Заседание № 210

08.02.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 375185-5 "О внесении изменений в статьи 5 и 7-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (о дополнительных гарантиях занятости для граждан в возрасте от двадцати до двадцати трёх лет).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3133 по 3571 из 6076
Пункт 17. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и      
7-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской             
Федерации". Доклад представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн)           
Республики Саха (Якутия) депутата Государственной Думы Юлии Анатольевны         
Песковской.                                                                     
                                                                                
ПЕСКОВСКАЯ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законодательное Собрание (Ил      
Тумэн) Республики Саха (Якутия) вносит проект закона "О внесении изменений в    
статьи 5 и 7-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в             
Российской Федерации" с целью повышения эффективности деятельности органов      
службы занятости, повышения доступности государственных услуг,                  
предоставляемых молодёжи органами службы занятости, и снятия социальной         
напряжённости на рынке труда молодёжи. Существующие на данный момент            
возрастные ограничения - до двадцати лет - исключают, во-первых, возможность    
участия в программах по трудоустройству, а во-вторых, усугубляют социальное     
положение молодых людей при поиске работы после двадцати лет, ведь после        
окончания обучения в учреждениях начального и среднего профессионального        
образования возраст значительной части выпускников превышает установленные      
возрастные ограничения в связи с прохождением военной службы, поступлением в    
указанные образовательные учреждения в более старшем возрасте, рождением        
ребёнка. Все мы знаем, что мамочки тоже зачастую... То есть с опозданием наши   
молодые люди имеют возможность в дальнейшем продолжить учёбу.                   
                                                                                
Мы все с вами понимаем, что молодые люди завершают обучение в школе в           
семнадцать-восемнадцать лет, затем не менее трёх лет обучаются в учреждениях    
начального и среднего профессионального образования и чаще всего на момент      
завершения обучения возраст молодых людей уже превышает двадцать лет, а при     
отсутствии опыта работы они годами порой не могут трудоустроиться. Это          
является главным аргументом для установления возрастного ценза - до двадцати    
трёх лет. А ещё необходимо учитывать, что выпускники учреждений начального и    
среднего профессионального образования, в основном из малообеспеченных семей    
и семей со средними доходами, были вынуждены в силу обстоятельств обращаться    
в органы службы занятости, поэтому они уже не могут относиться к категории      
впервые ищущих работу, теряя при этом государственные гарантии. Вот так         
пагубно в дальнейшем для молодых безработных аукается подработка в свободное    
от учёбы время с целью решения материальных проблем семьи.                      
                                                                                
Внесение изменений в абзац шестой части 2 статьи 5 и абзац девятый части 3      
статьи 7-1 указанного закона позволит устранить в действующей редакции          
ограничения прав граждан на труд и защиту от безработицы, обеспечивая равный    
доступ к государственным услугам, предоставляемым органами службы занятости,    
и расширить возможность трудоустройства выпускников учреждений начального и     
среднего профессионального образования в возрасте от восемнадцати до двадцати   
трёх лет независимо от трудового опыта.                                         
                                                                                
Проанализировав все отзывы по данному законопроекту, можно сделать выводы,      
что и Правительство Российской Федерации, и Комитет Госдумы по труду и          
социальной политике, и Министерство здравоохранения и социального развития, и   
профсоюзы, и субъекты Российской Федерации концептуально не возражают по        
данному закону и подтверждают, что проблема имеет место быть. Главный           
аргумент против - это увеличение расходных обязательств и несоответствие        
статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. А если по сути концепции     
закона принципиальных возражений нет, то проект может быть принят, но только    
с изменением срока, для того чтобы уточнить расходы и внести изменения в        
федеральный бюджет, если необходимых средств, предусматриваемых в резерве,      
определяемом статьёй 7.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в   
Российской Федерации", будет недостаточно. Концептуально возразили по данному   
проекту федерального закона только общественные объединения работодателей,      
Российский союз промышленников и предпринимателей. Предлагаются приоритеты      
для подростков, не получающих профобразование и не имеющих опыта работы, с      
чем невозможно согласиться, так как государство должно обеспечить и охватить    
всех молодых людей профессиональной подготовкой, обеспечивающей путёвку в       
жизнь. Профессия - это востребованность на рынке труда и конкурентность в       
условиях рынка.                                                                 
                                                                                
