Заседание № 230
18.05.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 374457-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части расширения перечня мест, запрещённых для курения; внесён Государственным Советом Республики Коми).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3579 по 3960 из 5884
Пункты 21.1 и 21.2, альтернативные законопроекты. Но я не вижу в зале... А, вижу, Попов в зале. Первый законопроект Государственный Совет Республики Коми доверил представлять Николаю Фёдоровичу Герасименко. Пункт 21.1. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Николая Фёдоровича Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Для Владимира Вольфовича: доверенность есть от Республики Коми. В Государственную Думу внесены два законопроекта аналогичного содержания, которые являются альтернативными. По законопроекту, внесённому Государственным Советом Республики Коми, я выступаю в качестве и докладчика, и содокладчика. Суть законопроектов. Субъектами права законодательной инициативы предлагается уточнить перечень мест, где курение запрещено, и дополнить его подъездами, кабинами лифтов, лестничными площадками, подвальными и чердачными помещениями жилого дома, а также ввести санкции в Кодекс об административных правонарушениях. Вы все прекрасно знаете, как комитет, в общем-то, активно занимается законодательством в области ограничения табакокурения (и на той неделе пойдут ещё законопроекты), но данные законопроекты комитет не поддерживает, и вот почему. Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки и так далее. В соответствии со статьёй 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется - подчеркиваю! - по соглашению всех её участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в правовых рамках Жилищного кодекса Российской Федерации и гражданского законодательства. Таким образом, регулирование отношений по запрету курения табака в подъездах, кабинах лифтов, лестничных площадках, подвальных и чердачных помещениях возможно в рамках действующего законодательства, на что указывают и правовые управления Аппарата Государственной Думы, правительства и администрации президента. Кроме того, технически очень сложно контролировать курение в подвалах, на чердаках, в подъездах и так далее. Это вторая проблема. У нас до сих пор ещё не отрегулирован даже контроль за продажей сигарет детям и за курение в общественных местах, в автобусах. Что касается введения наказания за курение табака на рабочих местах - это вторая часть законопроекта, внесённого Государственным Советом Республики Коми, - в городском, пригородном транспорте общего пользования, на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, то предлагаемая норма дублирует уже внесённый Московской городской Думой проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Он был внесён 9 декабря 2005 года, принят в первом чтении и сейчас находится в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству. Учитывая всё вышесказанное, комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Николай Фёдорович, хотя вам придётся, видимо, ещё раз выходить после выступления Сергея Алексеевича Попова. Пункт 21.2. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Алексеевича Попова. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Добрый день! Мне придётся немножко иначе строить своё выступление, поскольку депутат Герасименко высказывался и по законопроекту, который внёс Государственный Совет Республики Коми, и по моему законопроекту. Первое, что я хочу сказать. В моём законопроекте, в том, который я вам предлагаю, никаких дублирующих норм нет, это относится к законопроекту Республики Коми, но и их законопроект можно было бы принять, потому что качество его во всяком случае намного выше, чем качество законопроектов, которые вносит правительство, и все излишки можно было бы во втором чтении убрать. Следующее, что я хочу сказать. Доводы комитета о том, что принятые нами законы не исполняются, например о продаже сигарет несовершеннолетним и так далее, давайте мы не будем рассматривать. У нас в стране Конституцией установлено разделение властей. Мы с вами являемся законодательной властью. Исполнительная власть, правительство, она нам вообще неподотчётна, по Конституции она подчиняется, подотчётна президенту, соответственно, все претензии в данном случае по поводу того, что не исполняется закон, по другому адресу нужно отправлять, а не нам. Когда принимались законы о запрете сигарет, о запрете продажи сигарет, то представители правительства вот