Заседание № 125
О проекте федерального закона № 374843-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" (принят в первом чтении 10 апреля 2018 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий". Докладывает Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Концепцией законопроекта предусмотрено введение на обязательной основе института саморегулирования в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Законопроект был внесён правительством ещё в прошлом созыве, принят в первом чтении ещё в 2018 году. Мы долго с ним работали. Коллеги, с даты его рассмотрения в первом чтении законодательство в области градостроительной деятельности, в том числе в части, касающейся правового института экспертизы проектной документации, уже претерпело существенные изменения. Мы достаточно активно с этой частью законодательства поработали: ввели в эксплуатацию государственную информационную систему в строительстве, ввели в силу новые правила аттестации и переаттестации экспертов, введена полугодовая форма статистического наблюдения, уже действуют новые правила аккредитации юрлиц на право проведения негосударственных экспертиз, на право подготовки заключений экспертизы, принят новый перечень направлений деятельности, ну и так далее, и так далее. Указанные мероприятия позволили совершенствовать деятельность экспертов негосударственных экспертиз и сократить в 2 раза количество действующих на территории страны таких организаций, их сейчас всего 397. Введение нами обязательного саморегулирования сократит их количество ещё примерно на 65 процентов, такое решение мы тоже уже с вами приняли, в связи с чем введение этого института для оставшихся чуть более ста организаций, в общем-то, представляется нецелесообразным, проблема в принципе решена. Правительство согласно с комитетом, поддерживает предложение об отклонении этого законопроекта. На основании изложенного комитет рекомендует отклонить законопроект, уже принятый в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Коллеги, по мотивам от фракций будут выступления? Нет. Кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 34 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 15 чел.3,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 109
О проекте федерального закона № 374843-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Хамит Давлетярович Мавлияров. МАВЛИЯРОВ Х. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предложен проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий". Законопроектом предусматривается распространение действующего института саморегулирования в строительстве на организации, осуществляющие проведение негосударственной экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. Это позволит повысить ответственность таких юридических лиц, установив неотвратимость возмещения вреда в случае некачественного проведения экспертизы за счёт формирования компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств. При этом устанавливаются требования о наличии в штате экспертной организации не менее пяти экспертов, для которых эта организация является основным местом работы. Нанимать экспертов по гражданско-правовым договорам организация сможет только при соблюдении данного условия. Также вводится запрет на совмещение деятельности по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с деятельностью по подготовке проектной документации и проведению инженерных изысканий, а также с деятельностью по строительству, капремонту, реконструкции объектов капитального строительства, по производству и по продаже строительных материалов. Законопроектом предлагается также уточнить требования и ответственность самих экспертов. Минимальный стаж работы в сфере подготовки экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для потенциальных экспертов увеличивается с пяти до семи лет. Вводится ответственность экспертов в виде аннулирования аттестата за выдачу положительных заключений на не соответствующие техрегламентам документацию и результаты инженерных изысканий, а также за иные нарушения законодательства в сфере деятельности экспертов. Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит повысить качество проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, что, в свою очередь, позволит повысить безопасность зданий и сооружений. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Москвичёв Евгений Сергеевич. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У нас сегодня в повестке дня есть законопроект под пунктом 74, авторы просят рассмотреть его по статье 118. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, коллеги, возражений? Нет. Будем рассматривать по сокращённой процедуре. С содокладом по 31-му вопросу выступает Алексей Юрьевич Русских, первый заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству. РУССКИХ А. