно быть исключено из законодательства. При этом в статье 123-24 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие "образовательные услуги" не используется. Законопроектом также предлагается изменить определение "автономная некоммерческая организация", содержащееся в пункте 1 статьи 123-24 Гражданского кодекса Российской Федерации, заменив слова "в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах..." словами "для осуществления деятельности в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных социальных сферах". Однако это предложение противоречит общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, так как к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, результаты работ и оказания услуг; к объектам гражданских прав осуществление деятельности не относится. Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение является, по мнению комитета, нецелесообразным. На данный законопроект был получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации, в связи с чем Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает данный законопроект отклонить. Что касается законопроекта, которым предлагается внести изменение в Кодекс об административных правонарушениях также в части исключения понятия "образовательные услуги", хотел бы отметить, что, поскольку изменения, предложенные в базовые нормативные акты, а именно в Федеральный закон "Об образовании..." и в Гражданский кодекс Российской Федерации, по мнению комитетов, являются нецелесообразными, не должны меняться и правила, касающиеся административной ответственности за нарушение правил оказания платных образовательных услуг. На этот законопроект также получен отрицательный отзыв правительства, в связи с чем Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает этот законопроект также отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Коллеги, переходим к вопросам. Есть желающие задать вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Онищенко Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г. Я хотел бы задать вопрос своему коллеге - депутату Смолину. Изымая из правового поля понятие "образовательная услуга" в двух кодексах и в одном горизонтальном законе "Об образовании...", вы так ничего и не предложили. А что же будет являться инструментом контроля за соблюдением, за предоставлением пусть даже не услуги, а вот того, что вы так выспренно назвали, определили вместо образовательной услуги, как это сегодня прописано в законе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Геннадий Григорьевич, я прошу прощения, но ваш вопрос меня крайне удивил. К механизмам контроля законопроект не имеет ровно никакого отношения, все механизмы контроля - финансового, а также нефинансового, аккредитации, лицензирования - остаются в силе независимо от того, называется ли это образовательными услугами, или способом реализации образовательных программ, или как-то ещё. Поэтому я думаю, что это вопрос не ко мне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня также вопрос к докладчику. Уважаемый Олег Николаевич, как видно из пояснительной записки к данному проекту федерального закона, концепция образования как услуги вызывает справедливое недовольство педагогического состава, обучающихся и их родителей. По сути, это утверждение и явилось основанием для подготовки данного проекта федерального закона, как видно из вашего доклада. В связи с этим несколько вопросов: уточните, пожалуйста, на основании каких аналитических данных вы пришли к такому выводу, проведены ли исследования на этот счёт, какие цифры, если такие имеются, положены в основу обоснования при подготовке данного проекта федерального закона? И с учётом вашего ответа на предыдущий вопрос я хотел бы развить мысль Геннадия Григорьевича: а что изменится в случае принятия данного проекта федерального закона? Заранее благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Спасибо за вопросы. На последний вопрос я отвечу обязательно в заключительном слове, собственно, это действительно важно. Что касается предыдущих двух вопросов, отвечаю. Вы знаете, я имею привычку на протяжении многих лет работы в парламенте постоянно встречаться с избирателями. Большинство моих избирателей - это представители педагогического сообщества, и вот я не слышал, чтобы хоть один учитель поддержал концепцию образования в качестве услуги. Не случайно Ольга Васильева в первом своём заявлении потребовала исключить эти самые "услуги" из российской образовательной политики. Социологических исследований именно на эту тему я не видел, но убеждён, что, если бы они проводились, мы получили бы результат под 90 процентов, если не более. Кому-то, может быть, всё равно - к сожалению, какая-то часть молодых менеджеров уже въелась, так сказать, в теорию образовательных услуг и считает, что образование - это способ зарабатывания денег, но их, к счастью, пока меньшинство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос докладчику и содокладчику по законопроекту под пунктом 14. Уважаемые коллеги, я прошу однозначно ответить: вам какая теория ближе - подготовки человека-творца или квалифицированного потребителя? