Заседание № 234
01.06.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 374800-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части устранения пробелов правового регулирования вопросов работы с обращениями граждан).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4591 по 4744 из 6030
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Назначенный докладчиком депутат Козерадский Анатолий Александрович просил рассмотреть вопрос без своего участия. От Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций выступает председатель комитета Сергей Александрович Попов. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наши коллеги из Законодательного Собрания Нижегородской области вместе с депутатом Государственной Думы Козерадским подготовили законопроект, который предусматривает внесение ряда изменений в закон об обращениях граждан. Мы внимательно изучили предложения и новеллы, которые предлагают наши коллеги, и считаем, что многие положения, которые предлагаются, к сожалению, имеют внутренние противоречия и не проработаны до конца, а отдельные из них противоречат концепции базового закона. Поэтому мнение комитета и позиция правительства отрицательные по данному законопроекту. А сейчас вкратце хотел бы пояснить, на примерах показать, какие предложения вносят наши коллеги и почему мы считаем, что с ними пока не имеет смысла соглашаться. Ну, например, они предлагают изменить редакцию части 3 статьи 7, которая касается вопроса, связанного с порядком рассмотрения письменного обращения. Они предлагают новую редакцию: "Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу посредством телеграфа, факсимильной связи, электронной почты, по иным информационным сообщениям общего пользования, а также поданное гражданином непосредственно должностным лицам при проведении ими публичных мероприятий, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим федеральным законом". Я почему этот пример взял? Для того чтобы на нём выпукло показать целый ряд вещей, которые, на наш взгляд, являются очень спорными. В действующей редакции части 3 написано, что заявитель обязан указать фамилию, имя, отчество, адрес, чтобы не было анонимных обращений. Они же предлагают это выкинуть. Что получается в результате? Гражданин может никаких данных о себе не указывать - полная анонимность. Я спрашиваю у коллег: зачем вы это делаете, что имеется в виду при такой редакции? Объяснить не могут. Мало этого, если вы обратили внимание, появляется следующая новелла. Может быть, конечно, это связано с ситуацией, что некое должностное лицо своей области они не могут поймать, чтобы передать ему письменное обращение, а могут только увидеть на публичном мероприятии, например на митинге, не буду называть уровень этого должностного лица, догадайтесь сами... И вот они ему передают, а дальше... В законопроекте написано следующее: на втором экземпляре обязательно надо поставить подпись и штамп. Вот теперь представьте себе ситуацию: идёт публичное мероприятие, выступает должностное лицо, ему передают письменное обращение, рядом должен стоять секретарь со штампом, чтобы на втором экземпляре расписаться и поставить этот штамп. Но такие механизмы не работают! С нашей точки зрения, может быть, по жизни люди и сталкиваются с такой ситуаций, но, мягко говоря, эти вещи излишне бюрократизируют систему, которая сложилась, отработана, многие вещи прописаны в административных регламентах, вы это знаете. Или, например, наши коллеги предлагают ввести ещё одну очень интересную новеллу, связанную с порядком рассмотрения обращений в судах. Мы спрашиваем: какое отношение эта новелла имеет к закону об обращениях граждан, ведь порядок рассмотрения обращений в судах рассматривается специальным законом, а здесь в соответствии с концепцией этого закона рассматривается только порядок обращения граждан в государственные органы и органы муниципальной власти? Вот таких вещей достаточно много в этом законопроекте. Мы внимательно смотрели, безусловно, есть некие правки, которые носят чисто редакционный характер, наверное, можно было бы с отдельными из них согласиться, но ради этого принимать отдельный федеральный закон, с нашей точки зрения, нецелесообразно. Мы предлагаем данную законодательную инициативу отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к Сергею Александровичу? Есть вопрос у депутата Останиной, других рук я не вижу. Один вопрос. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Александрович, вы говорили о двух новеллах и выразили недоумение: для чего требуется, предположим, авторам законопроекта формулировать такую норму, которая позволяла бы гражданам вручать на публичных мероприятиях должностным лицам обращения. Быть может, в каких-то из восьмидесяти трёх субъектов Российской Федерации и нет таких правил, но во всяком случае высшие должностные лица субъекта, как правило, недоступны рядовому гражданину. Поверьте, достучаться крайне сложно, поэтому мне понятно желание авторов этой инициативы действительно законодательно оформить норму, которая позволила бы убедиться в том, что обращение принято тем лицом, к которому обращаются... (Микрофон отключён.) ПОПОВ С. А. Нина Александровна, всё понятно, вы абсолютно правы. Я же сказал, что причина, побудившая это написать, абсолютно понятна, но механизм, который они предлагают, я прошу прощения... Мы же рассматриваем всё, что они написали, в совокупности, я ещё раз говорю. Рядом должен стоять помощник со штампиком, да? И требовать надо от губернатора, прошу прощения, чтобы он на втором экземпляре расписался? Но такого же быть не может! Ну, это... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПОПОВ С. А. Ну, значит, надо думать, значит, давайте вместе. Но в том виде, который предлагается, проблему решить нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Сергей Александрович. Настаивает ли кто-то на выступлении по данному вопросу? Нет... Вот когда я повёл в эту сторону, ещё не было руки Нины Александровны. Пожалуйста, Нина Александровна... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я не к тому, чтобы отказать ей в этом замечательном праве. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, всё-таки в отличие от профильного комитета мне понятно желание наших коллег из регионального законодательного органа нормативно закрепить порядок обращения граждан, сформулировав это, быть может, ну, не совсем так добротно, как должно быть, по мнению вот Сергея Александровича, но во всяком случае, я думаю, и он признал, что право на жизнь сформулированные нормы всё-таки имеют. Действительно, каждый из нас не единожды убеждался... Более того, даже наши депутатские обращения... Вот вчера Гарри Владимирович так снисходительно, иронично сказал, что если как-то для рядовых граждан ещё можно сформулировать, то депутаты к таковым не относятся. Во всяком случае мы обращаемся зачастую и к губернатору... но, как правило, отвечают должностные лица, в чей адрес мы и не обращались. Что же тогда говорить о рядовом гражданине? Когда ты приезжаешь куда-то на приём, тебе указывают, что, даже если ты обращаешься в Организацию Объединённых Наций, ответит всё равно низшее должностное лицо муниципалитета, поэтому нам понятно, ещё раз говорю, желание законодателей защитить права своих избирателей, с тем чтобы они имели возможность обратиться к тем должностным лицам, от которых зависит решение тех проблем, которые сегодня их волнуют. А что касается ещё одного вашего замечания, заключающегося в том, чтобы все обращения не носили анонимного характера, то, уважаемый Сергей Александрович, я назову как минимум один регион, где в связи с любым обращением граждан, не получившим одобрения губернатора, всякий раз происходит поиск тех лиц, которые поставили свои подписи под данным обращением. Вот мы, Компартия, сейчас проводим народный референдум, где предлагаем гражданам высказать мнение по тем вопросам, которые мы перед ними формулируем, - это и прогрессивный подоходный налог, и прочие вопросы. Так вот, в Кузбассе люди боятся поставить имя, отчество и фамилию, боятся указать название города, в котором они проживают, свой адрес только потому, что боятся преследования власти. А вы говорите об обращениях по той проблеме, которая их волнует! Да губернатор любое вынесение проблемы за пределы региона считает угрозой собственной политической безопасности! Поэтому надо признать право граждан на обращения без вот этой формальности - указания фамилии, имени, отчества, адреса и прочего, - пусть! Анонимные обращения тоже должны рассматриваться, люди имеют право на получение ответа! Мы будем поддерживать данную законодательную инициативу, потому что она отражает интересы граждан. Мы должны защитить их от власти. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента и правительства не настаивают... Сергей Александрович, вы хотели бы выступить с заключительным словом? Нет. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5119 по 5136 из 6030
Пункт 19, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", первое чтение. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 38 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.