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается заменить действующий институт аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий соответствующей системой саморегулирования. Одновременно предлагается значительно повысить требования к лицам, осуществляющим экспертизу проектной документации. Комитет концепцию законопроекта поддерживает, имеющиеся замечания указаны в заключении комитета и могут быть учтены в ходе доработки законопроекта ко второму чтению. Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Юрьевич. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Хамит Давлетярович, наверняка вы в министерстве анализировали эффективность работы саморегулируемых организаций в строительстве. Не могли бы вы с нами поделиться этими результатами? У меня есть много вопросов от строителей о том, что в компенсационных фондах собраны многомиллиардные средства, а компенсацию никак не получишь. МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос. Мы с вами год назад приняли важное решение, законодательно уточнили требования к саморегулируемым организациям, что позволило выставить требования по размещению средств компенсационных фондов и обеспечению их сохранности. Также мы ввели принцип региональности. В общем, в последние полгода проводилась работа, и сейчас мы ведём мониторинг реализации этих законодательных решений. Мы видим, что уже невозможно, как полтора года назад, купить допуск в спуске в метро (так нехорошо, может быть, говорить) и гораздо строже стало вхождение генподрядчиков в договорные отношения с заказчиками. И мы полагаем, что введение саморегулирования в этот институт негосударственной экспертизы тоже позволит повысить качество подготовки заключений на проектную документацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Хамит Давлетярович, тоже вам вопрос. Что касается принципа двух ключей, когда одна группа организаций, СРО, готовит проект, производит строительство, а другая группа организаций, которая контролируется государством, проверяет этот проект и все допустимые и необходимые параметры, то это понятная схема. Вы предлагаете погрузить в СРО и вторую группу - контрольную. Да, несколько усиливаются требования к экспертам, квалификационные требования. Однако не приведёт ли это к полному хаосу в строительной сфере, к отсутствию всякого контроля за проектами, в том числе по строительству общественно значимых объектов? МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос. Мы на организации, которые проводят негосударственную экспертизу, контрольную функцию не возлагаем. Контроль осуществляют Ростехнадзор и Архстройнадзор, у них контрольные функции как были, так и остаются, в зависимости от того, как объекты распределены между ними. А экспертиза проектной документации проводится на предмет соблюдения требований технических регламентов, технических нормативов, направленных на обеспечение безопасности зданий, сооружений. При этом в отношении этих экспертных организаций, я говорил об этом в докладе, будет введён запрет: они не смогут ни заниматься разработкой проектной документации, ни работать в строительстве по этим проектам - они будут только проводить экспертизу проектной документации на предмет обеспечения безопасности зданий, сооружений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Хамит Давлетярович, в последнее время мы видим - там, где идёт процесс ужесточения регулирования, например в сфере жилищно-коммунального хозяйства, - как раз обратный переход: от саморегулирования к лицензированию. Вы в своём законопроекте предлагаете усилить контроль, запретить совмещение, увеличить стаж, ужесточить требования по квалификации, то есть целеполагание совершенно понятно: экспертиза должна быть достаточно высококвалифицированным органом. Вместе с тем вы делаете как бы шаг в сторону: вы уходите от аккредитации государственных органов к саморегулированию. Насколько эти взаимоисключающие движения обоснованны, почему нельзя было оставить аккредитацию в госоргане при ужесточении всех тех пунктов, которые вы обосновали? МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос. Аккредитация - это только допуск экспертных организаций на рынок, предоставление возможности для проведения этих услуг. Через институт аккредитации не удаётся выставлять единые требования к этим экспертным организациям, особенно по соблюдению каких-то стандартов выдачи заключения. Сложившаяся ситуация с неготовностью негосударственных экспертных организаций проводить экспертизу проектной документации в электронном формате привела к тому, что половина экспертных организаций, которые до этого проводили негосударственную экспертизу, просто не смогли переключиться на проведение и принятие документов в электронном формате. Поэтому нам приходится, с одной стороны, обеспечить им доступ через саморегулирование, с другой стороны, установить единые требования через