Заседание № 168
14.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 374521-8 "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (об информировании потребителя о цене за единицу измерения продовольственного товара).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4312 по 4419 из 5741
Пункт 36, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Доклад Бориса Александровича Чернышова. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект средства массовой информации, да и я, как автор, окрестили законом о честной цене. В чём суть и концептуальное отличие от того, что сейчас есть в законе? Просьбы избирателей, которые я слышал и в рамках московской избирательной кампании, и в рамках встреч с избирателями, сводятся к тому, что сегодня есть большие проблемы с порядком ценообразования и с тем, что называется "шринкфляция", это понятие мы почерпнули из западных источников, по большому счёту, это обман, манипуляции с весом товара при сохранении той же цены. Часто, приходя в универсамы, универмаги, супермаркеты, если кому-то это слово греет ухо, мы можем увидеть такую историю: на полках упаковки с гречкой, расфасованной по 840 граммов, 730 граммов, 900 граммов, молоко тоже не в литровой таре продаётся и так далее, а цены при изменении объёма, веса никак не меняются. Этим достаточно часто пользуются производители товаров, манипулируя мнением потребителей, которые приходят и покупают тот или иной товар. В законопроекте предлагается только одно существенное изменение - указывать на всех ценниках цену за 1 килограмм. К этому привыкли представители старшего поколения, это было бы достаточно удобно. В Государственной Думе в рамках "круглого стола" мы анонсировали макет "честного ценника" - так мы его назвали. Тем более что ряд компаний, ряд продавцов уже сейчас указывают цену за килограмм, никаких проблем с этим нет. И в целом, мне кажется, мы могли бы для удобства наших граждан принять данный законопроект в первом чтении, и при последующей доработке те или иные изменения, предложения, мнения, которые были высказаны и на заседании комитета, и в рамках обсуждения с федеральными органами исполнительной власти, мы могли бы учесть, устранить недочёты и вместе с вами сделать закон лучше. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Александра Сергеевича Дроздова. ДРОЗДОВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по промышленности и торговле рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", внесённый депутатом Государственной Думы Чернышовым. Следует отметить, что целью хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство продовольственных товаров, является реализация произведённой ими продукции. Все хозяйствующие субъекты осуществляют предпринимательскую деятельность в соответствии со статьёй 1 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельно и на свой риск. Реализация произведённой продукции обеспечивает таким хозяйствующим субъектам получение прибыли и обеспечивает функционирование их бизнеса. Гарантией же прав граждан-потребителей является их полная информированность о реализуемых в розничных магазинах товарах. Статьёй 10 Закона "О защите прав потребителей" установлено требование, в соответствии с которым потребителю в обязательном порядке своевременно должна предоставляться информация, полная и достоверная, о товарах, работах и услугах, которая обеспечивает потребителю возможность правильного выбора покупки. Пунктом 2 статьи 10 закона установлен перечень такой информации, в который уже входят сведения о весе товара и его розничной цене. Потребителю целесообразно ознакомиться с предоставляемой информацией о товаре до совершения покупки. Кроме того, помимо цены и веса продовольственного товара важнейшими критериями выбора для потребителя являются безопасность и качество товара, что также предусмотрено указанным законом. Сомнительным представляется механизм реализации предлагаемой нормы - указание продавцом цены за единицу измерения товара - в случае, если на полке расположен один вид продовольственного товара, но из разных партий с разными отпускными ценами. Кроме того, законопроект распространяет данные требования на все продовольственные товары. Между тем в ассортименте продовольственных магазинов реализуются такие товары, как, например, кофе, чай, специи, жевательная резинка, чипсы, пиво, вино, яйца и так далее, стоимость которых за килограмм или литр не представляет практической значимости для потребителя. В связи с этим предлагаемый подход может, напротив, усложнить для потребителя восприятие стоимости таких товаров. Для субъекта торговой деятельности реализация закона определённо повлечёт за собой дополнительные расходы, которые в конечном счёте войдут в розничную цену и приведут к росту цен. Считаем, что дополнительное информирование о товаре не должно быть обязательным требованием и может использоваться хозяйствующими субъектами инициативно в качестве конкурентного преимущества в ведении предпринимательской деятельности. Учитывая изложенное, Комитет по промышленности и торговле не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10..." и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона, пункт 36. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 34 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4 % Результат: не принято Отклоняется.