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Николай Васильевич, спасибо за подсказку. Мне кажется, совершенно очевидно, что теория так называемых услуг - это как раз теория, связанная с заявлением о том, что советская система образования была плохая, поскольку была ориентирована на творческую личность, а новая система должна быть хорошая и должна ориентироваться на квалифицированного потребителя. Правда, когда Андрей Александрович Фурсенко заявил это в своё время на форуме на Селигере, журналисты дружно стали спрашивать: а кто же будет творить, если все будут потреблять, пусть даже квалифицированно? Так что исключение понятия "образовательные услуги" - это, конечно, ориентация на многостороннее развитие личности, а это одна из главных задач (на всякий случай напомню коллегам, которые не читали указ № 204), которые ставятся перед российским образованием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Любови Николаевне Духаниной включите микрофон. ДУХАНИНА Л. Н. Уважаемые коллеги, мне кажется, если рассматривать этот вопрос в историческом ключе, в ретроспективе, станет понятно, что позицию "результат образования - это формирование потребителей услуг" мы давно прошли, и это закреплено как в нашем новом законе "Об образовании..." - я специально показала слайд, отметила, что в нём процесс образования определяется как общественное благо, - так и в остальных документах, на один из которых сейчас ссылался Олег Николаевич. Федеральные государственные образовательные стандарты говорят нам о необходимости всестороннего и гармоничного развития личности. Так как был задан личностный вопрос, я могу сказать, что все годы своей педагогической деятельности я исхожу из логики необходимости воспитания человека-творца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к Любови Николаевне вопрос. Вы знаете, Любовь Николаевна, я хотел бы получить пояснение: в заключении вашего комитета и в вашем выступлении чётко было сказано, что образование - это не услуги, вы процитировали закон, но в то же время авторы хотят реализовать в законе именно эту идею, убрать понятие "услуги", а вы почему-то против. Вот не могу понять! Более того, вы только что сказали, что надо воспитывать творцов, а не потребителей услуг, - а в чём тогда противоречие?! Если есть какие-то юридические недоработки, так их можно устранить в ходе процедуры второго чтения, а концептуальное-то какое у вас возражение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любови Николаевне Духаниной включите микрофон. ДУХАНИНА Л. Н. Уважаемый Валерий Карлович, когда мы рассматриваем законопроект, то основываемся на предложенном тексте законопроекта, и в своём выступлении от имени Комитета по образованию и науке я сказала, что мы проанализировали, как предложенный законопроект соотносится со всем действующим законодательством в сфере образования, не только с законом "Об образовании...". Политическую позицию я заявила в самом начале, о рисках я тоже сказала: принятие новых инструментов без обеспечения и без апробации предлагаемого - а в данном случае мы не имеем и описания предлагаемых механизмов - невозможно, потому что фактически это несёт риски для устойчивого финансирования наших образовательных организаций. Только и всего. Это, кстати, задавая вопрос, отметил и Геннадий Григорьевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щапов Михаил Викторович. ЩАПОВ М. В. У меня тоже вопрос к Любови Николаевне. Уважаемая Любовь Николаевна, в 2017 году в ходе "правительственного часа" министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева заявила, что неприемлемо говорить об образовании как об услуге. Вместе с тем в сентябре 2018 года на обсуждаемый законопроект был получен отрицательный отзыв правительства, в нём правительство выступило против того, что, собственно, сказала министр. В связи с этим вопрос: какова была позиция Министерства просвещения при обсуждении законопроекта и с чем связано то, что позиция правительства противоречит позиции профильного министерства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любови Николаевне Духаниной включите микрофон. Пожалуйста, Любовь Николаевна. ДУХАНИНА Л. Н. Уважаемый Михаил Викторович, мне сложно ответить, почему позиция министерства, изложенная министром, не совпадает с позицией правительства. Я думаю, что нам нужно им задать этот вопрос. Отзыв правительства - отрицательный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Чернышов Борис Александрович. ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить и докладчика, и содокладчика за великолепные выступления. Действительно, это очень важные позиции, и нам нужно прислушаться к тому, что сказали наши коллеги, но когда, с одной стороны, другой содокладчик говорит, что основной причиной отрицательного заключения комитета является отрицательный отзыв правительства, а с другой - наш коллега спрашивает у депутата Духаниной, почему не соответствуют выступлению министра просвещения итоговые позиции, изложенные в отзыве правительства, это тоже неправильно. У нас всё-таки параллельные ветви власти, и смешивать это недопустимо. Теперь о том, что говорил Олег Николаевич. Действительно, фракция ЛДПР поддерживает позицию, изложенную Олегом Николаевичем, по поводу отношения образования к сфере услуг. Гёте говорил (очень важная фраза): "Научиться можно только тому, что любишь". Услуги не всегда можно полюбить, можно полюбить ими пользоваться, то есть полюбить сам процесс пользования. По большому счёту, такой подход неправильный, и самая главная проблема, с которой мы сталкиваемся, когда описываем образование как услугу, - это как раз проблема в части воспитательной компоненты, об этом сказала и Любовь Николаевна, говоря об образовании как о сумме двух слагаемых - воспитания и обучения. Сегодня, если судить по тем событиям, которые происходят в российских школах, воспитательная компонента абсолютно выпала. Ладно, мы уже привыкли, что в школах дерутся ученики, но недавно, по сообщениям СМИ, в московской школе уже психолог побил ученика, то есть, получается, предоставляющие услуги уже взбунтовались против потребителя. Ну, это неправильно, и описывать в таких терминах образовательный процесс, систему образования - это абсолютно неправильно. Действительно, проблемы в воспитании, которые мы сейчас видим, связаны с тем, что учитель, по закону осуществляющий свою деятельность в сфере услуг, соответственно, должен постоянно отчитываться перед своим работодателем - департаментом, министерством, - должен постоянно готовить отчёты о своей деятельности, заполнять разные формы и так далее, и ему просто не хватает времени, чтобы заниматься воспитанием детей, которые приходят к нему на уроки, которые готовы, хотят постигать мир знаний, но не всегда на это хватает времени. Ещё раз скажу о позиции фракции ЛДПР: мы будем голосовать за данные законопроекты и всячески поддерживаем направление в сторону отказа от понятия "услуга" в образовании. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мы можем спорить о юридических мотивах, о юридических нюансах, о новеллах, но, на мой взгляд, сегодня, рассматривая данный вопрос, мы спорим о смысле, о том, какой смысл мы вкладываем в понятия "образование", "образовательный процесс". Когда мы говорим, что образование - это услуги, мы понимаем, что в таком случае речь просто о ремесле, а на самом деле, как каждый из нас знает, образование - это во многом искусство. Сегодня 13 марта, 13 марта - святой для меня день, день рождения моей мамы, у неё пятеро детей, и она всегда говорила: часть моих детей получили высшее образование, часть не смогли получить, и тут всё зависело от первого учителя. А если считать, что образование - это услуга, то первые учителя ничем не отличаются друг от друга, получается, учитель пришёл, дал знания и ушёл. На самом деле учитель... Вот у меня в классе висел лозунг: "Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь". То есть работа учителя - это искусство, поэтому мы к образовательному процессу должны относиться не как к услуге. Мы полностью поддерживаем предложение уважаемого Олега Смолина, я тоже буду голосовать за эти законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. От фракции - семь минут поставьте. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". На самом деле, когда мы говорим про термины, мы говорим не о какой-то абстракции. В соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации государственным языком у нас является русский язык. Любой из нас, обсуждая с тем или иным собеседником ту или иную проблему, регулярно сталкивается с тем, что мы в одни и те же слова можем вкладывать разный смысл, и если мы не находим взаимопонимания в том, что подразумеваем под теми или иными терминами, то, естественно, в итоге мы не находим и решения общих задач, потому что, произнося одно и то же слово, мы говорим о разных вещах. И в Конституции данная норма записана не случайно, она позволяет нам, когда мы обращаемся к терминологии в законах, использовать не только сами нормы законов и глоссарий в этих законах, но и терминологические словари русского языка. Так вот, слово "услуга" имеет два толкования: согласно одному толкованию это оказание кому-то бесплатной помощи, вот слово "помощь" я хочу подчеркнуть; а согласно второму толкованию это работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо потребностей на коммерческой основе. Поэтому, если мы говорим про образование, применяя термин "услуги", мы, исходя из значения этого слова в русском языке и из норм Конституции России, говорим либо про коммерческие отношения, либо про помощь. Но