Заседание № 231
О проекте федерального закона № 375982-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в части приведения отдельных положений законодательных актов в соответствие с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 7-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации. Доклад Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вчера мы приняли проект закона во втором чтении. В ходе подготовки к третьему чтению возникла необходимость скорректировать текст, поступили дополнительные поправки. Уважаемые коллеги, хотел бы попросить вас вернуть законопроект к процедуре второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы вернёмся при рассмотрении данного законопроекта под пунктом 7 к процедуре второго чтения? Нет. Ставится на голосование. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 05 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Данный законопроект возвращается к процедуре второго чтения. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, поступило три поправки ко второму чтению. Все они проработаны, погружены в таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию, касаются, если совсем коротко, установления единого правового пространства в субъектах Российской Федерации в области организации дорожного движения и повышения эффективности безопасного дорожного движения, в том числе в столице Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет просит их поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 07 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование законопроект, 7-й вопрос нашей повестки, во втором чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 38 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, проект закона прошёл правовую и юридико-техническую, лингвистическую экспертизы, спасибо большое Аппарату Государственной Думы за оперативную работу. Замечаний юридико-технического, лингвистического, правового характера не имеется. Прошу поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы рассмотрим данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет. Есть ли желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Ну, уважаемые коллеги, что тут можно сказать? Мы уже говорили в отношении работы комиссии, это и к нам имеет отношение. Пожалуйста, покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, мы будем голосовать против этого законопроекта, потому что считаем, что он нарушает сегодня Конституцию Российской Федерации. Напомню, статья 12 чётко резюмирует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в рамках своих полномочий местное самоуправление совершенно свободно. Понятно, что есть государственные полномочия, они передаются иногда органам местного самоуправления, но, скажем так, это дорога со встречным движением. Если эти полномочия плохо выполняются, значит, у органов государственной власти, в том числе и у губернатора, есть право их забрать на свой уровень и осуществлять их самостоятельно, а не в рамках такой выстроенной системы соподчинения, которую предлагается реализовывать этим законопроектом, когда губернатор, не являясь работодателем мэра, потому что формально его избирает всё-таки не глава администрации, его избирают люди, даже если делают это через Совет, объявляет выговор. Вы сами понимаете, что мэр не находится в подчинении губернатору и объявлять ему выговор, ну, совершенно неправильно. Точно так же, как, мы считаем, нецелесообразно, когда сам губернатор своим решением без согласования даже с депутатами представительного органа может отстранять в данном случае главу поселения либо района от должности. При этом, скажем так, мотивировки могут быть самые разные. Вот, например, даже по тому же знаменитому полномочию по собакам, полномочию по отлову этих самых животных, которое мы тут долго обсуждали, можно сегодня любого нашего градоначальника или любого главу администрации лишить полномочий, потому что он не выполняет должным образом переданные государственные полномочия. Поэтому мы будем голосовать против и призываем к этому же всех остальных. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект, 7-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 46 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Федеральный закон под пунктом 7 порядка работы принят.
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 375982-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в части приведения отдельных положений законодательных актов в соответствие с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
