Заседание № 237
20.05.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 373848-6 "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся подсудности уголовных дел о преступлениях, связанных с превышением пределов необходимой обороны; внесён депутатами Государственной Думы Я. В. Зелинским, И. Ю. Дроздовым, а также Е. В. Афанасьевой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4852 по 5035 из 6176
Коллеги, продолжаем рассмотрение законопроектов. 12-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад Яна Викторовича Зелинского. Пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемые коллеги, в настоящее время в части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации говорится о том, что суд первой инстанции рассматривает уголовные дела при участии коллегии из двенадцати присяжных заседателей по ходатайствам обвиняемых по ряду статей Уголовного кодекса. В данном перечне отсутствует статья 37 Уголовного кодекса, в пункте 2 которой речь идёт о превышении пределов необходимой обороны: "Защита от посягательства, не сопряжённого с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства". Понятие пределов необходимой обороны означает, что причинённый вред не должен быть чрезмерно больше по сравнению с характером и степенью опасности посягательства, но из этого не следует, что вред, причинённый в результате необходимой обороны, должен быть обязательно равным или меньшим по сравнению с вредом, причинить который стремился посягающий. В комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации указывается, что при выяснении того, имело ли место превышение пределов необходимой обороны, суд не должен механически исходить из требований соразмерности средств защиты и средств нападения. Нужно учитывать не только указанное соответствие, но и характер опасности, угрожавшей оборонявшемуся, его силы и возможности по отражению посягательства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягавшего и защищавшегося. Изучив практику уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в превышении пределов необходимой обороны, мы пришли к выводу, что на деле статья 37 Уголовного кодекса Российской Федерации не работает, то есть суд не применяет её нормы. На основании изложенного мы предлагаем внести изменения в часть вторую статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса России, дополнив её нормой, по которой уголовные дела о преступлениях, связанных с превышением пределов необходимой обороны, по ходатайству обвиняемых будут рассматривать судьи федеральных судов общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей. Тем самым будет исключена возможность предвзятого отношения суда к уголовным делам по обвинению в превышении пределов допустимой обороны и обвиняемый, не согласный с обвинением, будет иметь возможность заявить ходатайство, чтобы его дело было рассмотрено коллегией из двенадцати присяжных заседателей, которые являются гражданами нашей страны и без предвзятости, адекватно могут подойти к рассмотрению той или иной ситуации и дать свою оценку по делу, а именно оправдать обвиняемого или признать его виновным в преступлении, совершённом с превышением пределов необходимой обороны. Уважаемые коллеги, приведу только два примера - о подобных случаях мы очень часто узнаём из средств массовой информации. Первый пример: насильник изнасиловал девушку, совершил половой акт, но суд признаёт девушку, убившую его, виновной. Судья говорит: "Надо было убегать! Зачем ты его убила, взяла палку, бутылку и убила?" - и девушку признают виновной. Это нормально, уважаемые коллеги?! Если бы был суд присяжных заседателей, я уверен, что такого приговора бы не было. Второй пример. Грабитель заходит в дом, это частная собственность... В Соединённых Штатах Америки вообще разрешено, если посягают на частную собственность, стрелять на поражение, а у нас в России... Допустим, приходят грабители, заходят в дом, начинают убивать парня или девушку (не столь важно), человек обороняется, взял в руку какую-то палку, при обороне убил грабителя - суд по таким же основаниям вынес обвинительный приговор: мол, нужно было бежать из дома! Ну это разве нормально?! И таких дел, по статистике, немало. У меня всё, уважаемые коллеги. Я надеюсь на то, что вы поддержите данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Виктора Витальевича Пинского. Пожалуйста. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В законопроекте, внесённом нашими коллегами, предлагается статью 30 УПК дополнить нормой о том, что уголовные дела о преступлениях, которые связаны с превышением пределов необходимой обороны, будут рассматриваться судьёй с участием коллегии присяжных заседателей. Сейчас к числу таких преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, относятся составы таких преступлений, как убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны, и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершённое при превышении пределов необходимой обороны, но они относятся к преступлениям небольшой тяжести, и рассматривать их с участием присяжных заседателей, очевидно, нецелесообразно. В настоящее время эти составы подсудны мировому судье и районному суду, где рассмотрение дел с участием присяжных не предусмотрено. Хочу напомнить, что санкции этих статей, статьи 108 и статьи 114, предусматривают лишение свободы соответственно до двух лет и до одного года. При этом в пояснительной записке речь идёт о любых уголовных делах о преступлениях против жизни и здоровья, по которым может встать вопрос о превышении пределов необходимой обороны. Поддержать это предложение комитет не может по следующим основаниям. Превышение пределов необходимой обороны у нас является обстоятельством, смягчающим наказание, и в этом качестве оно уже применяется ко всем составам преступления. В то же время в законопроекте нет чётких критериев для отнесения такого рода уголовных дел к подсудности суда с участием присяжных, поэтому любое дело, связанное с необходимой обороной, будет рассматриваться судом присяжных, то есть отсутствует точность и ясность законодательных предписаний. Сейчас институт присяжных у нас работает и дела рассматриваются с участием присяжных только по тяжким и особо тяжким составам, и рассматривать дела с участием присяжных по несложным составам просто нецелесообразно. Кроме того, такое изменение противоречит общему направлению судебной реформы в области апелляционного производства по уголовным делам и перераспределению уголовных дел между судами разных уровней в направлении усиления роли районного суда, который является у нас основным звеном системы судов общей юрисдикции. Да и сама по себе смена подсудности не может решить проблемы правоприменительной практики, на которые в своём проекте закона указывает автор. Правительство данный законопроект не поддерживает. Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Включите режим записи. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Витальевич, вопрос к вам. Профильный комитет и правительство справедливо отмечают правовую неопределённость в представленной редакции законопроекта, однако сама генеральная идея заслуживает внимания. В связи с этим вопрос: изменится ли что-либо, если в проекте закона будут прописаны конкретные составы, которые могут быть отнесены к подсудности суда первой инстанции в составе судьи и двенадцати заседателей и которые связаны с превышением пределов необходимой обороны? ПИНСКИЙ В. В. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. Я думаю, если будут прописаны составы, это будет предмет рассмотрения уже нового законопроекта. Но если буквально подходить к рассмотрению данного проекта закона, то в случае совершения такого преступления, как нанесение побоев, если в данном случае были превышены пределы необходимой обороны, мы будем рассматривать данное дело судом присяжных, но это, мне кажется, неправильно. Поэтому если появится новая инициатива, если в новом законопроекте будет дано разграничение, будет системность, понятность, тогда и будем рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к автору. Ян Викторович, вот вы в своём законопроекте пишете, что закон не потребует каких-либо дополнительных расходов из бюджета, но ведь труд присяжных заседателей оплачивается, и количество дел совершенно очевидно возрастёт, потому что, руководствуясь вашей логикой, все бытовые драки нам нужно будет перенести, во-первых, на уровень суда субъекта, во-вторых, обеспечить участие как минимум двенадцати, ну, плюс запасные, присяжных, всем им надо платить. Как вы объясните такое расхождение в вашем законопроекте с фактическим состоянием дел? ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Спасибо за вопрос, Александр Геннадьевич. Никаких расхождений нет, всё очень легко и просто: в настоящее время данные дела рассматриваются судами общей юрисдикции и судьи получают за рассмотрение этих дел денежные средства - вот эти денежные средства, если данные дела перевести суду присяжных, будут распределены между присяжными заседателями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К. Вопрос, наверное, Виктору Витальевичу. Понятно, что проблема существует, и проблема в правоприменении, поэтому идея коллеги Зелинского заслуживает внимания, может быть, действительно следует уточнить по составам. У меня вопрос следующий: всё-таки какое количество преступлений совершается и какова количественная динамика тех преступлений, о которых идёт речь в данном законопроекте? ПИНСКИЙ В. В. Ну, я думаю, Иван Константинович, этот вопрос надо было задавать автору, поскольку этот законопроект внесли ваши коллеги. Комитет как раз в своём заключении ссылался на то, что никакой статистики по этим делам не приведено. Это тоже было одним из оснований для отклонения этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5047 по 5112 из 6176
Коллеги, есть ли желающие выступить по законопроекту, который мы обсуждаем? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Коллеги, я хотел бы напомнить, что депутат фракции ЛДПР Ян Зелинский чётко обозначил, что речь идёт исключительно об убийстве или о тяжких телесных повреждениях, и речь идёт о тех людях, которые подвергаются насилию и не способны себя защитить. Очень большое, даже не имеющее статистики и не поддающееся подсчёту, количество женщин подвергается бытовому насилию ежедневно, поэтому, голосуя за данную поправку, мы в первую очередь голосуем за то, чтобы те люди, которые в силу тех или иных обстоятельств не смогли получить своевременную защиту от правоохранительных органов или рядом с которыми не появился человек, сумевший защитить их, и потому подручными средствами и способами отстаивали свою честь, достоинство, а временами и жизнь, могли рассчитывать на то, что их дело будет рассматриваться такими же людьми - с нормальными жизненными ценностями и принципами - и что это приведёт к оправдательному приговору, ведь в любом случае суд выносит решение, но никому не хотелось бы иметь судимость. Так что сегодня мы здесь рассматриваем вопрос, который касается в том числе и слабой половины населения Российской Федерации, и, не голосуя за данную поправку, мы ставим на одну ступень слабый пол - женщин, которые порой не могут себя защитить кулаками, и мужчин, которые имеют возможность воспользоваться оружием, физической силой. В связи с этим фракция ЛДПР просит всех коллег поддержать эту инициативу и сделать жизнь наших женщин более безопасной. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ремезков Александр Александрович. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ну, всё то, о чём говорили авторы, конечно, важно и нужно, но, на наш взгляд, в законопроекте отсутствуют чёткие критерии для отнесения такого рода уголовных дел к подсудности суда с участием присяжных заседателей, к тому же предложенные законопроектом изменения не отвечают принципу формальной определённости закона, предполагающему точность и ясность законодательных предписаний. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства не желают выступить? Комитет? Автор? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 35 сек.) Проголосовало за 196 чел.43,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 196 чел. Не голосовало 254 чел.56,4 % Результат: не принято Отклоняется проект федерального закона.