На основании вышеизложенного прошу поддержать законодательную инициативу        
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад от комитета делает Анатолий Семёнович Иванов. Пожалуйста.              
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике          
рассмотрел данный законопроект и отмечает следующее. Вопрос о дополнительных    
мерах по решению проблем занятости молодёжи является, несомненно, актуальным.   
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время из федерального бюджета    
уже финансируются мероприятия, направленные на обеспечение постоянной           
занятости выпускников образовательных учреждений независимо от возраста и       
наличия трудового стажа, в том числе подпрограмма по организации стажировок,    
проводятся ярмарки вакансий рабочих мест и другие.                              
                                                                                
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения субъекты   
Российской Федерации своими нормативными актами в зависимости от ситуации на    
региональном рынке труда расширяют перечень граждан, испытывающих трудности в   
поиске работы, и за счёт собственных средств бюджета разрабатывают и            
реализовывают региональные программы, предусматривающие мероприятия по          
трудоустройству указанных категорий граждан.                                    
                                                                                
Кроме того, основными причинами обращения выпускников за содействием в          
трудоустройстве являются несоответствие объёмов и профилей подготовки           
специалистов потребностям рынка труда, а также недостаточно оперативное         
реагирование системы профессионального образования на изменяющуюся ситуацию в   
экономике. В связи с этим решение проблемы трудоустройства молодёжи должно      
носить комплексный характер и затрагивать в том числе систему образования и     
подготовки кадров.                                                              
                                                                                
На данный законопроект поступили отзывы от законодательных и исполнительных     
органов государственной власти из шестидесяти одного субъекта Российской        
Федерации. Концепцию законопроекта поддержали законодательные и                 
исполнительные органы государственной власти трёх субъектов Российской          
Федерации. Правительство Российской Федерации и Комитет Совета Федерации по     
социальной политике и здравоохранению не поддерживают концепцию данного         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Учитывая вышесказанное, Комитет по труду и социальной политике рекомендует      
Государственной Думе отклонить данный законопроект при рассмотрении его в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть вопросы, по крайней мере... Нет, много          
вопросов. Тогда давайте запишемся.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Москалькова Татьяна Николаевна.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У меня будет два вопроса к        
докладчику.                                                                     
                                                                                
Скажите, пожалуйста, сколько молодёжи у нас выезжает за рубеж для               
трудоустройства, ввиду того что они не могут получить рабочие места дома?       
                                                                                
И второй вопрос. Скажите, пожалуйста, изучали ли вы взаимосвязь молодёжи        
нетрудоустроенной и криминогенной ситуации в республиках?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? Докладчик?                      
                                                                                
Включите на рабочем месте микрофон. Песковской включите микрофон.               
                                                                                
ПЕСКОВСКАЯ Ю. А. Спасибо за вопрос.                                             
                                                                                
