Заседание № 104
О проекте федерального закона № 376179-7 "О ратификации Соглашения о порядке добровольного согласования государствами - членами Евразийского экономического союза с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения Евразийской экономической комиссией разбирательств, связанных с предоставлением государствами - членами Евразийского экономического союза специфических субсидий".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке добровольного согласования государствами - членами Евразийского экономического союза с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения Евразийской экономической комиссией разбирательств, связанных с предоставлением государствами - членами Евразийского экономического союза специфических субсидий". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктора Леонидовича Евтухова. Пожалуйста. ЕВТУХОВ В. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемая Ирина Анатольевна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке добровольного согласования государствами - членами Евразийского экономического союза с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения Евразийской экономической комиссией разбирательств, связанных с предоставлением государствами - членами Евразийского экономического союза специфических субсидий". Основная цель соглашения - создать ещё более прозрачную и предсказуемую систему оценки программ субсидирования по сравнению с той, которая существует в странах - членах Евразийского экономического союза. Это соглашение было разработано и представлено членами Евразийского экономического союза на основании приложения № 28 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Какие две основные позиции заложены в соглашении? Первая позиция: государству - члену союза предоставляется право обращаться в комиссию за согласованием специфической субсидии. На сегодняшний день субсидию можно ввести без согласования с Евразийской экономической комиссией, и это право у стран остаётся, но устанавливается, что если страна обратится и комиссия признает, что эта субсидия является допустимой, то другие страны - члены ЕАЭС не могут проводить компенсирующее расследование против данной страны и против этой субсидии и, соответственно, вводить компенсирующие меры в отношении получателя согласованной субсидии. И вторая позиция: у государств-членов появляется возможность обращаться в комиссию для проведения разбирательств по промышленным субсидиям, которые предоставляются другими государствами-членами (при наличии, конечно, свидетельств ущерба отрасли национальной экономики). На сегодняшний день любое государство может само проводить такое расследование, но теперь появится возможность обратиться в Евразийскую экономическую комиссию. Евразийская экономическая комиссия по 15 критериям проведёт соответствующий анализ, даст оценку и примет решение, которое станет обязательным для государства-члена, если оно будет негативным и субсидия будет отнесена к разряду запрещённых. Все страны, кроме нас, уже ратифицировали данное соглашение. Просьба поддержать ратификацию со стороны Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Умахана Магомедгаджиевича Умаханова. Пожалуйста. УМАХАНОВ У. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Хочу отметить, что особое место в соглашении занимает порядок проведения разбирательств по вопросам предоставления государствами - членами Евразийского экономического союза специфических субсидий в случае наличия оснований, свидетельствующих о рисках нанесения ущерба государству - члену Евразийского экономического союза, в том числе хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на трансграничных рынках, или в случае наличия нарушений условий, порядка предоставления уже согласованных специфических субсидий. Необходимо отметить, что выполнение российской стороной положений данного соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства. Не потребуется также дополнительных расходов из федерального бюджета. В комитете проведена необходимая экспертная работа по подборке соответствующих материалов. Имеются положительные заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы и комитетов-соисполнителей - Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, а также Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Счётная палата Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеет. Реализация соглашения даст новый импульс развитию Евразийского экономического союза. Исходя из изложенного Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе ратифицировать соглашение. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Виктор Леонидович, скажите, пожалуйста, при прочих равных решение ВТО или решение комиссии ЕАЭС будет являться превалирующим? ЕВТУХОВ В. Л. У нас есть договорённость, что нормы ВТО, которые касаются субсидий, предоставляемых в наших странах, а также всех мер, связанных с проведением расследования, - антидемпинговых, спецзащитных, - мы не применяем, мы можем применять в отношении друг друга только компенсационные меры, так что в этом плане нормы ВТО на нас не распространяются. Например, если Российская Федерация проводит расследования в отношении других стран в неограниченном количестве и принимает решения о введении, применении меры, то в отношении стран - членов ЕАЭС такая мера не вводится, не применяется, в отношении друг друга мы можем проводить только компенсационные расследования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Морозов Антон Юрьевич. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Виктор Леонидович, не приведёт ли ратификация данного соглашения к тому, что возникнут определённые ограничения, связанные с субсидированием перспективных производств, с развитием, внедрением новых технологий и инноваций в рамках Евразийского экономического союза, вызванные необходимостью согласования и достижения каких-то договорённостей с Евразийской экономической комиссией? Мы ведь большое внимание уделяем именно инновационным проектам, и мы уже имеем опыт вступления в ВТО, когда в результате этой согласительной деятельности возникали определённые ограничения. Данные вопросы рассматривались министерством при подготовке к ратификации? Как вы собираетесь противостоять этим проблемам в случае, если они возникнут? ЕВТУХОВ В. Л. У Евразийской экономической комиссии довольно широкий спектр критериев допустимости, это и субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологического переоборудования, и поддержка предприятий в сложном экономическом положении и совместных проектов в рамках ЕАЭС - не буду все перечислять, их достаточно много, то есть очень широкий спектр возможностей для того, чтобы предоставлять данную субсидию. Запрещёнными являются субсидии, направленные либо на ограничение импорта товаров стран ЕАЭС на территории друг друга, либо на откровенную поддержку экспорта. Мы внимательно за этим следим. Специфическая субсидия может быть признана недопустимой в том случае, если она существенным образом влияет на экономику других государств - членов Евразийского экономического союза. Так что, мне кажется, у нас, наоборот, расширяются возможности для предоставления субсидий. Когда мы предлагаем субсидии (а Российская Федерация - страна, наиболее активно субсидирующая свои предприятия), обращаемся в Евразийскую экономическую комиссию и комиссия, в соответствии со своими критериями, считает данную субсидию допустимой, мы таким образом расширяем свои меры поддержки. И ни одна страна - член ЕАЭС предоставление данной субсидии, как я уже сказал, оспорить не сможет. Так что, на мой взгляд - да и не только на мой, так оно и есть, - мы расширяем возможности для субсидирования в том числе наших предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Виктор Леонидович, существует ли процедура оспаривания решения комиссии в случае отказа в проведении разбирательства? ЕВТУХОВ В. Л. Вы имеете в виду второй пункт данного соглашения, ситуацию, когда страна обращается, а Евразийская экономическая комиссия отказывает? Я правильно понял вопрос? Если мы ратифицируем соглашение и оно вступит в силу, в случае если страна - член ЕАЭС обратится в Евразийскую экономическую комиссию, комиссия обязана будет провести соответствующее расследование и принять решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Виктор Леонидович, уважаемая Ирина Анатольевна! Видимо, Евтухов знает что-то, чего не знаем мы. Виктор Леонидович, разрешите задать вам, как в прошлом заместителю министра юстиции, сейчас заместителю министра промышленности и торговли, несколько иной вопрос. Вот очередное громкое решение Стокгольмского международного арбитражного суда по разбирательству "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" для меня стало ещё одним подтверждением того, что... Почему-то наши юристы, наше правительство не предъявили и не предъявляют аналогичных многомиллиардных исков за разорванные договоры на поставки всего, чего только можно, в результате санкций, односторонних каких-то демаршей. Если взять отношения с Украиной, то посмотрите, сколько потерь многомиллиардных понесла Россия! А где реакция правительства, где реакция наших юристов, где соответствующие иски? Может быть, действительно мы сами в чём-то не дорабатываем и в результате получаем вот такие решения, которые я в качестве примера сейчас привёл? Может быть, по этому вопросу у вас есть какие-то предложения, какие-то действия, о которых мы не знаем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это выступление было. В заключительном слове докладчик ответит. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Значение документа, который вынесен сегодня на ратификацию, гораздо больше, чем, может быть, кажется кому-то в нашем зале. На самом деле мы предпринимаем конкретный шаг по расширению полномочий Евразийской экономической комиссии и делаем это несмотря на риск, связанный с тем, что мы и сами можем оказаться объектом расследования в связи с субсидиями, которые мы предоставляем на производство промышленных товаров. Мы делаем это сознательно, потому что заинтересованы в развитии Евразийского экономического союза. Строго говоря, на пути эгоизма, экономического эгоизма, который свойственен любому государству, в том числе и нашему, стоит перспектива создания общего рынка и общего крепкого экономического союза, который был бы в состоянии конкурировать с другими экономическими союзами, такими как Европейский союз или АСЕАН. Хочу обратить ваше внимание на то, что, по мнению экспертов... Я прошу добавить мне время - я выступаю от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЗАТУЛИН К. Ф. ...