Заседание № 33
09.06.2004
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 375254-3 "О внесении дополнений в пункт 2 статьи 20 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (в части расширения юрисдикции верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4784 по 5089 из 6551
20-й вопрос, о проекте федерального конституционного закона "О внесении дополнений в пункт 2 статьи 20 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". По доверенности Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа доклад ее представителя Леонида Юлиановича Рокецкого. Пожалуйста. РОКЕЦКИЙ Л. Ю., член Совета Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Здесь я должен сегодня представить два закона о судебной системе. В общем-то, два закона, но предмет рассмотрения у них один. Первый законопроект, проект федерального конституционного закона, предлагает распространить юрисдикцию суда второй инстанции субъекта Федерации на территорию или часть территории другого субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, а проект второго, федерального закона как раз определяет часть вот этого другого субъекта Российской Федерации. Для чего это нужно? Красноярский край в своем составе имеет Эвенкийский автономный округ и Таймырский автономный округ. На территории края создано три суда второй инстанции - областной и два окружных. На Таймыре есть свой окружной суд второй инстанции, он находится в Дудинке. Рядом с Дудинкой, в 70-80 километрах, находятся города Норильск, Кайеркан, Талнах, где проживает большая часть населения, но в суд второй инстанции они вынуждены ездить за 2 тысячи километров в Красноярск. Естественно, разумно было бы не гонять людей (а там достаточно много дел - около семисот дел в год), чтобы они могли в федеральный суд, а это суд второй инстанции, обращаться за 70 километров в Дудинку, а не мчаться каждый раз в Красноярск. Я видел подготовленные материалы, отзывы, конечно, все они отрицательные. Но почему же, когда идет административная реформа в России и мы хотим подтвердить независимость судов, независимость судебной системы, тем не менее с вашей помощью всё загоняется в рамки этих федеральных княжеств или... Ну, я не хочу кого-то оскорблять, но это именно так. А ведь есть возможность сделать так, чтобы гражданин выбирал место, где ему искать защиты. Я хочу напомнить, что основное возражение формальное: мол, город Норильск входит в Красноярский край, а не в Таймырский округ. Дорогие коллеги, но ведь Таймыр тоже входит в Красноярский край. И здесь нет никакого противоречия! Дело сложное, но противоречия нет. Я не знаю, как вы сможете преодолеть вот это свое настроение не принимать данные законы. Да хотя для меня это привычно - я здесь не первый раз на трибуне стою и помню, что ни одна законодательная инициатива субъекта Федерации не прошла. Видимо, так оно будет и дальше. Но тем не менее задумайтесь: вы бы сделали очень важный шаг в формировании независимой федеральной судебной системы, не подотчетной ни губернатору, ни депутатам, ни краю, ни округу - никому! И почему от этого отказываться, когда есть инициатива, когда есть в наличии кадры, когда всё готово для этого? Вы бы сделали, ну, в общем-то, хороший, добрый жест по отношению к населению. Я не знаю, как вас еще убеждать, но очень бы хотел, чтобы вы разумно подошли к проблеме и хотя бы в порядке исключения... Не спешите голосовать, поручите доработать этот проект, и, может быть, стоит дополнительные доводы учесть и еще раз вынести на рассмотрение. Прошу вас, уважаемые коллеги-депутаты, внимательно к этому отнестись, так как и мы внимательно относимся к вашим инициативам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Юлианович. Для содоклада слово предоставляется первому заместителю председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александру Петровичу Москальцу. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Ну, я так же, как и докладчик, прошу вашего разрешения, в связи с тем что проекты законов, указанные в нашем порядке работы 20-м и 21-м, относятся к одному предмету рассмотрения, рассказать о них в одном содокладе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно. МОСКАЛЕЦ А. П. Спасибо. Итак, уважаемые коллеги, суть вопроса. В 2001 году был создан суд Таймырского автономного округа в составе десяти судей, при этом три районных и один городской суд этого же округа имеют общую численность только девять человек. Но вопрос даже и не в этом перекосе, тут есть еще и другое. Дело в том, что количество рассмотренных в суде второй инстанции дел за 2002 год составило только сто сорок восемь, то есть в среднем одно дело в месяц на одного судью. Дума Таймырского автономного округа, посчитав, что при таком количестве судей окружного суда и объеме дел нецелесообразно создавать полноценный суд, вышла с законодательной инициативой о дополнении пункта 2 статьи 20 закона "О судебной системе Российской Федерации". Сегодня этот федеральный конституционный закон устанавливает, что Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, а также суды автономной области и округа рассматривают дела в качестве первой и второй инстанций и в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам и что эти суды являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Дума округа предлагает дополнить этот порядок тем, что суды одних субъектов Российской Федерации могут