Вы знаете, данная статистика на сегодняшний день имеется, но она, может быть,   
в большей степени не относится к категории, о которой мы сегодня беспокоимся,   
рассматривая этот законопроект, поскольку в большей степени это касается той    
молодёжи, которая получила профессиональное образование, как я уже сказала, с   
опозданием, возрастные условия. Эти дети в основном из малообеспеченных         
семей, из среднедоходных семей, которые не поедут за границу искать работу,     
они вынуждены будут сегодня стоять как безработные на бирже труда, на рынке     
труда. А вот то, что касается нетрудоустроенных, сегодня статистика, которая    
имеется в субъектах, достаточно противоречивая, и нельзя сказать, что она       
отвечает требованиям времени, как мы хотели бы, чтобы учитывались все те, кто   
сегодня обращается. Даже при подготовке обоснования финансово-экономического    
мы не могли чётко определить объёмы финансирования, потому что в Министерстве   
здравоохранения и социального развития на сегодня данной статистики нет,        
чтобы увидеть, сколько понадобится нам средств для того, чтобы вот эти три      
года учесть, сколько человек обратится. Почему я говорила о том, что можно,     
так сказать, отодвинуть срок принятия этого закона, для того чтобы службы       
занятости могли промониторить этот вопрос и определить, сколько же нам          
понадобится дополнительно средств, и мы смогли бы тогда эту проблему решить     
так, как её видит сегодня Госсобрание республики. Статистика сегодня в разных   
субъектах, по всей вероятности, ведётся, а в целом по министерству              
здравоохранения её нет.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев.                                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
К Анатолию Семёновичу вопрос. Анатолий Семёнович, я припоминаю, когда мы        
обсуждали этот закон в комитете, правительство после моего вопроса обещало      
внести закон о гарантии первого рабочего места. Он внесён в Думу или нет? Я     
не видел в списке.                                                              
                                                                                
И второй вопрос. Ну вы посмотрите, закон-то внесён накануне кризиса, он уже     
тогда был во многих национальных республиках, в регионах. 29 процентов          
безработных молодых людей - это люди до тридцати лет. Сейчас на                 
"правительственном часе" вам все силовики сказали, что главная проблема         
терроризма - это безработица. Неужели комитет не понимает важности и            
необходимости принятия такого закона?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Анатолий Семёнович.                
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемый Николай Васильевич, что касается законопроекта, о        
котором вы говорили, то такой законопроект я, по крайней мере, не видел. Я      
думаю, что такой законопроект, о котором вы говорите, ещё не внесён.            
                                                                                
Ну а что касается занятости молодёжи, то, я уже говорил, что в настоящее        
время существуют программы занятости. В законопроекте говорится об увеличении   
возраста лиц, в отношении которых эти программы должны действовать. Так вот     
уже существующие программы действуют вне зависимости от возраста, и, кстати,    
ими охвачено - вот у меня даже есть такие данные - 68 процентов выпускников     
учебных заведений, программами стажировок. Это во-первых.                       
                                                                                
А во-вторых, что касается Якутии, я тоже уже говорил, что субъекты Федерации    
за счёт собственных средств могут эти программы расширять. Поэтому я думаю,     
что в Якутии могли бы, если у них в регионе высокий уровень безработицы         
именно среди молодёжи, свои такие программы тоже создать.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста.                                   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету.                                      
                                                                                
Всегда, когда комитет, признавая актуальность и наличие той или иной            
проблемы, предлагает отклонить законопроект, который плохо ли, хорошо ли, но    
предлагает эту проблему решить, у меня возникают вполне логичные вопросы: а,    
собственно говоря, как эту проблему собирается решить комитет и, наверное,      
самое главное, когда субъекты права законодательной инициативы, то есть члены   
Комитета по труду и социальной политике, выйдут со своей решающей правильно     
эту проблему законодательной инициативой?                                       
                                                                                
И ещё вопрос. Сколько вообще Комитетом по труду и социальной политике было      
принято за три года почти, больше чем три года, законов, направленных на        
решение проблем трудоустройства молодёжи? Сколько вот конкретно было законов    
принято?                                                                        
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Максим Станиславович, начну со второй части. Я не знаю, сколько    
таких законов, надо было такой вопрос, наверное, задать заранее, я              
подготовился бы.                                                                
                                                                                