40-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Докладывает Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект закона, подготовленный к рассмотрению во втором чтении. В основном вносятся в законодательные акты изменения, касающиеся наименований органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Поступило ко второму чтению 96 поправок: 88 поддержаны, включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, 8 поправок помещены в таблицу поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Уважаемые коллеги, комитет рекомендует поддержать таблицы поправок и принять проект закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 36 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 51 чел.11,3 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 2 и 5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Поправки 3 и 6 - с одним докладом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 2, 5, 3, 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 05 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. По поправке 2 - Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В соответствии с положениями внесённого законопроекта высшее должностное лицо - губернатор региона может объявить выговор главе муниципального образования за ненадлежащее выполнение переданных государственных полномочий. Само слово "выговор", на наш взгляд, здесь абсолютно неуместно: глава муниципального образования не находится в прямом служебном подчинении, поэтому объявлять ему выговор неправильно. Мы предлагаем заменить слово "выговор" на слово "предупреждение" (есть и другие варианты) и делать это только через представительные органы муниципального образования. В противном случае нарушается самостоятельность местного самоуправления, несмотря на единый характер публичной власти, а, я напомню, она закреплена в Конституции Российской Федерации, в тех самых разделах, которые нельзя изменять. Местное самоуправление - это отдельный вариант управления, и, соответственно, высшее должностное лицо не может объявлять выговор, потому что мэр города или глава поселения не подчиняется ему напрямую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич, мнение комитета. ДИДЕНКО А. Н. Подробно или коротко? (Оживление в зале.) Уважаемые коллеги, не поддерживается поправка, потому что речь идёт о выговоре главе муниципального образования, связанном с реализацией им отдельных переданных государственных полномочий. По нашему мнению, у главы субъекта такое полномочие должно быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 2. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 02 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 9 чел.2,0 % Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7 % Результат: не принято Отклоняется поправка. По поправке 5 - Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Небольшое замечание, Алексей Николаевич. Если глава не выполняет какое-то государственное полномочие, значит, заберите это полномочие и выполняйте его за счёт региональных властей, а не объявляйте выговоры и не изображайте такого вышестоящего начальника, которым, по сути, губернатор, если обратиться к Конституции, не является. Поправкой 5 предлагается не давать губернатору прямого права отстранять от должности нерадивого, как он считает, не выполняющего какие-то государственные полномочия главу администрации, если он в течение месяца не принял мер по устранению причин, послуживших основанием для объявления ему выговора, а передать это полномочие представительному органу. То есть губернатор или глава региона обращается в соответствующий представительный орган - это либо Совет, либо Дума, где как называется, - и местные депутаты принимают решение, нужно ли отстранять или не нужно отстранять их главу. Причём глава может быть - где-то ещё это осталось - всенародно избранным, то есть люди избирают главу, а губернатор берёт и снимает, причём иногда (чуть позже, может быть, скажу об этом, в рамках выступления) по достаточно надуманным основаниям. Предлагается передать это право, ну, как минимум дать право на согласование отстранения от должности представительным органам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ДИДЕНКО А. Н. Есть запрос на короткое выступление. На самом деле органы местного самоуправления и глава входят в единую систему публичной власти как раз в соответствии с той Конституцией, редакция которой была одобрена населением на всенародном голосовании и поддержана Государственной Думой. Это первое. Второе. Депутаты местного представительного органа и так выражают свою волю в случае отстранения, отрешения главы администрации, главы муниципального образования от должности через голосование. Путём голосования их мнение выражается, потому что напрямую высшее должностное лицо отстранить его не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 5. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 27 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % Результат: не принято Не принимается поправка. Поправки 3 и 6 обосновывает Андрей Анатольевич Алёхин. АЛЁХИН А. А. В настоящее время подавляющее большинство глав районов, мэров городов избирается через Советы. Соответственно, у Советов и должно быть право окончательного решения относительно того, объявлять ли предупреждение, выговор, отстранять ли мэра или главу от должности. Губернатор может внести подобное представление в Совет, но решение остаётся только за депутатами. Как финансируются муниципалитеты, мы знаем, поэтому любого главу при желании можно подвести под увольнение. В этой ситуации главы муниципалитетов в первую очередь будут подотчётны не населению, а губернатору. Ну, как работают главы, мэры городов гораздо лучше знают именно депутаты - они не враги себе и населению, поэтому окончательное решение должно быть за ними. Я могу привести примеры по Омску, когда мэры города, в частности Рощупкин Валерий Павлович, Шрейдер Виктор Филиппович, которые сделали для развития города очень много, работали