Заседание № 179

10.09.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 375192-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся ответственности за правонарушения в области рынка ценных бумаг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4154 по 4313 из 6915
Пункт 15 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона     
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных         
правонарушениях". Доклад представителя Законодательного Собрания Кировской      
области депутата Государственной Думы Алексея Михайловича Розувана.             
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Михайлович.                                                 
                                                                                
РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О   
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях", внесённый Законодательным Собранием Кировской области,        
целью принятия которого является смягчение ответственности за правонарушения    
в области рынка ценных бумаг. Данным законопроектом предлагается внести         
изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в   
части снижения нижней границы штрафов за правонарушения в области рынка         
ценных бумаг и введения новой санкции в виде предупреждения за совершение       
правонарушений, предусмотренных статьями 13, 15 и 19 кодекса.                   
                                                                                
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 9 февраля 2009 года №       
9-ФЗ, внёсшего изменения в Кодекс об административных правонарушениях, была     
значительно ужесточена ответственность за нарушения законодательства            
Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной      
ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. Практика     
применения этого закона показала отсутствие дифференцированного подхода к       
назначению наказания за правонарушения в области рынка ценных бумаг.            
Многократно усиливая наказание, законодатель исходил из того, что такого рода   
правонарушения могут нести существенную угрозу правам и законным интересам      
широкого круга лиц. Это особенно характерно для крупных эмитентов, чьи ценные   
бумаги продаются на бирже, профессиональных участников рынка ценных бумаг.      
Однако ситуация коснулась всех эмитентов, включая субъекты малого и среднего    
предпринимательства.                                                            
                                                                                
За большинство административных правонарушений указанным федеральным законом    
предусмотрена ответственность в виде штрафа от 500 тысяч рублей и выше. При     
этом возможность её назначения не ставится в зависимость ни от годовой суммы    
выручки правонарушителя, ни от совокупной стоимости всех его активов. В такой   
ситуации требование части 3 статьи 4.1 Кодекса об административных              
правонарушениях, обязывающее учитывать имущественное и финансовое положение     
юридического лица при назначении ему наказания, становится заведомо             
невыполнимым. Вместе с тем эффективность правоприменительной системы в          
правовом государстве должна основываться не на тяжести наказания, а на его      
неотвратимости.                                                                 
                                                                                
Как показывает практика, в большинстве случаев совершаемые небольшими           
региональными компаниями правонарушения по своей общественной опасности и       
возможным последствиям несопоставимы с размером налагаемого штрафа. Более       
того, для многих региональных предприятий наложение крупного штрафа даже в      
минимальных размерах является непосильным бременем и может привести к           
банкротству. В частности, с данной проблемой столкнулись                        
сельхозпроизводители, лесозаготовители, часть которых в настоящее время         
является акционерными обществами. Уже на сегодняшний день ряд хозяйствующих     
субъектов подверглись наказанию наложением непосильных для них штрафов. С       
вступлением в силу указанного федерального закона значительно увеличилось       
число случаев финансового шантажа мелких и средних предпринимателей.            
Ужесточение административного наказания взято на вооружение инициаторами        
корпоративных войн, поскольку установленные санкции представляются им           
дополнительным средством, с помощью которого удобно воздействовать на           
бизнес-структуры, используя формальный повод, ибо размер штрафов производит     
впечатление на любого руководителя.                                             
                                                                                
С учётом того что определённая часть правонарушений по своему характеру         
являются малозначительными, совершёнными по неосторожности, наказание за их     
совершение должно быть соразмерным, а санкции должны быть дифференцированными   
и иметь более низкую границу штрафа. Указанные меры дали бы возможность         
административному органу и судам дифференцированно назначать административное   
наказание с учётом характера конкретного правонарушения, степени его            
общественной опасности, имущественного и финансового положения.                 
                                                                                