Теперь что касается позиции комитета в отношении занятости молодёжи. 12         
октября прошлого года по инициативе комитета был проведён "круглый стол", на    
котором большое внимание было уделено обсуждению проблем занятости молодёжи.    
И я вот сейчас могу зачитать рекомендации комитета по этому вопросу.            
Во-первых, определить принципы, условия и механизмы государственного            
регулирования объёмов и структуры подготовки выпускников с высшим и средним     
профессиональным образованием на основе прогноза потребности экономики в        
рабочих кадрах и специалистах. Во-вторых, разработать согласованные изменения   
в законодательство о занятости населения, в законодательство в области          
образования и в трудовое законодательство Российской Федерации в части          
урегулирования организации прохождения стажировок выпускниками                  
образовательных учреждений всех уровней с целью приобретения ими опыта.         
В-третьих, увеличить размер возмещения затрат работодателей на оплату труда     
стажёров и наставников при проведении стажировки по направлению органов         
службы занятости до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в    
соответствующем субъекте Российской Федерации. И последнее: предусмотреть       
возможность направления на стажировку выпускников образовательных учреждений    
не только по месту жительства, но и в другую местность. Данные рекомендации -   
а это были рекомендации правительству - комитетом были согласованы и            
утверждены, и вот как раз при их реализации возможно решение проблем            
занятости молодёжи.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина.                                         
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Семёнович, то, что законопроект не            
поддержало правительство, не поддержали регионы, не поддержали работодатели,    
поскольку они собственники, это совершенно понятно, но законопроект             
поддержали профсоюзы. Насколько я знаю, в вашем комитете профильном более       
половины членов комитета имеют профсоюзное прошлое. Было ли мнение членов       
комитета единым, когда они давали заключение на этот законопроект? И не         
кажется ли вам сомнительной вот такая позиция комитета - против этого           
законопроекта? Вы говорите о том, что существующих мер поддержки занятости      
молодёжи достаточно, и при этом делаете ссылки на организацию стажировок.       
Может, имеется в виду "Селигер", где проходят ярмарки вакансий, может, туда     
все деньги пошли из федеральной целевой программы? Могли бы вы дать оценку      
эффективности таких мер поддержки занятости молодёжи?                           
                                                                                
И далее. Другая причина состоит в том, что у нас отсутствует государственная    
система заказов на... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, отвечайте.                    
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Нина Александровна, последние слова не расслышал, уже был          
отключён микрофон, ну а что касается...                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы комментируйте то, что прозвучало.                    
                                                                                
ИВАНОВ А. С. ...главного вашего вопроса, позиции комитета, то, как мне          
помнится, представители оппозиционных фракций голосовали против. Что касается   
"ЕДИНОЙ РОССИИ", в составе которой как раз находятся представители              
профсоюзов, они голосовали за данный законопроект.                              
                                                                                
И теперь самое главное. Вот те программы, которые существуют, они реально       
действуют, а те программы, которые... Мы не первый раз уже рассматриваем        
подобные законопроекты, и те предложения, которые звучали всегда и вот          
сегодня прозвучали, по мнению комитета, не могут быть реально реализованы.      
Комитет считает, что программа трудоустройства молодёжи - программа             
комплексная, непростая, и в связи с этим я зачитал рекомендации "круглого       
стола" о мерах, которые необходимо принять (и правительство должно внести       
соответствующие инициативы), для того чтобы эти программы расширить.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев. Что случилось?                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Видимо, Анатолий Семёнович оговорился. Мы, вообще-то,          
голосовали за закон, который предложил Ил Тумэн Якутии, а вы голосовали         
против доверенностями, потому что всегда же вы голосуете доверенностями, а не   
руками.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Уважаемый Анатолий Семёнович, мне остаётся только посочувствовать, потому что   
вам непросто приходится на трибуне - предлагать отклонить законопроект, с       
которым вы по сути согласны. Ведь на самом деле законодатель Якутии             
озаботился формированием государственной молодёжной политики, поскольку         
молодые люди от восемнадцати до двадцати трёх лет - это и есть с точки зрения   
занятости самая уязвимая часть нашего населения, которая нуждается в заботе.    
И сегодня мы от силовиков услышали, что у нас нет государственной молодёжной    
политики.                                                                       
                                                                                