в режиме конфликта с действующим губернатором. Но Омский городской Совет поддерживал именно их, и город от этого только выиграл. А если бы действовали предлагаемые новеллы, тогда бы они уже не работали, губернатор эту проблему решил бы на раз. Призываю депутатов поддержать представленные поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. На самом деле я не ту поправку прочитал, Алексей Владимирович, это была аргументация по 6-й поправке, то, что я вам сказал. А теперь аргументирую поправку 5, Алексея Владимировича. Поправки 6 и 3 не поддерживаем, аргументация прозвучала раньше. По поправке Алексея Владимировича, которую мы уже проголосовали. Действительно, если исходить из принципа системной ответственности главы муниципального образования, то отстранить, отрешить его может как представительный орган - но в случаях, определённых законом, - так и высшее должностное лицо, но исключительно в связи с неэффективным исполнением им отдельных переданных государственных полномочий. Поэтому ни 5-я, ни 6-я поправки, ни 3-я... И 7-я, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, 7-ю не выносили. ДИДЕНКО А. Н. Поправка 2 не поддерживается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. ДИДЕНКО А. Н. Всё, аргументация дана по всем поправкам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 3. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 09 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Результат: не принято Отклоняется поправка. И ставится на голосование поправка 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 33 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9 % Результат: не принято Не принимается поправка. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 59 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 55 чел.12,2 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Алексей Николаевич, вам слово. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просим, пока во всяком случае, поставить в порядок работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Учли.
Заседание № 155
О проекте федерального закона № 375982-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения отдельных положений законодательных актов в соответствие с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Геннадий Олегович Панин. ПАНИН Г. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Более 60 законодательных актов приводится в соответствие с вступившим в силу 414-м федеральным законом. Кроме того, законопроектом предлагается отнести к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения учреждение печатного средства массовой информации и (или) сетевого издания для доведения до сведения жителей муниципальных образований официальной информации. Предоставляется именно право официального опубликования, обнародования муниципальных правовых актов в соответствии с уставами муниципальных образований, в полной мере учитывающими их специфику, в таких сетевых изданиях. Это делается в том числе в соответствии с постановлением Конституционного Суда для полного и адекватного использования возможностей современного информационного пространства при опубликовании муниципальных нормативных актов. Предлагаемые изменения ускорят и упростят их обнародование, позволят, коллеги, сэкономить средства местных бюджетов, о которых мы часто здесь печёмся. Также предусматривается исключение из 131-го федерального закона положений, регулирующих вопросы компетенции избирательных комиссий муниципальных образований. Теперь, вы знаете, организация подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума возложена на территориальные избирательные комиссии. Законопроектом предлагается дополнить закон положениями, предоставляющими право высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации выносить предупреждения, объявлять выговор главе муниципального образования, руководителю местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Положениями законопроекта высшее должностное лицо субъекта наделяется правом отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации, в случае если в течение месяца со дня вынесения высшим должностным лицом субъекта предупреждения, объявления выговора данным должностным лицом не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения или объявления выговора. Эти изменения необходимы в целях согласования положений 131-го федерального закона с нормами 414-го федерального закона, в котором уже предусмотрены аналогичные положения. В процессе подготовки законопроекта к первому чтению были получены предложения и замечания, которые будут учтены ко второму чтению. Уважаемые коллеги, прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Олегович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Автор законопроекта довольно подробно изложил его суть. В первую очередь я хочу вас всех поздравить: 20 лет прошло - мы наконец-то будем муниципальные правовые акты публиковать не только в бумажных, но и в сетевых изданиях. Нам понадобилось несколько десятков лет, чтобы эту важнейшую норму провести в стенах российского парламента, очень многих переубедить, очень многим аргументировать, что и сегодня у нас по закону "О порядке освещения деятельности органов государственной власти..." созданы специальные места, ну, то