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации и в заключении          
профильных комитетов поддерживается идея дифференцированного подхода к          
назначению такого рода административного наказания, однако в связи с рядом      
недоработок законопроект в целом ими не поддерживается. Считаю возможным        
поддержать концепцию данного законопроекта, принять его в первом чтении и       
доработать с учётом имеющихся замечаний.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному   
законодательству и государственному строительству Александр Петрович            
Москалец.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Мотивируя      
своё законодательное предложение, авторы указали, что федеральным законом в     
феврале 2009 года была усилена ответственность - заметьте, за что - за          
нарушение законодательства об акционерных обществах, обществах с ограниченной   
ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. Но при       
этом, как якобы показала практика (ну, на это указывают авторы), в              
большинстве случаев совершаемые небольшими региональными компаниями             
правонарушения по своей общественной опасности и возможным последствиям         
несопоставимы с размером административного штрафа. И вот с учётом того, что,    
как полагают авторы, определённая часть правонарушений являются                 
малозначительными, совершёнными по неосторожности, наказание за их совершение   
должно быть соразмерным и иметь более низкую границу штрафов.                   
                                                                                
А вот теперь после доводов авторов давайте попробуем разобраться в их           
обоснованности и целесообразности. Итак, обсуждаемый законопроект охватывает    
следующие нарушения: первое - неисполнение обязанности акционерного общества    
по хранению документов; второе - нарушение порядка эмиссии ценных бумаг;        
третье - нарушение порядка предоставления и раскрытия информации на рынке       
ценных бумаг; четвёртое - воспрепятствование осуществлению прав,                
удостоверенных ценными бумагами; пятое - нарушение права ведения реестра        
владельцев ценных бумаг; шестое - нарушение порядка подготовки и проведения     
общих собраний акционеров. Полагаю, уже даже только из этого перечня вы,        
уважаемые коллеги, увидели, что вопрос касается не каких-то бытовых или         
общепринятых действий и их нарушений, а относится к довольно особой             
деятельности, которой занимаются вполне подготовленные люди, и они не только    
могут, а просто обязаны полно и точно исполнять требования законодательства.    
И если же они этого не делают, то - давайте не будем лукавить - они это         
делают умышленно и в определённых целях, ущемляя и нарушая права и интересы     
других лиц.                                                                     
                                                                                
Мы совершенно не считаем, что существующие административные санкции являются    
чем-то несоразмерным, но тем не менее авторы законопроекта предлагают нижнюю    
границу штрафов снизить ровно в десять раз, то есть на целый порядок. Честно    
говоря, в таком случае логика остаётся непонятной. Ну, вот смотрите, к          
примеру, сегодня штраф за недобросовестную эмиссию установлен по статье 15.17   
Кодекса об административных правонарушениях от пятисот до семисот тысяч         
рублей, а законопроектом предлагается штраф от пятидесяти до всё равно          
семисот тысяч рублей. И что меняется? По сути ничего: и ранее можно было        
привлечь к ответственности в виде штрафа до семисот тысяч рублей, и по          
рассматриваемому законопроекту штраф может быть тем же самым, только лишь       
усмотрение судьи с 40 процентов возрастает до 1400 процентов. Да и не           
очень-то я согласен с тем, чтобы безалаберные, бестолковые действия в этой      
обсуждаемой области квалифицировать как неосторожные, так же как и не           
согласен с тем, чтобы незаконные действия должностных лиц выдавать за           
халатность, злоупотребление, подлог и так далее, вместо того чтобы просто       
сказать, что это коррупция. И вот в связи с этим следует признать, что в        
рассматриваемых законодательных предложениях коррупционных мотивов, к           
сожалению, даже намного больше, чем в существующей сегодня схеме.               
                                                                                
Ну и в заключение о таком тезисе авторского обоснования законопроекта, как      
малозначительность. Уважаемые коллеги, тут надо не забывать, что в              
соответствии со статьёй 2.9 Кодекса об административных правонарушениях при     
малозначительности административного правонарушения лицо, уполномоченное        
решить дело о таком правонарушении, и так может вообще освободить виновное      
лицо от административной ответственности.                                       
                                                                                
Полагаю этим и завершить свой анализ и предлагаю вам, уважаемые депутаты, от    
имени Комитета по конституционному законодательству и государственному          
строительству рассматриваемый законопроект отклонить.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по данному законопроекту к докладчику и    
содокладчику? Нет вопросов.                                                     
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет    
желающих. Полномочный представитель президента в Государственной Думе не        
желает, полномочный представитель правительства в Государственной Думе также    
не желает.                                                                      
                                                                                
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской            
Федерации об административных правонарушениях" выносится на "час                
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5470 по 5487 из 6915
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 15      
повестки дня. Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием.      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                      3 чел.                                          
Не голосовало                 447 чел.99,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.