Скажите, пожалуйста, что вы имеете против манёвренных рабочих мест, временных   
рабочих мест? Ведь государственные полномочия дополняются полномочиями по       
оказанию дополнительных услуг в сфере занятости выпускников начальных и         
средних профессиональных учебных заведений. Может быть, лучше профильному       
комитету доработать этот законопроект и пойти навстречу законодателям из Саха   
(Якутии)?                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемая Вера Александровна, в данном законопроекте речь ведь     
идёт только о том, чтобы увеличить возраст молодых людей, в отношении которых   
будут действовать уже существующие программы занятости. Так вот действующие     
программы занятости реализовываются вне зависимости от возраста, а таких        
программ, которые реализовываются в зависимости от возраста, нет, поэтому       
смысла принимать данный законопроект тоже нет.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сапожников.                                       
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Анатолий Семёнович, в порядке работы, почему-то вас по-другому        
записали: вы у нас Анатолий Семенович, оказывается. С буквой "ё" как-то не      
ладится у нас.                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И. Да, Иванов.                                                    
                                                                                
Ну а по существу... Ведь два с половиной часа мы сегодня обсуждали проблемы     
терроризма. И вы вот, когда аргументировали... На мой взгляд, вы в принципе     
согласны с основными положениями законопроекта. Может быть, пойти по такому     
пути: в связи с изменившейся ситуацией вы вернёте его в комитет, ещё раз        
посмотрите внимательно и выдадите нам на-гора решение о поддержке его в         
первом чтении?                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Николай Иванович, без сомнения, я не считаю, что нет проблемы с    
трудоустройством молодёжи, конечно, она существует. Многие имеющиеся            
программы реально действуют, они в большой степени решают эту проблему,         
особенно в отношении молодых людей, которые имеют какое-то начальное и          
среднее профессиональное образование, но, конечно, нужно эту проблему           
продолжать решать. Как её решать? Я уже об этом говорил, когда зачитывал        
рекомендации "круглого стола", но, может быть, в них не всё учтено, может       
быть, есть какие-то другие меры по содействию занятости. Наверное, есть,        
поэтому их надо предлагать, и мы их будем обсуждать.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы заданы. Я обращаю внимание                    
коллег-депутатов, которые находятся в здании Государственной Думы, что через    
шесть минут у нас начнётся "час голосования".                                   
                                                                                
Присаживайтесь, Анатолий Семёнович.                                             
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Есть желающие. Тогда будем по одному от    
фракции, что ли? У нас очень мало времени, а мы с вами сегодня хотели           
рассмотреть протокольные поручения. Большинство этих протокольных поручений     
от фракции КПРФ, двадцать пять штук.                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Двадцать семь уже, двадцать восемь, тридцать...           
                                                                                
Так, кто хотел бы выступить от фракций?                                         
                                                                                
Пожалуйста, Нина Александровна Останина.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, в руках у меня статья 7 Закона "О             
занятости...", где говорится о том, что Правительство Российской Федерации в    
связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах вправе        
разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на       
снижение напряжённости на рынке труда этих субъектов. Я думаю, что вот именно   
этой статьёй закона "О занятости..." воспользовались наши коллеги из            
Республики Саха и внесли данный законопроект в Государственную Думу.            
                                                                                
Ну, действительно, у профильного комитета была возможность                      
переориентироваться, поскольку закон переносился из одного заседания на         
другое. Понятно было, что всё более и более обостряется ситуация на рынке       
труда, особенно для молодёжи, и в любом случае можно было бы всё-таки           
сориентироваться, особенно в связи с последними событиями.                      
                                                                                
Я приведу несколько цифр. На сегодня доля молодёжи в количестве официально      
зарегистрированных безработных по разным регионам колеблется от 20 до 50        
процентов. Безработица среди молодёжи, по данным Росстата, в три раза выше,     
чем среди людей в возрасте от тридцати до пятидесяти лет. В России              
безработица среди молодых людей на треть выше среднемирового показателя         
молодёжной безработицы. По имеющимся оценкам, кадровая политика как минимум     
трети российских компаний вообще не предусматривает приём на работу             
специалистов без профессионального опыта. В итоге сегодня только 20 процентов   
выпускников высших учебных заведений находят работу по специальности.           
                                                                                