рассматривать дела на территории или части территории иных субъектов Российской Федерации. Чем еще, кроме слабой собственной загрузки судов, такое предложение было мотивировано? Дума округа отмечает в пояснительной записке, что на территории округа находятся города, как уже было сказано в докладе, Норильск, Талнах, Кайеркан и поселок Снежногорск с административным подчинением Красноярскому краю. Вот тут я повторю, это очень важно: они административно подчинены Красноярскому краю. Сегодня для них судом второй инстанции является Красноярский краевой суд, рассмотревший - вот есть статистика - за последний год семьсот четыре дела во второй инстанции. Дума округа предлагает эту часть территории Красноярского края отдать под юрисдикцию суда Таймырского автономного округа. Но при всех этих доводах мы вынуждены были отметить, что такая ситуация для Таймырского автономного округа не является объективной, она носит больше искусственный характер и несет на себе к тому же и тяжесть других вопросов. Ситуация и ранее всегда была такова, что зона экономического влияния Норильского промышленного района была ощутима в Таймырском автономном округе, столица округа Дудинка - это порт и склад норильского комбината. При этом административная подчиненность городов и поселков Норильского промрайона всегда была за Красноярским краем, и сегодня они являются территорией этого края, да и сам Таймырский автономный округ в прошлом составлял часть территории Красноярского края. Сейчас это такой же субъект Федерации, как и Красноярский край. Ранее в Красноярский край входили и Хакасская автономная область, и Эвенкийский и Таймырский автономные округа. На сегодня в соответствии с Конституцией, статья 65, это самостоятельные субъекты Российской Федерации и Таймырский автономный округ в Красноярский край не входит. И вот если нам согласиться с позицией Таймырского автономного округа, то этим законопроектом мы затронем систему административно-территориального деления этих субъектов Российской Федерации, а Красноярский край, как мы видим из материалов к данным законопроектам, и не давал согласия на такое изменение закона. Непонятно при этом, как вести себя и Красноярскому краевому суду, который по закону является именно вышестоящим судом на всей территории Красноярского края. Но по проекту, по дополнению к закону, тут может быть таковым и другой суд, то есть происходит откровенная накладка в юрисдикции равных судов, окружного и краевого. Нам представляется, что до внесения законопроекта Думой Таймырского автономного округа не были просчитаны последствия его для правовой системы и вообще в целом для страны, федерального устройства государства, принципов его административно-территориального деления, а также устройства всех ветвей власти. Конкретные же вопросы деятельности суда Таймырского автономного округа должны решаться, конечно, другим путем, может быть, даже сокращением установленной численности. С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает проект федерального конституционного закона "О внесении дополнений в пункт 2 статьи 20 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и проект федерального закона "О внесении дополнений в пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О создании суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа", внесенные Думой Таймырского автономного округа, отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу один. Несколько вопросов, да? Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Александр Петрович, я не понимаю, так все-таки 2 тысячи километров или 70 километров?.. Или в силу того, что границы уже установились, мы не можем перешагнуть через какую-то формальность? Наверное, наступила ситуация, когда надо внимательнее быть к людям, потому что действительно двое суток человек идет для того, чтобы его судили, его доставить не могут, то есть нечем доставить и прочее, и прочее, тут, вообще, надо на оленях ехать. Вот мы теоретически построили систему, на бумажке, а в жизни она не такая, ну как быть-то? МОСКАЛЕЦ А. П. Нет, в жизни эта система работает, и достаточно давно, много десятков лет. Я скажу, что Норильский промрайон всегда был, еще и в Советском Союзе, в подчинении Красноярского края и окружного суда никогда не было, были районные суды. Для осужденных и задержанных в Норильске имеется следственный изолятор, который по своей емкости вполне обеспечивает содержание и осужденных, и подсудимых, и обвиняемых, и вообще других конвоируемых лиц. То, что там краевой суд и красноярский, и таймырский... но ведь норильский-то весь работал и сейчас работает на Красноярск в плане второй инстанции. Если краевой суд работает по первой инстанции, то то же с краевым судом в Красноярске. Но ведь мы знаем, что есть и выездные сессии, и есть система вообще. Суд идет к человеку, туда, куда нужно, где много свидетелей, потерпевших или же других категорий лиц. Практика всей этой работы в Норильске, на Таймыре и в Красноярском крае уже устоявшаяся, и таких вопросов никогда не возникало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Ситнов Виктор Владимирович. СИТНОВ В. В., фракция "Единая Россия". Я понимаю, вы мой земляк и хорошо знаете ситуацию, но инициатором этого законопроекта был я, как председатель Думы Таймырского автономного округа. Изменилась ситуация, и вопрос у меня такой. Вы оговорились или просто специально это сделали: Таймырский автономный округ входит в состав Красноярского края или нет по Конституции? МОСКАЛЕЦ А. П. Таймырский автономный округ является самостоятельным субъектом в составе Российской Федерации. Это статья 65. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Юрий Павлович, ваш вопрос. ИВАНОВ Ю. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я хотел бы, чтобы обратили внимание на то обстоятельство, что речь идет о кассационных делах. В кассационную инстанцию обвиняемые, осужденные доставляются в исключительных случаях, по гражданским делам явка граждан необязательна. Но дело не в этом. Коллега Москалец не сказал еще одну вещь. Мы в комитете рекомендовали Красноярскому краевому суду резко увеличить количество выездных сессий. Вполне достаточно суду на две, на три недели выехать, допустим, составом по гражданским делам, чтобы разгрести те дела, которые есть на Таймыре, а количество их там крайне незначительное. Я не думаю, что сосредоточение на Таймыре в руках десяти судей всей вертикали правосудия будет существенно способствовать улучшению соблюдения прав и свобод граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Райков Геннадий Иванович. Включите микрофон, пожалуйста. РАЙКОВ Г. И., председатель Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, фракция "Единая Россия". У меня вопрос к Леониду Юлиановичу Рокецкому, докладчику. Леонид Юлианович, насколько я понял, предложение Таймыра состоит в том, чтобы ликвидировать, вообще-то, подсудность судов, чтобы в каждой нашей федеративной республике был совсем автономный суд. Даже вот в Германии суд земли Бавария всё равно подсуден суду Федеративной Республики Германия. Подсудность сама за себя говорит. Правильно говорит Иванов, кассационность тех, других дел... Ваше же предложение - об организации ряда автономных, совершенно независимых ни от кого судов, как-то это не вяжется ни с чем. РОКЕЦКИЙ Л. Ю. Отсюда отвечать или оттуда? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С места можно. Присядьте на любое место, мы включим микрофон. По карточке Гузанова включите, пожалуйста, микрофон. РОКЕЦКИЙ Л. Ю. Спасибо, Геннадий Иванович, за вопрос. Я, конечно, не такой тонкий юрист, как вы, чтобы так вот вам ответить, но я считаю, что действительно суды должны быть независимы и автономны. И если вы намекаете, боитесь того, что суд может быть независимым и работать будет только в соответствии с законом, и считаете, что надо делать баварский суд, который подчиняется канцлеру, это неправильно. Пусть они приезжают в Россию и учатся, как должно быть. Я хочу также сказать, что суд везде - российский и действует по одним законам и на Таймыре, и в Красноярске, и в Москве. И я хочу также сказать, что в своем выступлении коллега Москалец формально подошел... Главная причина формального подхода - что это другой субъект Российской Федерации, что противоречит решению Конституционного Суда, по которому Таймырский автономный округ имеет особый статус субъекта Российской Федерации, входящего в Красноярский край. Это решение есть, оно действует, и поэтому ссылаться на то, что это другой субъект Федерации как-то нетактично, наверное, потому что это особый случай. А десять судей, которые есть в Дудинке, ну, их может быть пятнадцать, и они не ниже по квалификации, чем красноярские, потому что они все в одной школе... ну, в общем-то, одинаково учились. Я также хочу еще раз обратиться к вам, вижу, что вы чуть-чуть вот задумались над этим вопросом: суд, независимый федеральный суд, везде имеет статус федерального. И я думаю, что когда-то будет так, что не все пойдут в Басманный суд, по месту прописки, а будут выбирать тот районный суд, который им нравится. Кстати, и вы, уважаемые депутаты, в 2003 году приняли закон, разрешающий в субъекте Федерации - городе Москве именно так людям себя вести. А сейчас подошло время другого субъекта Российской Федерации. Мало того, мы не даем на откуп там всю территорию Красноярского края, как вы считаете, а именно то, что единый... Люди в одном месте живут, а ездят одни - за 70 километров, другие - за 2 тысячи, кто-то сказал. Да, этот закон нужен вашим избирателям. Прошу еще раз внимательно отнестись к этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. Дополнить! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дополнить? Нет смысла. Всё, Александр Петрович, присаживайтесь, спасибо. Есть желающие выступить? Нет желающих выступить. Есть ли необходимость выступить у полномочного представителя правительства, представителя президента? Нет. Ставятся на голосование по очереди 20-й и 21-й пункты порядка работы. Пункт 20, о проекте федерального конституционного закона "О внесении дополнений в пункт 2 статьи 20 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 22 сек.) Проголосовало за 48 чел.10,7% Проголосовало против 20 чел.4,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 68 чел. Не голосовало 382 чел.84,9% Результат: не принято Не принимается. Пункт 21, о проекте федерального закона "О внесении дополнений в пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О создании суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа". Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 59 сек.) Проголосовало за 46 чел.10,2% Проголосовало против 21 чел.4,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 67 чел. Не голосовало 383 чел.85,1% Результат: не принято Не принимается.