есть стоит компьютер, подключённый к Интернету, можно подойти к этой точке и ознакомиться с любыми документами. Нет, мы заставляли наши бедные муниципалитеты печатать постоянно эти справочники, они уже лет 15 выходят с просьбой, чтобы это безобразие прекратилось, но вот только сегодня мы - лишь в первом чтении - это завершим. О чём закон? Ну, конечно, можно сказать, что он технический, кроме одной маленькой детали - с принятием этого закона появляется право губернаторов отправлять в отставку мэров городов. Ну, вроде бы такая незаметная норма, но 30 лет её не было. Что является основанием? Основанием является неисполнение главой в течение месяца после выговора, ну, там, замечания, предупреждения обязанностей по переданным государственным полномочиям. Ну какое переданное полномочие у нас самое интересное в последнее время? Полномочие по собакам. Вот мы, Государственная Дума, в 2018 году передали... вернее, наделили регион полномочиями, регион скинул на муниципалитет, дал 5 копеек - всё. Собака покусала, какой-нибудь там трагический случай - мэру выговор: устранить! Естественно, за месяц тысячи собак с улиц его города не пропадут и кусать никого не перестанут. Ну и у губернатора появятся абсолютно легальные основания такого главу отрешить. Вот, собственно говоря, ради чего всё и писалось. Помните, фильм есть интересный про выборы, говорят: "Можно эту строку убрать? - Нет, потому что ради неё всё и писалось". Так вот ради этого всё и писалось. Естественно, все регионы поддерживают, и консолидированные отзывы есть, консолидированных, я вам скажу, даже 15... А, нет, кто-то против, два каких-то органа против высказались, ну, до конца, видимо, дочитали всё-таки. Я хочу сказать, что, конечно, очень серьёзные изменения. Это нужно будет учитывать в нашей практике, в экспертном сообществе давно эта дискуссия идёт - давать ли губернаторам право отрешения? Ну, в законопроекте, который принят в первом чтении, мы губернаторам дали право предлагать кандидатуры. Губернатор три фамилии написал, муниципалитет в Думу спустил - вот депутаты должны утвердить главу, то есть уже в части наделения полномочиями губернаторы получили довольно серьёзные инструменты. А отправлять в отставку? Ну, наверное, нужно синхронно эти нормы рассматривать и принимать: если ты наделяешь кого-то полномочиями мэра, то есть своим доверием, то ты вправе и в связи с утратой доверия или неисполнением каких-то полномочий его досрочно отправить в отставку. Вот, мне кажется, это самая главная нестыковка - то, что, не приняв полностью новый законопроект о местном самоуправлении, где губернатор предлагает кандидатуры, фактически наделяет полномочиями через парламент главу муниципального образования, мы ему параллельно даём право того отрешать. Конечно, напрямую избранные, избранные через конкурс главы по этому механизму не должны быть отрешены или отправлены в отставку. Вот, на мой взгляд, главная политическая нестыковка. А в целом наша фракция давно предлагала усилить возможности губернаторов воздействовать на мэров городов (это фракционную позицию, не комитета я сейчас выражаю), поэтому, считаю, можно поддерживать. Но конечно, гарантии защиты интересов наших мэров должны быть. Ну совершенно очевидно, что невозможно в тех объёмах финансовых средств, с которыми полномочия по собакам спустили, их реализовать эффективно, невозможно! И кучу других полномочий: и лесные необъятные какие-то полномочия, и многие, многие другие. Вот гидротехнические сооружения - это же как можно... Содержание плотин передали муниципалитетам - о чём говорить? Ну о чём вы говорите?! Это сложнейшие гидротехнические сооружения, там целые институты работали - нет, муниципалитеты должны решать, исполнять эти полномочия. А денег дали 5 процентов того, сколько потребуется. Это всеобщая проблема, над ней нужно дальше работать, вы видите, регионы поддерживают инициативу. Таким образом, что касается публикации муниципальных правовых актов, это, конечно, прорыв, а в плане введения нового вида ответственности, наверное, следовало бы принимать какие-то нормы параллельно с нормами о наделении губернаторов правом представлять кандидатуры мэров представительному органу муниципального образования. В целом комитет поддерживает инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Автору вопрос: вот вы давно... были вы когда-нибудь в органах местного самоуправления и вообще общались с главами администраций? Для начала надо решать первичные проблемы. Первичная проблема - не снятие с должности, а то, что там средств нет, в этих местных самоуправлениях. И вот этим законом мы предоставим возможность губернаторам принимать волюнтаристские решения: не нравится какой-то глава администрации или глава, раз - предупреждение, второй раз - на выход. Но этих глав выбирают люди прямым голосованием, и люди доверяют этим главам местного самоуправления. Сначала надо финансирование, может, направить туда, а потом уже этими вопросами заниматься, как вы считаете? Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панину включите микрофон. ПАНИН Г. О. Уважаемый Евгений Иванович, не то что был и знакомился с деятельностью органов местного самоуправления, а буквально два года назад управлял одним из муниципальных образований в Подмосковье. И могу ответить на ваш вопрос в части наделения высшего должностного лица правом отправить в отставку мэра или руководителя администрации: эта норма прописана в статье 131 Конституции Российской Федерации, мы наш действующий 131-й федеральный закон приводим в соответствие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Геннадий Олегович, вопрос в развитие предыдущего вопроса коллеги. Не превратится ли такой закон в руках высших должностных лиц субъектов РФ в инструмент, механизм для проявления элементов кумовства, панибратства, в способ воздействия на неугодных руководителей местной власти? Есть ли механизм, какой контроль предусмотрен для пресечения возможного произвола высших должностных лиц? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панину включите микрофон. ПАНИН Г. О. Уважаемый Вячеслав Михайлович, нет, я не согласен с вашими предположениями. В законопроекте чётко прописано, что сначала выносится предупреждение, даётся срок на исполнение, вернее, на устранение, и только после этого высшее должностное лицо вправе - подчёркиваю, имеет право - удалить в отставку. А в части законности или незаконности решения - у нас есть суд, в который глава всегда может обратиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к разработчикам в развитие вот всех тезисов, которые прозвучали. Естественно, главная норма здесь, я полностью согласен с председателем комитета, - это возможность отстранения мэров, глав муниципальных образований от должностей. Значит, у меня вопрос такой: мы приняли полтора года назад в первом чтении законопроект... проект нового закона о местном самоуправлении в системе публичной власти - какой смысл сегодня одну из норм вводить в действующее законодательство без введения всех остальных? Этот законопроект спорный, мы его критиковали, но там есть одна, на мой взгляд, правильная норма - это восстановление прямых выборов глав всех муниципальных образований. Вот если восстановить прямые выборы, которые в большинстве муниципальных образований сейчас поотменяли, тогда он имел бы смысл, а сегодня... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панину включите микрофон. ПАНИН Г. О. Ренат Исмаилович, я подчёркиваю, что данная норма приводит законодательство в соответствие с 414-м федеральным законом, с Конституцией Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Геннадий Олегович, ещё раз, в продолжение всех вопросов: всё-таки считаете ли вы правомочными действия губернатора по отрешению главы муниципалитета в случае, когда глава не назначается, а избирается, не нарушаются ли здесь конституционные права по волеизъявлению граждан? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панину включите микрофон. ПАНИН Г. О. Нарушений я здесь не вижу. Могу лишь провести аналогию с правом президента отправить избранного населением губернатора в отставку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. У меня вопрос к комитету. Бесспорно, мы должны закладывать механизмы для отзыва нерадивых глав муниципальных образований, которые некачественно, неправильно либо ещё как-то исполняют свои полномочия, особенно те, которые им переданы. Но мы прекрасно понимаем: если мы деньгами не обеспечиваем, то они пойдут в суд и по суду будут отменять эти решения, и это может привести, ну, на мой взгляд, к нехорошим, как говорится, последствиям. Как вы считаете, может быть, нам, чтобы уйти от всего этого, прописать, что следует отстранять тех глав, которые не исполняли полномочия, которые были в полном объёме либо в достаточном объёме профинансированы? Вот это было бы справедливо. Когда он деньги получил и не сделал - с него за это можно спрашивать. А говорить, мол, сделайте бесплатно - ну, понятно, вынесут ему предупреждение или... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Мысль-то разумная, только у нас в принципе по 414-му закону и по Конституции невозможна передача полномочий без подкрепления финансовыми средствами, ну, если это для кого-то новость... Предполагается, что если полномочие передано, то оно передано со всеми необходимыми финансами, в том числе по собакам, в том числе по лесу, в том числе по содержанию гидротехнических сооружений. Всё хорошо, все полномочия переданы, и все деньги переданы в полном объёме, если кто-то не знал, - только соответствует ли это действительности? Если пять лет назад лесные полномочия стоили икс рублей, их изъяли, теперь передали обратно в муниципалитеты как государственные - уже икс пополам. Но если у нас действительно регион умеет на лесные полномочия тратить в 2 раза меньше денег, вот на эффективную реализацию этих полномочий, если он это умеет, так, может, пускай он это и делает? Или, если он умеет собак содержать за копейки, может, он обратно это заберёт и сам тогда делает? Или по гидротехническим сооружениям десятки миллионов, а там миллиарды нужны: если он умеет их содержать, может быть, пускай сам содержит? А так предполагается, что все полномочия переданы со всеми необходимыми финансами. Это не нужно прописывать, это давным-давно прописано в Конституции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Геннадий Олегович, судя по содержанию вопросов, которые задают мои коллеги, становится совершенно очевидно, что принятием этого закона мы похороним институт низовых муниципальных