И я опять-таки обращаюсь к ныне действующему Закону "О занятости...", статье    
5. Здесь как о наиболее уязвимой категории населения, которые испытывают        
трудности в поиске работы, говорится об инвалидах, о беженцах, здесь            
говорится о молодёжи до двадцати лет, но совершенно очевидно, что в связи с     
кризисом в число наиболее уязвимых категорий населения попала не только эта     
часть нашей молодёжи. И речь идёт не только о той молодёжи, которая живёт и     
работает в мегаполисах, но и особенно о сельской молодёжи, доля безработицы     
среди которой сегодня достигает 90 процентов. Поэтому вполне разумно было бы    
внести поправки в действующий закон, тем более что авторы законодательной       
инициативы предлагают наделить дополнительным полномочием федеральный центр.    
                                                                                
Ещё раз обращаю ваше внимание на статью 7. К чему сегодня сводятся полномочия   
федеральной власти? Мониторинг, информирование, обобщение, осуществление        
надзора, то есть речь идёт о том, что, по сути дела, федеральный центр          
превратился в своего рода статиста, а всё остальное сброшено сейчас на          
регионы, и от толщины кошелька субъекта, бюджета зависит благополучие           
молодёжи и её трудоустройство. Поэтому вполне очевидно, что сегодня проблему    
молодёжной безработицы нужно поднять на федеральный уровень, причём не только   
в республиках Кавказа, как предлагали сегодня представители силовых ведомств.   
Речь идёт о том, что и на территории других субъектов Федерации молодёжь -      
это тоже взрывоопасная часть населения, потому что дальнейшая политика          
отторжения властью молодёжи приведёт к тому, что она, собственно, станет тем    
самым детонатором, который приведёт не только к социальному, но и в прямом      
смысле взрыву.                                                                  
                                                                                
В этой связи, конечно поддерживая данную законодательную инициативу, мы не      
можем согласиться с позицией комитета, считающего, что существующих сегодня     
федеральных целевых программ достаточно, потому что программа стажировки        
молодёжи, которой распоряжается сегодня министерство по делам молодёжи и        
спорту во главе с господином Мутко, который разбазарил деньги на Олимпиаду...   
То же самое происходит и с деньгами, которые приходятся на эту федеральную      
целевую программу. Я ещё раз обращаю ваше внимание на то, что львиная доля      
денег пошла на то, чтобы проводить всевозможные тренинги или, допустим,         
ярмарки вакансий на "Селигере", а до регионов эти деньги не дошли.              
                                                                                