образование не является помощью со времён Фридриха Великого, ещё тогда образование для детей стало обязательным, а не в режиме: если хочешь, то учись, а не хочешь - мы тебе здесь помогать не станем. К тому же само по себе слово "помощь" подразумевает и ещё один момент: у тебя мало денег - мы поможем, у тебя много денег - помогать не будем. За всеми этими словами и терминами скрывается реальная государственная политика. Как она выглядит? Если мы возьмём среднюю школу, которой мы привыкли традиционно гордиться со времён Советского Союза, то увидим, что из-за политики сокращения реальных государственных расходов, из-за невозможности дать детям нормальное образование, из-за переуплотнённости классов 45 процентов родителей старшеклассников вынуждены прибегать к помощи репетиторов. Это означает, что образование уже в средней школе по факту перешло на коммерческие рельсы, когда родители могут обеспечить нормальное, качественное образование своим детям только через привлечение платных репетиторов, но не все родители могут это себе позволить. Есть свежий интересный доклад Правительства Российской Федерации, где сказано, что в первой, то есть наиболее бедной, децильной группе населения расходы на платные услуги применительно к семье в четыре раза ниже, чем в девятой и десятой децильных группах, то есть: нет денег - люди не могут позволить себе соответствующие расходы. Расходы в бедных семьях на образование в четыре раза меньше, чем в семьях более состоятельных, и это означает, что у нас большая часть общества просто не может позволить себе получить нормальное образование уже на уровне школы. Отсюда вытекают и соответствующие результаты на последующей стадии получения образования. Кстати, про последующую стадию. Если мы говорим о высшей школе, об институтском, университетском образовании, то нужно отметить, что в 2000 году, который замыкал у нас проклятые 90-е, 60 процентов мест в вузах страны были бюджетными, в 2015 году - 40 процентов, то есть за последующие 15 лет каждое третье бюджетное место в вузах страны стало коммерческим, поэтому возможность для детей (грамотных детей, хорошие детей, которые получили в школе хорошие отметки, которые хорошо сдали экзамены, которые имели право претендовать на бесплатные места в государственной системе высшей школы) получить нормальное, хорошее образование за последующие 15 лет процветания была ликвидирована. Всё это, повторю ещё раз, сопряжено с базовым подходом - образование, конечно, не является ни помощью, ни видом коммерческой услуги. Образование - это вид государственных гарантий, который необходим для развития общества, который необходим для того, чтобы общество в целом было грамотным. Кстати, хочу сказать, что грамотные люди - это в том числе более культурные люди, а это в том числе экономия государственных денег на борьбе с преступностью, потому что там, где люди между собой конфликтуют, более грамотные и более образованные люди, имеющие более высокую степень культуры, находят компромисс, точки взаимопонимания, то есть всё это связанные вещи, которые, собственно, не являются предметом дискуссии ни в одной из современных стран, и только вот в Российской Федерации мы на эту тему спорим. Насколько нам не хватает денег в образовании? Цифры тоже известны: среднепланетарные расходы на образование (без учёта высшей школы, то есть только среднее техническое образование) составляют 5 процентов ВВП, в России - 3,5 процента. Для того чтобы выйти на нормальное обеспечение образовательными гарантиями в Российской Федерации, нам требуется тратить примерно плюс 1,5 триллиона рублей в год. Я уже много раз в этом зале говорил, это связано с общей налоговой системой и это, как и пенсионные выплаты, и медицина, в принципе по силам и по плечу национальной экономике, если мы не будем держать налоги с крупного капитала на умышленно заниженной планке, как это происходит сегодня. Возвращаясь к базовому тезису, скажу: фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает подход наших коллег и братьев по левому флангу из КПРФ, мы, безусловно, голосуем за этот закон. Этот закон - это закон об общих подходах, об общих принципах, в рамках которых образование не является услугой, а является необходимой гарантией и платформой для развития страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я буду краток, практически всё было сказано. Хочу только обратить внимание вот на что: в процессе обсуждения я не услышал доводов, почему нельзя поддержать этот законопроект, концептуальных замечаний вообще не прозвучало, вообще никаких. Раз нет концептуальных замечаний, видимо, здесь есть какая-то принципиальная позиция, непонятная вообще, честно говоря. Министр образования и все преподаватели просят: давайте мы от этого уйдём, давайте мы уберём понятие "образовательные услуги", образование - это не услуга. Я напомню, мы даже изменили название министерства, оно теперь называется Министерством