здесь сидели и говорили, что да, замечательно, закон нужно принимать, мы его исполним, - не исполняют. Теперь перейду к тому законопроекту, который я внёс. Согласно Жилищному кодексу пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и других требований законодательства. Подчёркиваю: и других требований законодательства. Тем самым, если мы законом запретим, скажем, курение на лестничных площадках, это никоим образом не будет противоречить Жилищному кодексу, а наоборот, это им предусматривается. Теперь далее. Совершенно понятно, что курение табака на межквартирных лестничных площадках, в лифтах, в коридорах, затрагивает интересы граждан. Вот Комитет по охране здоровья почему-то забыл, что никотин является ядом. Никотин - яд, табачный дым - яд, так почему граждане должны терпеть, что другие граждане их ядом травят? Ссылки на Жилищный кодекс здесь - это всё ерунда. Вот представьте себе, что кто-то, допустим, вытащит баллончик с хлором, который можно хранить по нашему законодательству дома, - ради бога, это не ОВ, не отравляющее вещество, - и начнёт чистить рубашки белоснежные. Так что, после этого скажут, что, чтобы хлором пользоваться, вы договаривайтесь, а если не достигнете согласия, тогда обращайтесь в суд. Когда отравят, да? Так дымом тоже травят, между прочим, людей, табачный дым травит людей. Постоянно товарищи медики заявляют, что при пассивном курении ещё больше наносится вреда, чем при активном курении. Теперь дальше. Вот эту самую лестничную площадку или лифт, как их обойдёшь-то? Вот ребёночек идёт, ему нужно пройти, а там на площадке курят граждане, клуб устроили, женщина беременная идёт, мать кормящая, да просто гражданин идёт, которому неприятен дым... Курите у себя в отведённом месте! Если следовать логике представителей комитета, то, знаете, я прошу прощения, получится, и естественную надобность отправлять на площадке нельзя только в том случае, если будет общее решение, а так, пожалуйста, можно. Так вот для отправления естественных надобностей делают специальные помещения, и те, кто курит, ради бога... Спрашивают: а где нам курить? Устраивайте у себя дома помещение, отдельную комнату выделяйте - это ваша проблема. Почему оттого, что у вас противоестественные склонности, некурящие люди должны страдать? Я в данном случае просто вижу одно - что, к сожалению, мы гораздо больше начинаем уделять внимание правам граждан, которые занимаются общественно вредными деяниями: ах, он несчастный, ему негде курить! Так иди на улицу и кури ради бога, пока на улице разрешено. А в некоторых странах и на улице не разрешено курить. И это ваша проблема, курящих, сами её и решайте! Я полагаю, что наш комитет по здравоохранению в данном случае выполняет совершенно несвойственную ему функцию: вместо того чтобы защищать граждан от воздействия яда, - я подчёркиваю, яда - комитет начинает выискивать юридические доводы, чтобы этого не делать: ах, нам Жилищный кодекс мешает! Не мешает Жилищный кодекс. В Жилищном кодексе, я ещё раз повторяю, написано, что пользование жилыми помещениями допускается с учётом ограничений, введённых законодательством, и нежилых помещений тоже. Вот введём это - и ради бога, нельзя будет. Теперь дальше. В отзыве на мой законопроект сказано, что нет ещё у нас санкций, что если мы этот закон введём, то не будет санкций никаких. Да, нет по той простой причине - вот я специально это говорю, - что внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях производится только тогда, когда приняты материальные законы. Вот запретили что-то делать, только после этого вводится санкция. И если за этот закон сегодня вы проголосуете и он будет принят, то санкции будут, они уже продуманы. Я даже сейчас могу рассказать, какие санкции и кто будет применять. Так вот, санкции крайне простые. Представим себе, что две трети в доме курящие, а одна треть некурящие. Эти две трети всё время будут голосовать за то, чтобы всем можно было курить в доме. Ради бога! Если будет запрет на курение, то дальше мы в Кодексе об административных правонарушениях дадим право рассматривать административным комиссиям при составлении акта гражданином, который против того, чтобы у него в доме курили. И когда он этот акт принесёт в административную комиссию, это будет прямым основанием для наложения штрафа и применения других санкций. Да, если ты ничего не делаешь, а ждёшь, когда придёт милиционер, то у тебя и будет безобразие дома. Точно так же, как будет безобразие, если загрязняют лестницы всеми возможными способами. Но в настоящий момент тем жильцам, которые не курят, нет никаких возможностей бороться с курением на площадках, а так будет. Поэтому я предлагаю вам проголосовать за мой законопроект, его поддержать. А то, что аналогичный законопроект пришёл из Республики Коми, говорит о том, что эта проблема затрагивает не только нас с вами, но и всех других. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николай Фёдорович Герасименко, вам слово для содоклада. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Проблема есть, и я не согласен с Сергеем Алексеевичем Поповым: Комитет по охране здоровья прекрасно знает о вредном воздействии табака и как раз борется с курением в общественных местах, и всё. Здесь вопрос о путях решения. Нельзя поставить милиционера у каждого лифта, на каждой площадке, на каждом этаже и так далее. Здесь совершенно конкретная юридическая норма, а вы юрист и должны понимать, что пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников, а в случае недостижения согласия - суд. Принимаете решение, назначаете дежурных, применяете санкции. Это касается и отправления естественных надобностей в лифтах и так далее, и пожароопасных деяний, зажигание там и всё остальное. Это не мнение комитета, это мнение всех юристов, поэтому предлагается законопроект в данной редакции отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли желающие задать вопросы? Есть. Депутат Воронин, депутат Малышкин - подводим черту. Пожалуйста, депутат Малышкин. МАЛЫШКИН О. А. Уважаемые докладчик и содокладчик, такое впечатление... ну как дети! Ну что, нам больше нечего принимать? Трубы дымят, рыба дохнет, сейчас утром встанете - смог такой от выхлопных газов!.. Но сидите там, не могу даже словом нехорошим назвать... Ну что, вам больше делать нечего, что ли, больше нечего принимать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто будет отвечать? Попов, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемый депутат Малышкин! Проще всего оправдывать собственное бездействие, а когда кто-то что-то делает, говорить, что надо сейчас заняться чем-то другим. Я хочу сказать, что если ваша беременная жена или беременная дочка будут ходить дышать дымом, то вы сами начнёте применять меры. Вот вы здоровый человек, вы охранником вроде работали, просто можете врезать, извините, в лицо, если говорить по-парламентски, а есть люди, которые этого не могут сделать, и мы с вами должны их защитить, в том числе от курения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Воронин, пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо. У меня к депутату Попову вопрос. Сергей Алексеевич, ну скажите, вы всё-таки известный "яблочник", за свободу выступаете. Я хоть сам не курю, но считаю, что должна быть свобода и курить в том числе. Скоро у нас за наркотики ничего не будут делать, а за курение будут в тюрьму сажать. И коль вы такой ярый поборник запрета курения, я вам скажу, что Черчилль выкуривал по двенадцать сигар и выпивал по две бутылки, прожил до девяноста четырёх лет, дай бог каждому, в здравом уме и согласии и три раза премьером был. В то же время образуются холестериновые бляшки от употребления сыра, от жирного мяса - так давайте запретим и мясо есть, и в самолётах летать: они тоже смертельно опасные, и на машинах ездить. Может быть, не будем маразмом заниматься? Надо - установят ограничения, сами жители запретят. В лифтах курить не надо - ну, может быть, они все курят, им нравится в лифте курить, а мы, вот действительно как будто больше делать нечего, занимаемся этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Павел Юрьевич, да, я в действительности являюсь членом партии "ЯБЛОКО". Вот тут недавно ваш коллега по партии выступал и говорил, что партия "Единая Россия" борется за благосостояние и повышение качества жизни граждан. Я вот с этого даже хотел начать. Так вот, качество жизни граждан состоит в том, чтобы была благоприятная атмосфера, чтобы, вы меня извините, не была загажена ваша парадная и чтобы не был отравлен воздух, в котором вы живёте. Курить вредно, но, в конце концов, это дело каждого человека, ради бога, пускай курит, только пускай он других при этом не заставляет дышать результатами этого курения. Точно так же, как каждый из вас ест, но это не означает, что результаты переработки еды нужно демонстрировать всем остальным. Курите по отдельности, делайте себе специальные комнаты и курите там, ради бога, только не нужно травить при этом других! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялся... или кто-то хотел бы выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие тем не менее, я ошибся. Пожалуйста, Глотов Сергей Александрович, он у нас человек некурящий. ГЛОТОВ С. А. Да. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Шаг за шагом в нашей стране принимаются меры (сначала это было вызвано и определено указами президента, теперь взялись за это законодатели) по ограничению курения и борьбе с курением. Меры совершенно оправданные, меры совершенно последовательные. И мы поддерживаем принятие законопроекта, подготовленного Сергеем Алексеевичем Поповым. Рано или поздно это будет принято, тем более что стаи подростков, которым нечем заняться, собираются в этих подъездах, на этих лестничных клетках, курят там, пьют, создают угрозу пожарной безопасности, не говоря уже о простых неудобствах, которые есть сегодня у наших граждан: лифтовое хозяйство разрушено, мамочки молодые с колясочками и без них идут по этим лестничным маршам, перетаскивают всё это. Мы это всё знаем прекрасно и говорим о том, что, раз мы ратифицировали конвенцию по борьбе с курением, раз мы приняли базовое законодательство, давайте и дальше идти последовательно, ограничивая возможности для тех лиц, которые курят в общественных местах, - а таковыми они являются (то, что предлагается Поповым) - давайте ограничивать курение и воспитывать людей, как раз таки направляя эту работу на то, чтобы бросали курить и не наживались эти компании - "Филип Моррис" и другие - на продаже сигарет. Поэтому поддерживаем принятие законопроекта, а что касается позиции комитета, она крайне непоследовательна: то агитировали нас бороться с курением, а теперь, когда предлагается ещё один маленький шажочек сделать в этом отношении, вы почему-то этот шаг предлагаете не делать, ссылаясь на непонятно какие нормы. Мы предлагаем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Алексеевич Попов - заключительное слово, и Герасименко тоже. Пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Спасибо. Я очень коротко. Хочу сказать только, что комитет легитимизирует травление ядом граждан. Никотин является ядом, и вы не хотите воспрепятствовать тому, чтобы этот яд вдыхали другие граждане. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Герасименко, пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Комитет очень последовательно в течение ряда лет занимается как раз проблемой борьбы с табакокурением. Я довожу до сведения всех депутатов, что 28 мая впервые в России будет проходить первый Всероссийский национальный форум "Здоровье или табак" с участием Всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения, агентств и так далее. И на той неделе пойдут очень серьёзные законы об ограничении курения в общественных местах - а лестничные площадки и лифты не являются общественным местом, - о наказании за продажу сигарет детям, об увеличении, так сказать, предупредительных надписей на пачках сигарет, информации о содержании смол и никотина. Поэтому разговоры о том, что комитет непоследователен, абсолютно беспочвенны. Речь здесь идёт о чисто юридических отношениях. В Жилищном кодексе это уже отрегулировано. Поэтому мы поддерживаем озабоченность всех, кто проявляет активность в борьбе с пассивным курением, но мы говорим о правильных средствах. Все юристы, я подчёркиваю, все главные управления юристов говорят, что эти решения уже в законодательстве есть - в Жилищном и Гражданском кодексах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, мы завершили обсуждение двух альтернативных законопроектов, позицию комитета вы выслушали. Ставится на голосование пункт 21.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. У нас рейтинговое голосование, поэтому мы сначала проголосуем и за второй закон, а потом посмотрим результаты. (Идёт голосование.) Так, пункт 21.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Регламентная группа, покажите, пожалуйста, результаты голосования по вопросу 21.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 17 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9% Теперь покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 21.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 49 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4% Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака", который внёс депутат Попов, пункт 21.2. Он набрал большее число голосов. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 45 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% Результат: не принято Но в итоге обе законодательные инициативы не получили большинства голосов.