Заседание № 237

20.05.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 373848-6 "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся подсудности уголовных дел о преступлениях, связанных с превышением пределов необходимой обороны; внесён депутатами Государственной Думы Я. В. Зелинским, И. Ю. Дроздовым, а также Е. В. Афанасьевой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4852 по 5035 из 6176
Коллеги, продолжаем рассмотрение законопроектов. 12-й пункт повестки дня,       
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30                    
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад Яна              
Викторовича Зелинского.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемые коллеги, в настоящее время в части второй статьи 30   
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации говорится о том, что      
суд первой инстанции рассматривает уголовные дела при участии коллегии из       
двенадцати присяжных заседателей по ходатайствам обвиняемых по ряду статей      
Уголовного кодекса. В данном перечне отсутствует статья 37 Уголовного           
кодекса, в пункте 2 которой речь идёт о превышении пределов необходимой         
обороны: "Защита от посягательства, не сопряжённого с насилием, опасным для     
жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой          
применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было          
допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных            
действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства".        
Понятие пределов необходимой обороны означает, что причинённый вред не должен   
быть чрезмерно больше по сравнению с характером и степенью опасности            
посягательства, но из этого не следует, что вред, причинённый в результате      
необходимой обороны, должен быть обязательно равным или меньшим по сравнению    
с вредом, причинить который стремился посягающий. В комментарии к Уголовному    
кодексу Российской Федерации указывается, что при выяснении того, имело ли      
место превышение пределов необходимой обороны, суд не должен механически        
исходить из требований соразмерности средств защиты и средств нападения.        
Нужно учитывать не только указанное соответствие, но и характер опасности,      
угрожавшей оборонявшемуся, его силы и возможности по отражению                  
посягательства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на      
реальное соотношение сил посягавшего и защищавшегося. Изучив практику           
уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в превышении пределов необходимой     
обороны, мы пришли к выводу, что на деле статья 37 Уголовного кодекса           
Российской Федерации не работает, то есть суд не применяет её нормы.            
                                                                                
На основании изложенного мы предлагаем внести изменения в часть вторую статьи   
30 Уголовно-процессуального кодекса России, дополнив её нормой, по которой      
уголовные дела о преступлениях, связанных с превышением пределов необходимой    
обороны, по ходатайству обвиняемых будут рассматривать судьи федеральных        
судов общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей. Тем      
самым будет исключена возможность предвзятого отношения суда к уголовным        
делам по обвинению в превышении пределов допустимой обороны и обвиняемый, не    
согласный с обвинением, будет иметь возможность заявить ходатайство, чтобы      
его дело было рассмотрено коллегией из двенадцати присяжных заседателей,        
которые являются гражданами нашей страны и без предвзятости, адекватно могут    
подойти к рассмотрению той или иной ситуации и дать свою оценку по делу, а      
именно оправдать обвиняемого или признать его виновным в преступлении,          
совершённом с превышением пределов необходимой обороны.                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, приведу только два примера - о подобных случаях мы очень     
часто узнаём из средств массовой информации. Первый пример: насильник           
изнасиловал девушку, совершил половой акт, но суд признаёт девушку, убившую     
его, виновной. Судья говорит: "Надо было убегать! Зачем ты его убила, взяла     
палку, бутылку и убила?" - и девушку признают виновной. Это нормально,          
уважаемые коллеги?! Если бы был суд присяжных заседателей, я уверен, что        
такого приговора бы не было.                                                    
                                                                                
Второй пример. Грабитель заходит в дом, это частная собственность... В          
Соединённых Штатах Америки вообще разрешено, если посягают на частную           
собственность, стрелять на поражение, а у нас в России... Допустим, приходят    
грабители, заходят в дом, начинают убивать парня или девушку (не столь          
важно), человек обороняется, взял в руку какую-то палку, при обороне убил       
грабителя - суд по таким же основаниям вынес обвинительный приговор: мол,       
нужно было бежать из дома! Ну это разве нормально?! И таких дел, по             
статистике, немало.                                                             
                                                                                