просвещения - ну как просвещение можно назвать услугой? Это первое замечание. Второе замечание. Хотел бы обратить внимание, что всё-таки большинство субъектов Федерации поддержало, дало положительные отзывы: от представительных органов государственной власти 17 положительных отзывов, 7 отрицательных, от высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти 22 положительных отзыва и 15 отрицательных отзывов. То есть даже субъекты признают, что это закон правильный, его нужно поддерживать! Я не понимаю, что мы так упираемся? Денег это не потребует на самом деле. Видимо, причина в другом; видимо, мы не хотим, чтобы наши дети и внуки развивались, росли творческими личностями, так? Да нет, я сильно сомневаюсь, что сидящие в зале не хотят для своих детей и внуков этого. Тогда в чём причина? Я считаю, что надо поддержать, и я лично проголосую за этот закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Спасибо большое. Я просто хотел внести некоторое уточнение и адресовать его, как ни странно, моему товарищу по фракции, мнение которого я полностью разделяю, Смолину Олегу Николаевичу. Олег Николаевич, беда наша в том, что у нас в Конституции ценности никак не обозначены, а с этого начинается всё! Если в Конституции написано, что образование человека - ценность, то дальше автоматически следует всё остальное, а если у нас написано "общепризнанные нормы и принципы", то дальше так и будет - и услуги, и всё остальное. Не стоит ли нам вспомнить, что нам нужно поменять Конституцию, которая никак не отвечает сложившемуся положению в нашем государстве? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Быков Олег Петрович. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Автором законодательной инициативы предлагается исключить понятие "образовательные услуги" из законодательства Российской Федерации, но помимо изменений, которые затрагивают образовательную сферу, предлагается внести изменение в пункт 1 статьи 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, которое затрагивает не только сферу образования, но и иные социальные сферы, такие как здравоохранение, культура, наука. Обоснование, которое было представлено автором законодательной инициативы, не соответствует содержанию законопроекта. Хотелось бы обратить внимание и на то, что договор об оказании платных образовательных услуг - это гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг, объектом гражданских прав по которому является оказание услуг, и организация, которая осуществляет образовательную деятельность за счёт средств физических и юридических лиц, выступает стороной в договоре об оказании платных образовательных услуг, обладает гражданскими правами, несёт обязанности, объектом которых является оказание услуг. Когда мы говорим об идеологических аспектах, связывая их с гуманитарными, нельзя отрываться от правовых реалий, от правовых конструкций и форм, которые используются в действующем законодательстве Российской Федерации. Предлагаемые проектом федерального закона изменения представляются несогласующимися и противоречащими общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В последнее время мы получаем от Запада достаточно много санкций, и эти санкции очень больно бьют по нашей экономике, по нашей стране, но самая главная санкция Запада, которую мы получили, - это та система образования, которую мы на сегодняшний день приняли как руководство к действию. Эта система образования предполагает совершенно иные ценности при обучении наших детей, чем те, которые воспитывались нашей школой на протяжении предыдущих лет. Смотрите, составляющие рынка - это покупатель и продавец, и вот эти составляющие рынка мы пытаемся перенести в нашу школу, а мы ведь должны чётко понимать, что образование - это совершенно другая сфера деятельности, в ней совершенно другие социальные обязательства. Мы не должны воспитывать квалифицированного потребителя - у нас сегодня, посмотрите, катастрофически не хватает профессиональных людей, даже после некоторых выступлений министров вот здесь, с этой трибуны, мы видим, насколько непрофессиональным сегодня становится даже управление страной. А ведь это первая и самая главная задача школы, я даже сказала бы, начальной школы, потому что, как заложены в ребёнка знания и умение учиться в начальной школе, так он и пойдёт дальше... На сегодняшний день мы с вами имеем учителя в услужении, образовательная услуга не предусматривает ряда нравственных категорий, на которых раньше основывалась наша школа. Ведь не зря говорят, что Великую Отечественную войну выиграл советский учитель, выиграла советская школа, - мы сегодня от этого ушли. Ради чего? В угоду требованиям западных держав, наших, так сказать, партнёров. Это первое. Второе, финансирование так называемой образовательной услуги. Мы сегодня уже здесь цифры слышали, я их повторять не буду, тем не менее предусмотрено 3 процента, вот я просто смотрю