Заседание № 212
16.02.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 376435-4 "О снятии оговорок к некоторым международным договорам".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 936 по 1224 из 4399
Переходим к пункту 6 порядка работы. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Проект федерального закона "О снятии оговорок к некоторым международным договорам". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра иностранных дел Григория Борисовича Карасина. Пожалуйста, на центральную трибуну, Григорий Борисович. КАРАСИН Г. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Внесённое предложение касается шести антитеррористических конвенций, при присоединении к которым в 70-е и 80-е годы прошлого века Советский Союз сделал так называемые юрисдикционные оговорки, в силу которых положение этих конвенций об обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров относительно толкования и применения этих конвенций не распространялось на Советский Союз, а в последующем, соответственно, на Россию. В целом СССР весьма широко, хотя и не всегда последовательно, делал заявления о непризнании юрисдикции Международного Суда при присоединении к международным договорам. В 80-х годах практика изменилась. В 1989 году Президиум Верховного Совета СССР принял решение о снятии сделанных ранее оговорок к шести так называемым правочеловеческим конвенциям. Следует отметить, что новая Россия вообще отказалась от практики юрисдикционных оговорок. Исключением является, пожалуй, только оговорка к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Предложение о снятии оговорок продиктовано двумя основными мотивами. Во-первых, снятие юрисдикционных оговорок - это значимый шаг со стороны России в поддержку деятельности Международного Суда ООН, его авторитета как основного международного органа по разрешению межгосударственных споров в соответствии с международным правом. Практические действия России с целью признания юрисдикции Международного Суда станут конкретным вкладом в укрепление принципов мирного разрешения межгосударственных споров, для достижения чего механизмы Международного Суда играют важнейшую роль. Россия традиционно на различных форумах и уровнях выступает за укрепление позиций Международного Суда, характеризуя этот универсальный орган международного правосудия как важнейший фактор устойчивости и легитимности Организации Объединённых Наций, в том числе в контексте реализации комплексной стратегии противодействия новым вызовам и угрозам. Уместно напомнить, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая в Международном Суде в 2005 году, поддержал укрепление его роли, отметил огромный вклад Международного Суда в дело мирного разрешения споров, что стало возможно благодаря его независимости, особому статусу и уникальному составу судей. Второй мотив для снятия оговорок заключается собственно в природе упомянутых конвенций, речь идёт об универсальных антитеррористических инструментах. На сегодняшний день их тринадцать. Только к шести из них сделаны оговорки, шесть ратифицированы без оговорок, в отношении ещё одной конвенции - Конвенции 1991 года о маркировке пластиковых взрывчатых веществ для цели их обнаружения - предложение о ратификации без оговорки находится сейчас на рассмотрении российского правительства. Сложилась ситуация, когда применительно к группе однотипных договоров Россия руководствуется различными подходами. При этом следует отметить, что все антитеррористические конвенции содержат практически идентичные положения о порядке разрешения споров, предусматривающие в качестве одного из вариантов возможность обращения в Международный Суд. Для справки скажу, что лишь Алжир, Белоруссия, Китай, Куба и Мозамбик сохраняют оговорки ко всем антитеррористическим конвенциям. США и Великобритания не делали оговорок. Снятие оговорок к антитеррористическим конвенциям отвечает государственным интересам России с учётом задач в сфере антитеррора. Это позволит нам при необходимости и, безусловно, при обеспечении качественной подготовки всех связанных с этим вопросов задействовать механизм суда для решения конфликтных ситуаций с другими государствами - участниками конвенции, например в случаях необоснованного отказа в выдаче нам террористов. Именно на такой важный момент указано в заключении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которая поддержала законопроект. Снятие оговорок не противоречит законодательству России и осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 25 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по международным делам Анатолия Михайловича Старкова. СТАРКОВ А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты и приглашённые! Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О снятии оговорок к некоторым международным договорам", внесённый в Государственную Думу 16 декабря 2006 года Президентом Российской Федерации. В ходе рассмотрения было отмечено следующее. Формулирование оговорок является важным средством обеспечения интересов государства при заключении многосторонних международных договоров. Заявляя отвечающую критериям допустимости оговорку, государство в одностороннем порядке изменяет или исключает применительно к себе юридическое действие определённых статей или положений договора, оставаясь при этом его участником. Вместе с тем, как следует из пункта 1 статьи 22 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и пункта 2 статьи 25 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", государство свободно в любое время в силу тех или иных обстоятельств принять решение о снятии сделанных ранее оговорок. Таким образом, как заявление оговорок к международным договорам, так и их снятие являются суверенным правом государства, не зависящим от волеизъявления других участников договора. В рассматриваемом законопроекте предлагается снять оговорки, сделанные СССР в 80-х годах при подписании ряда антитеррористических международных договоров. Указанные оговорки направлены на непризнание обязательной юрисдикции Международного Суда Организации Объединённых Наций в отношении споров между государствами - участниками договоров относительно их применения и толкования. По мнению комитета, снятие оговорок такого рода в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, создаёт правовую основу использования механизма Международного Суда Организации Объединённых Наций для решения споров с государствами - участниками указанных в законопроекте международных договоров по поводу их толкования и применения. Законопроект направлен на укрепление международно-правовой основы борьбы с международным терроризмом в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, а также принципом мирного разрешения межгосударственных споров. В частности, с учётом того, что все антитеррористические конвенции могут рассматриваться в качестве основания для выдачи лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, признание юрисдикции Международного Суда Организации Объединённых Наций призвано стать инструментом при решении вопросов о выдаче таких лиц Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" оговорки к международному договору могут быть сняты в том же порядке, в каком они были сделаны. Принимая во внимание то обстоятельство, что оговорки к названным международным договорам оформлялись указами Президиума Верховного Совета СССР, решение об их снятии должно быть оформлено в форме федерального закона. На законопроект имеются положительные отзывы Правительства Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по международным делам и положительные заключения Комитета Государственной Думы по безопасности и Правового управления Аппарата Государственной Думы. В связи с вышеизложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять Федеральный закон "О снятии оговорок к некоторым международным договорам". Спасибо за внимание. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Так, вижу: Попов, Свиридов и Квицинский. И подводим черту, да? Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста, ваш вопрос. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня вопрос к Григорию Борисовичу. Григорий Борисович, для целостного представления о рассматриваемом вопросе хотелось бы получить информацию о состоянии ратификации даже не оговорок, а целого договора, связанного с Международным уголовным судом, который, насколько мне известно, одобрило ваше министерство, но тем не менее он находится в администрации президента и его не выносят на ратификацию. Скажите, пожалуйста, в чём задержка? Ведь это очень важный элемент борьбы с терроризмом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон. КАРАСИН Г. Б. Я бы ответил таким образом. Сейчас мы достаточно последовательно и системно совершенствуем свою практику путём снятия вот этих оговорок, путём приведения всего в соответствие друг с другом и с логикой. И именно это позволит нам, будем надеяться, в ближайшее время ратифицировать сам документ, сам закон о Международном Суде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Свиридов. СВИРИДОВ В. В. Уважаемый Анатолий Михайлович, вопрос следующий. Абсолютно правильное решение - то, что мы сегодня должны принять. А вопрос такой: почему мы не делали этого раньше? Сколько лет, особенно последние пять - десять лет, вредители, враги нашей страны сидели за рубежом, поливали нас грязью, финансировали многочисленные акции, в том числе и террористические акции! Прокуратура Российской Федерации выносила все необходимые определения в отношении их. А вот, казалось бы, такой незначительный момент позволяет нам всё это скорректировать, исправить. Почему мы не делали этого раньше? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СТАРКОВ А. М. Уважаемый Валентин Валентинович, это вопрос не к Комитету по международным делам. Мы руководствовались только тем, что в комитет договор поступил 16 декабря 2006 года, в течение этого периода была проведена соответствующая работа в стенах Государственной Думы, и сегодня мы его вынесли на обсуждении в виде законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Квицинский Юлий Александрович. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Григорий Борисович, в прежние времена мы делали оговорки насчёт Международного Суда ООН, поскольку не были уверены, что рассмотрение этим судом интересующих нашу страну вопросов будет достаточно объективным. Сейчас, я так слышу, вроде бы мы даём совершенно другую оценку этим возможностям. Хотя я бы сказал, что у нас в последнее время отношения с Западом скорее несколько обостряются, чем остаются ровными. Я хотел бы спросить. Вот тут упоминалось, что мы на основании отмены этих оговорок можем получить Закаева, это сказал наш спикер. А вот не придётся ли нам кое-кого выдавать по решениям этого суда, в то время как суд не отдаст нам Закаева? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Борисович. КАРАСИН Г. Б. Спасибо, Юлий Александрович, за вполне уместный вопрос. Первое и главное, что я хочу сказать в ответ: у нас не должно быть упрощений, упрощенческих подходов и иллюзий, что, устранив оговорки, мы мгновенно получим в руки инструмент, с помощью которого довольно быстро добьёмся выдачи террористов, которых мы хотим судить у себя дома, включая известного господина Ахмеда Закаева. Безусловно, это создаст необходимые предпосылки, для того чтобы такие вопросы ставить. Но в рамках Международного Суда эти вопросы обсуждаются и решаются пятнадцатью международными судьями прежде всего через призму утверждения, соблюдает та или иная страна условия конвенции или не соблюдает их. То есть прямого вердикта как такового Международный Суд не выносит. Опыт обсуждения и решения подобных сложных юридических вопросов с такими государствами, как Великобритания, и другими западными странами показывает, что очень многое зависит от добросовестной, профессиональной подготовки нашими правоохранительными органами и Генеральной прокуратурой документов, умения действовать в режиме состязательности мнений и подходов и умения в этих сложных, скажем, условиях доказывать свою правоту. За прошедшие годы мы научились многому, поэтому мы считаем, что сейчас своевременно убрать те оговорки, которые скорее свидетельствовали о нашем недоверии или подозрительности относительно политизированного характера решений Международного Суда. Мы умеем доказывать свою точку зрения, но, утверждая это, мы не должны демобилизовываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Анатолий Михайлович. Есть ли желающие выступить по обсуждаемому вопросу? Одна рука, депутат Попов Сергей Алексеевич. Подводим черту. Включите микрофон депутату Попову. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я хочу сказать, что партия "ЯБЛОКО" поддерживает ратификацию данных договоров и, по нашему понятию, это давно пора было сделать. России пора не на словах, а на деле вступать в международное сообщество более весомо, так сказать. И речь в данном случае может идти не только о выдаче Российской Федерации преступников, скрывающихся за её пределами, но и, как совершенно правильно сказал Юлий Александрович, о выдаче Российской Федерацией террористов, скрывающихся в Российской Федерации. И то и другое, если это нужно для обеспечения правосудия, безусловно, нужно делать. Вместе с тем я отметил бы, что остаётся без должного решения ратифицированный подавляющим большинством стран договор о Международном уголовном суде в Гааге. По этому поводу, насколько мне известно, имеется положительное заключение Министерства иностранных дел, имеется невыполненное поручение Президента Российской Федерации Министерству юстиции подготовить соответствующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые не подготовлены, несмотря на то что уже прошло более четырёх лет. И кроме того, имеется определённое опасение нашей страны, что не только из-за плохого качества Уголовного кодекса, который не соответствует международному стандарту в данном вопросе, но и потому, что Российская Федерация не в состоянии полноценно обеспечить права человека в Чеченской Республике, что может вызвать известную напряжённость... Именно поэтому договор, как мы считаем, и не поступает на ратификацию. Между тем уже известно, что другими судами, скажем, Страсбургским судом, было принято решение по поводу несоблюдения прав человека в Чеченской Республике. И безусловно, в этом направлении нужно работать, но не в плане отказа от применения международных норм, которые одобрены всеми странами, - и Российская Федерация одна из первых подписала этот договор, - нужно, чтобы соблюдались права человека в нашей стране и чтобы они были защищены со всех сторон, в том числе и Международным уголовным судом в Гааге. В этой связи я хочу сказать, что борьба с терроризмом, как совершенно правильно отмечается Президентом Российской Федерации, это одно из условий соблюдения защиты прав человека, в том числе и права на жизнь. Ещё раз повторяю, что партия "ЯБЛОКО" за ратификацию этого договора и настаивает на том, чтобы договор о Международном уголовном суде в Гааге был в кратчайшие сроки внесён на ратификацию в Федеральное Собрание Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо партии "ЯБЛОКО" за поддержку. Есть ли желание высказаться у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Также нет. Выносим на "час голосования" этот законопроект.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1631 по 1649 из 4399
Блок "Ратификация...", проект федерального закона "О снятии оговорок к некоторым международным договорам". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 14 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Принимается.