по мнению экспертов, экономистов, целый ряд отраслей нашей экономики могут быть рентабельны и самодостаточны только в том случае, если 250-300 миллионов человек будут потребителями этой продукции. И конечно, прежде всего резерв для нас - это наши ближайшие соседи, это страны, которые согласились объединиться с нами в Евразийский экономический союз. Решение, которое мы сегодня рассматриваем, будет мягким, если мы его примем, - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает проголосовать за ратификацию, потому что речь идёт о добровольности. Впервые, как мне кажется, так подробно излагаются основания для того, чтобы признать субсидии имеющими право на существование, обратите внимание, это есть в документе - пятнадцать разных случаев, когда субсидия считается на самом деле оправданной и не может быть на этом основании отвергнута. Тем не менее согласование вот этих общих условий создаёт правила игры, и создаются эти правила игры достаточно мягко, осторожно, но вместе с тем последовательно - это очень важно. Ратификация этого соглашения имеет, если хотите, символическое значение, все другие участники ЕАЭС уже его ратифицировали - это тоже понятно, поскольку они в этом заинтересованы. Но и мы, по большому счёту, заинтересованы в том, чтобы наконец-то Евразийский экономический союз заработал в полную силу, потому что, повторяю, конкуренция одной только Российской Федерации с другими экономиками заранее приводит к тому, что целый ряд отраслей нашей промышленности, в том числе высокотехнологичных, проигрывает в этой конкуренции, если нет внутреннего рынка. Мы укрепляем этот внутренний рынок. По большому счёту, рано или поздно мы должны прийти к мнению, например, правильно или неправильно мы сегодня ведём торговые войны с Белоруссией из-за молочной продукции, потому что, если этот товар произведён в рамках ЕАЭС, значит, мы все заинтересованы в том, чтобы Белоруссия производила молоко. Но данное соглашение не затрагивает сельскохозяйственные товары, и это тоже правильно, поскольку сельское хозяйство во многих странах Евразийского экономического союза сегодня, ну, достаточно уязвимая отрасль, она только выходит на высокие результаты, как это случилось с нашим сельским хозяйством за последние несколько лет. Речь идёт только о промышленных товарах. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию этого документа и призывает депутатов Государственной Думы проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Представитель правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста, заключительное слово. ЕВТУХОВ В. Л. Спасибо, Константин Фёдорович, за поддержку. Так или иначе я хотел сказать, что это право, но не обязанность, как я уже подчёркивал, то есть норма в большей степени диспозитивная для членов стран ЕАЭС, действительно только для того, чтобы сделать систему предоставления субсидий более прозрачной, это правда. Отвечая на вопрос Олега Анатольевича, первую часть я пропущу, а что касается обращения ко мне, как к бывшему заместителю министра юстиции (Олег Анатольевич тоже юрист), спор "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" - это спор хозяйствующих субъектов. Если хозяйствующему субъекту "Газпрому" потребуется помощь правительства, например профильного ведомства, которое его курирует, или Министерства экономического развития, являющегося министерством, которое отстаивает интересы Российской Федерации на треке ВТО, то, конечно, хозяйствующий субъект "Газпром" сможет обратиться за такой поддержкой, но думаю, что у них хватает сил и юристов, для того чтобы этот спор вести самим. А что касается вопросов, связанных с нашим участием в ВТО и теми мерами, которые применяются против нас, ну, и мы применяем антидемпинговые меры, у нас их сейчас семнадцать действует в отношении отдельных стран и отдельных видов продукции, а вот при том, что сейчас США ввели пошлину на сталь и алюминий соответственно 25 и 10 процентов против ряда стран, за исключением Канады и Мексики, как вы знаете (сейчас они приостановили действие этой меры в отношении стран Европейского союза и Австралии, по-моему, но это вплотную касается Российской Федерации и Китая), здесь, безусловно, задача и нашего министерства, и Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития - активно включиться в этот процесс, обратиться в орган ВТО по разрешению споров и добиться признания, что данные пошлины введены с нарушением норм ВТО. Вот здесь мы в обязательном порядке включаемся и отрабатываем эти вопросы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке добровольного согласования государствами - членами Евразийского экономического союза с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения Евразийской экономической комиссией разбирательств, связанных с предоставлением государствами - членами Евразийского экономического союза специфических субсидий", пункт 8 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 08 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Закон принят.