национальные проекты, и у нас заложено на национальные проекты на 2019 год, например, 106 миллиардов рублей. По сравнению с тем, что сегодня нам нужно, если бы образование финансировалось так, как положено, в пределах 6 процентов от ВВП, финансирование образования составляет чуть больше 3 процентов - ну о каком результате мы можем сегодня говорить? Сегодняшний законопроект не требует внесения изменений в бюджетную роспись, - не требует! - но он гораздо важнее, потому что этим законопроектом мы меняем саму концепцию, сам подход к образованию, сам подход к учителю и ученику, к тем категориям, которые и будут обеспечивать будущее нашей страны. Вообще, я часто бываю на вечерах - встречах выпускников школ, иногда приглашают, вы, наверное, тоже бываете в своих школах на таких вечерах, и знаете, что я заметила в последнее время? На такие встречи приходит больше людей старшего поколения, молодёжи практически нет, совсем мало, и это не потому, что они заняты, а потому, что школа не сумела в них воспитать уважение к образованию, уважение к учреждению, ведь это всё образовательная услуга, за которую надо просто заплатить - и всё! Я ещё раз хочу повторить, что школа на сегодняшний день должна воспитывать ответственность - то, чего нам не хватает, - инициативу, активную жизненную позицию (этого нам тоже не хватает), профессионализм, самое главное, мои дорогие коллеги, школа должна учить порядочности! А если у нас в школе две категории: товар и, так скажем, покупатель вместо учителя и ученика, то, извините, о какой порядочности тогда можно говорить? Воспитательная функция практически полностью из школы ушла, и сегодня учителя превратили в урокодателя, он приходит, проводит свой урок - и пошёл дальше. Более того, мы сегодня так оптимизировали штатное расписание, что один учитель приходит в одну, вторую, третью школу, проводит там свои уроки, а обратной связи практически нет! В результате мы получаем, во-первых, очень низкое качество образования, во-вторых, тот поток насилия, тот поток безнравственности, который сегодня так и льётся с экранов телевизоров, и мы сегодня только и видим, как ученики расправляются друг с другом, как родители бросают собственных детей. Откуда всё это? Я не могу сказать, что точно это всё произошло из-за образовательных услуг, но огромная доля влияния этих услуг в таких негативных последствиях конечно есть! Мы призываем вас поддержать этот законопроект и считаем, что он в корне изменит ситуацию, поможет изменить ситуацию в образовании. Учитель должен быть учителем, он должен учить детей, давать знания, но не быть в услужении! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы рассмотрим эти три законопроекта, 35-й вопрос по сокращённой процедуре и ещё у нас одно протокольное поручение - такая повестка. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. От фракции. ОНИЩЕНКО Г. Г. Уважаемые коллеги, прежде всего, я хотел бы обратиться к досточтимым участникам, прямым участникам настоящей дискуссии и поблагодарить их за это. Я хотел бы восхититься тем эпистолярным шедевром, который нам продемонстрировал мой коллега - депутат Смолин, это можно также отнести к великим спичам. Но заворожённые, может быть даже немножко находящиеся под гипнотическим воздействием этого выступления, депутаты забыли о главном, о чём мы пока ещё не говорили, обсуждая вот эти три законопроекта, в принципе-то один законопроект, а остальные - сопутствующие изменения. Я сразу скажу, что я даже святее, чем депутат Смолин. Я считаю, что есть богодарованные профессии - искусство учить и искусство лечить. Это мои слова, правда, их сорвал с моих губ некто Сократ, родившись на несколько тысячелетий раньше меня, но я исхожу вот из этой позиции. (Оживление в зале.) Коллеги, примерно 30 лет назад мы могли бы иметь право на такую дискуссию. Я хочу вам напомнить, что 15 марта наша страна, как и весь мир, будет отмечать Всемирный день защиты прав потребителей, и я, как человек, который внедрял законодательство о защите прав потребителей в нашу действительность, тоже изначально воспринимал это как некую торговую услугу. Сегодня закон "О защите прав потребителей", который претерпел уже две итерационные корректировки, является одним из немногих достижений в нашем законотворчестве, в законотворчестве Государственной Думы за 25 лет. Мы очень далеко продвинулись в законодательном оформлении гражданского общества в любой сфере оказания услуг; кстати, медицина сегодня тоже относится к услугам, но у нас нет такой остроты восприятия, потому что мы шагаем на полшага вперёд от образователей, так сказать, хотя не менее консервативны, чем учителя. Так вот, в чём состоит сегодня проблема и почему нельзя - при любом мнении правительства, при любом мнении субъектов Российской Федерации - исключать термин "образовательная услуга"? Сегодня законодательство о защите прав потребителей - это не просто о регулировании товарно-денежных