У меня всё, уважаемые коллеги. Я надеюсь на то, что вы поддержите данный        
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Виктора Витальевича Пинского.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В законопроекте, внесённом   
нашими коллегами, предлагается статью 30 УПК дополнить нормой о том, что        
уголовные дела о преступлениях, которые связаны с превышением пределов          
необходимой обороны, будут рассматриваться судьёй с участием коллегии           
присяжных заседателей. Сейчас к числу таких преступлений, связанных с           
превышением пределов необходимой обороны, относятся составы таких               
преступлений, как убийство, совершённое при превышении пределов необходимой     
обороны, и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершённое   
при превышении пределов необходимой обороны, но они относятся к преступлениям   
небольшой тяжести, и рассматривать их с участием присяжных заседателей,         
очевидно, нецелесообразно. В настоящее время эти составы подсудны мировому      
судье и районному суду, где рассмотрение дел с участием присяжных не            
предусмотрено. Хочу напомнить, что санкции этих статей, статьи 108 и статьи     
114, предусматривают лишение свободы соответственно до двух лет и до одного     
года. При этом в пояснительной записке речь идёт о любых уголовных делах о      
преступлениях против жизни и здоровья, по которым может встать вопрос о         
превышении пределов необходимой обороны.                                        
                                                                                
Поддержать это предложение комитет не может по следующим основаниям.            
Превышение пределов необходимой обороны у нас является обстоятельством,         
смягчающим наказание, и в этом качестве оно уже применяется ко всем составам    
преступления. В то же время в законопроекте нет чётких критериев для            
отнесения такого рода уголовных дел к подсудности суда с участием присяжных,    
поэтому любое дело, связанное с необходимой обороной, будет рассматриваться     
судом присяжных, то есть отсутствует точность и ясность законодательных         
предписаний. Сейчас институт присяжных у нас работает и дела рассматриваются    
с участием присяжных только по тяжким и особо тяжким составам, и                
рассматривать дела с участием присяжных по несложным составам просто            
нецелесообразно. Кроме того, такое изменение противоречит общему направлению    
судебной реформы в области апелляционного производства по уголовным делам и     
перераспределению уголовных дел между судами разных уровней в направлении       
усиления роли районного суда, который является у нас основным звеном системы    
судов общей юрисдикции. Да и сама по себе смена подсудности не может решить     
проблемы правоприменительной практики, на которые в своём проекте закона        
указывает автор.                                                                
                                                                                
Правительство данный законопроект не поддерживает.                              
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, уважаемые коллеги?                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Виктор Витальевич, вопрос к вам. Профильный комитет и правительство   
справедливо отмечают правовую неопределённость в представленной редакции        
законопроекта, однако сама генеральная идея заслуживает внимания. В связи с     
этим вопрос: изменится ли что-либо, если в проекте закона будут прописаны       
конкретные составы, которые могут быть отнесены к подсудности суда первой       
инстанции в составе судьи и двенадцати заседателей и которые связаны с          
превышением пределов необходимой обороны?                                       
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. Я думаю, если будут       
прописаны составы, это будет предмет рассмотрения уже нового законопроекта.     
Но если буквально подходить к рассмотрению данного проекта закона, то в         
случае совершения такого преступления, как нанесение побоев, если в данном      
случае были превышены пределы необходимой обороны, мы будем рассматривать       
данное дело судом присяжных, но это, мне кажется, неправильно. Поэтому если     
появится новая инициатива, если в новом законопроекте будет дано                
разграничение, будет системность, понятность, тогда и будем рассматривать.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич.                            
                                                                                
СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопрос к автору.                                                         
                                                                                