выборов. Мы уже сегодня не можем на уровне муниципалитетов найти кандидатов в депутаты, кандидатов в главы, а где-то эти выборы ещё сохранились. В этой части, разделяя иронию Алексея Николаевича, вопрос: этот законопроект защищает интересы губернатора, он даже защищает интересы главы муниципалитета (потому что предполагает несколько мер предварительных - выговор и прочее), а как интересы населения, которое доверило главе муниципалитета защищать эти самые интересы, учитываются в этом законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панину включите микрофон. ПАНИН Г. О. Нина Александровна, я считаю, что интересы населения, конечно, учитываются, потому что, вы прекрасно знаете, сейчас, до введения этой нормы, практически невозможно отстранить главу, который должным образом не исполняет свои полномочия. Я считаю, что та норма, которую мы предлагаем, как раз даст возможность нерадивых глав отстранять, не дожидаясь окончания срока их полномочий, пока они будут, в общем-то, работать спустя рукава. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Алексей Николаевич, вопрос вам, как опытному законодателю и защитнику интересов местного самоуправления. Разделяю вашу позицию в отношении того, что сомнения действительно существуют: могут быть и политические мотивы, и мотивы, как в том фильме, личной неприязни и так далее и всё это можно подогнать, так сказать, под предупреждение и прочие дела. Но у меня вопрос, касающийся первой части новеллы, которую вы положительно охарактеризовали: скажите, учреждение наряду с печатным сетевого издания предполагает, что параллельно в двух изданиях будут публиковаться нормативные акты муниципального образования или же в каком-то одном? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо за вопрос. Нет, предполагается именно выбор одного из способов, потому что они в статье через запятую идут - там либо, либо, в том числе печатные издания. Понятно, что крупные муниципалитеты будут продолжать это делать, там, крупные городские округа, миллионники, малые и средние города - все они и дальше будут продолжать печатать, где это востребовано, там, где есть какая-то, ну, библиотечная система, система органов, куда это можно разослать, это будет дальше рассылаться. Речь идёт как раз о тех, для кого это непомерная финансовая нагрузка. Знаете, вот есть такой способ оповещения, когда просто перед сельсоветом на доске объявлений приклеивают какой-то нормативный правовой акт, и, знаете, удивительно, но все жители деревни или села знают его содержание. Для этого не нужно печатать многостраничный талмуд, журнал и так далее, всё-таки это всё дорого, бумага дорожает, ресурсов всё меньше и меньше у муниципалитетов. И они сами обратились, то есть это их просьба - маленьких муниципалитетов, сельсоветов, поселений - уже наконец-то отменить норму об обязательном печатном опубликовании, потому что они просто не справляются, уже фиктивно просто делают в одном экземпляре этот журнал, кладут в администрации. А на самом деле и этого делать не нужно: включил компьютер один на почте, в администрации, обеспечил точку доступа - и вот, пожалуйста, у тебя интернет-сайт, на сайте в разделе "Муниципальные правовые акты" ты можешь найти любой акт и в разделе новостей также любые новые нормативные правовые акты. То есть здесь ни в коей степени не ущемляется право граждан на информированность о состоянии дел в муниципалитете, наоборот, они с этой инициативой много, много лет выступали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панину включите микрофон. ПАНИН Г. О. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я хотел бы добавить. Всё-таки у нас предусмотрено наравне с печатным изданием и (или) сетевое издание, и я с трибуны об этом говорил, хочу повторить, в соответствии с уставами муниципальных образований. То есть представительный орган власти каждого муниципалитета вправе в соответствии со спецификой своей территории принять то или иное решение. А по поводу экономии - я вам могу сказать на примере Подмосковья, которое я представляю: экономия, если мы уйдём полностью в цифру, для бюджета, скажем так, общего, консолидированного будет 429 миллионов. Это серьёзные цифры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Геннадию Олеговичу. В пояснительной записке написано, что это чисто технический закон, но тем, кто прочитал до конца, сразу понятно, где собака порылась. Когда с этой инициативой выходят, получается, что... Это может привести, более чем вероятно, к неустойчивости кадровой политики местного самоуправления, в том числе к демотивации кадров. Их и так нет. Значит, останутся в покое те, которые, как вы сказали... не нерадивые, а те, которые угодны губернатору, они будут работать, несмотря на массу замечаний, на массу негативной информации и недовольства населения. А те, которые не устраивают по политическим мотивам, по разным другим? Вы ссылаетесь, говорите, что это всё статья Конституции. Такое впечатление, что вы взяли 51-ю статью и нам вот ответы такие даёте на вопросы. Кто просчитывал варианты, до какого предела может дойти вот это устранение кадров... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панину включите микрофон. ПАНИН Г. О. Спасибо за вопрос. Ну, как говорится, из песни слов не выкинешь: в Конституции и в действующем 414-м федеральном законе это прописано, поэтому я это и повторяю, как мантру, если вы один и тот же вопрос задаёте. А в части кумовства и панибратства могу сказать так: у нас остаётся в 131-м федеральном законе норма, которая позволяет не только высшему должностному лицу отправить в отставку главу муниципального образования - в результате двукратного непринятия отчёта по итогам работы за год главы представительный орган власти также имеет право, в общем-то, инициировать вопрос об отправлении в отставку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, ну, вот когда мы принимали закон о поправках, вообще о публичной власти, приводили в соответствие, так сказать, с новой концепцией, уже тогда было понятно, что вот эту новую концепцию не то чтобы недообсудили, её вообще не обсуждали. То есть как-то по умолчанию у нас сворачивается, ну, показавшая себя неэффективной во многом система местного самоуправления. Ну это же правда, да? Она сворачивается, и вроде бы никто особо о ней не сожалеет: ни народ наш не сожалеет, ни власть, ни депутаты. Но что мы взамен-то хотим создать - вот это-то мы с вами не обсудили, понимаете? Ну конечно, нужна управляемость, конечно, нужно, чтобы у губернатора была власть, чтобы он мог вмешаться, потому что к нему приходят люди и говорят: доколе это терпеть, глава бестолковый, ничего не делает, занимается не тем - и нужно бы вмешаться и так далее, правильно? Правильно. Но у нас обычно получается, что доходит до крайностей всё. Вот когда перегибаем, то есть даём больше полномочий, правильно здесь было сказано, закончится чем? "Чего изволите" будет: ты начальник - я дурак. Вот таких будем подбирать глав. А того, который что-то будет поперёк говорить губернатору или, может быть, на что-то указывать, наверное, проще будет в бараний рог скрутить. Это только одна часть проблемы, коллеги. Есть вторая часть, которая касается политической системы. Предыдущая система местного самоуправления, которую мы с вами сейчас демонтируем, соответствовала какой-то политической системе в целом. А сейчас-то мы с вами что строим? Ну сейчас сделаем как бы вертикаль дальше - правильно здесь сказали, чем закончится это, да сейчас уже заканчивается это на выборах чем? Ну всё, нет никакого... Оппозиции-то не будет, потому что глава будет делать то, что ему скажет губернатор, а он скажет: я вас, главы, буду сейчас оценивать так, как проголосуют граждане за меня на выборах губернатора. Это сплошь и рядом во всех регионах происходит, уже происходит, а сейчас вы им даёте ещё дополнительные полномочия. Не обсуждаем мы с вами сейчас этот инструмент, он эффективный, конечно, всегда губернаторская власть жёсткая, это эффективный инструмент, но он рискованный. Да, он рискованный, и ответить на эти риски можно, только если мы с вами в целом концепцию можем обсудить. Мы к чему идём-то? К унитарному состоянию опять. Ну мы же с вами проходили это всё, мы же должны прийти к тому, что тогда и назначать он их должен, если он их отрешить может, понимаете? Ну вот мы стоим на других позициях. Можно, я от фракции чуть-чуть буквально добавлю? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КУЗНЕЦОВ А. А. Мы приняли решение о свободном голосовании по этому вопросу, потому что и коллеги наши есть в соавторах этого законопроекта, и в целом, я ещё раз говорю, в принципе-то, как инструмент, это нормальная мера. Но она должна сопровождаться разными страховочными институтами. Например, в моем понимании, было бы правильно, если бы всё-таки через суд отстранялся глава, чтобы у него хоть какая-то защищённость была. Ну пускай губернатор выходит в суд, выводит определённую систему доказательств и так далее - это была бы более защищённая история. И следующий момент. А где здесь глас народа-то, где здесь глас народа?! Ну раз вы его отстраняете без участия людей, так и назначайте тогда без участия людей, берите полностью ответственность на себя! И мы к чему опять придём? К однопартийной системе, когда скажут: мы одни берём на себя ответственность, а все остальные, кто не с нами, ищите себе другое место применения. Мы с вами, коллеги, это всё проходили. Я к чему призываю? Да, сейчас будет свободное голосование - можно не сомневаться, что этот законопроект сейчас пройдёт, можно не сомневаться, что мы дадим дополнительные инструменты губернаторам, и губернаторы будут счастливы. Но я вам хочу сказать ещё об одном моменте: кадровая политика на местах на уровне местного самоуправления, которого сейчас уже не будет, она-то ведь не изменится, она ещё больше ухудшится, потому что транслирование лояльности на уровне главы города будет дальше продолжаться. Он точно так же будет собирать себе лояльную команду, которую он может назначить и отстранить, - и здесь должны быть законодательные ограничения, мы об этом говорили уже. К сожалению, пока эта работа не ведётся в Государственной Думе. Был законопроект, который на уровне региональной власти выставлял более подробные кадровые ограничения, чтобы профессионально оценивать тех, кого назначают. На уровне местного самоуправления этих барьеров сегодня нет. Я вам, коллеги, приводил примеры: у нас в муниципалитетах коммуналкой управляют бывшие сотрудники правоохранительных органов, образованием - финансисты и так далее, и так далее, и так далее. Главное - лояльность к главе. Вот если эти вопросы мы не затронем, мы не изменим ситуацию управляемости в нашей стране, не появятся ни планы развития этих малых территорий, ни их профессиональное исполнение. Поэтому хотелось бы, чтобы та дискуссия... она была просто отодвинута, её не было, этой дискуссии. Давайте мы это сделаем, давайте мы обсудим тот образ будущего в плане организации местного самоуправления, то, что мы хотим построить в нашей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Морозов Сергей Иванович. МОРОЗОВ С. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вот я стою перед вами, человек, которого здесь демонизируют. Я работал в должности губернатора, проработал почти 17 лет руководителем региона, а до этого, кстати, я работал главой города, главой одного из крупнейших муниципалитетов, а до этого я был начальником управления одного из муниципалитетов. И я хочу ещё раз сказать о том, что суть управления территорией не в противостоянии, а в консолидации и поиске правильных и эффективных управленческих решений. И никто, ни один губернатор... Вот у меня было из 167 муниципальных образований порядка 30 руководителей муниципалитетов - представителей не "ЕДИНОЙ РОССИИ", а и КПРФ, и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...", и никто их по политическим мотивам не гнобил, все занимались развитием. Но у нас очень много, надо честно сказать, - и Геннадий Олегович несомненно молодец, что поднял эту тему на уровень законопроектной деятельности, - людей, которые находятся в руководстве муниципалитетов и не справляются с теми вызовами, которые стоят. Почему люди должны быть в заложниках у них? Почему нельзя оперативно устранить все эти препоны, чтобы быстро принимать управленческие решения, реализовывать наши национальные, государственные, региональные, муниципальные проекты? Мы исходили из того, что надо дать право губернатору, - если мы говорим только об одной поправке, кстати, в этом законопроекте о десятках поправок ведётся речь, - и в этом ничего зазорного нет, тем более что он несёт ответственность не только перед населением, но и перед Президентом Российской Федерации, а значит, и перед нашим Федеральным Собранием. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект, потому что его ждут с нетерпением огромное количество руководителей в муниципальных образованиях. Я проехал, готовясь к рассмотрению этого законопроекта, по десяти регионам, и они ждут его: и главы муниципальных образований, и главы поселений, а не только городов, и губернаторы. Ещё раз повторяю: "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект и предлагает вам тоже поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Содокладчик? Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Сегодня четверг - всё равно все вовремя уедут. Не переживайте, буквально три минутки. Просто для того, чтобы ясность внести, чтобы не обвинили в двуличии. Я в том числе являюсь автором этого законопроекта - чтобы не говорили, что я не защитник... Я действительно считаю себя защитником местного самоуправления и глав и объясню почему. Вот мы в ходе подготовки к рассмотрению и первого большого проекта закона, когда в первом чтении его принимали, и этого законопроекта очень много с коллегами обсуждали в кулуарах в том числе норму об отстранении глав от должности. Право на судебную защиту всегда сохраняется, никто его не отменит - оно будет всегда. Периодически наши западные партнёры (в кавычках) или наши НКО публикуют отчёты о том, как много в России сажают мэров. Такое впечатление, что у нас все мэры... что ни мэр, то криминал какой-то. На самом деле суть в том, что конституционно-правовая конструкция такая, что мэр - самая защищённая политическая единица, его практически невозможно досрочно отправить в отставку. Две жёлтые карточки в течение года или неисполнение полномочий - там разбирательства в течение полугода. Действительно, проблема может быть в том, что эта процедура была усложнена, поэтому там, где возникали политические разногласия, в том числе на базе неэффективного использования бюджетных средств, возникали уголовные дела. И мы, положа руку на сердце, размышляя о том, является ли эта норма уместной, ну, между собой уже решили, что лучше пускай его отстраняют по решению губернатора, чем он пойдёт в тюрьму, понимаете? Это первое. И второе. Если мы действительно губернатору даём право наделять полномочиями мэров, вернее, представлять кандидатуры для голосования в представительном органе, то он определённое доверие ему оказывает. И вариант отстранения и отправления в отставку в связи с утратой доверия, связанный с тем, что он не реализовал какие-то государственные полномочия, тоже должен быть. То есть именно поэтому я за, это лучше, чем уголовные дела, только поэтому. Эти бедные мэры... Скоро уже, как педиатров, их будем по всей стране искать, чтобы мэр возглавил какой-нибудь город, потому что уже на самом деле специалистов-то не остаётся: старые уходят, а молодые просто не годятся. В этом плане мы - и комитет, и фракция - будем поддерживать инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 50 сек.) Проголосовало за 284 чел.63,1 % Проголосовало против 65 чел.14,4 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.