отношений, это о формировании гражданского общества, общества по защите прав потребителей, которое имеет огромные возможности, и не только денежные. Сегодня защита прав потребителей - это право на компенсацию морального вреда, это право на возмещение вреда здоровью. Всемирный день защиты прав потребителей будет проходить 15 марта под девизом "Цифровой мир: надёжные смарт-устройства", и защита личностных прав человека - одна из целей этого дня. А, казалось бы, что такое цифровая экономика? Ну, технари, компьютерщики и так далее. Отмахнуться от целого раздела законодательства, который сегодня есть в нашей стране, мы не можем, отменив вот это кургузое, по мнению нашего поколения, определение. Коллеги, здесь в большинстве случаев высказывали упрёки в адрес закона "Об образовании...", он действительно требует большого совершенствования, и те, по существу, спящие опции, посредством которых мы, как гражданское общество, родительское общество, можем войти в образовательное... Здесь равноправные партнёры, две равные стороны: Министерство просвещения предоставляет нам услугу, а мы, как гражданское общество, хотим дать нашим детям, внукам и правнукам нормальную школу, которая их воспитывала бы, которая делала бы их гражданами, патриотами и так далее. Единственный путь, который мы можем избрать, - это закон "О защите прав потребителей", поэтому нам нужно идти вперёд, идти вперёд через совершенствование закона "Об образовании...", через расширение вот этого узенького правового поля, которое называется "образовательная услуга". Я сегодня являюсь председателем попечительского совета в двух московских школах, а московская школа - это 5-6 тысяч учащихся. Я возглавляя попечительский совет, конечно, хмурю брови, иногда покрикиваю на членов совета, но я не имею никаких прав. Сегодня законодательство о защите прав предоставляет нам определённые права, и мы должны идти в этом направлении. Более того, напомню нашим депутатам, что правительство внесло законопроект об оказании государственной услуги. Что это будет означать для нашего образования? Министерство просвещения будет торговать образовательной услугой, и на рынке эту услугу будут покупать у государства любые образовательные учреждения - и государственные, и негосударственные. И этот инструмент мы будем использовать. Нам нужно совершенствовать закон "О защите прав потребителей", нам нужно совершенствовать опции и использовать все возможности, которые он сегодня предоставляет, для защиты нас и наших детей от некачественного образования. С помощью этого инструмента мы должны совершенствовать закон "Об образовании...", а кургузая формулировка "образовательная услуга" позволит нам сохранить действительно богом данную профессию учить, ну, и, наверное (мы, врачи, примажемся), ещё и лечить. Такой законопроект принимать нельзя, он вреден прежде всего для вас и ваших детей. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я начну с лирики. Уважаемый Геннадий Григорьевич, объявляя себя святее меня, вы ничем не рискуете, поскольку я не претендую быть Папой Римским и не претендую на то, чтобы дарить свои мысли Сократу. Я не уверен, кстати, что медицина идёт впереди образования, по крайней мере, Татьяна Алексеевна Голикова, будучи руководителем Счётной палаты, нам многократно приводила данные, что в медицине происходит вытеснение бесплатной медицинской помощи платными услугами, увы. Я думаю, что к тому же самому вы клоните и в отношении образования. Кстати, образование не занимается потребителями, образование не потребляют - его получают, потребить его невозможно, если мы, конечно, не воспитываем квалифицированного (или не квалифицированного) потребителя. Теперь по сути дела. Первое, коллеги. Мои оппоненты занимают немножко странную позицию, они говорят, что согласны, что образование - это не услуга (по крайней мере, так говорила представитель комитета), но не согласны с тем, что услуги из законодательства нужно исключать. Получается что-то вроде следующей известной формулы: "У вас есть собственное мнение?" - "Да". - "Вы с нами согласны?" - "Да". - "А у вас есть собственное мнение?" - "Да, но я с ним не согласен". Надо занимать какую-то одну позицию! Второе. Нам говорят, что услуга имеет нематериальный характер. Уважаемые коллеги, а за что же вы тогда платите? Нам говорят, что услуга, как и образование, имеет двусторонний характер. Ну конечно, вы подставили сапоги, вам их почистили - вы считаете, что это двусторонние отношения? Третье. Нам говорят, что наш законопроект недостаточно учитывает вопросы воспитания. Ровно наоборот, коллеги! При оказании услуг воспитание невозможно, услуги - это идеология мёртвого образования, а мы сторонники образования живого. Далее, что касается срыва бюджетного процесса. Коллеги, ну прямо как у Гоголя, смех сквозь слёзы. Как бюджетный процесс может сорваться из-за того, что в разных законах мы поменяем понятие "образовательные