Ян Викторович, вот вы в своём законопроекте пишете, что закон не потребует      
каких-либо дополнительных расходов из бюджета, но ведь труд присяжных           
заседателей оплачивается, и количество дел совершенно очевидно возрастёт,       
потому что, руководствуясь вашей логикой, все бытовые драки нам нужно будет     
перенести, во-первых, на уровень суда субъекта, во-вторых, обеспечить участие   
как минимум двенадцати, ну, плюс запасные, присяжных, всем им надо платить.     
Как вы объясните такое расхождение в вашем законопроекте с фактическим          
состоянием дел?                                                                 
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Спасибо за вопрос, Александр Геннадьевич.                       
                                                                                
Никаких расхождений нет, всё очень легко и просто: в настоящее время данные     
дела рассматриваются судами общей юрисдикции и судьи получают за рассмотрение   
этих дел денежные средства - вот эти денежные средства, если данные дела        
перевести суду присяжных, будут распределены между присяжными заседателями.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович.                              
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Вопрос, наверное, Виктору Витальевичу.                            
                                                                                
Понятно, что проблема существует, и проблема в правоприменении, поэтому идея    
коллеги Зелинского заслуживает внимания, может быть, действительно следует      
уточнить по составам. У меня вопрос следующий: всё-таки какое количество        
преступлений совершается и какова количественная динамика тех преступлений, о   
которых идёт речь в данном законопроекте?                                       
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Ну, я думаю, Иван Константинович, этот вопрос надо было           
задавать автору, поскольку этот законопроект внесли ваши коллеги. Комитет как   
раз в своём заключении ссылался на то, что никакой статистики по этим делам     
не приведено. Это тоже было одним из оснований для отклонения этого             
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5047 по 5112 из 6176
Коллеги, есть ли желающие выступить по законопроекту, который мы обсуждаем?     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Коллеги, я хотел бы напомнить, что депутат фракции ЛДПР Ян          
Зелинский чётко обозначил, что речь идёт исключительно об убийстве или о        
тяжких телесных повреждениях, и речь идёт о тех людях, которые подвергаются     
насилию и не способны себя защитить. Очень большое, даже не имеющее             
статистики и не поддающееся подсчёту, количество женщин подвергается бытовому   
насилию ежедневно, поэтому, голосуя за данную поправку, мы в первую очередь     
голосуем за то, чтобы те люди, которые в силу тех или иных обстоятельств не     
смогли получить своевременную защиту от правоохранительных органов или рядом    
с которыми не появился человек, сумевший защитить их, и потому подручными       
средствами и способами отстаивали свою честь, достоинство, а временами и        
жизнь, могли рассчитывать на то, что их дело будет рассматриваться такими же    
людьми - с нормальными жизненными ценностями и принципами - и что это           
приведёт к оправдательному приговору, ведь в любом случае суд выносит           
решение, но никому не хотелось бы иметь судимость. Так что сегодня мы здесь     
рассматриваем вопрос, который касается в том числе и слабой половины            
населения Российской Федерации, и, не голосуя за данную поправку, мы ставим     
на одну ступень слабый пол - женщин, которые порой не могут себя защитить       
кулаками, и мужчин, которые имеют возможность воспользоваться оружием,          
физической силой. В связи с этим фракция ЛДПР просит всех коллег поддержать     
эту инициативу и сделать жизнь наших женщин более безопасной.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ремезков Александр Александрович.                         
                                                                                
РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, всё то, о чём говорили авторы, конечно, важно и нужно,   
но, на наш взгляд, в законопроекте отсутствуют чёткие критерии для отнесения    
такого рода уголовных дел к подсудности суда с участием присяжных               
заседателей, к тому же предложенные законопроектом изменения не отвечают        
принципу формальной определённости закона, предполагающему точность и ясность   
законодательных предписаний. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не          
поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе отклонить    
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства не желают выступить? Комитет? Автор?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              196 чел.43,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    196 чел.                                          
Не голосовало                 254 чел.56,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется проект федерального закона.