стандарты проведения экспертизы, то есть все заключения должны быть в одном формате, а проведение экспертизы должно быть по регламенту, потому что эксперт работает по регламенту: он оценивает соответствие разработанной проектной документации или результатов инженерных изысканий тем техническим регламентам, которые по этому направлению имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле разгосударствление экспертной сферы довольно опасная тенденция. Я могу вспомнить в связи с этим трагедию в Кемерове. Я думаю, после того как будут проведены все необходимые следственные действия, будет выявлено, что там были законодательные упущения, которые допускали и расчёт пожарного риска вместо соблюдения СНиПов, и соответствующее снижение или заужение коридоров, пожарных лестниц, и всё остальное, что с этим связано. Мы обсуждали законопроекты, принимали, делали их законами и отдали это опять, скажем так, частнику, чтобы он сам каким-то образом рассчитывал пожарные риски и проводил экспертизу. Сейчас нам предлагается то же самое сделать в плане другой экспертизы. Опять же классический вариант, я думаю, вы все с этим сталкивались: точечная застройка, рядом с жилым домом появляется (или предполагается, что появится) очередное здание, окна в окна, на расстоянии 30 метров. Начинаешь запрашивать документы - приходит проект соответствующей проектной организации - всё согласовано. Кто делал экспертизу? А негосударственную экспертизу делала компания "Рога и копыта", зарегистрированная в Санкт-Петербурге в кабинете № 42 одного из офисных зданий, - и так сплошь и рядом, к сожалению. Какой вы ни возьмёте объект, даже весьма важный - многоэтажный жилой дом, где будут проживать потом тысячи граждан, - экспертизу выполняет негосударственная структура, непонятно где расположенная. Ну а уповать дальше на то, что контрольные органы что-то выявят, тоже не приходится, к большому сожалению. Например, в Ульяновской области контрольные органы принимают жилые дома - откровенно недостроенные, без пожарной сигнализации - в погоне за квадратными метрами, которые требует администрация области, с одной стороны, чтобы отчитаться, а с другой стороны, чтобы максимально быстро в коммерческий оборот вводить эту самую недвижимость. Пожарной сигнализации нет, лифты не работают, воды нет, отопления нет - дом принят в эксплуатацию, живите как хотите, пожалуйста. Это к вопросу о "надлежащем" контроле структур стройнадзора, существующих (или не существующих) в ряде регионов. Опять же начинаем разбираться, и оказывается, что стройнадзор с этого года ограничен в своих полномочиях, он теперь выйти на контроль многоквартирного, многоэтажного жилого дома может десять раз, в строго определённое, зафиксированное время может посмотреть, как что происходит в одном месте, в другом месте, в третьем месте, а всё остальное, к сожалению, не в его полномочиях. Возвращаюсь к экспертизе. Кто может проверить вот заключение негосударственной строительной экспертизы? Да никто не может. Жители не могут, прокуратура не может... Я прошу добавить время: выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции. КУРИННЫЙ А. В. ...какие-либо надзорные органы тоже не могут. Всё выполнено, всё есть, но если дом рухнет, не дай бог... не хочется, конечно, каркать, но, я думаю, с таким подходом к контролю мы всё равно придём к тому, что наши новые многоквартирные дома начнут рушиться. После того как очередная трагедия произойдёт, после того как снова люди погибнут, мы вспомним про этот законопроект и про ряд других, про то, что дали определённые послабления. В части СРО. Что с этими СРО, как они работают в отрасли строительства, я думаю, понятно. Год назад, наверное, и к вам приходили многие участники этого рынка и говорили, что собраны многомиллиардные фонды, но получить оттуда компенсацию нереально. Где эти фонды, непонятно. Куда ушли эти деньги, совершенно неясно. И сейчас мы нечто подобное создадим для экспертных организаций, которые сделают экспертизу, а если что-то произойдёт, отвалится, сломается, рухнет, не дай бог, то компенсацию никто не получит, я абсолютно в этом убеждён. То же было со страховыми компаниями, в части дольщиков, и мы отменяли этот механизм, то же было и в другом варианте саморегулирования. Нельзя государству ослаблять контроль в сфере самых важных вещей - жизни, здоровья и безопасности, - кто бы что ни говорил. Никакое саморегулирование, никакие разговоры о том, что рынок, мол, сам наведёт порядок, сам выявит нарушителей, сам их накажет, - к сожалению, не работают, итогом становится только потеря человеческих жизней. Мы не должны допустить повторения таких трагедий. Фракция КПРФ не будет голосовать за данный законопроект и предлагает сделать то же самое всей палате. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федяев Павел Михайлович, тоже от фракции. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Коллега Куринный обозначил много вопросов в своём выступлении, но, к сожалению, не все они касаются данного законопроекта. Что он отразил совершенно верно, так это то, что действительно может получиться так, что негосударственную экспертизу провела совершенно непонятная компания, которая была аккредитована некоторое время назад, а сейчас, может быть, уже и не соответствует данной аккредитации. Так вот для того, чтобы этого не происходило, мы и предлагаем ввести институт саморегулирования. Я напомню, помимо негосударственной экспертизы существует государственная экспертиза. В чём разница? Государственная экспертиза проводится там, где бюджетные деньги, негосударственная - там, где средства небюджетные. Да, действительно, в основном, как коллега Куринный сказал, это касается многоквартирных домов, других объектов, которые строятся на частные деньги. Но давайте вспомним, откуда у нас вообще институт саморегулирования взялся: административная реформа была начата по указу Президента Российской Федерации в 2003 году, приказ № 824, кажется, тогда и было принято концептуальное решение о том, что не может орган, формирующий государственную политику в области строительства (Минстрой), контролировать каждую организацию, это просто невозможно, их огромное количество по всей стране. И в 2008 году в Градостроительном кодексе появилась новая глава, 6-1, в которой были прописаны требования к саморегулируемым организациям в области строительства, проектирования и изысканий, тогда были созданы национальные объединения "НОСТРОЙ" и "НОПРИЗ". И теперь не нужно министерству строительства и любым другим контролирующим организациям этот вопрос решать с каждым хозяйствующим субъектом. Есть национальное объединение, которое разрабатывает определённые требования, с ним можно спокойно вести диалог. Да, там были проблемы с хищениями, но они же были не потому, что правила плохо написаны, - просто люди их нарушали. Действительно, в некоторых случаях были и уголовные дела, составы нарушений, тянущие на уголовные дела, и дела в ряде случаев возбуждались. Что касается того, что деньги оттуда взять невозможно, коллеги, это не так. Если никто этой процедурой не пользуется - а действительно, единичны случаи, когда это пытаются сделать, - ну это просто правовой нигилизм. Мы должны людям об этом рассказывать, говорить, что этот механизм есть. А сегодня, вот как коллега Куринный заметил, за экспертной организацией, которая негосударственную экспертизу провела, действительно ничего нет: нет компенсационного фонда, то есть возможности компенсировать вред, причинённый в случае, если работа была выполнена некачественно. Для этого и будет создана саморегулируемая организация с компенсационным фондом. Вопросы были заданы совершенно правильные и логичные, но именно это и есть механизм для их решения. Я знаю, что в комитете проходило заседание экспертного совета на эту тему и все представители экспертного сообщества, профессионалы сказали, что вообще давно этот законопроект ждут. Непонятно, почему так долго у нас здесь не было саморегулирования, ведь в строительстве, проектировании, изыскании давно уже саморегулируемые организации существуют и показывают эффективность, а здесь не было. Так что, да, конечно, надо вводить. Но нельзя забывать, что в отношении объектов, которые финансируются за счёт федерального бюджета, по-прежнему остаётся государственная экспертиза, где по-прежнему министерство строительства будет отвечать за аккредитацию. Конечно, у экспертов тоже были вопросы: по количеству - какое количество компаний должно входить в СРО; о том, какие требования к экспертам, какое их количество должно быть, нужно ли создавать отдельно саморегулируемую организацию или можно их включить уже в существующий "НОПРИЗ". Но это все вопросы технические, я думаю, мы при подготовке ко второму чтению их решим. Ещё раз повторяю, что эксперты этот законопроект ждут и считают, что он во многом поможет. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, к этому же призывает и Государственную Думу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Пожалуйста. МАВЛИЯРОВ Х. Д. Уважаемые депутаты, спасибо за неравнодушное отношение к этому вопросу. На самом деле, как только что прозвучало в выступлении, этот институт, конечно, надо было сразу соединить с саморегулированием, эффект был бы своевременный. Но мы должны были вначале вывести этот институт в рабочий режим, поскольку институт саморегулирования - молодой институт, чуть более шести лет, и формат работы этого института в сфере строительства только складывается. Теперь мы хотим распространить это и на проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Спасибо за внимание. Председательствующий. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 48 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.