услуги" на "реализация образовательной программы" или на какое-то другое? Мы, кстати, внесли самые разные законопроекты, в том числе и о внесении изменений в Налоговый кодекс, которые отдельно будут рассматриваться, и в другие законодательные акты Российской Федерации. Теперь я попытаюсь ответить на главный вопрос: что, вообще, этот закон, если он будет принят, даст ученику, учителю нашей школы? Отвечаю: зарплата учителя от этого, конечно, не поднимется, но человек жив не хлебом единым. Напомню, больше 100 лет назад знаменитый Макс Вебер сказал, что статус человека определяется двумя составляющими: первая составляющая - это собственно материальное положение, а вторая составляющая - нематериальная, то есть это престиж, статус. Закон об исключении понятия "образовательные услуги" не повлияет на зарплату, но явно повлияет на вторую составляющую - на престиж педагогической работы. Коллеги, если старшеклассник или студент знает, что педагог пришёл оказывать ему услуги, иначе говоря, обслуживать, то уважать его никто не будет. Если педагог приходит к старшекласснику или студенту оказывать услуги, свою личность в преподавание он вкладывать не будет, это совершенно ясно, а это значит как минимум, что образование лишится воспитательной составляющей, то есть главного - вообще воздействия личности на личность, и на качестве образования это не может не сказаться. Напротив, если педагог, ученик, студент, родители убеждены, что образование - это служение, миссия, как, кстати, и говорила министр Ольга Юрьевна Васильева, отношения будут принципиально иными, значит, иными будут и качество образования и воспитание. Конечно, нам нужно принципиально улучшать материальное положение наших учителей (кстати, коллеги неоднократно отклоняли наши законопроекты, направленные на улучшение материального положения учителей), но профессиональный и человеческий престиж - это тоже далеко не последнее, уважаемые коллеги. Я хотел бы вспомнить известную формулу Яна Амоса Коменского: "Сначала любить - потом учить". К сожалению, она часто оказывается в забвении. На мой взгляд, считать образование услугами могут только те, кто не отличает романтическую любовь от секса за деньги. Прошу поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчики хотят выступить? Духаниной включите микрофон. ДУХАНИНА Л. Н. Уважаемые коллеги, я хотела бы поблагодарить всех за такую широкую дискуссию, она значительно расширила пространство обсуждения, значительно вышла за рамки данного законопроекта. Я думаю, что тема образования - и это видно по реакции зала - является одной из главных тем в нашей стране, и наше конструктивное обсуждение пойдёт на пользу нашей стране и нашему будущему. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марданшин, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемые коллеги, я тоже хотел бы буквально два момента отметить. В своём выступлении коллега Олег Николаевич Смолин отметил, что образовательная деятельность является совместной. Здесь я не согласился бы, потому что образовательная деятельность необязательно бывает совместной, двусторонней: ученик, студент, слушатель может пропускать занятия, не сдавать экзамены, может не делать домашнюю работу, но в то же время при этом услуга со стороны образовательного учреждения всё-таки будет оказана. Это первое. И второе. Когда мы выступали, Выборный Анатолий Борисович задал вопрос: что изменится, если мы эти законы примем? Я хотел бы отметить, что в принципе изменятся только термины, а само содержание останется таким же, каким и было, поэтому мы и предлагаем эти законопроекты отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Онищенко Геннадий Григорьевич. Пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, дерзну затруднить вас просьбой передать моему коллеге Смолину, что упоминание безусловных инстинктов я воспринимаю как оскорбление в свой адрес. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллега Смолин слышит. Хорошо, коллеги, все желающие выступили. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги", пункт 14 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 07 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Не принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 1 статьи 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги", пункт 15 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 43 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Не принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части исключения понятия "образовательные услуги", пункт 16 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 19 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Не принимается. По ведению - Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Григорьевич! Я вообще никогда никого не оскорбляю и очень сожалею, что вы, Геннадий Григорьевич, приняли моё заявление на свой счёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.