Мы считаем, что сегодня этот закон нужен, но обращаемся к профильному           
комитету и к авторам законодательной инициативы: давайте все вместе всё-таки    
отложим этот законопроект (я думаю, что авторы законодательной инициативы       
готовы будут согласиться с теми возражениями, которые есть со стороны           
комитета), но в дальнейшем вернёмся к нему и в первом чтении примем.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3768 по 3859 из 6076
Продолжаем обсуждение. Депутат Рохмистров, пожалуйста, ваше выступление.        
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, вопрос действительно самый важный. И       
собственно говоря, меня удивил ответ комитета - что у нас проблемы занятости    
молодёжи пока определяются тем, что здесь надо что-то делать и устанавливать,   
и устанавливаются какие-то направления, куда надо дальше двигаться. Больше      
двадцати лет этой проблеме, проблеме занятости молодёжи. Вот как у нас          
закончилась государственная молодёжная политика СССР, так сказать, так после    
этого она и не возникла. Куда в 90-е годы трудоустраивалась молодёжь, всем,     
наверное, известно: молодые люди шли в бандиты, молодые девушки шли на          
панель. Сейчас вроде убедили молодёжь, что этим заниматься не надо, но вот      
альтернативы никакой ей предложить до сих пор не можем. Поэтому не случайно     
фракция ЛДПР задавала вопрос: а что, собственно, Комитет по труду и             
социальной политике для решения этой важнейшей проблемы сделал хотя бы за       
последние три года? К сожалению, насколько я понимаю, ничего не сделал. Ну      
ничего не сделал! А то, что сделано, те меры, которые у нас сегодня             
предпринимаются, реальных результатов не приносят. Если сегодня мы признаём,    
что политика государства в части занятости молодёжи неэффективна, значит, её    
надо менять, и менять надо срочно. Что мы с вами делаем здесь, что делает       
государство? Ну хорошо, частный сектор, там достаточно сложно устанавливать     
преференции для молодёжи, но что у нас сделано для того, чтобы молодёжь и,      
например, выпускники вузов трудоустраивались в государственные учреждения?      
Сделано всё, чтобы в государственные учреждения молодые специалисты не          
попали. Потому что во все государственные учреждения у нас сегодня принимают    
на основе конкурса, а требования конкурса предусматривают, что победу в         
конкурсе получает специалист, имеющий опыт работы, навыки и так далее. С        
одной стороны, это правильно, но молодой специалист никогда не выиграет         
конкурс на занятие вакантной должности ни в государственном, ни в               
муниципальном учреждении. Может быть, мы с вами пересмотрим эту позицию, как    
неэффективную меру, и хотя бы в части государственных учреждений                
предусмотрим, чтобы молодёжь на начальные государственные и муниципальные       
должности принималась на работу в приоритетном порядке? Или хотя бы в           
каком-то процентом отношении надо это предусматривать. Этот вопрос зависит от   
нас. И сегодня, я думаю, Комитет по труду и социальной политике в состоянии     
разработать определённые поправки в действующее законодательство, чтобы хотя    
бы в части государственных и муниципальных учреждений молодёжь принималась      
вне всяких конкурсов. В этом случае мы дадим им шанс получить тот опыт          
работы, который сегодня они даже получить не могут. А статистика говорит о      
том, что сегодня у нас молодёжь, к сожалению, к большому сожалению, мало того   
что не может найти работу, но даже те, кто её находит, в 60 процентах случаев   
находят её не по специальности. Я думаю, что в этой части комитету надо         
поработать.                                                                     
                                                                                
Фракция ЛДПР, конечно, не будет голосовать за предложенный законопроект,        
потому что он не решает проблемы и во втором чтении его доработать в принципе   
невозможно. Но тем не менее хотелось бы обратить внимание комитета на то, что   
этот вопрос необходимо решать. А обсуждать его уже поздно.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов, пожалуйста.                                      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Только что мы на "правительственном    
часе" прослушали информацию о терроризме. Что является благодатной почвой для   
развития терроризма? Это безработица, молодёжная безработица. И на самом деле   
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предложило         
маленький вектор для решения этой проблемы.                                     
                                                                                
И если мы трудоустройством молодёжи не будем заниматься, понятно, куда она      
пойдёт. До двадцати лет - это, конечно, мало, программы занятости молодёжи      
должны охватывать молодёжь до двадцати трёх лет.                                
                                                                                
На самом деле нам действительно надо менять всё трудовое законодательство,      
связанное с трудоустройством молодёжи. Это острейшая проблема - занятость       
молодёжи. Вот, например, человек как-то трудоустроился, работает, потом его     
призвали в армию, он год служит, приходит, его обратно на работу не берут,      
потому что рабочее место не сохраняется. Более того, если он в армии служит,    
ему в Пенсионный фонд взносы не зачисляются, а страховые компании даже          
добровольные взносы не берут. Вот такая огромная проблема, занятость            
молодёжи, и её надо решать. И поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет       
голосовать за данный законопроект.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства настаивают на выступлении? Нет.        
Докладчик и содокладчик настаивают на заключительном слове? Нет. Ставится на    
голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений    
в статьи 5 и 7-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в           
Российской Федерации". Голосуйте, коллеги.                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              128 чел.28,4 %                                    
Проголосовало против           16 чел.3,6 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    145 чел.                                          
Не голосовало                 305 чел.67,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.